Средства музыкальной выразительности бизе хабанера кармен. Образ кармен в мировом искусстве


Фламенко в исполнении цыган. Жанр фламенко появился довольно поздно, в конце XVIII века в Андалусии. В нем смешались элементы христианской, цыганской, арабской и еврейской культур. Но цыгане были основными исполнителями фламенко до середины XIX века. Один путешественник по Испании заметил: «Демон дремлет в душе цыгана, пока его не разбудят звуки сарабанды». Изначально фламенко было минорным жанром: его лихорадочный ритм сопровождался повествованием о тяготах и жизненных невзгодах. И только с конца XIX века он начинает трансформировать в красочное шоу, главным предметом которого является любовная страсть и чувственное наслаждение. Фото (Creative Commons license): Patrik Tschudin

Откуда образ Кармен появился в нашей культуре, и с он чем ассоциируется? Я спросила об этом коллег-литераторов. «Какая Кармен? Та самая! «Любовь свободна!.. трам-там-там!». Опера Бизе…», — отвечали мне. Не удивляйтесь, эти люди прекрасно знают, что в основе либретто оперы «Кармен» лежит новелла Проспера Мериме. Конечно, они читали её, некоторые даже в оригинале. Однако опера сильно потеснила в нашем восприятии художественный текст. И все же именно с него мы и начнем наше немножко детективное повествование об образе Кармéн.

Новаторская банальность

Наша героиня родилась во Франции в 1845 году, под пером замечательного прозаика Проспера Мериме (Prosper Mérimée, 1803-1870). «Кармен» не слишком повезло с самого начала. Как это часто случается с оригинальными произведениями, её обвинили в… банальности! Прозаик и литературный критик Стендаль (Henri-Marie Beyle, 1783–1842) решил, что новелла Мериме похожа на повесть писателя XVIII века аббата Прево (Antoine-François Prévost d"Exiles, 1697–1783 ) «История Манон Леско и кавалера де Грие» . Но с этим трудно согласиться. «Кармен», несомненно, произведение новаторское. В чем же его новаторство?

Оно здесь не в сюжете, а в стиле: события, о которых предшественники и современники Мериме рассказали бы в романтической манере, писатель изложил реалистически. Современному читателю, уже привыкшему к реализму, прочувствовать эту новизну довольно трудно, но тогда это смотрелось необычно. И в далекой России Лермонтов (1814–1841) такую необычность оценил и использовал подобный прием повествования, когда писал о жизни Печорина.

Квазимодо с Эсмеральдой. Иллюстрация к «Собору Парижской Богоматери». В 2006 году в Кремлевском Дворце был представлен балет Жюля Перро по роману Гюго в интерпретации Андрея Петрова. Из театральной рецензии: «Танцы и мизансцены, придуманные Андреем Петровым, безусловно, выделялись некоторой немузыкальностью и стилистическими ляпами, особенно на фоне достоверно старинных фрагментов... К счастью, хореограф настолько обуздал собственную фантазию, что лишь записной мизантроп не смог бы перетерпеть сочиненный им танец Квазимодо с мертвой Эсмеральдой, клетки с канарейками в руках средневековых рыцарей, отголоски хореографии Юрия Григоровича в монологах и эротических видениях Клода Фролло и прочие досадные мелочи, рассыпанные по массивному двухактному спектаклю». Иллюстрация с сайта Victor Hugo Central

Египетские чернокнижники

Но есть и ещё кое-что в «Кармен», интересное для нас. В этой новелле фактически впервые в мировой литературе реалистически изображена цыганская женщина. Впрочем, мы ещё попытаемся понять, насколько реалистичен образ Кармен. А пока возникает вполне естественный вопрос: разве до Мериме никто не описывал цыганок? Разумеется, описывал. Долгое время родиной цыган полагали Египет, версия об их индийских корнях возникла много позднее. Цыганка своеобразно одетая, обладающая оригинальной внешностью, чрезвычайно музыкальная, занимающаяся чернокнижным ремеслом гадания, за что получила прозвище «прислужницы сатаны», не могла не привлекать литераторов. Уже в XVI веке Сервантес (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547–1616) написал новеллу «Цыганочка». Однако трактовка образа цыганки в ней очень даже любопытна. Дело в том, что главная героиня «Цыганочки», прелестная Пресьоса, не цыганка по происхождению. Поэтому она отличается от всего табора своей нравственностью - чертой врожденной, по мнению европейцев того времени, несвойственной цыганам.

Новости партнёров

Образ молодой испанской цыганки Кармен изначально был описан в одноименной новелле П. Мериме в 1845 году. Общая картина характера роковой красотки складывается из мужских книжных повествований.

Рассказчик встречает цыганку на набережной. У француза возникают смешанные чувства при взгляде на прислужницу темных сил. Он смотрит на нее с интересом, который сбивается в страх и отчуждение. Сумрачный свет, фон темной ночной реки, придают трагизм и мрачную атмосферу, которая будет преследовать героев на протяжении всего повествования.

Жорж Бизе, создание оперы

Начало работы над оперой Бизе положил в 1874 году. "Кармен" сценический впоследствии претерпела серьезные изменения. Либретто было насыщенно драмой и глубокими эмоциональными контрастами, действующие герои стали более яркими. В оперу была добавлена колоритная народная цыганская тема. Премьера истории жизни и любви испанки состоялась в 1875 году, но абсолютно безуспешно, так как понятия нравственности того времени отличались от заложенных в опере.

