Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий. Правила определения. Виды значений


Словарь Ушакова

Обобщение

обобще ние , обобщения, ср. (книж. ).

1. только ед. Действие по гл. - . «...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина...» Сталин .

2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Обобщение

(от лат. generalisatio ) - мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Педагогический терминологический словарь

Обобщение

переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

Словарь антонимов русского языка

Обобщение

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, в качестве единицы анализа высших форм мышления, отличающих человека от животных, следует выбрать значение слова , отражающее "единство общения и обобщения". "Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и с психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение", – пишет Выготский.

Виды обобщений

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. Другими словами, о типе мышления человека можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (и в социогенезе, и в онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное мышление. Виды обобщений отличаются друг от друга: 1) по существенности выделяемого признака; 2) устойчивости признака; 3) абстрактности признака; 4) осознанности признака; 5) вербализуемости признака.

  • 1. Самое примитивное обобщение – синкрет (синкретическое объединение) заключается в группировке предметов на основе случайного признака (объективного или субъективного). Так, совпадение предметов во времени и/или пространстве может стать основанием (особенно для ребенка) к применению единого названия. "Бяка" – так говорит ребенок о самых разных предметах, которые не имеют ничего общего, кроме того, что все они вызывают его неудовольствие. "Пассажиры автобуса № 5" – говорим мы о тех, кто и сейчас едет в этом автобусе, и вообще каждый день ездит на нем на работу, и, может быть, когда-нибудь поедет. Синкрст всегда эгоцентричен, т.е. фиксирует не объективное положение вещей, а их отношение к носителю значения.
  • 2. Более сложным (и генетически более поздним образованием) является комплекс (комплексное обобщение). Слово "кря" может означать в детской речи (и мышлении) и утку ("крякает"), и плавающих птиц других видов ("плавают, как утка"), и любые жидкости (сходство с поверхностью воды, по которой плавает утка), и большую блестящую пуговицу (похожа на озеро, где плавала утка, – круглая и блестящая) и т.д. Главным принципом, по которому обобщаются предметы и явления в комплекс, является непостоянство основания (критерия), его неустойчивость и несущественность. Л. С. Выготский выделил комплексы цепные, ядерные, диффузные и коллекционные. Каждый член комплекса всегда имеет сходство хотя бы по одному признаку с другим членом, но если исключить несколько членов из этого ряда, то, не зная истории формирования комплекса, невозможно понять, почему все эти предметы называются одинаково (в нашем примере: почему пуговица – это "кря"?). В основе комплексов лежит эмпирический опыт субъекта, и мы часто пользуемся такими обобщениями, когда решаем жизненные задачи па "уровне здравого смысла". Например, называя своего знакомого Васю "жадиной", мы основываемся на ряде наблюдений над его поведением, игнорируя мотивы, стоящие за тем, что он поступал так, а не иначе.

По мнению О. К. Тихомирова, классификация видов мышления в современной психологии также является комплексом, поскольку используются разные основания (учтем это при изучении данной темы), аналогично тому, как "объединяются" вещи в чемодане, когда мы собираемся в дорогу. Попробуйте дать определение словам "хорошие люди", "счастье", "жизнь", и вы увидите, что чаще всего в результате получаются комплексы. Если вы вспомнили понятие "жизнь", которое вы изучали в школе на уроках биологии ("жизнь как способ существования белковых тел"), то вряд ли вы сочтете его подходящим для понимания таких выражений, как "жизнь прожить – не поле перейти", "я мечтаю о красивой жизни", "образ жизни современного человека". Может быть, для решения нашей задачи больше подойдет определение жизни, основанное на ее ценности, которое в 1927 г. предложил А. А. Ухтомский: "Жизнь – асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении"?

