Тайны александрийской библиотеки. Куда пропала Александрийская библиотека


Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.


Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.
Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.
Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.
Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.


В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.
От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.
В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.


После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.
Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».
Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.
Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Александрийская библиотека была крупнейшим и самым знаменитым научным центром античности. Правители Египта из династии Птолемеев поставили перед собой амбициозную цель - собрать все книги мира и овладеть всеми знаниями. Однако бесценные рукописи погибли в огне кровавых конфликтов. Кто же уничтожил Александрийскую библиотеку?

Александрийская библиотека, созданная в III веке до н.э. Птолемеем I Сотером, служила образовательным центром для всего эллинистического мира. Здесь не только хранились книги со всего мира, но также был основан Мусейон, представлявший собой некое подобие академии наук. Сюда приглашались виднейшие ученые своего времени, они могли жить в библиотечном центре сколь угодно долго, но за это платили своими научными достижениями. Обыкновенно выбирали одного директора библиотеки из числа ученых, и он находился в должности до смерти.

В библиотеке располагались столовые, комнаты отдыха и читальни. Позже были организованы зоологический сад, медицинская лаборатория и обсерватория; инструменты и выставочные экспонаты использовались для обучения. Общее собрание насчитывало до 700 тыс. документов.
Аристарх Самосский, Эратосфен, Зенодот, все величайшие умы древности работали в библиотечном комплексе. Талантливые александрийские ученые были известны своими научными трудами по математике и астрономии. На полках хранились не только работы греческих мыслителей - Герона, Архимеда, Гиппократа и Евклида, рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида - здесь собирали даже копии буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Содержание библиотеки обходилось Александрии очень дорого. Все книги существовали в единственном экземпляре, с которого потом делали списки. Основой служила не бумага, а стебли папируса или пергамент, обработанная особым образом кожа. И тем не менее, по приказу Птолемея II филадельфа сочинения приобретались по всему эллинистическому миру. Более того, капитан всякого судна, заходящего в Александрию, должен был отдавать все литературные произведения для копирования.

Александрийскую библиотеку считали священным местом наряду с религиозными храмами. И хотя посетить знаменитый комплекс мог каждый человек, перед тем как войти в здание, он должен был совершить обряд очищения. Но история безжалостна даже к таким великим сооружениям. Музей и большая часть сокровищ были уничтожены пожаром.

По одной из версий, виновником исчезновения библиотечного центра стал Юлий Цезарь. В античных источниках упоминается, что во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился Цезарь, стал угрожать египетский флот. И чтобы обезопасить себя, полководец приказал поджечь египетские корабли. Но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив склады, хранилища и арсеналы. Быстро распространившись, пламя пере шло на верхнюю часть города, где и стояла библиотека.

После смерти Цезаря мнение, что именно он виноват в разрушении культурного центра, было самым популярным. Так, греческий историк Плутарх пишет, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий также упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов. Но одна деталь ставит под сомнение эту версию. В 20 г. до н.э. в Александрии работал философ Страбон, и он упоминает Мусейон в своих трудах, рассказывает о столовой для ученых, большом дворе, но ничего не пишет о самой библиотеке. Мусейон выступает скорее как часть царских покоев, а не как крупнейший научный центр. Историк Лучано Канфора предположил, что к тому времени библиотека утратила свое значение, а событие, нашедшее отражение в трудах ученых, действительно было - но это горели манускрипты, хранившиеся на складе в порту, тогда как основное собрание еще ие было утеряно.

Тогда становится понятным существование других версий. Согласно одной из них, гибель библиотеки относится к периоду арабского завоевания. Легенда гласит, что халиф Омар приказал уничтожить все книги. Когда ему доложили об Александрийской библиотеке, он ответил: «Если содержание всех книг из библиотеки согласуется с Кораном, тогда они не нужны и их следует уничтожить; а если не согласуется, тогда они еще более нежелательны. По логике их нужно сжечь в обоих случаях».

Но большинство современных исследователей все же сходятся на том, что окончательное уничтожение александрийского культурного центра произошло во время войны между римским императором Аврелианом и Зенобией, царицей Пальмиры. Библиотека и Мусейон были сожжены при осаде Александрии в 272-273 гг.

Сегодня библиотеку восстанавливают под патронажем ЮНЕСКО. Ее полки заполняются за счет государственных, местных компаний и частных пожертвований. Однако следует помнить, что какая бы интересная коллекция ни была со временем сформирована в наши дни, она не дотянет до масштабов старой библиотеки, существовавшей около двух тысяч лет назад.

Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.

Историческая справка

В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.

Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.

Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.


Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.

Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.

Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.

Предположения об исчезновении

Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.


Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.

После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.

Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.

Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.

Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие европейского общества.


Возрождение уникального книгохранилища

Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина. Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища. Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав туда книги.

Подготовительные работы проводились в 1992-1995 годах. Работы по возведению библиотеки заняли 7 лет, а примерная стоимость составила 250 миллионов долларов. Работы по строительству проводились консорциумом строительных компаний Англии и Италии под руководством австрийского архитектора Кристофера Капелле и строительной компании «Shohetta».

Новое здание имеет весьма оригинальную форму и похоже на солнечные часы или огромный барабан, который наклонен в сторону моря. Крыша сделана из стекла – ее диаметр составляет 160 метров, а площадь сравнима с площадью футбольного поля. Библиотечные залы расположены на одиннадцати нижних ярусах. Хранилище может вместить в себя 8 миллионов книг. Так же в библиотеке есть конференц-зал, специальный зал для людей с проблемами зрения, зал для детей, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерская, где происходит восстановление рукописных документов. В книгохранилище сейчас помещено 7,5 миллионов книг, для изучения предоставлено 500 тысяч.


В настоящее время директором библиотеки является профессор нидерландского Университета Вагенингена – Исмаил Сараджуддин. Всю информацию о библиотеке, а также фото и видео можно найти на официальном сайте www.bibalex.org .

Идея библиотеки.

Александрийская Библиотека - пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки - это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.

В античное время имелись также и достаточно обширные частные собрания книг. Например, библиотека Еврипида, которую тот, по словам Аристофана, использовал при написании собственных произведений. Более известна библиотека Аристотеля, которая создавала во многом благодаря пожертвованиямзнаменитого ученика АристотеляАлександра Великого. Однако, значение библиотеки Аристотеля многократно превышает суммарную значимость собранных Аристотелем книг. Ибо с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что создание Александрийской Библиотекистало возможно во многом именно благодаря Аристотелю. И дело здесь даже не том, что книжное собрание Аристотеля составляло основу библиотеки , которая и стала прообразом библиотеки в . Гораздо важнее, что последователями или учениками Аристотеля являлись все, кто в большей или меньшей степени был причастен к созданию Александрийской Библиотеки.

Первым в их числе, конечно, следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной - создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера - наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» - «Александр-царь, порождение Зевса, основал...» , - знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.

К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей , который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.

Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик Феофраста . Пожалуй, то же самое можно сказать и о , который совместно с Деметрием Фалерским являлся одним из основателей . А еговоспитанник после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.

Основание Александрийской Библиотеки.

Создание Александрийской Библиотеки самым тесным образом связано с , основанном около 295 г. до н.э. по инициативе двух афинских философов и , прибывших в по приглашению в самом начале III в. до н. э. Поскольку оба из названных мужей являлись также наставниками царский сыновей, то одной из важнейших функций, а возможно, и первейшей задачей вновь созданного Музейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. Однако, оба направления деятельности Музейона, конечно, были невозможны без существования научной и учебной библиотек. Поэтому есть все основания полагать, что Библиотека как часть нового научно-образовательного комплекса была основана в тот же год, что и сам Музейон, или спустя весьма непродолжительное время после начала работы последнего. В пользу версии одновременного основания Музейона и Библиотеки может свидетельствовать также и то, что библиотека являлась обязательной и неотъемлемой частью Афинского , который, вне всяких сомнений, и послужил прообразом при создании Александрийского Музейона.

Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом , автор которого, приближенный , сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». ( , 9 - 10).

Если согласиться с тем, что александрийский был осуществлен в 285 г. до н.э. в период совместного правления Птолемея I Сотера и его сына Птолемея II Филадельфа , мы можем говорить о том, что первоначальный фонд библиотеки в размере 200000 книг был собран Деметрием Фалерским в первые десять лет функционирования Библиотеки. Тем самым мы получаем достаточно точную количественную характеристику роли Деметрия Фалерского в создании Александрийской библиотеки.

Роль Деметрия Фалерского в создании Библиотеки.

