Анализ "Последний поклон" Астафьева В. Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон


«Последний поклон»


«Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

– писатель, который в своих произведениях часто прибегал к теме войны и Родины, эти темы прослеживаются и в книге Астафьева «Последний поклон».

Астафьев Последний поклон краткое содержание

Для начала предлагаем ознакомиться с работой Астафьева «Последний поклон» в кратком его содержании, чтобы познакомиться с сутью и иметь возможность без проблем написать .

Так вот, в произведении «Последний поклон» Виктора Астафьева идет речь о мальчике, которому пришлось жить у бабушки, так как его отец бросил семью и уехал, а мать утопилась в реке Енисей. Бабушка и занималась воспитанием внука. Жизнь ребенка была, как и у всех ребят из деревни. Он помогал по хозяйству, в свободное время резвился, рыбачил, ходил по грибы, ягоды.

Его жизнь была интересной, пока не настало время идти в школу. По причине того, что в деревне не было школы, он едет к отцу в город и здесь его жизнь меняется не в лучшую сторону. Здесь ему приходилось спасаться от смерти, голода, другими словами, не жить, а выживать. И только с помощью терпения, прощения, умения увидеть даже в плохом крупицу добра, чему научила его бабушка, мальчику удалось выжить. А ведь, попав в город, он оказался среди одиночества. Он понял, что никому не нужен, что он попал в мир бессердечности. Мальчик дичает, становится грубым, но бабушкино воспитании берет верх. Он сумел в городских условиях выживаемости, голодая и испытывая боль, сохранить свою душу. Далее он попадает в детский дом.

Рассказы Астафьева ведают нам о юности мальчика, о его учебе в школе, далее участие в войне и его возвращение. И первым делом герой произведения едет к бабушке, где все было, как прежде и даже бабушка сидела за столом, как обычно, сматывая нитки в клубок.

Затем герой уезжает работать на Урал, где и получил известие о смерти бабушки, но на похороны попасть не смог, так как начальство не пустило, хотя бабушка при встрече его просила приехать. Этого себе Виктор простить не мог, и, если бы можно было вернуть время, он бы все бросил и помчался туда, где ему было очень хорошо в свое время. Он себе не простил, но уверен, что бабушка простила и не держала зла, так как очень любила своего внука.

Астафьев Последний поклон анализ

Работая над произведением Астафьева «Последний поклон» и делая его анализ, скажу, что здесь автор изображает жизнь деревни, того родного края, где родился и вырос автор, а вырос среди сурового климата, среди дикой природы, красивых рек, среди гор и густой тайги. Это все и было изображено в произведении Астафьева «Последний поклон». Также в работе автор затрагивает тему войны.

«Последний поклон» — это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни. Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его. Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.

Астафьев Последний поклон герои

Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой. На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет. Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину.

Бабушка в произведении Астафьева «Последний поклон» также героиня, которая сыграла немалую роль в жизни мальчика. Это «генерал в юбке». Она могла быть ворчливой, грозной, была доброй. Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель. При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев - известный русский писатель, прозаик, живший с 1924-го по 2001-й год. Главной в его творчестве была тема сохранения национального достоинства русских людей. Известные произведения Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Пастушка и пастух», «Царь-рыба», «Зрячий посох», «Печальный детектив», «Веселый солдат» и «Последний поклон», о котором, собственно, дальше и пойдет речь. Во всем, что он описывал, чувствовалась любовь и тоска о прошлом, о родной деревне, о тех людях, о той природе, одним словом, о Родине. Произведения Астафьева рассказывали и о войне, которую видели своими глазами обычные деревенские люди.

Астафьев, «Последний поклон». Анализ

Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» - одно из них. Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь. Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.

Виктор Астафьев «Последний поклон» посвящает Родине в его собственном понимании. Это его деревня и родной край с дикой природой, суровым климатом, мощным Енисеем, красивыми горами и густой тайгой. И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга. Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.

Сюжет

Главный герой Витя Потылицын - мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей. Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное. Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.

Она постоянно волнуется и мучается то за детей, то за внуков, из-за этого попеременно вырываются гнев и слезы. Но если бабушка начинает рассказывать о жизни, то оказывается, и невзгод для нее никаких и не существовало вовсе. Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками. И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.

В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.

