Виктор некрасов. «в окопах сталинграда» и после них. «В окопах Сталинграда»: описание повести, краткий анализ


«В окопах Сталинграда» (1946) - это уникальное для всей литературы 40-х гг. явление. Впервые, вероятно, в истории батальной прозы явилось произведение, написанное в спокойной, «чеховской» манере, без подчеркивания исключительности ситуаций, концентрации страстей, патетики. Писатель попросту не дал ограбить, обесцветить свою биографию, свой опыт фронтовика, не пожелал внести в облик своих героев поправок на величавость, грандиозность.

В повести В. Некрасов заговорил о своих героях как бы «вполголоса», не пытаясь перекричать войну, с позиций «окопной правды». Неожиданностей в этой повести было много.

Например, главный герой повести молодой интеллигент Керженцев, предшественник будущих лейтенантов из повестей Ю. Бондарева, Г. Бакланова, К. Воробьева, говорит: «Хуже нет лежать в обороне». Естественно, что читатель предполагает: страшны налеты, обстрелы, а ты неподвижен, как мишень, «удобен» для истребления, да еще в степи. Нет, оборона, оказывается, плоха другим: «Каждую ночь - проверяющий. И у каждого свой вкус!» Ho и отступления, отходы тоже противны: только выроешь окопы, соорудишь землянки - звучит приказ отходить по запруженной дороге, по бездорожью, и снова рытье земли... Ординарец Керженцева, хозяйственный солдат Валега, еще обыкновеннее, проще, прозаичнее, начиная с одежды: «Ботинки ему непомерно велики - носки загнулись кверху, а пилотка мала, торчит на самой макушке. Я знаю, что в ней воткнуты три иголки - с белой, черной и защитного цвета ниткой».

Эта пара, Керженцев - заботливый Валега, отчасти напоминающая Гринева и Савельича («Капитанская дочка»), вовсе не иллюстрирует единство народа и интеллигенции. Их нравственные взаимосвязи в чем-то проще, душевнее, их глубина обозначается в бытовых деталях: Керженцев знает даже об иголках, о «тайных» запасах своего солдата, но и тот вовремя поправляет командирские планы. Их патриотизм тоже по-чеховски стыдлив, скрыт иронией. Попали Керженцев и его друг Игорь в один семейный, тихий дом, где царила тишина, где красивая девушка играла на пианино. Ho, увы, и эта уютная среда, и музыка почему-то стали вдруг неприятны герою: «Почему? He знаю. Знаю только, что с того момента, как мы ушли с Оскола, нет - позже, после сараев - у меня все время в душе какой-то противный осадок. Ведь я не дезертир, не трус, не ханжа, а вот ощущение такое, будто я и то, и другое, и третье».

Отходы, торжество врага - это и мучающие сознание взгляды мирных жителей, оставляемых на произвол фашистов...

Керженцев первым - задолго до «оттепели», до Е. Носова с его ездовым Копешкиным («Красное вино победы») и др., - угадал истинный патриотизм рядовых людей, похожих на его Валегу:

«Валeгa вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу, толком не объяснит: слишком для него трудны определяемые словом понятия. Ho за родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Урале, за Сталина, которого он никогда не видел... - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопе, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя».

Виктор Некрасов создал традицию камерно-лирического, сдержанного повествования о человеке на войне: через 15 лет ее продолжат многие создатели «лейтенантской прозы» - в особенности В. Богомолов, В. Быков, В. Кондратьев, Б. Васильев... На окопном пятачке войны, в пространстве действия роты, маленькой разведгруппы, «батальонов, которые просят огня», возникали достаточно драматичные испытания душ, человечности.

" В окопах Сталинграда" — повесть 1946 года, за которую автор был удостоен высшей по тем временам государственной наградыСталинской премии. После того как Виктора Некрасова лишили советского гражданства, книгу изъяли из библиотек. В статье изложено краткое содержание " В окопах Сталинграда" .

Сталинградская битва

О чём повесть Некрасова? Книга " В окопах Сталинграда" , краткое содержание которой представлено ниже, отражает события самого важного периода в войне. Повесть Некрасова рассказывает о битве, происходившей почти восемьдесят лет назад на территории Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей. Шесть месяцев провели советские солдаты в окопах Сталинграда. Краткое содержание решающего этапа ВОВ изложено ниже.

Немецкое наступление началось в июле 1942 года. В планах захватчика была большая излучина Дона, затем волгодонский перешеек и, наконец, Сталинград. Если б цель была достигнута, был бы создан плацдарм для дальнейшего наступления и завладения нефтяными месторождениями. Немцы имели превосходную авиацию , они знали о том, что такое верная военная стратегия. Тем не менее эту битву они проиграли. Заставить захватчиков капитулировать Красной Армии удалось благодаря операции " Уран" . Или, быть может, чуду, о котором говорит один из героев повести в " В окопах Сталинграда" .

Безупречная правда

В чём успех повести " В окопах Сталинграда" ? Краткое содержание не даст ответа на этот вопрос. Только прочтение повести в оригинале. Фронтовики утверждали, что в книге Некрасова показана война такой, какая она есть. Без прикрас и излишнего пафоса. Варлам Шаламов, никогда не бывавший на фронте, назвал повесть " робкой попыткой показать кое-что, как это есть" . Высокую оценку этой книге дал и Андрей Платонов. И, наконец, прежде чем изложить краткое содержание по главам " В окопах Сталинграда" , стоит привести слова Даниила Гранина: " Повесть Некрасова — безупречная правда" .

