Где произошло существование кастовой системы. Касты в Индии — как происходит деление


Каста - это оригинальная цивилизационная модель,
построенная на собственных сознательных принципах.
Л. Дюмон «Homo Нierarchicus»

Социальная структура современного индийского государства является во многом уникальной, в первую очередь в силу того, что она по¬прежнему, как и несколько тысячелетий назад, зиждется на существовании кастовой системы, являющейся одним из ее основных компонентов.

Само слово «каста» появилось позднее, чем началось социальное расслоение древнеиндийского общества. Изначально использовался термин «варна». Слово «варна» индийского происхождения и означает цвет, способ, сущность. В более поздних законах Ману вместо слова «варна» иногда применялось слово «джати», означавшее рождение, род, положение. Впоследствии, в процессе экономического и социального развития, каждая варна разделилась на большое число каст, в современной Индии их насчитывают тысячи. Вопреки расхожему мнению, кастовая система в Индии не отменена, а существует до сих пор; законом отменена только дискриминация по кастовому признаку.

Варны

В древней Индии существовали четыре основных варны (чатурварнья), или сословия. Высшая варна - брахманы - это жрецы, священнослужители; в их обязанности входило изучение священных текстов, обучение людей и совершение религиозных обрядов, поскольку именно они, как считалось, обладали надлежащей святостью и чистотой.

Следующая варна - кшатрии; это воины и правители, у которых были необходимые качества (например, мужество и сила) для управления и защиты государства.

За ними следуют вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры (слуги и чернорабочие). Об отношении к последней, четвертой варне повествует древняя легенда о сотворении мира, где говорится, что вначале богом были созданы три варны - брахманов, кшатриев и вайшьев, а позже были рождены народ (праджа) и скот.

Первые три варны считались высшими, а их представители были «дважды рожденными». Физическое, «первое» рождение являлось лишь дверью в этот земной мир, однако для внутреннего роста и духовного развития человек должен был родиться второй раз - заново. Это означало, что представители привилегированных варн проходили специальный обряд - инициацию (упанаяна), после которого они становились полноправными членами общества и могли обучаться профессии, которую наследовали от представителей своего рода. Во время обряда на шею представителю данной варны надевался шнурок определенного цвета и материала, предписанный в соответствии с традицией этой варне.

Считалось, что все варны были созданы из тела первочеловека - Пуруши: брахманы - из его рта (цвет этой варны белый), кшатрии - из его рук (цвет красный), вайшьи - из бедер (цвет варны желтый), шудры - из его стоп (цвет черный).

«Прагматизм» подобного сословного деления заключался в том, что изначально, как это предполагается, отнесение человека к определенной варне происходило вследствие его природных склонностей и задатков. Например, брахманом становился тот, кто умел думать головой (поэтому символ - рот Пуруши), сам обладал способностью к обучению и мог учить других. Кшатрий же - человек с воинственной натурой, больше склонный работать руками (то есть сражаться, поэтому символ - руки Пуруши) и т. д.

Шудры являлись низшей варной, они не могли участвовать в религиозных ритуалах и изучать священные тексты индуизма (Веды, упанишады, брахманы и араньяки), у них зачастую не было своего хозяйства, и занимались они наиболее тяжелыми видами труда. Их обязанностью было безоговорочное повиновение представителям высших варн. Шудры оставались «единожды рожденными», то есть не обладали привилегией возрождения к новой, духовной жизни (вероятно потому, что их уровень сознания не был к этому готов).

Варны были абсолютно автономны, браки могли совершаться только внутри варны, смешение варн, согласно древним законам Ману, не разрешалось, так же как и переход из одной варны в другую - высшую или низшую. Такая жесткая иерархическая структура находилась не только под охраной законов и традиции, но была непосредственно связана с ключевой идеей индийской религии - идеей реинкарнации: «Словно детство, юность и старость к воплощенному здесь приходят, так приходит и новое тело: мудреца этим не озадачить» (Бхагавадгита).

Считалось, что пребывание в определенной варне является следствием кармы, то есть совокупным результатом его действий и поступков в прошлых жизнях. Чем лучше вел себя человек в прошлых жизнях, тем больше шансов у него было в следующей жизни воплотиться в более высокой варне. Ведь варновая принадлежность была дана по рождению и не могла измениться в течение всей жизни человека. Для современного западного человека это может показаться странным, но подобная концепция, полностью господствующая в Индии на протяжении нескольких тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня, создавала, с одной стороны, основу для политической стабильности общества, с другой - являлась нравственным кодексом для огромных слоев населения.

