Унт билеты. Особенности собирания и исследования устного народного художественного творчества в россии


Устное народное творчество - это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

Роды фольклорного творчества

Фольклор представлен тремя родами:

1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.

2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя. Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок - «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род - лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:

Произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).

Негероические произведения (баллада, песня-хроника).

Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).

Жанры фольклора

Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

1. Обрядовые произведения УНТ.

Исполнялись во время проведения обрядов:

Календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

Семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

Окказиональные произведения - пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

2. Необрядовые произведения УНТ.

Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

Драма (фольклорная) - вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

Поэзия (фольклорная) - былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича - это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

Литература и фольклор

Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.

Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.

Отличительные черты литературы и УНТ

Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы. Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии - это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы. Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.

Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ

В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

Фольклор народностей

Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Трактовка термина

Фольклор - это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни - сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор - заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор - это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза - предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор - пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) - былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество - волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр - раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Трудовые песни

Это песенный жанр, отличительная черта которого - обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни - способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Календарный фольклор

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа - это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

Свадебный фольклор

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

Необрядовый фольклор (малые жанры)

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица - ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы - краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка - словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка - небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка - небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания - рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают воины, цари, князи и пр.

Легенды - мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички - небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины - краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Детский фольклор

Данный жанр представлен самыми разными формами - стихотворными, песенными. Виды детского фольклора - то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки -короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки - небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Потягушки, порастушки,

Роток - говорок,

Ручки - хватушки,

Ножки-ходушки.

Заклички - стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка - небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные - короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка - стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора - это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Песенный эпос

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина - старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни - некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

Художественное творчество

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка - краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады - поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты - особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы - краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка - небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Фольклорный театр

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп - разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк - разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров - обрядовый и необрядовый фольклор.

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественный уровень по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадиционный фольклор отличает сложное переплетение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испытывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, народные песни литературного происхождения, детский фольклор. Старинная протяжная песня была сильно потеснена городскими "жестокими романсами", а также быстро и широко распространившейся частушкой. Вместе с тем постепенно забывались былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопровождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

С конца XVIII в. в России появились первые государственные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольклору рабочих. По мере развития капитализма и роста пролетариата расширялась тематика, увеличивалось количество произведений устного творчества рабочих, для которого было характерно влияние книжной поэзии.

Новым явлением стал городской фольклор — устные произведения "низового" населения городов (оно росло вместе с ростом самих городов, постоянно притекая из обнищавшей деревни). Культурные контакты города и деревни имели в России многовековую историю — достаточно вспомнить роль Киева, Новгорода и других городов в сюжетах русских былин. Однако только во второй половине XIX в. сложились культурные традиции собственно городского, оторванного от земли населения. Наряду со старыми формами и жанрами, такими, как площадной, ярмарочный фольклор, выкрики разносчиков (мелких торговцев), в городе появилась своя песенная культура (романсы), своя несказочная проза, свои обряды; получила новое развитие давняя традиция рукописных сборников (песенники, альбомы со стихами). Все это в тех или иных формах продолжает жить и в наше время.

Как отметил А. С. Каргин, городской фольклор серьезно начал изучаться лишь с 1980-х гг. Исследователь писал: "Многие фольклористы только в последнюю четверть XX века интуитивно почувствовали, а затем и признали, что во весь голос заявил о себе новый пласт культуры, не вписывающийся в устоявшиеся схемы традиционной фольклористики. Стало очевидно, что город сформировал своеобразную фольклорную культуру, весьма противоречивую, отличающуюся от крестьянской традиции".

В XX в. процесс угасания традиционных обрядов и отмирания старых жанров фольклора ускорился. Отчасти этому способствовало то, что в пооктябрьское время официальное отношение ко многим явлениям фольклора было негативным: их объявляли "отжившими" и "реакционными". Это распространялось на аграрные праздники, обрядовые песни, заговоры, духовные стихи, некоторые исторические песни и проч. Вместе с тем возникли новые произведения разных жанров, которые отразили новые проблемы и жизненные реалии. Можно выделить ел еду -ющие этапы развития русского фольклора после 1917 г.: гражданская война; межвоенный период; Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; послевоенный период; современный период.

Современный устный репертуар народа и позднетрадицион-ный фольклор — понятия разные. Современный репертуар — это все те произведения, которые помнит или исполняет народ, независимо от времени их создания. В современный репертуар входят некоторые произведения классического фольклора и даже реликтовые элементы фольклора раннетрадиционного. Поздне-традиционный фольклор — составная часть современного репертуара, произведения, созданные после распада феодальной деревни.

Старый национальный фольклор выполнял важные функции в поздних исторических и социально-экономических условиях. Известна его консолидирующая роль во время братоубийственной гражданской войны, когда все участники трагических событий исполняли традиционные произведения, осуждавшие зло и насилие. В годы Великой Отечественной войны былины и старые солдатские песни, к которым обратились агитаторы и артисты, активизировали патриотическое чувство народа.

