Анализ интерьера дома турбиных в романе белая гвардия


Сочинение

Булгаков - писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918- 1919 годов. Писатель рассуждает о войне и мире, о человеческой вражде и прекрасном единении - «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса». Говоря об исторической катастрофе и гибели России, центральными образами романа он делает вещи далеко не столь масштабные - Город и Дом. Дом Турбиных в романе олицетворяет собой все то прошлое, что сейчас беспощадно уничтожается ветром революции. В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Булгаков с большим вниманием рисует бытовые детали этого Дома. Кремовые шторы, печь, часы, все это - составляющие того мира, который символизирует уют и прочность жизни. Булгаков рисует не столько быт, сколько бытие, в философском понимании этого слова. Он идеализирует бытовую норму, семейную жизнь. Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город - часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство страстей и битв включается в общемировой контекст. За окнами Дома Турбиных происходит беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. А внутри, за шторами, сохранилась вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах. «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Дом вполне реален, это квартира, где живут главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. В доме у Турбиных все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом… На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время членами семьи и друзьями. Здесь и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества - все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время. Все это символы устойчивости жизни. Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, ноне сдается. Его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Охранять «человеческий покой и очаг» - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира.

Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась - друзья детства Алексея Турбина. Елена, сестра Турбиных, - хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Дом вместе с его обитателями прошел через это страшное время, когда рушились все ценности и нравственные устои, выстоял, и вновь собирает под своей крышей близких людей. Именно семейные ценности, тепло, любовь его обитателей друг другу, духовные традиции, позволили Дому не разрушиться в период исторических катастроф. В итоге после военных событий герои снова собираются в доме. И в теплых уютных комнатах поселяются сны, которые, хотя и напоминают героям о тех страшных событиях, которые им довелось пережить, все-таки не страшны. Стены дома защищают его обитателей от всех ужасов жизни. Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, «вещественно» претворена она в образе Дома, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Другие сочинения по этому произведению

«Дни Турбиных» пьеса об интеллигенции и революции «Дни Турбиных» М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и о революции. "Дни Турбиных" М. Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)

Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия. Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего романа.

Историческое время и свершающиеся события, великие, близкие по масштабу библейским, уже осмыслены автором в первом предложении произведения Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. В этот трагический союз эпохи и мировых событий вписана история обычной семьи Турбиных, бытие которой становится фокусом всех ключевых проблем и характернейших черт времени и разделено вехой революционного года на 2 этапа ДО и ПОСЛЕ. Смерть главы семьи - матери, центра всего прежнего турбинского космоса - также пришлась на страшный год, первый от начала революции совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий.

И единственной защитой, спасительным кораблем в страшном море бедствий становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности.

Рассмотрим первую картину турбинского дома. Рисуя ее, автор подчеркивает старину - традицию слово в переводе означает передача, обжитость, сложившийся издавна уклад жизни и семейных отношений. Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, сохраненными памятью, укреплена привычками, ставшими частью характера самого рода Турбиных. Центр интерьера - и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, мудрая скала, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

Она же - хранительница семейной истории надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом -хроника, Книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов. От этой же домашней печки и пляшет человек в жизни, полагает Булгаков чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение.

И Турбины учатся у своего дома их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению Булгакова, дан человеку испокон веков предками так и устроен их дом. Каждая комната имеет свое назначение столовая, детская, спальня родителей, все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных это особые микромиры, необходимые составляющие большого мира Семьи, показанного глазами не только автора, воссоздавшего в этом интерьере мир собственного детства, но и уже взрослых Турбиных вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом все это его воспоминания и вечная память его героев.

Образ именно этого коллективного героя - семьи Турбиных, прежде включавшей старших, родоначальников, создателей традиции, а ныне обезглавленной, но все же живущей и хранящей свой мир и интересен автору.

Но не столько социальное положение Турбиных семья интеллигентов волнует автора, сколько их духовное состояние, воспитанное, выращенное в стенах этого дома. Не только материальные богатства зажиточной семьи золоченые чашки, столовое серебро, но и духовные сокровища наполняют его как часто читался у изразцовой площади Саардамский Плотник книга о Петре I , хорошо знакомы Турбиным исторические фигуры Алексея Михайловича, Людовика XIV пусть поначалу знакомство состоялось на узорах потертых ковров почти родными стали персонажи русской литературы шкафы с книгами, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой. Пушкинское Береги честь с молоду, с детства усвоенное Турбиными, постоянно будет ощущаться далее в каждом поступке каждого из них. Весь интерьер строится на олицетворении живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, изготовленные еще тогда, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава, и герой детской книжки Саардамский Плотник, и даже кровати с блестящими шишечками Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому пониманию жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Запах хвои от праздничной елки и таинственного старинного шоколада, исходящего от книг, бронзовая лампа под абажуром еще один вечный символ целостности и вечности домашнего уюта, чудные завитушки на турецких коврах и музыка, родной голос часов - вот тот неповторимый и хрупкий мир, который будут защищать Турбины от страшных разрушительных напастей, нахлынувших с волнами гражданской войны. Важный предмет турбинского домашнего мира - часы бронзовые, с гавотом - в спальне матери, черные стенные с башенным боем - в столовой.

