Андрей Макаревич: творческая биография, детские годы, секрет успеха, фото. Андрей Макаревич: биография, личная жизнь, альбомы и фото певца Андрей макаревич дети семья


Музыкант, композитор, автор-исполнитель, руководитель группы "Машина времени" Андрей Вадимович Макаревич родился 11 декабря 1953 года в Москве. Его отец - Вадим Макаревич, известный московский архитектор, мать Нина Макаревич - микробиолог, доктор медицинских наук.

Андрей с раннего детства играл на фортепиано под руководством отца, музыканта-любителя. Поступил в музыкальную школу по классу фортепиано, но затем бросил обучение. Окончил московскую спецшколу № 19 с английским уклоном.

В 1970 году Андрей Макаревич поступил в Московский Архитектурный институт (МАРХИ), но в 1974 году был отчислен. Через год он восстановился в МАРХИ и продолжил учебу на вечернем отделении, работая параллельно в проектном институте "Гипротеатр" (до 1979 года). В 1977 году окончил МАРХИ с дипломом художника-графика.

Еще в школьные годы Макаревич увлекся гитарой, создал рок-группу The Kids.

В 1969 году он собрал ансамбль Time Machines, который исполнял кавер-версии песен The Beatles и The Rolling Stones. В 1974 году ансамбль Time Mashines был переименован в "Машину времени".

В марте 1976 года группа выступала на фестивале "Песни молодежи-76" в Таллине, где заняла первое место. В 1979 году Андрей Макаревич получил официальный статус музыканта ("Концертная организация "Росконцерт", артист"). Несмотря на огромную популярность "Машины времени" в Советском Союзе, официальные круги долгое время не признавали ее.

В 1987 году "Машина времени" впервые выехала на гастроли за пределы СССР в Польшу, а затем в Японию, США, Болгарию, Испанию, Мозамбик.

Среди альбомов группы: "В добрый час" (1986), "Медленная хорошая музыка" (1989), "Внештатный командир Земли" (1993), "Кого ты хотел удивить" (1995), "Отрываясь" (1997), "Место где свет" (2001), "Машинально" (2004).

В 1990-е годы Макаревич время от времени выступал с сольными концертами в "бардовской" манере - без сопровождения, с одной акустической гитарой, исполнял собственные песни, не предназначенные для "Машины времени".

В 2002 году Макаревич основал "Оркестр креольского танго", включивший в себя лучших джазовых музыкантов страны. Начал гастролировать и записывать музыку как вместе с "Машиной времени", так и с "Оркестром креольского танго".

Андрея Макаревича: "У ломбарда" (1994), "Пионерские блатные песни" (1996), "Песни под гитару" (1998), "И т.д." (с "Оркестром креольского танго", 2002), "Идиш Джаз" (2013) и др.

С середины 1970-х годов Андрей Макаревич и группа "Машина времени" начали сотрудничество с кинематографистами. В 1974 году "Машина времени" приняла участие в съемках кинофильма "Афоня". Позднее музыканты сыграли рок-группу в картине Александра Стефановича "Душа" (1982), где в главных ролях снялись София Ротару и Михаил Боярский. У того же Стефановича Андрей Макаревич исполнил главную роль в картине "Начни сначала" (1986). Снимался в фильмах: "Рок и фортуна" (1989), "Сумасшедшая любовь" (1992), "Витрина" (2000), "О чем говорят мужчины" (2010) и др.

Кроме того, Макаревич написал музыку ко множеству фильмов: "Скорость" (1983), "Прорыв" (1986), "Без мундира" (1988), "Арифметика убийства" (1991), "Московские каникулы" (1995) и др.

В 1993 году Андрей Макаревич основал , а впоследствии и возглавил телекомпанию "Смак", стал ведущим одноименной программы. Также участвовал в создании программ "Эх, дороги", "Абажур", вел программу "Подводный мир".

Андрей Макаревич профессионально занимается графикой. В 1989 году в Московском дворце молодежи открылась первая выставка его графических работ. В дальнейшем персональные выставки Макаревича проходили в разных городах и странах.

В 1997 году Макаревич стал совладельцем стоматологической клиники Dental-Art (вместе с Леонидом Ярмольником и Леонидом Якубовичем).

В мае 1998 года вместе со Стасом Наминым и В

алерием Меладзе открыл "Ритм-блюз кафе".

Андрей Макаревич является автором ряда книг. В 1992 году он выпустил книгу "Все очень просто" с рассказами о жизни группы "Машина времени" 1968-1983 годов. За ней последовали другие: "Смак: встречи на кухне" (1998), "Что такое дайвинг, или Акваланги для всех" (в соавторстве с Юрием Бельским, 1999), автобиографическая книга "Сам овца" (2001), "Андрей Макаревич: песни и стихи" (2003), "Евино яблоко" (2011), "Живые истории" (2013) и др.

В 1999 году Андрею Макаревичу было присвоено звание народного артиста РФ.

Музыкант является обладателем многих наград. В 1993 году он был удостоен медали "Защитнику свободной России". В 1999 году музыканты группы "Машина времени" были награждены орденами Почета.

В 2003 году Андрей Макаревич был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003).

В 2012 году на фестивале "Лунный кот" Макаревич получил почетный кубок, диплом мэрии, медаль "Золотой кот", а также занял первое место в номинации "Графика" за роспись чайного сервиза "Five o"кот", выполненного Императорским заводом фарфора.

Макаревич трижды был женат. Первая супруга - Елена Фесуненко, вторая - Алла Романова, третья - Наталья Голубь. Несколько лет Макаревич прожил в гражданском браке с журналисткой Анной Рождественской. Дети: дочери Дана и Анна, сын Иван.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Интервью и фотосессия были назначены в подмосковном доме Андрея Макаревича. Узнав, что в гости к музыканту собирается приехать его сын Иван, мы попросили их сняться для издания вместе. Мы знали, что Андрей Вадимович крайне пунктуален и не любит опозданий, поэтому, невзирая на вечные пробки, прибыли вовремя. Тут же во дворе дома показался Иван. «О-о-о! Ты изменил прическу! Вроде был крашеным!» — воскликнул Андрей Вадимович. «Волосы сбрил для нового фильма», — пояснил младший Макаревич.

— Андрей Вадимович, давайте с темы отцов и детей и начнем наш разговор. Насколько часто вы видитесь с Иваном?

Несколько реже, чем хотелось бы, потому что он такой же занятой, как и я. Ваня снимается в кино, играет в театре, — вот, привез показать несколько экземпляров, — делает свою электронную музыку, в которой я мало что смыслю. Пару раз они выступали с ребятами у нас в клубе (Андрей является совладельцем джаз-клуба JAM Club. — Прим. «ТН»). Но эта полудиджейская история для меня, как для человека прошлого тысячелетия, загадка. Не понимаю, как можно создавать музыку в компьютерных программах, из нарезанных «кубиков». Тем не менее такая музыкальная культура существует во всем мире.

