Здоровый образ жизни и психология здоровья. Психология здоровья и здоровый образ жизни


За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни - занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет. На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам. Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).

Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах. Самый пик популярности заботы о своем физическом благополучии сейчас приходится на сообщество прогрессивных и успешных молодых людей, которые могут себе это позволить. Многие из них – предприниматели и топ-менеджеры, люди, которые привыкли идти против среды, чтобы получить то, что им нужно. Они придерживаются осознанных стратегий в своей карьере и финансовом развитии, в своих гражданских и социальных ориентациях.

Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья. Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды. В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов. Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом. Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.

В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках. Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде. Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна. То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.

Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность. Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются. Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры. Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д. – и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека. Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.

Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма. Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности. Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями. Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.

Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.

По сути, есть две большие задачи:

  1. формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
  2. разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.

И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.

В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.), часто испытывают сложности в процессе ведения клиентов из-за неосведомленности в смежных областях знаний о человеке. Так, например, диетологам не хватает психологических знаний для преодоления барьеров, возникающих у человека, а также понимания возможностей физических упражнений для построения здорового тела, и фитнес-тренеры, и диетологи не владеют техниками мотивирования клиентов и тонкой подстройки систем питания и движения под конкретного клиента, а психологам часто недостает знаний о биологических факторах, связанных с психологическими изменениями и т.д.

Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу. У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду. Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.

Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению. Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды. Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.

Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса. Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента. При этом не знает, что изменение белково-углеводно-жирового состава питания и вызывает колебания тонуса и эмоциональной устойчивости. В данном случае было бы достаточно сбалансировать рацион, и проблема решилась бы меньшей ценой (и времени, и денег).

Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления - «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог». Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо. Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.

В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги. Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО. При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).

Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.

Материалы курса широко популяризуются на санкт-петербургском портале www.zozhnik.ru, блоге программы «Умное тело» smartbodycentre.livejournal.com, в социальных сетях, в просветительских ТВ-программах (телеканалы Первый, Рен-ТВ), научно-популярных журналах.

Про здоровый образ жизни сейчас идет много разговоров. Помимо того, что эта тенденция активно набирает обороты в России, впереди летний сезон, когда каждый второй стремится привести себя в форму перед выходом в открытых нарядах и купальниках. Но, к счастью, все больше людей начинают задумываться не только о краткосрочном эффекте, который дает, например, диета, но и о более комплексном подходе к своей жизни. Давайте разберемся, что же этот подход в себя включает.

Что такое здоровый образ жизни?

Это образ жизни, когда человек стремится к состоянию физического, душевного и социального благополучия. Здоровье здесь воспринимается не просто как физический аспект, т.е. отсутствие болезней, но как возможность жить полноценной, активной жизнью и получать от нее удовольствие. Физический фактор тут, конечно, тоже играет важную роль, потому что при наличии болезни на первый план выходит желание от нее избавиться. Но это не ставит крест на всем остальном. Многие известные диетологи, такие как Говард Хэй, Поль Брегг, Кацудзо Ниши, прошли собственный долгий путь борьбы и победы над болезнью с помощью натурального питания, на основе которого создали свои системы и философию здорового образа жизни.

Мы наслышаны о пользе зеленых соков по утрам, сочетании кардио- и силовых тренировок, необходимости много ходить пешком и избегать чипсов и жареной картошки. Какие-то принципы мы знаем с детства, о других узнаем от друзей, читаем в блогах и ленте новостей, к чему-то приходим на собственном опыте. Но чаще всего эта информация разрозненна. Мы схватываем отдельные принципы, которые не складываются в единую систему. А главное, часто не понимаем, зачем оно нам надо.

Нам понятно, что здоровый образ жизни подразумевает особое питание и регулярную физическую нагрузку. Многие к этому стремятся и на этом же останавливаются. Но на самом деле, это далеко не все. Помимо физического аспекта важен также аспект психологический. Многое начинается с нашей психологии, отношения к себе самому и понимания своих потребностей.

Здоровый образ жизни – это не про овсянку на завтрак и спортзал 3 раза в неделю. Нет. В первую очередь, здоровый образ жизни – это про любовь и заботу о себе. Мы можем сидеть на низкоуглеводной диете, лишать себя сладостей, до умопомрачения гонять на тренировки и муштровать свое тело. В результате мы получим красивое и рельефное отражение в зеркале, почувствуем легкость и удовлетворение результатом. Но станем ли мы от этого счастливее? Начнем ли получать удовольствие от жизни, наслаждаться каждым моментом и любить то, чем мы занимаемся? Станем ли мы от этого более здоровыми в том широком смысле этого слова?

Вряд ли, если мы будем делать это без любви и уважения к себе. Забота о себе начинается тогда, когда нам важно не только то, как мы выглядим, но и то, как себя чувствуем, удовлетворяем ли свои потребности, следуем ли зову сердца.

И, конечно, не стоит забывать о социальном аспекте. Мы живем в обществе, взаимодействуем с людьми и строим отношения. Когда мы начинаем заботиться о себе, для нас становится важным то, как мы живем и как мы можем это улучшить. Мы начинаем налаживать отношения с близкими, стремиться к взаимопониманию, тратить меньше энергии на ссоры и обиды и вносить в отношения больше теплоты и доверия. Это может быть просто комплимент коллеге или улыбка прохожему, слова благодарности или душевный разговор.

Но социальный аспект не ограничивается только кругом наших знакомых. Мы также можем помогать тем, кто в этом нуждается, мы можем заботиться о природе. Доброе дело, помощь бездомным животным или сортировка мусора – каждый маленький шаг ведет нас к более гармоничным отношениям не только с собой, но и окружающим миром.

Человек – это уникальное существо, рассматривать которое стоит в системе «тело-разум-душа». Концентрируясь на одной области и развивая только ее, мы приходим к определенному перекосу, когда начинают страдать другие области, что может выражаться в неудовлетворенности, отсутствии интереса к жизни и апатии. В то время как забота обо всех трех аспектах делает нас целостной личностью.