В фольклоре, созданном в XX в., исследователи отмечают мо-заичность: разную возрастную, социальную ориентацию и разную идейную направленность. В нем отразилась историческая противоречивость мировоззрения и устремлений населения страны, сельских и городских жителей. Ряд произведений поддерживал начинания и достижения советской власти: ликвидацию неграмотности, коллективизацию, индустриализацию, разгром немецко-фашистских захватчиков, восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства, комсомольские стройки, освоение космоса и проч. Наряду с ними были созданы произведения, в которых осуждалось раскулачивание и другие репрессии. В лагерях среди заключенных возник фольклор ГУЛАГа (ему была посвящена научная конференция в Санкт-Петербурге в 1992 г.).

Современный фольклор — это фольклор интеллигенции, студенчества, учащейся молодежи, мещан, сельских жителей, участников региональных войн и проч. Фольклор последней четверти XX в. настолько видоизменился по сравнению с более ранними формами, что иногда его называют пост-фольклором. Тем не менее позднетрадиционный фольклор сохранил преемственность народных устно-поэтических традиций. Это выразилось в создании новых произведений в форме ранее существовавших жанров, а также в частичном использовании старой фольклорной поэтики и стилистики.

В современном фольклорном процессе изменилось соотношение коллективного и индивидуального начала, возросла роль отдельной творческой личности. Яркая примета позднетради-ционного фольклора — произведения профессиональных и полупрофессиональных авторов, усвоенные народом.

Позднетрадиционный фольклор — сложная, динамичная и не до конца определившаяся система, развитие которой продолжается. Многие явления позднетрадиционного фольклора наука только обозначила или начала разрабатывать. В их числе: городской фольклор; фольклор ГУЛАГа; фольклор участников региональных войн (в Афганистане, в Чечне); фольклор разных социальных групп (например, студенческий); современный детский фольклор; современная несказочная проза; анекдот. Особые темы — взаимосвязь русского фольклора и фольклора тех народов России, среди которых расселены русские; фольклор русских диаспор за рубежом.

Необходимо критически оценивать уже накопленный опыт изучения позднетрадиционного фольклора (например, фольклор гражданской войны и в целом 1920-х — 1930-х гг. освещался односторонне и неполно). Обращаясь к опубликованным текстам позднетрадиционного фольклора, следует учитывать возможность фальсификатов.

Характеризуя жанры и жанровые системы классического фольклора, мы уже затрагивали проблему их позднего развития, вопрос о книжных влияниях. В этой главе будут рассмотрены частушки, фольклор рабочих и фольклор периода Великой Отечественной войны.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Устное народное творчество

    Понятие и предмет фольклора

    Синкретизм, устность, коллективность, традиционность и изменяемость фольклора.

    Система жанров УНТ

    Общая характеристика архаического фольклора

    Типология календарных обрядов, их жанры

    Поэзия свадебного обряда

    Похоронные причитания

    Пословицы, поговорки, загадки

    Проблема определения жанра сказки. Проблемы классификации сказки

    Сказки о животных. Зарождение и развитие жанра. Происхождение вымысла. Древнейшая структура. Сюжеты сказок о животных

    Волшебные сказки. Характер фантастического. Художественное пространство и время. Структура волшебной сказки

    Бытовые, новеллистические сказки. Структурное своеобразие жанра. Социальная природа жанра

    Несказочная проза. Легенды, былички, предания

    Определение и генезис былин

    Поэтика былин

    Былины киевского цикла, сюжеты и образы.

    Былины новгородского цикла, сюжеты и образы

    Исторические песни

    Игровые, хороводные песни

    Лирические необрядовые песни

    Народный театр. Драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»

    Поздние жанры фольклора

Фолькло́р - народное творчество, устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Фольклор – это искусство

  • коллективное

    традиционное

Только все 3 этих фактора, наличествующие ОДНОВРЕМЕННО являются признаком фольклора и отличают его от литературы.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание,был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

НТ, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Время возн.у.н.т. выяснить невозможно. Корни - в историч.временах,когда возн.общ.сознание и язык устной речи. К.Маркс: «Язык так же древен, как и сознание». Центр.важнейшими мир.идеолог.явл миф и обряд . Мифология – сист. Мировоззрения, охватывающая жизнь первоб.чел., сознание приписывает вещам не свойственные им качества. Первоб.чел.не выдел.себя из окр.среды; очеловечевание окр.ср.

Анимизм от лат.-душа; вера в существ.духов, в одушевленность живой и неж.природы.

Антропоморфизм от греч.человек+форма;уподобление чего-либо по внешнему виду чел-ку. Челов-й (обычно женский) облик имели соломенные чучела Масленицы, Купалы.

Тотемизм -древняя форма религии, вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с тотемом (животным или растением-первопредком, объект религ.почетания в родовом общ). во многих элементах свадьбы можно увидеть культ медведя: ряженье в него, меховая одежда; медв-символ богатства и плодородия. Первоб.мышл.не связано с законами логики, оно заинтересовано мистич. свойствами, и с силами предметов и вещ.(зак.партиципации-мистич.сопричастность др.др.).

