Этапы социализации личности. Что такое социализация


В связи с тем, что российское общество вступило на новый этап своего цивилизационного развития, понятие "социализация" стало широко употребляться в повседневной жизни и в средствах массовой информации. А значит и закономерным становится вопрос относительно значения этого слова.

Определение термина

Что такое социализация? Определение термину "социализация" можно дать следующее. Социализация представляет собой процесс, который позволяет человеку приобрести навыки, которые ему будут необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в каком-либо обществе. Также процесс социализации включает в себя приобщение к обычаям и традициям того социума, в котором человек родился и собирается развиваться. Теперь давайте обратим внимание на сам процесс социализации.

Что такое процесс социализации?

Процесс социализации включает в себя все фазы, на которые условно можно поделить человеческую жизнь. Это детство, юность, зрелость, старость.

В детстве человек социализируется посредством языка, тех норм и правил, которые прививаются ему в семье. В юности процесс социализации выходит на уровень межличностного взаимодействия в социуме. Вступая в фазу зрелости, процесс социализации для индивида выражается в ответственности. И в старости социализация будет заключаться в необходимости помочь молодому поколению найти свое место в обществе.

Социализацию можно разделить на несколько видов, каждый из которых отвечает за определенную сферу человеческих взаимоотношений. Это личностная социализация, политическая социализация, правовая и так далее.

Что такое социализация личности?

Данный вид социализации является самым сложным с точки зрения изучения и самым длительным, если говорить о времени его протекания. Процесс социализации личности начинается практически с рождения человека и заканчивается его смертью. Личностная социализация продолжается всю жизнь, так как на протяжении всего жизненного пути человек изменяет свои взгляды, привычки, вкусы, поступается своими принципами, приобретая новые взамен.

Столь долгое протекание процесса социализации личности связано еще и с тем, что человек постоянно осваивает новые социальные роли. Сначала это ребенок - воспитанник детского сада. Через какое-то время - ученик школы, одноклассник, староста класса, игрок футбольной команды и так далее. Окончив школу, человек получает все новые и новые социальные роли: студент, коллега, жених, потом муж, отец, дедушка. Список социальных ролей можно продолжать до бесконечности. На данном примере становится понятна вся сложность процесса социализации личности.

Что такое политическая социализация?

Под политической социализацией понимается процесс усвоения норм и ценностей, которые необходимы для полноценной адаптации в той политической системе, в которой находится в данный момент индивид. Такой вид социализации как политическая, объектом изучения стал не так давно. Впервые о политической социализации заговорили в 1959 году.

На процесс прохождения политической социализации в нынешнее время оказывают огромное влияние институты образования, семья, СМИ, пропаганда политических партий и сложившееся политическая обстановка в социуме (например, демократия, авторитаризм, многопартийность, однопартийность и т.д.).

Что такое правовая социализация?

Проходя процесс правовой социализации, человек приобщается к общественно-правовой сфере жизни. Это соблюдение законов, знание своих прав и обязанностей, активная гражданская позиция и патриотизм.

Все вышеперечисленные виды социализации являются составной частью единого процесса социализации. И для формирования целостной личности необходимо социализироваться в каждой сфере человеческих взаимоотношений.

Оно относится к процессу, входе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, т.е. глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации. По своему содержанию термин «социализация» является междисциплинарным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология.

Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше). Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации :

  • первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.

В связи с этим вспомним историю Виктора, маленького дикаря, который получил известность благодаря фильму Франсуа Трюффо. В конце XIX в. на юге Франции охотники нашли 12-летнего мальчика, который жил один в лесу. Когда его обнаружили, он вел себя, как звереныш: бегал на четвереньках, обладал очень острым слухом и зрением, не умел разговаривать, а лишь издавал нечленораздельные звуки. Специалисты сочли его умственно отсталым. Молодой врач Итар не согласился с этим диагнозом и решил сам заняться мальчиком. Он назвал его Виктором и поставил перед собой цель обучить его и превратить в полноценного человека, способного жить в обществе и общаться. Несмотря на все свои усилия, через пять лет Итар был вынужден признать, что потерпел неудачу. Конечно, Виктор освоил основы языка, но не научился вести ссбя, как член общества. При любой возможности он возвращался к своим прежним привычкам, которые ко- гла-то помогали ему выжить в лесу. Он любил есть руками, терпеть не мог носить одежду и предпочитал передвигаться на четвереньках. Короче говоря, Виктор был приучен к жизни влссу и приспособился к ней.

