Жан мольер - комедии. Жан-батист мольер Жан батист мольер произведения


Ранние годы. Начало актёрской карьеры

Мольер происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Мольера, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII . Мольер воспитывался в престижной иезуитской школе - Клермонском колледже , где основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании колледжа в 1639 году Мольер выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер избрал профессию актёра. В 1643 году Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre ). Когда группа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном .

Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы

Юношеские скитания Мольера по французской провинции ( -) в годы гражданской войны (фронды) - обогатили его житейским и театральным опытом. С 1645 года Мольер заступает к Дюфрену , и в 1650 году возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье » (La jalousie du Barbouillé ) и «Летающий лекарь » (Le médécin volant ), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьесок, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена », д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют о том, что традиция старинного фарса вскормила драматургию Мольера и вошла органическим компонентом в основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, превосходно исполняемый труппой Мольера под его руководством (сам Мольер нашёл себя как актёра именно в фарсе), способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад » (L’Étourdi ou les Contretemps , ) и «Любовная досада » (Le dépit amoureux , ), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно излюбленному Мольером принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Парижский период

Поздние пьесы

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп » была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле » (фр. Le médécin malgré lui , ). Эта безделка, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему о врачах-шарлатанах и невеждах. Любопытно, что как раз в самый зрелый период своего творчества, когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии, он всё чаще возвращается к брызжущему весельем фарсу, лишённому серьёзных сатирических заданий. Именно в эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк » и «Проделки Скапена » (фр. Les fourberies de Scapin , ). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения - к старинному фарсу.

В литературоведческих кругах издавна установилось несколько пренебрежительное отношение к этим грубоватым, но искрящимся подлинным «нутряным» комизмом пьескам. Это предубеждение восходит к самому законодателю классицизма Буало , идеологу буржуазно-аристократического искусства, порицавшему Мольера за шутовство и потакание грубым вкусам толпы. Однако именно в этом низшем, неканонизированном и отвергнутом классической поэтикой жанре Мольер больше, чем в своих «высоких» комедиях, отмежёвывался от чуждых классовых влияний и взрывал феодально-аристократические ценности. Этому способствовала «плебейская» форма фарса , издавна служившая молодой буржуазии метким оружием в её борьбе с привилегированными классами феодальной эпохи. Достаточно сказать, что именно в фарсах Мольер разработал тот тип умного и ловкого, облечённого в лакейскую ливрею разночинца, который станет полвека спустя главным выразителем агрессивных настроений восходящей буржуазии. Скапен и Сбригани являются в этом смысле прямыми предшественниками слуг Лесажа, Мариво и др. до знаменитого Фигаро включительно.

Особняком среди комедий этого периода стоит «Амфитрион » (фр. Amphitryon , ). Несмотря на проявляющуюся здесь независимость суждений Мольера, ошибочно было бы видеть в комедии сатиру на самого короля и его двор. Свою веру в союз буржуазии с королевской властью Мольер сохранил до конца жизни, выражая точку зрения своего класса, не созревшего ещё до идеи политической революции.

Помимо тяги буржуазии к дворянству Мольер высмеивает также её специфические пороки, из которых первое место принадлежит скупости. В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, ), написанной под влиянием «Кубышки» (фр. Aulularia ) Плавта , Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению, специфическая для буржуазии как класса денежных людей, приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. Демонстрируя вред ростовщичества для буржуазной нравственности, показывая разлагающее действие скупости на буржуазную семью, Мольер в то же время рассматривает скупость как нравственный порок, не вскрывая порождающих её социальных причин. Такая абстрактная трактовка темы скупости ослабляет социальную значимость комедии, которая тем не менее является - со всеми её достоинствами и недостатками - наиболее чистым и типичным (наряду с «Мизантропом») образцом классической комедии характеров.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (фр. Les femmes savantes , 1672), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями. Издеваясь в лице Арманды над буржуазной девицей, свысока относящейся к браку и предпочитающей «взять в мужья философию», Мольер противопоставляет ей Генриетту, здоровую и нормальную девушку, чуждающуюся «высоких материй», но зато обладающую ясным и практическим умом, домовитую и хозяйственную. Таков идеал женщины для Мольера, приближающегося здесь опять к патриархально-мещанской точке зрения. До идеи женского равноправия Мольеру, как и его классу в целом, было ещё далеко.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной » (фр. Le malade imaginaire , 1673). На этот раз причина распада семьи - мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам, проходящее сквозь всю его драматургию, вполне объяснимо исторически, если вспомнить, что медицинская наука основывалась в его время не на опыте и наблюдении, а на схоластических умствованиях. Мольер нападал на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных педантов и софистов, насилующих «природу».

Хотя и написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек «простого народа», собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актёру. Представители высшего света на похоронах отсутствовали. Классовая вражда преследовала Мольера после смерти, как и при жизни, когда «презренное» ремесло актёра помешало Мольеру быть избранным в члены Французской академии. Зато имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции «Комеди Франсэз » до сих пор неофициально называет себя «Домом Мольера».

Характеристика

Оценивая Мольера как художника, нельзя исходить из отдельных сторон его художественной техники: языка , слога, композиции, стихосложения и т. д. Это важно только для понимания того, в какой мере они помогают ему выражать образно свое понимание действительности и отношение к ней. Мольер был художником поднимавшейся в феодальном окружении французской буржуазии эпохи первоначального капиталистического накопления. Он был представителем самого передового класса своей эпохи, в интересы которого входило максимальное познание действительности с целью укрепления в ней своего бытия и господства. Потому Мольер и был материалистом. Он признавал объективное существование независимой от человеческого сознания материальной действительности, природы (la nature), которая определяет и формирует сознание человека, является для него единственным источником истины и блага. Всей силой своего комического гения Мольер обрушивается на тех, кто мыслит иначе, кто пытается насиловать природу, навязывая ей свои субъективные домыслы. Все выводимые Мольером образы педантов , учёных-буквоедов, врачей-шарлатанов, жеманниц, маркизов , святош и т. д. смешны прежде всего своим субъективизмом , своей претензией навязывать природе собственные представления, не считаться с её объективными законами.