С помощью мифотворч.перв.чел. анализировал мир, общ. и самого себя.

Наука.

Первым направлением молодой науки была так называемая мифологическая школа. Её представители, в том числе известнейшие Вильгельм и Якоб Гримм, русские ученыме Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер.

Созданная на основе воззрений Д. Тейлора «антропологическая теория» была популярна на Западе. Т. Бенфей высказал идею о К заимствованиях в фольклоре, которая сменила предст-е о восхождении сходных сюжетов к единым источникам. Теория главенств-ла в фольклористике до конца XX века. В России, в конце XIX века, зарождаются 2 оригин. напр-я - теория академика Веселовского, и так называемая историч.школа, осн. в основном, на трудах отошедшего от теории заимств-я академика Миллера. В Финляндии - финская школа или географо-исторический метод, осн. Ю. Крон, его сын К. Крон и А. Аарне- внимание к географич. привязке прзвд народного ТВ-ва составление указателей сюжетов сказок и рун.

Т. н. русская школа- вниманием к личности исполнителя УНТ. Её приверженцы выискивали наиб. выдающихся сказителей, издавали прзвд фольклора, группируя их по исполнителям.

Первые: В.Н. Татищев (18 в), славянофилы П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др. ; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; начало советской эпохи: Б.М. и Ю.М. Соколовы, Д.К. Зеленин, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев. Вторая пол. 20 в: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Н.Н. Велецкая, В.К. Соколова, Л.Н. Виноградова, И.Е. Карпухин, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Е.М. Мелетинский, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, и др.

Типы фольклора

    Архаический – фольклор складывается у народов на первобытной ступени развития. Письменности ещё нет, культура является устной. Фольклор людей с мифологическим мышлением, охватывает всю культуру этноса.

    Классический – фольклор складывается в эпоху, когда образуются государства, возникает письменность и литература. Здесь формируется художественный вымысел, складывается жанровая система.

    Современный – постфольклор, который сложился в России после отмены крепостного права. Его стихия – город. На смену эпосу, волшебным сказкам и традиционным лирическим песням приходят песни новой формации, частушки, анекдоты.

Роды фольклора:

    Эпос (легенды, сказки, предания, былины – жанры) Лиро-эпический жанр (переходной) – романс

    Лирика (песни, частушки)

    Драма (фольклорный театр)

2. Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние раннетрадиц-го фольклора.

Ф- (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства. Материально выраженное (ДПИ) – народное творчество. Ф – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Признаки фольклора

    Устность (не только форма распростр-я, а та форма, в которой пр-е оказывает наиб.эстетич. возд-е)

    Традиционность (произведения вкладываются на осн.традиций)

    Вариативность (разные варианты на разных территориях)

    Импровизация

Традиция – устойч. схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

3. Жанры фольклора

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп)Жанр является единицей классификации фольклора

Ф-р делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – навиды (н-р, песни, сказки и т.д.), а виды нажанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён наобрядовый и внеобрядовый .

Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин Подразделяется на

Песенные (стихотворные)

  • исторические песни

  • духовные стихи

Прозаические

    Сказочная проза

    Сказки о животных

    Волшебные сказки

    Анекдоты

    Новеллы

    Несказочная проза

    Предания

    Легенды

    Былички (демонологические рассказы)

В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежитстолкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками . Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему.

Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания

    Песни (обрядовые, внеобрядовые)

    Частушки (обрядовые, внеобрядовые)

    Причитания (только обрядовые)

Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии

    Обрядовые игрища (переросли в медвежьи потехи)

    Драматические игры

    Поздние театральные жанры (фольклорный театр)

    Театр живых актёров (народная драма)

    Кукольный театр (вертеп, Петрушка)

    Раёк (театр картинок)

По способу бытования произведений фольклор подразделяется на

    Обрядовый

    Обрядовый календарный

    Обрядовый семейный

    Внеобрядовый

Кроме этого различают малые жанры фольклора : паремии

    Пословицы и поговорки

А также такие виды как детский фольклор .(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д.,фольклор рабочих (песни, частушки, проза),фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)Каждый фольклорный жанр имеет свойкруг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы , однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшие ф.ж. и на их основе рождаются новые.

4 Архаич. Ф. первобытного общ-ва, когда еще не существовало письменности и вся К была устной. Ф этого типа появился тысячи лет назад, задолго до того, как сформировалась русская народность. Многие ф мотивы, встречаемые в РНТ, по своему происхождению древнее русского народа и пришли в наш Ф из первобытной эпохи.

Во-первых, следы первоб. представл-й сохр-ся в быту религии, языке цивилизованных народов. Во-вторых, многие народы Африки, Океании, Южной Америки, Крайнего Севера к XIX в. находились (а некоторые до сих пор находятся) на первоб. ступени развития.

Корни Ф – в первоб. идеологии, многое в нем обусл.архаич.мировосприятием, к-е качественно отлич-ся от современного. Первоб.Ч находился во власти невидимых сил, действие которых постоянно ощущал. Представл-я об этих силах были не вполне отчетливы, окрашены страхом. Одна из главн.задач, стоявших перед первоб.коллективом, – нейтрализ-ть враждебн.силы. Для этого от первоб. Ч требовалось «строгое соблюд-е ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков». Если эти правила не соблюдать, в природе начнется смута, и жизнь станет невозможной. «Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх».