3. Высшим (самым социализированным и генетически позднейшим) согласно этой классификации является мышление в понятиях. В обобщениях, построенных по понятийному типу, дифференцируются видовые и родовые признаки, т.е. фиксируются логические отношения между классом объектов и его представителем. Признак понятия является устойчивым (должен присутствовать во всех объектах), абстрактным (хотя уровень абстрактности может быть разным – сравните математические понятия "перпендикуляр" и "линия") и существенным. Понятия легко поддаются словесным определениям и являются осознанными. Если на вопрос: "Что такое трамвай?", вы отвечаете: "Трамвай – это вид наземного общественного транспорта, движущийся по рельсам и приводимый в движение за счет электрической энергии", то это понятийное представление реальности. А ответ: "Трамвай – это то, на чем ездят", свидетельствует о комплексном функциональном обобщении. Владея понятием, мы оказываемся способными четко и однозначно структурировать знания о мире и транслировать свои мысли (общаться с людьми устно и письменно). В случае если наш собеседник (читатель) также работает в понятийной системе, то мысль будет понята им правильно (обратите внимание на значение слова "правильно", т.е. по правилам понятийного мышления).

Функциональные обобщения отражают опыт деятельности и вполне адекватны для решения практических задач, но они могут оказаться недостаточными для ситуаций, требующих более глубоких различений и не встречавшихся субъекту ранее. Так, пользуясь функциональным определением, легко можно перепутать трамвай и троллейбус, трамвай и поезд метро. Именно это и происходит с ребенком, если он знает только слово "трамвай". Однако когда он овладевает значением всей подсистемы понятий, относящихся к общественному транспорту, он приобретает устойчивое универсальное (идентичное с другими людьми) средство анализа и осознания этой части окружающего мира.

Л. С. Выготским была специально изучена проблема взаимоотношений понятий научных и понятий житейских и показано, как они "прорастают друг в друга", образуя сложные, многоуровневые системы значений, которые и образуют содержательное пространство нашего мышления. Чтобы лучше понять это, остановимся еще на одной форме обобщений, которая является переходной от комплексов к понятиям и называется псевдопонятием.

Интересной особенностью псевдопонятия является практически полное в условиях обыденной жизни и общения совпадение круга объектов (денотатов ), относящихся к этой форме обобщения и к настоящему понятию, поэтому без специальных исследований их трудно различить. Например, если дать ребенку множество геометрических фигурок – треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы, круги – и попросить разложить их так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры, то в определенном возрасте (примерно в 5 лет) нам может показаться, что ребенок вполне справляется с этим заданием, ведь он не только нс путает формы, но и правильно называет их. Но, спросив ребенка, почему все треугольники лежат в одной кучке, мы услышим в ответ "потому что они одинаковые, они похожие". Сформулировать (и значит, ясно осознать), что у этих фигур три угла и три стороны, а не четыре, как у других, ребенок еще не способен. Значит, в основе псевдопонятия лежит наглядное обобщение чувственно воспринимаемого признака (можно сказать, нерасчлененный гештальт формы ). Так ли это важно? Усложним задание. Добавим к тем остроугольным треугольникам, которые уже группировал ребенок, внешне непохожие – прямоугольные и тупоугольные треугольники. Вы, наверное, удивились. Как же непохожие, если все эти фигуры – треугольники? Но похожи они для тех, кто мыслит понятиями. С позиций псевдопонятийного мышления, опирающегося на наглядные, а не абстрактные признаки, треугольники с тупым углом должны и называться иначе, и подчиняться другим закономерностям. Учителям известно, какие трудности встречает применение формулы S = А × h/2 для тех треугольников, где опущенная из вершины высота попадает "в пустоту", а не на противоположную сторону.