Материалистическое мировоззрение Мольера делает его художником, кладущим в основу своего творческого метода опыт, наблюдение, изучение людей и жизни. Художник передового восходящего класса, Мольер имеет относительно большие возможности и к познанию бытия всех других классов. В своих комедиях он отразил почти все стороны французской жизни XVII века . При этом все явления и люди изображаются им с точки зрения интересов его класса. Эти интересы обусловливают направление его сатиры, иронии и буффонады, которые являются для Мольера средствами воздействия на действительность, её переделки в интересах буржуазии. Таким образом комедиографическое искусство Мольера пронизано определённой классовой установкой.

Но французская буржуазия XVII в. не была ещё, как отмечалось выше, «классом для себя». Она не была ещё гегемоном исторического процесса и потому не обладала достаточно зрелым классовым сознанием, не имела организации, объединяющей её в единую сплоченную силу, не думала о решительном разрыве с феодальным дворянством и о насильственном изменении существующего общественно-политического строя. Отсюда - специфическая ограниченность классового познания действительности Мольера, его непоследовательность и колебания, его уступки феодально-аристократическим вкусам (комедии-балеты), дворянской культуре (образ Дон-Жуана). Отсюда же усвоение Мольером канонического для дворянского театра смехотворного изображения людей низкого звания (слуги, крестьяне) и вообще частичное подчинение его канону классицизма . Отсюда далее - недостаточно чёткое отмежевание дворян от буржуа и растворение тех и других в неопределённой социальной категории «gens de bien», то есть просвещённых светских людей, к которым принадлежит большинство положительных героев-резонёров его комедий (до Альцеста включительно). Критикуя отдельные недостатки современного дворянски-монархического строя, Мольер не понимал, что конкретных виновников зла, на которое он направлял жало своей сатиры, следует искать в социально-политическом строе Франции, в расстановке её классовых сил, а вовсе не в искажениях всеблагой «природы», то есть в явной абстракции. Специфическая для Мольера как художника неконституировавшегося класса ограниченность познания действительности выражается в том, что материализм его - непоследовательный, а следовательно не чуждый влиянию идеализма . Не зная, что именно общественное бытие людей определяет их сознание , Мольер переносит вопрос об общественной справедливости из социально-политической сферы в сферу моральную, мечтая разрешить его в пределах существующего строя путём проповеди и обличения.

Это отразилось, естественно, и в художественном методе Мольера. Для него характерны:

  • резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
  • схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
  • механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.

Правда, пьесам Мольера присуща большая динамичность комедийного действия; но динамика эта - внешняя, она иноположна характерам, которые в основном статичны по своему психологическому содержанию. Это подмечено уже Пушкиным , который писал, противопоставляя Мольера Шекспиру : «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков… У Мольера скупой скуп и только».

Если в лучших своих комедиях («Тартюф», «Мизантроп», «Дон-Жуан») Мольер пытается преодолеть односложность своих образов, механистичность своего метода, то в основном его образы и вся конструкция его комедий всё же носят на себе сильный отпечаток механистического материализма, характерного для мировоззрения французской буржуазии XVII в. и её художественного стиля - классицизма.

Вопрос об отношении Мольера к классицизму гораздо сложнее, чем это кажется школьной истории литературы, безоговорочно наклеивающей на него ярлык классика. Спору нет, Мольер был создателем и лучшим представителем классической комедии характеров, и в целом ряде его «высоких» комедий художественная практика Мольера вполне согласуется с классической доктриной. Но в то же время другие пьесы Мольера (главным образом фарсы) резко противоречат этой доктрине. Это означает, что и по своему мировоззрению Мольер расходится с основными представителями классической школы.

Как известно, французский классицизм - это стиль смыкавшейся с аристократией верхушки буржуазии и наиболее чутких к экономическому развитию слоев феодальной знати, на которую первая оказывала известное воздействие рационализмом своего мышления, подвергаясь в свою очередь воздействию феодально-дворянских навыков, традиций и предрассудков. Художественно-политическая линия Буало, Расина и др. есть линия компромисса и классового сотрудничества буржуазии с дворянством на почве обслуживания придворно-дворянских вкусов. Классицизму абсолютно чужды всякие буржуазно-демократические, «народные», «плебейские» тенденции. Это - литература, рассчитанная на «избранных» и презрительно относившаяся к «черни» (ср. «Поэтику» Буало).

Именно поэтому для Мольера, который был идеологом самых передовых слоев буржуазии и вёл ожесточенную борьбу с привилегированными классами за эмансипацию буржуазной культуры, классический канон должен был оказаться чересчур узким. Мольер сближается с классицизмом только в самых общих его стилевых принципах, выражающих основные тенденции буржуазной психики эпохи первоначального накопления. Сюда относятся такие черты, как рационализм, типизация и генерализация образов, абстрактно-логическая систематизация их, строгая четкость композиции, прозрачная ясность мысли и слога. Но даже стоя в основном на классической платформе, Мольер в то же время отвергает ряд стержневых принципов классической доктрины, вроде регламентации поэтического творчества, фетишизации «единств», с которыми он обращается иногда весьма вольно («Дон-Жуан», например, по построению - типичная барочная трагикомедия доклассической эпохи), узости и ограниченности канонизованных жанров, от которых он уклоняется то в сторону «низменного» фарса то в сторону придворной комедии-балета. Разрабатывая эти неканонизованные жанры, он вносит в них ряд черт, противоречащих предписаниям классического канона: предпочитает сдержанному и благородному комизму разговорной комедии внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги; вылощенному салонно-аристократическому яз. - живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка, макаронизмами и т. п. Всё это придает комедиям Мольера демократический низовой отпечаток, за который его упрекал Буало , говоривший о его «чрезмерной любви к народу». Но таков Мольер далеко не во всех его пьесах. В целом, несмотря на частичное подчинение его классическому канону, несмотря на спорадические подлаживания к придворным вкусам (в его комедиях-балетах), побеждают у Мольера всё же демократические, «плебейские» тенденции, к-рые объясняются тем, что Мольер был идеологом не аристократической верхушки буржуазии, а буржуазного класса в целом и стремился втянуть в орбиту своего влияния даже наиболее косные и отсталые его слои, а также шедшие в ту пору за буржуазией массы трудового народа.

