Семирадский картины. Картины генриха семирадского



Художник Генрих Семирадский | 1843-1902гг.

Художник Генрих Ипполитович Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki). Родился 12 октября 1843 году в Ново-Белгороде, Харьковская губернии. Умер 23 августа 1902 года в Стшалково, (Петроковская губерния). Русско-польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но большую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из античной истории Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

* картины по клику можно увеличить


Опасный урок.



Сцена из римской жизни. 1883.


У водоёма. 1895.


Гонители христиан у входа в катакомбы


Грешница. 1873.

Первой картиной, завершённой Семирадским в Риме, была «Грешница». Она была написана по заказу президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, сюжет - поэма «Грешница» А. К. Толстого - был задан заказчиком ещё в Мюнхене. Поэма и картина созданы на основе апокрифа, данный сюжет отсутствует в канонических Евангелиях: под воздействием силы личности Христа происходит духовное перерождение красавицы-блудницы. Композиция картины чётко делится на две части: слева Христос и апостолы в строгих белых одеяниях, справа - разряженная куртизанка с толпой праздных мужчин и женщин. Семирадский старался не отступать от текста Толстого, выписывая главную героиню и сообщая ей избыточное «обилие красы».
Картиной «Грешница» Семирадский открыл в своём творчестве тему противостояния христианства и язычества, на этом конфликте основана драматургия его основных полотен. В «Грешнице» Семирадский сознательно не делал выбора в пользу христианства, показывая свою красоту у представителей обоих миров. Также он впервые в русской живописи соединил масштабность исторического сюжета и пленэрные эффекты. В 1873 году картину демонстрировали в Вене, где на Всемирной выставке она была удостоена Золотой медали - это была первая зарубежная экспозиция Семирадского. Далее картину перевезли на академическую выставку в Петербург, где её ожидал шумный успех; полотно было приобретено цесаревичем за 10 000 руб. Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств.
В.В. Стасов в статье, специально посвящённой «Грешнице», неоднократно повторял термины, которые потом будут сопровождать характеристику творчества Семирадского: «эффекты» и «виртуозность». Этим он подчёркивал, что внешние эффекты второстепенны, а картина Семирадского лишена подлинного психологизма и глубины. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» Стасов называл грешницу - «современной парижской кокоткой Оффенбаха», а также заявлял, что «Христос и апостолы состоят из одного костюма». И. Е. Репин открыто назвал Семирадского «шарлатаном» и заявил, что «Грешница» - «легковесная, альбомная вещь, хотя и громадная по размеру». Таким образом, в лексиконе передвижников имя Семирадского стало нарицательным, а его творчество стало своего рода «пугалом», как главная ударная сила косной Академии, к которой однако по недоразумению принадлежат вкусы широкой публики; с ним следовало вести бескомпромиссную борьбу. Контрастом выглядело на этом фоне одобрение австрийского критика Лемана, который писал: «Его (Семирадского) способ трактования библейского материала во всех отношениях нов и, быть может, единственно пригодный для европейских картин». Характерно, что сам Семирадский в эти споры не ввязывался.
Успех «Грешницы» привёл к конфликту между Семирадским и Репиным: они одновременно были выдвинуты на звание академика живописи (Репин - за картину «Бурлаки на Волге»). Всё решили позиция ректора Академии Ф. Бруни, назвавшего картину Ильи Ефимовича «великой профанацией живописи», и президента великого князя Владимира Александровича, который заказал Семирадскому копию «Грешницы» сепией. Хотя И. Е. Репин удостоился золотой медали «За экспрессию», он от огорчения заболел, и с тех пор неизменно противопоставлял «правду» в живописи её «красоте», критикуя Семирадского.


Игра в кости. 1889.


Отдых. 1890.


Похороны знатного руса.


Рим. Деревня.


Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882.

