Новгородский театр драмы. Новгородский академический театр драмы Вне зоны доступа


Мы посетили Великий Новгород ещё в августе и вплоть до этого момента фотографии пылились у нас на жёстком диске. Пора рассказать об одном из самых неоднозначных зданий, увиденных нами на просторах России, - о новгородском театре Драмы.

Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского
Архитектор: Владимир Сомов
Проектная организация: Гипротеатр
Адрес: Великий Новгород, улица Великая, 14
Годы проектирования и строительства: 1977 - 1987

1. Первое, что бросается в глаза, - это явное несоответствие масштаба театра масштабу самого города. Театру такой величину впору находится в городе-миллионнике, но никак в небольшом по российским меркам историческом городе. От театра до Кремля - менее километра, что вызывало и до сих пор вызывает огромное негодование у градозащитников и им сочувствующих. Однако, театр уже давно построен, так что стоит воспринимать его как полноценного архитектурного игрока, формирующего современный образ Великого Новгорода.

2. Театр был запроектирован такой величины благодаря вездесущей советской плановой экономике и плановому развитию, так сказать "на вырост". По расчётам, к дате постройки (1987) постоянное население Новгорода должно было достигнуть 300 тыс. человек без учёта многочисленных прибывающе-убывающих туристов. Однако, с момента постройки прошло уже 28 лет, но население города достигло лишь (согласно вики) ~220 тыс. человек, а многочисленные туристы до театра не доходят, так как о его существовании (опять же, если верить источникам в интернете) стараются не упоминать. Хотя, на наш взгляд, осмотр этого здания стоит включать в список обязательных туристических мероприятий наравне с посещением Кремля и поездкой в Витославлицы.

Главный фасад театра обращён к реке.

3. Это здание - каноничный пример самого что ни на есть совмода, сошедшего со страниц фотоальбома Фредерика Шобена, обязательный фигурант списков "коммунистическо-космической архитектуры" на всевозможных интернет-порталах.

Театр проектировался не только как сугубо театр, но как и главный культурно-общественный центр города для проведения праздников, фестивалей и даже партийных съездов. Поэтому для строительства был выделен огромный участок с полноценной городской площадью, выходящей на речную пристань; в комплексе со зданием также была возведена летняя эстрада. Сам театр окружен фонтанами, снабжёнными собственными водонапорными башнями (!), которые так и ни разу не были введены в строй. О самой архитектуре театра сказать ничего не получится, так как словами такое необузданное формотворчество описать тяжело.

4. Интересный факт. Для строительства были разработаны уникальные типовые элементы, самым популярным из которых стал полукруглый элемент с отверстиями. Этих элементов наштамповали такое огромное количество, что в итоге было принято решение замостить ими часть площади (выходящей в город). В итоге та стала не самой удобной для передвижения, зато в отверстиях в/между элементами проросла растительность и площадь стала зелёной.

5. Рядом со зданием стояла возведённая из тех же самых элементов 42-метровая ажурная стелла, которая получила в народе название "Колонна Макаревича", по слухам, спроектированная тогда ещё архитектором Андреем Макаревичем (проверить легенду не удалось). Особую популярность эта стелла получила у новгородских суицидников, из-за чего в 2008-ом году она была демонтирована.

Справа на фотографии - архитектор Владимир Сомов.

Взято отсюда

6. В наши дни состояние здания удручает. Главной причиной упадка является размер здания и стоимость его обслуживания, что усугубляется не самыми продуманными технологическими решениями. Большой для города зал редко бывает заполнен, а выходящая на Волхов площадь стала любимым местом для дрифтинга. Часть покрытия площади разрушена и представляет из себя месиво из бетона и грунта с проросшей растительностью. Фонтаны так и ни разу не запустились. Благодаря своей сложносочиненной конфигурации и обилию укромных уголков здание облюбовала молодёжь.

"Контрфорс" слева и есть водонапорная башня, созданная для функционирования фонтана. С другой стороны такая же.