Жизнь других, подобных Виктору детей, «детей-волчат», «детей-газелей» или маленького Тарзана, которого нашли в лесах Сальвадора в пятилетнем возрасте, была менее трагичной.

Чем раньше такие дети попадают под опеку, тем больше вероятность их переучить и приобщить к данному обществу. Отсюда следует, что роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в соответствующем возрасте не может или почти не может быть компенсировано позднее.

Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.

Представители социального детерминизма, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление социальной среды, например Э. Дюркгейм, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Ж. Лафонтен показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку акцентирует внимание на функциональной значимости стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей.

Сторонники интеракционизма видят в индивиде равноправного участника социального взаимодействия, который может приспосабливать происходящие события к собственным целям, а не только сам адаптироваться к неизменным социальным ценностям. В таком понимании индивид при необходимости может решать свои проблемы, меняя некоторые уже усвоенные им нормы и ценности. В социологии представителями такого подхода стали Дж. Мид и А. Першерон.

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе. Охарактеризуем их по порядку.

Научение закреплением — один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению. Закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают. Так ребенок учится соблюдать элементарные принятые в обществе правила гигиены, требования этикета и т.д.

Научение путем формирования условного рефлекса, когда некоторые элементы повседневного поведения настолько входят в привычку, что у человека образуются прочные ассоциативные связи — условные рефлексы. Образование условных рефлексов — один из каналов социализации. У хорошо воспитанного члена современного общества существует, в частности, условный рефлекс, связанный с мытьем рук перед едой. Если он сядет за стол, не вымыв рук, он будет ощущать некоторый дискомфорт и, возможно, даже снижение аппетита. Условный рефлекс участвует также в формировании пищевых предпочтений, типичных для данного общества. Например, мы испытываем отвращение при мысли о том, что можно употреблять в пищу мясо змей, ящериц, лягушек, живых червей и т.д., однако в некоторых обществах все это составляет привычный рацион, а кое-что даже является деликатесом. Наши пишевые предпочтения тоже не абсолютны, хотя для нас кажутся привычными и естественными.

Научение через наблюдение имеет большое значение в процессе социализации. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать. Подражание поведению взрослых составляет содержание многих игр детей младшего возраста: дети играют в то, что видят, привнося в это элемент своей индивидуальной фантазии. Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из реальной жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, принятое в данной семье, и т.д. Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за миром взрослых не всегда вызывает у ребенка желание подражать. Ребенок довольно самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не кто-то из родителей, а просто значимый взрослый, на которого ребенок хочет быть похожим, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.

Научение в ходе ролевого социального взаимодействия , которое, согласно теории интеракционизма, происходит во время игры. Виднейший представитель этой теории Дж. Мид считает, что социальные нормы и правила поведения усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, особенно ролевые (в доктора и больного, в «дочки-матери», в школу, в пожарных, в войну). Такие игры, в которых каждому ребенку отведена строго определенная роль из мира взрослых, отражают организованное социальное взаимодействие. Играя в ролевые игры, ребенок реализует результаты своих наблюдений и своего первого опыта социального взаимодействия (например, посещения врача, контактов с родителями и воспитателями в роли ребенка, занятий в детском саду или школе). Игровая имитация социального взаимодействия неявно содержит подлежащие усвоению социальные нормы и учит ребенка им следовать. Аналогичную роль выполняют игры в добрых и злых персонажей сказок и кинофильмов, в ходе которых ребенок усваивает, какие поступки общество одобряет как «хорошие, добрые», а какие порицает, какие поступки ожидаются от «доброго», а какие от «злого». Так постепенно ребенок интернализует обобщенный образ «иного» — общества, организованного в соответствии с определенными ценностями и целями. «Добрый» и «злой» — это обобщенные значимые символы социальных ценностей, помогающие символической интернализации социальных норм.

Габитус

В процессе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус».

Габитус - это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что он кажется врожденным и естественным. Именно благодаря наличию в каждом из нас габитуса мы не только ведем себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе. Например, тот факт, что в индустриальных обществах миллионы людей в крупных городах примерно в одно и то же время встают, чтобы пойти на работу, хотя никто извне не принуждает их к этому, — это проявление габитуса. Габитус — это внутренный социальный порядок.

Различаются три типа габитуса.

Первый тип габитуса — культурный, или национальный, габитус. По мнению Н. Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами. Человек сталкивается с глубоко укоренившимися национальными чертами других людей, когда ему приходится покинуть родину и интегрироваться в чужую культуру. Эмигрант воспринимается не только как иностранец, но и как представитель определенной социальной группы с иным габитусом.