Впрочем, роль отнюдь не сводилась к распоряжению денежными средствами библиотеки и формированию ее книжного фонда. Прежде всего следовало убедить царя Птолемея I Сотера в необходимости существования небывалой по масштабам Библиотеки. По-видимому, это задача являлась более сложной, нежели может представляться спустя более чем два тысячелетия во времена существования широко развитой сети библиотек самого разного размера и статуса: от личной до национальной. Дополнительные сложности, конечно, были сопряжены с тем, что новое дело требовало достаточно крупных денежных средств, которые были нужны молодой монархии для содержания армии и флота, проведения активной внешней и внутренней политики, развития торговли, масштабного строительства в Александрии и других районах страны и пр. и пр. При этом Деметрий Фалерский, безусловно, умело пользовался своим положением ближайшего царского советника и автора законодательства птолемеевской столицы . Используя собственный авторитет, он обосновывал необходимость открытия библиотеки тем, что «какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова» , что для успешного управления многонациональным государством царю недостаточно ввести культ нового синкретического божества, каковым являлся культ Сераписа , но также требуется глубокое знание традиций, истории, законодательства и верований народов, населяющих государство. В других случаях, умышленно принижая собственное значение как ближайшего друга и советника, Деметрий Фалерский говорил, что «в книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо» .

Вне всякого сомнения, для скорейшего открытия Библиотеки Деметрий использовал и свой статус воспитателя одного из наследников царского престола , убеждая в том, что научение мудрости посредством чтения лучших книг, будет способствовать также преемственности власти, процветанию страны и правящей династии. По-видимому, это был достаточно серьезный аргумент для царя, который, будучи другом детства Александра Великого, конечно, имел перед собою весьма убедительный пример благотворного воздействия книг из собрания Аристотеля на величайшего из царей своего времени. Да и опыт Деметрия Фалерского и , выступавших в качестве учителей наследников престола, был, вероятно,оценен как достаточно успешный - поскольку в дальнейшем обязанности наставника наследника престола и руководителя Библиотеки нередко исполняло одно и то же лицо .

Устройство Библиотеки.

Совершенно определенно говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или (видимо, в случаях недостижения согласия в этом вопросе) сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях (вероятно для особо ценных свитков) владельцу книги возвращалась ее копия - тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки. По видимому, доля книг, которые попадали в фонды библиотеки с кораблей была достаточно велика - поскольку книги такого происхождения именовались в дальнейшем книгами «корабельной библиотеки».

Известно также, что лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. В некоторых случаях хозяева Александрийской Библиотеки жертвовали довольно существенными суммами залога - дабы оставить в Александрии оригиналы особо ценных книг, взятых для копирования. Во всяком случае, именно такая история вышла с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, списки которых хранились в архиве театра Диониса в Афинах. Афинам достался залог в пятнадцать талантов серебра и копии древних трагедий, Александрийской Библиотеке - оригиналы бесценных книг.

Впрочем, в некоторых случаях убытки приходилось нести и Библиотеке - поскольку со временем участились случаи приобретения достаточно искусных подделок древних книг, и Библиотека вынуждена была держать дополнительный штат сотрудников, занимавшихся определением подлинности того или иного свитка.

Однако, попытка собрать все книги мира не оказалась абсолютно успешной. Наиболее существенным и досадным пробелом для Александрийской Библиотеки являлось отсутствие в ее хранилищах подлинников книг Аристотеля; Библиотеке не удалось приобрести их у наследников Нелея, которому книги Аристотеля достались по завещанию Феофраста.

Отдельной частью фонда Библиотеки, по-видимому, являлся царский архив, состоявший из записей ежедневных дворцовых бесед, многочисленных отчетов и докладов царских чиновников, послов и иного служивого люда.

Библиотека и библиотекари.

Ведущая роль в деле создания Александрийской Библиотеки во многом предопределила и высокое положение всех последующих руководителей Библиотеки в иерархии чиновников птолемеевского двора. Несмотря на то, что библиотека формально являлась частью , библиотекарь, в отличие от управителя Музейона, который располагал только административными функциями, был гораздо более важной фигурой. Как правило это был известный поэт или ученый, который также возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Музейон. Достаточно часто библиотекарь по совместительству являлся и воспитателем наследника престола; традиция такого совместительства также брала свое начало от Деметрия Фалерского.