Поэтому то, что варновая структура незримо присутствует в жизни современной Индии (кастовая же система официально закреплена в главном законе страны), скорее всего, напрямую связано с силой религиозных убеждений и верований, прошедших проверку временем и сохранившихся практически в неизменном виде до наших дней.

Но только ли в силе религиозных идей заключается секрет «живучести» варновой системы? Может быть, древней Индии удалось в чем­то предвосхитить структуру современных обществ и не случайно Л. Дюмон называет касты цивилизационной моделью?

Современная интерпретация варнового разделения могла бы выглядеть, например, следующим образом.

Брахманы - это люди знания, те кто получают знания, обучают им и разрабатывают новые знания. Поскольку в современных «знаниевых» обществах (термин, официально принятый ЮНЕСКО), уже пришедшим на смену обществам информационным, не только информация, а именно знание постепенно становится самым ценным капиталом, превосходящим все материальные аналоги, то становится понятной принадлежность людей знания к высшим слоям общества.

Кшатрии - люди долга, управленцы высшего звена, администраторы государственного уровня, военные и представители «силовых структур» - те, кто гарантирует закон и порядок и служат своему народу и своей стране.

Вайшьи - это люди дела, бизнесмены, создатели и организаторы своего дела, главной целью которых является получение прибыли, они создают продукт, востребованный на рынке. Вайшьи сейчас, так же как и в древности, «кормят» другие варны, создавая материальную базу для экономического роста государства.

Шудры - люди по найму, наемные рабочие, которым проще не брать на себя ответственность, а выполнять порученную им работу под контролем руководства.

Жить «в своей варне», с этой точки зрения, означает жить в соответствии со своими природными способностями, врожденной предрасположенностью к определенному виду деятельности и согласно своему призванию в этой жизни. Это может дать ощущение внутренней успокоенности и удовлетворенности тем, что человек проживает свою, а не чужую жизнь и судьбу (дхарму). Недаром о важности следовать именно своей дхарме, или долгу, говорится в одном из священных текстов, входящих в индуистский канон, - Бхагавадгите: «Лучше исполнять свои обязанности даже несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен».

В таком «космическом» аспекте варновое разделение выглядит как вполне прагматичная система для реализации своего рода «зова души», или, выражаясь более высоким языком, выполнения своего предназначения (долга, миссии, задачи, призвания, дхармы).

Неприкасаемые

В древней Индии существовала группа людей, не входившая ни в одну из варн, - так называемые неприкасаемые, которые де¬факто существуют в Индии до сих пор. Акцент на фактическом положении дел сделан потому, что ситуация с неприкасаемыми в реальной жизни несколько отличается от юридического оформления кастовой системы в современной Индии.

Неприкасаемые в древней Индии являлись особой группой, которая выполняла работы, связанные с тогдашними представлениями о ритуальной нечистоте, - например, выделку шкур животных, уборку мусора, трупов.

В современной Индии термин неприкасаемые официально не используется, так же как и его аналоги: хариджан - «дети Божьи» (понятие, введенное Махатмой Ганди) или пария («отверженный») и другие. Вместо этого существует понятие далиты, которое не несет в себе, как считается, оттенка кастовой дискриминации, запрещенной в индийской конституции. По данным переписи населения 2001 года далиты составляют 16,2 % от общей численности населения Индии и 79,8 % от общей численности сельского населения.

Хотя конституция Индии отменила понятие неприкасаемый, древние традиции продолжают доминировать в массовом сознании, что приводит даже к убийствам неприкасаемых под самыми разными предлогами. В то же время бывают случаи, когда человек, относящийся к «чистой» касте, подвергается остракизму за то, что посмел выполнить «грязную» работу. Так, Пинки Раджак, 22¬летняя женщина из касты индийских прачек, которые традиционно моют и утюжат одежду, вызвала возмущение среди старейшин ее касты, поскольку она занялась уборкой в местной школе, то есть нарушила строгий кастовый запрет на грязную работу, оскорбив тем самым свое сообщество.