7. Составленные из сборных элементов полусферы поддерживают пандусы.

8. Вблизи они выглядят несколько нелепо.

9. Недействующая летняя эстрада. По ней очень здорово бегать.

11. Так выглядит плита перекрытия, нависающая над центральным входом.

13. К водонапорным башням ведут платформы в стиле Марио.

18. Городской фасад.

В целом, здание производит впечатление необычного и брутального артефакта, очень лихо вклинившегося в городское пространство. И, несмотря на все свои качества, театр драмы уже успел стать неотъемлемой частью Великого Новгорода. Главной проблемой остаётся вопрос возвращения театра и площади обратно в общественную среду, придание ему новых качеств посредством серьёзной реновации и сохранение всех его архитектурных особенностей.

Отдельного упоминания стоит мнение бывшего главного архитектора Великого Новгорода Евгения Андреева. Взято отсюда.

"Евгений Андреев даже затрудняется назвать стиль, в котором выполнен театр-монстр:

Я обычно говорю, что это модерн, но я в этом сам не уверен. Знаете, архитекторы, между нами, такие чокнутые люди - они придумывают совершенно сдвинутые проекты. Это я вам говорю как бывший главный архитектор Новгорода и бывший мэр города. Не о том думают, чтобы здание было красивым, вписывалось в окружающую застройку, было удобным в эксплуатации - нет, они выпендриться хотят. Случай с нашим театром - из этого же ряда. Хотели гипротеатровцы, чтобы их имя в века вошло. Вот и вошло - только с крайне негативным оттенком. К сожалению, ждать, как надеется Назаров, что здание само рухнет и избавит нас всех от проблем, с ним связанных, не приходится - запас прочности каркаса здесь как у бомбоубежища. А все бетонные детали просто будут осыпаться на наши головы еще много лет. По-моему, надо этот несчастный театр ободрать от наружного слоя, убрать все лишнее, а чтобы глаза не мозолил - обсадить елками. И показывать туристам как памятник эпохи умирающего социализма.
И это - почти самое дешевое решение вопроса. Самое дешевое - делать вид, что этого здания вообще не существует и уводить туристов подальше. Так что ничего не светит директору театра и его подчиненным, которые мечтают о небольшом театре мест на триста, где было бы уютно всем, где спектакли проходили бы в наполненном зале. Такой зал был у них в Кремле, где нынче располагается областная филармония, и откуда их насильно переселили в огромное, холодное, страхолюдное здание между улицей Великой и набережной Волхова. А пока театр впору переименовывать - имя Достоевского ну никак не ассоциируется с этим бетонным ужасом. Может, Франц Кафка лучше подойдет?"

Новгородский академический театр драмы им. Ф.М.Достоевского имеет древнейшую, многовековую историю.

На всю Русь гремело творчество новгородских народных лицедеев – скоморохов, получившее широкий размах в XVI веке. Литургическая драма «Пещное действо», которое проходило в Софийском соборе перед Рождеством, упоминается в «Историческом вестнике» за 1899 год. Широкое распространение имели и школьные действа.

С 1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий. С 1853 года театр в Новгороде стал постоянным, благодаря известному в те годы антрепренеру Николаю Ивановичу Иванову. В одном из купеческих домов, в переоборудованном под театр помещении на протяжении всего сезона шли регулярные платные спектакли. Самые известные актеры провинции стекались в труппу, а зачастую и столичные «звезды» участвовали в этих спектаклях.

Следующий значительный этап в развитии театрального дела в Новгороде - Первый общедоступный театр Октябрьской революции, который был организован в 1918 году при секции искусства ГубОНО. В репертуаре театра шли «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Павел I» Д. Мережковского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого, «Принцесса Турандот» К.Гоцци.