Такое стремление Мольера к консолидации всех слоев и групп буржуазии (в силу чего его неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга) обусловливает большую широту его творческого метода, не вполне укладывающегося в рамки классической поэтики, обслуживавшей только определённую часть класса. Перерастая эти рамки, Мольер опережает свою эпоху и намечает такую программу реалистического искусства, которую буржуазия смогла полностью провести в жизнь только значительно позднее.

Значение творчества Мольера

Мольер оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в., отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянски-монархическим строем. На Мольера опиралась в XVIII в. как развлекательная комедия Реньяра , так и сатирически заострённая комедия Лесажа , разработавшего в своем «Тюркаре» тип откупщика-финансиста, бегло намеченный Мольером в «Графине д’Эскарбаньяс». Влияние «высокой» комедий Мольера испытала и светская бытовая комедия Пирона и Грессе и морально-сентиментальная комедия Детуша и Нивель де Лашоссе, отражающая рост классового самосознания средней буржуазии. Даже вытекающий отсюда новый жанр мещанской или буржуазной драмы , этой антитезы классической драматургии, подготовлен комедиями нравов Мольера, столь серьёзно разрабатывавшими проблемы буржуазной семьи, брака, воспитания детей - эти основные темы мещанской драмы. Хотя некоторые идеологи революционной буржуазии XVIII в. в процессе переоценки дворянской монархической культуры резко отмежевывались от Мольера как придворного драматурга, однако из школы Мольера вышел знаменитый творец «Женитьбы Фигаро » Бомарше , единственный достойный преемник Мольера в области социально-сатирической комедии. Менее значительно влияние Мольера на буржуазную комедию XIX в., которой была уже чужда основная установка Мольера. Однако комедийная техника Мольера (особенно его фарсов) используется мастерами развлекательной буржуазной комедии-водевиля XIX века от Пикара , Скриба и Лабиша до Мельяка и Галеви , Пальерона и др.

Не менее плодотворным было влияние Мольера за пределами Франции, причём в различных европейских странах переводы пьес Мольера явились мощным стимулом к созданию национальной буржуазной комедии. Так было прежде всего в Англии в эпоху Реставрации (Уичерли , Конгрив), а затем в XVIII веке Фильдинг и Шеридан . Так было и в экономически отсталой Германии, где ознакомление с пьесами Мольера стимулировало оригинальное комедийное творчество немецкой буржуазии. Ещё более значительным было влияние комедии Мольера в Италии, где под непосредственным воздействием Мольера воспитался творец итальянской буржуазной комедии Гольдони . Аналогичное влияние оказал Мольера в Дании на Гольберга , создателя датской буржуазно-сатирической комедии, а в Испании - на Моратина.

В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII в., когда царевна София, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря по неволе». В начале XVIII в. мы находим их в петровском репертуаре. Из дворцовых спектаклей Мольера переходит затем в спектакли первого казённого публичного театра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым . Тот же Сумароков явился первым подражателем Мольера в России. В школе Мольера воспитывались и наиболее «самобытные» русские комедиографы классического стиля - Фонвизин , В. В. Капнист и И. А. Крылов . Но самым блестящим последователем Мольера в России был Грибоедов , давший в образе Чацкого конгениальный Мольеру вариант его «Мизантропа» - правда, вариант вполне оригинальный, выросший в специфической обстановке аракчеевски-бюрократической России 20-х гг. XIX в. Вслед за Грибоедовым и Гоголь отдал дань Мольеру, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (Островский) тоже не избежала влияния Мольера. В предреволюционную эпоху буржуазные режиссёры-модернисты делают попытку сценической переоценки пьес Мольера с точки зрения подчеркивания в них элементов «театральности» и сценического гротеска (Мейерхольд , Комиссаржевский).

В честь Мольера назван кратер на Меркурии .

Легенды о Мольере и его творчестве

  • В 1662 году Мольер венчается с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар , младшей сестрой Мадлен Бежар , другой актрисы его труппы. Однако, это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существует предположение, что Арманда, в действительности, дочь Мадлен и Мольера, родившаяся в годы их скитаний по провинции. Чтобы прекратить эти разговоры, Король становится крестным первого ребёнка Мольера и Арманды.
  • В 1808 году в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои» (фр. "La Tapisserie" ), предположительно, обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 году на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.
  • 7 ноября 1919 году в журнале «Comœdia» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер - творение Корнеля». Сравнивая пьесы «Амфитрион» Мольера и «Agésilas» Пьера Корнеля , он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что сам Пьер Луис был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др.

Произведения

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году.

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

  • Шалый, или Всё невпопад , комедия в стихах ()
  • Любовная досада , комедия (1656)
  • Смешные жеманницы , комедия (1659)
  • Сганарель, или Мнимый рогоносец , комедия (1660)
  • Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц , комедия (1661)
  • Школа мужей , комедия (1661)
  • Докучные , комедия (1661)
  • Школа жён , комедия (1662)
  • Критика «Школы жён» , комедия (1663)
  • Версальский экспромт (1663)
  • Брак поневоле , фарс (1664)
  • Принцесса Элиды , галантная комедия (1664)
  • Тартюф, или Обманщик , комедия (1664)
  • Дон Жуан, или Каменный пир , комедия (1665)
  • Любовь-целительница , комедия (1665)
  • Мизантроп , комедия (1666)
  • Лекарь поневоле , комедия (1666)
  • Мелисерта , пасторальная комедия (1666, не окончена)
  • Комическая пастораль (1667)
  • Сицилиец, или Любовь-живописец , комедия (1667)
  • Амфитрион , комедия (1668)
  • Жорж Данден, или Одураченный муж , комедия (1668)
  • Скупой , комедия (1668)
  • Господин де Пурсоньяк , комедия-балет (1669)
  • Блистательные любовники , комедия (1670)
  • Мещанин во дворянстве , комедия-балет (1670)
  • Психея , трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
  • Проделки Скапена , комедия-фарс (1671)
  • Графиня д’Эскарбаньяс , комедия (1671)
  • Учёные женщины , комедия (1672)
  • Мнимый больной , комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы

