Фадеев александр александрович, писатель. Александр Фадеев. Карьера, которой могло не быть


Мало найдется в советской литературе писателей, так ненавидимых либеральной общественностью, как Александр Александрович Фадеев. Ему вешались ярлыки сатрапа Сталина, литературного начальника, осуществлявшего массовые репрессии. Утверждается, что он покончил с собой из-за угрызений совести. Рассмотрим жизненный путь нашего героя.

Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году в селе Кимры Тверской губернии, в семье революционных интеллигентов. Отец его был народовольцем. В 1908 году семья переезжает в Приморский край. Маленький Саша Фадеев проявлял удивительные способности. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки. Несмотря на то, что семья жила бедно, талантливого мальчика удалось устроить воВладивостокское коммерческое училище. Однако обучение прервала революция и гражданская война. Владивосток оккупируют интервенты. Город наполняют бесчисленные японцы, американцы, чехи и англичане. Нетрудно предугадать выбор сына народовольца. В 16 лет Александр Фадеев становится подпольщиком, а затем и партизаном. В 1918 году он вступает в партию большевиков, участвует в подпольной работе городской партийной организации. В 1919 году, спасаясь от ареста, он бежит к партизанам вОсобый Коммунистический отряд. До 1921 года активно участвует в боях с интервентами и белогвардейцами, занимает посты комиссара 13-го Амурского полка и комиссара 8-й Амурской стрелковой бригады, получает тяжело ранен. В ходе своей революционной деятельности Фадеев становится близким соратником легендарного приморского большевика Лазо. В 1921 году он был направлен на Х съезд РКП(б), а в это время ему не было еще и двадцати лет.

В Петрограде молодому Фадееву придется снова повоевать. Вспыхивает Кронштадтский мятеж. Делегаты съезда участвуют в его подавлении как простая пехота. Они идут в первых рядах. На льду Финского залива Фадеев получает второе ранение. В 1922 году Александр Александрович награжден Орденом Красного Знамени. Эта награда была чрезвычайно редка в те годы и говорит о больших заслугах и личном мужестве Фадеева.

Поначалу нашего героя не привлекает путь писателя. Он поступает в Московскую горную академию. Но в 1926 году выходит его роман «Разгром», который приобретает большую известность. Это меняет его жизнь. Фадеев становится профессиональным литератором. Его карьера идет в гору. Он становится одним из лидеров Российской ассоциации пролетарских писателей(РАПП). В 1932 году после ликвидации РАПП входит в Оргкомитет по созданию Союза писателей СССР; с 1934 по 1939 год является заместителем Оргкомитета Союза писателей СССР. В 1939 году становится членом ЦК ВКП (б). В 1944 году, после гибели на фронте В. П. Ставского, становится новым Генеральным секретарем Союза писателей СССР. В период Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом, часто выезжает на фронт.

В 1946 году выходит в свет его новый роман «Молодая гвардия», получивший Сталинскую премию. Впоследствии вокруг произведения развернулись острые споры, и по приказу с самого верха Фадеева заставили переписать книгу. В 1951 году появилась новая версия, которая была в два раз больше и уступала предшественнице в художественном плане. Александр Александрович тяжело переживал эту ситуацию. В это время он начал много пить.

Здесь надо сказать о репрессиях, которыми его попрекают сегодня. В 30-е годы он не имел реальной власти для репрессий среди писателей. Самый большой его грех тогда - это публичное одобрение карательных мер сталинского режима. Однако кто в Союзе писателей этого не делал?

В послевоенное время, которое было относительно «вегетариан-ским», Александр Фадеев, как главный литературный начальник, действительно участвовал в травле Ахматовой и Зощенко. Надо понимать, что критика этих выдающихся деятелей культуры влекла большие неприятности, но не грозила им арестом. Впоследствии Фадеев помогал печататься Зощенко, чем спас его от нищеты. За месяц до самоубийства Фадеева Ахматова ему подарила свою книгу с автографом: «Большому писателю и доброму человеку». Он помогал болевшему Платонову, заступался за Заболоцкого. Так что к репрессиям в литературной среде наш герой имел не самое прямое отношение, есть существенная разница между запретом на публикации и лишением свободы, и уж тем более жизни.

После смерти Сталина и прихода к власти Хрущева для Фадеева наступают тяжелые времена. Александр Александрович и Никита Сергеевич очень не любили друг друга. Оттепели наш герой не принял. В 1956 году был снят с поста Генерального секретаря Союза писателей СССР, выведен из состава ЦК.

Три года длилась травля писателя. Фадеев начинает задумываться о самоубийстве. Впоследствии было найдено несколько вариантов его предсмертных записок. В апреле 1954 года он заявляет близким друзьям, что бросает пить. Трагическую развязку ускорили люди, искренне желавшие писателю добра. Немногие выжившие молодогвардейцы устроили встречу Фадеева и Хрущева на подмосковной даче генсека. Однако примирения не произошло. Выпивший Никита Сергеевич стал публично ругать писателя, затем милостиво предложил с ним выпить. Последовал отказ. Хрущев стал ругаться еще сильнее. В ответ писатель назвал главу страны «гнидой троцкистской» и покинул мероприятие. Это произошло 11 мая, а 13 мая Александр Александрович Фадеев застрелился у себя на даче. Его предсмертное письмо было засекречено, а в «Правде» был опубликован оскорбительный некролог.