Первым, кто оценил образ девушки, стал Чайковский. По его словам, это шедевральное детище Биде отражает все музыкальные цели эпохи. Спустя 10 лет картина "Кармен" приобретает все большую популярность и завоевывает сердца зрителей.

Опера Бизе привнесла в облик цыганки народные черты характера. Для этого композитор перенес место происходящих событий на площадь и на невообразимой красоты горные просторы. Дикие ущелья и мрачные городские трущобы были заменены на солнечные улицы Севильи. Бизе создал Испанию, полную радостной жизни.

Он поместил во все места массу народа, которая находится в постоянном движении, изображая счастливую жизнь. Важным оттенком оперы стало включение народных эпизодов. Мрачные черты драмы приобрели облик оптимистичной трагичности происходящего.

В идею оперы Бизе вложил важность утверждения прав людей на выражение свободы чувств. Опера явилась столкновением двух точек зрения психологического развития человечества. Если Хосе отстаивает только патриархальный взгляд, то цыганка пытается доказать, что жизнь на свободе, которая не сковывается нормами и догмами принятой морали в обществе, намного лучше и краше.

Цыганский образ Кармен в опере "Кармен"

Цыганка является одной и ярчайших героинь оперной жизни. Страстный темперамент, женская неотразимость и независимость - все это буквально кричит в образе Кармен. Она практически никак не связана со своей литературной героиней в описании. Все это было сделано намеренно, чтобы открыть в героине больше страсти и убрать хитрые и воровские замашки книжного персонажа. Более того, Бизе подарил ей возможность добиваться права на обретение своей свободы с трагическим условием - потеря собственной жизни.

Увертюра оперы - это начальное описание музыкального образа Кармен. Роковая страсть разыгрывается между цыганкой и испанцем Хосе. Музыка напоминает лейтмотив с праздника тореадоров, она острая и вспыльчивая. В последствии этот мотив возвращается в драматических сценах.

Портрет испанки

Полный образ Кармен раскрывается через знаменитый испанский танец хабанера, который является прародителем танго. Бизе создал целую гамму томных, чувственных, страстных движений под настоящую мелодию кубинской свободы. Это не просто портрет горячей цыганки, но и рассказ в движениях о ее желании быть свободной в своей любви - такова ее жизненная позиция.

Характеристика девушки держится в танцевальной вариации до третьего действия. Это серия сцен с песнями и танцевальными испанскими ритмами. Цыганский фольклор дополняет картину, когда приходит эпизод допроса. В ней Кармен исполняет шутливую цыганскую песню, она насмехается и дерзит, пропевая один куплет за другим.

Испано-цыганский характер

Более значимое описание образа Кармен проявляется в испанском народном танце Сегидилья. Под виртуозную игру цыганка показывает свой своеобразный испанский характер, а композитор сопоставляет минорный и мажорный звукоряд.

Тарелки, бубен и треугольник в следующем действии возвращают цыганский облик образу Кармен. Нарастающая динамика темпа придает девушке задорный, энергичный и темпераментный вид.

Образ Кармен в дуэте

Военный парень Хосе, влюбленный в цыганку, следит с радостью в глазах за ее песнями и танцами с использованием кастаньеты. Мелодия достаточно проста, поэтому Кармен поет ее, не используя слова. Хосе любуется девушкой, но вспоминает о своем воинском долге, как только слышит призыв на сбор.

Однако свободолюбивая Кармен не понимает этой привязанности, даже после признания Хосе в любви она не перестает упрекать парня. После дуэт превращается в соло цыганки, которая хочет завлечь молодого военного в свою жизнь, полную свободы. Здесь просматривается очень простой и легкомысленный образ страстной цыганки.

Большой сольный выход

Ее сольное выступление занимает большое место в опере. Оно строится на темах прощания со своим долгом и побеге в родные края. Вторая тема сопровождается танцем тарантеллы, а первая - песенными мотивами. В итоге все это превращается в своеобразный гимн свободе.

Однако конфликт усугубляется, и чем больше растет переживание девушки, тем глубже и драматичнее становится образ Кармен. Переломный момент наступает только во время арии в сцене гадания. Кармен наконец осознает, что имея исключительно эгоистичные намерения подобрать под свою волю окружающих, она теряет свое собственное "Я". Цыганка впервые задумывается о том, как она прожигает свою жизнь.

Конец оперы

В сцене с гаданием характеристика образа Кармен имеет три формы. Первая и последняя - это веселые песни с подружками, вторая - отдельная ария цыганки. Выразительность исполнения арии является отличительной чертой образа Кармен в этой фазе оперы. Песня изначально поставлена на исполнение ее в миноре, без танцевального сопровождения. Низкие тона партии оркестра, сумрачная окраска в которой достигается благодаря звучанию тромбонов, привносят атмосферу траура. Волновой принцип вокала соседствует с ритмичным рисунком музыкального сопровождения.

Последнее действие цыганка исполняет в дуэтах с Эскамильо, который приносит в образ Кармен отпечаток любви. Второй дуэт воплощается с Хосе, он напоминает трагическую дуэль, полную скорби - она является кульминацией всей оперы "Кармен". Образ Кармен непреклонен перед мольбами и угрозами Хосе. Она сухо и лаконично отвечает на мелодичные песни военного. В оркестре опять появляется тема страсти.

