Описывает социальное неравенство в обществе, деление со­циальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность


Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

ТЕМА 4. Социально-классовая структура общества

Основные группы в стратификационной структуре общества

Социально-классовая структура общества

Субъектами, носителями социальных отношений являются социальные общности и группы. Именно субъекты связывают в единую социетальную систему основные сферы общественной жизни, поэтому анализ социальной структуры общества является центральной проблемой социологии.

В самом общем виде социетальная структура - это устойчивая связь таких элементов социокультурной системы, как классы, слои и группы, которые различаются своим местом в системе социальных неравенств общества.

Поэтому сначала необходимо выяснить истоки социального неравенства и его влияние на социальную дифференциацию людей в обществе.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к институциональному закреплению. Например, сильный, волевой, целеустремлённый человек может быть лидером и подчинять себе членов группы, получая больше материальных благ, почёта до тех пор, пока не появится более сильный и амбициозный претендент. Авторитет лидеров родоплеменных социальных структур должен был постоянно поддерживаться успешным достижением групповых целей.

Следующим этапом формирования социального неравенства является закрепление существующего положения в условиях общественного разделения труда и обмена. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (отец, врач, продавец, политический деятель), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население).

Закрепление неравенства осуществляется путём институционализации и нормативной базы, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Даже естественные различия приобретают социально институционализированную форму. Женщины оказываются социально неравными мужчинам, младшие - старшим. Появляется устойчивая система социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким критериям, как имущество, доступ к власти и др.

Причины социального неравенства социологи объясняют по-разному. Функционалисты, начиная с Э.Дюркгейма, указывают на разделение функций по их значимости для конкретного общества. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия неравных друг другу социальных групп.

Марксисты считают, что неравенство есть не только следствие разделения труда, но и собственности, формы собственности и способа владения ею.

Теории социального обмена утверждают, что неравенство возникает в результате несправедливого, неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. М.Вебер впервые обосновал важность выделения неравных статусных групп, которые различаются социальным престижем, принадлежностью к определённым политическим кругам (партиям), доступом к власти.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социальной системы: в семье, в быту, на производстве, в организациях, больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни в известных нам типах социальных систем. Неравенство упорядочивается социальными институтами, потому что оно придаёт устойчивость социальным отношениям и стимулирует развитие производительных сил общества. Воспроизводство неравенства ведёт к стратификации общества.

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определённом обществе, в определённый исторический отрезок времени.

Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить в виде разделения всего общества на страты (это означает - слой). Расслоение общества на страты можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем, по сравнению с естественными стратификациями, социальная предполагает: ранговое расслоение , когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим; меньшую численность верхних слоёв.

Тщательно разработанную теорию стратификации создал наш соотечественник П.А.Сорокин, который считал, что невозможно дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационные структуры: экономическую, профессиональную и политическую . Он использовал критерии, выявленные его предшественниками и современниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д.

Как представлял себе П.А.Сорокин социальное расслоение общества?

Прежде всего, он различал одномерную стратификацию , осуществляемую посредством выделения групп по какому-либо одному признаку , например, по доходам. Далее, в ходе многомерной стратификации определяются группы, имеющие целый набор общих признаков, например, женщины определённой национальности, возраста, с низкими доходами.

По мнению П.А.Сорокина, в современном мире существуют миллионы социокультурных систем, в которых можно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, всемирные религиозные объединения (миллиард католиков, несколько миллиардов мусульман). Это множество социальных систем классифицируется по множеству оснований.

Среди одномерных групп выделяются биосоциальные : расовые, половые, возрастные; социокультурные : род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, государства, профессиональные группы, экономические группы, религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности).

К многосторонним (комбинация нескольких ценностей) группам П.А.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, сословие и классы.

Данная схема в социологии особенно не оспаривается, хотя предлагаются и другие теории стратификации.

В работах американских социологов насчитывается до 90 признаков стратификации. В разные периоды истории на передний план выходят то одни, то другие основы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть своего национального дохода на обслуживание мёртвых, включая их в свою ранговую систему. В России в течение многих столетий заметную роль в стратификации играла религия. Русские раскольники (дворяне, купцы, крестьяне) шли в огонь ради права креститься по-своему.



Согласно взглядам американского социолога Э.О.Райта, в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, позволяющие выделить главные страты.