Отступление

Итак, о чём рассказал в своем произведении Некрасов? Краткое содержание " В окопах Сталинграда" следует начать с описания отступления советских войск, которое происходило в июле 1942 года под Осколом. Главный герой — лейтенант Керженцев. Немцы подходят к Воронежу. Полк из только что вырытых укреплений уходит без единого выстрела. Батальон, которым руководит Комбат Ширяев, остаётся без прикрытия. В помощь ему остаётся главный герой повести. Спустя два дня они отправляются в путь, по дороге узнают о том, что полк разбит.

Керженцева сопровождает несколько месяцев ординарец Валега. Другие герои повести — Игорь, Седых. Батальон отправляется на поиски своих, но по дороге встречает немцев, многие погибают. Керженцев , Валега, Игорь и Седых отправляются в Сталинград.

Мирный город

Главный герой вспоминает о довоенной жизни. На фронте он давно, всё, что было раньше, в родном Киеве, кажется, никогда не существовало. О чём рассказано в последующих главах произведения В. Некрасова? Содержание " В окопах Сталинграда" , по крайней мере первых глав, сводится к размышлениям, воспоминаниям лейтенанта Керженцева . Он так привык к фронтовой жизни, что его удивляет город, который совсем скоро превратится в руины. Здесь по-прежнему читают газеты, спорят о литературе, посещают библиотеку, просто живут...

Керженцев и его товарищи останавливаются в доме Марии Кузьминичны. Женщина угощает их чаем с вишневым вареньем. Забытая мирная жизнь расслабляет. Герои отправляются купаться на Волгу, затем предаются чтению. Вечером этого дня немецкие войска начинают наступление на Сталинград.

Керженцев — сапер . Лейтенанта и направляют на местный тракторный завод. Здесь он знакомится с инженером-электриком Георгий Акимовичем — человеком, убеждённым в том, что советским войскам победить в этой войне поможет лишь чудо. Идет кропотливая, долгая подготовка к взрыву. Проходит десять дней. Немцы нещадно бомбят город. Приказа о взрыве всё ещё нет, и Керженцева направляют в инженерный отдел, расположенный по ту сторону Волги.

Командование батальоном

Лейтенанта направляют в 184-ю дивизию. Вскоре погибает комбат, и Керженцеву приходится взять на себя командование батальоном. В распоряжении лейтенанта две роты, которые занимают позиции на одном из местных заводов. Здесь главный герой задерживается надолго. Каждый день начинается с канонады. Так проходит сентябрь, а затем и октябрь.

Атака

Скоро приходит сообщение о том, что позиции нужно менять. Приказано занять сопку, на которой расположены пулеметы противника. Передо атакой время тянется невыносимо медленно. Неожиданно появляются работники политотдела, которых Керженцев встречает отнюдь не радостно. Лейтенант выставляет с командного пункта проверяющих, а когда начинается атака, неожиданно для себя принимает в ней участие. Сопку удается взять, причём без больших потерь.

Делит ли своих героев на положительных и отрицательных Виктор Некрасов? В кратком содержании " В окопах Сталинграда" стоит уделить внимание такому герою, как начальник штаба Абросимов. Капитан уверен в необходимости атаки " в лоб" . Он не слушает доводы ни Керженцева , ни комбата Ширяева. Главный герой повести снова идёт в атаку. В этом бою погибает 26 человек. Абросимова судят за превышение власти и отправляют в штрафбат .

Излагая краткое содержание повести Некрасова " В окопах Сталинграда" , стоит сказать, что в этом произведении автор не создавал ни отрицательных, ни положительных образов. Он не навязывает читателю своего мнения. Изображение атаки, которая состоялась по приказу Абросимова, — это одна из многочисленных офицерских ошибок, которые , возможно, неизбежны на войне.

Ранение

На следующий день после суда над Абрамовым приходят танки, которых ждали в течение последних месяцев. Вскоре у Керженцева день рождения. Готовится небольшое празднование, которое, конечно, не состоится, потому как неожиданно начнётся бой. Лейтенант получит ранение, окажется в госпитале, а после лечения вернётся в Сталинград, который в мыслях будет называть " домом" .

Дополнение к краткому содержанию

Произведение " В окопах Сталинграда" ведется от первого лица. В повести нет неожиданных сюжетных поворотов. Но простота, с которой рассказчик излагает события, производит сильное впечатление.

В первых главах, где речь идёт о злоключениях героев ещё до их прибытия Сталинград, лейтенант мысленно рассуждает о войне. Что самое страшное на фронте? Снаряды? Бомбы? На войне самое страшное неопределенность , бездеятельность, отсутствие непосредственной цели — все то, из чего состояло существование отступающих солдат. Нельзя сказать, что героев Некрасова не пугают пули, но читая повесть, создается впечатление, что в Сталинграде они испытывали меньше страха, нежели под Воронежем, когда отступали.

Тему дружбы автор этого произведения затрагивает вскользь. Тем не менее она является, пожалуй, главной. На фронте Керженцев понимает, что такое настоящая дружба. Едва ли кто-нибудь из его киевских друзей смог бы вытащить его, раненого, с поля боя. Вряд ли с кем-нибудь из-за них Керженцев пошел бы в разведку. А ординарец Валега бы вытащил. С ним бы лейтенант в разведку пошел . Войну автор сравнивает с лакмусовой бумагой. Только на фронте можно узнать людей по-настоящему.