Новая большая работа Семирадского была основана на сюжете, изложенном в «Анналах» Тацита: император Нерон обвинил в большом пожаре Рима первых христиан и обрёк их на мучительную казнь. Эта работа получила название «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Семирадский, однако, не желал иллюстративности, а поместил сюжет Тацита в широкий философский и исторический контекст. Это выразилось в том, что изображённая лестница Золотого дворца Нерона перпендикулярна вереницам столбов с привязанными мучениками-христианами, образуя композиционный центр картины - крест. Крест, помимо всего прочего, символизирует пересечение двух путей развития мира - старого языческого, погрязшего в пороке, и в муках рождающегося христианского мира. Оптическая ось, на которой расположены фигуры Нерона и окружения, упирается в ряд жертвенных столбов, образуя тупик. Столбов на картине 13, они прямо символизируют число апостолов и Христа. Семирадский выступил в обычном для себя амплуа художника-историка и эрудита. Образованную публику в картине привлекли и точные археологические детали; художник основывался на монографии Луиджи Канина «Здания античного Рима» (1848-1856), а также собственных впечатлениях от раскопок Помпей. На эмоциональное восприятие эпохи Семирадским могла повлиять повесть И. Крашевского «Рим при Нероне», опубликованная в 1866 году в Кракове. Художник писал родным, прося выслать ему в Рим книги Крашевского, а в начале работы над картиной даже поехал в Дрезден, чтобы встретиться с живущим там писателем.
Работа над монументальным полотном потребовала в итоге четырёх лет труда. За это время была создана большая серия графических набросков и как минимум три эскиза основной композиции, которые экспонировались на выставке в Варшаве в 1939 году. Картина стала известна в Риме ещё до своего окончания, Семирадский с гордостью писал в Петербург, что в 1876 году его навестил Альма-Тадема, а, кроме того, его избрали в жюри ежегодной выставки Римской Академии живописи Св. Луки. В Римской Академии «Светочи христианства» были впервые представлены ещё до отправки в Петербург. Студенты Академии увенчали Семирадского лавровым венком, а король Италии наградил его орденом Короны. По подсчётам, только в последний день выставки картину увидели 5000 человек. По пути в Петербург картина была выставлена в Мюнхене и Вене, а в 1878 году была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где Семирадский был удостоен Золотой медали, а правительство наградило его кавалерством Ордена почётного легиона.
Успех «Светочей христианства» сильно осложнил отношения Семирадского с Императорской Академией художеств. Пенсионер нарушил правило, согласно которому командированные в Европу художники не имели права участвовать в зарубежных выставках. В Петербурге картину выставили в отдельном зале, и она вновь вызвала ожесточённые споры публики и критиков. Отрицательные рецензии написали В. В. Стасов и В. М. Гаршин. П. П. Чистяков, мечтавший написать картину на тот же сюжет, сокрушался, что Семирадский его «испортил». Ещё более безжалостными были польские критики, так, С. Виткевич обвинил Семирадского в том, что трагический сюжет предстал под его кистью как едва ли не праздник. Тем не менее, Совет Академии удостоил Семирадского звания профессора и официально заявил, что «его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству»

Генрих Ипполитович Семирадский родился в 1843 году в Харьковской губернии. Его отец служил в царской армии и был удостоен титула потомственного дворянина. Отец-поляк не был против художественных пристрастий сына, но не считал это серьезным занятием, потому настоял на обучении сына естественным наукам.

Выполнив волю отца и отучившись на физико-математическом факультете Харьковского университета, в 1864 году юноша против воли родителей все же поступил в петербургскую Академию художеств. Генриха взяли только вольнослушателем, так как для официального обучения он не подходил по возрасту (принимали до 20 лет). Однако серебряные медали в первые же годы обучения помогли ему получить статус ученика.

В 1868 году Семирадский выиграл конкурс на малую золотую медаль, обойдя конкурсной работой «Диоген, разбивающий чашу» своего товарища . А два года спустя ему вручили большую золотую медаль и возможность бесплатной шестилетней командировки за границу за работу «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу».

За годы своей творческой деятельности художник зарекомендовал себя явным сторонником академической живописи. Не изменяя до конца жизни своим убеждениям, он сумел добиться успеха как в России, так и за рубежом. Несмотря на переезд в Италию, Семирадский продолжал сотрудничать с Академией художеств, и в 1870-х годах получил звание академика, а затем и профессора. Одновременно с этим живописец был избран членом академий изящных искусств сразу нескольких стран, включая Италию.

Писал мастер в основном на историческую тематику древней Греции или Рима, затрагивал религиозную тему, создавал идиллии, портреты и пейзажи. К числу наиболее известных его работ относятся такие: «Светочи христианства», «Христос и грешница», «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей» и другие.

Скончался Генрих Ипполитович в 1902 году в возрасте 58 лет от рака. Его прах захоронили в Усыпальнице великих поляков.