1. Контроль за инвестициями или денежным капиталом.

2. Контроль за землёй и промышленными средствами производства.

3. Контроль за трудом и властью.

Класс капиталистов контролирует все три вида ресурсов, в то время как рабочие - ни одного.

Фрэнк Паркин, британский социолог, последователь М.Вебера, рассматривает собственность, контроль за денежными ресурсами, расу, национальность, язык, религию - как особые социальные перегородки, разделяющие страты. Например, в Южной Африке до недавнего времени союзы белого населения исключали членство в них чернокожих, чтобы сохранить своё привилегированное положение.

Немецкий социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между группами за престижное место в стратификационной системе. Р.Дарендорф делит современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, первые делятся на две подгруппы: управляющих-собственников и управляющих-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя основными стратами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих.

Наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У.Мура - сторонников функционального подхода Э.Дюркгейма.

Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями. Для распределения людей по социальным статусам и их мотивации используется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство доходов, и самих статусов. Чем сложнее работа, чем большей профессиональной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и оплата труда. Однако есть ещё одна группа статусов, которые функционально не значимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы, т.е. непрестижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность также важна, поэтому духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Наградой не всегда являются деньги. Это может быть больший почёт, уважение, знаки отличия, ордена.

Таким образом, с точки зрения функционалистской теории, неравенство и статусное распределение на шкале стратификации зависит, прежде всего, от функциональной значимости данного статуса, требований к исполнению роли (профессиональные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

Социологии известны четыре основные исторические системы социальной стратификации.

Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей принадлежит другим как собственность. Как основная, массовая система стратификации, рабство исчезает в ХΙХ веке, но и сегодня элементы работорговли сохраняются в некоторых странах третьего мира.

Касты связывают с культурой индийского субконтинента, где они тщательно продуманы и связаны с индуистской религией. Религия и традиции закрепляют принадлежность к касте настолько сильно, что брахманы, например, вообще избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те, в свою очередь, занимаются в основном животноводством.

Подобные кастам системы стратификации возникали и в других странах, когда проводилась политика расовой сегрегации. Например, в США, после ликвидации рабства, степень отделения чёрных от белых оставалась настолько сильной, что стратификационная система была фактически кастовой.

Сословия были частью европейского феодализма и других традиционных цивилизаций. Место сословий в стратификационной системе закреплялось законом, все сословия имели разные права, обязанности, одежду и т.п. Места в иерархии распределялись следующим образом: аристократия, дворянство, духовенство, торговцы, свободные крестьяне, слуги, художники и т.п.

Классы различаются, прежде всего, экономическими возможностями, являются безличными, мобильными и не зависящими от правовых и религиозных норм.

Страты должны рассматриваться не в застывшем неизменном положении, а в постоянных движениях и перемещениях. Эти перемещения в социологии получили название «социальная мобильность».

Социальная мобильность - это любой переход индивида, группы, социального объекта из одной социальной позиции в другую, из страты - в страту, или в пределах одного слоя. (Под социальным объектом П.А.Сорокин понимает собственность, предметы культуры).

Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида (социального объекта) из одной группы в другую, расположенную на том же уровне (смена места жительства, семьи, религии). Статус, доход, престиж при этом не меняются. Если такое перемещение происходит вверх (служебное повышение, увеличение доходов), то имеет место вертикальная мобильность. Лишение статусов, банкротство, потеря уважения, лишение наград - примеры нисходящей вертикальной мобильности.

В связи с тем, что социальные перемещения людей и социальных объектов осуществляются как индивидуально, так и совместно, различают индивидуальную и групповую вертикальную мобильность.

По образному выражению П.А.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности связан с действием основных социальных каналов (лифтов). Под ними П.А.Сорокин понимает основные социальные институты: армию, систему образования, политические и экономические организации, брак и семью, собственность.

Например, отдельный индивид избирает карьеру военного, поскольку она гарантирует стабильный, постепенный подъём из одной страты в другую, рост доходов, статуса, престижа. Война может ускорить движение этого социального лифта, поскольку предполагает выбытие вследствие гибели тех, кто занимает более высокие ранги, даёт возможность проявить воинскую доблесть, получить награды и т.п.

