Успенский Горицкий монастырь: где находится? Фото и история. Переславль-Залесский. Горицкий монастырь. Успенский собор


Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности – «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил , основатель Троице-Даниловского монастыря . Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника . Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.
Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.



Стены
достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне. В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница , с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро. Внутри самой звонницы вид хуже – она вся разрисована наименее культурными посетителями музея. В 1887г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое
время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 гг. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.
В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью
была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.
Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его
убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима . Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.
Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.



В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.
Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881г., и вовсе разобрали.
В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.
В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике – он был основан в 1919г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930г. М.И.Смирнов – автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).


В 1963г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь. В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из д.Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.

Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей . Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.


Отзывы:

Приехали из Украины и побывали на экскурсии. Очень сильные впечатления! Какая мощь! Хочется посетить это место еще, и еще раз. Изложенная информация дополнила увиденное.Спасибо создателям сайта и сотрудникам музея.
Ирина, 01.06.2011

Монастыри и храмы привлекали внимание туристов во все времена. Старинная архитектура, своеобразный жизненный уклад, уникальный иконостас, все это интересует людей. Для кого-то это возможность удовлетворить свое любопытство, для других - шанс узнать другую сторону жизни и, возможно, сделать определенные выводы. Успенский Горицкий монастырь - это интереснейший памятник, который стоит посетить всем. Почему именно памятник? Потому что на сегодняшний день он отдан музею, монахини проживают на небольшой территории, все остальные помещения комплекса свободно посещаются туристами.

Знаменитость среди туристов

Действительно, здесь стоит побывать хотя бы один раз. Успенский Горицкий монастырь является самым знаменитым в Переславле-Залесском. Практически все сооружения относятся к XVII-XIX векам. Самые древние на сегодняшний день нуждаются в реставрации, но остаются прекрасными. Особенно интересен главный храм монастыря - собор Успения Богородицы. Старинный и удивительный, он сотни лет стоит и взирает на происходящее вокруг. Успенский Горицкий монастырь украшает иконостас, который был создан еще в 1750 году. Грандиозный, резной, он до сих пор удивляет туристов своим величием. Многие отмечают, что он мог бы украсить и московские храмы.

История великого монастыря

Успенский Горицкий монастырь был основан в самом начале XIV века. Причем этот храм Успения не с самого начала был наречен Горицким. Уже позднее это название было добавлено ему из-за того, что его построили на холме. Сначала все церкви были деревянными, и от них на сегодняшний день не сохранилось совершенно ничего. Удивительно, сколько лет это намоленное место было обителью монахов, которые возносили благодарность Господу.

Однако лихие времена не пощадили Успенский Горицкий монастырь. История его, как и многих других древних храмов на Руси, включает темные страницы полного уничтожения. Так, в 1382 году войско Тохтамыша полностью разрушило Переславль, а с ним и монастырь. Однако он не канул в Лету. Именно в это время, непосредственно перед вторжением, на богомоление в святую обитель приехала княгиня. Она сумела спастись от татар, уплыв по реке на плоту.

Чудесное спасение не оставил без внимания ее муж, Дмитрий Донской. Уже в 1392 году он полностью восстановил Горицкий Успенский сделав это на свои средства. Но ни одно здание, созданное в ту пору, не дошло до наших дней. Все они были уничтожены набегами, пожарами, а также временем. Однако монахи не покидали его, раз за разом отстраивая свою тихую обитель.

От создания до наших дней

Переславский Горицкий Успенский монастырь существовал настолько долго, что летопись о нем имеет значительные пробелы. Доподлинно известно, что в таком виде, в котором мы его знаем сегодня, он строился в XVII-XVIII веках. Что происходило с ним в период с XIV века, как жили монахи, почему обитель пришлось полностью перестраивать - неизвестно, об этом можно только догадываться. Однако мы знаем, что и дальше судьба монастыря была достаточно сложной. Это ясно уже исходя из того факта, что он не функционирует уже несколько столетий.

В современной истории фигурирует уже Горицкий Успенский Переславле-Залесском, хотя изначально он был исключительно мужским. Монахиням выпала тяжелая ноша: уже в 1744 году их тихая обитель была упразднена. Службы в ней прекратились, а сама она была передана епархии. Однако скоро ее ждала такая же участь: епархию упразднили.

Заброшенный, но не забытый

Горицкий Успенский долго представлял собой довольно жалкое зрелище. Еще великолепный и торжественный, он был полностью заброшен. Стены ветшали и разрушались без присмотра, территория зарастала травой, вандалы засыпали ее мусором. Лишь к концу XX столетия о нем снова вспомнили и разместили в одном из зданий духовное училище.