Публикация

Повесть в окопах Сталинграда Некрасову Виктору Платоновичу принесла всесоюзную славу. Это произведение было опубликовано в журнале " Знамя" . Сперва официальные критики повесть не приняли. Более того, книга Некрасова никогда бы не вышла в печать, если б не вмешался один человек...

Встреча со Сталиным

В сталинские времена пострадало немало поэтов и прозаиков. Одни были осуждены, отправлены в лагеря. Другие лишены права издавать свои произведения, что для настоящего писателя, пожалуй, хуже тюремного заключения. Но это отнюдь не говорит о том, что Сталин ничего не понимал в литературе. Он избавлялся от людей неудобных, не желающих отражать в своем творчестве официальную идеологию.

Повесть о Виктора Некрасова — это первое произведение, в котором рассказано о войне предельно правдиво. Это одна из первых книг, созданных фронтовиками. Повесть была напечатана благодаря личному вмешательству Сталина.

Писатель и государственный деятель Фадеев вычеркнул " В окопах Сталинграда" из списка произведений, которые должны были появиться на страницах журнала " Знамя" . Сталин внес . Повесть была опубликована. А спустя некоторое время за Некрасовым приехали сотрудники госбезопасности отвезли к " вождю" . В одном из очерков писатель позже рассказал о встрече со Сталиным. По словам Некрасова, он создавал неожиданное впечатление, был этаким " уютным старичком" , приятным собеседником, кроме того, уважал творчество Платонова, Булгакова, Бабеля — писателей, пострадавших от советской власти.

Несколько слов об авторе

В 1959 году Некрасов выступил против строительства стадиона в Бабьем Яру, на месте массовых расстрелов, проводимых фашистами во время войны. С тех пор отношения писателя с властью резко ухудшились. Он принимал активное участие в митингах, писал неоднозначные статьи. Наконец, Некрасова обвинили в " низкопоклонстве перед Западом" , а книги его запретили издавать. В 1974 году писатель эмигрировал в Швейцарию. Последние годы провел в Париже.

Тема урока: «Человек и война» (по повести В.Некрасова«В окопах Сталинграда»)

Цели урока:

  • Образовательные:
  • осмысление и усвоение учащимися фактических сведений о событиях, официально принятых оценках значения событий в художественной литературе.
  • Развивающие:
  • формирование умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении таких умений как решение проблем, оперирование понятиями и рассуждение.
  • Воспитательные:
  • формирование нравственных, патриотических качеств личности, предполагающих свободный, аргументированный выбор личностной патриотической позиции учащимся.

Оборудование:

  • выставка книг из школьной библиотеки «Строки, опаленные войной»;
  • цветные репродукции памятных мест Волгограда: Мамаев курган, Вечный огонь, Площадь павших борцов;
  • слайды (Приложение 1 )
  • инструктивная карта для учащихся (Приложение 2 )

Тип урока: комбинированный

Эпиграф

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

План урока:

1. Битва за Сталинград – ключевой момент истории России.
2. Своеобразие повествования книги В.Некрасова.
3. Война глазами интеллигентного лейтенанта Юрия Керженцева.
4. Валега – носитель морали русской деревни.
5. Любовь к России – сила народа-победителя.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап (целеполагание)

Слово учителя: Великая Отечественная война… Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой войне. Некоторые западные историки и военачальники
заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.
Можем ли мы с этим согласиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы и литература, которая, по словам Л.Н.Толстого,
«… в дни войны становится истинно народным искусством». Она несет в себе правду чувств и мыслей, нравственного состояния народа в период тяжелейших испытаний.
Сегодня в роли факта выступит битва, грандиозность, масштабность которой не вызывают сомнений. Вот уже 64 года, 2 февраля, в день разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск под Сталинградом, мы вспоминаем о героях Сталинградской битвы. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда, в чем значимость победы советских войск в этой битве?! Об этом нам расскажет Руслан, который поработал с историческими документами, а самое главное, побывал в местах боевой славы, так как проходил службу в рядах Российской армии именно в этом городе.

2. Уточнение образовательного объекта

Выступление учащегося с сообщением«Сталинградская битва» по алгоритму (в ходе выступления на проекторе транслируются слайды «Сталинградская битва»):

  • задача немецких войск;
  • героизм и мужество советских солдат;
  • результаты операции «Уран», значение Сталинградской битвы.

(Фахрутдинов Руслан, который служил в Волгограде и побывал на Мамаевом кургане, где в 1967 г. был открыт памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы).