В 1934 году Новгородский театр был реорганизован в Ленинградский областной Малый драматический театр. В сезоне 1934/1935 гг., наряду с произведениями Гоголя и Островского, Мольера и Шиллера появляются и современные пьесы – «Дорога цветов» В.Катаева, «Поднятая целина» по роману М.Шолохова. На сцене Новгородского театра Октябрьской революции побывали многие известные актеры России: Н. Непокойчицкий, М. Модестова, Б. Френдлих, получивший звание «Заслуженный артист РСФСР» за исполнение роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь».

Июнь 1941 года застал театр на гастролях в Старой Руссе. Нападение фашистских захватчиков и временная оккупация города не прервали творческой деятельности театра. Но теперь это были творческие фронтовые бригады с отрывками и монологами из спектаклей для подразделений Ленинградского и Волховского фронтов. С 1 сентября 1944 года, театр был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года – областного управления культуры. С этого времени можно считать законченной бурную эпоху смен хозяев, антрепренеров, устроителей и организаторов Новгородского театра. И в течение этих ста лет, он сохранял преемственность труппы, репертуара и творческих традиций.

Впервые в истории советского театра Новгородский театр драмы осуществил постановку инсценировки романа А.И.Герцена «Кто виноват?», написанного во время ссылки в Новгороде в 1841 году. Наряду с этим продолжали свою жизнь на новгородской сцене бессмертные образы Шекспира («Ричард III»), Гольдони («Трактирщица»), Чехова («Иванов»), Горького («Старик»), Ануя («Медея»), Мольера («Дон Жуан») и других великих драматургов.

В 1977 году, впервые в истории русского театра, главным режиссером театра А.Л.Кошелевым была осуществлена постановка трагедии Я.Княжнина «Вадим Новгородский», отдавая дань истории древней земли Новгородской.

В 1987 году коллектив переехал в новое здание, построенное архитектором Сомовым по проекту ГИПРОТЕАТРа, которое уже более 20 лет является родным домом сегодняшнего Новгородского театра драмы.

С 1997 года Новгородский театр драмы носит имя Федора Михайловича Достоевского. Это связано не только с пребыванием великого русского писателя на земле Новгородской, но и с обращением театра к творческому наследию этого автора, который вызывает живой интерес и у актеров, и у зрителей по сей день. В этих местах Достоевский работал над «Бесами», «Подростком», «Братьями Карамазовыми». Имя писателя не исчезает из репертуара театра: 1965 г. – «Преступление и наказание» (реж. Г.Литвинов); 1990 г. – «Бесы» (реж. А.Кошелев); 1997 г. – «Пассаж в пассаже» (реж. В.Ветрогонов); 1998 г. – «Снился мне сон…» (по повести «Дядюшкин сон») (реж. А. Говорухо); 2004 г. – «Вертеп» (реж. Е. Чернышов).

С 1999 года Новгородскому театру драмы им. Ф. М. Достоевского присвоено звание «Академический». Театр, имея огромный творческий актерский и режиссерский потенциал, высокий уровень технической оснащенности, ставит перед собой серьезные творческие задачи. Более широкому раскрытию возможностей театра способствует формирование репертуара театра на драматургии русской и зарубежной классики.

В 2003 г., в Международный день театра, были обнародованы архивные сведения, свидетельствующие о том, что историю театра можно вести с 1853 года. Оказывается, шел уже 150-й, юбилейный сезон.

Театр принимает активное участие в Международном фестивале камерных работ по произведениям Ф.М.Достоевского, проводимого в Старой Руссе, в усадьбе писателя: «Снился мне сон…» (1999 г.); «Сон смешного человека» инсценировка и постановка А. Говорухо (2001 г.); «Бобок» инсценировка и постановка Е. Чернышова (2002 г.). Последняя работа вместе с другими малыми произведениями Ф. М. Достоевского вошла в спектакль «Вертеп» (2004 г.), представленный Е. Чернышовым на очередном фестивале. Год 2006 - юбилейный для X фестиваля. Россия отметила 500-летие рода Достоевских, 185 лет со дня рождения писателя и 125-летие со дня его смерти. Новгородский театр представил спектакль по пьесе Е. Белодубровского и С. Белова «Я счастлива, счастлива, счастлива!..» в постановке С. Морозова. Народная артистка России Любовь Лушечкина, исполнительница роли Анны Григорьевны Достоевской, стала лауреатом фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этом спектакле одно действующее лицо – жена писателя. Однако проблему извлечения внутренних конфликтов наружу режиссер Сергей Морозов решил органично и просто, добавив в спектакль в качестве оппонента еще одно действующее лицо. Точнее – исполнителя. В программке так и сказано: «исполнители – народная артистка России Любовь Лушечкина, Анатолий Устинов». При таком раздвоении личности главной героини не обошлось и без казуса. Так, внутритеатральную премию в номинации «лучшая мужская роль второго плана» актер Устинов получил за исполнение женской роли.