Постепенно Горицкий Успенский монастырь начали приводить в порядок. Однако его ждало новое испытание: его отдали под музей-заповедник. При этом, что удивительно, монахини не оставляли свою обитель на протяжении всех этих сложных времен. И сегодня они пытаются восстановить старинный монастырь. Хотя монахинь на территории проживает не так и много, и поддерживать в порядке огромную территорию им непросто.

Дорога к монастырю

Если вы собираетесь в поездку по историческим местам нашей Родины, обязательно посетите и Успенский Горицкий монастырь. Как добраться, мы сейчас вам расскажем. Расположен он по адресу: Музейный переулок, 4. Если вы заезжаете со стороны Москвы, то при въезде в город, уже сможете увидеть стены и купола церквей (с левой стороны). Если вы гостите в Переславле-Залесском и хотите посетить тихую обитель, то можете воспользоваться общественным транспортом. Наиболее удобным для вас будет рейсовый автобус № 1 (остановка так и называется - «Музей»). На подъезде к монастырю вы издалека увидите стены. У них обязательно оглянитесь вокруг. Теперь действительно ощущается, что храм расположен на холме, с которого открываются прекрасные виды на Переславль. Вход на территорию монастыря, а ныне музея, обойдется в 250 рублей (если хотите посетить все экспозиции).

Стены монастыря

Именно их мы видим издалека, только подъезжая к храму. Рассматривая Успенский Горицкий монастырь (фото мы привели в статье), можно заметить, что, несмотря на прошедшие века, стены обители еще достаточно крепкие. Однако историки сразу скажут вам, что достраивались они уже в более поздние времена, скорее всего, в XVIII веке. Это видно по тому, что они совсем невысокие, а значит, не выполняли оборонительную функцию. Бойницы никогда не использовались по назначению, а в некоторых местах стен и вовсе нет.

Успенский собор

Это главная достопримечательность, которой славится Горицкий Успенский монастырь. Переславль-Залесскиий является хранителем настоящего чуда: немногие города Золотого кольца России могут похвастаться таким роскошным памятником архитектуры, хотя он и не действует уже более 200 лет, а сегодня принадлежит музею.

Итак, Успенский собор. Построен он был в 1750 году и существует до сих пор в первозданном виде. Даже если вы далеки от религии, вам здесь очень понравится. Собор венчает пять небольших изящных главков. Внутри стены богато украшены лепниной и потрясающей росписью в стиле барокко.

Иконостас - это главная святыня и достопримечательность. Создан он был одновременно с храмом и на сегодняшний день нуждается во внимании. Многоярусная, золоченая конструкция представляет собой пять рядов икон, которые поднимаются от пола возле алтаря до основания главного свода. Барочные колонны, фигуры святых и растительный орнамент завершают потрясающий интерьер. На сегодняшний день главной задачей является сохранить эту красоту для потомков, поэтому открывается храм только летом.

Не забудьте посетить

Церковь Богоявления - это еще одно интереснейшее здание. Она совсем небольшая, старинная, строилась еще в 1768 году. Собственно, внимание туристов больше привлекает не само это сооружение, а четырехъярусная колокольня, на нижнем этаже которой и расположена церквушка. Сама же колокольня просто потрясающая, когда находишься здесь, очень жалеешь, что ее звон не разносился по окрестностям уже сотни лет. Не пожалейте времени и поднимитесь на смотровую площадку. Отсюда открывается захватывающий вид на и сам город. Однако помните, что на колокольню пропускают только в теплое время года.

Церковь всех святых

Это здание построено также во второй половине XVII века. Находится оно рядом с Успенским собором и видно издалека, так как высоко поднимается над стенами монастыря. Культовое сооружение увенчано пятью небольшими главками. Когда на территории монастыря открылось духовное училище, оно было вплотную пристроено к стенам церкви. При этом сама она сама подверглась полной реконструкции и стала выполнять функцию домового храма. Сложно сказать, сохранилась ли она в первозданном виде, потому как чертежей не осталось.

Остальные достопримечательности

Прогулка по территории храма может занять целый день, так что лучше запаситесь временем. В северной стене расположена небольшая звонница, которая была построена во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательное, однако со второго его яруса открываются прекрасные виды на город.

Очень красива церковь Николая Чудотворца. Она расположена над Святыми воротами, а основана во второй половине XVIII века, построена в стиле Уже почти 300 лет богослужения здесь не проводятся, сейчас там расположена одна из экспозиций музея.