Приведем еще один пример. Попросим ребенка (а может быть, и некоторых взрослых) показать все перпендикуляры в печатных буквах русского алфавита. Если значение слова "перпендикуляр" представляет собой псевдопонятие, то горизонтально расположенные перпендикуляры не будут опознаваться как отвечающие требованиям предложенного задания (т.е. в букве Ш будет показано три перпендикуляра, а в букве Е – один). Эти факты говорят о несовпадении понимания мира носителями разных форм обобщений. Отметим также, что в отношении определенной части мира мы с необходимостью остаемся на уровне псевдопонятий. Попробуйте четко и однозначно сформулировать с помощью речи, чем лист клена отличается от листа дуба. Мы легко опознаем эти объекты и правильно называем, но абстрактного признака, который может быть положен в основу соответствующих понятий, просто не существует. Если вы подумали, что листья отличаются формой, то, как человек, владеющий понятийным мышлением, вы вышли на такой уровень абстракции, который нс применим для выполнения данного задания (признак "форма" нуждается в конкретизации для дифференциации листьев дуба, ясеня, липы, клена и т.д.). А теперь ответьте на вопрос, в чем состоит различие следующих архитектурных стилей: готики, барокко, классицизма. Видимо, опять ответ не на уровне понятий, а что-то вроде следующего: "Готические постройки – острые и высокие, барокко – закругленные и "пышные", а классика – строгий стиль". Тем нс менее если бы вы были архитектором, то, преобразуя эти обобщенные представления, вы могли бы стать при наличии таланта творцом новых архитектурных форм. Чувственный опыт эмпирически обобщается по модели прототипа (см. гл. 7) и может, оставаясь понятийно неоформленным (но означенным с помощью речи!), функционировать как псевдопонятие. Это происходит в случаях объективной невозможности выйти на уровень понятий ("материал сопротивляется"). Обобщения такого типа часто служат материалом для наглядно-образного мышления.

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Научное исследование всегда ориентировано на поиск законо­мерности, а закономерности устанавливаются как итог обобщений на материале наблюдений, экспериментов, некоторого множества теоре­тических результатов и других данных. Обобщение представляет со­бой один из эффективных способов расширения и развития научного знания.

Обобщение (лат. - генерализация) - способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путем перехода на более высокий уровень абстракции u определения соответствующих понятий.

В обобщение включаются все общенаучные методы и процедуры исследования - абстрагирование, определение, анализ, синтез, индук­ция, дедукция, классификация, аналогия, моделирование и др., играя ту или иную доминирующую роль на определенных уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирические и теоретические обобщения.

Эмпирические обобщения следуют в несколько индуктивных эта­пов. На первом этапе обобщения по данным опыта (фактам) выявля­ются существенные признаки групп явлений или объектов, по которым определяют и вводят главные Эмпирические понятия, или эмпириче­ские объекты. Если реальным объектам присуще бесконечное число свойств, то эмпирические объекты, хотя и сопоставляются с реальны­ми предметами опыта, наделяются жестко фиксированным, ограни­ченным числом признаков, становятся абстрактными объектами. Эмпирические понятия (эмпирические объекты) - это абстракции, выде­ляющие в действительности некоторый обобщенный набор сущест­венных свойств и отношений изучаемых предметов. Примерами эмпи­рических понятий могут быть такие, как «проводник с током», «хими­ческий элемент с атомным весом», «организм (особь)», «вид» и др.

Эмпирические понятия могут быть качественными, выражаться вербально, но и иметь количественную оценку, становиться не только наблюдаемыми, но и измеряемыми. Так, например, в физике группа газовых явлений - одни эмпирические понятия (давление, температу­ра, объем), а явления прохождения электрического тока в проводнике - другие (сила тока, напряжение, сопротивление), которые можно за­фиксировать приборами и измерить.

По принятым эмпирическим понятиям данные опыта (факты) делятся и распределяются по существенным признакам на качествен­но отграниченные группы (классы, подклассы). Поэтому можно счи­тать, что полученные научные (естественные) классификации, так­сономии, типологии, систематики являются следующим этапом эм­пирического обобщения. Такие обобщения являются базой для мно­гих эмпирических наук.