Развитие событий происходит по драматической линии с вторжением криков постороннего народа. Финал оперы заканчивается гибелью Кармен во время чествования Эскамильо в качестве победителя. Рожденная в свободе, цыганка решает покончить с собой и доказать, что в этом выборе она тоже свободна. Праздничное звучание темы марша тореадоров сопоставлено с роковым мотивом.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из задач современной школы является обучение самостоятельному поиску необходимой информации. Эту задачу позволяет решить использование модульной технологии, суть которой заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает реализации учебно-познавательных целей. Такая технология подразумевает поэтапное освоение информации посредством алгоритма-предписания, определяющего последовательность действий. Разновидностью модульного обучения является фрейм специальная форма представления знаний, состоящая из конечного числа элементов, каждый из которых имеет своё имя и значение. Накапливая знания на каждом этапе фрейма, учащиеся в итоге приходят к необходимому масштабному выводу, в данном случае о том, как персонаж реалистического произведения достигает статуса “мирового” образа.

Цели и задачи урока: знакомство с творчеством французского реалиста Проспера Мериме; обучение навыку литературоведческого анализа; формирование представлений о взаимосвязи и взаимопроникновении романтического и реалистического направлений; отработка терминов “критический реализм”, “новелла”, “литературный образ”, “вечные” и “мировые” образы”, “проблематика”, “композиция”; выяснение причинно-следственных связей от героя литературного произведения к “мировому” образу; выявление основных черт образа Кармен и места этого образа в мировом искусстве; развитие мышления; воспитание любви к литературе как источнику нравственности.

Ход урока

1. Оргмомент. Объявление целей урока.

2. Жанровые особенности новеллы П. Мериме “Кармен”.

Слово учителя:

До сих пор среди теоретиков литературы нет единого мнения о происхождении этого жанра. Одни считают, что новелла берет начало в античной прозе, другие – в литературе Средневековья, третьи связывают новеллу с бытовыми анекдотами.

Первоначально новелла соответствовала строгим принципам: это краткое прозаическое повествование, обладающее простым, но динамичным сюжетом, лишенное философской проблематики.

Но новелла XlX века прошла сложный путь, на нее наложили отпечаток идеи Возрождения и Просвещения, утвердившие могущество человеческого разума: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Поэтому новелла утрачивает простоту, лаконизм, но приобретает социальную, нравственную и философскую проблематику.

В русской литературе более принят термин “рассказ”, в английской – “short story”. И все же новелла остается экспериментальным жанром.

Крупнейшие новеллисты – Бокаччо, Гофман, Мериме, Э. По, Мопассан, Д.Лондон, Т. Манн и другие.

Работа с текстом П. Мериме “Кармен”.

Каковы жанровые особенности новеллы “Кармен”?

3. Реалистический образ героини в новелле П. Мериме “Кармен”.

I. Почему новелла названа именем Кармен? (Именно с ней связана проблематика новеллы).

II. Каковы время и место действия новеллы? (1830 год, Испания).

III. Каковы первые впечатления от героини? (“Чтобы женщина была красива…”) Она “ведьма”, “приспешница дьявола”.

IV. Особенности портретной характеристики? (“Моя цыганка не могла притязать…”).

V. Почему Кармен не изображена красавицей?

VI. В портретной характеристике каких героинь русской литературы особое внимание уделено глазам? (“Лучистые” - Марья Болконская, “бархатные” - княжна Мери).

VII. Можно ли назвать Кармен “роковой женщиной”? Почему? (“Разве я не обещала…?”).

VIII. Какова Кармен в сцене перед ее убийством? (“Она пристально посмотрела на меня…”).

Убийство лишь кажется следствием страстей. Это не мелодрама, а трагедия. Хосе произносит над убитой им Кармен: “Это калес виноваты в том, что воспитали ее так”. И здесь проявляется мировоззрение Мериме. Автор не встает ни на чью сторону, так как речь идет не о личностях, а о народах. В этом и заключена социальная проблема новеллы.

В русской литературе первой половины XlX века была похожая сцена убийства (Алеко – Земфира). В чем разница? (Это нравственная проблематика).

4. Романтический образ Кармен в русской литературе.

Образ Кармен проникает и в русскую литературу. В марте 1914 г. А.А. Блок пишет 10 стихотворений, объединенных в цикл “Кармен”. Он посвящен Л.А. Дельмас, оперной певице. Еще в ранних стихах Блока звучат звон монист и удары в бубен. Блок впервые увидел Дельмас в 1912 г.: она исполняла на сцене Музыкальной драмы партию Кармен – лучшую свою партию.

Чтение учащимися стихотворений А.А. Блока и М.И. Цветаевой.

Романтической или реалистической героиней является Кармен у русских поэтов XX века?

5. Романтический образ Кармен в оперном искусстве и в живописи.

Как романтический образ Кармен стала восприниматься благодаря опере Жоржа Бизе “Кармен” (1875).

Доклад учащегося “Образ Кармен в опере Бизе”.

Прослушивание арии Кармен.

Доклад “Кармен в опере Щедрина”.

Краткие выступления учащихся “Кармен в живописи”.