Фруктовый сад на берегу искусственного озера - это не просто красота. Здесь очень приятно погулять в жаркие дни. Создано это озеро было для того, чтобы обеспечить храм водой на случай пожара. Вода в него поступает по трубам из соседнего водоема. Такой вот интересный опыт, который сделал возможным выращивание прекрасного сада. Судя по отзывам, он сегодня не слишком ухоженный, и это несколько уменьшает его очарование.

Деревянные часовни на территории монастыря являются сравнительно молодыми постройками. Жители окрестных районов сами собирали деньги на них, а также принимали участие в строительстве. На сегодняшний день одна из них служит кассой музея.

Практически все туристы упоминают в своих отзывах Проездные ворота в восточной стене монастыря. Это настоящий шедевр русского зодчества, который наверняка не оставит вас равнодушным. Сравнительно невысокие, они все равно притягивают взоры гостей. Обратите внимание на овальную нишу над воротами - там находится уникальная фреска. Она сохранилась очень хорошо.

Вместо заключения

Судя по отзывам, монастырь до сих пор является очень красивым и представительным. Однако большой наплыв туристов и отсутствие ухода за памятником старины со стороны работников музея приводит к тому, что здание ветшает. Многие высказывают сожаление, что обитель не возвращена полностью монахиням. Действующий монастырь получает пожертвования, которые идут на его содержание, а сегодня музей взимает плату за посещение святыни и не заботится о сохранении комплекса для потомков. Но, несмотря на сложные времена, он остается очень интересным и привлекательным, так что многие настоятельно рекомендует посетить его.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий монастырь. Фото нач. ХХ века


Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.
Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.


В 1354 году Димитрий впервые встретился с , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице».
От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена . Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.





Святые врата с надвратной Никольской церковью

Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.



Проездные ворота монастыря

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.


Стена монастыря

Башни монастырской ограды

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.


Колокольня с Богоявленской церковью

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.

В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.


Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор




Всехсвятская церковь

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.





Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.


Колокол

Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.
В 1788 году последовало закрытие Переславской епархии и перенесение кафедры в город Суздаль. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью Преосвященному Платону, митрополиту Московскому, и здесь приняты для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря. См. в 1790 году.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Звонница

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.


Монастырский пруд

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.


Трапезная палата


Здание духовного училища

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.


Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.


Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.

Экспозиции и выставки в здании Духовного училища

Иконопись XV - XVIII вв.

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец". Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.


Преподобный Даниил Переславский

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного ("Христос в темнице"), композиция "Тайная вечеря" и "Никола Можайский". Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Музейная коллекция деревянной скульптуры - это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

Русская живопись XVIII - XX вв.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников "Мира искусства" и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд "Охотино. Река."(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников "Бубнового валета" - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею "Портрет скульптора С.Д. Эрьзя" (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ("Дом Ниткина".)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья. Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. "Дивным старинным русским городом", "землей обетованной" назвал Переславль А.А. Тутунов. Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.



Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.

В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.


Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)


В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.




Copyright © 2015 Любовь безусловная

В дни праздничных масленичных гуляний уместно будет вспомнить о прошлогодней поездке на Масленицу в Переславль-Залесский . Бегло о том путешествии я уже на страницах блога. Думаю, что пришла пора поговорить подробнее.
​Итак, Широкая Масленица. Мы едем на два дня в Переславль-Залесский - старинный город Золотого кольца России. Всего 150 километров, и вы в другой реальности.
К сожалению, на тот момент мы не знали, где в Переславле проводится Масленица. Та, которая не только для экскурсионных групп (как , на которую мы однажды нарвались), а та, что для народа - для всех жителей и гостей города - с массовыми народными гуляньями, развлечениями, сжиганием чучела Масленицы и, разумеется, блинами и многими другими угощениями.

Реклама — поддержка клуба

Не зная, где проводится (и проводится ли вообще!) Масленица в Переславле , мы рассудили здраво - надо ехать в Переславский музей-заповедник - главный культурный центр города.
Музей-заповедник - понятие объемное. Он включает и уникальный Спасо-Преображенский собор XII века, и музей-усадьбу "Ботик Петра I", и музей-усадьбу Ганшиных. Но центр заповедника располагается в Горицком монастыре. Вот туда мы и отправились.
Сегодня я расскажу вам о Горицком монастыре, покажу его архитектуру (о музейных экспозициях будет отдельный пост). Также вы увидите, какую Масленицу мы здесь застали.