Учащийся. В середине июля 1942 г.немецкие войска устремились на Сталинград. Перед ними стояла задача перерезать пути, связывающие Кавказ с центром России по Волге, разгромить силы Красной Армии, угрожавшей левому флангу главной группировки немецких войск, наступавшей на Кавказ. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией фельдмаршала Паулюса. Немцы упустили возможность овладеть городом с ходу. Лишь 13 сентября им удалось овладеть вокзалом и господствующим над городом Мамаевым курганом. Две недели шла яростная борьба за вокзал, который 13 раз переходил из рук в руки. Бои за город продолжались более двух месяцев. Истощив силы противника упорным сопротивлением, советские войска начали в ноябре
1942 г.операцию «Уран», тогда же общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии.
Потеряв в результате боев, голода и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля 1943 г. группировка немецких войск капитулировала.
Впервые с начала Второй мировой войны германская армия потерпела столь серьезное
поражение. Сталинградская победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

3. Конкретизация задания

Учитель.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

Понимание этой простой истины стало побудительным мотивом для поколения писателей, прошедших ВОВ, вновь и вновь возвращаться к событиям недалекого прошлого. Около трети Союза писателей ушло тогда на фронт (военными корреспондентами, солдатами, офицерами, политработниками). Были и такие, которые ни в каких писательских организациях не состояли и прямо из окопов пришли в литературу.
Во время войны и в первые послевоенные годы писатели стремились сразу же донести до читателей увиденное и пережитое.
Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г. Она поразила миллионы читателей своей искренностью и прямотой и принесла писателю подлинную славу.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Виктор Платонович Некрасов родился 17 июня 1911 г. В Киеве. Отец будущего писателя был врачом. Виктор поступил на архитектурный факультет Киевского строительного института, занимался также в театральной студии. С 1941 по 1944 год он был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. После ранения в начале 1945 г. был демобилизован. За первое свое произведение – повесть «В окопах Сталинграда» (1946г.) писатель был награжден Сталинской премией 2-й степени. Однако в дальнейшем далеко не все в жизни писателя было благополучным.
В 1973 г. из-за неосторожных высказываний либерального характера Виктора Платоновича Некрасова исключили из партии. Через год у него в квартире был произведен обыск, в результате чего были изъяты все рукописи. В этом же 1974г. писатель покинул Советский Союз, поселился в Париже. С 1975 по 1982 гг. он был главным редактором журнала «Континент».
Умер В.Некрасов 3 сентября 1987 г.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с особенностями развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия и выделили три потока военной прозы.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Повесть В.Некрасова стоит у истоков «лейтенантской прозы».
Настоящая правда о войне писалась в 1950–1980-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за каждую «пядь земли». Истинное лицо войны, суть трудной работы солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Поэтому, именно на страницах этой повести, мы с вами попробуем найти ответ на поставленный вопрос. В чем же все-таки сила народа-победителя?

Сейчас в течение 6 мин. вы будете работать в группах. Вам предстоит составить словесные портреты героев, выделив их положительные и отрицательные качества; проанализировать их поступки, обратить внимание на жизненные ценности каждого из них. Представители групп прокомментируют полученные результаты, обосновывая свой выбор (желательно с привлечением текста повести).

4. Решение ситуации. Письменная работа в группах

Группа №1

Повествователь – лейтенант Юрий Керженцев. Довоенная профессия героя противоречит его нынешней квалификации сапера – он по образованию архитектор, учившийся не разрушать, а строить. Герой – это сам автор, который участвовал в боях за Сталинград. Повесть стала своего рода дневником писателя, в котором он описывал все, с чем пришлось столкнуться на фронте.

1. Используя текст повести, приложение №1, составьте синквейн «Юрий Керженцев»
2. Попробуйте объяснить, почему война дана глазами героя-интеллигента?

Группа №2

В повести В.Некрасова нет широких панорамных описаний разворачивающихся событий. Произведение основано на другой правде – «окопной», открывающейся лишь через непосредственный опыт участия в боевых действиях. На передовой гораздо больше ценится надежность и сила товарищей, воюющих рядом с тобой, и потому люди делятся не по чину, а по их человеческим качествам. Трогательная преданность Керженцеву его 18-летнего ординарца Валеги основывается не столько на приказе, сколько на сложившемся взаимопонимании интеллигентного лейтенанта и малограмотного парнишки.
Используя текст повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда», составить по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» героя (денотатный граф) «Валега».

5. Демонстрация и обсуждение полученных результатов

Представители группы демонстрируют полученные результаты, аргументируя свой выбор.

Группа №1

Синквейн «Юрий Керженцев»

Юрий Керженцев
Интеллигентный, искренний, ответственный
Размышляет, минирует, анализирует, оценивает, вспоминает
«Как все»

В.П.Некрасов

Свое довоенное прошлое Виктор Некрасов «уступил» главному герою Юрию Керженцеву, предоставив ему право свободно и доверительно говорить от первого лица. Глазами лейтенанта увидены дороги отступления, окопный быт, столкновения на склонах Мамаева кургана. В.Некрасову необходимо, чтобы Керженцев был «как все». В годы войны это означало готовность разделить с народом любые невзгоды и опасности.

2. Признак интеллигентности для В.Некрасова – не диплом о высшем образовании, не причастность к «умственной» профессии, но категория, прежде всего, нравственная.