6. “Вечный” образ Кармен.

Мы знакомы с понятием “вечный” образ. Источниками “вечных” образов (учащиеся приводят примеры) являются:

Мифологические персонажи;

Легендарные исторические личности;

Библейские образы;

Литературные персонажи.

“Вечный” образ может быть обезличенным: “тургеневская девушка”, “женщина бальзаковского возраста”, некоторые литературные типы.

На предыдущих этапах урока мы уже доказали, что Кармен, без сомнения, является “вечным” образом.

7. “Мировой” образ Кармен.

Но образ Кармен не только “вечный”, но и “мировой”.

В искусстве существует три “мировых” образа: Кармен, Дон-Кихот, Гамлет.

Что символизируют эти “мировые” образы?

8. Подведение итогов.

Таким образом, Кармен является носительницей цыганской идеологии, типом “роковой женщины”, “вечным” и “мировым” образом. Несмотря на то что героиня Мериме – реалистический персонаж, в мировой культуре она выступает как романтический образ.

9. Домашнее задание.

Эссе (по выбору учащегося):

- “…Нрав у Кармен как погода в наших краях”;

- “Я ношу шерсть, но я не овечка”.

Разработка урока музыки в 7 классе на тему:

Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

Цели:

    Знакомство школьников с оперой Ж. Бизе «Кармен».

    Разработка учебного мини-проекта «Образ Кармен».

Задачи:

Образовательные: представить учащимся творчество гениального музыканта и помочь понять и почувствовать, что музыка Ж. Бизе разнообразна, разнохарактерна и многогранна. Обратить внимание на особенности музыкального стиля Ж. Бизе, работая в группах выполнить творческие задания - разучить и исполнить на музыкальных инструментах «Хабанеру из оперы Ж.Бизе Кармен»; выполнить афишу к опере Ж.Бизе «Кармен», составить словесный портрет Кармен.

Развивающая: способствовать развитию самовыражения обучающихся через миропонимание и мироощущение музыкального произведения, через разные формы деятельности.

Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры мышления и языковой культуры обучающихся; личной заинтересованности участия в творческом процессе, формирование устойчивого интереса к музыке, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

Коррекционные задачи:

    Развитие психологической базы речи: слухового внимания, зрительной памяти.

    Развитие навыков ансамблевого и сольного пения.

    Развитие диалогической формы речи (вопрос-ответ).

    Обогащение словаря существительных в практической деятельности.

Предметные компетенции:

    Дать представление об особенностях музыкальных терминов: речитатив, меццо-сопрано;

    Развивать слушательскую и исполнительскую культуру;

    Научить понимать метапредметные связи в музыкальном искусстве;

    Воспитывать культуру речи и языковую культуру, приблизить учеников к пониманию специфического языка музыки.

Социальные компетенции:

    Умение слушать, слышать и понимать мнения других

    Развивать культуру мышления и ощущения

Коммуникативная компетенция:

Культура монолога, диалога и полилога.

Личностные компетенции:

    Освоение разных форм художественной деятельности в направлении духовного самовыражения, саморазвития.

    Выбор самостоятельного маршрута в общении с искусством.

Регулятивные УУД: обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД:

Школьник учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (умение ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями.

Коммуникативные УУД:

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Личностные УУД:

Осваивая личностные универсальные умения, обучающийся более успешно принимает нормы поведения в коллективе, обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и как следствие у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким.

Тип урока: урок мини-проект.

Оборудование урока:

Учебник «Музыка» для 7 класса под ред. Е.Д. Критской, творческая тетрадь к учебнику «Музыка» для 7 класса, заготовка к афише, заготовка к словесному портрету, увертюра к опере «Кармен», Хабанера, Сцена гадания из оперы, минус песни «Вместе мы большая сила», мультимедиа, синтезатор.

Форма работы:

Работа в творческих группах (тип групп: музыканты, художники, литераторы)

Методы обучения: слово учителя, проблемные вопросы, работа в группах, изготовление продукта, презентация продукта.

Педагогические технологии: личностно-ориентировочные, проектная деятельность, проект познавательно-творческий, ИКТ-технологии, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому)

Ход урока

Организационный момент

    Приветствие в форме вокализации учителя и учеников;

    Определение отсутствующих;

    Проверка готовности учащихся к уроку

Эмоциональный настрой

Звенит, заливается школьный звонок,

Нас ждёт интересный, полезный урок.

Пусть будет хорошим у вас настроенье.

И с радостью вам даётся ученье.

А чтобы настроение было радостным, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям и подарите улыбку мне. На такой радостной ноте начинаем наш урок.

Мотивация и актуализация знаний

Давайте закроем глаза, мы представим себя в музыкальном театре. Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений. Мы будем слушать оперу. Это слово в переводе с итальянского, как вы уже знаете, означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд… кого? (Композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера) .

Опера это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Вводная информация учителя и формирование цели урока:

Наш урок пройдет в форме урока – проекта. Такой урок даст вам возможность сделать что-то интересное. Для этого мы разделимся на группы, а что у нас получится – увидим в конце урока.

Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель)

Как вы это понимаете? (знать что-то и никому не говорить – это плохо, надо делиться с другими своими знаниями).