— Для меня воспитание заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми сам он вряд ли познакомится. С сыном Иваном. Фото: Михаил Королев

— Кроме музыки, на какие темы вы разговариваете со взрослым сыном? Есть ли те, которые никогда не поднимаете?

— Нет, мне трудно такое себе представить. Разговариваем обо всем, что интересно обоим. Если на экраны выходит новый фильм с Ванькиным участием, конечно же, смотрю, хотя телевизор не жалую. Извините меня, читатели «ТЕЛЕНЕДЕЛИ»… И если он потом позвонит и спросит: «Ну как тебе?» — отвечу откровенно, возможно, даже покритикую. Не знаю, насколько он во мне нуждается, но надеюсь, что примерно так же, как и я в нем. Мы созваниваемся, переписываемся. Не по сто раз в день, но и не раз в месяц.

— Надо ли выстраивать отношения со взрослыми детьми? Хотя бы ради того, чтобы не потеряться с ними в этом сумбурном мире…


— Я никогда ничего не выстраивал и не прилагал ни малейших усилий при общении со своими детьми. А по поводу того, чтобы не потеряться… Тогда их надо водить за собой на веревочке. Знаете, человек ощущает себя взрослым задолго до того, как окружающие, включая родителей, начинают его таковым считать. Я себя лет в пять чувствовал вполне здравомыслящим человеком. Прочитал 12 томов Жюля Верна прежде, чем поступил в 1-й класс. А бабушки и мама все еще обращались ко мне: «Ух ты, маленький…» Вот у отца никогда не было такого, он всегда со мной разговаривал как со взрослым. Мне было четыре года, когда он со мной рисовал, слушал пластинки Рахманинова, читал вслух «Облако в штанах» Маяковского. Бабушка удивлялась: «Вадим, что ты делаешь? Он же еще ничего не понимает!» — «Да все он прекрасно понимает», — отвечал ей мой папа. Откуда, вы думаете, я знаю на память огромное количество стихов Маяковского? Мне с отцом было очень интересно. Воспитание, мне кажется, заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми он без тебя вряд ли познакомится или познакомится позже, чем следует. Я глубоко убежден, что научить чему-то, привить вкус можно от двух до пяти лет. Дальше уже бесполезно. На мой взгляд, в том, что в итоге получится из человека, на 70 % «виноваты» гены, на 30 % — воспитание.

С родителями — Вадимом Григорьевичем и Ниной Марковной (1970-е). Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Читала в вашей книге о том, как отец с вами, еще дошкольником, гулял в чудовищный мороз по Ленинграду, знакомил с архитектурой…

— Он взял меня с собой в командировку (отец Андрея, Вадим Григорьевич Макаревич, преподавал в Московском архитектурном институте. — Прим. «ТН»). Но кто знал, что такие морозы ударят? Я был тепло одет, поэтому запомнил безумную красотищу вокруг, а не то, что было холодно. Уже тогда, в начале 1960-х, центр Питера — Биржа, Генштаб, Зимний — был подсвечен красивыми желтыми огнями, а Москва в то время стояла абсолютно темная. Мы гуляли по городу, и папа рассказывал об архитекторах, о том, в каком стиле построены здания. А на стенах еще оставались надписи «Бомбоубежище».

— Все мы родом из детства. А какой была ваша мама, Нина Марковна?

— Моя мама — человек, который был рожден для беспокойства. Даже если не было повода беспокоиться, она все равно его находила. При этом она работала врачом в институте туберкулеза, писала диссертацию, соответственно, была очень занята. Но в остальное время она беспокоилась. И таскала меня по знакомым врачам, опасаясь, что я заболею чем-то страшным. Из-за этого я постоянно болел, потому что она все же ухитрялась выискивать болезни. И, чтобы мальчик рос здоровым, насильно меня кормила.

Я ненавидел еду, любовь к этой простой радости возникла уже в зрелом возрасте. В детстве я не мог представить, что от пищи можно получать удовольствие.

— В своих книгах вы часто вспоминаете родителей. Видно, что росли в крепкой и дружной семье, где все любили друг друга. Со своими детьми у вас похожие отношения?

— Я занимался с ними, конечно же, меньше, чем мои родители со мной.

Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. И до сих пор живу в бешеном темпе, ничего не изменилось. Другое дело, что пытаюсь брать детей с собой, когда еду в интересные места. Например, полгода назад мы с Ваней и Аней отправились в путешествие в Майами. Сели

на здоровенный пароход, один из самых больших в мире, и поехали в круиз по островам — Ямайка, Карибы. Им все это было безумно любопытно, и я радовался, что они вместе, потому что такие встречи нечасто бывают.

Я всегда считал, что дети имеют право на собственное мнение, никогда ничего им не навязывал и старался не давить авторитетом. Так же поступали мои родители. Когда, проучившись в музыкальной школе года два с половиной, я, девятилетний, сказал родителям: «Все, не буду больше, не могу!», они не спорили, не заставляли ходить в ненавистное заведение. В дальнейшем я сам всего понемногу нахватался. И Ваню мы тоже не принуждали заниматься музыкой: не хочет — пожалуйста. А вот Аня музыкальную школу все же окончила, она очень прилично играет на фортепиано. Ей нравится заниматься, играть по нотам. Импровизировать, может, она не умеет, но классику играет хорошо. После окончания школы собирается поступать в медицинский. Хочет быть врачом: видимо, через поколение, от моей мамы передались ей определенные гены.

Думаю мои отношения с детьми точно такие же, какие были у моих родителей со мной и моей младшей сестрой Наташей. Просто обстоятельства жизни немного изменились. Мои дети росли на расстоянии от меня, а мы с родителями жили в коммуналке и были все время друг у друга на глазах. Две маленькие комнаты, пять человек: мама с папой, моя тетя Галя, моя бабушка Маня и я. До рождения Наташки мы жили в доме, где сейчас располагается собрание частных коллекций Музея Пушкина, в полукруглом флигелечке. Угловое окошко на первом этаже — наша спальня. Коммуналка была небольшая, в ней жили всего четыре семьи.

Помню наш двор, ящики с мороженым, которые таскали на ремне через плечо мороженщики. Фруктовое, за семь копеек, — гадость страшная! Привозили и газированную воду, там были два таких высоких стакана с сиропами и железный баллон, откуда качали газ. Школу свою отлично помню: она находилась недалеко, нужно было идти пешком через Большой Каменный мост, и со второго класса я ходил туда сам, без сопровождения.

С дочерьми Анной и Даной и сыном Иваном. Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Как вам кажется, много хлопот вы доставляли родителям?

— Нет, пожалуй. Я настолько рано занялся музыкой, что, честно говоря, мне дела не было до того, хлопотно со мной или нет. Мать, конечно, переживала сильно, когда нас с ребятами начали гнобить власти в 1970-е годы, но все равно всегда была на нашей стороне. Она, разумеется, боялась, что меня выгонят из института, и меня таки выгнали. Я же был хиппи. Она говорила: «Окончи институт, а потом делай что хочешь». Но в целом они оба — и мама, и папа — очень меня поддерживали.

