Петр Ильич Чайковский: биография, интересные факты, творчество. Петр ильич чайковский - биография, информация, личная жизнь Фильмы, где звучит музыка композитора


Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Обучение

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки .

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Чайковского? Пройдите тест!

Юный Чайковский

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в далекие времена расцвета романтизма: 25 апреля 1840-го года, в Воткинске, что в Вятской губернии Российской Империи. Сейчас он больше всего известен как композитор, но среди его амплуа следует также выделить дирижера, музыкального журналиста и педагога.

Величайший композитор в истории музыки сочинил не так уж и много, всего восемьдесят произведений, среди которых три оперы и семь симфоний (шесть пронумерованных и одна именная), знаменитые балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», которые сами по себе являются крайне ценным вкладом в мировую культуру.

Но вернемся к началу нашей истории.

Илья Чайковский, отец Петра Ильича, стал известен как выдающийся русский инженер, а вот Петр Федорович, дед будущего композитора, не всегда был Чайковским. Изначально у него была фамилия Чайка, и родился он в селе Николаевка, что в Полтавской области. Получил медицинское образование и затем служил в качестве медицинского офицера.

Родители Петра очень любили музыку. Его мама играла на фортепиано и домашнем механическом органе – оркестрионе. Они часто слышали мелодичные песни рабочих с завода и крестьян. Впоследствии гувернантка Фанни Дюрбах написала Петру следующие строки: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Петр рос умным, смышленым мальчиком. В шесть лет он свободно изъяснялся и писал не только на родном русском, но и на немецком и французском языках. Однако одаренный ребенок был еще и очень болезненным. В школе он полгода подряд пропускал занятия по причине нездоровья.

Когда будущему композитору было примерно девять лет, его семья переехала в Алапаевск. Позже он описывал это событие в своей книге «12 путешествий по Среднему Уралу».

Родители Петра неловко чувствовали себя из-за своего скромного происхождения, а потому отправили своего сына в Императорское училище правоведенья. Оно находилось вблизи от улицы, которая сейчас носит имя Чайковского.

Петр провел два года очень далеко от родного дома и от близких ему людей. Больше всего юноша переживал из-за разлуки со своей матерью, к которой был сильно привязан. Интересно, что уже тогда он весьма иронически относился к новоявленному семейному гербу и всячески подчеркивал свое плебейское происхождение. Возможно, это стало результатом рано проявившихся демократических взглядов.

1852-й год. Семья воссоединяется в Петербурге, а Петр Ильич поступает в училище. Вскоре он приобретает репутацию достаточно хорошего пианиста, склонного к импровизации. А в шестнадцать лет он стал заниматься у Луиджи Пиччоли и большую часть своего времени уделять музыке. Затем наставником юноши становится Рудольф Кюндингер.

Закончив свое обучение в училище, а это произошло в 1859-м году, Чайковский получил чин титулярного советника, после чего стал работать в Министерстве юстиции.

В 1862-м году он стал одним из первых студентов Петербуржской консерватории по классу композиции. Теории его обучал Николай Иванович Заремба, который при жизни не опубликовал ни одно из своих произведений. Однако он первый в России стал преподавать теорию музыки на русском языке. Этот педагог излагал на редкость живо и образно, а свои музыкально-теоретические высказывания часто облекал в религиозную оболочку. Потом еще осмеивал эту его особенность в своем произведении «Райка».

А вот оркестровку молодому Чайковскому преподавал Антон Григорьевич Рубиншейн, ныне известный и как педагог, и как пианист. Чайковский стал его самым знаменитым учеником, но и сам по себе он считается великим человеком с неиссякаемыми запасами энергии, которые позволяли ему заниматься такими разнообразными делами.

Вот Антон Григорьевич Рубиншейн в свое время и настоял, чтобы Петр Ильич бросил свою службу и всецело стал заниматься музыкой.

Эта идиллия продолжалась до 1865-го года, пока Петр не закончил Петербуржскую консерваторию с большой серебряной медалью. В то время он написал кантату на оду Шиллера «К радости». Среди других работ Чайковского, написанных в студенческие годы, можно выделить увертюру к «Грозе» Островского и танцы сенных девушек, которые он потом включил в оперу «Воевода».

Растущая репутация и мировая известность

Чайковский в годы преподавания в Московской консерватории

В январе 1866-го Николай Григорьевич Рубинштейн, директор только что основанной Московской консерватории и брат преподавателя Чайковского, пригласил его в Москву, где Петр получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории, оркестровки.

В 1868-м году Петр Ильич впервые выступает в качестве музыкального критика. Тогда же он познакомился с членами « ». Они хоть и отличались в своих взглядах на музыку, но сохраняли дружеские отношения.