Творчество мастера

Несмотря на то, что Семирадский писал на довольно популярные в то время античные сюжеты, его манера письма заметно отличалась от манеры других академистов. Он мог создать оригинальный сюжет и построить эффектную композицию, приводя публику в восторг. В отличие от традиционной живописи академического направления мастер рисовал широкими энергичными мазками, достигая особого эффекта.

Настоящей находкой для него стало перенесение традиционных мотивов на плэнер, что было новым для академической живописи. Удивительное переплетение античного сюжета и утонченного пейзажа создавало особую атмосферу картины, наполняло ее жизнью и энергией. Немаловажную роль в этом играло умение по-особенному работать со светом, делать мягкие световые переходы, что заставляло зрителей буквально находиться внутри сюжета, слышать пение птиц, чувствовать ароматы цветов или дуновение ветерка.

Большой успех ему принесли монументальные полотна «Христос и грешница» и «Светочи христианства». Правда, вместе со славой и почетными званиями пришла и острая критика недоброжелателей.


Особое место в живописи мастера занимают так называемые идиллические картины, изображающие все тот же античный мир, но уже со смещением внимания с иносказаний на красоту жизни. В них герои стали более естественными, а в сюжете преобладал пейзаж. В смутные 1890-е годы люди охотно покупали такие прекрасные работы, так что Семирадскому порой приходилось собирать сюжеты словно конструктор из однотипных героев и предметов.


Рекорды продаж, цена картин Семирадского

За годы своей жизни Семирадский хорошо узнал, что такое бедность. Чтобы прокормить себя, ему приходилось браться за самые разные заказы. Но сегодня его картины пользуются большим спросом и уходят с аукционов за значительные суммы. Чтобы определить, сколько стоят картины Семирадского, рассмотрим несколько наиболее крупных аукционных уходов.

В 2011 году на MacDougall`s была выставлена картина «Новый браслет», написанная автором в 1883 году. Это произведение считается настоящей находкой для художественного мира, так как является прекрасным образцом идиллических работ Семирадского. Его художественные идиллии помогали зрителям отвлечься от своих проблем, окунуться в мир прекрасного и вновь обрести смысл жизни. После создания «Новый браслет» долгие годы никто не видел, так как холст купил неизвестный коллекционер. Но до продажи картины друг художника С. Левандовский успел опубликовать ее в монографии о Семирадском.

На аукционе картина ушла за 621 тыс. фунтов (1 млн долларов) при эстимейте 250-300 тыс. фунтов.

В 2004 году состоялась еще одна крупная продажа работ Семирадского. В ноябре на Christie`s было продано полотно «Путешественник в Древней Греции». Картина любимой художником тематики древнего мира, выполненная в академической манере, имела большой успех на торгах. Ее выставили с эстимейтом всего 100-120 тыс. фунтов, но продали в несколько раз дороже за 733 тыс. фунтов (1,4 млн долларов).


Еще один великолепный образец идиллических картин художника был продан на Sotheby`s. Это произведение «Потерпевший кораблекрушение (Римский нищий)», выставленное на аукцион в 2013 году. По описанию самого автора, на полотне изображена превратность жизни, когда красивая и полная сил женщина, окруженная роскошью, встречается с нищим отступником, на шее которого висит картина о кораблекрушении.

В год своего создания холст был представлен на парижской выставке Universelle. Несмотря на свои огромные размеры, трехметровое полотно отлично сохранилось и дошло до нашего времени в оригинальной раме. На аукционе оно ушло за высокую цену в 1 млн фунтов (1,7 млн долларов) при эстимейте 1-1,3 млн фунтов.


Но самой крупной считается продажа картины «Танец среди мечей» на Sotheby`s в 2011 году. Это произведение имеет довольно любопытную историю. Сюжет танцующей среди мечей обнаженной женщины так понравился публике, что художник воспроизводил его несколько раз. Все версии отличаются друг от друга небольшими деталями и размером.

Самый первый вариант картины был завершен в 1878 году и продан графу А. Орловскому. Где находится эта работа, остается тайной.

