Ван Гог: пронзительный и одинокий. «Печаль будет длиться вечно»: как на самом деле умер Винсент Ван Гог Чем знаменит ван гог


Как выяснилось, Винсент Ван Гог умер не от собственной пули. Его застрелили. Об этом рассказывает корреспондент The Moscow Post.

Великий художник Ван Гог умер не от собственной пули. Он умер от выстрела, совершенного двумя нетрезвыми молодыми людьми. Так считают Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит - специалисты-биографы.

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом, 1888, Кресло Гогена, 1888, «Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента Ван Гога, Амстердам). В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: Поле зерновых с воронами. Она была свидетельством трагической смерти художника.

Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Его здоровье ухудшалось, и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми (1889—1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.

По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).

Оригинал записи и комментарии на

Винсент Ван Гог – нидерландский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Много и плодотворно работал: в течение десяти с небольшим лет создал такое количество произведений, какого не было ни у одного из известных живописцев. Писал портреты и автопортреты, пейзажи и натюрморты, кипарисы, пшеничные поля и подсолнухи.

Родился художник около южной границы Нидерландов в деревушке Грот-Зюндерт. Это событие в семье пастора Теодора ван Гога и его жены Анны Корнелии Карбентус произошло 30 марта 1853 г. Всего в семье Ван Гогов было шестеро детей. Младший брат Тео на протяжении всей жизни помогал Винсенту, принимал активное участие в его непростой судьбе.

В семье Винсент был трудным, непослушным ребенком с некоторыми странностями, поэтому его часто наказывали. Вне дома, наоборот, выглядел задумчивым, серьезным и тихим. С детьми он почти не играл. Односельчане считали его скромным, милым, дружелюбным и сострадательным ребенком. В 7 лет его отдают в деревенскую школу, спустя год забирают оттуда и учат дома, осенью 1864 г. мальчика отвозят в школу-интернат в Зевенберген.

Отъезд ранит душу мальчика и причиняет ему много страданий. В 1866 г. его переводят в другой интернат. Винсенту хорошо даются языки, здесь же он получает и первые навыки рисования. В 1868-м посреди учебного года он бросает школу и уезжает домой. Его образование на этом заканчивается. О своем детстве он вспоминает как о чем-то холодном и мрачном.


Традиционно поколения Ван Гогов реализовали себя в двух сферах деятельности: торговле картинами и церковной деятельности. Винсент попробует себя и в качестве проповедника, и в качестве торговца, отдавая работе всего себя. Добившись определенных успехов, он отказывается от того и другого, освящая свою жизнь и всего себя живописи.

Начало карьеры

В 1868 г. пятнадцатилетний юноша поступает в филиал художественной фирмы «Гупиль и Ко» в Гааге. За хорошую работу и любознательность его направляют в лондонский филиал. За два года, которые Винсент пробыл в Лондоне, он становится настоящим коммерсантом и знатоком гравюр английских мастеров, цитирует Диккенса и Элиота, в нем появляется лоск. Ван Гога ожидает перспектива блестящего комиссионера центрального отделения «Гупиля» в Париже, куда он должен был переехать.


Страницы из книги писем к брату Тео

В 1875 году произошли события, изменившие его жизнь. В письме к Тео свое состояние он называет «болезненным одиночеством». Исследователи биографии художника предполагают, что причина такого состояния в отвергнутой любви. Кто был объектом этой любви, точно не известно. Возможно, что данная версия ошибочна. Изменить ситуацию не помог и перевод в Париж. Он охладел к «Гупилю» и был уволен.

Теология и миссионерская деятельность

В поисках себя Винсент утверждается в своем религиозном предназначении. В 1877 г. переезжает к дяде Иоганнесу в Амстердам и готовится к поступлению на факультет теологии. В учебе он разочаровывается, бросает занятия и уезжает. Желание служить людям приводит его в миссионерскую школу. В 1879-м он получает должность проповедника в Ваме на юге Бельгии.


Преподает в шахтерском центре в Боринаже Закон Божий, помогает семьям шахтеров, посещает больных, обучает детей, читает проповеди, для заработка рисует карты Палестины. Сам живет в жалкой лачуге, питается водой и хлебом, спит на полу, истязая себя физически. Кроме того, он помогает рабочим отстаивать свои права.

Местные власти снимают его с должности, так как не приемлют бурной деятельности и крайностей. В этот период он много рисует шахтеров, их жен и детей.

