Уильям шекспир жизнь. Дети уильяма шекспира, семья. Уильям Шекспир. Величайшее шоу на Земле



Шекспир родился в Стратфорде - на Эйвоне в семье ремесленника. В начале 1590 годов он уже был актером одной из лондонских трупп, а через несколько лет стал крупнейшим драматургом своего времени. Современник Шекспира Бен Джонсон дал ему точную оценку: "Душа века нашего... Да будешь славен во все времена..." (1623).

Век Шекспира, английский Ренессанс, присущие ему смелость мысли, широта дерзаний, мучительность сомнений, глубина чувств, сочетание смешного и трагического нашли отражение в творчестве Шекспира.

В творчестве драматурга обычно выделяются три этапа. 1590-1599 гг. - время создания исторических хроник ("Ричард III", "Генрих VI", Генрих IV" и др.), ранних комедий ("Комедия ошибок", "Укрощение строптивой", "Бесплодные усилия любви", "Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится"), поэм, трагедии "Ромео и Джульетта", сонетов. В 1600-1608 гг. Шекспир пишет в основном трагедии ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет"). Третий период творчества (1609-1613) - появление сказочных или романтических драм ("Перикл", "Зимняя сказка", "Буря", "Цимбелин").

Исторические хроники запечатлели феодальные распри времен Агой и Белой Розы/1 "смутное время" английской истории, борьбу за власть между отдельными личностями, группами людей, сословиями, странами.

Действие трагедии "Ричард III" сосредоточено вокруг Ричарда Глостера, который с помощью чудовищных преступлений завоевывает корону, но не может ее удержать. Силой художественного мастерства Шекспир осуждает деспотизм и порожденную им бесчеловечность.

Комедии Шекспира - праздничный мир "треволнений" любви и дружбы, полный приключений, веселых розыгрышей, радостного ощущения красоты жизни. Обман, коварство, клевета, непонимание не могут надолго нарушить его гармонию и помешать влюбленным соединиться. Персонажи комедий остроумны, всегда склонны к шуткам и проказам. Шекспир умеет увидеть смешное в характере положительных героев. В этом отличие его комедий от комедий, в основе сюжета которых - осмеяние пороков людей.

В отличие от античного понимания трагического источник трагедии Шекспира - человек, его характер, цели и поступки. Существа потустороннего мира (призрак в "Гамлете", ведьмы в "Макбете") не определяют поведения героев.

Шекспир изображает не только трагические обстоятельства, но и нравственные муки, силу трагических переживаний Гамлета, Отелло, Лира и других героев. Взаимоотношения близких людей (сына и матери в "Гамлете", отца и дочерей в "Короле Лире", супругов в "Отелло"), размышления о назначении человека, его месте в государстве и мире ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир"), о сложности и противоречивости характера человека, которому свойственны хорошие и дурные свойства (Отелло, Макбет, Лир...) - эти и многие другие вопросы получают в трагедиях Шекспира неповторимое художественное воплощение. Шекспир верил в душевную силу и красоту личности. На этой вере основана его надежда на преодоление зла, общественной несправедливости. Не случайно романтические пьесы-сказки последнего периода творчества драматурга, начинаясь с трагических потрясений в судьбе героев, завершаются благополучным финалом.

Шекспир предназначал свои пьесы для постановки в театре, а не для опубликования и чтения. В театре Шекспира (он назывался "Глобус") не было актрис (женские роли в соответствии с обычаями того времени исполнялись мальчиками) и не было декораций. Но поэтическое слово Шекспира, его образность, метафоричность, обладало магической силой. И зритель из разговора на сцене о буре или восклицаний нескольких воинов с одним мечом и копьем воображал и бурю, и сражение.

Новые и новые поколения людей во всем мире приобщаются к наследию Шекспира, по-своему его воспринимая. Но шекспировская любовь к жизни при сознании того прекрасного и страшного, что ей свойственно, привлекает всех.

Тургенев писал, что для русских Шекспир "не одно только громкое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали: он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь".