Между классификационными группами, обозначенными эмпи­рическими понятиями, устанавливаются различные связи и отноше­ния. Простейшим обобщением этих отношений являются эмпириче­ские регулярности, которые выражаются в табличной форме, функ­циональной зависимости, построенных эмпирических кривых по точ­кам, эмпирических формулах и т.д., иногда именуемые эмпирическими моделями. Предел эмпирического обобщения - это эмпирический закон, устанавливающий постоянно повторяющиеся связи эмпириче­ских понятий или эмпирических объектов. Например: закон Г. Ома, устанавливающий взаимосвязь тока, напряжения и сопротивления; периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева; биоге­нетический закон Э. Геккеля, отражающий взаимосвязь индивидуаль­ного развития особи и эволюционного развития вида; и др.


В отличие от индуктивной направленности стадии эмпирическо­го обобщения теоретическое обобщение носит дедуктивный характер. В связи с тем, что на теоретическом уровне исследования отсутствует прямой контакт с исследуемым материальным объектом, возникает естественный вопрос об источнике исходных теоретических принци­пов и категорий, высшим обобщением которых является научная тео­рия. для поиска ответа на поставленный вопрос целесообразно обра­тить внимание на промежуточную форму теоретико-эмпирического обобщения научного знания - научную картину мира.

Научная картина мира (НКМ) - это исторически обусловленная обобщенная система образно-модельных представлений о мире и его фрагментах, выработанная научно-философским познанием на дан­ный период времени и выраженная в общенаучных и частно-научных понятиях, принципах, законах и гипотезах. Теоретика в первую оче­редь интересует не общенаучная, а частно-научная или дисциплинар­но-отраслевая картина мира (ЧНКМ). На базе основных, частных и комплексных форм движения материи выделяют физическую, химиче­скую, биологическую, социальную, астрономическую, геологическую, географическую и технологическую· нкм. В зависимости от уровня развития той или иной отрасли наук степень обобщения ЧНКМ раз­личается. Однако в любом случае конкретные результаты такого обобщения, как правило, следует пока искать в продуктах философии науки или общей теории науки.

Обращение к теоретическому познанию предполагает построение гипотез, абстрактных понятий, моделей и теорий. Высшая форма обобщения научного знания - это теория, в которой разнообразные факты и явления окружающего мира находят отражение в обобщаю­щем понятии закона. Модели теории часто выступают как результаты обобщения отдельных эмпирических моделей. Однако процедура обобщения в этом случае уже не сводится к простой систематизации эмпирической зависимости. Эти зависимости учитываются косвен­ным путем в процессе разработки обобщающих теоретических гипотез. Обобщение посредством выдвижения теоретических гипотез является одним из основных путей развития теоретического знания. При этом объектом обобщения могут выступать не только эмпириче­ские зависимости, но и сами теории.

Выразительным примером теоретического обобщения может служить история создания теории гравитации Ньютона. Анализируя законы Кеплера, описывающие движение планет вокруг Солнца, Ньютон предположил, что именно Солнцеявляется источником дви­жения. В отличие от предшественников Ньютон был первым, кто абсолютно ясно понимал, что именно нужно искать для объяснения движения планет - искать нужно было силы и только силы» (Гри­горьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. - М., 1969. - С.32).

Из третьего закона Кеплера можно было вывести более конкрет­ную догадку о величине силы, действующей на планету со стороны Солнца. Сравнивая движение двух планет, он пришел к заключению, что эта сила обратно пропорциональна квадратам их относительных расстояний. Основываясь на этом, Ньютон выдвинул гипотезу о су­ществовании гравитационной силы между Солнцем и планетой, кото­рая направлена от Солнца к планете и величина которой обратно про­порциональна квадрату расстояния между ними. Но есть еще Луна и Луны, обращающиеся вокруг Юпитера, поэтому можно считать, что гравитационные силы всеобщи, все притягивается ко всему:

Таким образом, гипотеза, в дальнейшем подтвержденная экспе­риментом, была обобщена в теорию гравитации, где факты нашли от­ражение в обобщающем понятии закона всемирного тяготения. При этом фундаментальное понятие силы (Р) становится синонимом «взаимодействия», что в дальнейшем позволило говорить не только о силах тяготения, но и электромагнитных силах, ядерных силах и сла­бых взаимодействиях. Далее теория гравитации Ньютона была обоб­щена Эйнштейном в общую теорию относительности, где силы тяго­тения действуют не мгновенно, а со скоростью, не превышающей скорость света.