Поворот в судьбе

Дальше становится уже не так весело, как вначале описывает деревенскую жизнь главного героя краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева продолжается тем, что у Витьки вдруг наступает недобрая полоса в жизни. Так как в деревне школы не было, его отправляют в город к отцу и мачехе. И тут Астафьев Виктор Петрович вспоминает о своих мучениях, изгнанничестве, голоде, сиротстве и бездомности.

Разве мог Витька Потылицын тогда что-то осознавать или винить кого-то в своих несчастьях? Он жил как умел, спасаясь от смерти, и даже в некоторые минуты умудрялся Автор здесь жалеет не только себя, а все тогдашнее молодое поколение, которое вынуждено было выживать в страданиях.

Витька потом уже понял, что выбрался из всего этого только благодаря спасительным молитвам своей бабушки, которая на расстоянии чувствовала всем сердцем его боль и одиночество. Она же и смягчила его душу, научив терпению, прощению и умению разглядеть в черной мгле хоть маленькую крупицу добра и быть благодарным за нее.

Школа выживания

В послереволюционное время сибирские деревни подвергались раскулачиванию. Кругом шло разорение. Тысячи семей оказывались бездомными, многих угоняли на каторгу. Переехав к отцу и мачехе, которые жили на случайные доходы и много выпивали, Витька сразу понимает, что никому не нужен. Вскоре он переживает конфликты в школе, предательство отца и забвение родственников. Таково краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева повествует дальше о том, что после деревни и бабушкиного дома, где, может быть, и не было достатка, но всегда царили уют и любовь, мальчик попадает в мир одиночества и бессердечия. Он становится грубым, а его поступки - жестокими, но все же бабушкино воспитание и любовь к книгам позже дадут свои плоды.

А пока его ждет детский дом, и это всего лишь в двух словах описывает краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева очень подробно иллюстрирует все тягости жизни бедного подростка, включая его учебу в школе фабрично-заводского курса, уход на войну и, наконец, возвращение.

Возвращение

После войны Виктор сразу поехал в деревню к бабушке. Он очень хотел встретиться с ней, ведь она стала для него единственным и самым родным человеком на всей земле. Он шел огородами, цепляя репьи, его сердце сильно сжималось в груди от волнения. Виктор пробрался к бане, на которой уже завалилась крыша, все уже давно было без хозяйского внимания, а потом увидел под кухонным окном небольшую поленницу из дров. Это говорило о том, что в доме кто-то живет.

Перед тем как войти в хату, он вдруг остановился. У Виктора пересохло в горле. Собравшись духом, парень тихонько, боязливо, буквально на цыпочках зашел в свою хату и увидел, как его бабушка так же, как и в былые времена, сидела на скамеечке возле окна и сматывала нитки в клубок.

Минуты забвения

Главный герой про себя подумал, что за это время буря целая пролетела над всем миром, миллионы человеческих судеб перепутались, была смертельная борьба с ненавистным фашизмом, образовались новые государства, а тут все как всегда, словно замерло время. Все та же занавеска ситцевая в крапинку, аккуратный деревянный настенный шкафчик, чугунки при печке и т. д. Только уже не пахло привычным коровьим пойлом, вареной картошкой и квашеной капустой.

Бабушка Екатерина Петровна, увидев долгожданного внука, очень обрадовалась и попросила его подойти поближе, чтобы обнять и перекрестить. Ее голос оставался таким же добрым и ласковым, словно внук не с войны вернулся, а с рыбалки или из лесу, где мог задержаться вместе с дедом.

Долгожданная встреча

Вернувшийся с войны солдат задумался, что, возможно, бабушка его может и не узнать, однако не тут-то было. Увидев его, старушка хотела резко встать, да ослабшие ноги не дали ей этого сделать, и она стала придерживаться своими руками за стол.

Совсем постарела бабушка. Однако она была очень рада видеть своего любимого внука. И радовалась тому, что, наконец-то, дождалась. Она долго разглядывала его и глазам своим не верила. А потом проговорилась, что молилась за него и день, и ночь, и ради того, чтобы встретить своего любимого внучка, она и жила. Только теперь, дождавшись его, бабушка могла спокойно умереть. Ей было уже 86 лет, поэтому она попросила внука, чтобы тот приехал на ее похороны.