В 1993 г. Новгородский театр драмы стал лауреатом в Международном фестивале исторических пьес «Голоса истории» в Вологде, со спектаклем «Марфа Посадница» В. Левашова, историческая драма по мотивам русских летописей и исторических произведений Н.Карамзина.

Коллектив театра также стал дважды лауреатом конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных театров Российской Федерации, объявленного и проводимого газетой «Культура» в номинации «Театр года». Летом 1998 года театр стал лауреатом самого знаменитого в мире Авиньонского фестиваля.

Высокую оценку московской критики получил спектакль в постановке А. Говорухо «Красавец мужчина» на 5 Всероссийском театральном фестивале 2002 года «Островский в доме Островского». Спектакль с огромным успехом прошел на сцене Государственного Академического Малого театра.

В 2005 году театр стал лауреатом фестиваля «Звезды Победы» (г. Рязань). В 2007 году - лауреатом фестиваля «Арбатские встречи» (г. Москва), показав спектакль по пьесе Е. Белодубровского и С.Белова «Я счастлива, счастлива, счастлива!..». Спектакль был назван критиками жемчужиной в репертуаре театра. В 2008 году работа принимает участие в X Международном фестивале театрального искусства «Славянские театральные встречи» в г. Гомель (Республика Беларусь).

Спектакль «Шут Балакирев или шуты всея Руси» по пьесе Г. Горина в постановке засл.деятеля искусств С. Верхградского принял участие в VIII Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…» в Ярославле (2007 г.).

Постановка комедии А. Н. Островского «Последняя жертва» (реж. С. Морозов) в 2008 году становится лауреатом II театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова (г. Тамбов). Актриса театра Людмила Бояринова получает премию «Признание» за исполнение роли Юлии Тугиной. В этом же году спектакль приглашен на VII Международный театральный фестиваль «Русская классика. Отцы и дети» (г. Орел).

Директор театра, заслуженный работник культуры Виктор Евгеньевич Назаров, в 1981 году окончил Ленинградский ордена Дружбы народов Государственный институт культуры им. Н.К.Крупской, в 1999 году – Новгородский Государственный университет по специальности «Менеджер в социальной сфере». Обладает многолетним опытом работы в культуре и глубоким знанием специфики театра.

С июня 2007 года главным режиссером театра утвержден Сергей Анатольевич Морозов. В 1999 году окончил СПбГАТИ (бывший ЛГИТМиК) по специальности «режиссура драмы» в мастерской н.а.РФ С.Я.Спивака. За годы после окончания Академии им поставлено около 30 спектаклей в театрах Костромы, Тольятти, Белгорода, Калининграда, Орла. Сергей Морозов – член режиссерской лаборатории п/р н.а. РФ Л.А.Додина, г. Санкт-Петербург, 2005/2006 г., принимал участие в работе многих семинаров и конференций. Впервые в Великом Новгороде работает режиссер, являющийся членом совета Гильдии режиссеров России, обладатель Всероссийской литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова».

Н овгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского имеет древнейшую, многовековую историю.

На всю Русь гремело творчество новгородских народных лицедеев – скоморохов, получившее широкий размах в XVI веке. Литургическая драма «Пещное действо», которое проходило в Софийском соборе перед Рождеством, упоминается в «Историческом вестнике» за 1899 год. Широкое распространение имели и школьные действа. С 1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий.