Второй тип габитуса — классовый габитус. По рождению любой человек обязательно принадлежит к определенному . Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом, — сложившуюся систему образования и воспитания. У каждого класса или социального слоя существует свой культурный «джентльменский набор», присутствие которого класс требует от любого своего представителя. Например, русские дворянки были обязаны уметь говорить по-французски, играть на фортепиано и танцевать принятые на балах танцы. Современные молодые люди из высшего класса в странах Запада, как правило, получают образование в хороших университетах, выбирая их в соответствии с семейной традицией, умеют играть в гольф, занимаются престижными и дорогостоящими видами спорта, отдыхают на дорогих и обладающих социальным престижем в их кругу курортах. Объективированная форма культурного капитала — это дипломы, продолжительность обучения в лучших университетах, награды, поощрения и т.д. Интер- нализованная форма культурного капитала — это то, что всегда остается с человеком, характеризуя его как члена определенного социального слоя, класса, группы и т.д., — уровень развития интеллектуальных способностей, знания, тип мышления, словарный запас и манера говорить, эстетический вкус, стиль общения и поведения. Невозможно представить себе великосветского льва, который был бы не в состоянии расписаться, говорил на блатном жаргоне и вульгарно одевался.

Людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения. Это объясняется тем, что они руководствуются одним и тем же габитусом, своего рода «внутренним компасом». Как подчеркивает А. Акардо, «каждый человек, подчиняясь своему "внутреннему вкусу" при реализации индивидуального плана, неосознанно согласует свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как он». «Внутренний вкус» и есть габитус.

Третий тип габитуса — тендерный габитус — соответствует тендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с каждым из полов. Формирование тендерного габитуса осуществляется через наблюдение и подражание. Обычно ребенок отождествляет себя с родителем одного с ним пола и подражает его поведению. Если дети в семье разнополые, то правильное воспитание предполагает подчеркивание половых различий между ними — покупку разных игрушек, поручение разной работы по дому. Это способствует формированию у детей стереотипных представлений о тендерных ролях. Такие стереотипы можно определить как жесткие и упрощенные, почти преувеличенные. Это «готовые модели» мышления и поведения, как утверждает К. Бушар.

При рассмотрении проблемы социализации в целом возникают два вопроса, касающиеся содержания самого понятия:

  • какое представление о процессе социализации можно считать наиболее адекватным?
  • какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов вообще?

Первый вопрос очень важен. Социологии присуща тенденция, которую иногда называют социологизмом, — рассматривать процесс социализации как своего рода дрессировку, в ходе которой ребенка заставляют усвоить нормы, ценности, знания и навыки. Все это в совокупности составляет нечто вроде программы для более или менее механического выполнения. Такое понимание представлено в большей части работ, посвященных социализации, и основано на представлении о механической каузальной связи, соединяющей интериоризацию ценностей и социальное поведение индивидов.

Парадигма взаимодействия в этом отношении противопоставляется парадигме социального детерминизма. Например, Ж. Пиаже исследуя формирование нравственных суждений у детей, отмечал связь этого процесса с количеством и качеством социального взаимодействия у каждого ребенка. Поскольку у маленьких детей круг социального взаимодействия ограничен родителями, ему полученного воспитания, хотя понимают, что их собственные интересы противоположны интересам эксплуататоров.

В рамках парадигмы взаимодействия легко учитывать степень ингериоризации нормативных ценностей индивидами. Отдельные глубинные структуры личности не поддаются изменению в ходе социализации. Но каждый на себе испытал, что некоторые установки и нормы вполне обратимы, т.е. легко устраняются. Новые жизненные ситуации приводят к изменению и коррекции установок, полученных в процессе предшествующей социализации. Французский социолог П. Будон приводит следующий пример. Дети из семей, где отец не уделял им должного внимания или отсутствовал, при опросах демонстрировали более высокую степень цинизма. Однако этот элемент их личности, в значительной мерс необратимый, в дальнейших жизненных ситуациях часто видоизменялся, принимая форму высокой приспособляемости, которая позволила многим из этих детей сделать быструю и эффективную социальную карьеру. Исследования Кенистона рисуют противоположную ситуацию, когда дети, воспитанные в благополучных и респектабельных семьях, демонстрировали высочайшую степень конформизма по отношению к ценностям своей среды. Эти примеры показывают, что возможны различные степени интериори- зации социальных ценностей — от очень глубокой до поверхностной.