Сведения относительно первых руководителей Александрийской Библиотеки, дошедшие до нашего времени, не всегда согласуются между собой - однако наиболее близким к истине представляется следующий перечень библиотекарей первых полутора веков после основания Александрийской Библиотеки :

(годы руководства библиотекой: 295 - 284 г.г. до н.э.) - основатель библиотеки, сформировал основу библиотечного фонда, разработал принципы комплектации и функционирования библиотеки, заложил основы научной критики текста;

Зенодот Эфесский (284 - 280 г.г. до н.э.) - грамматик александрийской школы, издал первые критические тексты Гомера;

Каллимах Киренский (280 - 240 г.г. до н.э.)- ученый и поэт, составил первый каталог Библиотеки - «Таблицы» в 120 книгах-свитках;

Аполлоний Родосский (240 - 235 г.г. до н.э.) - поэт и ученый, автор «Аргонавтики» и других поэм;

Эратосфен Киренский (235 -195 г.г. до н.э.) - математик и географ, воспитатель наследника престола Птолемея IV;

Аристофан Византийский (195 - 180 г.г. до н.э.) - филолог, автор литературно-критических работ о Гомере и Гесиоде, других античных авторах;

Аполлоний Эйдограф (180 - 160).

Аристарх Самофракийский (160 - 145 г.г. до н.э.) - ученый, издатель нового критического текста гомеровских поэм.

Начиная с середины II в. до н.э. роль библиотекаря неуклонно снижается. Александрийскую библиотеку более не возглавляют авторитетные ученые своего времени. Обязанности библиотекаря сводятся к обычному администрированию.

Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки.

Благодаря кипучей и многогранной деятельности первых преемников , а также наследников достаточно быстро сбылся прогноз первого библиотекаря относительно количества книг, которые будут собраны в царской библиотеке. Уже к концу правления , вхранилищах Библиотеке содержалось от 400 до 500 тысяч книг со всего мира, а к I в. н.э. собрание библиотеки насчитывало около 700 тысяч свитков. Дабы вместить все эти книги помещения Библиотеки постоянно расширялись, а в 235 г. до н.э. при Птолемее III Эвергете в дополнение к основной библиотеке, располагавшейся вместе с Музейоном в царском квартале Брухейон, была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа - Серапейоне.

Дочерняя библиотека имела собственный фонд из 42800 свитков в основном учебных книг, в числе которых было огромное количество дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке. Впрочем, главная библиотека также имела огромное количество копий одних и тех же произведений, что обуславливалось несколькими причинами.

Во-первых, библиотекой совершенно сознательно приобреталось огромное количество рукописных копий наиболее известных произведений греческой литературы для выделения наиболее древних и достоверных списков. В наибольшей степени это касалось произведений Гомера, Гесиода, древних трагических и комических авторов.

Во-вторых, сама технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста.

В-третьих, значительную часть библиотечных фондов составляли книги сотрудников Музейона, занимавшихся изучением и классификацией древних и современных им текстов. В некоторых случаях работы по комментированию текстов, а затем и комментированию комментариев принимали поистине гипертрофированные формы. Известен, например, случай Дидима Халкентера, «медноутробного», который составил три тысячи пятьсот томов комментариев.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие верного понимания многих античных терминов (например, в различении «смешанных» и «несмешанных» свитков) не позволяет хотя бы приблизительно оценить количество оригинальных текстов, хранившихся в фондах Александрийской Библиотеки. Очевидно лишь то, что до нашего времени дошли только доли процентов тех литературных богатств, которыми располагал древний мир .

Но если в некоторых своих проявлениях желание собрать все книги мира и могло показаться болезненной страстью - все же Птолемеи имели совершенно четкое представление о том, какие преимущества дает монопольное владение знанием. Именно создание Библиотеки, которая привлекала в Египет лучшие умы своего времени, превратило Александрию на несколько веков в центр эллинистической цивилизации. Именно поэтому Александрийская Библиотека испытывала жесткую конкуренцию со стороны библиотек Родоса и Пергама. Дабы не допустить возрастающего влияния этих новых центров был даже введен запрет на вывоз из Египта папируса, который долгое время оставался единственным материалом для производства книг. Даже изобретение нового материала - пергамента не смогло сколько-нибудь существенно поколебать лидирующих позиций Александрийской Библиотеки.

Впрочем, известен как минимум один случай, когда конкуренция со стороны Пергама оказалась спасительной для Александрийской Библиотеки. Под этим событием мы разумеем дар в 200000 томов из собрания Пергамской Библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием вскоре после пожара 47 г. до н.э., когда Цезарь во время Александрийской войны, дабы не допустить захвата города со стороны моря, приказал поджечь находящийся в гавани флот, и пламя, как утверждают , охватило в том числе и прибрежные складские помещения с книгами.