Помогли с деньгами, когда я решил купить крохотную кооперативную квартирку по соседству с родительской. Мама, понятное дело, присматривала, куда я ушел, с кем тусуюсь, кто пришел и что это за девицы сидят и скоро ли они уйдут. Отец просил об одном: чтобы я не нервировал маму. И из всех своих заграничных командировок (раз в два года он, как архитектор, ездил делать советский павильон куда-нибудь за границу) привозил необходимое для нашей группы. Все свои жалкие суточные, до копейки, тратил на струны, инструменты. Вместе с ним мы выпилили мою первую гитару, не имея ни малейшего представления о том, как это надо делать. Я не знал, например, что есть такое понятие, как мензура, то есть расстояние от порожка до конца грифа. И думал, это неважно. Впоследствии оказалось, что важно: иначе гитара играет в произвольных тональностях.

— В вашем доме столько разных старинных вещей! Те первые гитары сохранились?


— Что вы! Это сейчас есть где все это складывать. А вообще всю жизнь была теснота. К тому же для того, чтобы стать обладателем следующей гитары — лучшего качества, нужно было продать ту, которая есть, добавить денег и купить новую. Хорошие инструменты — это дорого. На них можно тратить деньги безгранично.

— Соответственно, надо было зарабатывать. Александр Кутиков вспоминал, что ему пришлось устроиться разнорабочим. Днем выполнял план на заводе, вечерами играл на закрытых концертах «Машины Времени».

— Его отправили на завод под угрозой статьи «За тунеядство». Я-то, слава Богу, учился в архитектурном, поэтому­ меня привлечь по статье не могли. А позже я работал в институте «Гипротеатр». Мы тогда уже были довольно знаменитые. Все, что зарабатывали на концертах, складывали в коробочку и, когда нам нужны были новые динамики или колонки, доставали накопленное.­

— Что собой представляли те подпольные концерты?

— Небольшие зальчики домов культуры, общежития… Нас приглашали, мы притаскивали с собой аппаратуру, сами все включали, играли, потом сами же все разбирали, вытаскивали на себе и везли на каком-нибудь пойманном на дороге рафике ко мне домой. А куда еще? Билетов как таковых не было, организаторы разрезали на части почтовые открытки и продавали их.

Потом мы начали репетировать в клубе «Энергетик». Сменили множество помещений, пока наконец в ­1979-м­ не попали в Росконцерт.

— Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. Фото: Михаил Королев

— Росконцерт серьезно облегчал жизнь артистам. И «Машина Времени» стала первой рок-группой, которая оказалась в этой организации. Как вам, опальным музыкантам, это удалось?

— Сначала мы устроились в гастрольный Театр комедии, который находился при Росконцерте. Он был далеко не лучшим, мягко говоря. Но все же театр, пусть и плохой. Он много гастролировал, народ активно покупал билеты на спектакли, потому что на афише крупно писали: «Машина Времени», а мелко — «В спектакле «Виндзорские насмешницы» Шекспира», например. Мы сидели на заднем плане, тихонько и противно играли, чтобы не заглушать подвыпивших актеров. А потом в Росконцерте — организации коммерческой — поняли, что курица несет золотые яйца, надо отделить ее от театра. Время было пред­олимпийское, ветерком свободы повеяло. В общем, нас приняли на работу. Теперь милиция нас не вязала, а охраняла, что было очень важно. Мы сразу получили ставки как артисты и поехали по городам и весям нашей большой страны.

— Ставки в Росконцерте были приличные? На жизнь хватало?

— Денег было много. Мы получали двойную ставку за концерт во Дворце спорта, а играли два концерта в день, со сплошными аншлагами. Значит, на каждого выходило по 40 рублей в день. Это были бешеные деньги!

— То есть явно больше, чем давали подпольные концерты?


— Больше, к тому же подпольные концерты были нерегулярные и всегда сопряжены с опасностью. ОБХСС то и дело наведывался на наши выступления. Этих товарищей бесило, что они ничего не могут с нами сделать. Надо было доказать, что мы сами нелегально продаем билеты, а мы их в руках не держали. Устроителей же поймать тоже сложно: они продавали билеты только своим, а те — еще раз своим. Чужих на концертах вообще не было, мы практически знали в лицо всех — такой получался закрытый круг знакомых.

— Вы сказали, что, став артистами Росконцерта, сразу переместились на стадионы. Это уже были сольные концерты?

— Сольников в то время вообще ни у кого не было. Мы играли второе отделение. Поскольку других артистов тоже надо было кормить, на первом делали большую сборную программу: два юмориста, танец кукол, дрессированный медведь, акробаты — все как положено. Ансамбль танца «Сувенир» с нами ездил довольно долго, и в результате лучшая его часть перешла к нам в команду. В 1988 году мы поставили программу «Реки и мосты» с хореографией, балетом. Интересно поискать, может, в Интернете где-то съемки сохранились… Хотя свет тогда был плохой, все проходило в мистическом полумраке.

— Все наладилось, кроме того, что в Москве вашей команде было запрещено выступать…

— Верно, нам можно было играть везде, кроме столицы. Причем это сейчас артист приезжает на гастроли на день, а мы ехали на неделю, на две. Не скажу, что нас селили в каких-то чудовищных условиях, — нет, были нормальные по тем временам гостиницы. Другое дело, что после концерта мы возвращались ровно в тот момент, когда закрываются все буфеты, а жрать хотелось. За то, что в номере на плиточке ты приготовишь суп-письмо, могли и выселить.

— Суп, простите, что?

— Суп-письмо — это сухой суп в конвертике, куриный или говяжий. Все было очень весело, потому что мы были молодые, занимались любимым делом, публика нас обожала. Однажды в Питере после концерта поклонники подняли автобус с нами и пронесли несколько метров на руках. Сидеть внутри было страшновато.

— Но это что по сравнению с вызовами в Комитет государственной безопасности! Вы же находились под контролем КГБ много лет…

— Начиная с 1977 года за нами ходили представители всех органов внутренней секреции и постоянно вызывали на собеседование.

— Прямо на Лубянку?

— Нет, в основном это происходило в номерах гостиниц. В каждой гостинице были комнаты для так называемых собеседований.

— О чем говорили?

— О разном. Например, о том, что надо как-то определиться. Мне говорили примерно следующее: «У нашей власти есть враги — Сахаров, Галич. Мы их уважаем, но исключительно как врагов. Поэтому, Андрей, определитесь, кто вы. Если враг, поможем вам уехать. Если друг — пойте то, что у нас принято, а не то, что вы сочиняете». Приходилось отвечать, что, само собой, я не враг: объясните мне, что такого антисоветского в моих текстах, там же не написано «Долой советскую власть».