Пример. Командир батальона Ширяев и сам Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, но выполнить свой долг. И в противоположность им даны образы Калужского, который думает только о том, как самому уцелеть в жестокой мясорубке, как устроиться в тылу, чтобы не попасть на передовую; Абросимова, который считает, что, если поставлена задача, то ее надо выполнить, несмотря на потери, подставляя людей под губительный огонь пулеметов.
В разговоре с другим интеллигентом, командиром роты Фарбером, Керженцев настаивает «Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее». По-моему, трудно жить, если все время думать о своих ошибках и ругать себя за это.
Керженцев еще не догадывается, насколько трудно, невыносимо жить, думая о собственных ошибках. Но иного способа избежать их впредь – нет. Люди должны анализировать прошлое, прежде всего – дурное в нем.
Лейтенант Фарбер самоедствует, виня себя в нехватке армейских навыков, в недавнем пренебрежении военными занятиями, физической тренировкой. Это недовольство сделало из него боевого командира.
Вповестиописания и пейзажные зарисовки отличаются особой сдержанностью: чувствуется, что мир дан в восприятии человека глубоко образованного, однако несколько очерствевшего под грузом испытаний, выпавших на его долю. Керженцев не раз ловит себя на мысли, что здесь, на войне, некоторые прежние, принесенные из мирной жизни ценности, утрачивают свою абсолютность, оказываются далекими, непонятными(гл.11 стр.64).
«Все это когда-то интересовало и волновало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…Архитектура, живопись, литература…Я за время войны ни одной книжки не прочел. И не хочется. Не тянет…Все это потом, потом». Эти воспоминания не изгоняются из памяти, они только откладываются на самую сокровенную ее полочку – на будущее.
В мыслях героя постоянно звучит живая речь других людей: женщин, которые провожают солдат, однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и чувства многих тысяч русских людей, переживающих трагедию отступления (гл.9, стр.50).
У героев повести возникает вечный вопрос русской интеллигенции: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка, и общее фронтовое неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В их разговорах ощутима лишь едва уловимая недосказанность, эмоциональные вспышки приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего понимания сущего, они не спешат с умозаключениями. «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится», словно бы оправдывается Керженцев. Но и того, что творится под носом, хватает с лихвой (гл.10, стр.59).

Группа №2.

Денотатный граф «Валега»

Положительное

Отрицательное

18 лет
На войну пошел добровольцем
Труженик (мечтает о мире, о хижине в лесу у себя на Алтае)
За родину будет драться до последнего патрона
А кончатся патроны – кулаками, зубами
Самоотверженный
(«… умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер…)
Умеет обживаться, приспосабливаться к любым условиям
Преданный
«Характер диктатора, и спорить с ним немыслимо»
Молчалив и замкнут
«За что-то он судился, за что – не говорит»
(сирота, есть сестра, которую он не знает)
Читает по складам, в делении путается

Ничего особенного. Но истинный героизм – это не показной, красивый подвиг, а обычная черная работа, незаметная, не оцененная может быть никем.

6. Систематизация полученной продукции. Обмен впечатлениями

Это они, такие, как Валега, проводят в окопах часы, дни, недели… Это они без громких слов сражаются за каждую пядь земли.
Писатель вновь и вновь обращается к вопросу: как удалось тогда, в 1942–1943 гг. выдержать все и отстоять город? Перечитаем 16 главу повести(стр. 96–97).О чем говорят солдаты в затишье между боями? О своей земле, об урожае хлеба, они поют песню о Днепре и журавлях. Каждый боец живет надеждой на будущее, на восстановление мирной жизни. Они думают не о подвигах и славе, а о простых, но главных для каждого вещах. Связь с миром, с родной землей особенно остро осознается в трагические моменты войны.
И не случайно вспоминает Керженцев слова Л. Толстого о «скрытой теплоте патриотизма». Герой соединяет в своем сознании эту войну и войну 1812 г., думает о том «чуде», которое спасет Россию и которое называется патриотизмом.
Надеюсь, что сегодняшний урок приблизил к нам те «окопные» дни, и мы поняли, в чем заключается сила народа-победителя. Эта сила – в великой любви к России, в патриотизме, в осознании каждым своего личного вклада в общее дело победы.
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

В.Фирсов

7. Домашнее задание

Учащимся дается план предстоящего урока.

8. Рефлексия

Учащиеся пишут синквейн «Урок».

Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» была частями опубликована в журнале «Знамя» в 1946 году. Окончание повести было напечатано в том же журнале, который открывался постановлением ЦК от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление стало причиной высокой идеологической бдительности в литературе и в связи с этим руководство «Союза писателей» вычеркнуло выдвинутую редакцией «Знамени» повесть Некрасова на соискание сталинской премии. «Союз писателей» даже провел два совещания, готовя предстоящий разгром повести в печати.

И вдруг, по повелению самого Сталина, «В окопах Сталинграда» удостоилась Сталинской премии, и это спасло ее от неминуемого разгрома. Книга Некрасова представляла собой не рассказ наблюдателя, а человека побывавшего в окопах и познавшего все тяготы войны. Некрасов изобразил войну без прикрас и смягчений, это была книга, написанная изнутри войны. Некрасов был первым, кто правдиво описал войну и ее героев. В подавляющем большинстве произведений той поры окопники были безликой массовкой, а крупным планом изображались герои неуязвимые для пуль и мин, которым все было нипочем и это показывает, что реальная картина войны не была донесена до читателя. Тот образ войны, который при помощи пропаганды вбивался в головы людей, ничего общего не имел с тем, что пережили фронтовики.

Некрасов смог передать правдиво изобразить войну еще и потому, что он сам участвовал в битве за Сталинград. Он воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше. В 1944 году демобилизовался в звании капитана, получил медаль «За отвагу» и «Орден красной звезды»

В своей повести Некрасов рассказывает о том, что было в действительности, что видел герой своими глазами, что он пережил.