О теле мы можем заботиться с помощью здорового питания и физической активности, о разуме – с помощью познания себя и саморазвития, а о душе – делая то, что дарит нам радость и удовольствие. Такой подход дает нам системный взгляд на себя и способность развиваться, учитывая все аспекты. Этот путь более сложный, но он же и приносит нам энергию, силу, бодрость, возможность расти и творить, строить гармоничные отношения, любить и быть счастливым. Для меня именно это и является здоровым образом жизни.

Отношение к здоровью на протяжении многих веков остается фундаментальной характеристикой человеческого бытия.

В Древней Греции врачи и философы связывали здоровье индивидуума не только с физиологическими параметрами и средой проживания, но и с образом жизни, привычками. Демокрит писал: «Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать».Психологические школы по-разному объясняют деятельность, поступки, намеренья, желания человека, но психокоррекционные программы построенные на их базовых принципах обязательно направлены на сохранение и восстановление здоровья человека.

Из отраслей современной психологии изучающих психологию здоровья следует выделить: социальную, педагоги­ческую, медицинскую, клиническую психологию, патопсихологию, психодиагностику, генетическая психологию.

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач – здоровье человека.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность.

Творогова Н. Д. считает, что Психологию здоровья можно рассматривать с различных позиций, например:

1. Раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946); психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья;

2. Отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью, т.е. роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. Психология здоровья, по мнению автора, больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией;



3. Междисциплинарную область психологических знаний, включающую изучение и описание этиологии заболеваний, факторов благоприятных для здоровья и условий развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984);

4. Объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья.

В рамках первого подходаПсихология здоровья большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение.

Проблемы здоровья и болезни рассматриваются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая описывает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия, нарушения здоровья (заболеваемость – показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах). Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с субъективной точки зрения. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З - для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ – для абсолютно здорового человека)

Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.

Г С. Никифоров раскрывая становление, развитие, критерии и составляющие психологии здоровья ставит акцент на отечественной школе и в первую очередь на трудах Бехтерева. Автор считает, что программным для развития отечественной психологии здоровья стал доклад Бехтерева на тему «Личность и условия ее развития и здоровья» (1905 г. Киев. 2-м съезд российских психиатров). В целом XX в., как отмечает автор, был отмечен возрастающей ролью в психологии изменения взглядов на соотношение между психикой и сомой. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Создается «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию. В 1960-е гг. в положениях психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических, социальных факторов и физиологических функций организма. И как следствие формируются новые гипотезы развития и течения заболеваний. В начале 1970-х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний – поведенческая (бихевиоральная) медицина . Доказывается тесная взаимосвязь между психикой и сомой. Поведенческая медицина сосредотачивается не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках данного направления разработана и терапевтическая техника «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество. Отделение «Психология здоровья» открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 году Д. Энджелом.

Биопсихосоциальная модель

Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

Биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика); Е. P. Sarafino. Health Psychology. Biopsychosocial interaction. N.Y., 1998; J. Ogden. Health Psychology. Buckingham-Philadelphia, 1998.

Психологическими (представления, эмоции, поведение);

Социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).

Кто ответствен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.

Кто ответствен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.

Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.

Какая Связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на психику человека. Информационный стресс, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы - 47%, а эндогенные психозы - 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В России стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих - это больные дети. По мнению Г С. Никифорова и др., от 30% до 50% обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, - по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния. Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. ≪абсолютно здоровых≫, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В современной России психология здоровья, как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В связи с этим уместно отметить вклад кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского госуниверситета (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров) выпустивший в 2006 году учебник для вузов «Психология здоровья» Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.: Питер.

Гурвич И. Н. в монографии «Психология здоровья», констатирует, что очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья – и не только со стороны представителей психологической науки – дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Так в США за 15 лет (1975-1990гг.) количество внедренных программ по охране психического здоровья увеличилось с 200 до 5000 и более. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Широкой практической реализации подчинены различные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему Западу. Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматики здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака. Дж. Матараццо руководитель созданного в 1978 г. отделения психологии здоровья при Американской психологической ассоциации Понятие психологии здоровья трактует следующим образом. Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни .

Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

· задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья.

· определение базисных понятий психологии здоровья;

· исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

· методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

· разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

· факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

· изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

· психологические механизмы здорового поведения;

· формирование внутренней картины здоровья;

· коррекцию индивидуального развития;

· профилактику психических и психосоматических заболеваний;

· исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

· разработку концепции здоровой личности;

· определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

· психологические механизмы стрессоустойчивости;

· социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

· тендерные аспекты психического и социального здоровья;

· разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

· детскую и школьную психологию здоровья;

· психологическое обеспечение профессионального здоровья;

· психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

· психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Рассматривая Психологию здоровья, на наш взгляд необходимо рассмотреть и понятие "здоровье" и психическое здоровье с позиций Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Статья 2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее – охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления; их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи;

Согласно статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации, охрана здоровья граждан (охрана здоровья) – совокупность различного рода мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В эту систему включены методы политического, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.

Рис. 6. Система основ охраны здоровья

Охрана здоровья в узком смысле приравнивается к здравоохранению.

Здравоохранение – это система социально-экономических мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека в целом.

Медицина это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранения здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека

Для выполнения имеющихся задач медицина изучает:

· Строение и процессы жизнедеятельности организма в норме и патологии;

· Факторы природной и социальной среды, влияющие на состояние здоровья;

· Болезни человека (причины, признаки, механизм возникновения и развития);

· Возможности использования и развития различных физических, химических, технических, биологических и иных факторов и устройств для лечения заболеваний.