— Могли и жестче сказать: мол, Андрей, не валяйте дурака, вы понимаете, о чем речь…

— Видимо, среди тех людей тоже встречались симпатизирующие «Машине Времени». Один из них недавно принес мне на концерт интереснейший документ времен Росконцерта — «телегу» из Красноярска от какого-то идио­та из горкома партии про наш непотребный вид, волосы до плеч, джинсы и возмутительные слова песни «Синяя птица». После подобных жалоб собиралось руководство Росконцерта и сажало нас с воспитательной целью на репетиционный период. Мы говорим: «Ладно, посидим». Через месяц им всем жрать нечего. Спрашивают: «Работу над ошибками сделали?» Отвечаем: «Да, конечно». И играем то же самое. Мир с тех пор очень изменился.

— Мне многое непонятно в этом мире. Чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху. Фото: Михаил Королев

— Страна узнавала ваши песни по первому аккорду, но самих членов группы на протяжении долгого периода никто не видел. Почему?

— Фотографию запрещали размещать на афишах. Да и афиш поначалу у нас не было. Я хотел напечатать красивые, как были в то время у вокально-инструментальных ансамблей, но мне в Росконцерте сказали: «Зачем вам афиши? На вас и так ходят».

В 1981 году, когда мы снялись в фильме Александра Стефановича «Душа»,­ начался бум. Невозможно было пройти по улице и двух шагов. Мне пришлось постричься почти наголо. С фильмом забавно получилось. Стефанович чрезвычайно ушлый человек по умению развести начальство, тогда равных ему просто не было. То, что нас в то время сняли в кино, я до сих пор считаю большим чудом. Мы были невероятно популяр­ны­ — вот Стефанович и сделал на нас ставку. Абсолютно коммерческий шаг. Когда наверху спохватились, было уже поздно: фильм готов к прокату, государственные деньги потрачены.

Все изменилось после 1987 года: появились­ разные музыкальные программы, в том числе «МузОбоз». До этого нас пускали на телевидение только на Новый год — например, спеть с «За тех, кто в море». Помню, мы тогда вышли в дурацких фраках, которые подобрали в последний момент. Приехали­ сниматься, как обычно, в майках и рваных джинсах. Но режиссер увидел и сказал, что в таком виде не пойдет, новогодняя программа ­как-никак. Нас отвели в кладовку, где чего только не было: костюмы мушкетеров, пиратов — в общем, ахинея полная. Нам было уже наплевать, что надевать, поскольку

было понятно: снимать в основном будут Ротару, а не нас. Так и получилось. А с перестройкой нам дали зеленый свет: пустили и в Москву, и даже за границу.

Не понимая, о чем речь, послали на фестиваль альтернативной музыки в Польшу. Нас там, конечно, закидали кочерыжками: настолько сильно мы выпали из формата. А буквально через две недели мы поехали в Японию на фестиваль «Live Aid-2», где играли Джеймс Браун, Джордж Дюк, Ронни Джеймс Дио и многие другие суперартисты. Это было такое потрясение для нас, что у меня от волнения в самолете голос пропал: ни петь,­ ни говорить не мог. Лечили японскими таблетками и горячим виски. Еле прохрюкал что-то на сцене.

Особого фурора мы не произвели, но встретили нас доброжелательно, мы познакомились с великими музыкантами, выпивали вместе, разговаривали, подарили им наши пластинки, они нам — свои. Шел 1988 год, всем им было страшно интересно увидеть живых людей из-за железного занавеса. А потом мы надолго уехали в Америку с большим гастрольным туром. Опыт получили бешеный. Если бы это случилось лет на двадцать раньше, мне даже трудно себе представить, насколько мы были бы другими в профессиональном плане.

— Вашей группе почти полвека, и за это время вы ни разу не распадались, хотя бы на короткое время. Неужели ни у кого из участников не было периода шатаний и сомнений?

— Если кто-то шел вразнос, вроде Пети Подгородецкого, то он быстро покидал команду.

Когда-то меня позвали в «Ленком», но я не пошел. Захаров ставил спектакли «Тиль», «Автоград-XXI», и в му­зыкальную группу нужен был гитарист. Но я каким-то боком чувствовал, что по отношению к «Машине Времени» это будет не очень правильно. Если бы всю группу туда позвали, сомнений и не было бы.


Саша Кутиков уходил два раза: первый — в Тульскую филармонию, затем — в группу «Високосное лето». Но вернулся.

Мы всегда понимали друг друга и одинаково относились к жизни и ко всему происходящему. Конечно, это большое человеческое счастье — встретить таких людей, как те, что играют со мной в «Машине…» долгие годы. Мы могли ругаться, когда делали новую песню, или спорить по поводу того, как ее сыграть, как сделать аранжировку. На личности наши споры никогда не переходили. Не знали, кстати, что у битлов было точно такое же правило, к которому мы сами пришли: пока любой член команды говорит, что ему не нравится песня, работа не закончена. А поскольку вкусы у всех разные, то ­бодались все. Еще одно негласное правило: никакие жены, девушки к нашей работе не допускаются. Вообще. Однажды, когда мы были совсем молодые, Кутиков привел красивую девочку на репетицию, и мы его ужасно высмеяли. Дело, которым мы занимались, казалось нам святым. Не хватало еще девок водить!

— Мой загородный дом небольшой, но мне достаточно. В мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для музицирования. Фото: Михаил Королев

— Битлы, как известно, не раз писали в неподходящих условиях: например, у плиты, когда жарилась яичница. Вы помните, как была написана песня «За тех, кто в море», без которой и сегодня не обходятся дружеские посиделки?

— Для меня долголетие этой песни — загадка. 1979 год. Ташкент. После двух концертов мы поужинали, выпили, я сидел у открытого окна, было очень жарко, кондиционеров в то время еще не было. И придумал строчку: «Я пью до дна за тех, кто в море». Понял, что все, песня готова, остается придумать куплет. Позвонил Кутикову. Он из соседнего номера пришел с бутылкой коньяка, и мы к утру ее написали. Спели дважды в открытое окно и пошли спать.

— Хиты чаще пишутся на трезвую голову или наоборот?

Большей частью на трезвую, хотя «Три окна» я написал в такси по дороге домой, когда был уже хорошенький. Причем написал ее сразу начисто. Всегда с собой ношу блокнот с карандашом. И у кровати они тоже лежат. Иногда, бывает, ночью проснешься, в голове две строчки, думаешь: утром запишу. Нет, бесполезно, ничего не вспомнишь — ­надо записывать сразу. Песни сами решают, когда им появляться.

— Ваше личное эмоциональное состояние влияет на творчество? Больше песен пишется, когда на душе кошки скребут?

— Нет никакой связи. Недавно мы с «Машиной…» записали пластинку «Вы». Лет семь или восемь мы вообще ничего не выпускали, и вдруг мне в голову стали приходить новые песни в стилистике старой «Машины…», которую я очень люблю. До этого я несколько лет занимался джазом, записал ряд альбомов — и с «Креольским танго», и с «Идиш-джазом», мы

гастролировали по всему миру. «Машина…» существовала параллельно, мы давали концерты, но что-то новое не сочинялось. Ничего страшного в этом нет: значит, нужна была пауза. В конце концов, у нас около 500 песен!