Мы ещё вернёмся к этому эпиграфу, и вы сами сможете объяснить, почему именно его я выбрала для нашего урока.

Сегодня мы с вами отправимся во Францию, где в конце 19 века жил и творил свои музыкальные произведения Ж. Бизе, а его опера «Кармен» одна из самых популярных в мире. Какая опера популярная? (известная, самая лучшая, любимая опера) .

Как вы поняли, тема урока…Может кто уже догадался? (Опера Ж. Бизе «Кармен») .

Тема нашего урока: « Кармен» - самая популярная опера в мире. А тема сегодняшнего мини-проекта «Образ Кармен».

Итак, давайте сформулируем вместе цель нашего урока - проекта:

(Познакомиться с оперой Ж.Бизе «Кармен» и образом Кармен.)

Погружение в проект

Первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский.

«Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире» - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты.

Так о чем же говориться в этой опере?

В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику. Ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене).

События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц.

Знакомство с новым музыкальным материалом

В опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? (Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом)

В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру.

*Слушание увертюры к опере Ж.Бизе «Кармен»*

Красивая музыка? Как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая).

Это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую? (трагическую, сумрачную, грустную, тревожную).

Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы.

Вы уже умеете пользоваться музыкальными терминами. Давайте грамотно порассуждаем о средствах музыкальной выразительности. (1 тема: мелодия взлетает, непостоянная, характер её меняется, лад – мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная. Регистр – средний и высокий, ритм – и ровный, и прерывист, темп – быстрый, динамика – меняется (громко – тихо).

(2 тема: характер решительный, смелый. Мелодия – ровная, без взлётов и снижения звука).

Лад – мажорный, регистр – средний, ритм – ровный, чёткий, темп – средний, динамика – не громко.

Мелодия постоянно менялась, менялись громкость, темп и ритм, что держало нас в напряжении, то есть музыка была непредсказуемой. Музыка увертюры создала образ свободной цыганки и ликующего шествия народа.

А теперь поговорим о главной героине.

Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики. Какой вам она показалась, слушая увертюру? (Она красивая, страстная, любит свободу). Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж.Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Партию Кармен в опере исполняет меццо-сопрано (невысокий женский голос) .

Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца.

*Слушание «Хабанеры» из оперы Ж.Бизе «Кармен»*

Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь.

В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем.

В речитативе Кармен большое значение приобретает мотив «роковой страсти».

Речитатив – это род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, он строится свободно, приближен к речи.

*Слушание Сцены гадания из оперы Ж.Бизе «Кармен»*

(«Уж если карты мне ответ неверный дали»)

Мы с вами познакомились с увертюрой к опере «Кармен» и образом главной героини, слушая её выход с Хабанерой и Сцену гадания с мотивом «роковой страсти».

Работа над мини-проектом «Образ Кармен».

Давайте разделимся на три творческие группы (по желанию).

Музыканты: Боброва М., Харькин Д., Воронцов В., Овчинников А.

Художники: Хасанов Р., Гурчёнок Д., Кузнецова Т.

Литераторы: Кузнецова М., Колодочкин В., Поздняков Р., Басагин А.

Сейчас вы начнете работать в творческих группах, используя те материалы, которые я раздам каждой группе. Вы должны работать быстро, чтобы успеть продемонстрировать продукты своего творчества. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, то я вам буду помогать.

Начнут литераторы , они составляют словесный портрет Кармен. Ребята прочитают нам стихотворение А. Блока, которое он посвятил сцене выхода Кармен. Сравните ваши впечатления с мнением поэта.

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет, -

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Какова ваша характеристика Кармен? (Кармен очень красивая, гордая, вольная, страстная цыганка) . Совпадают ваши впечатления с мнением А. Блока? (Да, понять это нам помогла музыка Бизе).

Художники выполняют афишу к опере.

Музыканты разучивают мелодию Хабанеры и исполняют её.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах и показали нам результаты своего творчества.

На следующий урок мы продолжим знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен».

А сейчас давайте займемся вокально-хоровой работой.

Выполним упражнения:

    На развитие дыхания (вдох-выдох). Вдох носом, выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю вдох носом, на слабую – выдох ртом.

    Поем по нотам до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до

Вот иду я вверх

Вот иду я вниз

В нашей школе дружно живут дети, а учителя их верные друзья. Вместе мы большая сила, об этом сейчас с вами и споём.

Исполнение песни «Вместе мы большая сила»

Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой Ж. Бизе «Кармен»: послушали увертюру, Хабанеру, Сцену гадания из оперы «Кармен», выполнили мини- проект «Образ Кармен».

Рефлексия.

Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия? (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен).

Ответьте на вопросы:

    Достигли мы этой цели? (Да)

    Что вы считаете значимым, интересным при выполнении проекта? (То, что мы разделились и работали по группам)

    Ваши ощущения, впечатления от участия в проекте? (Было интересно слушать ребят из других групп и самому выступать)

    Какой приобрели опыт? (Опыт работы в группе, умения слушать классическую музыку)

    Где пригодятся вам полученные знания? (На других уроках, в жизни)

Полученные знания расширят наше представление о мировой музыкальной культуре, пригодятся нам в будущей жизни. Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь применять на практике. И сегодняшний наш проект этому подтверждение. Ведь правда, ребята? (Да)

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание:

Я вам раздаю листы с домашним заданием по теме сегодняшнего урока. Попробуйте дома его выполнить. Если что-либо не получится, сделаем вместе в классе.