В духе позитивистской традиции П.А.Сорокин предлагает различать абсолютную и относительную интенсивность мобильности (количество перемещённых за единицу времени), рассчитывать совокупный индекс мобильности и т.п. Его работа «Социальная мобильность» до сих пор считается официальным учебником в американских университетах.

Позитивизм П.А.Сорокина отчётливо проявляется также в формулировке основных закономерностей стратификации. Приведём некоторые примеры:

1. Любое общество стратифицировано; нестратифицированное общество - утопия.

2. Ни один индивид, ни одна группа не могут постоянно сохранять одно и то же место в системе стратификации.

3. Чем у́же границы стратификации, тем вероятнее социальный застой, прекращение развития; чем шире границы стратификации, тем вероятнее социальные взрывы и революции.

Для измерения социальных дистанций в социальной иерархии П.А.Сорокин предложил термин «децильный коэффициент» , означающий разницу в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных.

Изменения положения индивида в стратификационной системе могут происходить не только под воздействием вертикальной и горизонтальной мобильности, а также в результате реорганизации социальной структуры, введения новой системы стратификации. Появляются или исчезают новые отрасли промышленности, сферы обслуживания, новые профессии.

Массовые перемещения по горизонтали и вертикали связаны с глубокими изменениями в экономической системе общества, с изменением идеологических ориентиров, появлением новых социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление со­циальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенст­во было незначительным, поэтому стратификация там почти от­сутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Воз­никли касты, затем сословия, а позже классы. В одних общест­вах переход из одного социального слоя (страты) в другой запре­щен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закры­тым или открытым.

^ СЛАГАЕМЫЕ СТРАТИФИКАЦИИ

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила соци­альные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточ­ные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Богатые занимают самые привилегированные должности и са­мые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачива­ются и связаны с умственным трудом, выполнением управленче­ских функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств состав­ляют элиту общества. К зажиточным слоям, составляющим сред­ний класс, в современном обществе относят врачей, юристов, пре­подавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию; к низшим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занима­ет промежуточное между средним и низшим классами положение.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень об­разования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образо­вания. Таким образом, к доходу как главному критерию страти­фикации добавляются престиж профессии (занятия), объем влас­ти и уровень образования.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом на­зывают сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, посо­бий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высо­ки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются дви­жимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственника­ми, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты не­велика. У среднего и низшего классов главным источником суще­ствования выступает доход, так как у первого если и есть богат­ство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ра­ди зарплаты.

Суть власти - в способности навязывать свою волю вопре­ки желанию других людей. В сложном обществе власть институ­ционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окруже­на привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, составляют эли­ту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государ­ства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользу­ется та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Долж­ность президента коммерческого банка престижнее должности кас­сира. Все профессии, занятия и должности, существующие в дан­ном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место чело­века в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый ста­тус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабст­во и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвиж­ную систему стратификации, или открытое общество, где допус­каются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое об­щество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сослов­ным устройством следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы истори­ческие типы стратификации.
^ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в раз­витии. Совокупность социальных перемещений людей в общест­ве, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мо­бильностью.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет спускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и об­ладатели низких статусов для себя и своих детей желают того же самого. Так получается и в человеческом обществе: все стремят­ся наверх и никто - вниз.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ

М ежпоколенная мобильность предполагает, что дети либо до­стигают более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

^ Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Пример: токарь ста­новится инженером, а затем начальником цеха, директором заво­да, министром машиностроительной отрасли.

^ Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од­ной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют вос­ходящая мобильность(социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность(социальный спуск, движение вниз). По­вышение в должности - пример восходящей мобильности, уволь­нение, разжалование - пример нисходящей.

^ Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, на одном уровне. Примером служит перемещение из православной религиозной группы в католическую, из одного гражданства в другое, из од­ной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь об­разованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонта­ли происходят у каждого человека независимо от других; группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает гос­подствующие позиции новому классу.