Таким образом, Здоровье результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Ведущим социальным институтом, ответственным за здо­ровье человека, является здравоохранение - система госу­дарственных и общественных мероприятий по предупрежде­нию заболеваний и лечению заболевших. Научно-практиче­ской основой здравоохранения является медицина.

Однако при этом следует помнить, что проблема сохранения здоровья человека - прерогатива не только (и не столько) здравоохранения, сколько всего государства.

Современный этап развития цивилизации привел, с од­ной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой - к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоро­вья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до- и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens.

Здоровье является очень сложной категорией, представ­ляя собой результат взаимодействия индивида и окружаю­щей среды - условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем.

Процесс управле­ния состоит из следующих формальных этапов:

· сбор и ана­лиз информации о состоянии объекта,

· его прогноз;

· форми­рование программы управляющих действий,

· ее реализация;

· анализ адекватности и эффективности управляющей програм­мы (обратная связь).

Создание здо­ровых условий существования и активную по­зицию оздоровления невозможно обеспечить без определе­ния сущности индивидуального здоровья.

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третьего состоя­ния» - переходного между здоровьем и болезнью.

В той или иной степени этой проблемы касались И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.А.Аршавский, Н.М.Амосов и др.

В конце XIX в. И.И.Мечников в своей речи «О целебных си­лах организма» на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил «этиологической» точке зрения возникно­вения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, дру­гой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, ос­нованные на этиоцентрическом подходе, затормозили раз­витие учения об этих свойствах организма.

Первую современную попытку сформулировать положе­ния о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология». Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» – динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологическо­го характера), возникающий при воздействии чрезвычайно­го раздражителя и развивающийся на протяжении всего бо­лезненного процесса - от состояния предболезни до выздо­ровления (С.М.Павленко, 1973). Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концеп­ции сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействии чрезвы­чайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление».

Существенный вклад в развитие проблемы внесли пред­ставители военной медицины в 70-е гг., занимающиеся ме­дицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экст­ремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т.п.): перед военными медиками всегда стояла задача оценки «качества» здоровья их подопечных (Г.Л.Апанасенко, 1974; Р.М.Баевский, 1972, и др.). Было сформировано понятие «донозологическая диагностика», которое с успехом исполь­зовалось и в гражданском здравоохранении (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 1980, и др.).

Здоровье и болезнь – основные категории научного по­знания в медицине. Общепризнанно, что указанные катего­рии носят медико-социальный и медико-био­логический характер, т.к. специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность социальна. Все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических систем и социальное не реализуется без биологического субстрата. Таким образом, биологичес­кий субстрат – реализатор социальной сущности человека.

Когда мы говорим о болезни, то четко себе представля­ем, что речь идет, прежде всего, о патологическом процессе, опосредованном через сознание индивида в его социальный статус. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптималь­ную связь со средой и окружающим его социумом.

Разработка од­ного лишь учения о болезни не может решить задачу достижения высоких показателей здоровья населения.

Здоровье – абст­рактно-логическая категория, которая может быть описана различными модельными характеристиками. Наиболее распространенная модель характеристики здоровья до настоящего времени в практической медицине основана на альтернативе «здоров-болен». Если при обследовании пациента врач не находит признаков патологического процесса (показатели функций в «норме»), он ставит диагноз «здоров».

При таком подходе невозможно дать ближай­ший и отдаленный прогноз о состоянии будущего здоровья индивида. «Физиологическая норма» как «функциональный оптимум» (наиболее распространенное определение «нормы»), еще не есть объективное отражение процессов здоровья.

Правомернее говорить о здоровье как динамическом со­стоянии, позволяющем осуществить наибольшее количество видоспецифических функций при наиболее экономном рас­ходовании биологического субстрата. При этом адаптацион­ные возможности человека являются мерой его способности сохранить оптимум жизнедеятельности даже в неадекватных условиях среды. Таким образом, не в соотношении патологии и нормы следует искать оценочные критерии здоровья, а в способности индивида осуществлять свои биологические и соци­альные функции.

Н.М.Амосов конкретизировал эти представления, введя понятие «количество здоровья».

По мнению Н.М. Амосова, здоровье – максимальная производительность органов и си­стем при сохранении качественных пределов их функций. Ос­новываясь на этом определении, можно говорить о количе­ственных критериях здоровья.

При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь», на наш взгляд сле­дует учитывать положение, высказанное одним из основате­лей отечественной патофизиологии В. В. Подвысоцким. Он утверждал, что абсолютная болезнь и абсолютное здоровье немыслимы, между ними существует бесконечное множе­ство форм связей и взаимных переходов (здесь имеется в виду биологический субстрат этих состояний). Эту же мысль подтвердил А.А.Богомолец, еще в 30-е годы сформулиро­вавший положение о единстве нормы и патологии, в кото­ром «первая включает в себя вторую как свое противоречие». Модель сообщаю­щихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше воз­можность развития и манифестации патологического про­цесса, и наоборот: развитие и проявление патологического процесса возможны лишь тогда, когда сказывается недостаточность резервов здоровья вследствие них ослабления или мощности действующего фактора или факторов.

Между состояниями здоровья и болезни выделяют пере­ходное, так называемое третье состояние, которое характе­ризуется «неполным» здоровьем. Из субъективных проявле­ний этого состояния можно отметить периодически повто­ряющиеся недомогания, повышенную утомляемость, неко­торое снижение качественных и количественных показате­лей работоспособности, одышку при умеренной физичес­кой нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т.п.

Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к тахикардии, неустойчивый уровень АД, склонность к гипогликемии или извращению кривой сахарной нагрузки, похолодание конечностей, т.е. отклонения в состоянии здо­ровья, которые еще не укладываются в конкретную нозологическую модель.