Существуют два центральн.понятия, связанные с жизнью первоб. общ-ва и его идеологией, – обряд (ритуал) и миф . Мифами обычно называют древние рассказы религ.содержания. Соврем.наука считает, что мифология – это не просто собрание занимат. историй о богах, а система мировоззрения, охватывавшая и выраж-я всю жизнь первоб. Ч, включая его религиозные представления. Клод Леви-Строс разделял мифологию «имплицитную» (представления) и «эксплицитную» (мифологические рассказы).

Мифология –вся сфера духовной деяте-ти первоб., «способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности». Это значит, что она выражается в самых разных формах – от языка до повествования. «Миф – это не жанр, не определенная форма, а содержание как бы независимо от формы, в которой оно выражено. Миф – это произведение, исконная форма которого никогда не может быть установлена» (Михаил Иванович Стеблин-Каменский). «Настоящий, живой миф – это никоим образом не собрание рассказов: его не рассказывают, в нем живут, воспроизводя его в действии, т. е. в обряде , в ритмической магии танца и пения и вообще во всяком общезначимом человеческом акте» (Сергей Сергеевич Аверинцев).

Мифология отражает самый примитивный уровень Ч-го мышления, еще не познавшего причинно-следственные законом-ти, не научивш-ся обобщать и не выработавшего абстр-х понятий, не отделявшего космич.от биологич., человеч-е от животного. Мифологич.сознание приписывает вещам не свойственные им качества.

Особое, диффузное состояние первоб.мышления, когда смешиваются разные понятия, проявляется прежде всего в языке. Соврем.язык полон неожиданных олицетворений (например, «солнце встало»), но всего нагляднее мифология находит прямое выражение в первоб.языках: в них не только отсутствуют абстр.понятия, но и вообще слов немного. Лингвисты считают, что в эпоху формир-я языков каждое слово имело множ-во значений, к-е связыв-сь между собой не логич., а ассоциат-ми связями . В интерпрет-и мира и классифик-и жизнен.явлений прослежив-ся своеобр. Мифологич. логика, осн.закон которой – бинарная оппозиция : понятиям одного семантич. ряда противопос-сь понятия др. семантич.ряда. Так, в древнеслав.мифологии оппозиция «земля – вода» связывалась с оппозиц-ми «жизнь – смерть» , «мужское – женское». Смерть представл-сь в образе женщины, чаще всего старухи (и здесь еще одна оппозиция: «молодой – старый»). Единство воды, смерти и женщины реализуется в образе русалки .

Мифология – это прежде всего специфический тип мышления. Мифология – это своего рода философия, к-я обусл-а «правила» повед-я первоб. Ч и нашла конкр., практич. воплощ-я в обряде (ритуале ). В первоб.обществе сущ-ла сложная система обрядовых действий, имевших магич. знач-е: с пом. обрядов поддерживался установл. в природе и обществе порядок, обеспеч-ся успех в землед. и на охоте. Малиновский: «миф, не воплощенный в ритуале – просто бабушкины или дедушкины сказки». Обряды являлись воспроизвед-м мифологич. рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

Специфика перво. мифологич. рассказа в том, что предст-я об устр-ве мира передаются в виде повеств-я о происхожд-и тех или иных его элементов – от космогонии до объяснения того, почему у зайца нет хвоста. Для первоб. Ч мифы имели не только первостеп. научное и религиозное, но и соц-е знач-е: они объясняли и оправдывали миропорядок – и в + воспроизвед-е мифа в магии и обряде помогало этот порядок поддерживать. «Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект». С помощью мифотворч-ва первобытный человек моделировал, классифицировал, интерпретировал мир, общество и самого себя.

5Обряды делятся на 2 цикла:

Жизненные (родильный, свадебный, похоронный)

К разделу «семейно- обрядовый фольклор» относятся обряды «жизненного цикла»:

Рождение Свадьба Похороны Обряд инициации

А. ван Геннеп. Обряды перехода. Писал о существовании некой стрк, свойств. всем обрядовым циклам. Сравнивая обряды разных стран и народов, пришел к выводу,что можно выделить общую формулу.

Выделил три фазы:

1.фаза отделения. Прелиминальная.

человек, чтобы войти во что-то новое, должен отказаться от того, что было прежде. Невеста перед свадьбой не работает с остальными девушками, не общается с посторонними.

2. лиминальная фаза.

Изоляция, получение нового знанияНекое сильное эмоциональное переживание, которое подготавливает: Физическая боль.Ритуальное унижение.Использование психотропных средств и т.д. Лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца и луны, и проявляет черты некоей альтернативе известной нам структуре, как «миг во времени и вне его»

3. постлиминальная фаза. Включение .

Фаза адаптации к новому статусу. Определенные символические формы выражения. Облачение в новую одежду, наделение полномочиями и т.д.