Таковы главные виды социальной мобильности. Кроме назван­ных, иногда выделяют организованную мобильность, когда пере­мещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизон­тали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной ор­ганизованной мобильности можно отнести репатриацию (переселе­ние) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных инди­видов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или про­фессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50- 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.
^ КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дал П. Сорокин . Только он называет их «каналами вертикальной цир­куляции». Особый интерес представляют социальные институты - ар­мия, церковь, школа, семья, собственность, которые используют­ся в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала мобильности в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появля­ется возможность захватывать трофеи, брать контрибуции, уво­дить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низ­ших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись бла­годаря армейской карьере. Наполеон и его окружение - марша­лы, генералы и назначенные им короли Европы - вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и другие командую­щие достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила боль­шое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепи­скоп Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. П. Сорокин изучил 144 римских католических пап и ус­тановил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Ин­ститут целибата (безбрачия), введенный в XI веке папой Григо­рием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходя­щего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви бы­ли отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было не­мало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни имели, во все века служили мощным ка­налом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обще­ствам, где школы были доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Британия представляет другой полюс, на котором привилеги­рованные школы доступны только высшим слоям населения. «Со­циальный лифт» короткий: он движется только по верхним эта­жам социального здания.

Пример «длинного лифта» представляет Древний Китай. В эпо­ху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие прави­тельственные посты. Под влиянием Конфуция правительство ман­даринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возве­личенных благодаря школьному «механизму».

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих стра­нах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высоко­го положения только те, кто имел деньги, а не знатное проис­хождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профес­сии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

^ Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знат­ным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, по­лучив то, что хотел каждый.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражда­нина.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Социальные санкции - разветвленная система вознагражде­ний за выполнение норм, за согласие с ними, и наказаний за от­клонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют 4 типа санк­ций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

^ Формальные позитивные санкции - публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительства, уч­реждения, творческого союза): правительственные награды, госу­дарственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (напри­мер, избрание председателем правления).

^ Неформальные позитивные санкции - публичное одоб­рение, не исходящее от официальных организаций: дружеская по­хвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, при­знание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

^ Формальные негативные санкции - наказания, преду­смотренные юридическими законами, правительственными указа­ми, административными инструкциями, предписаниями, распоря­жениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, по­нижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

^ Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замеча­ние, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебре­жение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распус­кание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе со­циального контроля. Вместе с ценностями и нормами они состав­ляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролиру­ют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санк­ции также предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная на­града, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Санк­ции также вносят в поведение элемент предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и санкцию.
ЮНОСТЬ
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами (загляните в словарь английского языка или в другой источник и установите смысл тер­мина). В этом возрасте происходят важные физиологические из­менения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: возникает влечение к противоположному полу, усиливается агрес­сивность (зачастую немотивированная), проявляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творче­ству, непризнание всех и всяческих авторитетов, с одной сторо­ны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порож­дают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Среди ее негативных характеристик обычно выде­ляют три явления-символа: наркотики, секс и насилие. Подрост­ковый период называют «трудным возрастом», «переломным пе­риодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного ма­лым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи деть­ми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивает­ся параллельная система ценностей и взглядов на мир, кото­рая частично пересекается с позицией родителей, а частично с взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - эта­жи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одно­временно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юно­ши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манеры по­ведения, круга знакомств, т. е. всего того, что составляет соци­альную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «пра­вильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя глав­ными обстоятельствами:

Несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинэй­джеров, который задан их возрастом;

Несовпадением старого стиля родительства, ориентирован­ного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребен­ком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, задан­ных им психофизиологическим повзрослением;

Противоречием между усилившейся ориентацией на само­стоятельность и зависимостью от мнения сверстников.

Психофизиологическое взросление практически ничего не ме­няет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, уча­ствуют в общественной и производственной жизни: Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законода­тели, потребители, защитники и т. д. А тинэйджеры экономичес­ки несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распоряди­телями, производителями, законодателями. Они лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается ис­ходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравне­нию со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйд­жеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже ре­шены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать го­раздо больше ошибок, чем это делают взрослые. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая рас­пущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры броса­ют школу, в результате чего нарушается процесс социализации. Незаконченное образование сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупо­требление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина по­буждает многих бросать школу. Статус школьника считается «не­взрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.
^ ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) пре­одолевается. Психофизиологическое взросление совпадает с со­циальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально за­траченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризуется расцветом человеческой личности (хо­тя конкретные люди, конечно, различаются степенью своего лич­ностного развития).

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным эта­пом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее не­сколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими со­бытиями: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, созда­ние семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т. е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспиран­туре) до 21-23 лет, а может и ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого воз­раста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию - муж­чин в 60, а женщин в 55 лет.