Музыкальная попевка:

До свидания, дети!

До свидания!

Билет. Кармен

История создания. Премьера оперы в марте 1875 года в Парижском театре «опера коми к» провалилась, так как, во-первых, опера создавалась, как комическая (опереточные либреттисты-Мельяк и Галеви), а в развязке, вопреки ожиданиям публики, убита главная героиня. Во-вторых, образ Кармен настолько нов и необычен (современность, sex’опильность, эмансипированность), что публика сочла ее женщиной легкого поведения, хотя это было не так. Опера прошла за сезон 40 раз: «Какая правдивость, но какой скандал!» - отзыв критики.

Чайковский : «Это шедевр. Лет через 10 «Кармен» будет самой популярной оперой мира!»

1883 год - «Гранд опера », вновь «Кармен» - СелетинаГалли-Марье.

По условиям театра Эрнест Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввёл в 4 действии танцевальную сюиту (музыка из оперы «Пертская красавица» и драмы «Арлезианка»).

В 60е годы XXвека вернул подлинный вариант «Кармен» на сцену режиссер Вальтер Фельзенштейн (ГДР).

Прочие варианты и творческие отклики:

«Моя Кармен» (телефильм, соединение текста Мериме и музыки Бизе, поют Образцова и Атлантов).

«Кармен» (фильм-балет Антонио Га деса. Балетмейстер в стиле «фламенко».

«Кармен. Страницы оперы» (соединение стихов Блока и музыки Бизе, дирижер Темирканов, поёт Богачёв).

«Кармен-сюита», балет Щедрина и балетмейстера Альберто Ало нсо (Куба), в главных ролях Майя Плисецкая и Александр Годунов (не Борис!!!)

«Раз, два, три» (фильм-балет Ролана Пети. Франция).

Стихи Блока, Цветаевой, Федерико Гарси а Ло рки.

Сравнение с первоисточником . Сюжет взят из новеллы П.Мериме (Франция, 1 половина XIXвека). Сохранены имена главных действующих лиц (хотя Тореро Лукас стал Эскамильо, невесте Хозе дано имя Микаэла), сохранено время и место действия (Испания, XIXвек).

Отличия концептуальные. Изменяются характеры главных действующих лиц, суть конфликта, то есть возникает иная концепция.

1) Мериме: общий лирико-романтический колорит, ночь, гнездо контрабандистов, тёмные углы, переулки и таверна Севильи;



Бизе: «Мечта об Испании», вечная фиеста, праздничная народная толпа с песней, танцем, залитые солнцем площади и улицы Севильи (1 и 4д), только в 3д-ночь, ущелье.

2) Мериме: безлюдье. Записки путешественника, вошедшего на мгновение в жуткий и поразительный мир бандитского быта и экзотических любовных отношений.

Бизе: Народная опера. На сцене всё время много народа-они свидетели и зрители драмы героев. Народ не фон (и не мега-), а суть действия. Герои из народа. Народные жанры, средства музыкального языка. Но о каком народе идёт речь-испанском, цыганском, французском? (Вот в чем вопрос). Нет музыки цыганской (только начало 2д). Нет музыки «фламенко» (только начало дуэта 2д). Есть музыка «испанская» то есть «французская музыка об Испании».

Подлинных цитат 3:

Хабанера-латиноамериканская предшественница танго (из Гаваны)

Co blas-ритм испанского танца в мелодраме 1д.

По ло-испанский танец в антракте 4д.

3) Мериме: Главные герои-знаменитый бандит и хитрая воровка-цыганка, их конфликт- «схватка волка с собакой». Внешний вид Кармен вульгарен: дырявые чулки, цветок акации в зубах, «шла, играя бёдрами, как молодая кобылица».

Бизе: Хозе-честный, прямодушный, доблестный солдат из провинции, упрямый. Его идеал-служба, долг, порядочная семья. Ему пара Микаэла с льняными косами, в голубом платье с передником, с поцелуем «от мамы», с арией в жанре романса 3д 9лирическое сопрано). Кармен («песня», «цветущий сад») -воплощение женственности, неотразимого обаяния, любви. Новый образ эпохи-не добродетельная девушка-жертва (большинство героинь Верди и Вагнера-Эльза, Джильда), и не«камелия» -жертва общества (Виолетта, Манон), а символ женской независимости.

Увы, реальность в том, что Кармен-дитя не только народа, но и табачной фабрики, а ночью-член шайки контрабандистов. Поэтому появление свободы для Кармен возможно только в любви. Любовь-стихия романтическая, и музыка возвышает и романтизирует образ Кармен. В ней нет снижающих деталей. «Кармен-вся во вне, вся жизнь, все свет, без теней, без недосказанности» Ромен Ролан. Идеальная пара ей-Эскамильо, тореадор, ибо оба-артисты, жизнь-игра, экстрим (коррида-смерть и праздник). 2д Куплеты Эскамильо-марш, в них тема удачи, жанр куплетов предполагает народно-хоровой припев (баритон).

