Значение «воскресение иисуса христа. Значение воскресения христова для современного человека


В Церкви мы не только вспоминаем историю, случившуюся две тысячи лет назад. Эти волнующие события там предстают совсем в ином свете. Праздники имеют глубокое духовное значение в жизни Церкви. Опыт святых показывает, что события, совершающиеся в земной Церкви, имеют непосредственную и органическую связь с небесной Церковью Божией, Церковью Ангелов и святых. В эти исключительные дни мы призваны приобщиться благодати и стать соучастниками события, которое разворачивается перед нами.

Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем

Но для того, чтобы мы смогли приобщиться этих событий, необходима подготовка, мы должны знать, что именно произошло в эти дни. Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем. Быть может, когда мы увидим Распятие или Плащаницу, что-то и отзовется в нашем сердце, но подлинная причастность происходящему возможна, только если мы правильно подготовимся. А как правильно подготовиться? Если в эти дни мы будем сосредоточенны и не будем отвлекаться на тысячу вещей, если будем посещать все богослужения, если будем молиться, если будем читать, если попросим у Бога в молитве, чтобы мы тоже что-то почувствовали, тогда непременно Всещедрый Бог и Отец наш даст нам просимое. Чтобы в нас осталось ощущение страданий Христовых, чтобы мы не роптали, когда сталкиваемся с трудностями, чтобы мы спустились с небес на землю и поняли, что таков наш путь в этом мире. Если мы хотим следовать за Христом, мы пройдем через две ужасные вещи: во-первых, отказ от мирского успеха, а во-вторых, добровольное принятие нашего страдания. Мы должны это понять. Мы не ищем мирского благополучия и признания, так что не следует соблазняться, когда мир отталкивает нас, когда мы сталкиваемся с болью, страданием, необходимостью жертвы, — все это нужно для того, чтобы мы следовали за Христом, имели отношения любви с Ним.

В событии центральное место занимает Сам Христос. Все, что Христос претерпел за нас — оплевания, заушения, поругание, терновый венец, желчь, — все, что Церковь так подробно описывает, нужно не для того, чтобы мы пожалели Христа, но для того, чтобы помочь нам полюбить Его. Чтобы показать нам, как Христос возлюбил нас, и чтобы подвигнуть наше сердце возлюбить Его. Чтобы, пребывая в любви к Нему, мы спаслись и вечно жили с Ним. Итак, страсти Христовы — причина не печали, но спасения. Так же и Крест Господень, которым умерщвлен был Христос, стал животворящим, стал знамением жизни, спасения и радости и, таким образом, перестал быть орудием убийства и проклятия, каким был прежде. Сам Бог называет его знамением Сына Человеческого.

Когда мы смотрим на икону Распятия, то видим, что Христос исполнен святого достоинства: очевидно, что Он пошел на страдание добровольно, что Он — Господин происходящего, а не жертва судьбы и человеческой злобы. Христос — Царь Славы, священнодействующий в Таинстве спасения человека через страдание и Крест и дарующий воскресение. Конечно, если кто-то посмотрит на Христа и Его страдание по-человечески, то будет испытывать жалость. Однако же Церковь представляет нам Богочеловека Христа, который спас человека. Христос — не полная жалости жертва человеческой злобы. Он как Великий Архиерей принес Богу Себя, стал жертвоприношением и открыл нам врата рая. Церковь, когда изображает Христа, Богородицу и святых, представляет нам не только обстоятельства и историю события, но вместе с этим передает и то, что подразумевается, то есть то, чего не видно, — саму суть. Да, Христос на Кресте, Он страдает и умирает. Но Крест был бы концом вполне печальным и человеческим, если бы не последовало Воскресение. Поэтому в конце концов Крест отодвигается в сторону, а главенствует Воскресение. Каждую неделю Церковь празднует не распятие, а Воскресение. Именно оно — основа и центр Церкви. Основываясь на Воскресении, Церковь живет всю свою жизнь. Воскресенье — день Воскресения; именно он определяет весь недельный праздничный круг и все остальное в Церкви.