Гнетущая тоска

Вот и все краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева заканчивается тем, что Виктор уехал работать на Урал. Герой получил телеграмму о смерти бабушки, но его не отпустили с работы, сославшись на В то время отпускали лишь на похороны отца или матери. Управление и знать не хотело, что бабушка заменяла ему обоих родителей. Так и не поехал Виктор Петрович на похороны, о чем потом всю жизнь очень сильно жалел. Он думал, что если бы это случилось сейчас, то он бы просто сбежал или ползком пополз от Урала до Сибири, чтобы только закрыть ей глаза. Так все время и жила в нем эта вина, тихая, гнетущая, вечная. Однако он понимал, что бабушка его простила, так как очень сильно любила своего внука.

Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

Педагогический стаж: 32 года
ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

Класс: 9-ый

Количество часов: 2 часа
ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

  2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

ХОД УРОКА

1-ый час
ВВЕДЕНИЕ

I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

Когда-то о своём внуке дед скажет:

“Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

II. Биография писателя (сообщение ученика).

Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по повести “Последний поклон”.


  • От чьего лица идёт повествование?
Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

  • Кто является главным героем повести?

  • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

  • Последний поклон кому?
(Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

  • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
(Тема детства и родины).

Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

1). “Далёкая и близкая сказка”.


  • Расскажите о Васе – поляке.
Включить “Полонез Огинского”.

Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


  • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
(О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

  • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
(Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

  • Как односельчане относились к Васе-поляку?

  • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
(Она о родине.)

  • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

  • Расскажите о бабушке.
(Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

  • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

  • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

  • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
(4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

  • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
(5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
2-ой час

    Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
(Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

  • Мудрые мысли бабушки.

  • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”. а). - Почему детей оберегали от вида крови?

б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

в). Вечерняя дойка коров.

г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

д). Вечерняя молитва бабушки.

8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?

(“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

9). Глава “Бабушкин праздник”.


  • О каком празднике говорится в этой главе?

  • Как проводится этот праздник?
(Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

  • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
(Сообщение ученика). (Сообщение учащихся).

  • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
(Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

  • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

ЗАКЛЮЧНИЕ

“Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

(Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказам В.П. Астафьева «Последний поклон» (из книги «Последний поклон») и А. Костюнина «Сострадание».

«Образ бабушки в русской литературе XX века на примере рассказов В.П. Астафьева «Последний поклон» и А. Костюнина «Сострадание».

Цель:

Проанализировать рассказы В.П. Астафьева «Последний поклон» и А. Костюнина «Сострадание». Сравнить образы бабушек, созданные авторами, выявив общее и различное между ними. Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки перед близкими людьми.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

Учитель: В русской литературе существует ряд традиционных образов: образ Родины, образ матери и другие. Не менее интересным является образ бабушки. У каждого человека есть свое представление о бабушке, свои воспоминания, связанные с ней. Многие писатели ХХ века обращались к этому образу: М. Горький в произведении «Детство», В.П. Астафьев в книге «Последний поклон», А. Ким в повести «Арина», ва также наш современник - А. Костюнин. У Горького бабушка – средоточие света, тепла и доброты, мудрости. У Кима – перед нами предстает добрая бабушка, любящая всех, пытающаяся всем помочь. Сегодня мы попытаемся сравнить образ бабушки, нарисованный В.П. Астафьевым в рассказе «Последний поклон», с образом, представленным писателем- современником А. Костюниным в произведении «Сострадание». С некоторыми героями мы уже знакомы. Мы с вами помним героев В.П. Астафьева, благодаря таким рассказам, как: «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет».

Учитель: Какой предстает героиня в ситуациях, когда внук обманул родную бабушку и принес лукошко не с ягодой, а с травой; когда катался на горке, хотя она ему запрещала, а потом сильно заболел?

Ученик (примерный ответ): Бабушка справедливо наказывает внука, она пытается воспитать из него настоящего человека. Ей это удается, так как тот стыд, который испытывает мальчик, говорит, что его душа на верном пути. Бабушка его очень любит, ведь любит не тот, кто не наказывает, а тот, кто наказывает любя. Она ухаживает за больным ребенком, ей очень жалко его, поэтому она так расстраивается, постоянно ругая и его, и себя, и всех окружающих, так как не знает, что еще сделать, чтобы помочь любимому внуку.

3. Работа с текстом В.П. Астафьева «Последний поклон». Чтение рассказа с комментариями.

Учитель: Давайте вместе прочтем рассказ и попробуем ответить на ряд вопросов.