Первый в истории города общедоступный стационарный театр возник в Новгороде в 1918 году при секции искусства ГубОНО. Это был Новгородский театр Октябрьской революции. Новый общественный строй выдвигает новые требования к театру. Через сцену широкие массы трудящихся сближались с художественной интеллигенцией, приобщались к духовным богатствам, ранее не доступным ни рабочим, ни крестьянам.

Одними из первых руководителей Новгородского театра Октябрьской революции были: В. И. Лагерт, Б. С. Ефимов, А. Е. Ларионов-Юренев. В репертуаре театра «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Павел I» Мережковского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого, «Принцесса Турандот» Е. Гоцци.

В сезоне 1927–1928 гг. появляются первые советские драмы. В пьесах «Любовь Яровая» К. Тренева, «Ралом» Б. Лавренева на сцену впервые вышли участники и герои гражданской войны, выразители воли восставшего народа.

В сезоне 1927–1928 гг. при театре Октябрьской революции создается детский театр. Лучшими детскими спектаклями в этом сезоне были «Конек-Горбунок», «Огниво», «Дон-Кихот».

Так Новгородский театр просуществовал с некоторыми перерывами до 1934 года, а затем был реорганизован в Ленинградский областной Малый драматический театр.

В 1930-е годы, когда встал вопрос о создании стационарных городских театральных площадок, для руководства театральной работой в Новгород был направлен молодой талантливый актер Н. Лебедев.

В сезоне 1934–1935 гг. успешнее других прошли спектакли «Егор Булычев» М. Горького, «Чудесный сплав» Киршона. Наряду с творениями Гоголя и Островского, Мольера, и Шиллера появляются и современные пьесы - «Дорога цветов» Катаева, «Поднятая целина» по роману М. Шолохова.

На сцене Новгородского театра Октябрьской революции побывали многие известные актеры России. В списках творческого состава труппы были такие имена, как Непокойчицский, М. Модестовн, Б. Фрейндлих, получивший звание «Заслуженный артист РСФСР» за исполнение роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь».

После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр.

С 1 сентября 1944 года, он был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года - областного управления культуры.

В первый послевоенный театральный сезон художественным руководителем театра стал ленинградский режиссер В. В. Шимановский. Основной состав труппы - это актеры освобожденного Ленинграда.
Среди них заслуженные артисты РСФСР А. А. Мирзоева, Е. А. Любина, В. В. Рубцов, артисты Н. Д. Разгуляев, М. С. Фирсова и другие.

Репертуар театра состоял в основном из современных советских пьес, таких как: «Победители» В. Чирскова, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «День отдыха» В. Катаева, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Русские люди» К. Симонова и др.

В дальнейшем, в 1950-е – 1960-е годы репертуар театра формировался с учетом главных, волнующих проблем эпохи - проблем формирования и становления личности.

В 1987 году коллектив переехал в новое здание, построенное архитектором Сомовым по проекту ГИПРОТЕАТРа, которое уже более 20 лет является родным домом сегодняшнего Новгородского театра драмы.

С 1997 года Новгородский театр драмы носит имя Федора Михайловича Достоевского. Это связано не только с пребыванием великого русского писателя на земле Новгородской, но и с обращением театра к творческому наследию этого автора, который вызывает живой интерес и у актеров, и у зрителей по сей день. В этих местах Достоевский работал над «Бесами», «Подростком», «Братьями Карамазовыми». Имя писателя не исчезает из репертуара театра: 1965 г. – «Преступление и наказание» (реж. Г.Литвинов); 1990 г. – «Бесы» (реж. А.Кошелев); 1997 г. – «Пассаж в пассаже» (реж. В.Ветрогонов); 1998 г. – «Снился мне сон…» (по повести «Дядюшкин сон») (реж. А. Говорухо); 2004 г. – «Вертеп» (реж. Е. Чернышов).