Несколько раньше Достоевский подчеркнул, что Шекспир стал важной частью русского духовного развития ("Мы воспитывались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии"). О том, что это действительно так свидетельствует и история русской литературы, и история русского театра.

Сонеты (1592-1598) - лирический рассказ о чувствах поэта, вызванных его дружбой с прекрасным юношей и его любовью к обаятельной, но некрасивой смуглянке, вошедшей в историю под именем "смуглая леди сонетов". Подлинные имена действующих лиц неизвестны, но до сих пор ученые не оставляют надежды их разгадать. Вряд ли важно, как звали друга и возлюбленную поэта. Их мы воспринимаем его глазами.

Лирический герой сонетов - сложный образ человека, остро ощущающего красоту и трагизм жизни, понимающий значение поэзии, умеющий выразить восторги любви и страдания, вызванные изменой и друга, и подруги. Было бы упрощением отождествлять его с автором (как, впрочем, и образы драматических произведений).

Шекспир использовал форму сонета, традиционную для европейской лирики (Данте, Петрарка). В отличие от итальянского сонета английский (шекспировский) сонет состоит из трех четверостиший и куплета. Согласно правилам сонет посвящен одной теме: первое четверостишье ее называет, второе - развивает, третье - подготавливает развязку, заключительное двустишье подводит итог. Сонет не описывает событие, а выражает чувства, размышления, настроение лирического героя. Большую роль в раскрытии душевного состояния играют сравнения, взятые из мира природы, например, уподобление молодости, зрелости, старости соответствующим временам года.

Сонет № 55 является одним из многих вариантов темы бессмертия поэзии (ср. с "Памятником" Горация и др.). Сонеты № 116 и № 130 посвящены любви.

Сонет № 130 нарушает многовековую европейскую традицию, воспевая не идеальную возлюбленную, а реальную женщину. Сонет № 143 показывает, как Шекспир, включая в сонет сравнения из повседневного быта, добивался тем самым и комического эффекта.

Обновлено: 2011-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В Стратфорде-на-Эйвоне, графство Уорикшир в Англии. В приходской книге сохранилась запись о его крещении 26 апреля. Отец, Джон Шекспир, был в Стратфорде видным человеком (по некоторым данным, он торговал изделиями из кожи) и занимал разные должности в системе городского самоуправления, вплоть до бейлифа (управляющего поместьем). Мать была дочерью мелкопоместного дворянина из Уорикшира, происходившего из древнего рода католиков Арденов.

К концу 1570-х семья разорилась и около 1580 года Уильяму пришлось бросить школу и начать работать.

В ноябре 1582 года он женился на Энн Хэтеуэй. В мае 1583 года родился их первый ребенок — дочь Сьюзен, в феврале 1585 года — близнецы сын Гамнет и дочь Джудит.

Популярным стало мнение о том, что Шекспир присоединился к одной из театральных трупп Лондона, которые выступали с гастролями в Стратфорде.

До 1593 года Шекспир ничего не издавал, в 1593 году он выпустил в свет поэму "Венера и Адонис", посвятив ее герцогу Саутгемптону — покровителю литературы. Поэма имела большой успех и еще при жизни автора была издана восемь раз. В том же году Шекспир вступил в труппу Ричарда Бербеджа "Слуги лорда-камергера", где работал как актер, режиссер и драматург.

Театральная деятельность под покровительством Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Его отец, Джон Шекспир, после нескольких лет финансовых затруднений, получил в Геральдической палате право на герб. Пожалованный титул давал Шекспиру право подписываться "Уильям Шекспир, джентльмен".

В 1592-1594 годах лондонские театры были закрыты из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создал несколько пьес — хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой". В 1594 году, после открытия театров, Шекспир присоединился к новому составу труппы лорда-камергера.

В 1595-1596 годах им написаны трагедия "Ромео и Джульетта", романтические комедии "Сон в летнюю ночь" и "Венецианский купец".

Дела у драматурга шли успешно — в 1597 году он приобрел большой дом с садом в Стратфорде, куда перевез жену и дочерей (сын умер в 1596 году) и сам поселился после того, как покинул лондонскую сцену.