Учитель: «Задами пробрался я к нашему дому. Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. Сами огороды сжало обнаглевшими, вольно разросшимися межами. Наш огород, особенно от увалов, так сдавило дурниной, то грядки в нем я заметил только тогда, когда, нацепляв на галифе прошлогодних репьев, пробрался к бане, с которой упала крыша, сама баня уже и не пахла дымом, дверь, похожая на лист копирки, валялась в стороне, меж досок проткнулась нынешняя травка. Небольшой загончик картошек да грядки, с густо занявшейся огородиной, от дома полотые, там заголенно чернела земля. И эти, словно бы потерянно, но все-таки свежо темнеющие грядки, гнилушки слани во дворе, растертые обувью, низенькая поленница дров под кухонным окном свидетельствовали о том, что в доме живут. Враз отчего-то сделалось боязно, какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу, но двинулся тоже боязливо, на цыпочках».

Учитель: Как вы думаете, почему героя обуяли такие противоречивые чувства и ощущения: страх, волнение, боль?

Ученик (примерный ответ): Страх, наверное, перед встречей с бабушкой, которую еще с детства и любил, но и побаивался наш герой. А может быть, этот страх появился из – за мысли, что бабушки нет в живых, ведь очень многое во дворе пришло в упадок. Волнение возникло потому, что давно не виделся он с бабушкой, с родными местами. Всегда тяжело возвращаться домой после долгой разлуки.

Учитель: Прокомментируйте следующую цитату: «какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу…». Как вы ее понимаете?

Ученик (примерный ответ): « Ком в горле», «неведомая сила сжимает горло» – так говорят, когда чувствуют, что человек не может справиться с нахлынувшими эмоциями, ему очень тяжело, хочется плакать…

Учитель: «Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери, и хотя шел я осторожно, будто пробегал лишку и теперь боялся потревожить прохладный покой в старом доме, щелястые половицы все равно шевелились и постанывали под сапогами. И чем далее я шел, тем глуше, темнее становилось впереди, прогнутей, дряхлее пол, проеденный мышами по углам, и все ощутимее пахло прелью дерева, заплесневелостью подполья. Бабушка сидела на скамейке возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок. Я замер у двери. Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят; как торчали за настенной дощечкой вилки, ложки, ножик, так они и торчат, только вилок и ложек мало, ножик с обломанным носком, и не пахло в кути квашонкой, коровьим пойлом, вареными картошками, а так все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках».

Учитель: Почему перед глазами автора появились сразу две картины мира. Одна осталась за порогом: быстро изменяющий мир, воюющие государства, всемирная проблема- фашизм; другая картина в доме: все то же самое, что окружало его в детстве, и родная бабушка. Что хотел донести до нас автор, применяя подобную антитезу?

Ученик (примерный ответ): Герой понимает, что защищая мир во всем мире, он прежде всего защищал маленький мир своих родных мест, родного дома и родной бабушки.

Учитель:

«-- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило... Испужаюсь или обрадуюсь -- и стрельнет...

И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.

Я думал, ты меня не узнаешь.

Да как же не узнаю? Что ты, Бог с тобой!

Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться и гаркнуть заранее придуманное: "Здравия желаю, товарищ генерал!" Да какой уж тут генерал! Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Клубок скатился с ее колен, и кошка не выскочила из-под скамьи на клубок. Кошки не было, оттого и по углам проедено.

Остарела я, батюшко, совсем остарела... Ноги... Я поднял клубок и начал сматывать нитку, медленно приближаясь к бабушке, не спуская с нее глаз.

Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже легкие. Щеки бабушки глубоко провалились. У всех у наших вот так будут в старости проваливаться лунками

щеки. Все мы в бабушку, скуласты, все с круто выступающими костями.

Што так смотришь? Хороша стала? -- попыталась улыбнуться бабушка

стершимися, впалыми губами.

Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.

Живой я остался, бабонька, живой!..

Молилась, молилась за тебя, -- торопливо шептала бабушка и по-птичьи

тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: -- Молилась, молилась...

Потому я и выжил.

А посылку, посылку-то получил ли?