Становление художника

Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.

Снова влюбляется. На этот раз в свою кузину. Его чувства не находят ответа, но он продолжает ухаживания, чем вызывает раздражение родных, которые попросили его уехать. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков.


Еще раз пытается создать семью с беременной уличной женщиной, с которой он знакомится на улице. Женщина с детьми переезжает к нему и становится для художника моделью. Из-за этого ссорится с родственниками и друзьями. Сам Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Тяжелый характер сожительницы превратил его жизнь в кошмар, и они расстались.

Художник отправляется в провинцию Дренте на север Нидерландов, живет в хижине, которую он оборудовал под мастерскую, пишет пейзажи, крестьян, сцены из их труда и быта. Ранние работы Ван Гога, с оговорками, но можно назвать реалистичными. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей.


Из Дрента он переезжает к родителям в Нюэнен, много рисует. В этот период были созданы сотни рисунков и полотен. Одновременно с творчеством занимается живописью с учениками, много читает и берет уроки музыки. Тематика работ голландского периода – простые люди и сцены, написанные в экспрессивной манере с преобладанием темной палитры, мрачных и глухих тонов. К шедеврам этого периода относится картина «Едоки картофеля» (1885 г.), изображающая сцену из жизни крестьян.

Парижский период

После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1886 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.

Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.

В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.


Картина "Натюрморт с абсентом"

Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.

Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.


Фрагмент картины “Агостина Сегатори в кафе”

В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле “ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.

Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми. Он вступает в споры, ссорится и принимает решение уехать из столицы.

Отрубленное ухо

В феврале 1888 г. он отправляется в Прованс и привязывается к нему всей душой. Тео спонсирует брата, посылая ему 250 франков в месяц. В благодарность Винсент отсылает брату свои картины. Снимает четыре комнаты в гостинице, питается в кафе, владельцы которого становятся его друзьями и позируют для картин.

С приходом весны художника пленяют пронизанные южным солнцем, цветущие деревья. Он в восторге от ярких красок и прозрачности воздуха. Идеи импрессионизма постепенно уходят, но остается верность светлой палитре и живописи на пленэре. В работах преобладает желтый цвет, приобретающий особое сияние, идущее из глубины.


Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрубленным ухом

Чтобы работать ночью на пленэре, закрепляет на шляпе и этюднике свечи, освещая таким способом свое рабочее место. Именно так были написаны его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе». Важным событием становится приезд Поля Гогена, которого Винсент неоднократно приглашал в Арль. Восторженное и плодотворное совместное проживание заканчивается ссорой и разрывом. Уверенный в себе, педантичный Гоген был полной противоположностью несобранному и беспокойному Ван Гогу.

Эпилогом этой истории становится бурное выяснение отношений перед Рождеством 1888 года, когда Винсент отрубил себе ухо. Гоген, испугавшись, что напасть собираются на него, скрылся в гостинице. Винсент завернул окровавленную мочку уха в бумагу и отправил ее их общей знакомой – проститутке Рашель. В луже крови его обнаружил друг Рулен. Рана быстро заживает, но душевное здоровье вновь возвращает его на больничную койку.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).


Картина “Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.


Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.


Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.


Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».


Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

«Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Личная жизнь

Одной из причин психического заболевания Ван Гога могла быть его несостоявшаяся личная жизнь, он так и не нашел себе спутницу жизни. Первый приступ отчаяния случился после отказа дочери его домохозяйки Урсулы Лойер, в которую он долгое время был тайно влюблен. Предложение прозвучало неожиданно, шокировало девушку, и она грубо отказала.

История повторилась с овдовевшей кузиной Ки Стрикер Вое, но на этот раз Винсент решает не сдаваться. Женщина не принимает ухаживаний. В третий свой визит к родственникам возлюбленной он сует руку в пламя свечи, обещая держать ее так до тех пор, пока она не даст своего согласия стать его женой. Этим поступком он окончательно убедил отца девушки, что тот имеет дело с психически нездоровым человеком. Больше церемониться с ним не стали и просто выпроводили из дома.


Сексуальная неудовлетворенность отражалась на его нервном состоянии. Винсенту начинаются нравиться проститутки, особенно не очень молодые и не очень красивые, которых он мог воспитывать. Вскоре он останавливает выбор на беременной проститутке, которая поселяется у него с 5-летней дочкой. После рождения сына Винсент привязывается к детям и подумывает жениться.

