Сюита шахерезада тема шахерезады. Конспект занятия с презентацией в ДШИ по музыкальной литературе. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада". Что такое симфоническая сюита
«Шехераза́да» - симфоническая сюита , одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова , написанное в 1888 году . Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи ». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра . Также форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии . В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.
- В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада » на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста .
Состоит из 4 частей:
- Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) - Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).
- Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) - Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.
- Царевич и царевна (The young prince and the young princess) - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
- Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) - Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).
Обработки
Шехеразада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.
- Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд . Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
- Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
- Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
- Фрагмент «Шехеразады» использован в фильме «Кавказская пленница »
- Музыка из «Шехерезады» использована в мультфильме «Русалочка (мультфильм, 1968) »
Произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова | ||
---|---|---|
Оперы (по времени создания) | Псковитянка Майская ночь Снегурочка Млада Ночь перед Рождеством Садко Моцарт и Сальери Боярыня Вера Шелога Царская невеста Сказка о царе Салтане Сервилия Кащей Бессмертный Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Золотой петушок | ![]() |
Симфонические произведения | Симфония № 1 Симфония № 2 «Антар» Симфония № 3 Увертюра на темы трех русских песен Сюита «Шехеразада» Испанское каприччио Светлый праздник (Воскресная увертюра) Садко Сербская фантазия Сказка Симфониетта на русские темы Малороссийская фантазия Над могилой Дубинушка Здравица Неаполитанская песенка | |
Кантаты | Свитезянка Песнь о вещем Олеге Из Гомера | |
Инструмент с оркестром | Концерт для тромбона Вариации на тему Глинки для гобоя Концертштюк для кларнета Концерт для фортепиано Фантазия для скрипки Мазурка на три польские темы для скрипки Серенада для виолончели |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Шехеразада (сюита)" в других словарях:
Музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера
- (франц. suite, букв. ряд, последовательность) одна из осн. разновидностей многочастных циклич. форм инстр. музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художеств. замыслом. Части… … Музыкальная энциклопедия
Ы; ж. [франц. suite] Музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. С. Грига. // Балетный цикл из ряда танцевальных номеров, объединённых одной темой. Балетная с. ◁ Сюитный, ая, ое. С ая … Энциклопедический словарь
Сюита - СЮИ́ТА (франц. suite, букв. ряд, последовательность, продолжение), 1) Циклическое муз. произведение, состоящее из неск. самостоятельных частей, объединённых общностью художеств. замысла и следующих одна за другой по принципу контраста. С.… … Балет. Энциклопедия
- (франц. suite, буквально ряд, последовательность) одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от… … Большая советская энциклопедия
Сюита - (от франц. suite ряд, последовательность) инструмент. или реже вокально инструмент. жанр в форме нерегламентированного многочастного цикла. Целостная худож. композиция С. образуется на основе чередования танцевальных или нетанцевальных частей,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Реферат на тему:
Шехеразада (сюита)
Шехерезада рассказывает сказки Царю Шахрияру
Музыкальная тема Н. А. Римского-Корсакова Шехеразады
«Шахереза́да» - симфоническая сюита «Шахерезада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шахерезаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов тонов «Шахерезада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Также форма «Шахерезады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шахерезада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии. В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шахерезада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.
- В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.
Состоит из 4 частей:
1. Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) - Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).
2. Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) - Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.
3. Царевич и царевна (The young prince and the young princess) - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
4. Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) - Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).
Обработки
Шехерезада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.
- Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехерезады» в виде электроорганной композиции «Medley: Prelude to Happiness », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд. Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
- Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
- Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехерезады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
Фрагмент «Шехерезады» использован в фильме «Кавказская пленница»
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 09:35:24
Похожие рефераты: Шахерезада , Шахерезада (балет) , Шахерезада (фильм) ,
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.
В течение лета 1888 года Римским-Корсаковым была написана «Шехеразада» и впервые исполнена под управлением автора в сезоне 1888-1889 в одном из «Русских симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым. С тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей.
Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи».
Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:
Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика - Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.
Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.
А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло . В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.
В эпилоге сюиты тема Шахрияра становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита.
«Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это - рассказ одного лица - очаровательной сказочницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок.
Эта сюита - один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения.
Восточные мотивы
Когда Сергей Дягилев продумывал программу для первых «Парижских сезонов» русского балета в 1910 году, он выбрал именно это произведение, наряду с «Половецкими плясками» А. Бородина и «Хованщиной» М. Мусоргского. Претворяя в жизнь свои планы, он хорошо понимал, что конкретно может понравиться публике и что французов очень привлекают восточные веяния. В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» с Вацлавом Нижинским и Идой Рубинштейн в главных ролях. Автором великолепных костюмов и декораций был Леон Бакст.
А в 1911 году В. А. Серов, увидев «Шехеразаду» в программе второго Русского балетного сезона Сергея Дягилева в Париже, был так восхищён красочной необычностью музыки и действа, что создал для балета огромный (12 на 12 метров) занавес.
Симфоническая сюита «Шехеразада»
Римский-Корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» - от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны.
Фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада» прочно вошла в концертный репертуар. Н. А. Римский-Корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием.
Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.
В течение лета 1888 года Римским-Корсаковым была написана «Шехеразада» и впервые исполнена под управлением автора в сезоне 1888-1889 в одном из «Русских симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым. С тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей.
Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи».
Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:
Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.
Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.