Время утратило для бабушки свои определения. Границы его стерлись, и что случилось давно, ей казалось, было совсем недавно; из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти. В сорок втором году, зимою, проходил я подготовку в запасном полку, перед самой отправкой на фронт. Кормили нас из рук вон плохо, табаку и совсем не давали. Я стрелял курить у тех солдат, что получали из дому посылки, и пришла такая пора, когда мне нужно было рассчитываться с товарищами. После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку. Задавленная нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В мешочке оказались еше горсть мелко нарезанных сухарей и стакан кедровых орехов. Этот гостинец -- сухаришки и орехи -- собственноручно зашила в мешочек бабушка!»

Учитель: Как изменилась бабушка? Что так сильно расстроило героя?

Ученик (примерный ответ): Бабушка сильно постарела, здоровье пошатнулось.

Учитель: Т яжелая доля на протяжении всей жизни дала о себе знать - отразилась на здоровье бедной женщины. Оцените поступок бабушки, когда отправила внуку посылку на фронт. Почему она для него стала столь дорогой?

Ученик (примерный ответ): Было трудно не только на фронте во время войны, но и в тылу, люди голодали, бедствовали. Бабушка отдавала, может, последние сухарики и орехи, но для родного внука ей было не жалко.

Учитель: « -- Дай-кось я погляжу на тебя.

Я послушно замер перед бабушкой. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды -- по грудь мне сделалась бабушка. Она оглаживала, ощупывала меня, в глазах ее стояла густою дремою память, и глядела бабушка куда-то сквозь меня и дальше.

Большой-то ты какой стал, большо-ой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась... -- На этом месте бабушка, как всегда, дрогнула голосом и с вопросительной робостью глянула на меня -- не сержусь ли? Не любил я раньше, когда она начинала про такое. Чутко уловила -- не сержусь, и еще уловила и поняла, видать, мальчишеская ершистость исчезла и отношение к добру у меня теперь совсем другое. Она заплакала не редкими, а сплошными старческими слабыми слезами, о чем-то сожалея и чему-то радуясь.

Жизня-то какая была! Не приведи Господи!.. А меня Бог не прибирает. Путаюсь под ногами. Да ведь в чужу могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру.

Я хотел запротестовать, оспорить бабушку и шевельнулся уж было, но она как-то мудро и необидно погладила меня по голове -- и не стало надобности говорить пустые, утешительные слова.

Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок... Работы сделала -- иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои

глазоньки...

Бабушка ослабла и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее рук.Я тоже плакал молча и просветленно».

Учитель: Что изменилось во взаимоотношениях бабушки и героя, что изменилось в самом герое?

Ученик (примерный ответ): Герой изменился, не только повзрослел, но и стал понимать лучше бабушку, перестал стесняться своих эмоций, чувств по отношению к ней.

Учитель: Благодаря бабушка смогла пережить огневые сороковые, что придавало ей сил?

Ученик (примерный ответ): Вера в бога, молитвы за внука и ожидание его с войны.

Учитель: Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

Не положено. Мать или отца -- другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью -- всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки? Узнал вот, когда обезножела бабушка и не могла носить воду с Енисея, мыла картошки росой. Встанет до свету, высыплет ведро картошек на мокрую траву и катает их граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах...

Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моленье в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое место Карпатами.

Умерла тетушка Апраксинья Ильинична. В жаркую пору лежала она в бабушкином доме, половину которого заняла после ее похорон. Припахивать стала покойница, надо бы ладаном покурить в избе, а где его нынче возьмешь, ладан-то? Нынче словами везде и всюду кадят, да так густо, что порой свету белого не видать, истинной правды в чаду слов не различить.

Ан, нашелся и ладан-то! Тетка Дуня Федораниха -- запасливая старуха, развела кадильню на угольном совке, к ладану пихтовых веток добавила. Дымится, клубится маслянистый чад по избе, пахнет древностью, пахнет чужестранством, отшибает все дурные запахи -- хочется нюхать давно забытый, нездешний запах.

Где взяла-то? -- спрашиваю у Федоранихи.

А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей небесное, когда на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось -- на мою смерть осталось...

Мамочка родная! А я и не знал такой подробности в жизни бабушки, наверное, еще в старые годы добиралась она до Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут, Кольчу-младшего из колхоза выпишут… Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, -- да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет. И некому прощать...»

Учитель: Что нового о жизни бабушки героя узнали из последних строк рассказа? Какая черта героини здесь проявляется?