История Горицкого монастыря

Горицкий Успенский монастырь - древнейший на Руси. Точную дату его основания не назовет никто. Известно точно только то, что уже в XIV веке обитель существовала. Название "Горицкий" идет от слова горица, возвышенность. Монастырь действительно стоит на высокой горе.
Идея создания в монастырях музеев мне, честно говоря, не нравится. Но не в случае с Горицким монастырем. Обитель была упразднена здесь еще в середине XVIII века, когда в 1744 году в обители обосновался Архиерейский дом. К сожалению и он пробыл здесь недолго. Все самое ценное вывезли, постройки забросили, так больше века стоял на горе монастырь и разрушался от времени и ветров. Лишь в конце XIX века на территории разместили духовное училище. А в 1918 году - краеведческий музей.
С тех пор прошло почти 100 лет, а музей-заповедник "жив-здоров". Конечно, храмы и здания, где располагаются экспозиции требуют обновления. Но если бы не музей, думаю не увидели бы Горицкого монастыря вообще. Музеи и другие организации, которые располагаются в стенах памятников архитектуры, порой единственное, что не дает уникальным памятникам - дворцам и церквям - разрушиться окончательно.

Архитектура монастыря

В плане Горицкий монастырь имеет форму квадрата. На его территории сохранилось не мало - три башни (XVI-XVII вв.), крепостная стена, Проездные и Святые ворота, палаты привратника (XVI в.), Трапезная палата (XVII в.), надвратная Никольская церковь, Всехсвятская церковь, Успенский собор (XVIII в.), звонница и т.д.
Монастырь интересен как архитектурный объект. И несмотря на потертый вид храмов, а может быть в какой-то степени благодаря ей, ощущаешь глубокую историчность этих стен.
На подъезде к Горицкому монастырю открывается вот такая картина - Проездные ворота, белокаменные стены, Палаты привратника.

Мы ставим машину на парковку у монастырских стен и оглядываемся вокруг. То, что обитель стоит на высоком холме, ощущаешь, глядя на виды, открывающиеся отсюда на Переславль.



Колокольня XVIII век (на рис. №6).

Проездные ворота XVII век (№ 1), Палата привратника (№ 2) XVII век.

Около часовни XIX века (№ 4) посетителей радушно встречает солнечная Масленица.

По дорожке идем в сторону храмов.



Всехсвятская церковь XVII век (№ 8).

Успенский собор XVIII век (№ 7).

Для увеселения граждан стоят такие вот картины с окошечком для лица, чтобы все желающие могли пофотографироваться.

Напротив здания Духовного училища и еще одной деревянной часовни мы застали сцену, на которой шло театрализованное действие. Вокруг стояли люди. Итак, что же происходит на Масленицу в музее-заповеднике Переславля? Здесь принимают и развлекают организованные группы, но принять участие в празднике могут и те, кто просто купил билеты в кассе. На мой взгляд, это тоже неплохой вариант. Погулять по территории, принять участие в празднике, посетить все экспозиции музея.

Развлекательная программа мне показалась занятной. Было весело. Это, конечно, не массовые народные гулянья, но в такой камерности тоже что-то есть.





Для тех, кто приехал группой, угощения - чай и блины - подаются организованно, в процессе программы. Для индивидуалов все еще проще - подходи, покупай блины, шашлыки, глинтвейн, чай и т.д.


После хороводов началось представление.




Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы.




После сжигания чучела мы отправились в музей, расположенный в зданиях Духовного училища (№ 10) и Трапезной палате XVII века (№ 9). О посещении музея я расскажу в отдельном посте.





​После музея мы пошли гулять по территории монастыря дальше.


Между Всехсвятской церковью и Успенским собором - большая площадка.

От звонницы хорошо видна колокольня монастыря.

Весна, однако. Почки набухают.

Ступени Успенского храма.

Сначала мы поднимаемся на стену, чтоб посмотреть через бойницы на Переславль.











​Но лучшие пейзажи, конечно, открываются со смотровой площадки звонницы. Заходим вот в эту деревянную дверцу.

На смотровой площадке.



Всехвсятская церковь и Успенский собор. Вид со смотровой площадки звонницы .

На звоннице одеваю телевик. Давайте разглядывать окрестности Переславля-Залесского вместе со мной.
Золотые купола - Никольский монастырь .

Сорокосвятская церковь на берегу Плещеева озера.

Та же церковь - поближе.




Никольский монастырь во всей красе.

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705 гг.) - единственное, что осталось от Борисоглебского мужского монастыря в Переславле-Залесском.

Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь стоит рядом с Никольским монастырем.

Никитский мужской монастырь - самый древний в Залесском крае (XI в.) и самый строгий.

Плещеево озеро.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....