В это время у Чайковского просыпается интерес к программной музыке. Программная музыка – это жанр, в котором замысел музыкального произведения передан в сопутствующем трактате. предлагает Петру написать увертюру-фантазию, и он начинает работать над «Ромео и Джульеттой», которая впоследствии принесла ему мировую славу, и с которой известность композитора начала расти, как снежный ком. Кроме того, Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря».

Примерно в это же время он познакомился с оперной певицей Дезиро Арто. Они были влюблены в друг друга, и даже планировали пожениться, но по каким-то причинам она вышла замуж за испанского певца.

Чайковский и его жена Антонина Милюкова, 1877 год

Семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Петра Чайковского стали временем поисков. Он увлекся прошлым России, ее историей, культурой, бытом и судьбой русского человека. Тогда он и пишет оперы «Опричник», «Кузнец Вакула», «Снегурочка», балет «Лебединое озеро» и много других, не менее интересных, произведений.

К 1877 стали ходить разные неприличные слухи о его личной жизни, и, чтобы покончить со сплетнями, он решает жениться на Антонине Милюковой, бывшей студентке консерватории. Она была младше его на восемь лет, но слухи о его гомосексуальности, как оказалось, возникли не на пустом месте, и спустя всего несколько недель их брак распался. Брак-то распался, но развестись им не удалось, и они так и жили в раздельном браке.

Получив определенную свободу, он в следующем году оставил Московскую консерваторию и уехал за границу. Эту поездку проспонсировала Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната, с которой Петр лично никогда не встречался (точнее, встречался один раз, но оба от смущения молчали), но вел активную переписку. Их странные отношения завершились в 1891 году, когда фон Мекк внезапно прекратила посылать и письма, и деньги. Ей он посвятил свою Четвертую симфонию.

В 1881-м году он понял, что с долгами пора что-то делать. И написал императору письмо, в котором просил одолжить ему три тысячи рублей с тем, чтобы долг вычитался из последующих постановок Чайковского. Он пояснил, для чего ему была нужна такая крупная сумма, и государь ему не просто одолжил, а подарил ее в качестве пособия.

Возможно, это стало одной из причин того, что в середине восьмидесятых годов Чайковский снова начинает активно работать, его выбирают директором Московского отделения РМО, а его работы становятся широко известны за рубежом. В 1885 году он прекращает активные путешествия по Европе и России и поселяется в в помещичьем доме под Клином. С этого времени он начинает активную пропаганду русской музыки.

Надо отметить, что всю свою жизнь Чайковский любил все русское, гордился тем, что он родился в России и не терпел намеков на его польские корни.

Однажды, еще будучи мальчиком, Петр рассматривал карту Европы, и внезапно начал покрывать поцелуями территорию России и будто бы оплевывать все остальные страны!

В конце своей жизни Чайковский работал все больше как дирижер

Последние годы жизни

В конце своей жизни он работал все больше не как композитор, а как дирижер. В 1889 году он совершает тур по Германии и Швейцарии, в котором знакомится с Иоганнесом Брамсом и

Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный всемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба. Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.

Краткую биографию Петра Ильича Чайковского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Чайковского

Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск близ небольшого завода 7 мая 1840 года в семье горного инженера. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории и культуре, ее такому творческому народу.


Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик». Такая хрупкая, неврастеничная психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.

Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). Любовь к занятиям на фортепиано ему привила горячо любимая матушка, и уже с 5 лет он довольно регулярно упражняется. Занятия музыкой захватывали его целиком, но, испугавшись за неустойчивую психику Пети, родители отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, считая, что музыка ему во вред.


Биография Чайковского гласит, что по окончании учебы, в 1859 году Петр Ильич немного поработал в чине титулярного советника в Министерстве юстиции, продолжая факультативно заниматься музыкой, посещая музыкальные вечера и оперные спектакли . К тому моменту он уже считался хорошим пианистом и импровизатором. Благодаря службе он впервые попал за границу, поехав в трехмесячное турне с инженером Писаревым в качестве переводчика. Позднее поездки в Европу с гастрольными выступлениями или для отдыха станут для него важнейшей частью творческой деятельности. Сама возможность побывать в Европе, приобщиться к ее культурным памятникам будоражила его.

В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским (с большой серебряной медалью, высшей наградой), Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.


Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (в 1866 году) тоже только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу «делай как я».

Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева , из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.

Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия (!) появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.


Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.