Ученик (примерный ответ): До последнего цеплялась за жизнь, даже когда не могла ходить, все равно пыталась что-то делать, двигаться как-то. Деятельная была, трудолюбивая.

Ученик (примерный ответ): Она всегда думала не только о себе, но и о других. Даже ладан привезла всем, кому смогла.

Учитель: Почему чувствует себя герой виноватым?

Ученик (примерный ответ): Не приехал на похороны, не отдал последний поклон бабушке – единственному родному человеку на свете.

Учитель: Каким образом герой пытается отдать последний поклон своей бабушке?

Ученик (примерный ответ): О н рассказывает о ней всем своим знакомым.

Ученик (примерный ответ): Это его символический последний поклон бабушке. Автор пытается предостеречь нас от подобных ошибок, допущенных героем.

Учитель: Ваше впечатление от прочитанного и прослушанного текста? Какие мысли и чувства вызвал данный рассказ?

Ученик (примерный ответ): Рассказ вызвал чувство жалости и к герою, и к бабушке. Героя жалко потому, что его мучает чувство вины, бабушку жалко потому, что на ее жизнь выпало столько трудностей.

Ученик (примерный ответ): Поражаешься, как сильно любила все-таки бабушка своего внука, теперь понимаешь, что кажется, порой, несправедливым по отношению к нам со стороны взрослых, является, наоборот, нужным, правильным и воспитывающим. Не все стоит отвергать, что говорят старшие.

Учитель: А теперь прочитайте самостоятельно рассказ нашего писателя-современника А. Костюнина «Сострадание».

Напомню один случай из детства. Однажды ты пришел из школы. На кухне сидела твоя старенькая бабушка. Она психически больна. Однако, поскольку болезнь ее не проявлялась агрессивно, жила она тут же, с вами. Несмотря на свой недуг, это была сама доброта. И труженица - каких поискать. Чтобы хоть чем-то помочь взрослой дочери по хозяйству, она бралась за любую работу. И хотя посуду после нее принято было перемывать, она старалась как могла. Вот и на этот раз она с любовью вязала носки. Тебе. Самому дорогому для нее человеку! Твое появление для нее - тихая светлая радость. Родным ей был карельский язык - язык малочисленного исчезающего народа. Твоих одноклассников очень смешило, когда на непонятном им языке она тихонько молилась, а на русском пела непристойные частушки. Тебе было стыдно за свою бабушку перед друзьями. Досада накапливалась. Когда ты зашел, она прервала свое занятие. Добродушная открытая улыбка осветила ее лицо. Поверх очков на тебя смотрели излучающие доброту глаза. Натруженные руки с вязальными спицами расслабленно опустились на заштопанный передник. И вдруг. клубок шерстяных ниток озорно, как живой, соскочил с колен, разматываясь и уменьшаясь. Полная, опираясь на кухонный буфет, она тяжело поднялась с устойчивой деревянной табуретки. А дальше. (надо же было такому случиться!), нагнувшись за клубком, она, совсем нечаянно, задела тебя в тот момент, когда ты наливал себе в кружку молоко. Рука у тебя качнулась, и молоко расплескалось. Не меньше половины чашки!

Дура! - в бешенстве прокричал ты. А потом зло схватил тяжелый сковородник и, выбегая из кухни, с порога изо всех сил бросил им в бабушку. Все произошло так быстро. (Наваждение какое-то.) Сковородник попал по опухшей бабушкиной ноге. Ее полные губы задрожали, и она, что-то причитая на своем родном языке, придерживая рукой больное место, с плачем опустилась на табуретку. Слезы обильно текли по ее раскрасневшемуся лицу.

Тогда, ты вдруг впервые воспринял чужую боль как свою собственную. И с тех пор эти воспоминания для твоей Души - открытая рана. Я, как твой Разум, пытался понять, почему мир несправедливо жесток? Может, он просто неразумен. Существует интересный афоризм: "Мы думаем слишком мелко. Как лягушка на дне колодца. Она думает, что небо размером с отверстие колодца. Но если бы она вылезла на поверхность, то приобрела бы совсем другой взгляд на мир". Однако ни у лягушки, ни у нас такой возможности нет. И человек способен видеть и понимать только то, что Вершитель судеб готов приоткрыть ему в конкретный момент. Всему свое время. И его не ускоришь, механически передвинув вперед стрелки часов. Быстро развиваются только простейшие организмы. Меня вдруг осенило, что и "слезки невинного ребеночка" в произведении Достоевского, и ироничное отношение к чужой боли родного отца, и твой "подвиг" в отношении бабушки, - все дано исключительно для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе. Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но ведь есть еще настоящее и будущее. Как поступать в подобных ситуациях впредь? Кто-то снова и снова проигрывает в сознании яркий ролик, состоящий из самых прямых вопросов и неприятных воспоминаний. Это - своеобразный тест, предложенный свыше. Во время поисков оптимальных ответов как раз и формируются мысли и чувства. И вот уже детство подходит к концу. Детство - сон Разума и Души.