Прежде всего, новизна повести Некрасова заключается в правдивом взгляде на войну, далёком от пафосного, романтического её восприятия. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе - словом, всё то, что получило определение “окопная правда”.

Установка на “нелитературность” - непосредственное впечатление, рассказ с места событий - определяет своеобразие стиля повести Некрасова. Первые главы позволят учащимся сделать некоторые выводы о стилевых особенностях этого произведения. Прежде всего, нужно отметить спокойную, “чеховскую” манеру, лаконизм повествования, особую роль играют детали.

Значение символа приобретают такие детали, как ещё дымящийся окурок, прилипший к губе убитого бойца (“И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. <…> Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть”), указательный столб с табличкой “Сталинград - 6 км”, направленный прямо в небо (“дорога в рай”), портрет Д.Лондона в блиндаже Карнаухова, «Барыня», которую “где-то совсем рядом наяривает кто-то на балалайке”, хотя “кругом всё стреляют и стреляют, и небо уж фиолетовое, и визжат ракеты”. Таким образом, события войны пропущены через сознание героя - это позволило создать психологический портрет человека на войне.

Выбором героя В.Некрасов, по словам В.Быкова, “опередил своё время”. Позже, в 50–60-х годах, повестями В.Быкова «Дожить до рассвета», Г.Бакланова «Пядь земли», Ю.Бондарева «Горячий снег», В.Курочкина «На войне как на войне» заявит о себе так называемая “лейтенантская проза”, главными героями которой будут молодые лейтенанты - вчерашние выпускники школ, студенты, прошедшие в течение нескольких месяцев обучение и тут же отправленные на фронт.

В 1946 г. в сдвоенном 8–9-м номере журнала «Знамя» была опубликована первая часть романа «Сталинград» Виктора Платоновича Некрасова. Автора, мало кому пока известного, «интеллигентного горожанина, без особого успеха подвизавшегося на подмостках и писавшего никому не нужные рассказики», как описывал он себя сам. «Простой офицер, фронтовик, слыхом не слыхал, что такое социалистический реализм... Прочтите обязательно!» – рекомендовал рукопись Твардовскому известный критик В. Б. Александров. «Книга о войне, о Сталинграде, написанная не профессионалом, а рядовым офицером. Ни слова о партии, три строчки о Сталине...» – вспоминал Некрасов в очерке «Через сорок лет… (Нечто вместо послесловия)».

Книга действительно выделялась на фоне военной прозы современников. Среди наиболее известных и достойных – «Народ бессмертен» В. Гроссмана (1942), «Дни и ночи» К. Симонова (1943–1944), «Звезда» Э. Казакевича (1946), не говоря уже о множестве других произведений, написанных менее талантливыми авторами. Главным сюжетом и основным пафосом книг о войне первых послевоенных лет был героизм бойцов-партийцев, преданность коммунистической идее, мудрость Верховного главнокомандующего и его стратегических решений, надрывная сентиментальность или, напротив, романтическая героика (советская «лейтенантская проза», сделавшая солдатскую правду идейным центром произведений о войне, появилась на десятилетие позже – со второй половины 1950-х гг.)

Роман Некрасова для своего времени был поистине выдающимся: это взгляд на войну лейтенанта, повествующего день за днем об увиденном, услышанном, пережитом до Сталинградской битвы и во время нее. Главный герой Игорь Керженцев, во многом alter ego автора, вместе с сослуживцами отступает на восток, к Дону и Сталинграду. Бойцы не знают, что происходит на фронте, нет ни газет, ни карт крупнее «двухверсток». Связь с однополчанами потеряна, многие убиты, а встречные новобранцы и местные жители знают не больше их. Герои (действующие лица многочисленны и часто меняются, что вполне отражает царившую при отступлении сумятицу и большие потери) прибывают в Сталинград накануне немецкой атаки и участвуют во всей длительной обороне и битве.

Это предельно лаконичная, искренняя, прозрачная автобиографическая проза, более напоминающая дневниковые записи, чем художественное произведение (впечатление тем сильнее оттого, что повествование ведется в настоящем времени). Благодаря некоей авторской отстраненности, отсутствию «идеологической нагруженности», повесть больше похожа на документальную литературу.

Впрочем, Некрасов утверждал, что поденных записей во время войны не вел – попробовал было, но скоро наскучило. А написал всю повесть «по свежим следам и на одном дыхании» всего за полгода во время лечения в Польше, в 1944 г. Врач якобы посоветовал приучать раненую руку с задетым нервом к мелким движениям и писать письма «любимой девушке». Девушки не было, и Некрасов стал писать о Сталинграде.

Отличалась книга Некрасова и главными действующими лицами: это простые люди с разным довоенным прошлым, для которых война, в корне изменившая их мировоззрение, иерархию ценностей и отношений, вытащив на поверхность их истинные качества и способности, стала ежедневным бытом. Для них подвиг – не абстрактное понятие из чужого словаря, а ежедневный тяжелый до изнурения труд, и мечта одна – отдохнуть и выспаться, и подробности геройского поступка порой неприглядны, однако на него идут сознательно – и до конца.

В описаниях нет ни намека на фальшь: автор не склоняется ни к сентиментальности, ни к эффектным ужасам и кровавым подробностям войны, ни к героическому пафосу с ритуальным поклоном властям. Он выбирает если не эмоционально сниженную, то нейтральную лексику и речевые обороты.