— Андрей, как случилось, что вы, коренной москвич, выбрали жизнь за городом?

— За город я перебрался давно, первый дом купил почти 30 лет назад. Просто на Ленинском проспекте, где я до этого жил, у меня завелась сумасшедшая соседка, которая видела во мне классового врага и на любой звук тут же вызывала милицию. А мне и среди ночи может понадобиться проверить что-то в инструменте, или послушать что-то, или сыграть то, что пришло в голову. За городом я себя чувствую абсолютно свободным.

— Важен ли для вас размер дома? И что непременно должно в нем быть?

— Домик небольшой, но мне достаточно. Во-первых, нужна просторная мастерская для рисования. Помню, мой отец, когда мы жили в небольшой квартире на Комсомольском проспекте, рисовал в той же комнате, где я спал. Это был и кабинет, и спальня, и его мастерская. Он стелил четыре сырых листа на пол, а больше класть было некуда. Мне же гораздо проще: в мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для барабанов с усилителями, и для того, чтобы поиграть­ с ребятами.

Во-вторых, я люблю, когда приходят гости, поэтому нужен большой стол. Вот мы с вами за ним сидим. Здесь умещаются­ человек двенадцать.

Как видите, у меня еще есть сад, и он прекрасно плодоносит — им занималась моя бывшая жена Наташка, она вложила в него много сил и вкуса. С тех пор сад разросся. Когда въехали сюда — лет десять назад, — это было достаточно голое место. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди.

— Когда въехали сюда лет десять назад, это было голое место. Но теперь сад прекрасно плодоносит. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди. На заднем плане — часть корпуса субмарины, одно из напоминаний об увлечении подводным плаванием. Фото: Михаил Королев

— Какой-то рай в вашем доме!

— Я в раю ни разу не был, но здесь чувствую себя хорошо.

— За пределами дома тоже хорошо себя ощущаете?

— Мне многое непонятно в этом мире, и чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху.

— Вы про те нападки, которым подвергаетесь всю жизнь? Читаете, что пишут о вас в Интернете?

— Жизнь такая короткая. Зачем я буду читать что-то неприятное и глупое? Мало ли кто там что говорит! Мир состоит из огромного количества очень разных людей. Наивно надеяться на то, что ты переубедишь их или чему-то научишь. Дай Бог им всем здоровья, пусть они живут так, как считают нужным, а я буду жить так, как люблю.

— Чем вы занимаетесь, когда не находитесь на гастролях и не пишете диск?

— Люблю подстрелить рыбину и приготовить ее, позвать друзей и устроить праздник.

— Выпить вина, послушать музыку…

— Конечно! Хотя нет, без всякой музыки. Музыка — это работа. Можем иногда поиграть на гитарах или на рояле и попеть что-то из старосоветского. 22 сентября устраиваем в театре «Градский Холл» «Концерт для своих». Там немного мест, так что, думаю, придут только свои. В сентябре также , почти все уже готовы. 25-30 больших досок, несущих живопись, скажем так. Я всю жизнь работал с бумагой, занимался графикой, а тут впервые попробовал себя в другом качестве.

— С чего вдруг?

— Не знаю. Я не задаю себе этих вопросов. Терпеть не могу самоанализа. Стало интересно, вот и все. За год я все написал. Дело в том, что когда я сажусь работать — я сажусь работать. Нельзя на полчасика подойти и порисовать. Мне надо, чтобы день-два никто не дергал, не звонил.

Год назад из Филадельфии прилетала моя старшая дочь Дана с мужем Крисом и его тремя детьми, которые считают Дану мамой. (Музыкант узнал о существовании Даны, когда девушка была уже взрослой, ее мать — поклонница Макаревича. — Прим. «ТН»). Дети оказались в России впервые, для них это было настоящее приключение. Тут я раскрылся как москвич. Возил их в парк культуры, на Арбат, показал всю старую Москву. Им очень понравилось. И мне было приятно провести с ними время.

И вот что я вам еще скажу: до сих пор звук электрогитары, включенной в усилитель Vox, оказывает на меня­ магическое воздействие. Шерсть на спине встает дыбом. Этого вполне достаточно, чтобы понять, тем ли я занимаюсь всю жизнь. Остальное — это разговоры.­

Образование: окончил МАРХИ

Семья: дочь — Дана (43 года), юрист; сын — Иван (29 лет), актер; дочь — Анна (15 лет), школьница

Карьера: с 1969 года — лидер группы «Машина Времени». С 2001 года — лидер «Оркестра креольского танго». Выпустил 11 сольных альбомов и 21 альбом в составе «Машины Времени». Автор около 500 песен. Автор 14 книг. С 1970 года занимается графикой в смешанной технике. Народный артист РФ

Макаревич Андрей Вадимович (р. 1953) – российский певец, музыкант, композитор и поэт, бард, художник-график, телевизионный ведущий и продюсер, лидер и единственный участник музыкального коллектива «Машина времени», который не покидал группу со дня её основания. С 1991 года – Заслуженный артист РСФСР, с 1999 года – Народный артист РФ.

Рождение и семья

Его папа, Макаревич Вадим Григорьевич, родился в 1924 году. Во время Великой Отечественной войны в боях на Карельском фронте лишился ноги. После войны поступил на работу в мастерскую Горстройпроекта старшим архитектором. В 1956 году был приглашён в Московский архитектурный институт преподавать на кафедре строительной физики. Проработал на этом месте до 1993 года, получил звание доцента, потом профессора. Принимал участие в разработке «Монумента Победы» в Таллине, московского памятника Карлу Марксу, павильона юных натуралистов на ВДНХ. Во время проведения всемирных выставок в Монреале и Брюсселе, а также национальных выставок в Лос-Анджелесе, Генуе и Париже, оформлял советские павильоны.

Мама, Нина Марковна Макаревич (девичья фамилия Шмуйлович) родилась в 1926 году. В детстве обучалась в музыкальной школе, по профессии была врачом-фтизиатром, работала в Центральном научно-исследовательском институте туберкулёза. Защитила диссертацию, имела много научных трудов, среди советских микробиологов она одна из первых стала изучать нетуберкулёзные микобактерии.

Дедушка и бабушка по отцовской линии были учителями. Дед до переезда в Москву преподавал в сельской школе. Бабушка вела биологию, после войны руководила станцией юннатов, имела звание Заслуженного учителя РСФСР и награду – орден Ленина.

Дедушка по маминой линии был сапожником, бабушка работала в Московском уголовном розыске (МУР) патологоанатомом и судмедэкспертом.

В 1962 году у Андрея родилась младшая сестра Наташа, она, как и отец, архитектор.

Детские и школьные годы

В Москве неподалёку от Музея изобразительных искусств имени Пушкина, на улице Волхонке, располагался двухэтажный дом бывших князей Волконских. После войны в нём была коммунальная квартира, здесь и прошло детство будущего музыканта.