Повторяется как праздник в Церкви каждое воскресенье. Не Рождество, не Крещение, не Распятие, но Воскресение — основание Церкви. Если Христос не воскрес, тогда, как говорит апостол Павел, напрасна вера наша, напрасны труды наши, потому что человек оставался бы пленником смерти (см.: 1 Кор 15, 17).

Невозможно избежать чаши страданий. Главное в том, как выпьем ее — ругаясь или славословя

Итак, Воскресение освободило нас от смерти, но что это означает для нас на самом деле? Мы говорим: «се бо крестом прииде радость всему миру», «воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному». Что означает для нас воскресение Христово, и что оно меняет в повседневной жизни? Воскресение Христово означает Царствие Божие, означает другую жизнь, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6, 4); как мы поем в каноне Воскресения, новая жизнь воссияла от гроба. Мы, как чада Церкви, должны жить этой реальностью новой во Христе жизни. Мы не можем жить так, будто мы рабы смерти и тления. Наша жизнь не может быть жизнью, погрязшей в затхлости ада. Конечно, мы обязательно испытаем много трудностей в жизни, много печали и борьбы. Невозможно избежать этой чаши страданий, что бы мы ни делали. Главное состоит в том, какую пользу мы из этого извлечем, как выпьем ее — ругаясь или славословя.

Ничего не остается, только Христос остается вовеки

Хотя мы живем в Церкви, молимся, поем, читаем, часто нам явно не хватает этой , потому что мы не освободились от вещей этого мира. Мы всё еще привязаны к этому миру, и нас занимают человеческие дела. Мы не превзошли человеческое, не ухватили этот дух христиан, которые говорили: мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13, 14). Есть люди, в сердце которых можно увидеть живое присутствие Христа. Это не делает их бесчувственными и безразличными, они участвуют в жизни мира так же, как остальные, но с другим состоянием духа и имея в себе жизнь вечную. Ощущение вечного Царствия Божия не позволяет нам захлебнуться, потому что мы знаем: все человеческое — преходяще. Ничего не остается, только Христос остается вовеки. Если человек живет так, то все происходящее он воспринимает с подлинным достоинством.

Христос отверз врата адовы, сокрушил замки и цепи и все, что нас связывает, и освободил нас от греха. Рабство — все то, что держит нас в плену в этом мире. Мы не то чтобы презираем этот мир, мы пользуемся этим миром как не пользующиеся, как говорит апостол Павел (см.: 1 Кор 7, 31). То есть мы используем этот мир, но не используемся миром. Используем все радости, все благословения, которые дает нам Бог через этот мир, все хорошее и дающее радость, но мы не являемся рабами этого мира — Христос освободил нас от рабства. И только когда мы освободимся от оков этого мира, мы сможем действительно войти в радость Божию.

Действительно трагедия для христианина вместо радости жить под пятой уныния от обычных невзгод человеческого существования. Бог дает нам такой дар, а мы его не берем, остаемся несчастными и маленькими людьми. Бог предлагает нам свободу Воскресения, а мы ее не берем, не пользуемся ею, хотя в ней мы обретем смысл нашей жизни и почувствуем себя до конца свободными и радостными.

Христос дает тебе радость Воскресения, чтобы ты вдыхал воздух свободы, а ты сделал из него углекислый газ

Христос сказал: и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин 16, 22) — то есть вашу радость никто не сможет у вас забрать; это не та радость, что дает мир, но радость Христова. Если не испытаешь боли, то не оторвешься от этого мира, чтобы вдохнуть кислород присутствия Христова. Христос дает тебе радость Воскресения, чтобы ты вдыхал воздух свободы, а ты пошел и сделал из него углекислый газ. Христос сделал тебя царским сыном, а ты пошел, стал рабом и пасешь свиней, потому что, хотя ты и приглашен на вечерю Христову, не захотел принять Его приглашение. Вот что видно в Церкви. Мы приглашены жить во дворце Христовом, настоящие царевичи, а грех делает нас рабами, пустяки делают нас несчастными, и мы не разбиваем эти оковы, чтобы вырваться наружу и сказать, что не хотим этого рабства. Мы не хотим жить в свободе Божией, которая сделает нашу жизнь радостной и в этом мире.