Становление как композитора

Его творческий путь не был усыпан розами. В самом начале его часто резко критиковали за желание угодить слушателю. Затем, когда он уже часто бывал в Европе и пытался соединить лучшее от западной культуры с традиционными русскими чертами, ему трудно было встретить единодушие аудитории. По-настоящему его гений оценили лишь в конце.

Ранние сочинения Чайковского датируются 1854 годом. Это были небольшие пьесы - «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Ученические его работы консерваторского периода уже выдают в нем мастера. Одна из работ – программное произведение к драме Н.А. Островского «Гроза». Со знаменитым драматургом впоследствии Петра Ильича связывала не только нежная дружба, но и творческие проекты. Так в 1873 году была написана музыка к сказке «Снегурочка», позднее на эту же тему написал оперу Николай Римский-Корсаков .

Это время (конец 60-х и начало 70-х) было для него творческим поиском, наиболее обращенным к народному искусству. Тогда же примерно был издан его сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Сказочно-мифический сюжет, присущий фольклору, был воплощен в опере «Ундина». Первая постановка ее прошла с определенным успехом, но уже к концу сезона ее сняли из театрального репертуара. Рукопись композитор уничтожил. Лишь некоторые музыкальные фрагменты перешли позднее в «Снегурочку». По ним можно судить, что к тому моменту Петр Ильич владел техникой колористического письма.

За годы работы в консерватории он написал много произведений, из знаковых можно перечислить 4 симфонии, 5 опер, принесший ему мировую славу балет «Лебединое озеро », концерт для фортепиано с оркестром , 3 струнных квартета.

Постепенно он пришел к пониманию, что должен больше времени посвящать сочинению музыки. Изнуряющая работа в консерватории требовала очень много времени и сил. И в 1878 году Чайковский проводит последние свои занятия, но до конца жизни сохраняет переписку со многими учениками, ставшими потом маститыми исполнителями. В письмах он всегда оставался их педагогом и цензором, давал рекомендации.

В 1877 году композитор начинает работу над «Евгением Онегиным ». Поглощенный сочинением, он как-то слишком поспешно женится на Антонине Милюковой. Брак развалился буквально через несколько недель. Все в молодой жене Чайковского раздражало. А совместная жизнь с ней стала серьезным испытанием для него. Душевные терзания этого периода привели к нервному срыву и сказались на музыке. Так совпало, что написанные в этот момент «Евгений Онегин» и 4-я симфония стали вершинами его творчества.

В 1878 году он уезжает оправиться от происшедших событий за границу. Тогда помощь ему стала оказывать Надежда Филаретовна фон Мекк, меценат и поклонница творчества Петра Ильича. В течение долгих 14 лет они переписывались, но так ни разу и не встретились. Тем не менее, ее моральная и материальная помощь позволяли Петру Ильичу заниматься творчеством относительно свободно, он мог не оглядываться на издателей или дирекцию театров.

С 1880-х годов он много гастролирует по миру. Он сводит личное знакомство с такими столпами европейской и русской культуры как Лев Толстой, Эдвард Григ , Антонин Дворжак и многими другими. Вся его такая сильная впечатлительность как губка впитывала богатство и разнообразие мира. Он один из немногих счастливчиков, кому удалось завоевать признание публики, критиков, коллег еще при жизни.

Согласно биографии Чайковского в последние годы его неизъяснимо потянуло на родину, композитору хотелось жить вдали от шумных городов, где на улице его мог узнать любой. Он признавался, что бесконечно устал от окружающей его суеты. Поэтому он выбирал небольшие дачные поселки под Москвой, где арендовал усадьбу. Последний дом, в котором он жил в подмосковном Клину, стал домом-музеем мемориальным заповедником имени композитора.

Умер он в 1893 году неожиданно. Врачи диагностировали холеру, которая развилась буквально за несколько дней. Незадолго до этого ему подали в одном из ресторанов стакан некипяченой воды. Хотя и существовали другие версии по поводу смерти Чайковского, доказательств их предоставлено не было.