Касты сегодня

Для защиты определенных каст от дискриминации существуют различные привилегии, предоставляемые гражданам низших каст, например, резервирование мест в законодательных органах и на государственной службе, частичная или полная оплата обучения в школах и колледжах, квоты в высших учебных заведениях. Для того чтобы воспользоваться правом на такую льготу, гражданин, принадлежащий к защищаемой государством касте, должен получить и предъявить специальный кастовый сертификат - доказательство его принадлежности к определенной касте, перечисленной в таблице каст, которая является частью Конституции Индии.

Сегодня в Индии принадлежность к высшей касте по рождению отнюдь не означает автоматически высокого уровня материальной обеспеченности. Зачастую дети из бедных семей высших каст, поступающие в колледж или вуз на общих основаниях при большом конкурсе, имеют намного меньше шансов получить образование, чем дети из низших каст.

Дискуссия о фактической дискриминации высших каст идет уже много лет. Встречаются мнения о том, что в современной Индии происходит постепенное размывание кастовых границ. Действительно, определить к какой касте относится индиец, сейчас практически невозможно (особенно в крупных городах), причем не только по внешнему виду, но зачастую и по роду его профессиональной деятельности.

Создание национальных элит

Формирование структуры индийского государства в том виде, в каком она представлена сейчас (развитая демократия, парламентская республика), началось в XX веке.

В 1919 году были проведены реформы Монтегю–Челмсфорда, основной целью которых являлось становление и развитие системы местного самоуправления. При английском генерал­губернаторе, который до этого фактически единолично управлял Индийской колонией, был создан двухпалатный законодательный орган. Во всех индийских провинциях была создана система двоевластия (диархия), когда управлением занимались и представители английской администрации, и представители местного индийского населения. Таким образом, в самом начале ХХ столетия впервые на азиатском континенте были введены демократические процедуры. Англичане, сами того не желая, способствовали становлению будущей независимости Индии.

После обретения Индией независимости возникла необходимость в привлечении к руководству страной национальных кадров. Поскольку только образованные слои индийского общества имели реальную возможность «перезапуска» общественных институтов в условиях независимости, ясно, что ведущая роль в управлении страной в основном принадлежала брахманам и кшатриям. Именно поэтому объединение новых элит было практически бесконфликтным, так как брахманы и кшатрии исторически принадлежали к высшим кастам.

С 1920 года начался рост популярности Махатмы Ганди, выступавшего за единую Индию без англичан. Возглавляемый им Индийский национальный конгресс был не столько партией, сколько национальным общественным движением. Ганди сумел осуществить то, что до него не удавалось никому, - пусть временно, но он практически ликвидировал конфликт интересов между высшими и низшими кастами.

Что завтра?

В Индии в средние века не было городов, похожих на европейские. Эти города скорее можно было бы назвать большими деревнями, где время как будто бы остановилось. До недавнего времени (особенно интенсивные изменения начали происходить в последние 15–20 лет) туристы, приехавшие с Запада, могли почувствовать себя в средневековой атмосфере. Реальные перемены начались после обретения независимости. Взятый во второй половине ХХ века курс на индустриализацию вызвал увеличение темпов роста экономики, что, в свою очередь, привело к увеличению доли городского населения и появлению новых социальных групп.

За последние 15–20 лет многие города Индии изменились до неузнаваемости. Большинство почти «домашних» кварталов в центре превратились в бетонные джунгли, а нищие кварталы на окраинах трансформировались в спальные районы для среднего класса.

По прогнозам к 2028 году население Индии превысит 1,5 млрд человек, наибольший процент из них будет составлять молодежь и, по сравнению со странами Запада, в стране будут самые большие по численности трудовые ресурсы.

На сегодняшний день во многих странах существует дефицит квалифицированных кадров в сфере медицины, образования и IT¬услуг. Эта ситуация способствовала развитию в Индии такого быстро развивающегося сектора экономики, как предоставление дистанционных услуг, например США и странам Западной Европы. Индийское правительство сейчас вкладывает огромные средства в образование, особенно школьное. Можно воочию наблюдать, как в горных районах Гималаев, где еще 15–20 лет назад были только глухие деревушки, выросли государственные технологические колледжи на больших территориях, с прекрасными зданиями и инфраструктурой, предназначенные для местной детворы из тех же деревушек. Ставка на образование в век «знаниевых» обществ, в особенности на школьное и вузовское образование, - беспроигрышная, и не случайно Индия занимает одно из лидирующих мест в сфере компьютерных технологий.