«Беременность и роды», «Рождение и детство»

Сначала обряды отделения, смысл их- изолировать беременную от общества. Срок беременности- промежуточный период. Обряды, связанные с родами, их цель- способствовать возвращению женщины в прежнее сообщество, обеспечить ей новое положение матери.

Нечистой обычно счит-ся не только мать,но и ребенок--- и он подвергается многочисл. табу. Первый промежуточный период в жизни ребенка совпадает с последним женщины. Различные предохранения от дурного глаза,демонов,порчи,болезней- имеют значение в равной степени для обоих.

Новорожд-й сакрален. По отношению к новорожд-му коллектив применяет ту же тактику,что и к чужаку-тактику защиты.. т. е вначале ребенок должен быть отделен от среды, в кот он находится, то есть от матери. Обряды отделения включают обычно действия, в кот что-либо отсекается- стрижка волос (первая), бритье головы, первое одевание. След.обряды включения: наречение, ритуальное кормление грудью, крещение, обряды по поводу первого зуба и т.д.

Церемония прохода через дверь: выйти из мира детства и вступить в мир отрочества.

Наречение. Благодаря этим обрядам ребенок индивидуализирован и включен в сообщество

Календарные (все включено в один годовой круг (зимний, весенний, осенний, летний циклы) приметы, веснянки, волочебные, величальные песни)

Ритм жизни наших предков находится в б.зависимости от чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от природы, от возд-я прир-х стихий. Календа – первый день месяца (латинское, в Др. Риме) У др.славян выработался свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими един-ми – от «век» да «день, ночь, сумерки». Суть календаря зависела от образа жизни его составителей.

Зимне-весеннее порубежье

Зимнее- весенний цикл носит заклинательный характер (для урожая)

Зимний цикл- зима в разных регионах разная

19 декабря – день св. угодника Николая (Никольщина – складчина – варили пиво из зерен нового урожая. Начиналось сватовство. Начинали готовиться к святкам)

Святки начинались после всенощной. Святки всегда сопровождались гаданиями. Гадали главным образом девушки. Ряженые были типичными представителями святок. Ряженые представляют собой выходцев из того мира. Они всегда чужие (животные, цыгане, солдаты). Особой популярностью пользовалась маска козы. Основные блюда: кутья, блины, пиво, узва (компот из сухофруктов)

Колядование – (ходили с солнцем) колядки- песни, которые пели подокнами. Колядовать ходили 3 раза: - рожденственский сочельник - под новый год (васильевские) 13 января - крещенский сочельник с 18 на 19 января

Колядка заканчивалась требованием подарка.

У славян были праздники в это время, т.к. присутствует поминальная еда (кутья, блины, пиво. Требование подарка не являлось попрошайничеством (я пою тебе хвалу и ты должен заплатить)

Колядки носили характер поздравительно-заклинательных песнопений.

В Васильев вечер на столе должен быть поросенок.

Христианское рождество приходит на смену другим праздниками и их изначальный смысл теряется. (колядование, гадание)

Масленица – за неделю до поста (сырная седмица). Мясо есть нельзя, зато можно есть молочные продукты. Каждый день имел свое название:

Понедельник – встреча; Вторник – заигрыш; Среда – лакомка (теща угощала зятя блинами); Четверг – широкий; середина веселья. Молодежь каталась с горок, проходил зимний смотр невест; Пятница – тещины вечерки (зять угощал тещу); Суббота – заловкины посиделки (проводы); Воскресенье – проводы (прощенный день) жгли костры, на шест вешали солому и поджигали. Или сжигали образ масленицы или катались с ней, потом везли ее хоронить, иногда бросали в реку. Прыгали через костры. Глумление над масленицей. Хоронили и смеялись.

Масленица впиьывала древние традиции славян. Переходное время от зимы к весне. Заклинание нового урожая. О древности говорит :

Поминальная еда

Заклинательные песнопения. Катание с гор тоже имело заклинательный характер.

Похороны масленицы под снег

Масленица воспринималась как возможность погулять перед постом.

Осенне – летний цикл – благодарственный характер.

Собираются целебные травы. Земля достигала наибольшей силы, поэтому травы более полезные. Символ Ив. Купалы – папоротник. Найти цветок папоротника. В эту ночь прыгали через костер. Обливались водой. Очистительная сила огня и воды. Водили хороводы, ходили босиком по росе, плели венки, гадали по ним.

Иван Купалу изображали женским чучелом. Так же этот день считался днем ведьм и необходимо было опасаться нечисти. После Ивана Купалы обряды возобновлялись только в день жатвы. 15 июня - День святой троицы.

Русальная неделя (2 половина святок). Обряды с ряженными. Костюмы русалок.

Обряд Костромы. Похороны Костромы из соломы. Похороны проходили под смех. Кострому закапывали или бросали в реку или в поле. Последний летний праздник, который до сих пор помнят и соблюдают все его традиции - Ильин день. В народе Илью считают суровым, грозным, карающим, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья - щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие. В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в "красный угол" избы. На Ильин день вся нечистая сила обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.