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И МАСС В РОМАНЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в деревне Кимры Тверской губернии (ныне Калининская область). Родители, а затем и отчим (отца Фадеев лишился рано) принимали активное участие в революционной борьбе против самодержавия. Преследуемая царским правительством семья Фадеевых в 1908 году переезжает на Дальний Восток, в деревню Саровку, а затем поселяется в живописнейшей Сучанской долине в селе Чугуевке Южно-Уссурийского края. Природа Дальнего Востока с ее грозной суровостью и трепетной красотой воспитывала в чутком юноше чувство прекрасного. А люди, чей труд преобразовывал эту природу и придавал ей особую одухотворенность, рабочие и земледельцы, портовые грузчики и таежные охотники, дровосеки и рыбаки, - были близки сердцу юноши, привыкшего с малых лет уважать людей труда.

«Мы учились на медные деньги своих родителей, - писал он. - Мой отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян была нам близка» В коммерческом училище Владивостока, где несколько лет занимался Фадеев, многие из его друзей были настроены революционно. А его двоюродные братья и их мать - Сибирцевы, в доме которых жил в эти годы Фадеев, связали свою судьбу с революционной борьбой против самодержавия. Будущий писатель горячо и восторженно разделял их свободолюбивые взгляды. И когда на Дальнем Востоке развернулись бои за установление Советской власти, Фадеев в числе многих юношей оказался в гуще революционных событий.

Образы большевиков выведены уже в ранних рассказах Ф. Комиссар Соболь и комендант парохода Селезнев («Против течения») - это стойкие, неуклонно идущие «против течения» большевики, подчиняющие стихию взбунтовавшегося партизанского отряда.

Молодой крестьянин Иван Неретин («Разлив») в напряженной обстановке классовой борьбы обнаруживает все качества мужественного руководителя-большевика, не теряющегося в трудных условиях, умеющего поставить интересы общего дела выше своих личных. Эти два ранних произведения, страдающие известной схематичностью, не лишенные внешних романтических эффектов, явились как бы подготовительной работой к большому роману Фадеева «Разгром», вышедшему в 1927. «Разгром» по праву вошел в железный фонд советской литературы. Центральная проблема романа - проблема партийного руководства в революции - раскрыта в образе командира отряда, коммуниста Левинсона. Создание полноценного образа большевика - Левинсона - и является одной из крупнейших побед искусства социалистического реализма.

В лице Левинсона Ф. сумел впервые дать полноценную фигуру партийца-вождя, противопоставив ее схематичному образу большевика в «кожаной куртке» «железобетонному пролетарию».

Типическое значение характера Левинсона тем более велико, тем более убедительно, что важнейшие черты большевика выступают здесь в глубоко индивидуальном своеобразии.

Перед читателем раскрывается не только внешнее поведение Левинсона, но и его внутренний душевный мир. Оказывается, что сила Левинсона, большевика-командира, заключается не в отсутствии у него тех слабостей и желаний, которые есть у остальных людей, а в том, что, сознавая свой революционный долг, напряжением воли Левинсон подавляет и преодолевает свои слабости. В этой борьбе противоречивых тенденций раскрывается образ Левинсона.

Большевик-организатор, кровно связанный со своим отрядом, он, опираясь на него, никогда не подчиняется ему, а руководит массой, умея в нужную минуту противопоставить дезорганизованности партизан свою несокрушимую волю.

Реалистичность образа Левинсона, лишенного какой бы то ни было ходульности, подчеркивается отсутствием внешних героических черт, описанием физической слабости этого тщедушного, невзрачного на вид человека.

Рисуя образ Левинсона, Фадеев разрешает проблему пролетарского гуманизма: для спасения отряда Левинсон не останавливается перед жестокими мерами, вплоть до отравления раненого Фролова, но все его поступки, все его взаимоотношения с партизанами в конечном счете определяются подлинной любовью к человеку, ради которого и стремится он к торжеству революции.

Пролетарский гуманизм Левинсона еще резче оттеняется в сравнении с ложным, отвлеченным гуманизмом Мечика, его «гуманистической» фразеологией, за которой скрывается только ограниченное себялюбие.

Имя Мечика стало уже нарицательным для обозначения мелкобуржуазной слабости, дряблости, бесхарактерности, узкого индивидуализма, соединения возвышенных и красивых представлений и фальшивых иллюзий о себе самом с трусостью и подлостью в реальной жизни. Мечику по существу дорог только он сам, его собственная личность.

Защищая в теории высокие принципы гуманности, он в то же время думает только о спасении своей шкуры и в результате предает отряд. Мечик - раб своих слабостей, Левинсон - их властелин. Ценность романа заключается также в изображении и других бойцов партизанского отряда.

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

Осенью 1918 года семнадцатилетним юношей Фадеев вступает в Коммунистическую партию, верным и славным сыном которой остается всю жизнь. В апреле 1919 года по решению дальневосточной партийной конференции С. Лазо, А. Фадеев, И. Сибирцев и ряд других коммунистов организовывают в Приморской области партизанское движение.

В 1919-1920 годах молодой дальневосточный партизан Булыга (подпольное имя Фадеева) был пламенным агитатором и мужественным бойцом в борьбе против белогвардейцев и иностранных интервентов. Вместе с партизанами будущий писатель совершал длительные переходы по сопкам и таежным тропам, вел большую массово-политическую работу в отрядах и среди местного населения. В задушевных беседах с бойцами он рассказывал о значении Октябрьской социалистической революции, о первых декретах Советского правительства. Принимая непосредственное участие в вооруженной борьбе против врагов революции, Фадеев пристально наблюдает жизнь и быт народа, познает мысли и чувства окружающих его людей, их характеры, неповторимые в своей индивидуальности. Здесь в огне революционных битв рождался писатель, который с полным правом мог сказать: «Как писатель, своим рождением я обязан этому времени. Я познал лучшие стороны народа, из которого вышел. В течение трех лет вместе с ним я прошел тысячи километров дорог, спал под одной шинелью и ел из одного солдатского котелка... Я понял значение партии для судьбы народа и горжусь, что был принят в ее среду»

После разгрома Колчака Фадеев находился на политической работе в Красной Армии. В феврале 1921 года большевики Дальнего Востока избирают его делегатом на X съезд РКП (б), и в марте 1921 года Фадеев впервые попадает в Москву. Когда вспыхнул белогвардейский мятеж в Кронштадте, вместе с другими делегатами съезда. А Фадеев пошел штурмовать неприступную Кронштадтскую крепость, на подступах к которой был тяжело ранен. Потянулись долгие месяцы лечения.