Воскресение Господне придает смысл всей нашей жизни, и только благодаря свету Воскресения можно понять и выдерживать то, что происходит вокруг нас, противостоять этому и терпеть прежде всего себя, затем наших братьев, огорчающих нас своими слабостями так же, как мы огорчаем их. И один призван поддерживать другого: Носи те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6, 2).

Христос воскресе!

I. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, говорит святитель Филарет, митрополит Vосковский, служит:

а) доказательством Божества Иисуса Христа,

б) началом нашего воскресения.

II. Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина.

а) Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира , согрешившаго против Бога, и Богом осужденнаго на смерть. А чтобы с полною надеждою признать в Нем это могущественное качество, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть единородный Сын Божий и истинный Бог, потому что хорошо сказано, хотя и не хорошими людьми сказано: кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Лк. 5, 21)? Только милосердие Бога Сына может представить достойное удовлетворение оскорбленному величеству и правосудию Бога Отца; только Бог может возвратить жизнь осужденным на смерть от Бога.

Но сильнейшее удостоверение в Божестве Иисуса Христа заключается в Его воскресении. Такую мысль подал Он Сам. Когда иудеи, удивленные необычайною властию, которую показал Он, изгоняя из храма продающих и покупающих, спросили Его: кое знамение являеши нам, яко сия твориши? То есть, каким чудом докажешь, что Бог дал Тебе власть над храмом Своим? - тогда Он, преимущественно пред другими чудесами Своими, указал на чудо Своего воскресения. И рече им: разорите церковь сию и треми денми воздвигну ю (Иоан. 2, 18, 19), то есть, в третий день воскресну. В самом деле, чудеса, которыя творил Господь Иисус во время земной Своей жизни над другими, даже и самое дивное из них - воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он. Так Илия молился: Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь (3 Царств. 17, 21). Но Иисус повелевал: Лазаре, гряди вон (Иоан. 11, 43) из гроба. Однако сего различия иные могли не приметить, и потому могли познать Иисуса, как пророка и посланника Божия, и еще не познать в Нем единороднаго Сына Божия. Но никогда не было, и не можно представить возможным того, чтобы человек воскресил сам себя: и потому самовоскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий жизнию и смертию, и божественный Спаситель, имеющий могущество воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешеньми.

б) Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20), то есть: воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших человеков , - воскресения уже не в жизнь временную, как было воскресение Лазаря и других прежде его, но в вечную. До воскресения Христова ходили между людьми темныя и нетвердыя мнения о безсмертии души человеческой: но о воскресении души с телом всего менее думали даже те, которые более других усиливались мыслить. Не светел был и взор избраннаго народа на сей предмет: когда Христос Спаситель, обличая саддукеев, в наименовании Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева открыл мысль о воскресении мертвых: тогда не только саддукеи, но и лучше их мыслящие поражены были новостию сего открытия: слышавше народи, дивляхуся о учении Его (Матф. 22, 32, 33). А чем менее знали будущую жизнь, конечно менее имели побуждения приготовляться к ней. Христос Спаситель чрез Свое учение на место шатких мнений о безсмертии поставил твердую истину воскресения и, чрез Свое воскресение, соделал эту истину даже опытною. Он учил: «грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Иоан. 5, 28, 29). Дополняет апостол: «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (3 Кор. 5, 10). (Из слова митр. Филарета москов. «в неделю седьмую по пасхе», т. 3-й, стран. 21-23).

Воскресение Господа нашего само по себе есть торжество торжеств и праздников праздник. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; - есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; - есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных.

III. Да избавит нас, братия, Господь, воскресший из мертвых, победивший тем смерть и явившийся нашим Богом и Спасителем, от смерти и вечных мучений и да дарует нам жизнь вечную и вечное блаженство! (Сост. по проп. Фил. м. моск.).