Женщина позировала художнику и прожила у него около года. Из-за нее ему пришлось лечиться от гонореи. Отношения испортились окончательно, когда художник увидел, насколько она цинична, жестока, неряшлива и разнуздана. После расставания дама предалась своим прежним занятиям, а Ван Гог покинул Гаагу.


Марго Бегеманн в молодости и зрелости

В последние годы Винсента преследовала 41-летняя женщина по имени Марго Бегеманн. Она была соседкой художника в Нуэнене и очень хотела замуж. Ван Гог, скорее из жалости, соглашается на ней жениться. Родители на этот брак согласия не дали. Марго чуть было не покончила с жизнью, но Ван Гог ее спас. В последующий период у него много беспорядочных связей, он посещает публичные дома и время от времени лечится от венерических заболеваний.

Согласно официальным документам, великий художник Винсент Ван Гог покончил с собой, страдая от галлюцинаций, глубокой депрессии и творческого кризиса. «Все было не так!» - утверждают обладатели Пулитцеровской премии, писатели Стивен Найфи и Грегори Уайт Смит, создавшие монографию «Ван Гог. Жизнь».

Согласно их версии, якобы подтвержденной выдающимся криминалистом, доктором Винсентом ди Майо, знаменитого живописца... застрелили из револьвера. Однако вот вам загадка в загадке, или, если хотите, «матрешка истории»: все было, скорее всего, и не так, как, с подачи двух «звездных» литераторов, ныне повествует мировая пресса. Мы предлагаем читателям «Тайн XX века» вместе с нами принять участие в раскрытии тайны XIX столетия. И самим сделать вывод о том, кто, вероятнее всего, расправился с голландским «невольником чести».

Депрессия перед смертью?

Нет ничего удивительного в том, что знаменитого живописца изначально -да и посмертно - окружал флер тайн и слухов. Достаточно припомнить «известный факт», согласно которому живописец отрезал себе ухо. Во-первых, не все, а лишь кусочек уха, а во-вторых, повинен в таком членовредительстве, согласно многим историческим документам, близкий друг Винсента и тоже легенда живописи, Поль Гоген. Так обстоят дела и с депрессией, «творческим кризисом», дескать, толкнувшим художника на самоубийство. Давайте сопоставим слухи с фактом: Ван Гог, покинув в мае 1890 года Париж и переехав в деревеньку Овер-сюр-Уаз, что в 30 километрах от французской столицы, создал за три месяца до смерти 80 картин м 60 набросков. Собственно, эта творческая плодовитость и навела двух обладателей Пулитцеровской премии - Найфи и Смита - на мысль, что вряд ли живописец на самом пике формы решил вдруг покончить с собой.

Писатели копнули архивы и были, без всякого преувеличения, шокированы результатами своих поисков. Ван Гог вовсе не «выстрелил себе в грудь из ружья», как о том писали журналисты бульварных изданий. В тот роковой день, 27 июля 1890 года, художник возвратился в гостиницу «Оберж Раву», в которой жил на правах постояльца, с пленэра - с холстом в руках и... огнестрельной раной в животе. Скончался он лишь 29 часов спустя, успев произнести в ответ на вопрос полицейских о самоубийстве странноватую фразу: «Да уж конечно!»

Итак, у наших исследователей - Стивена Найфи и Грегори Уайт Смита - родилась версия, что, скорее всего, Ван Гог был смертельно ранен человеком (людьми), имя (имена) которого (которых) он почему-то не захотел назвать. И ведь действительно! Вряд ли художник ушел на пленэр в поля неподалеку от Овер-сюр-Уаз, выстрелил себе в живот, а после - не избавил себя от мук, совершив coupe-de-grace («удар из сострадания», проще говоря, контрольный выстрел), а вернулся умирать в гостиницу. Причем так и не расставшись с мольбертом, тащить который раненому было весьма тяжело.

Что «подтвердил» Винсент ди Майо

Винсент ди Майо, к которому Найфи и Смит обратились с просьбой опровергнуть или подтвердить их догадки о таинственной расправе над Ван Гогом, - высококлассный криминалист. Если читать не перепечатки журналистских статей, а заявления ди Майо вкупе с монографией двух обладателей Пулитцеровской премии, можно прийти к выводу о том, что выдающийся криминалист своими беспристрастными (и высокопрофессиональными) выводами всего лишь... разбудил фантазию новых биографов Ван Гога.