Раздумья, воспоминания о боевом прошлом, еще таком недавнем, ярком, теснились в голове, тревожили. И Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Хотелось рассказать людям о величии лет гражданской войны и подвигов простых, сдержанно-суровых ее участников.

Материала было много, но из него надо было отобрать главное - то, что определяло сущность событий и поступки людей, пробужденных к новой жизни великой революцией. Однако Фадеев не сразу смог художественно воплотить свой замысел. После выздоровления Фадеев демобилизуется из Красной Армии и поступает учиться в Московскую горную академию. Он мечтал стать инженером и вернуться на Дальний Восток к своим товарищам по оружию - шахтерам Сучана.

В академии он пробыл с 1921 по 1924 год, одновременно работая инструктором Замоскворецкого райкома партии Москвы и секретарем парткома одного из московских заводов. Партийная работа для Фадеева в эти и последующие годы, когда он работал на Кубани и Северном Кавказе, была большой жизненной школой. В 1926 году Фадеев возвратился в Москву; он становится одним из активнейших деятелей советской литературы. Формирование нового человека - вот то главное, к чему приковано внимание Фадеева-художника.

И герой фадеевских книг - человек «в большом походе, в движении к коммунизму» - навсегда вошел в литературу и жизнь. Это наш современник, с его романтической устремленностью в будущее, реалистически оценивающий свою практическую деятельность, мужественно встречающий смерть в бою с врагами, с непоколебимой верой в торжество великого дела строительства коммунизма. Художественные произведения А. Фадеева, отразившие нашу героическую эпоху революционного преобразования общества, правдиво показавшие нового человека.

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Александр Александрович Фадеев - русский советский писатель и общественный деятель.

Родился 11 (24) декабря 1901 года в селе Кимры. Был талантливым ребенком, с 4 лет он читал книги и отличался неуемной фантазией, сочиняя сказки и необычные истории. В 1908 его семья переехала в Приморский край, где Александр и провел детство и юность.

С 1912 года он учился в Коммерческом училище во Владивостоке, но оставил учебу ради революционной деятельности. Он стал не просто членом РКП(б), но и партийным агитатором. С 1919 года участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Получив ранение, приехал в Москву на лечение. Первым серьезным произведением А. Фадеева была повесть «Разлив», написанная в начале 1920-х годов. В 1925 году, работая над романом «Разгром», он решил всерьез заняться литературной деятельностью. Именно этот роман принес ему славу и признание.

Популярный роман «Молодая гвардия», посвященный одноименной подпольной организации. В 1946 году книга вышла в печать и сразу же подверглась критике за отсутствие ярко выраженной руководящей роли Коммунистической партии.

В военные годы Фадеев работал военным корреспондентом для Совинформбюро, а также в газете «Правда».

В связи с тем, что А. Фадеев был во главе Союза писателей, ему приходилось исполнять решения партии по отношению к неугодным писателям. Так, именно он по приказу Жданова фактически уничтожил выдающихся литераторов Зощенко и Ахматову. Затем он же хлопотал о том, чтобы как-то им помочь. Из-за такой двойственной ситуации Фадеев часто впадал в депрессию, которую заглушал алкоголем.

Его родители были талантливы и знамениты. Жаль, что их сын не сумел в полной мере воспользоваться тем, чем одарила судьба.

Большой человек

Герой нашего очерка Фадеев Александр был приемным сыном писателя Александра Фадеева. Того самого, который написал нашумевшие в свое время книги. Это «Молодая гвардия», затем «Разгром» и, наконец, «Последний из Удэге». На них выросло не одно поколение наших сограждан.

В эпоху сталинизма Фадеев-старший был главой Союза писателей страны, одним из руководителей Комитета по защите мира. Добавьте звание депутата, многочисленные ордена Ленина, Он и сам был председателем комитета по их присуждению. Наконец, личный советник вождя и его любимец...

Он, выходец из бедной семьи, добился всего и даже больше того, о чем мечтает любой карьерист. Имел деньги, славу и покровительство власть имущих. Добавьте сюда жену - выдающуюся актрису МХАТа, народную артистку СССР Ангелину Степанову. Она была на редкость красива, обаятельна, элегантна, умна. И мужественна. На ее долю выпало столько трудностей и горя, что другие давно бы сломались. Это и измены мужа, и его алкоголизм, и смерть обожаемого сына…

Застрелился из пистолета

Романист Фадеев умер рано, в 54 года. Это случилось спустя несколько месяцев после того, как разоблачили культ Сталина. Фадеев-старший, которого считали причастным к репрессиям коллег-писателей, расстался с жизнью добровольно. Когда на своей даче в Переделкино он остался один (жена уехала на гастроли) и сыновья тоже отсутствовали, он застрелился из наградного пистолета. Обнаружил тело 11-летний сын Миша.

Поговаривали, что будь рядом, около своего мужа, в тот миг супруга, несчастья бы не случилось.

Знакомство

Степанова стала второй женой приближенного к самым верхам прозаика. Они почти что случайно познакомились в Париже в 1937-м. Актриса тогда впервые поехала с театром за рубеж. А Александр Александрович проездом из Испании, где находился с делегацией литераторов, ехал в Москву. Но решил еще заглянуть в столицу Франции.