Символика часов одна из самых говорящих в мировом искусстве. У Булгакова она обретает новые смыслы если в период до начала революции играющие свою музыку часы были знаком обитаемости, движения, бурления жизни в этих стенах, то теперь, после смерти отца и матери, их стрелки отсчитывают последние часы прекрасной, но уходящей прежней жизни. Но автор не верит в возможность гибели этого дома. И даже в стилистике этого фрагмента, в использовании повторов рефреном дважды проходит били башенным боем он утверждает вечность, незыблемость как материальных символов часы и бронзовая лампа, так и духовных, ведь часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. Это и есть главная цель создания интерьера дома Турбиных. 2.2. ДУХОВНЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИЙ В РОМАНЕ БЕЛАЯ ГВАРДИЯ Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, вещественно претворена она в образе Дома, как видно, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Этот образ, в прошлом неоднократно раскритикованный нетерпеливыми реформаторами литературы и жизни, по праву реабилитируется и возвышается современным прочтением.

Булгаковский Дом вполне реален, это квартира, где поселены главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов.

Хозяйкой и душой его является Елена Турбина-Тальберг, и прекрасная Елена, олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности, та, которой можно посвятить строки С. А. Есенина из поэмы Черный человек В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство. Из этого дома крысьей побежкой уходит бесчестный и двуличный Тальберг, и друзья Турбиных залечивает в нем свои израненные тела и души. И даже тот, кто подобно председателю домового комитета - приспособленцу и трусу Лисовичу по прозвищу Василиса, ненавидит жильцов дома, именно в нем ищет защиты от грабителей.

Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Более того, его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек воюет и, в сущности, говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует. Охранять человеческий покой и очаг - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие.

Да, автор Белой гвардии был далек от тех, кто в 20-е годы упоенно призывал весь мир насилья мы разрушим до основания, отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. И я считаю, что совсем не случайно темой его романа стало не отречение от всего прошлого, а сохранение и поэтизация всего лучшего, что было в нем - прежде всего принципов высокой духовной культуры, нравственности, которыми он в собственной жизни дорожил превыше всего, будучи человеком, не прощавшим никакого предательства, рыцарем благородства и порядочности Воплощенная совесть.

Неподкупная честь. Идея высокой нравственности была столь органичной для булгаковского самосознания и миропонимания, что не могла не проникнуть в самую глубь Белой гвардии, предопределив не только ее тему, но и характер центрального конфликта. Страстно защищает писатель Дом, оплот покоя, надежды, любви, очаг культуры, хранилище традиций.

Как строевой клич о приближающемся испытании, долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа. В доме Турбиных все красиво мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом.

Все это символ устойчивости жизни Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и турбинскими друзьями.

Здесь запечатлены и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества - все, чем богата была жизнь семейства в разное время. В доме Турбиных знают и любят музыку. Снег и огоньки за окнами напоминают Мышлаевскому знаменитую оперу Римского-Корсакова Ночь перед Рождеством. Вслед умирающему Тальбергу поет разноцветный Валентин голосами братьев Я за сестру тебя молю из оперы Фауст Гуно, словами известного романса Глиэра ободряет Шервинский Елену Жить, будем жить. Великая русская

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Семья. История Выводы по II главе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об.. Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали.. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

    Е. Мустангова: «В центре творчества Булгакова - роман “Белая гвардия”... Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными, выдержаны в тоне немного снисходительного любования...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. «Белая гвардия» - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве...

  1. Новое!

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале "Россия" были напечатаны две первые части романа Михаила...

Тема Дома - одна из главных в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно. Потеря Дома – трагедия.

Тема Дома и бездомья является общей для его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - первый роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете. В доме его детства царили тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка» создают ощущение уюта и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.Лотмана, «история проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…» В свершившейся революции видит писатель величайшую катастрофу. Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.

Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер. Путь Мастера в романе длится из комнаты в подвале – к вечному дому. Писатель противопоставляет Дому антидом: коммунальную квартиру, дом Грибоедова, сумасшедший дом. Стержневая идея романа «Мастер и Маргарита» – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. А самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. У Мастера есть такой последователь. В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Покидая этот мир, мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию (вспомним клятву в «Доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Фамилия молодого поэта - Бездомный – символична, она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир. Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме».

Ю.М.Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».