  1. Влюбленный доктор , фарс (1653)
  2. Три доктора-соперника , фарс (1653)
  3. Школьный учитель , фарс (1653)
  4. Казакин , фарс (1653)
  5. Горжибюс в мешке , фарс (1653)
  6. Брехун , фарс (1653)
  7. Ревность Гро-Рене , фарс (1663)
  8. Гро-Рене школьник , фарс (1664)

Другие сочинения

  • Благодарность Королю , поэтическое посвящение (1663)
  • Слава собора Валь-де-Грас , поэма (1669)
  • Разные стихотворения, в том числе
    • Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
    • Стихи для балета г-на Бошана
    • Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
    • Братство невольничества во имя милосердной Богоматери , четверостишия, помещенные под аллегорической гравюрой в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
    • Королю на победу во Франш-Конте , поэтическое посвящение (1668)
    • Буриме на заказ (1682)

В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер занимает одно из самых видных мест.

На вопрос короля Людовика XIV к поэту и теоретику литературы Буало, кто тот величайший писатель, который прославил его царство, последовал ответ: «Мольер, ваше величество».

Высокий литературный престиж Мольера поддерживали главные авторитеты трех последующих столетий: Вольтер в XVIII веке, Бальзак в XIX, Ромен Роллан в XX. Комедиографы почти всех стран издавна признают Мольера своим старейшиной. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по истории мировой литературы. Девиз Мольера: «цель комедии состоит в изображении человеческих недостатков, и в особенности недостатков современных нам людей» - во многом определил эстетику реалистической драматургии нового времени. Так писательский труд Мольера обрел самую высокую историческую оценку и в известном смысле был возведен в норму и образец.

Правда, творчество гениального комедиографа получало иногда и иные оценки. Полемизируя со сторонниками «академической мольерп-сткки», навязывавшими порой Мольеру чуждую ему роль докучного моралиста и плоского бытописателя, ряд критиков впадал в другую крайность, утверждая, что автор «Тартюфа» и «Дон Жуана» - всего лишь «актер, а не писатель», что он думал лишь о том, чтобы рассмешить зрителя.

Борясь с убогой идейностью «академической мольеристики», сторонники новой теории допускали еще больший грех, отрицая у Мольера вообще всякую идейность и превратно видя в конфликте между Мольером и его плоским мещанским истолкованием извечную борьбу между «театром» и «литературой», в связи с чем и был затеян спор - какая из творческих сторон гения Мольера является ведущей. Кем был Мольер - «человеком пера» или «человеком театра»?

Надо сказать, что баталия за Мольера между литературой и сценой идет издавна. И начал ее еще Буало, выступив решительным воителем из лагеря Теренция. Хорошо памятен его укоризненный стих:

(Перевод С. Нестеровой и С. Пиралова)

Имя Табарена, знаменитого площадного комика, было употреблено здесь как синоним народного фарсового театра.

И действительно, знаменитому критику было из-за чего досадовать: в возрасте пятидесяти лет, уже сочинив все свои шедевры, его друг упрямо не покидал сцену. Он даже сыграл роль весельчака Ска-пена, окончательно лишившись права занять кресло во Французской академии. А оснований стать академиком у Мольера было больше, чем у кого-либо другого: он стоял на вершине литературы века и был широко образованным писателем, глубоким мыслителем.

Жан-Батист Поклен (настоящая фамилия Мольера) родился в январе 1622 года , в семье королевского обойщика Жана Поклена. Потеряв в детстве мать, он остался на попечении деда Луи Крессе, а затем его определили в Клермонский коллеж. То было лучшее учебное заведение страны, а Жан-Батист Поклен - одним из его лучших учеников. Склонность к занятиям литературой и философией обнаружилась у Мольера очень рано. Прилежный юноша с любовью переводил стихами философскую поэму Лукреция Кара «О природе вещей», эту знаменитую энциклопедию материализма древности.

С молодых лет направление мысли Мольера было предуказано учением французского философа-материалиста Пьера Гассенди, а самое увлечение философией было связано с настойчивым стремлением драматурга познать суть, «природу вещей» окружающего мира - недаром Буало назвал Мольера «созерцателем». Человек созерцающий, сосредоточенно думающий, глядит на нас и с портрета, нарисованного Лагран-жем: «Говорил он мало, но метко, и к тому же наблюдал за повадками и нравами окружающих, находя превосходные способы вводить наблюденное в свои комедии».

Характерен и круг людей, с которыми был дружен Мольер. Еще молодым человеком он сближается с лицами, склонными к занятиям философией и литературой. Это Клод Шапель, обладатель живого иронического ума, ставший впоследствии писателем-памфлетистом; это Франсуа Бернье - в будущем автор смелого политического трактата; это драматург и философ Сирано де Бержерак. В провинции Мольер сближается с веселым поэтом-эпикурийцем д’Ассуси, с братьями Пьером и Тома Корнель. В Париже Мольер дружит с молодым Депрео Буало, с философом-гассендистом Ла Мот ле Вайе, с вольнодумной женщиной Нинон де Ланкло, с просвещенной дамой г-жой Саблиер, с юным Жаном Расином и, наконец, Лафонтеном, сказавшим как бы от имени всех собеседников и единомышленников Мольера: «Это мой человек».

Ведь богатые литературные источники, которыми, как показывают исследования, пользовался Мольер,- это первый показатель обширных знаний писателя, его значительного литературного опыта. Мольер - отличный латинист - четыре раза использует в своих комедиях сюжеты римских авторов; неоднократно обращается он к пьесам итальянского происхождения, пользуется испанским материалом. Отличный знаток литературы французского Возрождения, Мольер находит зерна для своих творений в сатире Матюрена Ренье или в комических историях, рассказанных в знаменитом романе Рабле. Свое «добро» Мольер находил и в закромах фарсового театра.