Такой прогноз роста индийского населения мог бы быть оптимистичным для Индии и привести и к серьезному экономическому росту. Но рост не происходит сам собой. Необходимо создать условия: новые рабочие места, обеспечение производственной занятости и, что не менее важно, обеспечение квалифицированного обучения всей этой огромной массы людских ресурсов. Все это является непростой задачей и скорее вызовом для государства, нежели бонусом. При невыполнении необходимых условий возникнет массовая безработица, резкое снижение жизненного уровня населения и, как следствие, негативные изменения в социальной структуре.

До сих пор существующая кастовая система являлась своего рода «предохранителем» от разного рода социальных потрясений в масштабе всей страны. Однако времена меняются, западные технологии интенсивно проникают не только в экономику Индии, но в сознание и в подсознание масс, особенно в городах, формируя новую, нетрадиционную для многих индийцев модель желаний по принципу «хочу больше и сейчас». Эта модель предназначена в первую очередь для так называемого среднего класса («так называемого», поскольку для Индии его границы размыты, а критерии принадлежности не совсем ясны). Вопрос о том, сможет ли кастовая система по¬прежнему служить предохранителем от социальных катаклизмов в новых условиях, остается пока открытым.

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

История происхождения кастовой системы

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите - по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн - касты, происходящий уже от латинского слова.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы - священнослужители;
  • кшатрии - воины;
  • вайшья - рабочие люди;
  • шудры - разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе , преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравноправием. с его биографией, это поистине человек с великой душой!

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати .

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых : им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи , зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых - пария . Это люди, совершенно изгнанные из общества - маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Заключение

Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.

Варны (касты) делятся на подкасты - джати . Существует 4 варны и множество джати.

В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это - изгнанные люди .

Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это - естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.

Четыре индийских варны

Варны и касты в наше время

Полторы тысячи лет до нашей эры индийское общество разделилось на 4 сословия. Их назвали варнами. С санкскрита это переводится как “цвет”,”качество” или “категория”. Согласно “Ригведе”, варны или касты появились из тела Бога Брахмы.

В Древней Индии изначально были такие касты(варны):

  • Брахманы;
  • Кшатрии;
  • Вайшья;
  • Шудры.

Согласно легенде Брахма создал 4 касты из частей своего тела

Возникновение каст в Древней Индии

Причин возникновения варн или так называемых индийских каст называют много. Например, арии (не путать со лженаучными “арийцами”), завоевав индийскую землю, решили поделить местный народ по цвету кожи, происхождению и материальному положению. Это упрощало социальные взаимосвязи и создавало выигрышные условия для правления. Арийцы возвели себя, очевидно, в касту высших, и брали в жены только девушек-брахманов.

Более подробная таблица индийских каст с правами и обязанностями

Каста, варна и джати - в чем разница?

Большинство людей путают понятие “каста” и “варна”, многие считают их синонимами. Но это не так, и с этим следует разобраться.

Каждый индиец, без права выбора, рождался в закрытой группе - в варне. Иногда их называют индийской кастой. Однако, каста в Индии - это подгруппа, расслоение в каждой варне, поэтому каст сегодня существует бессчетное количество. Только в 1931 году, согласно переписи населения, были опубликованы данные о 3000 индийских кастах. А варн всегда 4.

На самом деле каст в Индии более 3000, а варн всегда четыре

Джати - это второе название касты и подкасты, и джати есть у каждого жителя Индии. Джати - принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине, она тоже закрыта и эндогамна. В каждой варне есть свои джати.

Можно провести примитивный аналог с нашим обществом. Например, есть дети богатых родителей. Это - варна. Они учатся в отдельных детских садах, школах и университетах, общаются преимущественно, между собой. Эти дети, вырастая в подростков, делятся на субкультуры. Кто-то становится хипстером, кто-то - “элитным” предпринимателем, другие - творческой интеллигенцией, а кто-то - свободным путешественником. Это - джати или каста.

Касты в Индии могут делиться по религии, профессии и даже интересам

Они могут делиться по , по интересам, по выбранным профессиям. Однако, как это ни странно, люди этой варны редко “смешиваются” с другими, низшими варнами и даже кастами, и всегда стремятся к общению с теми, кто выше их.