Вторую версию Семирадский написал по заказу московского предпринимателя К. Солдатенкова. Сегодня ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

Третья авторская копия, самая миниатюрная, досталась по наследству коллекционеру из Германии, родители которого купили ее в Польше. По поводу продажи этой картины в ноябре 2017 года разразился скандал, так как польское правительство заявило на нее свои права. Представители Польши утверждали, что картина находится в списке разыскиваемых полотен, незаконно вывезенных из страны. Так как владелец холста не имел никаких документов, подтверждающих право собственности или разрешения на вывоз, аукционному дому пришлось снять картину с торгов незадолго до их начала.

Зато четвертую версию картины ожидал большой успех на торгах Sotheby`s, где ее выставили в 2011 году. До продажи работа принадлежала американскому коллекционеру Ю. Слотковскому. На апрельских торгах холст ушел за рекордные 2,1 млн долларов при эстимейте 600-800 тысяч.


Есть и другие уходы его картин по стоимости, превышающей миллион долларов или близкой к нему.

Чтобы составить полное представление о том, сколько стоят картины Семирадского, упомянем и другие аукционные продажи. Традиционно спросом пользуются его произведения на тему античного мира, пейзажи и идиллические работы. Например, в 2006 году за 86 тыс. фунтов на Sotheby`s были проданы картины «Южная красота» и за 6 тыс. фунтов «Переговоры», а в 1999 году на Christie`s ушла картина «Три классические девы» за 11,5 тыс. фунтов.

Как оценить и продать картину Семирадского

Подготовка картины к продаже

Перед продажей рекомендуется провести ряд мер, которые обеспечат более выгодную сделку. Во-первых, нужно удостовериться в подлинности картины, во-вторых, собрать информацию, которая увеличит ее ценность. Установить авторство и оценить картину Семирадского по другим параметрам поможет профессиональная экспертиза. Специалист изучит произведение в лаборатории и найдет по нему всю необходимую информацию в специальной литературе.

Заказать экспертизу картины Семирадского можно у нашего партнера - . По вашему выбору услуга может быть частичной или полной.

Площадка для продажи

Возникает вопрос, где и как продать картину Семирадского, которая может стоить значительную сумму? В ответ на него мы предлагаем сделать это в галерее «Лермонтов» - на площадке, которую посещают состоятельные ценители живописи (познакомиться с ).

Генрих Ипполитович Семирадский — великий русский художник . Родился в 1843 году в Ново-Белгороде, что в Харьковской губернии. Генрих Семирадский является одним из ярчайших представителей . Его творчество очень разнообразно. В картинах живописца можно встретить, как традиционные славянские мотивы (Ночь накануне Ивана Купалы, Похороны знатного руса), христианские и библейские, а также античной Греции и Рима. Генрих Семирадский проходил обучение живописи в Харькове и Санкт-Петербурге. Значительную часть жизни провёл в Риме, что, несомненно, сказалось на его творчестве.

Искусство этого великого художника настолько разнообразно, насколько это вообще позволяет академизм . Портреты, пейзажи, сценки из обычной жизни, мифологические сюжеты, монументальные полотна. Кажется, что художник успел попробовать себя во всех видах жанра. Кроме того, художник занимался оформлением различных театров и храмов, что также принесло ему немало популярности ещё при жизни.

В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях Европы. Большая часть представлена в музеях России, Украины и Польши. Великий художник умер в 1902 году в Стшалково Петроковской губернии.

Автопортрет

Баловник

Блудный сын

Восточный пейзаж

Игра в кости

Исаврийские пираты, продающие свою добычу

Ночь накануне Ивана Купалы

Опасный урок

Оргия времен Тиберия на острове Капри

Пастушок, играющий на свирели

Песня рабыни

По примеру богов

Похороны знатного руса

Праздник Вакха

Пруд Фавна

Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году


Семирадский Генрих Ипполитович
Польско - русский художник-академист

Танец среди мечей. Москва, Государственная Третьяковская галерея (1887)


Христос у Марфы и Марии. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.



Христос и грешница, версия 1875.


«Светочи христианства». Факелы Нерона. 1876. Национальный музей в Кракове.


Французский художник времён Людовика XV пишет портрет маркизы. Около 1868 года. Ташкент, Государственный музей искусств Узбекистана


Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла. Частное собрание.


Христианин Dirce До.


Фрина на празднике Посейдона в Элевсине 1889.


У фонтана.


У Колодца. Мотив греческой древности.


У источника.


У Гробовщика.


Талисман.


Сиеста патриция.


Римская оргия блестящих времён цезаризма 1872 год. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.


Продавец вазы.