Можно было бы и дальше расширять список доказательств того, что актер Мольер был виднейшим литератором и литературно широко образованным человеком. И если за перо он взялся позже, чем поднялся на сцену, то это не значит, что писательство для него было делом вторичным по отношению к лицедейству.

Но так решительно подчеркивая писательство Мольера, не следует забывать и его собственное категорическое заявление: «Комедии пишутся для того, чтоб их играли».

Единство литературного и актерского творчества - действительно характернейшая черта гения Мольера. Величайший драматург Франции начал свое вхождение в театр как актер и оставался актером всю свою жизнь. Это обстоятельство имеет огромное значение, и дело не только в том, что пребывание на сцене способствует лучшему знанию законов театра. Главное в том, что, находясь тридцать лет на подмостках, Мольер собственной сценической практикой продолжал непрерывную французскую театральную традицию, развивая и согласовывая ее с требованиями жанра высокой комедии. Не только па самой сцене театра Мольера, но во всем внутреннем строе его комедий была сохранена стихия вольной площадной игры, открытая форма лицедейства, яркие краски масок, динамика внешнего построения действия - при том, что на подмостки были возведены современные типы и были показаны нравы и быт живой действительности.

Чрезвычайно важно было и то, что Мольер, оставаясь актером всю жизнь, был в непрестанном общении с сотнями тысяч зрителей. И если он сам воздействовал на их взгляды и вкусы, то народная аудитория своими аплодисментами, смехом, одобрением или порицанием формировала его вкус и направляла мировоззрение.

Неотделимость драматургии и театра была для Мольера неотделимостью творчества от его общественной функции. Драматург, будучи актером, сам доводил свои замыслы до конца, непосредственно сам делал свои пьесы подлинным достоянием народа.

Поэтому с такой определенностью и было им сказано: «Комедии пишутся для того, чтоб их играли».

И это явилось важнейшим условием того, что Мольер смог осуществить реформу современной комедии. Получилось так, что сцена способствовала Мольеру в его поисках новой комедии, а новая комедия стала главной причиной процветания его театра.

Жан-Батист Поклен - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.


В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.


Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.


За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.


Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) - о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии - «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) - считаются вершинами творчества Мольера.


В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.


Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.


«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.


Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств - «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).


Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедии-балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар - Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.


Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. , который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.


Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер .

Библиография

  • 1636 – «Сид»
  • 1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
  • 1662 – «Школа жен»
  • 1664 – «Тартюф, или Обманщик»
  • 1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
  • 1666 – «Мизантроп»
  • 1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
  • 1669 – «Господин де Пурсоньяк»
  • 1670 – «Мещанин во дворянстве»
  • 1671 – «Проделки Скапена»
  • 1673 – «Мнимый больной»

Одна из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции - Жан-Батист Мольер. Биография его состоит из сложных и в то же время величественных этапов в карьере и творчестве.

Семья

Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, которая являлась продолжением очень древнего буржуазного рода драпировщиков. В то время такой считался довольно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа был почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер. В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь, что помогло ему с легкостью понимать и изучать все работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом не была распространена, а вскоре и исчезла. Вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученную степень лиценциата правоведения. Жизнь Мольера была сложной и насыщенной.

Ранние годы

В молодости Жан был ярым поклонником и представителем популярного тогда эпикуреизма (одного из философских движений). Благодаря такому интересу он завел много полезных знакомств, ведь среди тогдашних эпикурейцев были достаточно обеспеченные и влиятельные люди.

Карьера юриста не была для Мольера столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Именно поэтому молодой человек избрал для себя театральное направление в деятельности. Биография Мольера лишний раз доказывает нам его стремление к совершенствованию и желание достичь мировых высот в

Стоит заметить, что изначально Мольер - это театральный псевдоним, который Жан-Батист Поклен выбрал себе для придания полному имени милозвучности. Но постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни. Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, ведь впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили 10 начинающих актеров, и заданием Мольера было улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень. К сожалению, другие французские театры составили большую конкуренцию Жану-Батисту, поэтому заведение было закрыто. После такой первой жизненной неудачи, Жан Батист с бродячей труппой начал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там и заработать денег для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

Выступал Мольер в провинции около 14 лет (точные даты, касающиеся этого факта его жизни, к сожалению, не сохранились). К слову, в это же время во Франции шла гражданская война, массовые протесты и противостояния народа, поэтому бесконечные переезды давались труппе еще сложнее, официальная биография Мольера говорит о том, что уже на данном периоде своей жизни он был серьезно намерен начать свое дело.

В провинции Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, ведь репертуар труппы был достаточно скучным и неинтересным. Мало из работ того периода сохранились. Список некоторых пьес:

    «Ревность Барбулье». Этой пьесой очень гордился сам Мольер. Произведения кочевого периода получили положительные оценки критиков.

    «Летающий лекарь».

    «Доктор-педант».

    «Три доктора».

    «Притворный увалень».

    «Горжибюс в мешке».

Личная жизнь

В 1622 году Мольер официально связал себя узами брака со своей возлюбленной Амандой Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек.

Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей - 20. Свадьба не поддавалась огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, однако можно говорить о том, что пара не была счастлива в своем союзе. Огромная и разные интересы давали знать о себе. Творчество Мольера во время его брака отражало в основном истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

Личностная характеристика

Жана-Батиста можно охарактеризовать как довольно неординарную личность. Он до конца был предан своему делу, вся его жизнь - это бесконечные театры и выступления. К сожалению, большинство исследователей его биографии до сих пор не могут прийти к однозначному решению по поводу его личностного портрета, ведь данных не осталось, поэтому так же, как и в случае с Шекспиром, они полагались только на переданные из уст в уста рассказы и легенды об этой личности и уже на их основе пытались с помощью психологических методов определить его характер.

Также, изучая множество работ Жана-Батиста, можно сделать некоторые выводы о его жизни в целом. Мольер почему-то сделал все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало данных. Большое количество своих работ он уничтожал, поэтому до нас не дошло свыше 50 его пьес и данных о постановках. Характеристика Мольера, исходя из слов его современников, говорит о том, что он был почитаемым человеком во Франции, ко мнению которого прислушивалось большинство придворных людей и даже несколько особей из царской семьи.