Парадигма взаимодействия позволяет также различать интериоризованные элементы в зависимости от силы принуждения: например, некоторые нормы допускают свободное и даже двойственное понимание, а другие требуют однозначного понимания и подчинения.

В целом парадигма взаимодействия дает возможность теоретического анализа процесса социализации во всей его сложности, позволяет устранить значительное число противоречий, спорных моментов и несогласованностей, возникающих при попытке рассматривать социализацию в парадигме детерминизма.

На вопрос о том, какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов, дать точный ответ практически невозможно в силу его общности. Однако нетрудно заметить, что социология часто преувеличивает значение и вес социализации как детерминанты поведения людей. Чаще всего, подчеркивает Будон, обнаружив дисфункциональный феномен, социология пытается объяснить его прежде всего действием социализации. Как иначе объяснить «сопротивление» актора изменениям, которые были бы в его интересах, если не тем, что это социализация препятствует ему отступить от усвоенных прежде норм? Как объяснить «дисфункциональное» поведение бедных семей в странах Востока в отношении деторождения, если не тем, что такое поведение внушено им социализацией? Но нетрудно показать, по мнению Будона, что чаше всего в таких случаях объяснение с привлечением социализации выглядит довольно спорным. Так, «сопротивление переменам» объясняется не только и не столько социализацией, но и тем, что адаптация к новому может быть затруднена какими-то неизвестными наблюдателю объективными причинами. Индийские крестьяне сохраняют традицию многодетных семей в тех случаях, когда структура экономической среды, в которой они живут, такова, что позволяет им оставаться на уровне потребления, гарантирующем выживание.

Неопределенность в исследованиях, связанных с феноменом социализации, часто приводит к тому, что иногда называют «сверх- социализованным образом человека». В действительности результаты социализации составляют только один из многих параметров человеческого поведения.

Осуществление процесса социализации

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.

Первая структура — микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера — физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность. Ключевым моментом микросреды выступает взаимодействие субъекта с другими субъектами деятельности, в процессе которого субъекты обмениваются знаниями, чувствами, эмоциями, опытом и формируются ролевые ожидания, предпочтения и стандарты.

Вторая структура — мезосистема — это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Мезофакгоры влияния на адаптационный потенциал личности предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.

Третья структура — экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых.

Четвертая структура — макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, ной косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Мы бы добавили к данной социализационной структуре макросистему, которая проявляется в функционировании основных институтов социализации в обществе, уровне социального и физического здоровья молодежи, системе ценностей, сложившейся в обществе и молодежной среде (ценности молодежной субкультуры), поскольку эти факторы уже содержат в себе характеристики внешней социальной среды.

В социологической традиции социализацию иногда связывают с процессом социальной адаптации. В рамкахтсории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мсртон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление. С точки зрения воспроизводства обществом самого себя социализация молодого поколения может быть представлена как процесс сохранения и увеличения человеческого потенциала с его социокультурным содержанием.

Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Каждый человек включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеский коллектив) в каждой из этих групп он занимает определенное положение и обладает определенным статусом, к нему предъявляются определенные ожидания и требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя, к примеру, в одной ситуации как отец, в другой - как начальник, в третьей как друг, то есть он выступает в разных ролях.

Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их положения в обществе и системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - это часть процесса социализации личности, это непременное условие врастания человека в общество себе подобных: Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образования» и »воспитания». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний, воспитание, понимается как система целенаправленных сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Социализация - это сложный процесс включения индивида в об­щественные отношения в ходе которого он усваивает образцы пове­дения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация-та социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) - это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Существует два основных подхода к определению сущности социализации:

1) когда социализация рассматривается как процесс, в котором активной стороной является общество, а сам человек - это пассивный объект воздействия на него общественных отношений;

2) подход более распространен, он основан на взаимодействии общества и личности и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, так называемых «агентов социализации», но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Социализация - это процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в старости, усвоения социальных ролей и культурных норм личности. Невозможно обучение социальным ролям по книгам, хотя усовершенствовать себя путем самообразования можно.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые связаны с другими ролями. Поскольку на протяжении всей жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации не прекращается и до старости человек может менять свои взгляды на жизнь и социальные роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого он преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, вводит свою систему поведения, те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали и убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе, поэтому развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи и от той социальной среды, к которой он принадлежит.



Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Таким образом, под первичной социализацией понимается процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом, если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как все;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - рассматривается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, поэтому агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичный"" в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные – это формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит этапы, которые совпадают с жизненными циклами.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения - десоциализация.

Этап обучения новым ценностям, ролям и правилам поведения взамен старых - ресоциализация.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности человека, начиная от мелких изменений до профессиональной переподготовки.

Десоциализация и ресоциализация - это две стороны одного процесса социализации.
Иногда человек попадает в такие экстремальные ситуации, где десоциализация заходит так глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной и не способна в таком случае восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Тогда десоциализация может стать столь
глубокой, что окажутся разрушенными нравственные основы личности и позитивная ресоциализация уже не поможет. С такими ситуациями могут столкнуться те, кто попал в колонию, тюрьму и другие экстремальные условия.

В современном обществе нередко возникает ситуация, когда человек сознательно участвует в культурных различных традициях. Такая ситуация возникает в периоды миграции населения, в процессах мо­дернизации, когда человек определенной культуры должен осваивать и ориентироваться на чужие культурные ценности, образ жизни, стиль мышления. Такая личность называется маргинальной, а состояние маргинальности, порождающее такой тип личности, делает человека эклектическим собранием различных, часто трагически несовместимых ролей, приводит к деперсонализации, психологической расщепленности, «расколотому» типу личности.

Формирование человеческой личности – сложный и долгий процесс, в котором принимает участие множество факторов. От того, как проходит детство ребенка, кто занимается его воспитанием, прививает навыки, знания и умения, во многом зависит его адаптация в социуме и становление как полноценного члена общества.

Главным аспектом в формировании личности выступает социализация, посредством которой человек входит в общественную структуру и усваивает нормы поведения в той или иной социальной группе. Что это за понятие? И что оказывает влияние на процесс социализации?

В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный» . В социальной психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта Бандуры, Джона Кольмана и других психологов.

В различных научных школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных направлениях психологии.

В теории социализацией называют процесс, в рамках которого человек получает навыки, необходимые ему для полноценного существования в социуме.


Адаптация к общественной структуре протекает в течение всей человеческой жизни, так как окружающий его мир пребывает в постоянном движении и изменении. С переменами, происходящими вокруг человека, ему приходиться меняться самому, чтобы более комфортно ощущать себя в новых условиях.

В своем развитии личность проходит два этапа социализации. Первичный тянется до его формирования как взрослого человека. В этот период важнейшее значение имеет семья, с помощью которой дети получают представление о нормах и ценностях общественной жизни. Вторичный этап проходит в зрелые годы и сопровождается перестройкой личности в соответствии с существующими условиями.

Помимо социализации, в психологии известно такое понятие как ресоциализация, при которой устраняется ранее сложившаяся модель поведения и происходит приобретение новых навыков.

Социализация у ребенка происходит от момента рождения и начинает развиваться на самых ранних стадиях его роста и взросления. Считается, что именно в детском возрасте личность формируется на 70%.

Усвоение навыков и образцов поведения в этот период осуществляется с помощью так называемых агентов, то есть институтов, групп или отдельных людей, которые участвуют в воспитании. К ним относятся родители, друзья, детские сады, школы, соседи. Социализация у детей представляет собой процесс усвоения социальных ценностей и впитывание тех правил и норм поведения, которые активно используются его окружением.

В педагогике под социализацией понимают полную интеграцию личности в общество, во время которой происходит приспособление человека к социальной системе. Этот процесс рассматривается как вхождение в окружающую среду путем адаптации к культурным и психологическим нормам, ценностям, правилам поведения.

Среди механизмов, посредством которых человек получает социальный опыт, можно выделить убеждение, принуждение, внушение и ряд других. Важнейшим из них является механизм идентификации, при котором по мере развития ребенок начинает ощущать себя полноправным членом общества.

Процесс социализации достаточно сложен и подвержен множественному влиянию, начиная от глобальных факторов (планета, космос, мир) и заканчивая так называемыми микрофакторами, куда входит семья, соседство, религиозное окружение, воспитание.

В первые годы после рождения малыша на его адаптацию к обществу оказывают воздействие отдельные личности – родители, бабушки, дедушки, няни. Примерно с 3 лет свою роль в социализации человека начинают играть детские сады, другие образовательные заведения, врачи, воспитатели, дети в детсадовской группе. С 8 лет и до взросления огромное влияние на ребенка оказывают Интернет и телевидение.

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...