С 1999 года Новгородскому театру драмы им. Ф. М. Достоевского присвоено звание «Академический». Театр, имея огромный творческий актерский и режиссерский потенциал, высокий уровень технической оснащенности, ставит перед собой серьезные творческие задачи. Более широкому раскрытию возможностей театра способствует формирование репертуара театра на драматургии русской и зарубежной классики.

В 2003 г., в Международный день театра, были обнародованы архивные сведения, свидетельствующие о том, что историю театра можно вести с 1853 года. Оказывается, шел уже 150-й, юбилейный сезон.
Театр принимает активное участие в Международном фестивале камерных работ по произведениям Ф.М.Достоевского, проводимого в Старой Руссе, в усадьбе писателя.

С 2002 по 2014 год директором театра был заслуженный работник культуры Виктор Евгеньевич Назаров, который в 1981 году окончил Ленинградский ордена Дружбы народов Государственный институт культуры им. Н.К. Крупской, в 1999 году – Новгородский Государственный унивкерситет по специальности «Менеджер в социальной сфере». Виктор Евгеньевич обладал многолетним опытом работы в культуре и глубоким знанием специфики театра.

Одной из самых интересных построек позднего советского периода истории Великого Новгорода можно по праву назвать здание Новгородского Академического Театра Драмы им. Ф.М. Достоевского . Построено оно было в 1987 г. Спроектировано под руководством главного архитектора Владимира Сомова .

Здание театра - яркий пример архитектуры советского модернизма. Постройка «коммунистическо-космической» архитектуры резко контрастирует с окружающей застройкой, выделяется среди других зданий города. Фасад театра выходит на пристань к реке Волхов. Наиболее интересный вид на здание открывается с противоположного берега, с набережной Александра Невского.

Среди новгородцев существует мнение, что здание театра было спроектировано лидером рок-группы «Машина Времени» Андреем Макаревичем . По слухам, это дипломная работа музыканта. Макаревич, архитектор по образованию, действительно после завершения учебы в МАРХИ какое-то время работал в проектной организации, занимавшейся зданием театра. Он принимал участие в проектировании форм окон новгородского Драмтеатра.

Архитектурный ансамбль театра помимо самого здания изначально включал в себя также фонтаны с собственными водонапорными башнями (две цилиндрические башни по сторонам здания). Фонтаны, к сожалению, так ни разу и не были запущены, а сегодня на их месте обустроены клумбы.

Вокруг театра была расчищена большая площадь, на которой, по замыслу архитекторов, должны были проходить праздники, фестивали и другие культурные и политические события. Для этих же целей рядом с театром была построена летняя эстрада. Однако местоположение площадки чуть в стороне от основных городских маршрутов сделало ее не самой привлекательной для проведения массовых городских мероприятий.

В архитектурный ансамбль театра входила также 42-метровая колонна из бетонных блоков. Она не носила никакого практического смысла, а среди новгородцев именовалась «колонной Макаревича» или «колонной самоубийц». По стеле было очень легко взобраться, и самоубийцы использовали ее, чтобы покончить с жизнью. В 2009 году в рамках подготовки к празднованию 1150-летия Великого Новгорода колонну демонтировали.

В апреле 2014 года в Великом Новгороде фильма «Пионеры-герои ». Режиссер фильма со своей командой по всей стране искали площадки, подходящие для съемок сцен об СССР конца 80-х годов. Решающую роль в выборе места сыграло здание новгородского театра драмы.

— В конце 70-80-х годов был уникальный период в советской архитектуре, когда стали появляться уникальные здания, в которых было много идей, стремлений и надежд. Таких зданий не много, но они есть, они разбросаны по всему бывшему Советскому Союзу. Одно из немногих было в Новгороде, я в него безумно влюбилась по фотографиям, и я сказала, что хочу снимать в Новгороде. Мне очень важно показать не бытовой Советский Союз, а то, что делало тех детей такими, какими они были, — рассказывает режиссер фильма.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...