Похороны знатного руса в Булгаре. Москва. Государственный исторический музей.


Опасный урок.


Новый браслет. Будущие жертвы Колизея.

Нищий, потерпевший кораблекрушение.


Мученичество св. Тимофея и его жены Мавры. Варшава, Национальный музей.


Нимфа. 1869 год. Львовская галерея искусств.


К весне. У источника.1902г.


Для занавеса Краков, 1893-94.


Исаврийские пираты, продающие добычу. Харьковский художественный музей.


Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу.


Девушка или Ваза, 1878.


Гонители христиан у входа в катакомбы. Москва, частное собрание.


Беседа.


С причастия.


Суд Париса.


Для занавеса. Львов.


Отдых


Александр Невский принимает папских легатов. Перед ванной.


Римская Идиллия, Рыбалка.


Христос и самаритянка


Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры


По примеру богов


Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок Печенеги) около Харькова в семье врача Ипполита Семирадского - офицера драгунского полка царской армии. В 1850 году И. Семирадский был удостоен потомственного дворянства. Мать - Михалина Прушиньская. Семья сохраняла католическое вероисповедание и польские национальные традиции и язык в быту. В 1871 году И. Семирадский вышел в отставку в чине генерала и перебрался на постоянное жительство в Варшаву.

Первые уроки рисования Семирадский получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии у Дмитрия Ивановича Безперчего (1825-1913) - ученика Карла Брюллова. Под влиянием Безперчего сформировались вкусы и определились пристрастия Семирадского в искусстве - академический классицизм.

В 1860 году, уступив воле отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение Харьковского университета (физико-математический факультет). В 1864 году он его окончил со степенью кандидата, защитив выпускную работу на тему «Об инстинктах насекомых». В студенческие годы Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек и до конца жизни сохранил интерес к этим насекомым.

В сентябре 1864 года Г. Семирадский против воли родителей отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. В Академию художеств Генрих Семирадский поступил вольнослушателем, поскольку по уставу лица, возраст которых превышал 20 лет, не могли учиться там на общих основаниях. Зачислен в Академию он был 13 октября 1864 года. Статус вольнослушателя не только предполагал платное обучение (25 рублей в год), но и не позволял участвовать в конкурсе на золотую медаль, дающую право на 6-летнюю пенсионерскую поездку в Европу.

В 1865 году он был удостоен малой серебряной медали за эскиз «Ангел смерти избивает всех первенцев Египта». В январе этого года он впервые посетил Варшаву. В 1866 году он подал прошение о переводе из вольнослушателей в ученики, Советом Академии оно было удовлетворено 13 сентября.
На осеннем экзамене 1866 года он был удостоен сразу двух серебряных медалей за рисунок с натуры и натурный этюд. В 1868-1869 годах три его этюда были отмечены денежными премиями (дважды по 100 рублей) и благодарностями Совета Академии. В 1868 году Семирадский участвовал в конкурсе на малую золотую медаль, для которого избрал тему «Диоген, разбивающий чашу». Совет присудил Семирадскому малую золотую медаль, которая давала возможность участвовать в конкурсе на соискание пенсионерской поездки. Малая золотая медаль Академии означала также присуждение звания художника 2-го класса, что в «Табели о рангах» соответствовало губернскому секретарю.
В 1870 году Семирадский представил программу «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». Жюри Академии 4 ноября единодушно присудило ему большую золотую медаль и право заграничной поездки за казённый счёт. В августе 1871 года художник покинул Петербург и направился в Мюнхен через Краков.

большого полотна «Римская оргия блестящих времён цезаризма»

В 1872 году полотно «Римская оргия блестящих времён цезаризма» было показано на выставке Мюнхенского художественного общества, а далее оно было отправлено на академическую выставку в Петербург. На выставке картина была приобретена Академией за 2000 рублей и перепродана великому князю Александру Александровичу (будущему императору).В отличие от большинства своих однокашников по Академии, Семирадский стремился работать в Италии, а не во Франции. Бо́льшую часть активной жизни Семирадский провёл в Италии, ненадолго приезжая по делам в Петербург и Варшаву, а лето проводя в польском имении.