Мальчик рос всесторонне развитым, очень много читал, любил наблюдать за тем, как рисует отец, иногда помогал ему. Будущее своё представлял по-разному: в какое-то время ему сильно захотелось стать водолазом и обследовать морские глубины, потом решил посвятить себя науке герпетологии, которая изучает земноводных и пресмыкающихся. Нравилось маленькому Андрюше коллекционировать бабочек.

Вскоре семья получила отдельную квартиру на Комсомольском проспекте. В этом районе Андрей начал учёбу в школе № 19, которая считалась специализированной, в ней углублённо изучали английский язык.

Но больше всего мальчика привлекала всё-таки музыка. Отец сам отлично играл на пианино, также в доме было очень много пластинок. Поэтому Андрей привык к постоянному звучанию музыки – и современной, и классической. Однако, когда его отдали в музыкальную школу на класс фортепиано, он проучился около трёх лет и бросил занятия. К тому моменту он уже познакомился с творчеством Булата Окуджавы и принялся за самостоятельное обучение игре на гитаре. Понемногу он начал сам сочинять стихи и наигрывать бардовские мелодии.

Помимо музыки мальчика интересовал ещё спорт, с четвёртого класса он ходил на занятия по подводному плаванию, позже его увлекли горные лыжи.

Знакомство с «The Beatles»

В 1966 году произошло событие, перевернувшее судьбу Макаревича: он услышал музыку группы «The Beatles». Андрей, как и многие его сверстники, стал заядлым битломаном. Парню тогда казалось: всё, что он слышал до этого, была не музыка, и только теперь пришло ощущение, как будто из ушей вытащили вату, долгое время не дававшую ему слышать прекрасное. Всё внутри него двигалось и переворачивалось необратимо.

Утром перед школой он слушал «The Beatles», приходя домой после занятий, снова включал мелодии любимой группы, и они звучали в квартире до глубокой ночи. Когда у родителей, измученных «битлами», заканчивалось терпение, они выставляли сына с его магнитофоном на балкон. А он делал громкость на полную мощь, чтобы все вокруг тоже могли слушать и наслаждаться.

В восьмом классе Андрей организовал в школе музыкальный коллектив под названием «The Kids», ребята играли в стиле фолк-рок, кантри, а также исполняли кавер-версии англоязычных композиций.

В 1968 году Андрей организовал группу «Машина времени», в которую вошли его одноклассники, такие же битломаны, как и он, – Саша Иванов, Игорь Мазаев, Паша Рубин и Юра Борзов. Вскоре к ним ещё присоединился парень из параллельной школы Сергей Кавагоэ. Этот коллектив стал для Макаревича делом всей его жизни, на протяжении почти полувека он является её бессменным лидером, автором слов и музыки, исполнителем многих песен.

«Машина времени»

Однако, получив аттестат, по настоянию родителей, чтобы иметь высшее образование и приличную профессию, Андрей продолжил учёбу в Московском архитектурном институте. Через три года он был отчислен. Официальная версия звучала как «несвоевременный уход с рабочего места на овощной базе». А неофициально это было закрытым распоряжением партийной организации, которая не разделяла увлечение Макаревича рок-музыкой.

«Машина времени» всё равно осталась для Андрея на первом месте. Попутно он начал работать в Гипротеатре (организация занималась проектированием зданий для зрелищных сооружений и театров). В институте он восстановился, учился на вечернем отделении, в 1977 году получил диплом по специальности «архитектор» и «художник-график».

А в 1979 году «Машина времени» оформила официальный контракт с государственным концертно-гастрольным бюро «Союзконцерт», что дало ей легальный статус. Наконец-то Андрей смог уйти из Гипротеатра и значиться в трудовой книжке исполнителем и музыкантом.

Группа набирала стремительную популярность в стране, их каждая новая песня становилась классикой советского рока:

  • «Круг чистой воды»;
  • «Будет день»;
  • «Из конца в конец»;
  • «Право»;
  • «Флаг над замком»;
  • «Ты или я»;
  • «Свеча»;
  • «Марионетки»;
  • «Ах, что за луна»;
  • «Летучий голландец»;
  • «Три окна»;
  • «Чёрно-белый цвет»;
  • «Поворот»;
  • «Снег».

Записи «Машины времени» расходились по Советскому Союзу, музыканты стали знаменитыми, и началась большая гастрольная жизнь. В 1987 году они выехали за пределы СССР, концерты прошли в Польше, Мозамбике, Японии, Испании, Болгарии, США.

Композиции «Машины времени» звучали в популярных кинофильмах:

  • «Афоня»;
  • «Скорость»;
  • «Двойной обгон»;
  • «Бармен из «Золотого якоря»;
  • «Псы»;
  • «Стеклянный лабиринт»;
  • «Московские каникулы»;
  • «Арифметика убийства»;
  • «Шизофрения»;
  • «Перекрёсток».

В 1992 году вышла книга «Всё очень просто», где Андрей Макаревич повествует о жизни группы. Свой 25-летний юбилей коллектив отметил грандиозным выступлением на Красной площади в 1993 году. В 1998 году в честь 30-летия группы всех участников коллектива наградили Орденами Почёта.

В 2002 году Андрей организовал «Оркестр креольского танго», куда вошли лучшие российские джазовые музыканты. С этого времени он ездит на гастроли с двумя коллективами – «Машиной времени» и «Оркестром креольского танго».

В 2003 году в честь 50-летнего юбилея Президент РФ В. В. Путин подписал Указ о вручении Макаревичу ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Личная жизнь

В жизни Андрея Макаревича было три официальных брака и несколько неоформленных законно романтических отношений.

Первый брак был зарегистрирован в 1976 году со студенткой историко-архивного института Леной Фесуненко. Её отец был известным политическим обозревателем. Родители подарили молодым шикарную квартиру, но совместная жизнь не заладилась. Коллектив «Машины времени» на тот момент не видел просвета от гастролей, что не способствовало укреплению семейных отношений. Супруги прожили три года.

Второй избранницей Макаревича стала Алла Голубкина. Они поженились в 1986 году, спустя год у пары родился мальчик Иван. Эти отношения так же, как и предыдущие, продержались около трёх лет. Сын Андрея, Иван Макаревич, – российский музыкант и актёр, окончил школу-студию МХАТ на курсе у Константина Райкина, известен по фильмам: «Бой с тенью», «Бой с тенью. Реванш», «Иван Грозный», «Дом солнца», «Метро». Ваня поддерживает с отцом тесную связь.

В начале 90-х годов у музыканта были близкие отношения с радиоведущей станции «Европа-плюс» Ксенией Стриж.

В 1998 году Макаревич вступил в гражданский брак с журналисткой Анной Рождественской, на тот момент она также работала пресс-аташе в коллективе «Машина времени». В 2000 году у пары родилась девочка Аня, но совместный ребёнок не спас и этих отношений. Вскоре после рождения дочери Андрей и Анна расстались.