Текстом сегодняшней проповеди будет служить Святое евангелие от Луки, глава двадцать четвертая, стих

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Возлюбленные в Господе! Хочу приветствовать Вас этими замечательными, радостными и победоносными Словами Анегла: ”Христос воскрес!” Он воистину жив, воскрес и грядет! “Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века” – очень ясно формулируется в нашем символе веры.

В эти дни все христиане Восточного обряда вспоминали сей великий и торжественный момент воскресения Господа и Спаса нашего из мертвых. Это воистину торжество каждого христианина. Это победа жизни над смертью, святости над грехом. “ и опустошил ад” – так торжественно провозглашает свт. Иоанн Златоуст. Ибо воистину небеса без Христова присутствия стают адом; а бездна ада по пришествию туда Сына Божия воистину станет самым настоящим райским уголком. Наша поздравительная форма является самым лучшим доказательством для всех скептиков, агностиков и атеистов, которые не верят в жизнь после смерти и воскресение. Потому что отсутствие Сына Божия для каждого верующего в Него действительно является самой страшной пустотой в его жизни. Именно для этого пришел Сын Божий, доказав Своей великой любовью ко всем грешникам не зависимо от тяжести их грехов и преступлений пред Лицем Божьим. Какие действительно настоящие муки ада испытал Сын Божий на кресте Голгофы! Ученики и Дева Мария плакали смотря на страдания Иисуса. Казалось бы, даже святое небо оставило Царя Славы. НО, то что не под силу человеческому разуму, его логике, Бог часто свершает Свои могущественные дела! И воскресение Иисуса з мертвых есть тому самое величественное свидетельство!

Давайте как будто станем участниками того события. Можно только представить с каким сердцем Мария Магдалина и Мария шли к месту, куда погребли Сына Божия. Кроме печали, желание отдать последнее, что надлежит в память о человеке мертвому выглядело очень прискорбно. Для большинства из нас даже на подсознательном уровне также кажется, что смерть – это окончательная точка, после которой уже ничего нет. В науке ее определяют часто как завершение всего живого, всех естественных биологических процессов. Многим кажется, что дальше уже ничего нет и быть не может. Именно так множество философских и материалистических мировоззрений пытаются очень просто разрешить проблему смысла бытия человеческого. “Бери от жизни все, что следует. Делай все, чего пожелает душа твоя, ибо завтра умрем” – вот главный их девиз. “Жизнь коротка”, – констатируют люди. Но, то что увидели первые свидетельницы Божьей Силы просто ошеломило их. Место, куда был погребен Иисус оказался пустым. И камень, что был запечатлен ко гробу не сумел не коем случае удержать нашого Господа. Ибо Он есть воскресение и жизнь. Нет никакого смысла искать Живого среди мертвых. Это были слова Ангела Божия.

Воскресение – именно то, чего более не хочет адекватно воспринимать разум человека. Но и без чего, по словам апостола Павла, вера и проповедь наша христианская является полностью тщетной. Когда Павел проповедовал в Афинах, как свидетельствует об этом книга Деяний апостолов, его не восприняли, когда речь шла о воскресении. Вера в загробную жизнь была присущей практически во всех мифах различных народов и культурах. О существовании души после ее смерти были представления у всех культурах и религиях.

Но, когда речь идет о личном воскресении тела после смерти никто с уверенностью не смог сказать об этом. Множество людей заданы вопросом: какова причина смерти, почему она существует и что после нее. Еще со времен Иисуса Христа об этом спорили фарисеи и саддукеи. Последние никак не хотели верить в жизнь после смерти и верили, что лишь в этом мире возможно воздаяние за грехи человека и вознаграждение за праведную жизнь.