В 1873 году в Варшаве 30-летний Семирадский обвенчался со своей 18-летней кузиной Марией Прушиньской. Она выросла в захолустье тогдашней Минской губернии, но смогла быстро адаптироваться к артистическому окружению супруга, освоила итальянский язык и заняла «достойное место» в его жизни. Позже у супругов родилось трое сыновей - Болеслав (родился в 1874 году), Леон (родился в 1875 году), Казимир (родился в 1876 году, умер в годовалом возрасте) - и дочь Ванда (родилась в 1878 году).

В Римской Академии «Светочи христианства» были впервые представлены ещё до отправки в Петербург. Студенты Академии увенчали Семирадского лавровым венком, а король Италии наградил его орденом Короны. По подсчётам, только в последний день выставки картину увидели 5000 человек. По пути в Петербург картина была выставлена в Мюнхене и Вене, а в 1878 году была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где Семирадский был удостоен Золотой медали, а правительство наградило его кавалерством Ордена почётного легиона. Семирадский был избран почётным членом Академий живописи в Берлине, Стокгольме и Риме, а Галерея Уффици заказала художнику его автопортрет, что считается особой честью.
В 1877-1878 годах художник получил заказ на четыре композиции из жития святого Александра Невского в северной части храма Христа Спасителя в Москве.

В 1886 году Семирадский закончил полотно «Христос у Марфы и Марии». Правительство России купило картину для музея Императорской Академии художеств. Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.

С осени 1901 года Семирадский страдал чрезвычайно мучительным недугом - раком языка. Лето 1902 года выдалось в Риме жарким, больного художника было решено перевезти на родину в Польшу. Он скончался 23 августа 1902 года в имении Стшалково и был погребён в Варшаве рядом с могилами отца и матери. Однако 26 сентября 1903 года его прах был перенесён в Краков, в Крипту заслуженных в церкви святого Станислава.

— исторический живописец; род. в 1843 г. близ Харькова, учился во 2-й Харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д. И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова. В 1860 г. С. поступил студентомна физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под рувоводством того же Бесперчия. Будучи выпущен из Университета со степенью кандидата, он отправился в СПб. и поступил в вольные слушатели Имп. акад. худож., из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебр. медалями и несколькими денежными премиями, между прочим, за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя во ад" и "Гибель Содома" (все три нах. в Музее Академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему мал. зол. медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (нах. в Музее Акад.), больш. зол. медаль и звание худож. 1-й степ. В качестве пенсионера Академии, С. отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину "Римляне блестящих времен империи" (нах. в Александр. дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы гр. А. К. Толстого. В СПб., на академической выстакке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (нах. ныне в Музее имп. Александра III в СПб.). После нее из-под кисти. С. вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлеж. г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московск. храма Спасителя, между прочим, колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживо сожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в СПб., она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Имп. академия худ. присудила С. звание профессора, а французск. правительство наградило его кавалерск. орденом почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от Берлинской, Стокгольмской и Римской академий, Флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде — в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведениями С. укажем на "Древний танец между мечами" (нах. у К. Солддатенкова, в М.), "Оргию времен Тиверия на остр. Капри" (у него же), "Искушение" (у вел. кн. Константина Константиновича), две большие стенные картины, украшающие собой Московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (нах. в Музее Александра III, в СПб.) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у кн. Радзивилла"). В 1889 г. устроена была С. в СПб. выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение св. Иеронима", а остальные — сцены из древнегреческой жизни: "Перед купаньем", "У фонтана", "По примеру богов" (нах. в Александр. дворце в Царск. Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (нах. в Музее имп. Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института. Наконец, после весьма удачной картины "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую С. получил золотую медаль на мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столь значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение — "Дирцея на римском цирке", выставленная в СПб. в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но, при всей своей внешней привлекательности, картины С. грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.

А. С—в. {Брокгауз}

Светочи христианства 1876

Картина передаёт трагическую историю гонений на последователей новой религии при римском императоре Нероне.

Огромная монументальная композиция «Светочи христианства» (1876) должна была стать завершением пенсионерства в Риме. В своей картине живописец умело подчеркнул красоту окружающего мира и духовное уродство людей, этот мир населяющих. Семирадского всегда восхищала материальная красота мира; работая же с таким сложным драматическим сюжетом, художник чересчур увлекся созерцанием прекрасного и отчасти упустил духовную драму христианских мучеников. Это многие коллеги ставили Семирадскому в вину. Но колоссальная работа, красота живописи, богатство колорита заслужили высокую оценку. «Видал картину Семирадского «Христианские светочи», о которой судить не умею, а если бы и взялся, то, вероятно, был бы пристрастным и несправедливым, скажу только, что картина эта представляет наибольшую сумму его достоинств и наименьшую недостатков, а стало быть, картина должна быть хорошая», — признавал один из главных оппозиционеров Семирадского, Иван Крамской.