Так, например, описана атака немцев: «Обстрел длится минут двадцать. Это очень утомительно. Потом мы вытягиваем пулемет на площадку и ждем.

Чумак машет рукой. Я вижу только его голову и руку.

– Двоих левых накрыло, – кричит он.

Мы остаемся с тремя пулеметами.

Отражаем еще одну атаку. У меня заедает пулемет. Он немецкий, и я в нем плохо разбираюсь. Кричу Чумаку.

Он бежит по траншее. Хромает. Осколок задел ему мягкую часть тела. Бескозырка над правым ухом пробита.

– Угробило тех двоих, – говорит он, вынимая затвор. – Одни тряпки остались.

<…> Я уже не помню, сколько раз появляются немцы. Раз, два, десять, двенадцать. В голове гудит. А может, то самолеты над головой? Чумак что-то кричит. Я ничего не могу разобрать. Валега подает ленты одну за другой. Как быстро они пустеют. Кругом гильзы, ступить негде».

Снятие внешнего героического пафоса по Некрасову – обязательно: книга о войне (как и фильм) не может идти «вся на высокой ноте. От начала до конца. Она, как скульптура Мухиной, которая вдруг ожила и пошла вперед победной поступью. А мы следим за ней. Два часа...» – писал он в более позднем очерке.

Простая мысль – о том, что война выворачивает мир наизнанку, приводит к своеобразной «профессиональной деформации». И вновь подчеркнуто простой язык, без аналитических или патетических комментариев автора, что само по себе становится сильным литературным приемом: на клин журавлей (для которых «никакой войны нет») смотреть неприятно, потому что они летят как «юнкерсы»; главный герой, сидя с девушкой на берегу Волги и глядя на противоположный берег, привычно продумывает точки для размещения пулеметов.

Некрасов выстраивает панораму событий и психологическое состояние героев через локальные и незначительные детали, на самом деле далеко выходящие за обзор «окопа» (самый расхожий укор от критиков – узость «окопной правды» писателя). Многодневная бомбежка Сталинграда становится рутиной, и привыкший к ней взгляд, перестав воспринимать ее как переломную битву в Великой Отечественной войне, начинает замечать мелочи.

«Целый день звенят в воздухе «мессеры», парочками рыская над берегом. Стреляют из пушек. Иногда сбрасывают по четыре небольшие аккуратненькие бомбочки, по две из-под каждого крыла, или длинные, похожие на сигару, ящики с трещотками, противопехотными гранатами. Гранаты рассыпаются, а футляр долго еще кувыркается в воздухе, а потом мы стираем в нем белье – две половинки, совсем как корыто».

Эти пластически достоверные детали делают произведение до предела кинематографичным. Неслучайно Сергей Эйзенштейн, который, по свидетельству знакомых, считал его одной из лучших книг о войне, посвятил ему целую лекцию. В ней, в частности, мэтр отмечал: «Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь... Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего».

Речь автора порой напоминает литературный прием отстраненного удивления, любимый еще Л. Н. Толстым: для демонстрации какого-либо явления показать его так, как будто оно увидено впервые, как будто до Некрасова никто не писал о войне, смерти, храбрости и тяжелых буднях.

Роман настолько очевидно написан вне основной литературной «парадигмы» того времени, что ни остаться незамеченным, ни быть благосклонно принятым «знающими» критиками, а также политически и конъюнктурно более сознательными писателями он никак не мог.

В книге Некрасова почти нет упоминаний о Сталине – и это при том, что в 10-м номере «Знамени», где опубликовали вторую часть «Сталинграда», была размещена программная статья о советской поэзии: «...Генеральная ее тема – тема вождя. Тот, кто проходит мимо этой темы, никогда не осознает истинной природы нашего искусства…» Строчку о Сталине Некрасов после доводов и уговоров все же вставил, а позже, после XX съезда, убрать ее отказался: в книге слишком очевидно дело было не в вожде.

Любопытно, что смена политического «микроклимата» произошла еще на стадии журнальной публикации романа. Если 8–9-й номер «Знамени» был весь проникнут большими надеждами первого послевоенного года, ожиданием «новой жизни, царства справедливости, свободы, которые народ заработал лишениями и жертвами военных лет», то следующий, 10-й, начинался Постановлением ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» и созвучным ему докладом товарища Жданова. Шельмовали Михаила Зощенко («давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности»), Анну Ахматову (представитель «безыдейного реакционного литературного болота»), а после, в редакционной статье, и многих других литераторов. В таком окружении и контексте наказание за политическую несознательность и безыдейность произведения не заставило себя ждать.

Прежде всего, роман перевели в повесть, а название заменили на «В окопах Сталинграда»: «Великое сражение, увиденное из какой-то одной ямки, из одного окопа» не может претендовать ни на масштаб романа, ни на ставшее нарицательным название города.

«Литературная общественность растерялась», – справедливо заметил Некрасов. Критики поругивали роман-повесть за «ремаркизм», узость взгляда, за то, что «протокольно описывает события, мало проявляя интереса к вопросам мировоззрения, политики, морали». Однако рукопись все-таки была напечатана в авторитетном «Знамени»: главному редактору В.В. Вишневскому ее передал Твардовский.