Долгое время считалось, впрочем, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки. Однако в настоящее время преобладает иная точка зрения, согласно которой Библиотека сгорела значительно позднее, а именно в 273 г. н.э. вместе с Музейоном и Брухейоном, в царствование императора Аврелия, который вел войну против царицы Пальмиры Зиновии.

Малая «дочерняя» библиотека была уничтожена в 391/392 г. н.э., когда после выхода эдикта императора Феодосия I Великого о запрете языческих культов христиане под предводительством патриарха Феофила разгромили Серапейон, в котором продолжались служения Серапису.

Вероятно, какие-то части книжного собрания Александрийской библиотеки сохранялись вплоть до 7 в. н.э. Во всяком случае известно, что после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная и бесконтрольная торговля книгами из собрания Музейона, частично восстановленного после пожара 273 г. н.э. Окончательный же приговор Александрийской Библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, будучи спрошен, как поступить с книгами, ответил: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, онинежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае» .

Вот что пишет М.Л. Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция»: «Нам странно это представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека» (Глава Александр и Александрия).

«Аристотель из Стагиры (которого и греки, и средневековые люди называли просто Философом) научил Александра любить Гомера: свиток с текстом Илиады лежал у царя под подушкой рядом с кинжалом. Как сообщает Плиний Старший в Historia Naturalis (VII 21) с подачи Цицерона, огромная поэма была написана маленькими буквочками на одной полосе папируса и - по подтвержденным учеными слухам - помещалась в ореховой скорлупе; не знаю, насколько удобно было ее перед отходом ко сну почитывать. Иштван Рат-Вег указывает, что в Илиаде 15 686 стихов, и не могло быть такого тонкого пера и такого тонкого пергамента, чтобы эти строки уместились в скорлупе. Но однажды епископ Авранша Хюэт поставил эксперимент: он записал всю поэму на кусочке тончайшего пергамента размером 27 х 21 см бисерным почерком с двух сторон. Подлинность сообщения Цицерона была доказана». (А.Пучков. Филадельфа) или 295 г. до н.э., когда все диадохи заключают союз против Деметрия Полиоркета. Поскольку к уже женатому наследнику престола едва ли мог быть приставлен учитель, то заключение первого брака Керавна предпочтительнее датировать 295 г. до н.э. Таким образом, обязанности учителя наследника престола Деметрий Фалерский, по видимому, исполнял лишь в 297 - 295 г. до н.э. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что именно в 295 г. (освободившись от обязанностей воспитателя) Деметрий Фалерский предлагает царю Птолемею организовать Музейон и Библиотеку. XIX столетия папирусом «Государственное устройство Афин», который в настоящее время отождествляютс книгой Аристотеля «Афинская полития », являющей лишь частью всеобъемлющего труда, описывающего государственные устройства 158 греческих городов.

В пользу данной версии приведу следующие соображения. Поскольку «Государственные устройства» (158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические), которое к трудам Аристотеля причисляет Диоген Лаэртский (кн. Y-27 , с. 195-196), скорее всего, является сочинением именно «аристотелевской школы», а не самого Аристотеля, вполне разумно предположить, что найденный в конце XIX в. папирус «Государственное устройство Афин» следует идентифицировать вовсе не с книгой Аристотеля «Афинская полития », но - с текстом философа-перипатетика Деметрия Фалерского «Об афинском государственном устройстве» (см. , данный по книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». - М, 1986, кн. Y-80, с.210) . В пользу этого может говорить как совершенное совпадение найденного текста с названием работы Деметрия Фалерского (у Аристотеля именно такой работы нет), так и соответствие структуры найденного текста, состоящего из двух частей - «История государственного устройства афинян»и «Современный государственный строй афинян» - строению исследования Деметрия Фалерского, состоящего из двух книг. Стиль указанного произведения также гораздо ближе стилю Деметрия Фалерского, нежели стилю Аристотеля. К тому же, если согласиться, что книга Деметрия Фалерского «Об афинском государственном устройстве» является его ранним сочинением, написанным в качестве одной из 158 частей обзорного сочинения аристотелевской школы, становится более понятным достаточно неожиданное возвышение Приведу слова М. Бэттлса из его статьи "Сожженная библиотека" : «История о том, как арабы сожгли величайшую библиотеку эллинистического мира, хорошо известна: Иоанн Грамматик, коптский священник, живший в Александрии во время арабского завоевания (641 год н.э.), завязал знакомство с Амром, мусульманским полководцем, захватившим город. В интеллектуальном отношении собеседники оказались достойны друг друга, и Иоанн, завоевав доверие эмира, стал его советником. Набравшись храбрости, он спросил у своего господина: «Амр, как следует поступить с «книгами мудрости», хранящимися в царской сокровищнице?» И Иоанн рассказал эмиру овеличайшей библиотеке, собранной Птолемеем Филадельфом и его преемниками. Амр ответил, что не может решить судьбу книг, не посоветовавшись с халифом Омаром. Ответ халифа, цитируемый мною по книге Альфреда Батлера «Арабское завоевание Египта» (1902), стал знаменитым: «Что касается упомянутых тобой книг, то, если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, они нежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае». Согласно традиции, свитки были скручены в один огромный сверток и доставлены в городскую баню, где шесть месяцев пролежали в горячей воде». 