Свадьба была спустя год. Причем жених знал, что Ангелина имела семилетний роман с известным драматургом человеком семейным. И как водится, вся театральная тусовка бурно обсуждала все это.

Также Фадеев не испугался и того, что у его невесты незадолго до их свадьбы родился мальчик, которого она назвала Сашей. Было это в 1936 году. А вот имя отца ребенка актриса скрывала от всех. Причем всю свою долгую жизнь. Она умерла в 2000 году в возрасте 95 лет.

Прозаик усыновил мальчика, дал ему свою фамилию и очень любил. Это и был Александр Фадеев, актер, о котором мы ведем свою речь. Повзрослев, он пойдет по материнскому пути. А младший и общий ребенок родителей, Миша, станет литератором.

Двадцать лет - столько длилась писателя и актрисы. Разлучить их не смогли никакие трудности или невзгоды. Даже походы супруга налево и внебрачная дочь Машенька. Ее матерью была известная поэтесса М. Алигер. Ангелина Иосифовна и это простила неверному мужу. Братья же - Фадеев Александр и Миша - не только дружно жили между собой, но и тесно общались с сестренкой (сводной) все время, пока ее не стало.

Трагедия в семье

Немало пережил и старший сын - Александр Фадеев. Биография его пестрит разными вещами: и хорошими, и не очень. Например, сестра Мария повторила судьбу своего прославленного отца. Став женой немца, поэта Ганса Энценсбергера, она так и не смогла найти себя. Покончила жизнь самоубийством.

О внезапной кончине мужа Ангелина Иосифовна узнала в Югославии. Там проходили гастроли театра. Когда после одного спектакля занавес опустился, ее попросили немедля подойти ко входу. Там ожидал чиновник из посольства СССР. Он сказал, что ей срочно нужно ехать в Москву к Александру Александровичу. Тут же все сели в автомобиль и тронулись в столицу Венгрии. Не было тогда прямого рейса до Москвы. Лишь через Будапешт с пересадкой в Киеве.

Прибыли в город на Дунае рано - аж в четыре утра. Она опять удивилась, что ее там ждали. Всюду в посольстве был зажжен свет, и вообще спать-то никто и не ложился. Что же случилось, она вновь не спросила. Не в ее это правилах. Актрисе тоже ничего не сказали. Вскользь лишь намекнули, что ее супругу стало плохо.

Уже в Киеве, в зале аэропорта, она купила газету. На первой полосе «Правды» в траурной рамке - портрет мужа.

Домой она прилетела, не выпуская из рук газету. Давая понять, что все уже знает. Так же и с спускалась. К гробу (а он стоял в Колонном зале) прибыла, когда там уже опустело: все разошлись. Не хотела лишних соболезнований. А спустя пару дней она уже вышла на сцену…

Старший их сын - Фадеев Александр - был тогда в возрасте 20 лет. Отец его любил очень. И он папу тоже.

Гуляка, любимец дам

Неудивительно то, какую профессию выбрал Саша. Александр Фадеев, актер, закончил МХАТовскую Школу-студию. После начал работать. Это был И все шло бы и впредь прекрасно, если бы не его характер. Не успел еще молодой человек, что называется, обжиться, как ему указали на дверь. А было так. На одной репетиции актеров попросили задержаться. Предстояло еще кое-что отработать. Все восприняли это нормально. Один Фадеев Александр заявил, что, мол, у него еще целая куча дел и он должен уйти. Взял и вышел из зала, не обращая внимания на то, что тут присутствовал худрук театра. И коллеги - начинающие, как он, и уже со званием заслуженных, народных.

Сказочно красивый лицом и станом, он больше прославился тем, что был веселым, компанейским, безалаберным парнем. Его, непутевого, доброго и часто подшофе, любили женщины. Баловали, угождали. Таким в жизни оказался Александр Фадеев. Фото, которые находятся в данной статье, подтвердят черты его характера.

Спустя несколько лет Ефремов Олег (он был тогда режиссером МХАТа) вспомнил про него. И пригласил к себе в труппу. Поговаривали, что не за таланты, конечно, а из-за матери - примы этого театра. Чтобы она, актриса влиятельная и властная, не мешала ему. Но молодой актер это понял и стал выступать против главного. А когда театр распался на две половины, то ушел к Т. Дорониной. Проработал там до 1993 года. Это последний год его жизни.

Спектакли и фильмы

Наверное, нельзя утверждать, что как артист он очень уж известен был и популярен. Тогда на театральном небосклоне ярче горели другие звезды.

Но снимался и в кино Александр Фадеев. Фильмы с его участием наверняка многие смотрели. Это, например, «Фронт за линией фронта» и «Чайковский», «Одиноким предоставляется общежитие», также «Авария - дочь мента». Роли чаще всего были эпизодическими. Прославился же он совсем другим. Своими любовными романами с известными киноактрисами.

Не все знают, что Александр Фадеев (актер) - И в самом деле, он был женат на этой популярной звезде киноэкрана. Причем был ее вторым супругом. Но жизнь у них не сложилась. Сама Людмила Марковна говорила, что два ярких темперамента вместе - это как ядерная бомба. И еще помешала семейному счастью большая страсть Саши к спиртному.

Соперник Высоцкого

Вообще не так прост Александр Фадеев. его была запутанная, неспокойная. После развода с Гурченко у него возникла довольно продолжительная связь с другой не менее известной актрисой. Звали ее

Интересно, что их взаимная любовь вспыхнула на съемках фильма «Вертикаль». А у артистки в то время был другой поклонник - сам Владимир Высоцкий. Он посвящал ей свои песни. Однако конкуренции с сыном знаменитого советского писателя не выдержал.