Желаете доказательства? Извольте. Читаем ди Майо. Он сообщает, что по описанию смертельной раны художника можно прийти к следующему заключению: дуло рокового пистолета находилось на расстоянии 30-70 сантиметров от тела художника, к тому же, чтобы попасть себе в живот именно под таким углом, ему пришлось бы стрелять левой рукой. Хотя, как пишет криминалист, «использование правой руки было бы даже еще более абсурдно». И наконец: в связи с тем что в 1890 году использовался черный порох, он должен был оставить черный след на руке стрелка. Такого следа эксперты, обследовавшие тело покойного живописца, не зафиксировали.

Итак, как видим, ди Майо отвергает версию о самоубийстве художника. Винсент так и пишет о знаменитом тезке в своей статье: «Он не стрелял в себя».

Теперь открываем книгу Найфи и Смита. И читаем в ней, что Ван Гога, дескать, случайно застрелили... двое пьяных деревенских подростков, с которыми он якобы играл в индейцев! Ди Майо не имеет к данной версии никакого отношения. И более того - не существует не только документов, подтверждающих «ковбойскую» версию, но даже свидетельств очевидцев, что Винсент Ван Гог, в перерывах между созданием «Пшеничного поля с воронами» (последняя работа живописца, ее-то он и донес до гостиницы), играл с какими-то безымянными и к тому же вооруженными недорослями.

Итог: знаменитый криминалист подтвердил сам факт убийства Ван Гога, но не имеет никакого отношения к версии о «деревенских подростках». Оставим данную версию на совести Найфи и Смита. Оставим, поблагодарив их за обнародование того факта, что некие письмена, найденные в кармане Ван Гога сразу после его смерти, были вовсе не «предсмертной запиской», а черновиком послания к брату Тео, с которым «безусловный самоубийца»... делился планами на будущее. (К слову, незадолго до сведения счетов с жизнью Винсент сделал крупный заказ на краски.) Оставим и рискнем назвать имя наиболее вероятного убийцы Ван Гога. И пусть читатель судит сам, чья версия - Найфи со Смитом или наша - заслуживает большего права на существование.

Имя убийцы Ван Гога

Нельзя сказать, что в Овер-сюр-Уаз великий художник был объектом поклонения для местных жителей. К нему относились скорее настороженно. Более того, неподалеку от гостиницы, постояльцем которой был художник, жил некий пьяница и бузотер по имени Рене Секре-тан. Этот человек буквально не переносил маэстро.

Немецкий историк Ханнес Веллманн утверждает, что «мсье Секретан изо дня в день донимал живописца» и, кроме того, обладал официально зарегистрированным револьвером, пуля которого могла нанести рану, подобную описанной криминалистом ди Майо.

Однако и этого мало. Работая с архивами, исследователь нашел показания очевидцев, засвидетельствовавших, что последняя стычка Секретана и Ван Гога имела место в роковой день 27 июля 1890 года - в момент, когда живописец направлялся на пленэр мимо дома своего извечного обидчика.

Конечно, немецкий исследователь, воспитанный в духе европейского правосознания - «никто не может быть назван преступником без соответствующего решения суда», - не именует безапелляционно Рене Секретана убийцей Винсента Ван Гога. И кроме того, деликатно обходит причину ссор местного гуляки с заезжей знаменитостью. А между тем эта причина крайне важна. Ибо, не зная ее, трудно ответить на решающий вопрос: почему биографы поспешили записать Ван Гога в самоубийцы?

Последняя загадка «самоубийства» Ван Гога

Идем по следам немецкого исследователя. Изучаем архивы. И открываем удивительный факт. Абориген из Овер-сюр-Уаза обвинял чужака в «противоестественном интересе к несовершеннолетним девочкам», а именно - к дочкам хозяина гостиницы, в которой тот жил: 12-летней Аделине Раву и ее младшей сестре Жермен. Скандальное обстоятельство: согласно ряду данных, Рене... попросту ревновал «удачливого соперника», приписывая ему собственные не слишком чистоплотные помыслы.

Имелись ли у Секретана основания обвинять художника в «пристрастном интересе» к Аделине и Жермен и клеветать на Винсента в кругу таких же, как и он сам, завсегдатаев злачных мест? Имелись. Скорее, не основания, а поводы, обретшие в мозгу, разрушенном алкоголем, статус фактов.