Рассматривая более детально «третье состояние», следу­ет указать, что оно неоднородно и включает, в свою оче­редь, два состояния: первое – предболезнь – и второе, ха­рактер которого определяется неманифестированным пато­логическим процессом. Основной признак предболезни – возможность развития патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие сниже­ния резервов здоровья. Границей перехода от состояния здо­ровья к состоянию предболезни является тот уровень здоро­вья, который не может компенсировать происходящие в орга­низме под влиянием негативных факторов изменения и вслед­ствие чего формируется тенденция к саморазвитию процес­са. Совершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различ­ных условиях существования, этот «безопасный» уровень здоровья может существенно отличаться: для летчика и шах­тера необходимы большие резервы здоровья, чем бухгалте­ру, чтобы сохранить необходимый оптимум «степеней сво­боды».

В качестве начала болезни принято считать появление признаков манифестации патологического процесса, т.е. мо­мент наступления снижения или утраты способности к вы­полнению функций. Таким образом, границы «третьего со­стояния» очерчены довольно четко. Что же касается возможности определить границу между предболезнью и началом неманифестированного патологического процесса, то на се­годняшний день эта проблема неразрешима. Именно здесь могла бы сыграть ведущую роль нормология (учение о нор­ме), однако показатели «нормы» настолько индивидуаль­ны, что вынести суждение о «нормальности» функций у конкретного индивида невозможно. Например, различия в биохимических показателях (содержание в плазме крови железа, меди, цинка, креатинина и пр.) достигают десят­ков, а иногда и сотен раз (Р.Уильямс). У 5% здоровых людей регистрируется уровень АД ниже 100/60 мм рт.ст., однако нет отклонений ни в самочувствии, ни в работоспособности (так называемая физиологическая гипотония, Н. С. Молчанов).

Категория «здоровье» базируется на пред­ставление о гармоничности и мощности биоэнергоинформационной системы, каковой является человек. Именно гар­моничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.

«Здо­ровым может считаться человек, – писал еще в 1941 г. американский теоретик медицины Г.Сигерист, - который от­личается гармоничным физическим и умственным развити­ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не оз­начает просто отсутствие болезней: это нечто положитель­ное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязаннос­тей, которые жизнь возлагает на человека».

Определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава ВОЗ в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

С этих позиций дефиниция здоровья человека выглядит следующим образом: здоровье – это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устой­чивостью к воздействию патогенных факторов и способно­стью компенсировать патологический процесс, а также яв­ляется основой осуществления биологических и социальных функций.

Трем уровням личности (соматическому, душевному и духовному) соответствуют и три аспекта здоровья: сомати­ческий, психический и духовный. Было бы неправомерным упускать из виду высшие, специфически человеческие ас­пекты здоровья, особенно если учесть, что возможна взаимная компенсация одних элементов здоровья другими. Одна­ко отклонения как в душевном, так и в духовном аспектах здоровья непременно скажутся на образе жизни индивида и тем самым на состоянии резервов энергетичес­кого, пластического и регуляторного обеспечения функций, т.е. на состоянии сомы. Поэтому вышеприведенная дефини­ция является универсальной для здоровья вообще.

«Третье состояние» – переходное между здоровьем и бо­лезнью состояние, ограничиваемое, с одной стороны, сте­пенью (уровнем) снижения резервов здоровья и возможно­стью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой - начальными признаками нарушения функций – манифес­тацией патологического процесса . Указанные границы могут быть количественно охарактеризованы соответствующим уровнем здоровья. Резервы здоровья индивида во многом за­висят от его физического состояния и образа жизни.

Физическое состояние – способность человека произво­дить физическую работу.

Образ жизни – социальная категория, включающая ка­чество, уклад и стиль жизни. Образ жизни может быть также охарактеризован степенью соответствия форм жизнедеятель­ности человека биологическим законам, способствующей (или неспособствующей) сохранению и возрастанию его адаптационных возможностей, а также выполнению им сво­их биологических и социальных функций. По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основан­ный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида. Таким образом, «здо­ровая» модель поведения для данных конкретных условий уменьшает риск возникновения заболевания. Очевидно так­же, что разные условия жизни предполагают различные мо­дели «здорового» поведения. Образ жизни формируется об­ществом или группой, в которых живет индивид.

Качество жизни – одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы индивида в самом широком смысле. Для характеристики ка­чества жизни используют индикаторы жизни, описывающие распространение желательных и нежелательных условий, со­провождающих жизнедеятельность индивида (образование, средний доход, обеспеченность жильем, наличие бытовой техники и автотранспорта и т.д.).

Формирование здоровья – комплекс мероприятий по оп­тимизации воспроизводства, роста и развития подрастаю­щего поколения.

Сохранение здоровья – комплекс мероприятий по под­держанию, укреплению и восстановлению здоровья инди­вида.

Саногенез – физиологические механизмы, обеспечиваю­щие формирование и сохранение здоровья индивида. Эти механизмы (гомеостатические, адаптационные, регенератор­ные и т.п.) реализуются как в здоровом, так и больном орга­низме.

Санитарное просвещение (определение ВОЗ) – сознатель­но формируемые возможности для приобретения знаний, которые должны способствовать изменению поведения в со­ответствии со сформированной конечной целью.

В последнее время особую популярность приобрело стремление к здоровому образу жизни. Многие люди с неподдельным рвением загорелись идеей поддержания своего физического здоровья: кого-то начала заботить эта проблема из-за ухудшения собственного состояния, кто-то желает обрести красоту тела благодаря здоровому образу жизни, а кто-то просто захотел оказаться «на гребне моды» на здоровье.

Так или иначе, решая для себя важность соблюдения здорового образа жизни, люди задумываются лишь об улучшении своего физического состояние, и никогда – психологического здоровья. А ведь проблема позитивного влияния здорового образа жизни на психологическое и психическое состояние заслуживает особого внимания!