Социологическим критерием разграничения двух периодов - молодежного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность . Но что считать проявлением та­кой самостоятельности? Бывали времена, когда 20-летние юноши командовали армиями, занимались другими серьезными взрослы­ми делами, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды исто­рии - во время войн и революций - молодежь быстрее дости­гает общественного признания, ее социальный статус растет бла­годаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутирования. Напротив, в спокойные периоды истории этап не­самостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которые позволяют определить со­ответствие молодого человека статусу взрослого. Он должен:

Сам себя обеспечивать средствами существования;

Распоряжаться деньгами независимо от других;

Быть самостоятельным в выборе образа жизни;

Проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствуют четырем при­веденным критериям и поэтому вправе называться взрослыми. Наряду с указанными критериями социологи пользуются и дру­гими. Это в частности: а) способность отвечать перед законом, б) допуск к голосованию на выборах, в) вступление в брак. С точки зрения социализации лишь вступление в брак служит зна­чимым критерием взрослости. Семья - единственный агент со­циализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жиз­ни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок - объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Старики и пожилые члены семьи мо­гут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

^ Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, брать­ев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственни­ков, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тре­неров, врачей, лидеров молодежных группировок; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, универ­ситета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотруд­ников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. ^ Пер­вичная социализация касается непосредственного окружения че­ловека и включает прежде всего семью, родственников и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, ок­ружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вто­ричной - на поздних. Соответственно выделяют агентов первич­ной и вторичной социализации.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с ре­бенком тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-лич­ных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вто­ричной социализации. Милиционер или полицейский всегда вы­ступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предпри­ятие - средства существования и т. п. Напротив, агенты пер­вичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств сущест­вования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазироди­телей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Любое общество структурировано по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.

Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.

Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации.

Стратификация – такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые – меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.

С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социальных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Основоположник теории стратификации Макс Вебер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии.

Основополагающим для современных стратификационных концепций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер инфильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, – которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической области деятельности.

Федеральное агентство по образованию

«Уральский государственный горный университет»

Кафедра управления персоналом

Реферат на тему: «Теория социальной стратификации и социальное неравенство»

по дисциплине «Социология и политология»

Группа: АСУ-08-2

Студент: Мананова Альфия

Преподаватель: Тимофеев

Семен Викторович

Екатеринбург

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 – 4

1.Социальная стратификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 10

1.1.Предпосылки стратификаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6

1.2. Типы стратификационных систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10

2. Роль среднего класса в современном обществе. . . . . . . . . . . . . 11 – 16

2.1. Средний класс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 – 12

2.2. Бедность и неравенство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 – 16

3. Особенности социального расслоения в современной России. 17 – 21

Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Введение

Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии – социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д.

Различные группы приобретали признаки, отличающие их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь уровень благосостояния и размер полномочий.

Поэтому любое общество более или менее сложно структурировано, оно состоит из различных групп (каст, классов, слоев и т.п.).

Социальная стратификация представляет собой процесс и результат деления людей на неравнозначные группы, образующие иерархическую (упорядоченную по принципу: низшие - высшие) последовательность на основе одного или множества признаков .

Проблема разделения людей на какие либо страты, классы актуальна в нашем обществе. Очень остро стоит вопрос разделения людей на бедных и богатых. Неравенство людей играет огромную роль в жизни, люди очень болезненно реагируют на социальное неравенство, что нередко выражается в социальных конфликтах.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей социальной стратификации и социального неравенства.

На основе поставленной цели решались следующие основные задачи:

Раскрыть предпосылки стратификации общества

Определить основные типы стратификации

Изучить причины бедности

Проанализировать особенности расслоения в современной России

Объектом исследования является социальная стратификация общества и социальное неравенство.

Глава 1. Социальная стратификация общества

1.1. Предпосылки стратификации

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Вопрос “кто что получает и почему?” интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были “исполнены насилия”, требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге “Государство” в 370 г. до н.э. Платон писал: “Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой”. В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англиканском гимне есть такие слова:

Богатый человек – в своем замке,

Бедный человек – у его ворот.

Бог поставил одного высоко, а другого низко

И определил кому чем обладать.

Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное расслоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее .

1.2. Типы стратификационных систем

Существует множество стратификационных критериев, по которым возможно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социальной расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой. Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно анализируют кастовую, рабовладельческую, сословную и классовую дифференциацию. При этом принято отождествлять эти стратификационные системы с историческими типами общественного устройства, наблюдаемых в современном мире или уже ушедших в безвозвратное прошлое.

Рабовладельческая

Кастовая

Сословная

Этакратическая

Социально-профессиональная

Классовая

Культурно-символическая

Культурно-нормативная

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по "естественным", социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются здесь ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или путем его фактического применения, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система господствовала в первобытнообщинных обществах, но продолжает воспроизводиться и по сей день.

Рабовладельческая также основана на прямом насилии. Но детерминируется неравенство здесь не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом определенные социальные группы совершенно лишены всяких гражданских и собственнических прав и, более того, наравне с вещами, превращаются в объект частной собственности. Причем, положение это чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем крайне разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан. И холопство на Руси времен "Русской правды". Это плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных Штатов до гражданской войны 1861-1865 гг. Это работа военнопленных и депортированных на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.

В основе кастовой системы лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится четкое место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует достаточно четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: занятия жреческие, воинские, земледельческие. Высшее положение занимает каста "идеологов", обладающих неким сакральным знанием. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

В сословной системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, под обязанностями имеются в виду обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновную службу, другие - нести "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западноевропейские общества или средневековая Россия.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в этакратическом обществе (от французского и греческого - "государственная власть"). В нем дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, также как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с теми же формальными рангами, которые они занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия - демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные играют производную роль.

Неравенство характеризует неравномерное распределение между индивидами и группами дефицитных ресурсов общества. Существует 4 дефицитных ресурса: власть, собственность, образование и престиж.

Социальная стратификация – расположение индивидов и групп в иерархическом порядке по слоям иди стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

1 . Функциональное. С точки зрения функционалистов неравенство появляется, так как общество, будучи систематично награждает более ценные элементы (социальные группы) дефицитными благами. И по этому поводу в обществе существует консенсус. Противниками этой точки зрения выступают Льюис Козер, Ральф Дерендорф – основоположники конфликтного неравенства.

2. Конфликтное. Р. Дерендорф и Л. Козер считают, что неравенство существует потому, что одни индивиды и группы захватывают власть и диктуют свои условия оставшейся части общества.

Карл Маркс первым пытался объяснить природу социальной стратификации. B каждом обществе образуется два онтологичного класса, выделяя только экономический фактор. Остальные рассмотрел Макс Вебер и выделил 3 изменения: измерение-класс (экономическое положение человека), измерение-статус (престиж) и измерение-партия (власть).

Питирим Сорокин считает невозможным выделять одни критерии стратификационного отличия и выделяет три группы признаков: этим признаком люди обладают c рождения (расовая принадлежность, родственные связи) приобретенный социальный статус (профессия) элементы обладания (материальные и духовные ценности, собственность)

Существует три базисных критерия: политический, экономический и профессиональный.

Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и fасеге (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и о6щностями. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э. Гидденс). В обществе индивиды и coциaльные группы «выстраиваются» в определенной иерархической последовательности. B зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, американский социолог П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии.

Исторические типы стратификации.

Стратификация, то есть неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе c зарождением человеческого обще­ства. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (пер­вобытном) обществе. C появлением раннего государства – вос­точной деспотии – стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смяг­чается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, a при­шедший на смену сословному классовый строй стал еще более ли­беральный.

Рабство – исторически первая система социальной стратифика­ции: Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в ХIХ в. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая c полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. B первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме c хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво­вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Раз­решалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят o рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества. Оно воз­никло на развалинах рабовладельческого строя в первые века но­вой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно рождению. Он не может пе­рейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшест­вующей жизни.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) – и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприка­саемые (отверженные) – они не входят ни в какую касту и зани­мают самую низшую позицию. B ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, a деревня, в которой проживает 7110 населения, оста­ется кастовой.

Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. B феодальных обществах, которые существо­вали в Европе c IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной системы, включаю­щей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравен­стве их положения и привилегий. Классическим о6разцом сослов­ной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–ХV вв. обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, кре­стьяне). А в X–XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. B России со второй половины XVII1 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купе­чество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Со­словия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри со­словий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским со­словием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. B противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив y правите­ля специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. B качестве пережитка подобная практика час­тично сохранилась и в современной Англии.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...