Во вступлении слышится контраст между грозным султаном Шахрияром и пленительной Шехеразадой с самого начала.
В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.
А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло
. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.
Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями.
Главная партия сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.
С ней контрастирует светлая побочная – тема Синдбадова корабля. Музыка ее удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворённого моря.
Тема Шахрияра светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение.
Вторая часть – «Рассказ царевича-Календера». Здесь появляется новый персонаж - царевич, и Шехеразада как бы передаёт ему слово. Так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. Композитор создаёт музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения.
Третья часть - самая лирическая в сюите. Она называется «Царевич и царевна» и представляет собой своеобразный любовный лирический дуэт.
Но особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем, игре ритмов, тембров. Обширная кода, которая служит заключением всего цикла, рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу.
В эпилоге сюиты тема Шахрияра становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита.
«Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это - рассказ одного лица - очаровательной сказочницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок.
Эта сюита - один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения.
Восточные мотивы
Когда Сергей Дягилев продумывал программу для первых «Парижских сезонов» русского балета в 1910 году, он выбрал именно это произведение, наряду с «Половецкими плясками» А. Бородина и «Хованщиной» М. Мусоргского. Претворяя в жизнь свои планы, он хорошо понимал, что конкретно может понравиться публике и что французов очень привлекают восточные веяния. В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» с Вацлавом Нижинским и Идой Рубинштейн в главных ролях. Автором великолепных костюмов и декораций был Леон Бакст.
А в 1911 году В. А. Серов, увидев «Шехеразаду» в программе второго Русского балетного сезона Сергея Дягилева в Париже, был так восхищён красочной необычностью музыки и действа, что создал для балета огромный (12 на 12 метров) занавес.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». 1 часть, mp3;
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Тема Шахрияра, mp3;
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Тема Шехеразады, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Тангейзер: Мне очень нравится этот симфонический шедевр Николая Андреевича Римского-Корсакова...И я в этом не одинок...) Прошу сорри за излишнюю "девичью" эклектику при оформлении поста...))
Симфоническая сюита, соч. 35
Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под
управлением автора.
«Шахерезада» - музыкальное воплощение отдельных эпизодов и картин
из знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вот
программа, приложенная к партитуре самим композитором: «Султан Шахриар,
убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих
жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла
его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил
своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов
и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ». Сюита «Шахерезада»
- одна из вершин русского программного симфонизма, она часто исполняется оркестрами.В
сюите четыре части.
I часть - «Море». Две темы в её вступлении - грозная тема Шахриара
и тема солирующей скрипки - Шахерезады. Первая часть - это морское путешествие.
Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля,
затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. Буря утихает, корабль
плавно скользит по морским просторам.
II часть - «Рассказ Календера-царевича» - это повествование о
битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады
- как напоминание о рассказчице.
III часть - «Царевич и царевна», построенная на двух восточных
темах, - очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам
о Шахерезаде.
IV часть объединяет две контрастные картины - «Багдадский праздник»
и «Корабль, разбивающийся о скалу».
В финале сюиты скрипка ещё раз исполняет тему Шахерезады, тема Шахриара идёт
в новом звучании - спокойно и умиротворённо.
От сказок моих, сладостных и нежных,
мужчины часто голову теряли...
Всегда я оставалась безмятежной -
Ведь сердце и душа моя молчали...
Но ты...Ты покорил Шехерезаду...
Я сказки про любовь слагать умею.
Способности такой не очень рада...
Мужчины - они просто столбенели.
Ты устоял...Ты рассказал мне сказку,
Такую, о которой не слыхали...
Ты растопил мне сердце тихой лаской
И я - твоя...Ты просто уникален...
Откуда ты пришёл? Какой дорогой?
Но, впрочем, мне до этого нет дела,
Я отпускаю беды и тревоги
И слушать бы тебя всегда хотела...
- Всякая ли власть от Бога?
- Вся ли власть от Бога? Божья и духовная власть. Всякая ли власть от Бога? Святитель Филарет Московский (Дроздов) - Странник — LiveJournal Власти не от бога толкование
- Рецепты приготовления домашнего майонеза с фотографиями Рецепт приготовления домашнего майонеза из куриного белка
- В чем разница между маслинами и оливками Чем отличаются черные маслины от зеленых оливок
- Чем отличаются оливки от маслин и что полезнее Чем отличаются оливки от маслин правда
- Самый оригинальный салат на новый год
- Делаем протеиновые батончики: рецепт самых вкусных белковых лакомств
- Кулич в хлебопечке с лимонной цедрой
- Средства передвижения Для населения Руси, разбросанного на необозримых просторах восточноевропейской равнины, развитие средств сообщения было условием хозяйственного и культурного единства
- Фамилия царя федора ивановича
- Главные русские приметы и суеверия Старинные народные поверья
- Лужков - заслуженный пивовар, а Чубайс - почетный чеченец
- Абсолютная погрешность измерений
- «Распределенный мозг» муравьиной семьи
- Смотреть что такое "15-я хромосома человека" в других словарях Количественные хромосомные аномалии
- «Распределенный мозг» муравьиной семьи Почему муравьи ходят по воде
- Татарские легенды о зу-л-карнайне Татарские легенды и предания
- Народные промыслы уральского региона Народные промыслы жителей южного урала
- Построил первый в мире теплоход
- Пустынь Феодосия Кавказского