В 1598-1600 годах были созданы вершины творчества Шекспира-комедиографа — "Много шума из ничего", "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь". В это же время им была написана трагедия "Юлий Цезарь" (1599).

Стал одним из владельцев, драматургом и актером открывшегося театра "Глобус". В 1603 году король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство — она стала называться "Слуги его величества короля", и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. В 1608 году Шекспир стал пайщиком прибыльного лондонского театра "Блэкфрайерз".

С появлением знаменитого "Гамлета" (1600-1601) начался период великих трагедий драматурга. В 1601-1606 годах были созданы "Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606). Трагическое мировосприятие Шекспира наложило свою печать и на те произведения этого периода, которые не принадлежат непосредственно к жанру трагедии, — так называемые "горькие комедии" "Троил и Крессида" (1601-1602), "Все хорошо, что хорошо кончается" (1603-1603), "Мера за меру" (1604).

В 1606-1613 годах Шекспиром были созданы трагедии на античные сюжеты "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский", а также романтические трагикомедии, в числе которых "Зимняя сказка" и "Буря", и поздняя хроника "Генрих VIII".

Об актерской деятельности Шекспира известно лишь то, что он играл роли Призрака в "Гамлете" и "Адама" в пьесе "Как вам это понравится". Исполнял роль в пьесе Бена Джонсона "Всяк в своем нраве". Последнее засвидетельствованное выступление Шекспира на сцене состоялось в его же пьесе "Сеян". В 1613 году он покинул сцену и поселился в своем доме в Стратфорде.

Драматург был похоронен в церкви Святой Троицы (Holy Trinity Church), где ранее был крещен.

Более двух столетий после смерти в авторстве Шекспира никто не сомневался. С 1850 года в авторстве драматурга возникли сомнения, которые и сегодня разделяются многими. Источником для биографов Шекспира послужило его завещание, в котором говорится о домах и имуществе, но ни слова — о книгах и рукописях. Находится немало сторонников отрицательного утверждения — Шекспир из Стратфорда не мог быть автором таких произведений, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонниками традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в "Шекспиры", среди наиболее популярных претендентов — философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства Кристофер Марло, также назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд.

Уильям Шекспир считается величайшим английским драматургом, одним из лучших драматургов мира. Его пьесы переведены на все основные языки и по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них были многократно экранизированы.

В России творчество Шекспира известно с XVIII века, фактом русской культуры (осмысление, переводы) оно стало с первой половины XIX века.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Стратфорде-на-Эйвоне, графство Уорикшир в Англии. В приходской книге сохранилась запись о его крещении 26 апреля. Отец, Джон Шекспир, был в Стратфорде видным человеком (по некоторым данным, он торговал изделиями из кожи) и занимал разные должности в системе городского самоуправления, вплоть до бейлифа (управляющего поместьем). Мать была дочерью мелкопоместного дворянина из Уорикшира, происходившего из древнего рода католиков Арденов.

К концу 1570-х семья разорилась и около 1580 года Уильяму пришлось бросить школу и начать работать.

В ноябре 1582 года он женился на Энн Хэтеуэй. В мае 1583 года родился их первый ребенок — дочь Сьюзен, в феврале 1585 года — близнецы сын Гамнет и дочь Джудит.

Популярным стало мнение о том, что Шекспир присоединился к одной из театральных трупп Лондона, которые выступали с гастролями в Стратфорде.

До 1593 года Шекспир ничего не издавал, в 1593 году он выпустил в свет поэму "Венера и Адонис", посвятив ее герцогу Саутгемптону — покровителю литературы. Поэма имела большой успех и еще при жизни автора была издана восемь раз. В том же году Шекспир вступил в труппу Ричарда Бербеджа "Слуги лорда-камергера", где работал как актер, режиссер и драматург.

Театральная деятельность под покровительством Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Его отец, Джон Шекспир, после нескольких лет финансовых затруднений, получил в Геральдической палате право на герб. Пожалованный титул давал Шекспиру право подписываться "Уильям Шекспир, джентльмен".