Лужина была уже в шаге от брака с Александром. Но чудо уберегло ее от этого. Лариса Анатольевна рассказывала позже, что пил он очень уж сильно. Так, что ей приходилось не раз спасать его, порой от смерти. Александр пытался застрелиться. Она силой отобрала у пьяного ружье. Он был уже совсем неуправляемый и крайне импульсивный.

Родственник Сталина

Но и это еще не все из того, чем необычна жизнь сына двух талантливых людей - крупного писателя и примы Московского художественного театра. Александр породнился с самим Сталиным!

Последние 15 лет своей жизни Фадеев-младший был женат на Надежде Васильевне Сталиной. Годы ее жизни: 1943-1999. Она - внучка вождя народов и родная дочь его сына Василия.

Но как рассказывают люди, знавшие актера Фадеева, это уже был не тот веселый, разудалый красавец, что в молодые годы. Он серьезно страдал алкоголизмом. Сделал несколько попыток суицида. И умер, не дожив даже до 60 лет. Ему было всего 57.

Таков был Александр Фадеев. Биография, личная жизнь - все было испорчено из-за неудержимого пристрастия к алкоголю. Именно из-за этого, как полагают многие, он не сделал карьеры. И по той же причине от актера и в общем-то незлобного, добродушного человека уходили все его жены.

Мать страшно переживала смерть сына. Обожаемый Шурик значил для нее очень много. Младший Михаил упросил маму не приходить на похороны. Он знал ее очень хорошо и побаивался, что она там не выдержит. Мать послушалась. Сидела дома одна, за своим столом и лишь курила одну сигарету за другой… И так - много дней подряд.

Жизнь продолжается

Не стало человека. Ушел Александр Фадеев. Дети продолжают его ветвь. Дочка актера и его жены Надежды - Анастасия Александровна Сталина - родилась в 1974 году. А уже ее наследница Галина Васильевна Фадеева (год рождения - 1992-й) приходится бывшему руководителю СССР праправнучкой. Сегодня ей 23 года. Как сложится ее судьба?


«Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…» - написал Фадеев в ЦК КПСС, перед тем как покончить собой.

«… Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одарённый богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединённая с прекрасными идеями коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плёлся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать всё то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего.

… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…»

1 мая 1917 года. Владивосток. Только что закончилась первомайская демонстрация, и штаб объединённой социал-демократической партии забит народом. В комнату входит группа молодых ребят, впереди юноша в форме ученика коммерческого училища.

М.Н. Губельман: «Он был среднего роста, весь подтянутый, стройный, с открытой шеей, большой головой; его вихрастые волосы были непослушны, он старался пригладить их руками, но они не поддавались и разбрасывались в разные стороны. Это был Саша Фадеев».

«Их разговор начался с неожиданного упрёка, высказанного юношей: социал-демократы, дескать, не обращают достаточного внимания на то, что молодёжь ещё не организована и ей надо помочь разобраться в происходящих событиях.

Губельман, в то время один из руководителей Дальневосточной организации большевиков, возражает, но Фадеев настаивает: «Нет, товарищ Владимир, дело обстоит не так. Сами мы не можем разобраться во всём правильно…» (Л. Большаков).

У Достоевского Алёша Карамазов цитирует «одного заграничного немца»: «Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною».

Выпускник коммерческого училища 16-летний Саша Фадеев твёрдо знает, что «сам не может разобраться во всём правильно», и настоятельно требует для себя партийного руководства.

«Дядя Володя» (Губельман) пользовался у Александра авторитетом непререкаемым. За долгие годы их взгляды не разошлись ни разу и ни по одному вопросу» (Л. Большаков).

Весна - лето 1919-го. Член РКП(б) А. Фадеев - рядовой боец Сучанского партизанского отряда. «Фадеев носил с собой в полевой сумке несколько толстых тетрадок, в которых делал обстоятельные записи… Они служили нам не раз хорошую службу. Так уж повелось, что, когда нужно было получить обстоятельные сведения о каком-нибудь селении и его людях, Лазо и я вызывали из отряда Сашу Фадеева и просили его прочитать соответствующие записи из его тетрадок. Помнится, это был очень ценный материал» (М. Губельман).

Ноябрь 1919-го. Фадеев уже в должности адъютанта при И.М. Певзнере, командире Особого коммунистического отряда. «Вместе с Иосифом Максимовичем Саша… взрывал железнодорожные мосты, нападал на вражеские гарнизоны, безжалостно истреблял предателей и провокаторов» (Н. Ильюхов). В разоблачении предателей и провокаторов «тетрадки» Фадеева, видимо, играют не последнюю роль.

Декабрь 1920-го. «Я считался какое-то короткое время инструктором политотдела нашей дивизии, - вспоминал спустя годы Фадеев. - Но находился я фактически не при политотделе дивизии, а при её комиссаре… Я даже жил у него в салон-вагоне. Спал в столовой на полу, подстилая тогдашние наши меховые укороченные шубы - куртки, которые мы носили белым мехом наружу… Он прочил меня в комиссары полка, если кто-нибудь погибнет или кого-нибудь нужно будет заменить».

Фадееву всего девятнадцать, но он уже инструктор политотдела и готов, если надо, любому помочь «разобраться во всём правильно».

28 декабря 1920 года. Фадеев участник конференции военкомов и секретарей партячеек в городе Нерчинске. «На следующий день он (Фадеев) попал на вечер бойцов Народно-революционной армии. Попал ненароком, гостем, однако в любой обстановке осваивался юный комиссар быстро… и вот уже решительно поднялся, смело рванулся к трибуне» (Л. Большаков).