Конфликт и идея. Конфликт возникает между двумя людьми сильного, но разного характера и разных жизненных принципов и, главное, представлений о любви и счастье. Любовь связала их неразрывно, но быть вместе они не в состоянии, и это становится для них трагедией. Любовь превращается в смертельный поединок характеров, с начала до конца оперы герои находятся в конфликте (3 дуэта-поединка – уникальный случай). Идея? Бизе объективен:

1) опера о любви: любовь и долг, любовь и смерть, любовь-жертва. («Навек я твой, моя Кармен…») и любовь-свобода («О да, любовь вольна, как птица, она в неволе не живёт»).

2) опера о праве личности быть собой. Бескомпромиссность, незаурядность личности ведет к столкновению с обществом и гибели: «Кармен свободна, свободной и умрет»

3) «…и всюду страсти роковые, и от судьбы защиты нет!» Пушкин. Солдат и цыганка-герои лирико-психологической драмы.

Жанр оперы. Бизе создатель жанра реалистической психологической драмы в опере «Кармен». Подобно Верди новаторство Бизе связано со смешением традиционных оперных жанров в одном спектакле (3 в 1):

От «большой» оперы-зрелищность, эффектность, обилие массовых сцен.

От «комической» - разговорные диалоги, жанровые эпизоды, в том числе вся роль Цуниги.

От «лирической» - тонкий психологизм в раскрытии интимной драмы героев, опора на бытовые жанры.

Но Бизе не просто соединяет черты разных оперных жанров. В опере происходит постепенный переход (жанровая модуляция) от оперы комической, бытовой, их народной жизни Севильи-к высокой лирической трагедии (обобщенное столкновение, философская драма любви).

Особенности драматургии в опере «Кармен». «Кармен» - образец и вершина французской музыкальной драмы. Французское национальное представление о музыкальной драме весьма отличается от вагнеровских образов. Типичная французская черта-театральность, как основной принцип в драматургии спектакля. Вся опера-театральная игра, что не противоречит реализму («Что наша жизнь? –Игра!»). Поэтому Бизе отказывается от искусственного приближения театра к жизни, и от возвышенно-легендарного сюжета. Как реалист и демократ, он предпочитает бытовизм в сюжете и жанрах («куплеты» невозможны у Вагнера). Более того, оставляет типичную для оперетты дискретность (прерывистость) музыкального звучания-то есть номерную структуру оперы (франц. ясность, рационализм).

Но-соблюдено главное условие оперы-музыкальной драмы. Синтез музыки и драмы, воплощение драмы, конфликтного развития через музыку, и, следовательно, симфонизация оперы.

Музыкальная концепция вырастает из вступления-зерна, в котором представлены основные контрастные образы оперы. Но, в отличие от Вагнера (из одного зерна, путём саморазвития возникали контрасты) и Верди (двуплановость зерна), у Бизе контрастность множественная: 3 отчетливо различимых образа в увертюре: народ (А), тема Судьбы-удачи (F), тема Судьбы-рока (d). Все они представлены по отдельности, это экспозиция. И, развивая эти образы далее, Бизе стремится из множества контрастов к концу оперы сделать единый сплав, не совместимое привести к единству (отразить многообразие и конфликтное единство, существующей, реальной жизни-параллельно квартету Верди «Риголетто»). Вслед за увертюрой (экспозицией) идёт грандиозная симфоническая концепция, в которой на фоне народных образов (массовые сцены) развиваются мотивы судьбы-удачи (он неизменен, чаще всего этот лейтмотив связан с Тореадором 2д, 3д) и судьбы-рока (лейтмотив звучит при появлении Кармен 1д, в сцене с цветком 1д, перед ариозо Хозе в диалоге 2д). В конце 3д оба лейтмотива сопоставляются рядом-удача (неизменно) и рок (труба, грозно). Одновременно с драмой на сцене идёт симфоническое обобщение, происходящее в антрактах, которое является отдельной симфонической сюитой: в увертюре заявлен конфликт:

Антракт 2д – скерцо-марш в духе народной пени.

Антракт 4д – народный танец, страстная тоска.

Своеобразной музыкальной репризой симфонизированной оперы является 4д. В начале 4д повторяется в расширенном варианте увертюра. Финал 4д – великолепный симфоничекий итог: образы народной жизни. Удачи и рока сливаются в единое целое. Драма Хозе и Кармен как бы вырастает из народной жизни и уходит корнями, в народное мироощущение, хотя к концу оперы они-герои философско-психологической драмы.

Этапы развития этой драмы:

1) Завязка – 1д. сцена с цветком (после хабанеры). Хозе – единственный, кто равнодушен к обаянию Кармен, и этим дразнит её самолюбие. Завязка оформлена темой Рока и звучащей её ответ темой любви Хозе. Появляется прием обобщения через жанр (Кармен – хабанера, Хозе – романс).

2) Дуэт – поединок – 1д в рамках сегидильи – Кармен ведет и выигрывает (смотреть анализ в характеристике Кармен). Первые признаки сквозной сцены, отклонение в жанр лирической драмы.

3) Дуэт – поединок – 2д, сквозная сцена. Идёт жанровая модуляция в опере в целом, и, в частности, в партиях героев. Простак и субретка превращаются в героя и героиню, солдат и цыганка – в персонажей лирической, философско-возвышенной драмы.