Впрочем, упреки в адрес автора появлялись в рецензиях вплоть до вручения Некрасову 6 июня 1947 г. Сталинской премии II степени. В присуждении премии были странности, объясняемые, как часто бывает при недостатке достоверных свидетельств, легендой. Позже Некрасов вспоминал: его имя было вычеркнуто генеральным секретарем и председателем правления Союза писателей А. Фадеевым из списка номинантов на премию в ночь перед публикацией. Однако «наутро обомлевший автор увидел свое собственное изображение в “Правде” и “Известиях”». В строжайшем секрете Вишневский сообщил писателю, что вновь внести его имя в список мог только «Сам», «никто другой».

Так или иначе, помимо денежной премии в 50 тыс. рублей (которую он отдал на покупку инвалидных колясок фронтовикам), Некрасов на некоторое время получил иммунитет от нападок критики. «В окопах Сталинграда» до запрещения к печати и изъятия из библиотек переиздавалась несколько раз (общим тиражом более 4 млн экземпляров) и была переведена на 36 языков.

Биография самого автора не менее интересна: до публикации в «Знамени» Некрасова, демобилизованного капитана Советской армии, с медалями (среди них – «За отвагу», «За оборону Сталинграда») и орденом Красной Звезды вернувшегося с фронта в родной Киев, почти никто не знал.

Он родился в 1911 г., родители – «из бывших»: мать с дворянскими корнями – врач, отец – банковский служащий. Познакомились с Париже, где Зинаида Николаевна работала в военном госпитале. Там же родился и старший брат. Отец рано умер, брат «ненадолго пережил отца – погиб в Миргороде в 1919 г. под шомполами красных», – записывал Некрасов семейную историю.

В Париже семья жила в одном доме с будущим наркомом Луначарским, и первым языком Виктора Некрасова был французский. Вернулись Некрасовы в 1915 г., и после революции 1917 г. эмигрировать не стали: старались привыкнуть к новому строю. Виктора отдали учиться в трудовую, а затем – в железнодорожную профшколу. После он закончил Киевский строительный институт (архитектурный факультет) и одновременно – театральную студию при киевском Театре русской драмы: «По очереди хотелось быть то Корбюзье, то Станиславским, на худой конец, Михаилом Чеховым». Кстати, с живой архитектурной легендой ему удалось пообщаться: Некрасов счел несправедливым решение жюри, забраковавшего проект Дворца Советов Корбюзье, и написал тому на французском полное сочувствия и восхищения письмо – в ответ получил открытку.

Многочисленные мемуарные зарисовки писателя по документальной лаконичности и ясности стиля похожи на его прозу. Несмотря на привычку к чтению газет с детства, в юности был «аполитичен» и ни пионером, ни комсомольцем не был. «В годы Гражданской войны “болел” за Деникина, Колчака, Врангеля. В 1924 же г. – тринадцатилетним мальчиком – отморозил себе уши, топчась на Крещатике под траурные гудки заводов – умер Ленин. К великому недоумению родителей, повесил в столовой громадный портрет вождя… ˂…> Тридцать седьмые годы чудом не задели. – вспоминал Виктор Платонович, - Загадка. …Бесстрашная тетя Соня писала письма Крупской, Ногину, Бонч-Бруевичу по поводу несправедливых арестов». Работал в театре – «бродячем, левом, полулегальном. Исколесил все дыры Киевской, Житомирской, Винницкой областей», «по вечерам что-то писал. Посылал в журналы. Возвращали. К счастью...», – отмечал Некрасов в своеобразном автобиографическом комментарии к своей знаменитой повести.

На войну его взяли из Театра Красной Армии, где он в то время работал. На фронте он стал полковым инженером и заместителем командира саперного батальона. На войне получил два серьезных ранения, после чего был демобилизован, писал свой автобиографический роман-повесть (обманчиво простым, «дореволюционным», то есть человечным, не испорченным советизмами и штампами языком) и с 1945 по 1947 г. работал журналистом в киевской газете «Советское искусство». Потом в течение восьми лет Некрасов опубликовал лишь несколько военных рассказов и газетных статей, в 1954 г. вышла его повесть «В родном городе» – хронологическое и логическое продолжение дебюта, а в 1961 г. – повесть «Кира Георгиевна». Обе были холодно встречены критикой.

В эти годы Некрасов не столько писатель, сколько публицист и общественный деятель: он выступает на митинге в Бабьем Яру и пишет статьи о необходимости памятника на месте оврага, где в 1941 г. десятки тысяч евреев были расстреляны фашистами. В 1966 г. подписывает письмо 25-ти деятелей культуры и науки Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

В 1957 и 1962 гг. Некрасов поездил по Европе, записав в путевых очерках впечатления об увиденном, за которые тут же был обвинен в «низкопоклонстве перед Западом». «Иммунитет», приобретенный благодаря Сталинской премии, начал таять: критика Н. С. Хрущева в 1963 г. (Некрасов «погряз в своих идейных заблуждениях и переродился») дала карт-бланш на его исключение из партии. При обыске дома в январе 1974 г. у него изъяли все рукописи и нелегальную литературу. Тогда же Некрасова исключили и из Союза писателей, а еще раньше, с 1972 г., перестали печатать новые и переиздавать старые книги, одновременно изымая их из библиотек. В 1974 г. писатель эмигрировал во Францию, работал в парижском бюро радио «Свобода». О службе, правда, отзывался иронично: «Вставая из-за стола в кафе, обычно говорил друзьям, глядя на часы: “Мне пора на работу, пойду, поклевещу”».

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...