Произведения календарной и семейной обрядовой поэзии собирались с конца 18-начала 19 в. и имеются в многочисленных сборниках, архивных записях.В жизни народа обряда занимали важное место. Они складывались из века в век, накапливая опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение.Их принято делить на трудовые и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.Обрядовая поэзия взаимод. с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Особенно важны песни.Во многих обрядах они занимали ведущее место. Народные календарные обряды были созданы в древней Руси на основе трудовой деятельности человека.Они совершались в точно установленные праздники,тесно связанные с трудом крестьянина, обусловленным сменой сезонов года: зимнего солнцестояния, наступления весны, лета, осенней поры сбора урожая. Поэзия зимнего цикла. Время от Рождества Христова до Крещения называлось Святками. Зимние святки делились на святые и страшные вечера. В святые вечера славилиХриста, а в страшные - обязательным было ряжение.Магическое значение имели зоомфорные маски.Пассивный обряд – гадание. Активный – колядование. И то и другое сопровождалось святочными обрядовыми песнями соответственно двух разновидностей – подблюдными песнями и колядками. По своей функции, поблюдные песни обладали гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен, утверждающая, заклинающая судьбу,. сближает их с заговорами и колядками, имеющими значение магического воздействия Колядки. Колядование – хождение молодёжи по избами, с особыми песнями, которые имеют три названия по припеву, выкликаемому колядовщиками: колядки («Ой, Коляда!»), овсени («Ой, Овсень, Таусень!») и виноградья («Виноградье, красно-зелено мое!»). Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия. Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т.е. элементов самого обряда. Композиция колядки: 1)обращение к Коляде, поиски её колядовщиками. 2)величание, описание обряда или просьба о вознаграждении 3)пожелание благополучия, просьба о подаянии. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы. Сам праздник состоит из семи частей: пн - встреча, Вт - заигрыши, ср - разгул, чт - четверток, пт - тещины посиделки, сб - проводы, вс - прощеный день.Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Песни, сопровождающие проводы М., несколько иные. В них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.


Введение

Глава 1 Циклы и состав календарной обрядовой поэзии

Глава 3 Причитания как жанр

Глава 4 Заговоры

Глава 5 Сказка

Глава 6 Несказочная проза

Глава 7 Необрядовая лирика. Лирическая песня

Глава 8 Народная драма

Глава 9 Детский фольклор

Глава 11 Частушки

Глава 12 Загадка

Заключение

Используемая литература



Введение


Фольклор – народная мудрость. Изучением фольклора занимается фольклористика. Фольклор совмещает в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции). Ядром фольклора является слово. Фольклор - явление, а не искусство, он совмещает в себе искусства. И прежде всего это синтетическое явление. На момент образования фольклора следует отнести синкретизм (взаимно; проникновение; слитность; связность.) Одно из важнейших качеств фольклора – устный характер его бытования. Жанр фольклора умирает, когда его творчество перестаёт передаваться из уст в уста. В фольклористике широко развита вариативность (каждый, услышавший информацию, передаёт её по-своему.). Традиционность в фольклоре – правила, рамки, которые надо обязательно соблюдать. Контаминация – слияние нескольких сюжетов в один. Фольклор отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение.

а) 1 – обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хозяйственно-земледельческой деятельностью человека.

2 – Обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека (бытовые) – рождение, именование, инициация, свадебный обряд, похороны.

3 – Обрядовые комплексы, связанные с физическим, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме (заговоры).

б) 1 – Необрядовая поэзия. Эпос (былина, сказка, баллада) и несказочные (легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика (лирическая песня). Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки.

в) Малые фольклора жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки).

1 – Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.);

2 – Пословицы + поговорки;

3 – Загадки;


Глава 1 Циклы и состав календарной обрядовой поэзии


Есть фольклор, связанный с подготовкой урожая (октябрь – конец июля - зимний и весенне-летний периоды). Главные обряды в это время – святочные (25.12-6.01), масленичные (8 недель до пасхи) и купальские (с 23 на 24 июня). А также фольклор, связанный с уборкой урожая (осенний период – жнивное время)

Поэзия зимнего цикла.

Пассивный обряд – гадание. Активный – колядование. И то и другое сопровождалось святочными обрядовыми песнями соответственно двух разновидностей – подблюдными песнями и колядками. Подблюдные песни (при помощи иносказаний и символов гадающим сулились богатство, благополучие, удачное замужество или, наоборот) обладают гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен утверждающая, заклинающая судьбу. Это сближает их с заговорами и колядками, имеющими значение магического воздействия. Гадания могли сводиться либо к толкованию наблюдаемых человеком явлений, либо к действиям, совершаемым самими гадающими и людьми или животными по их приказанию.

Колядование – хождение молодёжи по избам, с особыми песнями, которые имеют три названия по припеву, выкликаемому колядовщиками: колядки («Ой, Коляда!»), овсени («Ой, Овсень, Таусень!») и виноградья («Виноградье, красно-зелено мое!»). Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия. Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т.е. элементов самого обряда. Композиция колядки:

1)обращение к Коляде, поиски её колядовщиками;

2)величание, описание обряда или просьба о вознаграждении;

3)пожелание благополучия, просьба о подаянии.