Интересные факты о Чайковском

  • Долгое время жизнеописание этого величайшего композитора, внесшего значительный вклад в мировую культуру, было окружено мифами и легендами. Галантный XIX век не допускал упоминания фактов, даже в малейшей степени компрометирующих столь выдающегося человека. Далее эту традицию подхватила советская идеология, привнесшая в образ композитора новые черты, отвечающие задачам построения нового общества. Начало XXI века принесло моду на обсуждение самого личного и интимного, и превратило внутренний мир Художника в большую проходную площадь.
  • В ранней молодости Петр Ильич был влюблен в бельгийскую певицу Дезире Арто, он даже собирался сделать ей предложение. Но она внезапно уехала и вышла замуж за другого. Чайковский невероятно страдал, посвятил ей романс «Забыть так скоро». В фильме Игоря Таланкина 1970 года «Чайковский» этот эпизод показан выразительно. В главной роли блистательный Иннокентий Смоктуновский, а в роли Дезире – Майя Плисецкая в необычном для себя амплуа.
  • Из биографии Чайковского мы знаем, что в 1893 году композитор был награжден почетной ученой степенью от Кембриджского Университета.
  • В настоящее время ведутся судебные слушания по делу о праве на название. Балет «Спящая красавица » невольно стал предметом горячего спора с компанией «Уолт Дисней» за эмблему. Также ожидает вердикта заявка кинокомпании на патент имени «Принцесса Аврора», которая также является главной героиней произведения Чайковского. Примечательно, что Дисней воспользовался музыкой Петра Ильича при создании одноименного мультфильма 1959 года.
  • Большую часть жизни Чайковский был подвержен депрессиям. С 14-ти лет по поводу рано ушедшей матери, чью потерю он долго оплакивал. Он также был ипохондриком. Больше всего он боялся оглохнуть как Бетховен .


  • "Вдохновение - гость, который охотно не посещает ленивое". Этим принципом он руководствовался всю свою жизнь.
  • В 1877 богатая предпринимательница Надежда фон Мек поддержала скрипача Иосифа Котека, который был бывшим студентом и другом Чайковского и был рекомендован ей пианистом Николаем Рубинштейном. Она была впечатлена композитором Чайковским, и расспрашивала Рубинштейна подробно о нем. Именно Котек, однако, убедил ее написать ему, после чего она представилась как “пылкий поклонник”. Таким образом, их отношения закрепились как эпистолярная дружба: между 1877 и 1890, они обменялись более чем 1200 письмами, и она была той, кто поддержал его после того, как критики разорвали его Пятую Симфонию. Она поощряла его упорно продолжать заниматься сочинениями. Они просто встретились лично однажды, случайно, в августе 1879.

Характерные особенности музыки Чайковского

Среди музыковедов нередко мнение, что Чайковский – великий оперный, симфонический, балетный композитор, но камерная или инструментальная музыка у него слабоваты, не столь интересны. Отмечают также его «нефортепианное мышление», мешающее создать малыми выразительными средствами нечто по-настоящему грандиозное. Это ошибочное мнение. Чего только стоят «6 пьес для фортепиано», это целый спектакль для исполнителя – спектакль одного актера, где он может показать все свое прекрасное чувствование и музыкальность.

Его мелодике свойственна невероятная интонационная тонкость. У него как у Баха в музыке закодированы интонации. Их тончайшие переливы и игра являются его индивидуальной композиторской чертой.

Критика Чайковского

Мимолетной считают писательскую деятельность композитора. Однако, несмотря на недолгий период, который Петр Ильич посвятил литературному опыту, его статьи в журналах «Русские ведомости» и газете «Современная летопись» имели важнейшее значение в культурной жизни России, так как помогали формировать мнение и видение музыки широким массам.

Его собственные высокие нравственные и эстетические идеалы, к которым он стремился осознанно всю свою жизнь, заставляли его размышлять о роли искусства в жизни общества и человека. Он испытывал острую потребность делиться подобными мыслями с соотечественниками. Во многом его взгляды тогда в отношении музыки определяли воззрения современников.

Последними публикациями, написанными Петром Ильичом в командировке в Баварии, стали отчеты о вагнеровских концертах в 1876 году. К концу его Чайковский уже стал символом русской истории, русской интеллигенции, русского духа.

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский в юности

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.


Петр Чайковский в молодости

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.


Петр Чайковский с семьей

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.

Образование и госслужба

Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.

В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы учебы были для Чайковского самыми трудными: он тяжело переживал расставание с родными, которые не могли часто навещать его. А попечительство друга семьи Модеста Вакара было омрачено тем, что десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста скоропостижно скончался.


Петр Чайковский

В 1852 году, когда Илья Петрович оставил службу, вся семья переехала в Санкт-Петербург. В эти годы Петр Ильич активно знакомился с русской оперой и балетом, а также подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения.

В 1854 году мать Чайковского скончалась после продолжительной борьбы с холерой. Илья Петрович распределил старших детей в образовательные учреждения закрытого типа, а с четырехлетними близнецами временно поселился у своего брата.


Портрет Петра Чайковского

В период с 1855 по 1858 годы Петр Ильич брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Его молодому Чайковскому нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за безуспешной аферы Илья Петрович потерял практически все свои деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем. К счастью, вскоре Чайковскому-старшему предложили возглавить руководство Технологического института и предложили большую казенную квартиру, куда он переехал с детьми.