В книге Бытия Бог говорит о грехопадении человека. Хотя все, что создал Бог было совершенным. Однако через непослушание Богу человек согрешает. Когда Адам вкусил из древа познания добра и зла, он начал прятаться от Бога. В традиции св. отцов иногда возможно проследить мысль о том, что так человек отделил себя от Своего Создателя и создал себе ад. Потому что ад, в первую очередь, не просто место физических мук человека за своих грехи. Это разделение человека с Богом в той или иной степени. Писание говорит нам об этом следующее: “Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты ?” (Бытие 3:1 – 9) С этого отрывка видно первый вопрос, который задал Бог человеку. Господь в действительности очень хорошо знал, где Адам. Но знал ли Адам свое духовное положение? Потому что связь между Богом и человеком такой, каковой она была прежде, перестала существовать. Человек начинает приносить жертвы Богу как попытку очистить свою душу от пороков и грехов. Вот оно – начало всякой религии, как способ достучаться до небес и попытаться человеку обратиться к Богу. Возникает закон религиозный и юридический, поскольку человек уже даже не в состоянии адекватно оценить свою духовную жизнь и поработить свои плотские желания. Человечество во всех грехах своих хочет достучаться и найти Бога. Однако практика и опыт многих людей показывает, что самостоятельно соединится с Богом просто так невозможно. Грех, который так противоречит Богу, не дает таковой возможности. Но милостивый Господь не оставлял человека никогда в одиночку. Бог по прежнему любит человека и говорит к пророку Иезекиилю: “И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: “преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” 11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? . Такая формулировка пророчества Иезекииля говорит о Божьей милости к грешнику не зависимо от степени его грехов. В это время Израиль переживает глубокий кризис.

Вавилонский царь Навуходоносор практически уничтожает иудейское государство. Однако Бог обращался и говорил о исповедании грехов, возвращении к служению к только Одному Богу живому и к призрению идолам. Когда казалось при этом все разрушенным и мертвым, Господь показал Иезекиилю видение о воскресении. Слово Божье демонстрирует следующую картину: “Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. 3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. 4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. 6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь .”

Речь Господа к слуге Его направлена на приоткрытие великой Тайны воскресения из мертвых, что должна произойти в будущем. И это не только пророчество о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно (Господе Нашем Христе Иисусе), но и о нашем воскресении. Святое Евангелие учит нас и о нашем с вами воскресении вместе со Христом. Нет, вы не ослышались, – именно о нашем воскресении вместе с Ним. Св. апостол Павел в послании к колоссянам подчеркивает следующее: ” Итак, если вы воскресли со Христом , то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. ” (к Колоссянам 3:1-3) Действительно, когда речь идет о празднике Пасхи, множество людей идут как никогда в церковь; в доме расположено все, как надлежит празднику. Множество верующих, к сожалению, при всем этом более являются “пасхальными верующими.” И все таки слушая весть о прощении их грехов, о дивном Христовом воскресении множество людей так и не могут простить друг другу ошибки, не смогли научиться любить друг друга, как учит об этом Господь. И при этом ничего “горнего”, того духовного, которое во Христе, Его характере так и не проявляется в жизни многих христиан. Хотя и по-праздничному люди в эти дни приветствуются, но продолжают грешить против ближнего и Господа.

И когда вопрос жизни и смерти часто может стоять чуть ли не главным вопросом нашей жизни, христианская вера имеет надежду на воскресение. Христианство – это учение, которое говорит, что не все заканчивается могильной плитой. Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам пишет: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.” (1 Фессал. 4: 13-14) Есть у каждого верующего во Христа – надежда и вера в воскресение из мертвых. «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых», – говорит свт. Григорий Богослов. Пусть этими евангельскими словами утешается наша душа. Взыщем Господа, ибо Он есть благ и вовеки Его милосердие и святая любовь ко всем нам! Да пребудет Господь со всеми Вами! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Євген Распопов

Введение

Тема данной контрольно-курсовой работы "Воскресение Иисуса Христа". Эта тема была выбрана, потому что догмат Воскресения основополагающий в христианском учении. Невообразимая полнота Богодухновенного предания не может быть воспринята без веры Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Бочто он воскресил Христа, Которого, Он не воскрешал, если, то есть мертвые не воскресают; ибо сли мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес" (1Кор. 15:17).