Масленица и масленичные обряды.

В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы. Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания. Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы масленицы, несколько иные. В них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь масленица – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей».

Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.

Весенне-летний цикл. Троицко-семитские обряды.

Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц (жаворонков или куликов) и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Образы весны и птиц господствуют в веснянках. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличие от заговора, веснянки, как и колядки, исполняются коллективно, что выражается в обращениях от имени группы людей. Весенние гуляния и игры молодёжи продолжались, начиная с красной горки, в течение апреля, мая и июня, несмотря на тяжёлые полевые и огородные работы. На этих гуляниях исполнялись протяжный игровые и хороводные песни, не имеющие обрядового значения. Их темы – семейные, любовные – раскрываются в бытовом плане.

Троицко-семитская неделя : семик – седьмой четверг после пасхи, троица – седьмое воскресенье, носящая ещё название «русальной» недели или «зелёных святок». Это девичий праздник, протекающий в окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще. Характер этого праздника определяется его основным образом – берёзки. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи. Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему.

Праздник Ивана Купалы . Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь на Ивана Купалы (с 23 на 24 июня). Это праздник «полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад.

Похороны Костромы . В эти же сроки (перед Петровым днём, 28 июня) отмечался и праздник Ярилы или Костромы, который означал прощанье с летом до нового возрождения сил земли. Центральный эпизод обряда – похороны Ярилы, Купалы или Костромы. Образ Костромы сходен с образом Масленицы. Весёлые похороны Костромы сходны с такими же похоронами Масленицы.

Поэзия осеннего цикла.

Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они не имели специального календарного приурочения и сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) - такая работа совершалась с помощью соседей и называлась «помочью» или «толоками»- сопровождались песнями. Но эти песни не имеют магического характера. Они связаны непосредственно с процессом труда. Ведущий мотив таких песен – обращение к жнеям. Более разнообразны же по тематике и художественным приёмам песни дожиночные. В них повествуется о жатве и обычае угощения жниц-толочан. В дожиночных песнях встречаются элементы величания богатых хозяев, хорошо угостивших жниц.

Глава 2 Состав и классификация семейно-бытовых обрядовых комплексов

Семейная обрядовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека – рождение ребёнка, создание семьи, рекрутчину, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений, одни из которых имели обрядовое происхождение, другие – более широкую сферу бытования. Произведения первого рода: причитания свадебные, рекрутские и похоронные; величальные песни, приговоры, присловья и диалоги, являются составной частью родильного, рекрутского и свадебного обрядов. Произведения второго рода: разного рода песни, частушки, загадки, пословицы.

Свадебный обряд.

Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.

Свадебный обряд делился на 3 основных обряда: 1 – предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитье или пропой, зарученье, девишник, баня); 2 – свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир); 3 – послесвадебный (бужение молодых, отводины или отгостки). Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье. Всё это находило выражение в причете – поэтическом жанре, представляющим собой лирическое излияние, монолог большого эмоционального напряжения и проникновенности, в котором традиционные поэтические образы соединяются и развиваются при помощи импровизации в яркие контрастные картины счастливой девической и несчастной замужней жизни.

Кроме причетов невесты, к свадебной поэзии относятся и песни, приуроченные к разным эпизодам свадьбы. Особым жанром свадебных песен, отличающимся своей функцией и художественной спецификой, являются величания. Величания преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек. Несомненна древняя магическая основа величаний, в которых желаемое выдаётся за действительное и изображается красочно и идеализированно. Величавая песня имеет описательный характер, это песня-портрет, песня-характеристика, причём не индивидуальная, а типичная. Величавой песне свойственны богато разработанная и точная символика и параллелизмы, связанные не только с понятием богатства, благополучия, счастья, но и с семейным положением величаемых. Кроме величальных песен, создающих положительные образы, на свадьбе звучали шуточные, пародийные величания – корильные песни. По смыслу и образности они пародировали настоящие величания, создавали непривлекательный, сниженный, но тоже типический портрет – хозяев, свах, дружки и т.д. Они исполнялись, когда девушки получили мало за предшествующее величание и хотели высмеять «бедность» и скупость гостей и хозяев.

Похоронный обряд .

Главный жанр обряда похорон – причитание. После констатирования смерти – причитание на тему: почему покинул, просьба встать, открыть глаза, простить обиды. Далее – плач-оповещение. При вносе пустого гроба в дом – причитание-благодарность тем, кто делал гроб. При выносе покойника причитания о том, что человек уже не вернётся. При несении на кладбище причитания, в котором сюжет схож с горем утраты плюс оповещение. При опускании в могилу причитание – просьба вернуться. При возвращении с кладбища причитание – мнимые поиски плюс плач о предвещании бед для семьи. По обычаю в день похорон ритуальный обед – поминки (тризна). Тризна не должна была восприниматься с плачем. Наоборот, надо было больше есть (воздавать честь). Третий день – похороны, поминки; девятый день – душа окончательно покидает землю; сороковой день – полное восхождение души по 40 ступеням к райским вратам. Обязательно надо посетить могилу на годовщину и в родительский день.