Сначала «Светочи...» были выставлены в Академии Святого Луки в Риме, а 13 марта 1877 года Семирадский представил свою новую картину в Петербурге. Газета «Голос» назвала «Светочей...» «главной приманкой» для публики и сообщала, что автор ее вполне заслужил «лавровые венки, поднесенные в Риме и Питере» (учениками Академии Семирадскому был торжественно поднесен венок). «Да, такие картины не пишутся подряд всяким и каждый год. Честь ему и слава», — восклицал Фёдор Бронников.

Весной 1877 года Совет петербургской Академии художеств удостоил живописца звания профессора, выразив мнение, что «вся его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».

Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где художник получил Большую золотую медаль и орден Почетного легиона от французского правительства. Академии изящных искусств Парижа, Берлина, Стокгольма и Рима избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила художнику написать свой автопортрет «для последующего размещения в галерее именитейших художиков». Семирадский становился знаменитостью мирового масштаба.

А в России поднялась новая волна уничижительной критики творчества Семирадсткого, и в первую очередь со стороны передвижников и демократически настроенной творческой интеллигенции. Так, Павел Чистяков, сообщая Третьякову римские художественные новости, писал: «Картина г. Семирадского «Светочи христианства» не продана. Дорого просит — 40 000 р. За то, что человек ловок, 40 000 нельзя платить. Нужно ценить честность в деле, умение и выдержку, а талант Бог дает! Ведь после смелости и ловкости в живописи идет бессовестность и способность репку срывать... А какой он полячишко, так и говорить не стоит, многоуважаемый Павел Михайлович! Цена-то ему, как человеку, грош...»

Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101×183 см Холст, масло. 101×183 см

Христос у Марфы и Марии. 1886.

В 1886 году на академической выставке в Берлине художник выставил свою новую работу на «Христос в доме Марии и Марфы», позже показанную на Академической выставке 1887 года в Петербурге.

Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898.

Сюжетом картины послужил эпизод из времен гонений на христиан при Нероне, описанный Светонием. Известный своими кровожадными причудами, император Нерон устраивал чудовищные театрализованные оргии. Один из таких жутких спектаклей предстает перед зрителем на картине Семирадского.

Грешница. 1873.

В Риме Семирадский создал свою первую известную картину «Грешница» (1873). Она была написана по заказу великого князя Владимира Александровича, на сюжет поэмы А.К.Толстого «Грешница».

Эта поэма пользовалась огромной популярностью, входила в постоянный репертуар домашних и публичных литературных вечеров. Сюжет ее был апокрифичен, ибо не привязывался к какому-либо конкретному месту из Евангелия. Толстой ярко и мастерски представил историю внезапного духовного перерождения прекрасной куртизанки, потрясенной силой и нравственной чистотой личности Христа.

Творческие круги с интересом обсуждали работу пенсионера. Живописец Александр Риццони в письме Павлу Михайловичу Третьякову сообщал: «Здесь Семирадский, который пишет картину библейского содержания по заказу Владимира Александровича. Картина величиной метра в 3, обещает быть вещью вкусной». Задумав ее вначале в небольших размерах, Семирадский затем изменил решение и написал огромное полотно (3,5×5,5 м). В этом произведении впервые во всем блеске раскрылся его талант.

Воссоздавая события Евангелия, в своей картине Семирадский большое внимание уделил передаче стихии палящего солнечного дня. Мастерски написан южный пейзаж с игрой света и тени, рефлексами неба и зелени на мраморе домов и земле. Прекрасный рисунок, эффектный колорит, четкая композиция производили сильное впечатление на зрителя, заслоняя недостаточно глубокий подход художника к типажу и раскрытию психологии, отмеченный критикой, как за границей, так и в России. Успех не заставил себя ждать. Даже знаменитый художественный критик Владимир Стасов, критиковавший Семирадского как представителя враждебного ему академического направления, считал эту картину сильной в живописном отношении. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» он писал: «Картину Семирадского «Христос и грешница» никак нельзя примкнуть к картинам Ге и Крамского. Она так поверхностна по содержанию, грешница в ней такая современная парижская кокотка Оффенбаха, Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не след говорить о ней как о серьезном историческом создании. Она произвела на нашу публику очень большое впечатление своим блестящим колоритом, франтовскими своими красочными пятнами».