«В первом ряду сидели члены штаба армии: Велехов, Постышев, Серышев… а со сцены неслась по-мальчишески звонкая и очень красивая речь молодого политработника, одетого в армейскую форму. Это Саша Фадеев образно рисовал два мира: мир праздной и развращённой буржуазии, подымающей в холёной руке не стакан вина, а стакан, наполненный кровью рабочих; с другой стороны - мир тружеников, чьими руками создаётся богатство и красота для жителей дворцов. Созидатели этих богатств живут в лачугах и харкают кровью» (Т. Головина).

Сохранилась партийная характеристика Фадеева - короткая, в два слова: «Хороший, великолепен».

Март 1920-го. Из анкеты делегата IV Дальневосточной конференции большевиков Фадеева А.А.:

«К какому виду партийной деятельности имеет склонность: К работе агитационной и редакционно-издательской, но моё желание всегда непосредственно находиться с массой, в которой я готов вести какую угодно работу, так как хорошо знаю массу и умею иметь с ней дело».

12 февраля 1921 года. «Дано сие тов. Фадееву Александру в том, что… он действительно избран делегатом с правом решающего голоса на X Всероссийский съезд РКП, созываемый 10 марта с.г. в Москве».

«Провожать Сашу, едущего в Москву на съезд партии, я пришёл на Читинский вокзал. Стоял трескучий забайкальский мороз. Саша в это время был от радости, как говорят, на седьмом небе. Увидев меня среди других провожающих, он подошёл ко мне, крепко пожал руку и сказал: «Знал бы ты, друг мой, как я счастлив, что еду в Москву. Подумать только, еду в Москву на съезд партии. Ведь на съезде будет выступать Владимир Ильич Ленин, и я его увижу и услышу» (Т. Ветров - Марченко).

Ленин был впечатлён. Не менее впечатлён был и сам Термен. О встрече с Ильичом он потом вспоминал всю свою долгую жизнь, крайне, надо сказать, насыщенную событиями и встречами с замечательными людьми. Но хотя Термен знал многих великих по обе стороны океана, именно знакомство с Лениным он считал для себя важнейшим и решающим. «Полтора-два часа, которые я был счастлив провести около Владимира Ильича, словно заново открыли мне огромное обаяние его, теплоту, доброжелательство, всё, что особенно осознаёшь при личной встрече», - говорил он. С тех пор он был предан революции и партии всегда и несмотря ни на что.

В стране - экономический, социальный и политический кризис. То там, то здесь вспыхивают крестьянские мятежи. Неурожай, отсутствие кормов, падёж скота и… тотальная продразвёрстка. Предприятия стоят из-за отсутствия топлива. Безработица. Рабочие ропщут.

28 февраля в Кронштадте на общих собраниях личного состава линкоров, а 1 марта на общегородском митинге были приняты резолюции с требованиями свободы деятельности левых социалистических партий, свободы торговли и перевыборов Советов, упразднения и устранения комиссаров. По сути, речь шла о свержении власти РКП(б).

2 марта в городе создан Временный революционный комитет, первой акцией которого стал арест коммунистов. Штаб обороны берёт под свой контроль главную базу Балтийского флота.

В Петрограде вводят осадное положение, разводят мосты и ледоколами вскрывают Неву, чтобы отсечь рабочие кварталы от руководящего центра. ЦК РКП(б) принимает решение о восстановлении 7-й армии под командованием М. Тухачевского.

А. Фадеев: «…Я был так близко от Ленина, что не удержался и украдкой потрогал рукой его за пиджак».

В армии Тухачевского брожение, солдаты отказываются наступать, а артиллеристы стрелять по восставшим. Первый штурм Кронштадта заканчивается провалом. По предложению Ленина часть делегатов съезда наделяют «самыми широкими полномочиями» и направляют политбойцами в армию Тухачевского. Агитпроповская легенда, что делегаты съезда брали Кронштадт. Да, они принимают участие в штурме (и в расправе над восставшими моряками), но функция у них исключительно надзирательная - следить, чтобы солдаты не повернули штыки на своих комиссаров.

Фадеев попадает в сестрорецкую группу, в пехоту. Во время штурма «был ранен в ногу, прополз почти два километра по льду до тыловых частей и был эвакуирован в госпиталь».

Мятеж жестоко подавлен. Но РКП(б) была вынуждена перейти от военного коммунизма к новой экономической политике, заменить продразвёрстку продналогом.

Выписавшись из госпиталя, Фадеев возвращается в Москву и, «как делегат, направленный на Кронштадтский фронт», первым делом идёт в ЦК: доложить о выполнении, получить новые указания.

Беседа с секретарём ЦК, «товарищеский совет» старшего молодому, партийная путёвка на учёбу в Горную академию. Принимают туда исключительно командированных Центральным комитетом. И следит за обучением сам ЦК: учёба здесь считается партийной обязанностью. Среди студентов - недавние комиссары полков и дивизий, секретари губкомов и укомов, председатели исполкомов.

Геологией Фадеев никогда не интересовался, в технических дисциплинах полный ноль, но он коммунист, солдат партии.

«Я занимался как лев или как Акакий Акакиевич - часов по 15 в сутки».

«Постоянно видела его за чтением специальной литературы, за изучением трудов классиков марксизма-ленинизма. С увлечением конспектировал он работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Труд Ильича вызывал в нём восхищение» (Т. Головина).

26 октября, всего через месяц после поступления в Горную академию, А. Фадеева избирают делегатом на VII Московскую губернскую конференцию РКП(б). Избирают студенты, сплошь состоящие из комиссаров и партийных секретарей.