Связь тела и психического состояния: как здоровое тело помогает сохранить психологическое здоровье

Психические расстройства, психосоматические заболевания, эмоциональное выгорание и другие разлады психического функционирования являются одной из главнейших проблем современности . У каждого отдельного расстройства могут быть свои специфические причины и патогенные механизмы возникновения, а у каждого больного – специфическая картина болезни. Есть все же нечто общее для всех этих больных, то, что отличает их от людей, не имеющих психических расстройств, психосоматических заболеваний и прочих подобных проблем, и это – декомпенсация, которая наступает вдруг, и человек не может как раньше быть социально адаптированным.

В обычном состоянии у человека должны функционировать его компенсаторные механизмы: они помогают нам приспосабливаться к изменениям в окружающей реальности, бороться с воздействием патогенных факторов и т.д.

Декомпенсация же означает нарушение функционирования органов, систем или гомеостаза организма в целом вследствие недостаточности компенсаторных механизмов. Понятие компенсаторных механизмов и декомпенсации используется и в рамках психиатрии и психологии. Если наступила стадия декомпенсации, это значит, что организм или психика уже не в силах самостоятельно справляться с всевозможными нагрузками и воздействием вредоносных факторов, так как компенсаторные механизмы больше не выполняют свои функции.

Как же избежать наступления стадии декомпенсации и сберечь свое здоровье и психологическое благополучие? В этом как раз может помочь соблюдение правил здорового образа жизни.

Обоюдная связь психической сферы и тела уже ни для кого не является секретом. Хороший настрой и оптимизм помогает скорее выздоравливать, а то, что приносит пользу телу, способно улучшить эмоциональное состояние и психологическое здоровье: «в здоровом теле – здоровый дух», как гласит народная мудрость. Именно поэтому, здоровый образ жизни может стать действенным средством достижения психологического здоровья. Физические нагрузки, здоровое питание, оздоровление своего тела – все это можно считать мощным ресурсом для человека.

В этом смысле, здоровый образ жизни и правда является для человека ресурсом. Здоровое питание и умеренные физические нагрузки улучшают телесное здоровье, а это уменьшает риск возникновения психосоматических заболеваний (ведь, как известно, психосоматические симптомы проявляются в месте уязвимости, а здоровый образ жизни позволяет уменьшить число этих «уязвимостей»). А массажи, занятия йогой, бегом, СПА процедуры и другие умеренные физические нагрузки, а также расслабляющие мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья, в свою очередь, не только улучшают самочувствие и даруют красоту, но и вызывают массу приятных эмоций, помогают человеку ощутить состояние благополучия и счастья.

Таким образом, здоровый образ жизни может стать для человека значимым ресурсом, служащим превенцией от декомпенсаций, способствующий поддержания здоровью тела и психики, а в некоторых случаях – даже заменяющий поход к психологу.

Методы профилактики психических заболеваний

Как известно, многие заболевания требуют профилактических мер, и психические расстройства в этом не являются исключением из правил. Здоровье психической сферы является важным компонентом общего переживания человеком своего благополучия, поэтому поддержание психологичесокй стабильности является важной задачей. Какими могут быть профилактические методы психических расстройств и как они связаны со здоровым образом жизни?

Итак, к основным превентивным методам, связанным со здоровым образом жизни, можно отнести:

Здоровый сон (7-8 часов в сутки) и полноценный ежедневный отдых

Это – основные «заветы» как превенции психологической декомпенсации и психических расстройств, так и соблюдения здорового образа жизни. Качество и глубина сна определяет восстановление организма, улучшение функционирования нервной системы.

Умеренные физические нагрузки, занятия спортом и другие виды активности также улучшают психическое здоровье

Физическая активность способствует «сжиганию» излишков адреналина в организме, что оказывает профилактическое действие на психическое здоровье . Также физические нагрузки способствуют снижению уровня тревоги и повышению стрессоустойчивости. Так, в психологическом исследовании, проведенном учеными из университета Колорадо на крысах было доказано позитивное влияние постоянных физических нагрузок на психическую деятельность. В ходе исследования экспериментальных крыс разделили на две группы: одну из групп принуждали к физическим нагрузкам на протяжении шести недель, а вторую группу – нет. По истечении шести недель обе группы крыс подвергли стрессу, и оказалось, что у физически закаленных крыс уровень стрессоустойчивости был выше: они подверглись влиянию стресса в меньшей мере, чем их физически нетренированные собратья.

Хобби, активность «по интересам» также помогает снять лишнее напряжение, помогает расслабиться

Выбирая себе в качестве увлечения занятия танцами, рисование или что-то еще, человек самореализуется как неповторимая индивидуальность, развивает собственный потенциал – благодаря такому творчеству у человека повышается самооценка, улучшается эмоциональный фон и повышается уровень гармоничности личности.

СПА и массаж

Польза этих мероприятий многогранна. Они активизируют обменные процессы в организме, улучшают кровоснабжение органов и тканей, а, кроме того, вызывают выброс эндорфинов и окситоцина в кровь, а эти гормоны «отвечают» за положительные эмоции.

Таким образом, какими бы «избитыми» не казались призывы к поддержанию здорового образа жизни, всегда следует помнить, что они оправдывают себя на практике. В современном обществе, где человеку постоянно приходиться бороться с последствиями хронической усталости, истощения психических ресурсов и эмоционального выгорания, соблюдение здорового образа может стать настоящим «спасательным кругом для утопающих».

Чтобы предотвратить наступление состояния абсолютного истощения, когда компенсаторные механизмы «отказываются работать» и обеспечивать адаптацию к постоянным изменениям окружающей среды, стоит заняться собой, своим здоровьем.
Проявляя по отношению к себе и собственному телу регулярную заботу, придерживаясь принципов здорового образа жизни и устраивая время от времени для себя полезный «релакс» (при помощи массажа или других расслабляющих процедур), Вы сможете улучшить эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье, ощутить состояние психологического благополучия и удовлетворенности от жизни.