4) Обобщение через жанр:

Лирические строфы (Хозе) и тарантелла (Кармен)

Развернутая форма – из нескольких эпизодов:

Экспозиция (песня фламенко с кастаньетами)

Завязка (контрапункт труб «зори» и песни)

Ариозо Хозе с цветком (его кредо, его идеал любви)

Ариозо Кармен (её кредо, её идеал любви)

Незавершенный финал – конфликт («Прощай-прощай», ум7)

Герои непримиримы.

5) Дуэт-поединок 4д – ведет Хозе и выигрывает. Выигрывает ли? Ницше: «Здесь мужчина осуществляет свое право собственности». Сквозной дуэт, патетическая декламация в партиях героев. Нет бытовизма и жанровости. Это своеобразная реприза – развязка на фоне народных образов. Это символ, так как коррида – это и праздник, и смерть (на виду у всех). «Победа, победа!» чья? (это риторический вопрос).

Музыкальная характеристика Кармен.

Главная героиня. Всё действие – вокруг нее. Образ многогранен, богат духовно и музыкально. Образ проходит значительную эволюцию с точки зрения драматургии, хотя по характеру героиня неизменна и верна себе до конца.

Появление Кармен на сцене долго готовится. После опереточных маршей 1д (солдаты, мальчишки), дан переход к лирической образности. Хор молодых людей (C-dur, с роскошной романтической гармонией). Хор работниц (E-dur, 6/8, улетающие мотивы), хор поклонников (f-moll, страстная мольба) -–нагнетаются эмоции любовной лирики, и мы ожидаем выхода лирической героини.

Но вместо героини любовного романа – перед нами народная героиня, кумир толпы, артистка, способна выразить суть мироощущения безъязыкой массы. Её выходной номер – песня-танец в народном духе и, как язычок пламени, она зажигает темперамент окружающих. Хабанера проста и эффектна, ей крупный штрих рассчитан на массовое восприятие, на «подпевание» хором (квадратный куплет с припевом d-D, на остинатную формулу гитарного аккомпанемента 2/4 прихотливая ритмически, хроматизированная мелодия с яркими акцентами и страстными portamento). Текст – кредо Кармен: любовь – свободное чувство, «в неволе не живёт». Здесь – прием обобщения через жанр: жанр хабанеры раскрывает суть характера героини – перед нами любимица народа, красавица, певунья, танцовщица.

Каждое сольное высказывание Кармен в последующей цепочке номеров – необходимо и достаточно в воплощении ее образа, дает новые грани характера. Песня и мелодрама (ответ Цуниге) – это скрытый диалог (Цунига говорит), песенка на текст Пушкина чутко реагирует на поведение разъяренной толпы, одновременно намеки предназначены и для Хозе. Песенка структурно незамкнута, развивающий эпизод, но народная основа (coblas).

Сегидилья и дуэт (h-moll), основываясь тоже на средствах народного музыкального языка и жанра, включает в себя тонкую психологическую характеристику. Сегидилья предназначена только одному слушателю – Хозе, поэтому её характер камерный, песня-танец (со связанными руками и запретом говорить) превращается в утонченную игру, флирт, дуэт без партнёра (Хозе упорно молчит). Тональность переливчатая (одноименная и параллельная переменность), мелодия неуловимо причудлива. Переходы (p-f), куплетность сквозная. В середине Хозе не может не ответить – и сдаётся. Его острые, раздраженные интонации обволакиваются гибкими, мягкими и цепкими мелодическими оборотами сегидильи. Реприза – торжество Кармен.

Цыганская песня (e-moll) – последний жанрово-бытовой номер в партии Кармен (куплеты, бубен, песня-танец, ускорение темпа от начала к концу, черты цыганского фольклора).

Итоги 1ой половины оперы в партии Кармен:

1) все номера концертны (для публики, желание казаться, а не быть – она артистическая натура).

2) основаны на первобытных жанрах (то есть бытовых, народных, национальных, есть даже мелодические цитаты)

3) законченные, в традиционной форме (преимущественно куплетной)

Начиная с дуэта-поединка 2д, происходит смена жанровой основы партии Кармен. Песенка фламенко без слов (B-dur) – экспозиция дуэта, искренняя ласка, но выражение её по-прежнему артистично (танец с кастаньетами, минимум аккомпанемента, скромный диапазон)

Ариозо в дуэте (e-moll) – тарантелла, ода свободе. Жанр не испанский, а итальянский, является обобщением психологического состояния Кармен.

Ариозо в терцете 3д (сцена гадания – середина драматического скерцо) C-f-C. Здесь окончательно определяются черты Кармен – трагической героини и новые приёмы её характеристики:

1) внутренние монологи-ариозо (исповедь, искренность, «быть, а не казаться»)

2) основан на вторичных (профессиональных) жанрах – декламация, народные истоки опосредованы (не в прямую): мелодический минор, остинато аккомпанемента струнных, и ладовая переливчатость в ариозо обусловлены драматическим накалом чувств, а не народным жанром (его здесь нет).

3) типичные приемы сквозного развития, ариозо-форма, как единая волна с яркой высотной и динамической кульминацией и срывом.

Реплики Кармен в дуэте-поединке 4д – трагическая героиня высокой драмы, декламация, но осталось единство образов и суть характера: духовная независимость «Кармен свободна – свободной и умрёт!»

Погибает под звуки народного марша и текста «Победа, победа!»

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...