Четыре индийских варны

Брахманы - высшая варна или каста в Индии. К ней относились жрецы, священнослужители, мудрецы, учителя, духовные наставники и те люди, которые связывали других людей с Богом. Брахманы были вегетарианцами и могли есть только ту пищу, которую приготовили люди их каст.

Брахманы - высшая и самая уважаемая каста в Индии

Кшатрии - это индийская каста или варна воинов, защитников своей страны, дружинников, солдатов и, как ни удивительно, царей и правителей. Кшатрии были защитниками брахманов, женщин, стариков, детей и коров. Им разрешалось убивать тех, кто не соблюдал дхарму.

Наиболее яркими представителями касты кшатриев-воинов являются сикхи

Вайшьи - это свободные общинники, торговцы, ремесленники, земледельцы, рабочий класс. Не любили заниматься тяжелым физическим трудом и крайне щепетильно относились к пище. Среди них могли быть очень зажиточные и богатые люди - владельцы , предприятий и земель.

Каста вайшьи зачастую это богатые купцы и землевладельцы, которые не любят тяжелой черновой работы

Шудры - низшая варна или каста Индии. В нее входили слуги, разнорабочие и чернорабочие. Все те, кто не имел ни дома, ни земли, и выполнял самую тяжелую физическую работу. Шудры не имели права молиться богам и становиться “дваждырожденными”.

Шудры - низшая каста в Индии. Они живут бедно и очень тяжело работают

Религиозный обряд, который проходили три верхних варны или касты Индии назывался “упанаяна”. В процессе посвящения на шею мальчика надевали освященный шнур, соответствующий его варне, и с тех пор он становился “двиджа” или “дваждырожденным”. Он получал новое имя и считался брахмачари - учеником.

У каждой касты свои обряды и посвящения

Индуисты верят, что праведная жизнь позволяет родиться в более высокой касте в следующей жизни. И наоборот. А брахманов, которые уже прошли большой цикл перерождений на Земле, ждет воплощение на других, божественных планетах.

Каста неприкасаемых - миф и реальность

Отдельное внимание нужно уделить неприкасаемым. Существование 5-ти индийских каст - это миф. На самом деле, неприкасаемые - это те люди, которые не попали в 4 варны по каким-то причинам. Согласно индуизму, они вели неблагочестивую жизнь в прошлом перерождении. “Каста” неприкасаемых в Индии - это чаще всего бездомные, нищие люди, которые осуществляют самую унизительную и грязную работу. Они попрошайничают и воруют, . Своим присутствием оскверняют индийскую касту брахманов.

Вот так живет каста неприкасаемых в Индии сегодня

Правительство Индии в некоторой степени защищает неприкасаемых. Уголовно наказуемо называть таких людей неприкасаемыми или даже внекастовыми. Запрещена дискриминация по социальному признаку.

Варны и касты в Индии сегодня

Какие касты есть в Индии в наше время? - спросите вы. А каст в Индии тысячи. Некоторые из них немногочисленны, однако есть и известные на всю страну касты. Например, хиджры. Это - индийская каста неприкасаемых, в Индии к ней относят трансгендеров, транссексуалов, бисексуалов, гермафродитов, интерсексуалов и гомосексуалов. Их шествия можно встретить на улицах больших и маленьких городов, где они совершают подношения матери-Богине. Благодаря множественным акциям протеста, индийская каста хиджр добилась признания себя “третьим полом” официально.

Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией(Хиджры) в Индии также относятся к касте неприкасаемых

Варны и касты в Индии в наше время считаются некоторым пережитком прошлого, но зря - система остается. В больших городах границы несколько стираются, а вот в деревнях старый уклад по-прежнему сохранен. Согласно Конституции Индии, запрещена дискриминация людей по варне или касте. Существует даже Конституционная Таблица Каст, в которой, кстати, вместо “индийская каста” используется термин “община”. В ней указано, что каждый гражданин Индии имеет право получить соответсвующий документ, который свидетельствует о принадлежности к касте.

В Индии любой желающий может получить документ о принадлежности к касте

Итак, кастовая система в Индии не просто сохранилась и дошла до наших дней, она работает и по сей день. Более того, другие народы тоже делятся на варны и касты, просто не дают этому социальному делению названия.