В 1592-1594 годах лондонские театры были закрыты из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создал несколько пьес — хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой". В 1594 году, после открытия театров, Шекспир присоединился к новому составу труппы лорда-камергера.

В 1595-1596 годах им написаны трагедия "Ромео и Джульетта", романтические комедии "Сон в летнюю ночь" и "Венецианский купец".

Дела у драматурга шли успешно — в 1597 году он приобрел большой дом с садом в Стратфорде, куда перевез жену и дочерей (сын умер в 1596 году) и сам поселился после того, как покинул лондонскую сцену.

В 1598-1600 годах были созданы вершины творчества Шекспира-комедиографа — "Много шума из ничего", "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь". В это же время им была написана трагедия "Юлий Цезарь" (1599).

Стал одним из владельцев, драматургом и актером открывшегося театра "Глобус". В 1603 году король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство — она стала называться "Слуги его величества короля", и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. В 1608 году Шекспир стал пайщиком прибыльного лондонского театра "Блэкфрайерз".

С появлением знаменитого "Гамлета" (1600-1601) начался период великих трагедий драматурга. В 1601-1606 годах были созданы "Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606). Трагическое мировосприятие Шекспира наложило свою печать и на те произведения этого периода, которые не принадлежат непосредственно к жанру трагедии, — так называемые "горькие комедии" "Троил и Крессида" (1601-1602), "Все хорошо, что хорошо кончается" (1603-1603), "Мера за меру" (1604).

В 1606-1613 годах Шекспиром были созданы трагедии на античные сюжеты "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский", а также романтические трагикомедии, в числе которых "Зимняя сказка" и "Буря", и поздняя хроника "Генрих VIII".

Об актерской деятельности Шекспира известно лишь то, что он играл роли Призрака в "Гамлете" и "Адама" в пьесе "Как вам это понравится". Исполнял роль в пьесе Бена Джонсона "Всяк в своем нраве". Последнее засвидетельствованное выступление Шекспира на сцене состоялось в его же пьесе "Сеян". В 1613 году он покинул сцену и поселился в своем доме в Стратфорде.

Драматург был похоронен в церкви Святой Троицы (Holy Trinity Church), где ранее был крещен.

Более двух столетий после смерти в авторстве Шекспира никто не сомневался. С 1850 года в авторстве драматурга возникли сомнения, которые и сегодня разделяются многими. Источником для биографов Шекспира послужило его завещание, в котором говорится о домах и имуществе, но ни слова — о книгах и рукописях. Находится немало сторонников отрицательного утверждения — Шекспир из Стратфорда не мог быть автором таких произведений, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонниками традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в "Шекспиры", среди наиболее популярных претендентов — философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства Кристофер Марло, также назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд.

Уильям Шекспир считается величайшим английским драматургом, одним из лучших драматургов мира. Его пьесы переведены на все основные языки и по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них были многократно экранизированы.

В России творчество Шекспира известно с XVIII века, фактом русской культуры (осмысление, переводы) оно стало с первой половины XIX века.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Тема почти всех комедий Шекспира - любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий - романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

  • Генрих VI (три части)
  • О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

  • Генрих IV (две части)
  • Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

    В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

    II (трагический) период (1601-1607 гг.)

    Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

    В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

    В этот же период Шекспир пишет две комедии:

    III (романтический) период (1608-1612 гг.)

    Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

    Произведения последнего периода его творчества:

    Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

    Театр Шекспира «Глобус»

    Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 - с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

    Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.


    Славная история театра Шекспира «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительные материалы , оставшиеся от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (он так и назывался - «Театр»). У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы - Уильям Шекспир, к 1599 ставший одним из пайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

    Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, т.е. - за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета. Это объяснялось пуританским духом городских властей, враждебно относящихся к театру вообще. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение - в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир - театр»).