Третий раз Макаревич официально вступил в брак с Натальей Голубь в 2003 году. Женщина была младше супруга на 15 лет, работала гримёром, фотохудожником, стилистом. Это супружество оказалось дольше всех предыдущих, пара прожила вместе около семи лет. В 2010 году Андрей и Наташа развелись.

У Андрея есть ещё внебрачная дочь Дана. Она родилась в 1975 году, а папа узнал о её существовании, когда девушке уже исполнилось 19 лет. Она постоянно проживает в США в городе Филадельфия, работает юристом, замужем за бизнесменом. С отцом отношения поддерживает, но в Россию приезжает редко.

С 2013 года Андрей проживает в гражданском браке с российской певицей Марией Кац (сценический псевдоним Юдифь). Она была первой российской исполнительницей, которая представляла свою страну на международном конкурсе «Евровидение» в 1994 году, исполнила песню «Вечный странник» и заняла девятое место.

Обо всех своих бывших женщинах Андрей говорит с уважением. Причина расставания была всегда одна и та же: прошла любовь, а если нет чувства, то зачем дальше жить и мучить друг друга, лучше вовремя остановиться и остаться хорошими друзьями.

Телевидение

На российском телевидении Андрей Макаревич непременно ассоциируется с кулинарной передачей «Смак», которая выходит на Первом канале уже почти четверть века. Первый эфир состоялся в ноябре 1993 года. В гости к музыканту каждую неделю субботним утром приходили звёзды отечественного шоу-бизнеса, спорта, политики, кино и театра, чтобы приготовить своё фирменное блюдо.

Это была авторская передача Андрея, даже название «Смак» расшифровывалось как «С Макаревичем» (или «Советы Макаревича»). Его первым гостем стал лучший друг, замечательный актёр Александр Абдулов, который готовил плов.

В марте 2005 года программу закрыли ввиду того, что она уже слишком долго шла на телевидении. Макаревич стал вести новую передачу «Три окна», в которую снова приходили знаменитые гости, но они делились не только кулинарными секретами, но и своими творческими достижениями. Также в передаче Андрей демонстрировал много фрагментов своих путешествий по миру.

Однако у «Трёх окон» оказался слишком низкий рейтинг, передачу закрыли, а «Смак» возродили, но уже с новым ведущим – шоуменом Иваном Ургантом. Первым гостем в обновлённой программе «Смак» стал её автор и вдохновитель Андрей Макаревич.

В 1998-1999 годах Макаревич вёл ещё одну свою авторскую передачу «Абажур», где беседовал со звёздами. Его первой гостей была Алла Пугачёва.

В 2001-2002 годах Андрей был ведущим музыкальной программы «Макарена».

С 2003 по 2006 годы знакомил зрителей с красотой подводного мира в своей следующей авторской передаче «Подводный мир с Андреем Макаревичем».

Увлечения

С 1970 года музыкант регулярно устраивает выставки своих графических работ, причём они проходят не только в России, но и за рубежом – в Италии, США, Латвии, Великобритании.

Среди его других увлечений – дайвинг, подводная фото- и видеосъёмка, кулинария, бильярд, археология. Как и в детстве, Андрей увлекается коллекционированием, только теперь он собирает не бабочек, а ударные и струнные инструменты.

Макаревич является членом попечительского совета в Благотворительном фонде защиты животных «БИМ». Вместе с российской певицей Еленой Камбуровой на станции московского метро «Менделеевская» открыл памятник убитой в метрополитене собаке. Неоднократно давал благотворительные концерты, вырученные средства от которых шли на помощь бездомным животным.

62-летний певец и бывший телеведущий Андрей Макаревич, несмотря ни на возраст, ни на преграды, возникающие на пути по общественно-политическим причинам, продолжает творить и радовать поклонников своим творчеством. Обаятельная улыбка и песня на протяжении долгих десятилетий были его главным оружием, которым он сражал не только женские, но и мужские сердца. Личная жизнь Андрея Макаревича все эти годы была достаточно бурной, хотя, надо отдать ему должное, как настоящий джентльмен на вопросы о ней из уст журналистов он предпочитает лишь загадочно улыбаться, не раскрывая свои любовные секреты.

Биография Андрея Макаревича долгие годы связана с музыкой. В этом году группе "Машина времени" — его детищу, исполнилось 45 лет. За столько лет она не утратила ни своих слушателей, ни остроты песен. Ходили, конечно, слухи о том, что коллектив распадается, однако они не подтвердились, поскольку группа продолжает давать концерты, а зимой даже планируется выход нового альбома. Помимо музыкальной деятельности, Андрей Макаревич давно нащупал в себе и художественную жилку, поэтому сейчас много свободного времени уделяет именно "рисованию картинок", как он сам выражается.

В биографии Андрея Макаревича много женских имён. И это даже если не брать во внимание трёх законных жён певца. Причём известные женщины порой сами рассказывали о своих отношениях с музыкантом, ему оставалось лишь подтвердить или опровергнуть информацию. Например, Анна Рождественская и Ксения Стриж давали интервью на эту тему. Тем не менее, сейчас Андрей Макаревич считает, что личная жизнь уже не преподнесёт ему приятных сюрпризов на любовном фронте, потому что совсем юные девушки не привлекают певца из-за своего непонятного ему образа жизни, а одногодки, естественно, воспринимаются больше как друзья, чем кандидатки в возлюбленные. Певец, конечно, сожалеет, что подошёл к своему зрелому возрасту в полном одиночестве, только с этим, видимо, ничего не поделаешь — такова судьба.

Андрей Макаревич, его третья жена Наталья Голубь и сын Иван

Тем не менее, у Андрея Макаревича есть наследники, хотя отношения с детьми у певца не всегда складываются так, как хотелось бы. В принципе, сложно ожидать, что всё будет легко, когда все трое детей рождены разными матерями. У певца от второй законной жены есть сын Иван — начинающий актёр, отношения с которым сейчас достаточно ровные и дружеские, а также две дочери. Старшая дочь — Дана — уже замужем и живёт за границей, а младшая — Анна — со своей мамой в Москве (мать девочки — журналистка Анна Рождественская, у которой с Андреем Макаревичем был длительный роман, закончившийся жутким скандалом с интервью в СМИ).

Вконтакте

Одноклассники

Андрей Макаревич - популярный российский певец, талантливый композитор, бессменный лидер группы «Машина времени». Андрей Вадимович сочиняет стихи и тексты для своих песен, пишет картины. Его песни актуальны во все времена. Многие зрители помнят его в качестве телеведущего программы «Смак».

Из-за недавних громких заявлений Макаревича записали чуть ли не в предатели Родины. Однако сам Андрей Вадимович как-то признался: политика его никогда не интересовала. Больше всего на свете он хочет заниматься своим основным делом – музыкой.

Родители видели Андрюшу продолжателем дела отца – Вадима Григорьевича Макаревича, известного советского архитектора. Но в первом классе все же отдали его в музыкальную школу, в класс фортепиано. Нотная грамота никак не давалась мальчику, а уроки сольфеджио доводили до истерики. В конце концов, Андрей оставил занятия.