Он был крайне свободолюбив, поэтому писал много произведений о личности, о том, как нужно возвышаться над своим сознанием и постоянно переосмысливать свои ценности. Стоит заметить, что ни в одном из произведений о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг мог бы быть расценен в то время как призыв к бунту и гражданской войне, которая и так постоянно продолжалась в средневековой Франции.

Жан-Батист Мольер. Биография и творчество

Как и творчество всех писателей и драматургов, путь Мольера разделен на определенные этапы (он не имеют четких временных рамок, однако являют собой разные направления и отображают своеобразную смену полярности в творчестве драматурга).

Во время парижского периода Жан-Батист пользовался популярностью у короля и элиты страны, благодаря чему и получил признание. После продолжительного кочевания по стране, труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. Теперь профессионализм налицо: затраченное время и бесконечная практика дают о себе знать. На том спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король, который по окончании представления лично поблагодарил драматурга. После этого случая в жизни Жана Батиста началась белая полоса.

Следующее представление «Смешные жеманницы» также добилось огромного успеха среди публики и получило очень хорошие отзывы от критиков. Пьесы Мольера в то время собирали аншлаги.

Второй этап в творчестве Жана-Батиста представлен такими произведениями:

    «Тартюф». Сюжетная линия романа направлена на высмеивание духовенства, которое в то время пользовалось низкой популярностью среди жителей Франции из-за постоянных поборов и жалоб на деятельность некоторых верховных представителей церкви. Пьеса вышла в 1664 году и проигрывалась на сцене театра на протяжении пяти лет. Пьеса имела острый сатирический в какой-то степени комедийный характер.

    «Дон-Жуан». Если в предыдущей пьесе Жан-Батист негативно показывал тему церкви и высмеивал всех ее служащих, то в данном произведении он сатирически отобразил законы жизни людей, их поведение и моральные устои, которые, по мнению автора, были очень далеки от идеала и приносили миру только негатив и разврат. С данной пьесой театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах был такой аншлаг, что представление проигрывалось два-три раза. Жан-Батист Мольер завел много полезных знакомств во время этого путешествия по Европе.

    «Мизантроп». В данном произведении автор еще больше высмеял средневековые устои жизни. Эта пьеса является самым удачным образцом высокой комедии XVII века. Из-за слишком большой серьезности и сложности сюжета постановка не была воспринята людьми так же, как и прошлые работы Жана Батиста. Это заставило автора переосмыслить некоторые аспекты своего творчества и театральной деятельности, поэтому он решил сделать перерыв в постановке спектаклей и написании сценариев.

    Театр Мольера

    Выступления труппы автора, в которой он тоже учувствовал, практически всегда вызывали шквал эмоций у зрителей. Слава о его постановках распространилась по всей Европе. Театр стал востребован далеко за пределами Франции. Большими поклонниками Мольера стали и британские ценители высокого театрального искусства.

    Театр Мольера отличался остросюжетными постановками о современных человеческих ценностях. Игра актеров всегда оставалась на высоте. К слову, сам Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать даже когда плохо себя чувствовал и был болен. Это говорит о большой любви человека к своему делу.

    Персонажи автора

    Жан-Батист Мольер представил много интересных личностей в своих произведениях. Рассмотрим наиболее популярных и эксцентричных:

    1. Сганарель - этот персонаж был упомянут в целом ряде сочинений и пьес автора. В пьесе «Летающий доктор» он - главный герой, являлся слугой Валера. Благодаря успеху постановки и произведения в целом, Мольер решил задействовать данного героя и в других своих работах (к примеру, Сганареля можно увидеть в «Мнимом рогоносце», «Дон Жуане», «Лекаре поневоле», «Школе мужей») и других произведениях раннего периода творчества Жана Батиста.

      Жеронт - герой, которого можно встретить в комедиях Мольера эпохи классицизма. В пьесах является символом маразма и слабоумия некоторых типов людей.

      Гарпагон - старец, который отличается такими качествами, как лживость и страсть к обогащению.

    Комедийные балеты

    Биография Мольера указывает на то, что такой тип произведений относится к зрелому этапу творчества. Благодаря упрочнившимся связям со двором, Жан-Батист создает новый жанр, который призван представлять новые пьесы в форме балета. К слову, такое нововведение имело настоящий успех среди зрителей.

    Первая комедия-балет имела название «Невыносимые» и была написана и представлена широкой публике в 1661 году.

    о личности

    Существует неподтвержденная легенда о том, что жена Мольера на самом деле была его родной дочерью, рожденной вследствие связи с Мадлен Бежар. Вся история о том, что Мадлен и Аманда были сестрами, считалась некоторыми людьми ложью. Однако эта информация не подтверждена и является только одной из легенд.

    Еще одна история гласит о том, что на самом деле Мольер не был автором своих работ. Он якобы действовал от лица Эта история получила широкое распространение. Однако ученые утверждают, что биография Мольера не содержит такого факта.

    Поздний этап творчества

    Спустя несколько лет после провала «Мизантропа» автор решает вернутся к работе и добавляет в данную пьесу историю «Лекарь поневоле».

    Биография Жана Мольера гласит, что во время этого периода он высмеивал буржуазию и богатый класс. Также в пьесах поднималась проблема брака, заключенного не по обоюдному согласию.

    Интересные факты о деятельности Мольера

      Жаном-Батистом был придуман новый

      Он являлся одной из самых противоречивых личностей Франции того периода.

      Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру с концертами без их сопровождения.

    Смерть и мемориальные памятники Жана-Батиста

    Перед четвертым представлением пьесы «Мнимый больной» (1673 г.) Мольер был болен, однако все рано решил выйти на сцену. Роль он отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер.