    Сцена примыкала к задней части здания; над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка, т.н. «галерея»; еще выше находился «домик» - строение с одним или двумя окнами. Таким образом, в театре было четыре места действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зал и окруженный публикой с трех сторон, на котором разыгрывалась основная часть действия; глубинная часть сцены под галереей, где разыгрывались интерьерные сцены; галерея, которая использовалась для изображения крепостной стены или балкона (здесь появлялся призрак отца Гамлета или шла известная сцена на балконе в Ромео и Джульетте); и «домик», в окнах которого тоже могли показываться актеры. Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания, - что помогало поддерживать интерес к происходящему на площадке. Это было чрезвычайно важно: не нужно забывать, что внимание зрительного зала не поддерживалось никакими вспомогательными средствами - спектакли шли при дневном свете, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос.

    Зрительный зал «Глобуса» вмещал, по разным источникам, от 1200 до 3000 зрителей. Точную вместимость зала установить невозможно - сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснилась в партере, стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: по внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных. Самые богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было; физиологические нужды при необходимости справлялись запросто, по ходу спектакля - прямо в зрительном зале. Поэтому отсутствие крыши можно было расценивать скорее как благо, нежели как недостаток - приток свежего воздуха не давал задохнуться преданным поклонникам театрального искусства.

    Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.

    Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспир перестал писать пьесы.


    Письмо о пожаре в «Глобусе»

    "А теперь я развлеку тебя рассказом о том, что случилось на этой неделе в Бэнксайде. Актеры Его Величества играли новую пьесу под названием «Все истинно» (Генрих VIII), представляющую основные моменты правления Генриха VIII. Постановка была оформлена с необычайной пышностью, и даже покрытие на сцене было удивительно красиво. Рыцари орденов Георгия и Подвязки, стражники в расшитых мундирах и прочее -всего хватало с лихвой, чтобы сделать величие узнаваемым, если не смехотворным. Итак, король Генрих устраивает маску в доме кардинала Вулси: он появляется на сцене, раздается несколько приветственных выстрелов. Одна из пуль, по-видимому, застряла в декорациях - и тут все произошло. Сначала был виден лишь небольшой дымок, на который зрители, увлеченные тем, что происходило на сцене, не обратили никакого внимания; но через какую-то долю секунды огонь перекинулся на крышу и стал стремительно распространяться, уничтожив менее чем за час всю постройку до основания. Да, то были гибельные мгновения для этого добротного строения, где и сгорели-то всего лишь дерево, солома да несколько тряпок. Правда, на одном из мужчин загорелись брюки, и он мог запросто поджариться, но он (благодарение небесам!) вовремя догадался потушить пламя с помощью эля из бутылки."

    Сэр Генри Уоттон


    Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.

    Идея современной реконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, а американскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру (Sam Wanamaker). Он приехал в Лондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленниками по крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкер основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного «Глобуса». Ориентиром для воссоздания театра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также - близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «до глобусовские» времена. Новое здание построено из древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. и расположено почти на том же месте, что и прежде - от старого «Глобуса» новый отстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается с современным техническим оснащением здания.

    Новый «Глобус» был открыт в 1997 под названием «Шекспировский театр "Глобус"». Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

    Язык и сценические средства Шекспира

    Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

    Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

    Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

    Уход Шекспира

    Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

    Влияние творчества Шекспира на мировую литературу

    Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет - узурпатор власти, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.

    Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

    В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют Г. Гегель, С. Т. Кольридж, Стендаль, В. Гюго.

    В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине XVIII века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине XIX века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского.

    Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

    Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

    Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, "ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты" - характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы "высшего сословия" общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное "умение вести сцены, в которых выражается движение чувств", необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

    Он говорил: "Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот". Толстой, "отрицавший" Шекспира, ставил его выше драматургов - своих современников, создававших бездейственные пьесы "настроений", "загадок", "символов".

    Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая "религиозного основания", Толстой отнес к ней и свои "театральные пьесы", заметив при этом, что они были написаны "случайно". Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы "Власть тьмы", находил, что она написана с шекспировский мощью.

    В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. И. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

    Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью.

    С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов

    А так же:

    Выбор редакции
    «12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

    Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

    Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

    Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
    ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
    Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
    Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
    План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
    На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...