Объектом исследования является определение значения Воскресения в жизни православного христианина, предметом же - исторические свидетельства о Воскресении Господа Иисуса Христа. Цель: раскрыть значение догмата Воскресения для понимания смысла христианской веры.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Воскресение Христа в источниках;

2. Рассмотреть праздник Пасхи в Новозаветной традиции.

3. Рассмотреть пророчества о воскресении Христа;

4. Изучить догматическое и богословское значение воскресения Христа.

Теоритическая основа данной работы труды по истории, Богословии и философии.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Значение Воскресения Христа

Воскресение Христово - это суть христианства. В первую очередь апостолы проповедовали о пасхальных событиях, как совершенном факте, свидетелями которых были. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 15, 14). "Иисус предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего". (Рим. 4:25) Воскресенье показывает, что жертва Христа была принята Богом и люди признаны оправданными по вере в Него. Все люди до этого момента за исключением некоторых праведников попадали в ад, и дьявол царствовал над миром. Иисус взял грехи всего человечества на себя и тем самым разрушил дела дьявола, выкупил человечество у смерти.

Воскресение Христово - величайшее событие, произошедшее в мире. Оно заменило иудейскую субботу. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства. С точки зрения христиан отрицание этого события просто не возможно оно влечет за собой потерю смысла жизни. Но можно точно сказать, что уже и нельзя представить себе мир без Воскресения Христа.

Многие ученые люди подвергали сомнению и критике факт Воскресения Христа, а так же и Его учение. Приравнивали к мифу, обману, ошибке евангельские события, даже саму личность Иисуса Христа. Но доказать на все сто процентов что этого не было никто так и не смог. Подобные выпады в сторону Евангелия только открывают незыблемость истинности Воскресения и вообще всей Жизни Спасителя. Даже самим апостолам было трудно поверить в воскресение Христа из мертвых, хотя Он готовил их к этому. Поэтому и происходили явления ученикам, утверждающие их в вере. В Новом завете описывается десять таких явлений.

В наше время усиленно распространяется визионерная теория. Она как бы говорит нам о том, что Апостолы имели перед своими глазами нечто вроде массовой галлюцинации. Они долго и утомительно ждали встречи со Спасителем, поэтому были как бы в состоянии болезни, это состояние породило видение Иисуса Христа, о котором они позже и рассказали в Писании.

"Он воскрес в воображении Своих учеников. Вот подарила миру, Ренан скажет, мысль о воскресении Мария Магдалина. Она была экстравагантная, с такими эпилептическими проявлениями, да, вот в ее воображении, с ее подачи и пошел ходить по миру вот этот вымысел".

Для того чтобы опровергнуть данную теорию, не надо быть хорошо подкованным в догматических и психологических изысканиях современного человека, достаточно лишь знать, что галлюцинации, тем более массовые, могли посетить людей, находящихся в состоянии крайнего возбуждения, неземного блаженства. Они должны были чаять и ожидать своего Спасителя день и ночь. В то время, как Евангелие свидетельствует нам о том, что они находились в состоянии глубокой печали, безысходности. Жены-мироносицы на пути к гробу Господа переживают о том, кто отвалит им тяжелый камень. А ученики горько оплакивают отсутствие любимого учителя.

Даже явившись, Христос не сразу получает признание со стороны учеников. Это происходит от того, что у них нет веры в воскресение мертвых, для них умерший человек уже навсегда остается недоступным для видения его живыми. Мария Магдалина не сразу узнает Христа, путая Его с садовником, Фома же просит вложить персты свои в раны Явившегося, чтобы удостовериться в реальности произошедшего.

Апостолы смогли увидеть именно воскресшего Христа, как бы не старались опровергнуть данный факт рационалисты, Воскресение, действительно, произошло в рамках реального времени.

"Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: "сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице"".

Интересным является тот момент, что Христос является только Апостолам. Евреи остаются ка бы в стороне, можно было бы оказаться при первосвященниках и указать им видимым образом на их неправоту. Христос не делает так, по мнению Святых Отцов, потому, что для иудеев явление Воскресшего Господа было бы бесполезно, они не имело бы никакого смысла, в то время, как для Апостолов это событие становится венценосным событием их жизненного пути, оно подтверждает их Веру. Сбываются пророчества, слова Христа подтверждаются.