общая психология и психология личности

некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни

Г.В. Залевский, Ю.В. Кузьмина (Томск)

Аннотация. Обсуждаются некоторые актуальные проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни человека. Акцент сделан на социокультурные аспекты представлений о здоровье в разные периоды развития человечества.

ключевые слова: психология здоровья; образ жизни; социокультурный эталон здоровья; здоровая личность; цивилизация.

Практически во всех мировых культурах принято приветствовать друг друга при встречах и прощаниях пожеланиями здоровья. По справедливому мнению

A. Шопенгауэра, здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля. Исчерпывающе, на нащ взгляд, оценил роль здоровья в жизни человека русский врач и писатель

B. Вересаев, считая, что со здоровьем ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит, потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно -высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно. Г. Гейне, следуя за Платоном, считал здоровье «единственной красотой». Значительно раньше об этом сказал Геродот: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (цит. по ).

Казалось бы, эту «красоту» и одну из самых бесценных ценностей человека («здоровье ни за какую цену не купишь»!) люди должны лелеять, беречь и укреплять как никакую другую. Но, увы! Статистика неумолимо демонстрирует тенденцию ухудшения здоровья человечества, и это при увеличении средней продолжительности жизни! Парадокс состоит в том, что вторую половину жизни (которая, кстати, всё больше удлиняется в ущерб первой половине) человек, как правило, уже лечится, т.е. увеличивает продолжительность своей жизни только за счет достижений медицины.

Цивилизация галопирует и далеко не всегда во благо человека, во благо культуры, в том числе и во благо культуры здоровья. Крупнейший этолог ХХ в. К. Лоренц говорил о восьми смертных грехах цивилизованного человечества, грозящих современной цивилизации саморазрушением, а человечеству как виду - гибелью: перенаселение Земли; опустошение естественного жизненного пространства; все ускоряющееся развитие техники, которое делает людей слепыми ко всем под-

Здравствуйте! Здравия желаю!

Здоровеньки булы!

Будьте здоровы!

Народные приветствия

Неумолимая статистика, противоречивая в цифрах, но единодушная в оценке тенденций, свидетельствует также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеет, а некоторые из них - это вообще болезни молодых (СПИД, алкоголизм, наркомания, токсикомания и многие так называемые нехимические аддикции). Все эти проблемы здоровья человека провидчески причислял к «болезням цивилизации» К. Ясперс . Растет число и так называемых часто болеющих детей . Однако сегодня речь идет не только об ухудшении физического здоровья людей, но и о других его аспектах, так сказать, по всей структурно-уровневой вертикали индивидуальности человека: о психическом, психологическом, социальном и духовном здоровье. Так, терроризм - это кровавое свидетельство все возрастающего духовного нездоровья отдельных людей и социальных сообществ, обесценивания человеческой жизни . «Все здоровые люди любят жизнь», - говорил Г. Гейне. Сегодня создается впечатление, что появляется все больше людей, которые жизнь не любят, а значит, можно ставить вопрос об их духовном здоровье.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья на-

селения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации», проводятся научные форумы и т.д. Проблемы состояния здоровья людей - это и вызов науке, в том числе психологической, поскольку еще очень много нерешенных проблем теоретического и практического плана по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья остаются нерешенными. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что в общественном сознании многие годы болезнь культивировалась как ценность - на нее преимущественно были направлены усилия финансовые и научные; здоровье воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Духовность и духовное здоровье вообще оказались вне предмета психологии. Правда, наши зарубежные коллеги несколько раньше обратили внимание на проблемы психологии здоровья. В 1978 г. в Американской Психологической Ассоциации было открыто отделение «Психология здоровья»; с 1982 г. начал выходить журнал «Психология здоровья».

Сегодня нет согласия среди ученых о том, что такое здоровье вообще, психическое, психологическое и духовное здоровье в частности. Остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, о месте здоровья в иерархии ценностных ориентаций и т.д. Прояснение этих и других вопросов о здоровье современного человека стало сегодня особенно актуальным, поскольку в переживаемую нами эпоху социально-экономических кризисов и инновационных процессов ставится вопрос о той цене - здоровье, которую должны заплатить люди, чтобы преодолеть эти кризисы, осуществляя инновационную деятельность.

Стремясь укрепить свое здоровье и пытаясь вести здоровый образ жизни, каждый человек, часто не осознавая этого, ориентируется на определенные образцы или эталоны здоровья. Многие авторы сходятся на выделении трех социокультурных эталонов здоровья -античного, адаптационного и антропоцентрического. Не считая их исчерпывающими сегодня, предпринимаются попытки представить интегративный эталон здоровья .

Античная модель здоровья как внутренняя согласованность уходит своими корнями в V в. до н.э. к определению Алкмеона (здоровье - гармония противоположно направленных сил). Наиболее четкое отображение этой модели обнаруживается в трудах Платона, охватившего в ней полярные и однобокие определения здоровья: физиологизм Гиппократа (здоровье «как правильное смешение соков, или гуморов, человеческого организма») и психологизм Цицерона (здоровье «как правильное соотношение различных душевных состояний») в понятии «калокагатия». Здоровье обобщенно определяется как соразмерность души, соразмерность тела и соразмерность их соединения, иначе - «сфера, где сливаются и отождествляются стихии души и тела» . Стоиками (от Зенона до Марка Аврелия, Эпикте-

та, Ювенала, Сенеки и др.) здоровье трактуется не только как постоянная сонастроенность души и тела, но и как жизнь в согласии с Природой («конечная цель человека», по Зенону). Здоровый человек - это человек, для которого характерны здравомыслие, или разумение, и духовная независимость. Здоровый дух свободен, тверд, непоколебим и не подвержен чужеродному внешнему влиянию, властвуя над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном целеполагании и волеизъявлении («раб тот, кто не может владеть собой») .

0.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, проведя соответствующий анализ, сводят античную концепцию здоровья к нескольким основным положениям :

1. Здоровье в античном понимании связывается прежде всего с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром.