Оренбургский Государственный Университет

Ильина Л. Е., Оренбургский Государственный Университет, преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, доцент

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу роли Александрийской библиотеки в формировании античного научного знания. На первом этапе исследования было описано создание и устройство библиотеки. На втором этапе были выведены принципы и методы Александрийской школы и её последующее влияние на научное лингвистическое знание последующих столетий.

This article is devoted to the analysis of a role of the Alexandria library in formation of scientific knowledge of antiquity. At the first investigation phase creation and the structure of library was described. At the second stage the principles and methods of the Alexandria school and its subsequent influence on scientific linguistic knowledge of the next centuries were output.

Ключевые слова:

лингвистика; александрийская библиотека; античное научное знание; библиотека; древность; античность; исторические факты; Деметрий Фалерский

linguistics; Alexandria library; scientific knowledge of antiquity; library; antiquity; history facts; Demetry Falersky

УДК: 81-119

Александрийская библиотека - самая известная из древних библиотек, построенная в Александрии - столице птолемеевского Египта. Её идеей было сохранение и передача знаний последующим поколениям, преемственности и посвящения. Поэтому не случайным является факт, что библиотеки существовали в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора, раньше выполняли функции библиотек.

В античные времена были очень обширные частные собрания книг, такие как библиотека Еврипида, которую он использовал при написании собственных сочинений. Более известна библиотека Аристотеля, которая была создана во многом благодаря пожертвованиям знаменитого Александра Македонского. Несмотря на этот факт, значение библиотеки многократно превышает значимость собранных Аристотелем книг. И всё же, создание Александрийской библиотеки стало возможным именно благодаря Аристотелю. Ведь последователями и учениками Аристотеля были все те, кто был причастен к созданию Александрийской библиотеки.

Последователем Аристотеля, непосредственным основателем и первым руководителем Александрийской библиотеки являлся Деметрий Фалерский и Стратон, которые были основателями Александрийского Музейона. А воспитанник Стратона Птолемей Филадельф приложил большие усилия, проявляя огромную заботу о развитии и процветании Александрийской библиотеки.

Цель исследования: изучить историю Расцвета и Падения Александрийской библиотеки.

Объект исследования: Александрийские школы.

Предмет исследования: влияние Александрийских школ на развитие научного знания Древнего мира.

Цели исследования реализуются через решение следующих задач:

  1. Изучить возникновение Александрийской библиотеки.
  2. Выявить сохранившиеся работы и документы после последнего пожара Александрийской библиотеки.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

Создание Александрийской библиотеки тесным образом связано с Александрийским Музейоном, который был основан около 295 г. до н.э., по инициативе Деметрия Фалерского и Стратона . Деметрий так же являлся ключевой фигурой в разработке планов устройства.

К сожалению, достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений библиотеки не сохранилось. Несколько находок позволяют предположить, что рукописные свитки хранились в специальных ларях, располагающиеся рядами. На каждом свитке имелась глиняная табличка, на которой указывались автор и название .

Библиотека не располагала читальными залами, но зато имела рабочие места переписчиков свитков. Из «Письма Аристея» нам стало известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача «собрать, по возможности, все книги мира» . Он выделил направления формирования книжного фонда библиотеки: поэзия (эпическая и сочинения Гомера), трагедия и комедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), история, право, ораторское искусство и философия.