родился в Париже 15 января 1622 года. Его отец, буржуа, придворный обойщик, нисколько не помышлял о том, чтобы дать сыну какое-либо большое образование, и к четырнадцати годам будущий драматург едва лишь научился читать и писать. Родители добились того, чтобы их придворная должность перешла к сыну, но мальчик обнаружил незаурядные способности и упорное желание учиться, ремесло отца не влекло его. По настоянию деда Поклен-отец с большой неохотой определил сына в иезуитский коллеж. Здесь в течение пяти лет Мольер с успехом изучает курс наук. Ему посчастливилось иметь в качестве одного из учителей знаменитого философа Гассенди, который познакомил его с учением Эпикура. Рассказывают, что Мольер перевел на французский язык поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод этот не сохранился, и нет доказательств достоверности этой легенды; свидетельством может служить лишь здравая материалистическая философия, которая сквозит во всех произведениях Мольера).
Еще с детства Мольер был увлечен театром. Театр был самой его дорогой мечтой. По окончании клермонского коллежа, выполнив все обязанности по формальному завершению образования и получив диплом юриста в Орлеане, Мольер поспешил образовать из нескольких друзей и единомышленников труппу актеров и открыть в Париже «Блистательный театр».
О самостоятельном драматургическом творчестве Мольер еще не думал. Он хотел быть актером, и актером трагического амплуа, тогда же он себе взял и псевдоним – Мольер. Это имя кто-то из актеров уже носил до него.
То была ранняя пора в истории французского театра. В Париже лишь недавно появилась постоянная труппа актеров, вдохновленная драматургическим гением Корнеля, а также покровительством кардинала Ришелье, который и сам был не прочь кропать трагедии.
Начинания Мольера и его товарищей, их молодой энтузиазм не увенчались успехом. Театр пришлось закрыть. Мольер вступил в труппу бродячих комедиантов, разъезжавшую с 1646 года по городам Франции. Ее можно было увидеть, в Нанте, Лиможе, Бордо, Тулузе. В 1650 году Мольер и его товарищи выступали в Нарбонне.
Скитания по стране обогащают Мольера жизненными наблюдениями. Он изучает нравы различных сословий, слышит живую речь народа. В 1653 году в Лионе он ставит одну из первых своих пьес – «Сумасброд».
Талант драматурга открылся в нем неожиданно. Он никогда не мечтал о самостоятельном литературном творчестве и взялся за перо, понуждаемый бедностью репертуара своей труппы. Вначале он лишь переделывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал все более отдаляться от итальянских образцов, смелее вводить в них оригинальный элемент и, наконец, совсем отбросил их ради самостоятельного творчества.
Так родился лучший комедиограф Франции. Ему было немногим более тридцати лет. «Ранее этого возраста трудно чего-либо достичь в драматическом жанре, который требует знания и мира, и сердца человеческого», – писал Вольтер.
В 1658 году Мольер снова в Париже; это уже опытный актер, драматург, человек, познавший мир во всей его реальности. Выступление труппы Мольера в Версале перед королевским двором имело успех. Труппа была оставлена в столице. Театр Мольера обосновался вначале в помещении Пти-Бурбон, выступая три раза в неделю (в остальные дни сцену занимал Итальянский театр).
В 1660 году Мольер получил сцену в зале Пале-Рояля, построенного еще при Ришелье для одной из трагедий, часть которой написал сам кардинал. Помещение отнюдь не отвечало всем требованиям театра – впрочем, Франция тогда и не имела лучших. Даже век спустя Вольтер жаловался: «У нас нет ни одного сносного театра – поистине готическое варварство, в котором нас справедливо обвиняют итальянцы. Во Франции хорошие пьесы, а хорошие театральные залы – в Италии».
За четырнадцать лет своей творческой жизни в Париже Мольер создал все то, что вошло в его богатое литературное наследие (более тридцати пьес). Дарование его развернулось во всем блеске. Ему покровительствовал король, который был, однако, далек от понимания того, каким сокровищем в лице Мольера обладает Франция. Однажды в разговоре с Буало король спросил, кто прославит его царствование, и был немало удивлен ответом строгого критика, что этого достигнет драматург, назвавшийся именем Мольер.
Драматургу пришлось отбиваться от многочисленных врагов, которые были заняты отнюдь не вопросами литературы. За ними скрывались более могущественные противники, задетые сатирическими стрелами комедий Мольера; враги измышляли и распространяли самые невероятные слухи о человеке, составлявшем гордость народа.
Мольер умер внезапно, на пятьдесят втором году жизни. Однажды во время представления своей пьесы «Мнимый больной», в которой тяжело больной драматург играл главную роль, он почувствовал себя плохо и через несколько часов после окончания спектакля скончался (17 февраля 1673 года). Архиепископ Парижский Гарлей де Шанваллон запретил предавать земле похристианским обрядам тело «комедианта» и «непокаявшегося грешника» (Мольера не успели соборовать, как того требует церковный устав). Около дома скончавшегося драматурга собралась толпа фанатиков, пытаясь помешать погребению. Вдова драматурга выбросила в окно деньги, чтобы избавиться от оскорбительного вмешательства возбужденной церковниками толпы. Мольер был похоронен ночью на кладбище Сен-Жозеф. Буало отозвался на смерть великого драматурга стихами, рассказав в них о той обстановке вражды и травли, в которой жил и творил Мольер.
В предисловии к своей комедии «Тартюф» Мольер отстаивая право драматурга, в частности комедиографа, на вмешательство в общественную жизнь, право на изображение пороков во имя воспитательных целей, писал: «Театр обладает великой исправительной силой». «Лучшие образцы серьезной морали обычно менее могущественны, чем сатира... Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмеяние».
Здесь же Мольер определяет смысл назначения комедии: «Она не что иное, как остроумная поэма, обличающая человеческие недостатки занимательными поучениями».
Итак, по мнению Мольера, две задачи стоят перед комедией. Первая и главная – поучать людей, вторая и второстепенная – развлекать их. Если лишить комедию назидательного элемента, она превратится в пустое зубоскальство; если отнять у нее развлекательные функции, она перестанет быть комедией и нравоучительные цели также не будут достигнуты. Словом, «обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их».
Драматург прекрасно понимал общественное значение своего сатирического искусства. Каждый в меру своих талантов должен служить людям. Все должны содействовать общественному благосостоянию, но каждый это делает в зависимости от своих личных склонностей и дарований. В комедии «Смешные жеманницы» Мольер весьма прозрачно намекнул на то, какой театр ему по вкусу.