2. Здоровье трактуется как гармония и соразмерность, а здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих человеческого естества и предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта.

3. Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.

4. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее (например, чрезмерностью страстей) и не противодействуя ей (в силу неразумия).

5. Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им человек властвует над собственными страстями, не позволяя им ввергать себя в смятение, стойко переносит лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

6. Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Стремясь к здоровью и уравновешенности, «точку опоры» следует искать (вопреки архимедову принципу) не вовне, а в себе самом, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

7. Внутреннее устройство здорового человека аналогично построению совершенного устройства мироздания и являет собой воплощение Всеобщего Высшего Порядка.

Однако античность оставила нам не только наиболее общую концептуальную схему и эталон здоровья, но также и основополагающие принципы и конкретные «технологии» оздоровления.

Два главенствующих принципа, на которые опирается античная практика оздоровления, - это здоровая умеренность (атараксия) и забота о себе («культура

себя»). Это отражено в совете Ювенала: «Живи скромно, ухаживай за своим садом, желай ровно столько, сколько диктуют тебе голод и жажда, жара и холод; учись состраданию, будь добр к детям, пусть в твоем здоровом теле будет здоровый дух (mens sana in corpore sano)» (цит. по ).

Глубоко укорененные в античном сознании, эти два принципа обнаруживаются и в других культурах, и в другие исторические эпохи, что позволяет говорить об их устойчивости и универсальности.

Адаптационная модель здоровья. Анализ адаптационных теорий и концепций позволил условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья .

1. Экологический аспект: здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека; природосообраз-ность человеческого бытия, нарушение которой приводит к болезням и экологическим бедствиям.

2. Нормативный аспект: здоровье как соответствие состояния и поведения индивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообществе; способность адекватно усваивать эти нормы.

3. Коммуникативно-интерактивный аспект: здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением; адекватность и продуктивность социальных отношений личности.

Далее выделяются четыре основные характеристики здоровья данного социокультурного эталона. Две из них являются наиболее общими (типовыми), тогда как две другие характеризуют конкретную личность в своеобразии ее адаптивных возможностей:

1. Приспособленность к природному окружению - способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать (характеристика скорее общевидовая и популяционная, нежели индивидуальная).

2. Нормальность - соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры (также надындивидуальная, социокультурная характеристика здоровья, общая для всех представителей данного культурного сообщества); нормальность определяет также успешность конкретной личности в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

3. Способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды, - индивидуальная биологическая характеристика, определяющая стрес-соустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

4. Гармоничная включенность в сообщество людей - приспособленность личности к ее социальному окружению, непосредственный результат социализации индивида (индивидуальная социально-психологическая характеристика здоровья, определяющая успешность конкретной личности в установлении продуктивных социальных отношений и разрешении актуальных конфликтов, в

принятии адекватных социальных ролей и в реализации социально-психологических способностей).

Если античная оздоровительная система выстраивалась вокруг единой ценности - разумной упорядоченности жизни, устремленной к высшему Благу, то адаптационная модель порождает ценностный дуализм -Природа и Социум. Выбор одной из этих ценностей в виде приоритетной ведет к тому, что другая выступает в качестве отрицательно влияющей на здоровье. В одном случае главными причинами нездоровья будут признаны урбанизация, ускоренный темп технического и общественного прогресса и т.д., а в другом - обвинение природы в том, что она создала человека слабым, плохо приспособленным к природным условиям, и только успешная социальная адаптация даст ему шанс на выживание.

Согласно устоявшемуся западному представлению, у Природы и Цивилизации различные цели; биологические и социальные линии развития пересекаются в человеке, обрекая его на постоянный внутренний конфликт.

Справедливо мнение , что подавление человеческой природы в угоду требованиям общества, как и бегство от социальной жизни, препятствует достижению подлинной целостности; более высокий уровень личностной интеграции достижим лишь при условии синтеза биологических и социальных компонентов адаптации, на котором основано целостное бытие человека в мире.

На наш взгляд, необходим синтез целей, но приоритет в данном случае следует оставить за Природой -познавать ее законы и учитывать, но не стремиться их переделывать. Человек должен смирить свою гордыню по отношению к Природе, если и изменять что-либо, то только то, что ему подвластно, но не законы природы.

Антропоцентрический эталон. В свете этого эталона здоровье рассматривается как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности, высвечивает различные грани понимания всеобщих характеристик и измерений здоровья.

Так, теория Э. Эриксона предполагает наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем , теория Э. Фромма - между самоопределением, свободой выбора и здоровьем, теория Г. Олпорта -между здоровьем и зрелостью личности, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: сформированность проприотических функций (интегра-тивных аспектов Самости); свободу, выражающуюся в ответственности, самоопределении; проактивность, или целеустремленность; цельную философию жизни, или мировоззрение, основанную на определенной системе ценностей (цит. по ).

К. Роджерс также рассматривал здоровье в аспекте естественного развития, становления открытой (конгруэнтной) новому опыту личности . Для Роджерса здоровый человек - это полностью функционирующая личность, человек, ведущий «хорошую жизнь», которая

характеризуется все возрастающей открытостью опыту; стремлением жить настоящим; доверием к своему организму; процессом более полноценного функционирования; новой перспективой отношения свободы и необходимости; творчеством как элементом хорошей жизни; основополагающим доверием к человеческой природе; более полнокровной жизнью.

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде» . Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

К устойчивым характеристикам здоровой личности, согласно гуманистической модели, могут быть отнесены: самоактуализация как направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; полноценное развитие, динамизм и личностный рост, т.е. готовность к жизненным переменам и внутренней трансформации, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности, восходя на более высокие уровни осознания и интеграции, - качества, прямо противоположные психической ригидности личности ; открытость опыту и изначальное доверие к процессам жизни - способность принять любой опыт, сохранение доверия к миру при любых невзгодах и испытаниях; способность к подлинному диалогу: к преодолению защит, к принятию Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, к глубинному пониманию, сопереживанию и сотрудничеству; свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможны ни подлинное творчество, ни личностная позиция, а следовательно, ответственность, искренность, конгруэнтность и самопринятие; осмысленность существования, целостность как высшая цель личностного развития и тенденции к интеграции (здоровый человек всегда потенциально целостен, т.е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства) .