Учебу в Училище правоведения Петр Ильич завершил в 1859 году. Интересно, что он пользовался большой симпатией как со стороны учителей, так и со стороны других воспитанников училища. В отличие от многих других талантливых творческих деятелей, которые отличались нелюдимостью и слабой социализацией, Петр Чайковский комфортно чувствовал себя в обществе и прекрасно вписывался в любую компанию.


Петр Чайковский

По завершении учебы молодой человек получил работу в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное время он продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Петр Ильич впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и даже Лондон. К тому времени он прекрасно владел итальянским и французским, и потому смог сопровождать инженера Писарева В.В. (друга своего отца) в роли переводчика.

Творчество

Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр Ильич, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял толком о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что его сыну суждено стать великим музыкантом.

Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта своего сына. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год – не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр Ильич предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.


Но когда он узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить в Петербургскую консерваторию, что он и сделал, став одним из первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого он и вовсе бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, полностью посвятить себя музыке.

В качестве своей дипломной работы Петр Ильич написал кантату «К радости». Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.


Портрет Петра Чайковского

Но подобная реакция вовсе не смутила молодого композитора. Получив свою заслуженную серебряную медаль об успешном завершении Петербургской консерватории, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.

Расцвет карьеры

В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель. Кроме того, он прикладывал немало усилий для качественной организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для его студентов на тот момент существовало немного, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.

Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.


Петр Чайковский

Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами-участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения «Ромео и Джульетта».

В 1873 году Петр Ильич написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», идею для которой ему подсказал авторитетный в те времена музыкальный критик Владимир Стасов. Примерно тогда же Чайковский снова стал путешествовать, набираясь за рубежом вдохновения и используя запечатленные в памяти образы для формирования основы последующих своих творений.

В 1870-ые годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие. В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.

Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.

Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Личная жизнь

Сохранилось немало фото, где Петр Чайковский запечатлен в более чем благопристойном виде со своими друзьями-мужчинами. Ориентация композитора еще при его жизни становилась предметом для пересудов: некоторые обвиняли музыканта в том, что он гомосексуалист. Предполагалось, что его мужчины (мужчины, к которым он испытывал платоническую привязанность) - это Иосиф Котек, Владимир Давыдов и даже братья Алексей и Михаил Сафроновы.


Петр Чайковский с Иосифом Котеком (слева) и Владимиром Давыдовым (справа)

Сложно судить, есть ли доподлинные доказательства того, что композитор любил мужчин. Его связи с упомянутыми выше личностями вполне могли быть и просто дружескими. Как бы то ни было, женщины в судьбе Чайковского тоже были, хотя некоторые исследователи утверждают, что так композитор пытался скрыть, что он гей.


Так, несостоявшейся женой Петра Ильича стала молодая французская примадонна Арто Дезире, которая предпочла ему испанца Мариана Падилью. А в 1877 году его официальной женой стала Антонина Милюкова, которая была младше новоиспеченного супруга на восемь лет. Впрочем, этот брак продлился всего несколько недель, хотя официально Антонина и Петр так и не развелись.

Стоит напомнить и о его связи с Надеждой фон Мекк, которая преклонялась перед талантом композитора и долгие годы поддерживала его материально.

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск, Удмуртия - 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) - великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Отец - Илья Петрович Чайковский (1795 - 1880).

Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).

Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).

Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье - в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 - в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).

Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

Интересные факты

* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины - «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии - и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»

Основные произведения

Воевода (1868)
Ундина (1869)
Опричник (1872)
Евгений Онегин (1878)
Орлеанская дева (1879)
Мазепа (1883)
Черевички (1885)
Чародейка (1887)
Пиковая дама (1891)
Иоланта (1891)

Лебединое озеро (1876)
Спящая красавица (1889)
Щелкунчик (1892)

Симфонические произведения

«Гроза», увертюра к драме (1864)
Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866)
«Фатум», симфоническая фантазия (1868)
Симфония № 2 (1872)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875)
Симфония № 3 (1875)
«Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876)
Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром (1878)
Концерт для Скрипки с оркестром (1878)
Симфония № 4 (1878)
«1812 год», торжественная увертюра (1880)
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1880)
«Манфред», симфония (1885)
Pezzo capriccioso (1887)
Симфония № 5 (1888)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1893)
Симфония № 6 (1893)

Фортепианная музыка

«Времена года» Op.37b, 12 характеристических картин (1876)
Детский альбом Op.39, 24 легкие пьесы (1878)
18 пьес, Op.72 (1892)

Отдельные оркестровые произведения

Славянский марш (1876)
Марш Добровольного флота (1878)

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...