«В гимнастёрке тёмно-серого сукна и таких же галифе, заправленных в хорошо начищенные сапоги, был он непоказно аккуратен. Аккуратность сказывалась и в точности изложения услышанного. Точность эта отнюдь не бесстрастность. Говорить без душевного волнения о Ленине он не мог» (Л. Большаков).

Партячейка академии входит в замоскворецкую районную организацию, и Фадеев становится нештатным, но весьма деятельным инструктором райкома РКП(б). Руководит замоскворецкими коммунистами тов. Землячка. «Эта скромная женщина с гладко зачёсанными назад тёмными волосами и вечным пенсне… Всегда в чёрном платье с туго накрахмаленным белым воротничком, всегда подтянутая и собранная, эта сорокапятилетняя партийка привлекала к себе молодёжь, в которой видела будущее партийного дела» (Л. Большаков).

Первой из женщин получила она орден Красного Знамени: «Награждается орденом Красного Знамени тов. Самойлова-Землячка Розалия Самойловна за то, что… неутомимой, беззаветной и энергичной организационной и политической работой положила прочную основу боеспособности красных частей и способствовала окончательной победе Красной армии».

Как именно Р.С. Землячка «способствовала окончательной победе Красной армии», сейчас вкратце можно прочитать в любом энциклопедическом словаре. Вкратце, потому что её подлинная биография ещё ждёт своего исследователя. К счастью, сохранились свидетельства современников. И среди них - «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва, одна из самых трагических книг, посвящённых Гражданской войне.

Саша Фадеев станет её преданным другом и «любимым учеником». До самой смерти будет бережно хранить и перечитывать её письма. Знал ли Фадеев, кто такая Землячка? Конечно, знал. Не хочется здесь писать про его патологически жестокую мать и бросившего семью «отца-революционера». Но (для любителей психоаналитических биографий) вот цитата: «Один из братьев Саши опоздал к утреннему чаю (!). От страха сел в бадью и опустился в колодец…» (И. Жуков).

В марте 1924 года Фадеева окончательно мобилизуют на партийную работу. Он выезжает на Северный Кавказ, где становится инструктором Кубано-Черноморского обкома РКП(б). 5 июля того же года его избирают секретарём райкома в Краснодаре.

Из письма Р.С. Землячке: «Это меня удовлетворяет, знакомая и интересующая меня область, и, кроме того, очевидно, останется время для литературных занятий. Во всяком случае, я с жаром принялся за новую работу - сейчас поехал по краю наладить связь с массами».

Блестящая карьера, светлое партийного будущее… Одно но. В этом письме неожиданно всплывают «литературные занятия».

«… Ещё будучи в Москве, я написал рассказ «Против течения» из времён революции на Дальнем Востоке. Я читал его в группе пролетписателей «Молодая гвардия», и встречен был он весьма одобрительно. Потом он был напечатан в № 10 «Молодой гвардии» за 23-й год и некоторое время спустя отмечен (с хорошей стороны) нашей партийной критикой. Надо сказать, что писал я его урывками, с большим трудом, за недостатком времени, которое, как Вы знаете, было занято учёбой и партработой. В 1922 году была в основном написана повесть «Разлив»... опубликована в альманахе «Молодогвардеец». Показателем успеха обоих произведений служит то, что издательство «Молодая гвардия» сразу же купило их для издания отдельной книгой в количестве 5-8000 экземпляров».

И вывод: «…очевидно, не только большое желание, но и способности к этому делу у меня есть».

Опасный вывод. Вот эта мысль, что «и способности у меня есть», и погубит в конце концов Фадеева. Доведёт до алкоголизма и самоубийства в расцвете лет и зените карьеры.

1926 год. Выходит «Разгром». Главный герой, Мечик, воплощает всё то, что Фадеев ненавидит и презирает. В себе. Интересен и финал - с попыткой самоубийства.

«Разгром» становится «бестселлером». Фадеев, как ведущий советский писатель, занимает руководящие посты во Всероссийской ассоциации пролетарских писателей.

Начинает роман «Последний из удэге». О том, как «отсталые народы» приходят в революцию. Роман остаётся неоконченным.

1932 год. М. Горький в письме И. Сталину: «Он (Фадеев), остановясь в своём развитии, видимо, переживает это, как драму, что, впрочем, не мешает его стремлению играть роль литературного вождя, хотя для него и литературы было бы лучше, чтобы он учился».

Фадеев станет генеральным секретарём Союза писателей, депутатом Верховного Света, членом ЦК, «потом и кровью» заработает высокое место в партийной иерархии. Но всю жизнь перед ним будет маячить «великая русская литература»: Толстой, Гоголь, Достоевский, Андрей Платонов, работавший по соседству, дворником. Он, Фадеев, ведь по праву в этом ряду. Способности-то имеются. А так мало сделано. Неужели ТАМ не понимают? Боец идеологического фронта, заседая в президиумах и решая вопросы, не должен страдать о напрасно потерянном времени. Фадеев страдал.

Март 1951 года. А. Фадеев не выдерживает и осторожно жалуется в письме И. Сталину, что, имея «много замыслов новых повестей, романов и рассказов», он совсем не имеет времени на их осуществление. Они «заполняют меня и умирают во мне неосуществлённые. Я могу только рассказывать эти темы и сюжеты своим друзьям, превратившись из писателя в акына или ашуга».

В ожидании обещанного отпуска буквально ликует: «Целый год чувствовать себя свободным от посторонних дел, профессиональным литератором! Ведь это такое счастье!»

Но опять рутина, борьба с «безродным космополитизмом» и «балластом» в писательских рядах, да и бытовой алкоголизм… В общем, уйти в творческий отпуск не получается.