«Картина Семирадского очень блестящая картина, эффектно и красиво исполненная, но легковесная, альбомная вещь, хотя громадная по размеру (аршин 9 и 5). Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах он, однако же с таким уменьем воспользовался светотенью и блеском общего, что на первый раз поразил», — писал Репин. По определению прессы, картина «произвела такой фурор, какого у нас и не запомнят».

Художник был удостоен звания академика, публика ждала новых работ Семирадского. Среди страстных его поклонников оказалась царствующая фамилия: картину «Грешница» приобрел наследник-цесаревич за рекордную по тем временам сумму 10 000 рублей. Все это, безусловно, помогло молодому пенсионеру Академии встать на ноги, обрести житейскую самостоятельность.

Александр Невский принимает папских легатов

Художник при поддержке Святейшего Синода получил заказ на росписи хоров придела северного крыла храма на сюжеты из жития Святого Александра Невского. Эти монументальные работы — одни из немногих, созданных художником в России.

Семирадский давно ждал работы такого масштаба. Он трудился над эскизами, подготавливая их в кратчайшие сроки, желая скорее начать росписи. Эскизы необходимо было отсылать на утверждение в Москву. В то время художник работал еще и над завершением «Светочей...» и находился в состоянии крайнего перенапряжения и нервного истощения. Впервые он почувствовал, что не поспевает к сроку. В какой-то момент художник даже пожелал отказаться от росписей. Но в Академии ему пошли на уступки и продлили срок исполнения эскизов. В феврале 1977 года Семирадский уже просил архитектора Александра Резанова, следившего за всеми работами в храме, подготовить все необходимое для начала росписей стен храма. В это же время в Москву были привезены картоны с росписями и уже утвержденные эскизы. По ним Семирадский в течение всего лета делал свои росписи.

Судьбе было угодно, чтобы его творения в храме не сохранились. Храм был взорван в 1931 году. Однако по оставшимся эскизам все же можно судить о его росписях.

Четыре композиции — «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского» и «Погребение Александра Невского» были своего рода исторической реконструкцией жизни, быта знаменитого защитника Руси.

Красочные сцены материального мира, ярко выраженные признаки станковой картины сыграли с росписями злую шутку: излишняя проработка деталей и увлечение частностями привели к дробности форм. Росписи требовали внимательного разглядывания, что нарушало их монументальную целостность. Виртуозность воспроизведения исторического события, словно происходящего на глазах зрителей, лишала приходящих в храм ощущения чудесного, божественного действа. Однако эти тонкости не мешали духовенству и публике восхищаться проделанной работой — блестящей и величественной.

В храме Христа Спасителя Семирадскому принадлежали еще три композиции — запрестольный образ «Тайная вечеря», а также «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» над окнами хоров храма. В этих двух работах Семирадский более убедителен. Более сдержанные композиции лишены конкретности цикла об Александре Невском. Так, в «Крещении» художник создал эмоциональное состояние «божественного нисхождения». Сгущающиеся темные краски зла и божественные светлые тона вступают в вечную битву. Последние росписи явились продолжением колористических поисков художника, начатых еще в «Грешнице». Сочетание и контраст света и тьмы, яркая, сочная палитра, как и в «Светочах», придавали прелесть и магию полотнам Семирадского. «Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, — писал Вениг, — Семирадскому надо было написать громадное полотно «Тайную вечерю». Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей».

К сожалению, еще при жизни Семирадского «Тайная вечеря», исполненная маслом по штукатурке, начала разрушаться. Художник сам осмотрел роспись в 1901 году и предложил переписать ее собственноручно не на стене, а на металлической поверхности. Но не успел.

Работа, захватившая художника целиком, завершилась летом 1879 года. В специальном отзыве экспертов было записано: «Картины «Вечери Тайные», «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне» отличаются хорошим сочинением, широким приемом и блестящим колоритом и освещением».

Тайная вечеря. 1876

Гибель Содома. Конец 1860-х

Крещение Господне

Кончина Александра Невского. 1876.

Блудный сын

Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1876

Святое семейство

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...