Как Аделина, так и Жермен были натурщицами Ван Гога. И, судя по письменным воспоминаниям Аделины Раву, она в том весьма юном возрасте испытывала к художнику симпатию: «Вы сразу забывали о недостатке очарования в нем, едва замечали, с каким восхищением он смотрит на детей». Поверьте, уважаемые читатели: из данных непреложных фактов мы вовсе не хотим - да и не позволили бы себе - делать выводы, достойные разве что бульварной прессы. Речь о другом: вполне платоническая симпатия юной натурщицы к творцу была причиной, мягко говоря, нелюбви местного жителя к пришлому художнику. А дальше - смотрим на факты, и они складываются в роковую мозаику. 14 июля 1890 года Ван Гог заканчивает работу над портретом Аделины Раву, 26 июля дарит портрет девочки ее отцу, Артуру-Густаву. А через сутки - зафиксированная очевидцами стычка с Рене Секретаном. Поход на пленэр и возвращение с роковой раной.

Продал, не торгуясь

Версия о том, что мсье Секретан последовал вслед за «соперником» в поля, где вскоре прозвучал фатальный выстрел, объясняет многие загадки, остающиеся в «деле Ван Гога» даже после сенсационного расследования Найфи, Смита и ди Майо. Становится понятным, почему живописец не захотел назвать полиции имя своего палача - скорее всего, боялся запятнать честь юной Аделины Раву. Становится ясным и заговор молчания французских криминалистов XIX века вокруг обстоятельств смерти Ван Гога.

И вот еще один интересный момент, свидетельствующий в пользу того, что Артур-Густав, отец Аделины, знал подоплеку трагедии, и она была Раву как минимум неприятна. Вскоре после гибели именитого постояльца владелец гостиницы «Оберж Раву» продал оба портрета дочери, написанные Ван Гогом и переданные ему в качестве оплаты за постой. Продал оба, не торгуясь, за... 40 франков. Хотя, если бы не спешил, мог выгадать на порядок больше...

Историки искусства разделились на два лагеря. Специалисты из амстердамского музея опровергают недавнее заявление о том, что художника убил 16-летний школьник.

Кто убил Винсента Ван Гога?

До того как два года назад Стивен Найфе и Грегори Уайт-Смит опубликовали исчерпывающую биографию художника, непреложно считалось, что во время своего пребывания во Франции он совершил самоубийство. Но американские авторы выдвинули сенсационную теорию: Ван Гога застрелил 16-летний школьник Рене Секретан , хотя неясно, сделал ли он это намеренно. Художник прожил еще два дня и, как утверждают авторы, «с удовлетворением принял смерть». Он защитил Секретана, утверждая, что это было самоубийство.

В июльском выпуске Burlington Magazine в полемику включился амстердамский Музей Ван Гога. В подробной биографической статье два ведущих исследователя музея, Луи ван Тилборг и Тейо Медендроп , настаивают на версии самоубийства. Нет сомнения только в том, что он умер спустя два дня после того, как получил огнестрельное ранение 27 июля 1890 года где-то в Овер-сюр-Уаз. Они предприняли расследование, в основном опираясь на малоизвестное интервью, которое Секретан дал незадолго до своей смерти в 1957 году. Секретан вспоминал, что у него был пистолет, из которого он стрелял по белкам. Он и его старший брат Гастон знали Ван Гога. Рене Секретан утверждает, что художник украл у него оружие, но ничего не говорит о выстреле. Найфе и Уайт-Смит сочли интервью предсмертным признанием и сослались на покойного историка искусств Джона Ревалда , который упоминал о слухах, ходивших в Овере о том, что ребята случайно застрелили художника. Авторы полагают, что Ван Гог решил защитить Рене и Гастона от обвинений.