Но тут умирает Сталин. Поднаторевший в аппаратных играх Фадеев прекрасно понимает, что кресло под ним шатается. Нужно срочно делать какие-то шаги, спасать карьеру. Или уходить. И писать: Пушкин, Тургенев, Батюшков, Зощенко (говорят, работает сапожником). Как и в 16 лет, Фадеев «не может сам разобраться во всём правильно». Ему нужно мнение ЦК.

Май 1953 года. Всего два месяца после смерти Сталина. Фадеев из больницы (проклятый алкоголизм) пишет письмо. Нет, не в ЦК, а своему заму, Суркову, но с тем расчётом, чтобы Сурков передал его в ЦК. Сурков передаёт, снабдив припиской: «Приношу глубокое извинение за дилетантскую машинопись. Снимал копию (в целях конспирации в аппарате) сам лично, а машинистка я не очень квалифицированная».

Фадеев пишет: «…Советская литература по своему идейно-художественному качеству, а в особенности по мастерству, за последние 3-4 года не только не растёт, а катастрофически катится вниз... А всё это происходит потому, что люди, способные дать этот, хотя бы относительный, образец, перегружены по уши чем угодно, но только не творческой работой, хотя большинство из них в течение десятилетий зарабатывали свой литературный опыт и мастерство буквально горбом, и без примера никаких талантов и гениев из молодёжи самопроизвольно возникнуть не может, как не могло бы быть Пушкина без Державина, Ломоносова, Грибоедова, Жуковского, Батюшкова.

До тех пор, пока не будет понято абсолютно всеми, что основное занятие писателя (а особенно писателя хорошего, ибо без хорошего писателя не может быть хорошей литературы и молодёжи не на чем учиться)… - это его творчество, а всё остальное есть добавочное и второстепенное, без такого понимания хорошей литературы сделать невозможно».

Это бунт. Попытка переложить вину за свой литературный провал на партийное руководство. Секретарь ЦК Поспелов в краткой записке докладывает Хрущёву о ЧП в Союзе писателей. Фадеева начинают тихо сливать с руководящих постов.

«Союз писателей осудил паническое настроение Фадеева. Нельзя так, одним махом, перечеркнуть труд нескольких тысяч писателей. Предлагаем укрепить руководство, усилить влияние секретариата писателей на творческий процесс. Начать подготовку к писательскому съезду». Подписи: А. Сурков, К. Симонов, Н. Тихонов.

«Он не был создан для неудачничества, он так привык к роли вождя, решителя писательских судеб - что положение отставного литературного маршала для него было лютым мучением. Он не имел ни одного друга - кто сказал бы ему, что его «Металлургия» никуда не годится, что такие статьи, какие писал он в последнее время, - трусливенькие, мутные, притязающие на руководящее значение, только роняют его в глазах читателей, что перекраивать «Молодую гвардию» в угоду начальству постыдно, - он совестливый, талантливый, чуткий - барахтался в жидкой зловонной грязи, заливая свою совесть вином» (К. Чуковский).

Три года, с 1953-го по 1956-й, он будет пытаться прорваться к Н. Хрущёву и Г. Маленкову, но не будет ими принят.

В конце февраля - начале марта 1956 года состоится ХХ съезд КПСС. На закрытом заседании Н.С. Хрущёв выступит с докладом «О культе личности и его последствиях».

На утреннем заседании 20 февраля М.А. Шолохов: «… На что мы пошли после смерти Горького? Мы пошли на создание коллективного руководства в Союзе писателей во главе с тов. Фадеевым, но ничего путёвого из этого не вышло… Фадеев оказался достаточно властолюбивым генсеком и не захотел считаться в работе с принципом коллегиальности. Остальным секретарям работать с ним стало невозможно. Пятнадцать лет тянулась эта волынка… Общими и дружными усилиями мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших творческих лет его жизни, а в результате не имеем ни генсека, ни писателя. А разве нельзя было в своё время сказать Фадееву: «Властолюбие в писательском деле - вещь никчёмная. Союз писателей - не воинская часть и уж никак не штрафной батальон, и стоять по стойке «смирно» никто из писателей перед тобой не будет, товарищ Фадеев. Ты - умный и талантливый писатель, ты тяготеешь к рабочей тематике, садись и поезжай-ка годика на три-четыре в Магнитогорск, Свердловск, Челябинск или Запорожье и напиши хороший роман о рабочем классе…»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности - роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

И дальше, практически слово в слово, письмо Фадеева в ЦК. Только акценты смещены, не надо, мол, перекладывать с больной головы на здоровую. В светлое будущее берут не всех, товарищ Фадеев, кто-кто, а ты это понимать должен.

Фадеев понимает и пишет Суркову (новому первому секретарю Союза писателей): «Я нуждаюсь в абсолютном и полном освобождении от всех обязанностей… Я болен не столько печенью… сколько психически. Я совершенно пока что неработоспособный».

«Ночью он не мог уснуть, принял чуть не десять нембуталов, сказал, что не будет завтракать, пусть его позовут к обеду, а покуда он будет дремать. Наступило время обеда: «Миша, позови папу!» Миша пошёл наверх, вернулся с известием: «Папа застрелился». Перед тем как застрелиться, Фадеев снял с себя рубашку, выстрелил прямо в левый сосок» (К. Чуковский).

«… В последние годы А.А. Фадеев страдал тяжёлым прогрессирующим недугом - алкоголизмом, который привёл к ослаблению его творческой деятельности. Принимаемые в течение нескольких лет различные врачебные меры не дали положительных результатов. В состоянии тяжёлой душевной депрессии, вызванной очередным приступом болезни, А.А. Фадеев покончил жизнь самоубийством.

Трагическая смерть вырвала из наших рядов верного сына советского народа, талантливого художника, патриота нашей социалистической Родины».



Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...