4. Беседа с учащимися.

Учитель: Почему герой помнит всю жизнь этот случай из своей жизни?

Ученик (примерный ответ): Ему до сих пор стыдно за тот поступок, совершенный им в детстве.

Учитель: Как он относился к своей бабушке? А она к нему?

Ученик (примерный ответ): Герой стыдился ее, так как она придерживалась старых традиций, была несовременной.

Учитель: В каком состоянии был герой, что так страшно поступил со своей бабушкой?

Ученик (примерный ответ): В бешенстве и гневе.

Учитель: Какие слова свидетельствует о том, что он до конца не сознавал весь ужас той ситуации?

Ученик (примерный ответ): Все произошло быстро, то есть он поступил так опрметчиво, не подумав, не осознавая всей тяжести своего поступка.

Ученик (примерный ответ): Слово «наваждение» то же говорит о том, что мальчик был сам не свой.

Учитель: Почему впервые он воспринял чужую боль как свою? Что смогло растопить черствую душу мальчика?

Ученик (примерный ответ): Бабушка заплакала, и тогда он понял, что сделал, ему стало жалко ее.

Учитель: Для какой цели судьба посылает нам подобные минуты сострадания к другому человеку, по мнению автора?

Ученик (примерный ответ): Такие минуты в жизни человека не случайны, так как они спасают его от темной стороны, тем самым дают надежду на настоящее и будущее. Учат нас на наших горьких ошибках, которые мы совершили когда-то, больше впредь так не поступать.

Учитель: Прокомментируйте последнее предложение: «Детство - сон Разума и Души». Как вы понимаете его смысл?

Ученик (примерный ответ): Детство заканчивается тогда, когда появляется стыд за свое поведение, ведь в детстве ребенок многое не понимает, руководствуется капризами, эмоциями, ребенок – это неосознанный эгоист.

5. Концептуальное кольцо. Ассоциативный ряд.

Учитель: Мы прочитали два рассказа, в каждом из них представлен образ бабушки. В чем же различие между двумя образами?

Ученик (примерный ответ): Разница между ними во времени: бабушка из рассказа «Последний поклон»- это представительница середины ХХ века; бабушка из рассказа «Сострадание» - практически наша современница.

Ученик (примерный ответ): Если бабушка из первого рассказа имела огромное влияние на героя, была своего рода для него авторитетом, единственным родным человеком, то бабушка из рассказа Костюнина – это нездоровый человек, с которым никто не считается, никто не слушает, никто не ценит.

Учитель: А что в данных образах общего? Давайте представим это в виде концептуального кольца, в состав которого войдут основные черты, объединяющие оба образа.

(Совместное составление концептуального кольца)
6.Заключительное слово учителя.

Учитель: В обоих рассказах перед нами предстает образ женщины из деревни, настоящей труженицы, чтящей традиции и не мыслящей своей жизни без помощи другим людям, без любви и заботы по отношению к своим родным. Писатели в своих автобиографических рассказах так трогательно говорят о своих родных, так откровенны перед нами, им не стыдно открыться всем читателям, ведь это своего рода тоже покаяние, последний поклон. Они предостерегают нас с вами от подобных ошибок, ибо их груз так тяжел для души. Писатели пытаются достучаться до наших душ, спасти их, пока не стало слишком поздно. Любите своих родных, дорожите каждой минутой, проведенной с ними.

7. Домашнее задание.

1.Прийти домой к бабушке и признаться ей в любви, сделать что-нибудь приятное для нее.

2.Написать домашнее мини-сочинение на темы: «За что я хочу поблагодарит свою бабушку?», «Моя бабушка», «Мой лучшие минуты, проведенные с бабушкой».

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...