Признавая значительные достижения гуманистической психологии, следует помнить об ограничениях и недостатках этого подхода. По удачному выражению Дж. Поттера, гуманистическая психология создала «романтический образ Я» (цит. по ). Пока нет убедительного ответа на целый ряд вопросов, в том числе и на вопрос: если в каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, тяга к самоактуализации, то почему так мало людей ее достигают, а самоактуализация порой приводит к трагедиям в мировом масштабе?

В рамках трансперсональной модификации антропоцентрического эталона о здоровье имеет смысл говорить как о сопутствующем факторе на этапе перехода к новому, более высокому духовному состоянию. В данном случае здоровье выступает лишь как необходимое условие перехода - крепкий и надежный мост, ведущий к Самости, духовной свободе или (как в алхимических практиках) к бессмертию. Оно может быть также определено как связующее звено, которое обеспечивает оптимальное соединение индивидуальных и трансперсональных составляющих опыта .

Обобщенная картина сравнения трех обсужденных выше социокультурных эталонов здоровья представлена в таблице.

Как же выделенные социокультурные эталоны проявляются в сфере здоровья отдельной личности и в психологическом пространстве ее отношений с миром? Ответ на этот вопрос предполагает проведение фундаментальных психологических исследований проблем психологии здоровья и здорового образа жизни. Приходится констатировать, что такого рода исследования пока еще в начале своего пути в отечественной психологии , хотя ими более интенсивно занимаются в психологии зарубежной .

В завершение заметим, что нами и нашими коллегами такого рода исследования проводятся уже в течение ряда лет в рамках основного направления научных ис-

Характеристики социокультурных эталонов здоровья [О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001. С. 234-235]

Виды эталонов

Структурные элементы эталонов Античный эталон Адаптационный эталон Антропоцентрический эталон

Дефиниция здоровья 1. Внутренняя согласованность. 2. Оптимальное соотношение человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала

Характеристики здоровой личности 1. Уравновешенность. 2. Самообладание. 3. Господство разума над страстями 1. Приспособленность к природному окружению. 2. Соответствие социальным нормам (нормальность). 3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость). 4. Гармоничная включенность в сообщество людей 1. Стремление к самоактуализации. 2. Конгруэнтность. 3. Духовная автономия. 4. Целостность

О к о н ч а н и е т а б л и ц ы

Основные условия и принципы оздоровления 1. Умеренность. 2. Забота о себе (умеренный гедонизм). 3. Жить согласно с природой 1. Природосообразность. 2. Социализация личности. 3. Конвергенция биологического и социального в человеке 1. Открытость опыту. 2. Развитие, становление, личностный рост. 3. Интеграция

Пути оздоровления 1. Очистительный ритуал (катарсис). 2. Атарктика (здоровая умеренность). 3. Гимнастика и музыка. 4. Философия и работа над собой 1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормами). 2. Единение с природой. (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением). 3. Гуманизация межличностных отношений. 4. Оздоровление общества 1. Творческое самораскрытие. 2. Самопознание. 3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.). 4. Мистический путь освобождения

следований кафедры генетической и клинической психо- образ жизни студенческой молодежи - интеллектуального логии факультета психологии Томского госуниверситета на потенциала нации» . Этим сообщением перспективу до 2015 г.: «Психология здоровья и здоровый мы начинаем серию публикаций по данной тематике.

Литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академиа, 2001.

2. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической

службы: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002.

3. ДусказиеваЖ.Г., Ковалевский В.А. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болею-

щими детьми 5-7 лет // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 65-68.

4. ДобрянскаяР.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников: Дис. ... канд. психол.

наук. Томск, 1999.

5. Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995.

6. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориента-

цией: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 1999.

7. Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск, 2006.

8. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск: ИДО ТГУ, 2006.

9. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИПРАН, 2007.

10. Залевский Г.В. Фанатизм как основание и характеристика деструкции системы ценностей и духовного нездоровья личности и социальных сообществ // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИПРАН, 2008. С. 314-342.

11. Залевский Г.В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сиб. психол. журн. 2009. № 34. С. 7-11.

12. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 57-64.

13. ЗалевскийГ.В., ЗалевскийВ.Г., КузьминаЮ.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сиб. психол. журн. 2009. № 33. С. 99-103.

14. Здоровье нации - основа процветания России: Материалы Всерос. форума. М., 2007.

15. КравцоваН.А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими

расстройствами: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009.

16. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 4-60.

17. ЛосевА.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1993. Кн. 2. С. 386-438.

18. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

19. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

20. Платон. Государство. Тимей. Эриксий // Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 79-575.

21. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

22. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2004.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

24. Смирнова С.В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005.

25. Фромм Ж.Э. Бегство от свободы. М., 1998.

26. Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.

27. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

28. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

29. Ogden J. Health Psychology. Bickingham; Philadelphia, 1998.

30. Sarafino E.P. Health Psychology. Biopsychosocial Interaction. N.Y., 1998.

31. Straub R.O. Health Psychology. N.Y., 2001.

SOME PROBLEMS OF HEALTH PSYCHOLOGY AND HEALTH STYLE OF LIFE Salevsky G.V., Kuzmina Y.V. (Tomsk)

Summаry. In the article some actual problems of Health Psychology and health style of life are dicussed. The accent id done on sociocultural aspects of ideas about healtht in different periods of humanity development.

Key words: health Psychology; style of life; sociokultural standard; health personality; civilization.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...