К тому же, также по мнению Отцов Церкви, иудеи могли бы выдумать новый способ убийства.

Воскресение Христа производит переворот в сознании Апостолов, этот переворот является основой их пастырской деятельности и миссионерского служения. Вряд ли 13 человек, задавшиеся целью получить фантазийное представление об их рано ушедшем учителе, смогли бы обратить в истинную веру такой огромный поток людей.

Попытки опровергнуть факт Воскресения приходят к тому, что опровергают сам факт существования на земле Христа. Не только Воскресение, но и земная жизнь Спасителя - вымысел, а Евангелие имеет для нас ценность не большую, нежели книга сказок.

Эти опровержения разбиваются о тот факт, что не только Апостолы благовествовали о событиях жизни Христа. Есть также масса неканонических (апокрифических) и исторических источников, подтверждающих Его пребывание на земле.

" Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Упифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и стал очевидцем самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его".

Весьма важными для нас являются свидетельства очевидцев-евреев. Поскольку для них любая возможность умолчать о воскресении - благо.

Вообще множественная критика факта воскресения должна упираться в стену "Богочеловека". Если вспомнить, кто имеет свойство умирать в языческих религиях, то ответ будет очевиден - боги. Здесь мы и сталкиваемся с противоречием: Иисус Христос - Богочеловек, он не укладывается в рамки обычного мифического повествования.

Для нас же в этом факте важно то, что воскресая в человеческой плоти, Христос дает нам возможность обновления, очищения от греха, искупления злого произволения. Хотя сама плоть во время воскресения уже не было человеческим в полной мере, а преобразилось, но свойства физические не потеряло.

Христос преображает нас для вечной жизни в соединении с Богом, в возвращении к исходному состоянию души.

О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует в наше время благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня -- необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает. Только после некоторого времени огонь приобретает свои нормальные свойства, характерные для обычного пламени. Православный иерусалимский патриарх, приняв благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех невероятное впечатление, при его виде становится тепло и радостно на душе.

Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа - это победа над грехом, исполнение данного Богом обетования еще Адаму. Грехопадение привело к извращению природы человека, нравственно исказило его. Такое повреждение перешло от праотца Адама всем людям. Но после восставшего из мертвых Христа произошло духовное возрождение человека. Благодать Святого Духа низошедшая на пятидесятый день позволяет людям жить новой жизнью. Как бы воскреснуть духовно с Христом. Двери в Царство Небесное открыты и человек, умерев физической смертью, может не умереть своей душой.

Смертная казнь черезраспятие на кресте, было в евангельское время самая страшная, смерть таким образом была и позором. Крест означает смерть. Но после чуда воскресения, это знак смерти плотской для греха, победа над грехом и над смертью. Символ надежды будущего воскресения мертвых. Знак любого христианина, его защита.

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (). Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи , куда положил Его, и я возьму Его» . Тогда Господь сказал ей: "Мария"! (). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и мой!» (). Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Взаимосвязь Между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой

Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа и наступлению новозаветных времен. Ветхозаветный закон, по словам св. ап. Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (; ).

Самым знаменательным событием в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Р. Хр. Запечатлелось оно в национальном еврейском празднике Пасхи, в котором отмечались и другие события, связанные с освобождением из Египта: поражение Ангелом египетских первенцев и помилование еврейских, на домах которых были сделаны знаки кровью пасхального агнца (Отсюда слово «Пасха» – «проходить мимо»); чудо перехода через Красное море и гибель гнавшегося за евреями египетского войска; затем – получение еврейским народом Закона на горе Синай и установление завета с Богом, после чего еврейский народ стал считаться народом Божиим. С тех пор, евреи, празднуя Пасху и следуя обычаям своих предков, с молитвой и символическими обрядами вкушают пасхального агнца.

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх.


Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (). Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом (). Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (). Вступление евреев в обещанную их отцам землю (). Распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (). Крещение в воде и избавление от власти дьявола (, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы). Сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (). Вкушение Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии ( гл.). Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести. Избавление от угрызений духовного змия – силою Креста (). Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ().

Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ().

Пророчества о Воскресении Христовом

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, , , , . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: , , , , Иез., , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя.

Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ().

Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (, см. также ; ).

Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

Духовные Плоды

Воскресения Христова

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие – страшными, как ходячие мертвецы. О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас (голос) Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ().

При этом, предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь и его ученики совершали, согласно Евангелию и книге Деяний Апостолов. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То было временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет «Первенцем умерших» (). "Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ().

Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, – не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над .

Пасхальное богослужение

Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице...» Затем, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями, тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Конечные слова каждого стиха певчие подхватывают радостным: «Христос воскресе». Затем священнослужители повторяют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав». Двери храма в это время открываются, все входят в храм, и начинается великая ектенья, (короткие прошения с пением «Господи, помилуй», за которой следует торжественное пение Пасхального канона: «Воскресения день», составленного преподобным . Во время пения канона священнослужители повторно совершают полное каждение храма и приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!» На что те громко отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени читается вдохновенная проповедь св. Иоанна Златоустого , которая начинается словами: «Если (аще) кто благочестив».

Обычные Часы не читаются, их заменяют пением пасхальных гимнов. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов, поются особые антифоны: короткие молитвы со стихами; вместо «Святый Боже», поется «Елицы во Христа крестистеся». Евангелие читается о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о Божестве Иисуса Христа, Бога Слова (), которое Он доказал Своим славным воскресением. Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о воскресении Христа апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо «Достойно есть», поется следующий задостойник (в русском переводе):

«Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь!»

«Прославляйся, прославляйся, Новый Иерусалим (Церковь), потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись Сион! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою».

По заамвонной молитве совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Воскресения Христова. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе (которые Его узнали после преломления Им хлеба). В первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыр и масло, а также куличи, которыми разговляются верующие. В день св. Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом воскресения. Во все дни пасхальной недели царские врата остаются открытыми в знак того, что воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы (в течение 50-ти дней) делать земные поклоны не следует.

Пасхальный канон в русском переводе

Песнь 1-я

Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос привел нас, поющих победную песнь.

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3-я

Ирмос : Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся ().

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем ().

Песнь 4-я

Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (; ).

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, – непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог – наречен совершенным ().

Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ().

Песнь 5-я

Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, всех жизнью просвещающего.

Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.

Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6-я

Ирмос : Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба ().

Не повредив заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.

Песнь 7-я

Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый отцов, благословенный и препрославленный.

Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного ().

По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.

Песнь 8-я

Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки ().

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о восстании Рожденного тобой! ().

О, как божественно, любезно и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея это опорой надежды, мы, верные, радуемся ().

О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства ().

Примечания

1 . О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что благодатный огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые тоже служат в этом храме, благодатного огня не получают.

2. Еврейская Пасха празднуется в 14-й день лунного месяца Нисана. Этот день всегда приходится весной, на полнолунье. С еврейской Пасхой тесно связана христианская Пасха. Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325-ом году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи. Руководствуясь этим постановлением Собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла «Пасхалия» – таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион). Согласно пасхалии, самая ранняя православная Пасха приходится 22 марта по старому стилю (4-го апреля по новому стилю), а самая поздняя – 25-го апреля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). С передвижением Пасхи передвигаются и зависящий от нее и праздники Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день после Пасхи). Согласно Пасхалии, в 1992 году Пасха будет 26-го апреля; в 1993 – 18-го апреля; в 1994 – 1-го мая; в 1995 г. – 23-го апреля; в 1996 г. – 14-го апреля (числа даны по новому стилю).

3. Воскресение Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: , , ; Апостолами: , ; Его врагами: ; и, больше всего, – тем морем чудес, которые совершались и продолжают совершаться именем Господа нашего Иисуса Христа.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...