Древняя Индия – это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее кол-во различных духовных ценностей. Древняя Индия – это достаточно богатейший субконтинент с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Инди. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.

Свое название Индия приобрела от названия реки Инд, в долине которой и располагается. «Инд» в пер. значит «река». Протяженностью 3180 километров, Инд берет свое начало в Тибете, протекает через Индо-Гангскую низменность, Гималаи, впадает в Аравийское море. Разные находки археологов говорят о том что в Древней Индии было человеческое общество уже в период каменного века, и именно тогда возникли 1-ые социальные отношения, зародилось искусство, появились постоянные поселения, возникли предпосылки для развития одной из древних мировых цивилизаций – Индийская Цивилизация, появившаяся в Северо-Западной Индии (сегодня почти вся территория Пакистана).

Она датируется приблизительно XXIII-XVIII веками до нашей эры и считается 3-ей по времени появления цивилизацией Древнего Востока. Ее развитие, как и первых 2-ух-в Египте и Месопотамии, - было на прямую связано с организацией высокоих урожаев поливного земледелия. Первейшие археологические находки терракотовых статуэток и керамических изделий относят к 5 -му тысячелетию до н.э., они были изготовлены в Мехргархе. Из этого следует что, Мехргарх уже можно считать настоящим городом – это первый город в Древней Индии, о котором нам стало известно по раскопкам археологов. Исконным божеством у коренного населения Древней Индии – дравидов, был Шива. Он находится в числе 3-х главных божеств индуизма – Вишну, Брахмы, и Шивы. Все 3 бога считаются проявлением единой божественной сущности, но за каждым закреплена конкретная «сфера деятельности».

Так, Брахма считается творцом мира, Вишну был его хранителем, Шива был его разрушителем, однако именно он же заново его воссоздаёт. Шива у коренных жителей Древней Индии считался главным богом, считался образцом, достигшим своей духовной самореализации, управителем мира, демиургом. Долина Инда простирается на С-З субконтинента по соседству с древнейшем Шумером. Между данными цивилизациями, безусловно существовали торговые взаимоотношения, и вполне возможно, что именно Шумер оказал огромное воздействие на Индийскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории основным путем вторжения новых идей оставался сев-зап. Все другие пути в Индию были настолько закрыты морями лесами и горами, что, к примеру, великая древние китайская цивилизация почти не оставила в ней никаких следов.

Образование рабовладельческих государств.

Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»). Со временем совет старейшин теряет свое значение. Из племенной знати набираются военачальники и чиновники, ведающие сбором" налогов, организацией работ по вырубке лесов и осушению болот. Значительную роль в создающемся государственном аппарате начинают играть жрецы - брахманы.. Они учили, что царь выше других людей, что он, «подобно солнцу, жжет глаза и сердце и никто на земле не может даже смотреть на него».

Касты и их роль.

В рабовладельческих государствах Индии в первом тысячелетии до н. э. население делилось на четыре группы, называвшиеся кастами К Первая каста состояла из брахманов. Брахманы не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений. Вторая каста-кшатрии - была представлена воинами; в их руках находилось и государственное управление. Между брахманами и кшатриями часто велась борьба за власть. В третью касту - вайшьев - входили земле¬дельцы, пастухи и торговцы. Все покоренное ариями местное население составило четвертую касту - шудр. Шудры были слугами и исполняли самую тяжелую и грязную работу. Рабы не входили ни в одну касту. Деление на касты нарушило старое племенное единство и от¬крыло возможность для объединения лиц, происходивших из разных племен в пределах одного государства. Принадлежность к касте была наследственной. Сын брахмана рождался брахманом, сын шудры - шудрой. Для увековечения каст и кастового неравенства брахманы создали законы. В них говорится, что сам бог Брахма установил неравенство между людьми. Брахма, по словам жрецов, создал из своих уст брахманов, из рук - воинов, из бедер - вайшьев, а из ступней, которые в пыли и грязи,- шудр. Кастовое деление обрекало низшие касты на тяжелый, унизительный труд. Оно закрывало способным людям путь к знанию и государственной деятельности. Кастовое деление тормозило развитие общества; оно играло реакционную роль.

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты - большие группы людей с определенными правами и обя-занностями, передаваемыми по наследству. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.