Наконец, важной формой обобщения является выработка абст­рактно теоретических понятий или конструктов, из которых выстраи­ваются модели теории. Здесь путем абстрагирования и идеализации идут от одного абстрактного понятия к другому, более общему поня­тию. Предел обобщения - это фундаментальное понятие данной науки или категория (например: точка, материальная точка, абсолютно твердое тело, магнитное поле, электромагнитная волна, химический элемент, идеальный газ, ген, биологическая популяция, стоимость, социальная группа, производительные силы, производственные от

ношения, базис, надстройка и т.д.).

Для начала нужно определиться, что такое «род», «вид» и «ближайший вид».

Понятия «род», «вид» и «ближайший вид»

Каждое понятие существует во взаимосвязи с другими понятиями. Одни понятия включаются в другие, которые могут содержать в себе множество понятий. Следовательно, необходимо иметь навык включения и исключения одного понятия из другого. В зависимости от того, включает ли понятие в свой объем другое или, наоборот, само находится в объеме другого, различают родовые и видовые понятия.

Родовое понятие – понятие, которое включает в себя другое понятие и его дополнение (отрицание).

Видовое понятие – понятие, объем которого целиком входит в объем более общего понятия.

Видовое понятие с необходимостью обладает всеми признаками видовой определенности. Выполнение логических операций требует различения «ближайшего вида ». Понятие А является ближайшим видом для понятия В , если не существует такого понятия С , которое является видом по отношению к понятию В и родом по отношению к понятию А .

Следует также особо отметить, что определенность мышления требует отличать родо-видовые отношения от отношений между целым и частью , поскольку часть предмета не обладает всеми признаками целого . Например, «человек» и «голова человека», «факультет» и «университет».

Ограничение и обобщение понятий как логические операции

В основе перехода от родовых понятий к видовым и от видовых к родовым лежит формально-логический закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий .

Обобщение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), посредством отбрасывания от содержания видового понятия видообразующего признака. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес - это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Пример обобщения: «Опера П.И. Чайковского Евгений Онегин», «опера П.И. Чайковского», «опера русского композитора XIX в.», «опера русского композитора», «опера», «произведение музыкального искусства», «произведение искус­ства».

Цель обобщения - максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Обращаясь к вопросу о пределах обобщения, важно указать на необходимость различения обобщения отдельно взятого понятия (вне какой-либо системы знаний ) от обобщения понятия в составе некоторой системы знания или в рамках некоторой теории . Например, рассматривая понятие «млекопитающее, живущее на суше», можно получить последовательно: «млекопитающее», «животное», «живое тело», «тело» и даже вообще – «нечто». Это последнее, по-видимому, и есть предел обобщения любого отдельно взятого понятия. В рамках же биологии, как некоторой системы знания, пределом обобщения понятия «млекопитающее, живущее на суше» было бы «живое тело», поскольку переход к понятию «тело» и тем более к понятию «нечто» означал бы выход за рамки биологии, так как тела вообще и тем более «нечто» не являются объектом изучения биологии.

Ограничение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), путём прибавления к содержанию родового понятия указания на видообразующий признак. Ограничение имеет предел, пределом ограничения является единичное понятие.

При ограничении осуществляется переход от родового понятия к видовому (например, «поэт», «великий поэт», «великий русский поэт», «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин». Пределом ограничения в данном примере является единичное понятие «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»).

Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения - это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

С помо­щью кругов Эйлера изо­бразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить на рисунке.

Рис. Ограничение и обобщение понятий

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b , с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: «Имя существительное - это часть речи...»; «Натрий - это химический элемент» или лучше (через ближайший род) «Натрий - это металл...».

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия «предложение» будут следующие понятия: «простое пред­ложение», «односоставное предложение», «односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым», «безличное предложе­ние». На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия «предложение». Рассмотрим еще один пример с понятием «город».

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...