Главными достоинствами игры актера Мольер считает естественность и простоту. Приведем рассуждения отрицательного персонажа пьесы Маскариля. «Только комедианты Бургундского отеля способны показать товар лицом», – рассуждает Маскариль. Труппа Бургундского отеля была королевской труппой Парижа и, следовательно, признавалась первейшей. Но Мольер не принимал ее театральную систему, осуждая «сценические эффекты» актеров Бургундского отеля, которые умели лишь «раскатисто декламировать».
«Все остальные – невежды, читают стихи так, как говорится», – развивает свою теорию Маскариль. К этим «остальным» относится театр Мольера. В уста Маскариля драматург вложил толки парижских театральных консерваторов, которых шокировали простота и обыденность сценического воплощения авторского текста в театре Мольера. Однако, по глубокому убеждению драматурга, нужно читать стихи именно «как говориться»: просто, естественно; и сам драматургический материал, по мнению Мольера, должен быть правдивым, выражаясь современным языком – реалистическим.
Мысль Мольера была справедлива, но ему не удалось убедить своих современников. Расин не пожелал ставить свои трагедии в театре Мольера именно потому, что слишком естествен был метод сценического раскрытия актерами авторского текста.
В XVIII столетии Вольтер, а вслед за ним Дидро, Мерсье, Седен, Бомарше упорно боролись против напыщенности и неестественности классицистического театра. Но и просветителям XVIII столетия не удалось добиться успеха. Классицистический театр по-прежнему придерживался старых форм. В XIX веке против этих форм выступили романтики и реалисты.
Тяготение Мольера к сценической правде в ее реалистическом толковании весьма очевидно, и лишь время, вкусы и понятия века не позволили ему развернуть свой талант с шекспировской широтой.
Интересные суждения о сущности театрального искусства высказывает Мольер в «Критике «Урока женам». Театр – «это зеркало общества», – говорит он. Драматург сравнивает комедию с трагедией. Очевидно, уже в его время высокопарная классицистическая трагедия начинала наводить скуку на зрителей. Один из персонажей названной пьесы Мольера заявляет: «на представлении великих произведений – ужасающая пустота, на глупостях (имеются в виду комедии Мольера) – весь Париж».
Мольер критикует классицистическую трагедию за ее оторванность от современности, за схематичность ее сценических образов, за надуманность положений. В его дни на эту критику трагедии не обратили внимания, между тем в ней в зародыше таилась будущая антиклассицистическая программа, с которой выступили французские просветители во второй половине XVIII века (Дидро, Бомарше) и французские романтики первой половины XIX века.
Перед нами реалистические принципы, как могли они мыслиться во времена Мольера. Правда, драматург полагал, что «работа с натуры», «сходство» с жизнью необходимы главным образом в комедийном жанре и не идут за его пределы: «Изображая людей, вы пишете с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, .если в них не узнают людей вашего века».
Мольер высказывает и догадки о правомочности в театре своеобразного смешения серьезного и комического элементов, что, по мнению его современников и даже последующих поколений, вплоть до войны романтиков с классицистами в XIX веке, считалось недопустимым.
Словом, Мольер пролагает путь для грядущих литературных битв; но мы погрешили бы против истины, если бы объявили его глашатаем театральной реформы. Представления Мольера о задачах комедии не выходят из круга классицистической эстетики. Задача комедии, как он ее себе представлял, – «дать на сцене приятное изображение общих недостатков». Он проявляет здесь характерное для классицистов тяготение к рационалистическому абстрагированию типов.
Мольер нисколько не возражает против классицистических правил, видя в них проявление «здравого смысла», «непринужденные наблюдения здравомыслящих людей о том, как не испортить себе удовольствия от этого рода пьес». Не древние греки подсказали современным народам единства времени, места и действия, а здравая человеческая логика, рассуждает Мольер.
В маленькой театральной шутке «Версальский экспромт» (1663) Мольер показал свою труппу за подготовкой очередного спектакля. Актеры говорят о принципах игры. Речь идет о театре Бургундского отеля.
В задачи комедии входит «точное изображение человеческих недостатков», – заявляет он, но комедийные образы отнюдь не портреты. Невозможно создать характер, который не напоминал бы кого-нибудь из окружающих, но «надо быть помешанным, чтобы искать в комедии своих двойников», - утверждает Мольер. Драматург явно намекает на собирательность художественного образа, говоря о том, что черты комедийного персонажа «могут быть подмечены у сотни разных лиц».
Все эти верные мысли, брошенные мимоходом, впоследствии найдут свое место в системе реалистической эстетики.
Мольер был рожден для реалистического театра. К реалистическому складу творчества его подготовила и трезвая материалистическая философия Лукреция, которую он изучал в юности, и богатые жизненные наблюдения в годы скитальческой жизни. Драматургическая школа его времени наложила на него свою печать, но Мольер то и дело разрывал оковы классицистических канонов.
Основное отличие классицистической системы от реалистических методов Шекспира проявляется в методе построения характера. Сценический характер классицистов по преимуществу односторонен, статичен, без противоречий и развития. Это характер-идея, он настолько широк, насколько этого требует вложенная в него идея. Авторская тенденциозность проявляется совершенно прямолинейно и обнаженно. Талантливые драматурги - Корнель, Расин, Мольер - умели в пределах и узкой тенденциозности образа быть правдивыми, но нормативность эстетики классицизма все-таки ограничивала их творческие возможности. Высот Шекспира они не достигли, и не потому, что им не хватало таланта, а потому, что дарования их часто вступали в противоречие с установленными эстетическими нормами и отступали перед ними. Мольер, работавший над комедией «Дон-Жуан» спешно, не предназначая ее для длительной сценической жизни, позволил себе нарушить этот основной закон классицизма (статичность и однолинейность образа), он писал, сообразуясь не с теорией, а с жизнью и своим авторским разумением, и создал шедевр, драму в высшей степени реалистическую.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...