Хрущевская «оттепель» 1960-х расширила кругозор советских людей. Одним из открытий стала музыка британской группы «Битлз». Андрей Макаревич впервые услышал Леннона и Маккартни в 12 лет – и тоже сошел с ума: «Было чувство, что всю предыдущую жизнь я носил в ушах вату, а тут ее вдруг вынули. Я просто физически ощущал, как что-то внутри меня ворочается, двигается, меняется необратимо. Начались дни битлов. Битлы слушались с утра до вечера…

Иногда измученные битлами родители выгоняли меня на балкон вместе с магнитофоном, и тогда я делал звук на полную, чтобы все вокруг тоже слушали битлов…» К слову, записи «Битлз» в их доме появились благодаря отцу семейства Вадиму Макаревичу. Он попросил у коллеги зарубежную пластинку и переписал ее на магнитофон. Конечно, увлеченный подросток захотел тоже играть «как битлы». Вместе с отцом он даже выпилил из фанеры свою первую гитару.

Вот только в СССР битломанов не жаловали, и англоязычные песни тоже. Но Андрей нашел выход. Обучаясь в школе с английским уклоном, он вместе с одноклассниками Мишей Яшиным, Ларисой Кашперко и Ниной Барановой создал группу The Kids («Дети»), которая исполняла английские народные песенки. Ребята играли на вечерах школьной самодеятельности, где исполняли даже каверы «Битлз». Все это подавалось как процесс обучения английскому.

Однажды в школу приехали музыканты известного ВИА «Атланты». Руководитель ВИА Александр Сикорский разрешил школьникам сыграть на их аппаратуре. Макаревич был сражен звуком бас-гитары. Но купить ее в те годы было сложно. Тогда Андрей приобрел обычную акустическую и поставил на нее струны с виолончели. Звук получился вполне приемлемый.

Другим серьезным шагом стало решение подростка собрать новый коллектив, который получил имя Time Machines («Машины Времени»), Это название придумал барабанщик Юрий Борзов. В том же году ребята записали на домашний магнитофон свой первый альбом.

Исполнять рок в СССР было делом неблагодарным. Немногочисленные рок-группы маскировались под ВИА, игравшие рок под видом фолк-музыки. Советская группа с англоязычным названием и студенческим составом не имела шансов стать известной. Макаревич не сразу, но согласился переименовать название на «Машину времени». Ход оказался удачным, и в 1973 году фирма «Мелодия» записала пластинку вокального трио «Зодиак», аккомпанировала которому «Машина времени».

«…Даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, – это уже не просто хиппари из подворотни», – вспоминал музыкант. Спустя год режиссер Данелия пригласил Андрея и его команду сняться в комедии «Афоня». В кадр группа не попала, но в сцене, где герой Куравлева приходит на танцы, звучит песня Макаревича «Ты или я». Зато гонорар в 500 рублей позволил музыкантам приобрести магнитофон «Грюндиг», который долгое время служил им звукозаписывающей студией.

«Самопальные» записи «Машины времени» тем временем расползались по стране. Голос Макаревича стал знаком тысячам, а вот как он выглядит – знали не многие. И все же «машинисты» стали популярны. Когда девушки узнавали, что этот улыбчивый кудрявый парень – Андрей Макаревич, сразу проявляли к нему интерес. Но его сердце уже принадлежало Елене Фесуненко, дочери известного журналиста-международника.

На волне народной популярности ведущая передачи «Музыкальный киоск» Элеонора Беляева записала с «машинистами» целый выпуск. И хотя программу сняли с эфира, у музыкантов остались качественные записи их песен.

Несколько лет «Машина времени» не имела выхода на большую сцену. В конце концов, в 1979 году между основателями группы Макаревичем и Кавагоэ произошел конфликт, результатом которого стало закрытие группы. И только спустя полгода Александр Кутиков убедил Макаревича возродить «Машину».

Устав от гонений властей, Макаревич охотно согласился заключить первый контракт с Союзконцертом. Это давало право на легальную гастрольную деятельность. Однако дебютная пластинка «Машины времени» вышла не в СССР, а в США «…без всякого участия и ведома с нашей стороны, называлась “Охотники за удачей и звучала отвратительно, – вспоминал музыкант. – Удивительно, но денег за нее мы так и не видели». Зато Макаревича вызвали на Лубянку, где он давал пояснения, как пластинка с его песнями оказалась выпущена за океаном.

1980-е стали пиком популярности «машинистов». Так, в 1981 году режиссер и муж певицы Аллы Пугачевой Александр Стефанович пригласил группу сняться в его фильме «Душа», где главную роль исполняла София Ротару. После того как фильм получил несколько призов, артисты собрались на квартире Макаревича отметить успех. Жившая этажом ниже пожилая учительница решила проучить музыканта и ночью вызвала милицию.

Дверь открыл Михаил Боярский. Патрульные опешили. Когда в прихожую стали выходить София Ротару, Ролан Быков, Ивар Калныньш, парни в форме поняли, что их приезд вовсе не подразумевал попадание на вечеринку знаменитостей. Извинившись, они ушли – однако вредная соседка еще несколько лет не давала Макаревичу спокойной жизни.

Хотя концерты «Машины времени» всегда сопровождались аншлагами, до 1986 года группе было запрещено выступать в Москве. Только перестройка окончательно вывела «Машину» из тени. Тогда же, в 1987-м, Макаревич женился во второй раз – на косметологе Алле Голубкиной. В браке родился сын Иван. Но уже спустя три года из-за частых гастролей семейная жизнь дала трещину. Потом у Андрея были гражданские браки с радиоведущей Ксенией Стриж и журналисткой Анной Рождественской. Последняя родила ему дочь Анну. Третья официальная жена музыканта, стилист Наталья Голубь, прожила с ним семь лет – с 2003-го по 2010-й.

В чем была причина успеха группы в советские годы? Поклонники творчества Макаревича видели в его песнях протест против советской системы. Сам же он тогда сторонился политики. Лишь в августе 1991 года «Машина времени» открыто встала на сторону Ельцина, выступая с концертом на баррикадах, а в 1996-м артист стал доверенным лицом президента. Да и с Владимиром Путиным у него поначалу были неплохие отношения, он даже стал членом президентского Совета по культуре.

Переход Андрея Вадимовича в стан яростных критиков власти произошел после событий на Украине в 2014 году. Он не принял возврата Крыма в состав России и не раз делал громкие заявления. Клавишник и директор «Машины времени», поддержавшие политику власти, были Макаревичем уволены. Поклонники отреагировали по-разному: кто-то был на стороне кумира, кто-то категорически против, а кто-то просто не понял, зачем музыкант занялся политикой. Но это уже совсем другая история. Свой вклад в развитие отечественной музыки Андрей Макаревич внес существенный. И статус иконы советского рока ему принадлежит по праву.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...