Следует отметить, что с первых же лет существования Александрийская библиотека так же интересовалась книгами других народов, что бы обеспечить эффективное руководство многонациональным государством. Необходимость написания законодательства и установления общего уклада жизни заставляло интересоваться религией, законодательством и историей народов, проживавших на территории Египта .

В «Письме Аристея» говорится о способах формирования библиотечного фонда, главными из них оказалась скупка и переписывание книг. Согласно этому письму, книги, которые привозились на кораблях в Александрию, продавались владельцами Александрийской библиотеке или сдавались для копирования. Иногда владельцу возвращалась копия - в то время как оригинал книги оставался в библиотеке. Эта доля библиотечных книг была названа «корабельной библиотекой».

Деятельность Александрийской библиотеки способствовала развитию исследований в области языка, так как для библиотеки приобретались рукописи со всех концов мира.

В условиях многоязычия возникла Александрийская школа, которая вобрала в себя традиции греко-латинской науки и учений древности. Крупнейшими представителями этой школы были: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский и др. Именно здесь сформировалась грамматика как отрасль филологии.

Принципы описания языка, выработанные в этой школе определяются как «система александрийской грамматики». Она вычленила в грамматике различные ветви — прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса.

Александрийская школа разработала учение о языке на всех уровнях его строения, начиная с букв. Выделялись акустически и артикуляционно гласные, согласные и полугласные. Изучались также слоги и знаки препинания. Слово являлось наименьшей частью связной речи, которая обладает свойством членораздельности. Александрийский филолог Дионисий Фракийский выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. В определении частей речи у языковедов Александрийской школы преобладали грамматические признаки в сочетании с семантическими, к примеру, Дионисий Фракийский определил: «глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание».

Здесь возникла лексикографическая традиция, оказавшая влияние на словарную работу в Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные и другие словари таких лексикографов как: Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский.

Грамматическая терминология, используемая в современных учебниках грамматики и в научных сочинениях по языкознанию, по некоторой своей сути восходит к терминологии Александрийской школы .

Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, в библиотеке хранилось примерно 700 тыс. книг. Чуть позже, была даже создана «дочерняя» библиотека. Однако, известен случай, когда конкуренция оказалась спасительной для Александрийской библиотеки. Это был дар в 200тыс. томов из собрания Пергамской библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием после пожара в 47 г. до н.э. Это произошло, когда Цезарь во время Александрийской войны, приказал поджечь находящийся в гавани флот. Пламя охватило прибрежные складские помещения библиотеки. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки.

Некоторые части собрания библиотеки существовали до 7 в. н.э. Однако, после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная торговля свитками из собрания Музейона. Окончательный приговор библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, сказал, что если содержание свитков согласуется с Кораном, то они не нужны, а если не согласуется, то они нежелательны. Следовательно, их следует сжечь в любом случае» .

Таким образом, можно сделать вывод, что Александрийская библиотека сыграла огромную роль в развитии античного научного знания, сборе, сохранении и распространении обобщённых данных, записей исторических фактов, а так же научных изысканий. До настоящего времени история расцвета и гибели библиотеки привлекает внимание лингвистов, филологов, историков, философов и кинематографистов.

Библиографический список:


1. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html
2. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 298-299.
3. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 9.
4. Штерн М., Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Манефон./М.Штерн – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://jhistory.nfurman.com/code/greki004.htm
5. Бокадорова Н.Ю. Лингвистический энциклопедический словарь. Александрийская школа./Н.Ю. Бокадорова – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/027a.html
6. Вегеря И.И., Demetrius. Александрийская библиотека./И.И. Вегеря.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html

Рецензии:

13.07.2014, 11:50 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия : Предпринятая в статье попытка показать влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной. Требуется доработка материала.

4.08.2014, 19:06 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : В представленной нашему вниманию статье предложен интересный историко-культурологический обзор. Это хорошая реферативная работа, отвечающая тем задачам, которые были заявлены в начале исследования. Вместе с тем научной новизны в данной работе нет и интересные наблюдения не привели к особым выводам, которые ранее не обсуждались. Ценность данной работы увеличилась бы, если бы автор свел в табличную форму (или представил в виде схем) соответствия, имеющиеся в разных источниках, или же сузил тему и рассмотрел особенности формирования библиотеки (состав авторов, тематика, принципы отбора и пр.). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации в научном журнале. После доработки рекомендуется ее включение в раздел "Культурология" или "История" (в зависимости от направления работы, выбранного автором для доработки). С уважением, Е.В. Середа

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...