Заключения криминалистов

Найфе и Уайт-Смит обратили внимание на характер раны и пришли к выводу, что выстрел был произведен «с некоторого расстояния от тела, а не в упор». Так свидетельствовали врачи, лечившие Ван Гога: его друг доктор Поль Гаше и местный практикующий врач Жан Мазери . Рассмотрев факты, ван Тилборг и Медендроп убедились в том, что Ван Гог совершил самоубийство. В их статье говорится, что интервью Секретана «ни в малейшей степени» не подкрепляет версию об убийстве, совершенном намеренно или по неосторожности. Из интервью следует только то, что Ван Гог каким-то образом получил оружие братьев. Авторы подчеркивают, что, хотя Ревалд и пересказывал слухи о Секретанах, он не слишком-то в них верил. Ван Тилборг и Медендроп ссылаются на новые данные, опубликованные в прошлом году в книге Алена Роана Винсент Ван Гог: найдено ли орудие самоубийства? Доктор Гаше вспоминал, что рана была коричневой с фиолетовым ободком. Фиолетовый кровоподтек — это следствие удара пули, а коричневый след — это ожог от пороха: значит, оружие находилось близко к груди, под рубашкой, а следовательно, Ван Гог стрелял в себя сам. Кроме того, Роан обнаружил новые сведения об оружии. В 1950-е годы был найден ржавый револьвер, закопанный в поле прямо за Шато д’Овер, где, как говорят, Ван Гог выстрелил в себя. Анализ показал, что револьвер провел в земле от 60 до 80 лет. Оружие нашли рядом с дорогой, которую в 1904 году сын доктора Гаше изобразил на картине под названием Овер: место, где Винсент совершил самоубийство . Револьвер был обнаружен прямо за низкими фермерскими домами, изображенными в центре картины.

Статья в Burlington Magazine касается также последних недель жизни Ван Гога. Авторы спорят с общепринятой теорией, согласно которой художник был в депрессии из-за того, что потерял финансовую поддержку своего брата Тео. Ван Тилборг и Медендроп утверждают, что Ван Гог был больше озабочен тем, что Тео не позволял ему участвовать в принятии решений. У Тео были серьезные проблемы с работодателем, галереей «Буссо и Валадон», и он собирался начать собственное дело: предполагалось, что это будет галерея, но Тео даже не посоветовался с братом, отчего тот стал чувствовать себя еще более одиноко. Ван Тилборг и Медендроп заключают, что самоубийство было не импульсивным актом, а тщательно обдуманным решением. Хотя поведение Тео и сыграло свою роль, но ключевым фактором стала болезненная мысль художника, что одержимость искусством повергла его в бездну душевного смятения. Авторы ищут следы этого смятения в последних работах Ван Гога и указывают на то, что, когда он стрелял в себя, у него в кармане была прощальная записка брату. Традиционно последней работой Ван Гога считается картина Вороны над пшеничным полем , но она была закончена около 10 июля, более чем за две недели до смерти художника. Сам он так писал об этом полотне: «Огромное пространство под бурным небом, усеянное пшеницей. Я пытался выразить печаль, крайнее одиночество». Ван Тилборг уже предполагал, что последними работами Ван Гога были две незаконченные картиныКорни деревьев и Фермы возле Овера . В статье выдвигается гипотеза, что первая из них — это программное прощальное произведение, показывающее, как борются за выживание вязы.

Ван Гог утверждал, что он застрелился. Ту же версию поддерживали и его близкие. Найфе и Уайт-Смит утверждают, что художник лгал, а ван Тилборг и Медендроп полагают, что он говорил правду. По всей вероятности, нужно внимательнее изучить свидетельства современников о самоубийстве.

Доктор Гаше немедленно послал Тео записку с сообщением, что Винсент «ранил себя». Аделина Раву , чей отец держал гостиницу, где жил художник, позже вспоминала, что Ван Гог сказал полицейскому: «Я сам хотел себя убить».

Ужасное ранение

Винсент был очень близок с братом. Трудно поверить, что он солгал брату о своем ужасном ранении только для того, чтобы спасти от полиции двух подтрунивавших над ним подростков. В конце концов, для Тео было гораздо труднее перенести самоубийство, поскольку он чувствовал в нем долю своей вины. Душераздирающе звучат последние слова Винсента Ван Гога: «Именно так я хотел уйти». В своем письме к жене Тео рассказывает: «Прошло несколько минут, и все было кончено: он обрел покой, который не смог найти на земле».

Правообладатель иллюстрации Van Gogh

Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.

27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.

К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания - с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.

После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.

Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.

Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.

Умирая, Ван Гог выговорил: "Вот так я и хотел уйти!"

Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.

В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.

Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.

Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник

Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.

О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет - но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.

"Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, - писал Тео своей жене Йоханне. - Умирая, он выговорил: "Вот так я и хотел уйти!", после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле".

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...