Глава 3 Причитания как жанр

Причитания могут быть свадебные, рекрутские, похоронные. Причеты не имели определенной формы и фабулы.

Рекрутский обряд – более позднего происхождения, чем свадебный и похоронный обряды. Он сложился в начале18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства. В самой армии часты были случаи жестокой расправы над солдатами, поэтому родные рекрута причитали над ним, как над умершим. Этот обряд почти не содержал в себе магических и символических моментов (иногда рекрута заговаривали от болезней, и, особенно, от пуль).

Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и в связи с этим стал устойчивой поэтической формулой, построенной чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемой для достижения лечебных или иных целей. Важная черта заговора – вера в магическую силу слова. Заговоры бывают двух видов: белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство)- и черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой). Употребление заговоров в большинстве случаев соединялось либо с различными видами народной медицины, либо с символическими действиями – отголосками древней магии. По тематике заговоры делятся на 3 группы: лечебные - от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи; хозяйственные- аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные; имеющие целью регулировать общественные и личные отношения между людьми: любовные присушки и отсушки от недугов, для привлечения почёта или милости. Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом. Композиция заговоров : введение (обычно молитвенное обращение), зачин (указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий или заговариваемый); основная часть (содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог, действие с последующим перечислением, изгнанием болезни) и закрепки (опять молитвенное обращение).

Глава 5 Сказка

Народная сказка.

Сказка – жанр необрядового фольклора. Самый древний жанр в фольклоре. Жанр эпический, повествовательный. Сказка - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сказка – то, что сказывают. Самый известный собиратель и издатель сказок – А.Н. Афанасьев (запасы своих сказок он пополнял за счёт записей П.И. Якушина). Он разделял сказки на:

1. сказки о животных;

2 .сказки новеллестические;

3 .сказки волшебные.

Сейчас классификация сказок изменилась. Выделяют:

1 – кумулятивные;

2 - волшебные;

3 – сказки о животных;

4 – авантюрные;

5 – бытовые;

6 – новелестические;

7 – сатирические;

8 – сказки детского драматического жанра;

Народное драматическое искусство – совокупность форм драматического творчества в разных жанрах (хороводные песни, обрядовая поэзия). Степень драматизации и театрализации в разных жанрах фольклора различна. Она проявляется в двух формах: 1 – в драматическом исполнении эпических и лирических произведений; 2 – в представлении народных пьес актёрами или куклами.

Глава 9 Детский фольклор

Детский фольклор - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверсник. Выделяются общенародные жанры (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки.

Глава 10 Пословицы и поговорки

Пословица – краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически (пословицы были ритмичными, т.к. это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности) организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. К этим свойствам также стоит прибавить народность, поучительность, категоричность утверждения или отрицания. Самый значительный из всех сборников пословиц признан сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Туда вошло свыше 30000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Многие пословицы вторгаются в сферу деловых отношений, обычаев и становятся их принадлежностью. Изначально, существовали краткие изречения («Комары толкутся – к ведру»; «Сухой март, а май мокрый дают хлеб добрый»), выражающие собой советы, бытовые правила, которым приходилось подчиняться. Возникновение поговорок связано с появлением в речи устойчивых образных выражений, служащих для сопоставления сходных явлений. В структурном отношении поговорка представляет собой образ, определяющий либо лиц(«свинья под дубом» - неблагодарный; «не из храброго десятка» - трус), либо обстоятельства («когда рак на горе свистнет», «после дождичка в четверг»). Содержание поговорки определяет её место в предложении как грамматического компонента – она выступает то подлежащего, то сказуемого, то дополнения, то обстоятельства. На этом основании были предприняты попытки грамматической классификации поговорок.

Глава 11 Частушки

Частушки – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Частушки – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Частушки возникли в крестьянской среде. Они возникли на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения частушек связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Частушки имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: частушки без припева и частушки с припевом. Двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). Четверостишия – самая распространённая форма. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). Шестистишия – редкая форма. Она очевидно более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.

Глава 12 Загадка

Загадка – иносказательное изображение предмета или явления, которые предлагается отгадать. Она состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки. Загадка и отгадка органически связаны между собой. В большинстве случаев отгадка называет какой-либо предмет или действие, а загадка является его метафорическим изображением. В загадке важно выделить основные, главные признаки загадываемого. Часто загадки рифмованы. Характерным для большинства загадок является сказовый стих. Загадка – древний жанр. На её древнее бытование указывает распространение загадок у народов с малоразвитой культурой. Загадка может входить в сказку («Жадная старуха») и в песни (песни дружки на свадьбе).

Заключение

Я лишь поверхностно рассмотрела некоторые жанры русского фольклора.

Еще многие вопросы остались не освещенными. Однако даже это поверхностное изучение показывает, какой громадный путь развития прошел русский фольклор.

Он вошел в историю нашей страны как активный участник всей нашей жизни, каждого человека в отдельности, начиная с рождения до самой его смерти.

В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами.


Используемая литература


1. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –367 с.;

2. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983. – 208 с. ;

3. Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет.Лит., 1984. – 32 с. ;

4. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. –320 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...