Предыстория

Индийцы верили в переселение душ (см. урок ) и практику кармического воздаяния за поступки (в то, что от поступков зависит характер нового рождения и особенности существования). Согласно верованиям древних индийцев, принцип кармического воздаяния (карма) определяет не только то, кем ты будешь рожден в будущей жизни (человеком или каким-либо животным), но и место в общественной иерархии.

События / Участники

В Индии существовало четыре варны (сословия):
  • брахманы (жрецы),
  • кшатрии (воины и цари),
  • вайшьи (земледельцы),
  • шудры (слуги).

Брахманы, по представлением индийцев, появились из рта Брахмы, кшатрии - из рук Брахмы, вайшьи - из бедер, а шудры - из ступней. Кшатрии считали своими предками древних царей и героев, например, Раму - героя индийского эпоса «Рамаяна».

Три периода жизни брахмана:
  • ученичество,
  • создание семьи,
  • отшельничество.

Заключение

В Индии существовала жесткая иерархическая система, общение между представителями разных каст было ограничено строгими правилами. Новые идеи появились в рамках новой религии - буддизма. Несмотря неукорененность кастовой системы в Индии, Будда учил тому, что личные достоинства человека важнее, чем происхождение.

Положение человека в индийском обществе име-ло религиозное объяснение. В священных книгах глубокой древности (ве-дах) деление людей на касты считалось изначальным и установленным свыше. Утверждалось, что первые брахманы (рис. 1) вышли из уст верховного бога Брахмы, и только они могут узнать его волю и воздействовать на него в нужную для людей сторону. Убийство брахмана считалось большим пре-ступлением, чем убийство любого другого человека.

Рис. 1. Брахманы ()

Кшатрии (воины и цари), в свою очередь, возникли из рук бога Брахмы, поэтому им свойственна сила и крепость. К этой касте принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию, им принадлежала большая часть военной добычи. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама.

Вайшьи (рис. 2) образовались из бедер Брахмы, следовательно, им достались выгоды и богатства. Это была наиболее мно-гочисленная каста. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомнен-но, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе. Но основная масса вай-шиев была оттеснена от государственных дел и занималась земледелием и ремеслом, обратилась в основных плательщиков налогов. Собственно го-воря, духовная и светская знать смотрела на людей этой касты свысока.

Каста шудры пополнялась из числа покоренных чуже-земцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брах-мы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Поэтому они предназна-чены к услужению и к повиновению. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды для них не устраивались. Им также запрещалось изучение Вед. Наказание за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располага-лись неприкасаемые (парии) и рабы. Париям отводились занятия ры-боловством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т. д. Неприкасаемых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли яко-бы осквернить чистую воду. Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немед-ленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от сквер-ны. Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность.

Творцами этих правовых норм были брахманы - жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Ин-дии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божест-вом Брахмой, а государственная религия называлась браманизмом. Жизнь брахманов делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. С семилетнего возраста начинался период обучения. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили в дар учителю корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам за себя и за других. В старости брахман мог стать отшельником. Он отказывался от жизненных благ и общения с людьми ради достижения душевного покоя. Они верили, что муки и лишения помогут обрести освобождение от бесконечной цепочки перерождений.

Около 500 г. до н. э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхартха Гаутама по про-звищу Будда (Пробужденный) (рис. 3). Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, по-этому нельзя никому из них вредить: «Если не будешь убивать даже мух, то после смерти станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти становится животным». Поступки человека влияют на обстоятельства, при которых он возродится в следующей жизни. Достойный человек, проходя через ряд перевоплощений, достигает совершенства.

Рис. 3. Сиддхартха Гаутама ()

Многие индийцы считают, что, умерев, Будда стал главным из бо-гов. Его учение (буддизм) широко распространилось в Индии. Эта религия не признает нерушимых границ между кастами и считает, что все люди братья, даже если они верят в разных богов.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Religmir.narod.ru ()
  2. Bharatiya.ru ()

Домашнее задание

  1. Какие обязанностями и правами обладали в древнеиндийском обществе брахманы?
  2. Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахмана?
  3. Кто такие парии, к какой касте они принадлежали?
  4. Представители каких каст могли достичь освобождения от бесконечной цепи перерождений?
  5. Как происхождение человека влияло на его судьбу по учению Будды?
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...