Неразрывная связь судьбы дома и человека в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Одной из главных тем русской литературы является тема Дома и бездомья. Для А.С.Пушкина любовь к «родному пепелищу», домашнему очагу – основа самостояния человека. Счастливый, идеальный мир Дома открывает нам И.С. Шмелёв в повести «Лето Господне»: «Счастлив тот дом, где пребывает мир. Где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня». Горе тому, кто потерял свой Дом. В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» утрата дома для его владельцев - это прощание с прошлым и ничего взамен. Герои на распутье, впереди – бездомье. Образ Дома - сквозной, символический в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Неразрывна

связь судьбы дома и человека. Широкому миру лжи и несправедливости противопоставлен дом и двор Матрёны в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Гибель её дома приобретает символический смысл: это потеря особого мира, центром которого она была, влекущая за собой гибель хозяйки. Не общий, а свой, родной дом есть и у Дарьи Пинегиной, героини повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой». И с ним ей приходиться расставаться навсегда.

Дом – это основа родовой укоренённости человека через память о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья, вещи – не только вещи. Это одушевлённая предками часть их жизни. «Оказина -сундук», «не приспособленный для дорог, изготовленный в старину на веки вечные стоять без движения на одном месте», - образ-символ оседлой жизни. Писатель обращает наше внимание на то, что является неотъемлемой частью дома: «Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним подлаживались, их уважали, без них, как правило, не раскрывали белого дня, с их наказа и почина делались все остальные дела». Покидая свой дом навсегда, Настасья берёт с собою самовар, несёт его на руках. Не будучи хозяином в собственном доме, другой герой повести, Петруха, запалив его, сам осознаёт безнравственность, подлость своего поступка. И из огня он вытаскивает не самовар – символ семейной жизни, а гармошку. Этот поджог - лишь последняя точка в разрушении Петрухой собственного дома.

Дом – это незыблемые нравственные позиции и заповеди. «Совесть раньше на виду была», - говорит Дарья Васильевна Пинегина. В заботах о доме, о семье прожила свою жизнь эта героиня. И прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая его в последний путь. Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свой уже обречённый назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, - точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывание покойника и погребение его. И символичен финал повести: погибает дом, погибает остров Матёра, всё окутывает туман, из-за которого невозможно найти путь к спасению. И «…как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина».

Дом, наконец, - это открытость миру, причастность к общей жизни. В «Прощании с Матёрой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Утрата Дома, по мысли писателя, трагедия национальная. Этому посвящена и его следующая повесть «Пожар», герой которой осознаёт, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьёй, работа, люди и земля, на которой стоит этот дом. И все четыре – одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон». Прочитав повести В.П.Распутина, их уже никогда не забудешь


Романова Е.Н.

Патриот и патриотизм.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

М.Ю. Лермонтов.

В последнее время в связи с событиями на Украине проблема патриотизма стала наиболее актуальной. Все средства массовой информации (да и окружающие) нам твердят: нужно быть патриотами, нужно любит свою страну. Но тут же возникают вопросы: а кто такой патриот? Какая она – любовь патриота? Давайте порассуждаем об этом.

В Малом академическом словаре читаем: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» и «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». Еще со школьной скамьи мы знаем эти слова. Но, на мой взгляд, они нуждаются в небольшом дополнении. Патриотизм – это не просто любовь к своей Родине и преданность ей. Это любовь бескорыстная, а также готовность отстаивать интересыстраны при любых обстоятельствах, готовность отдать жизнь за нее. Соответственно, патриот – это бескорыстно любящий Родину человек, готовый защищать свое Отечество в любых условиях; это человек, способный пожертвовать своей жизнью ради блага страны. Но нужно также обратить внимание на то, что в многонациональном государстве все нации равны. И это тоже должно учитываться при определении понятий «патриот» и «патриотизм». К сожалению, как мне кажется, сейчас многие люди это забывают, они способны просто на любовь к своей стране. Большинство людей, если что-то случится, не готово пожертвовать всем, что у них есть, ради благополучия своей Родины.

Но просто любить свою страну мало, это нужно делать с умом. Иначе в итоге мы получим такую же ситуацию, которая сейчас наблюдается в Украине. В строке из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова - «Люблю отчизну я, но странною любовью!» - мы видим, что любовь к своей стране у поэта «странная». Связано это с тем, что любовь эта двоякая: с одной стороны, поэт горячо любит свое Отечество, но в то же время презирает свой дом как «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Бородино» старый воин рассказывает молодым солдатам о грозных событиях Отечественной войны 1812 года. Людей того времени он называет богатырями, потому что в грозный час они не предали Родину, не нарушили клятву верности, пожертвовали собою ради спасения Отчизны. Жертвенный героизм воинов в этом произведении обусловлен, разумеется, беззаветной любовью к Родине.И даже в изгнании люди продолжают любить свою Родину. Пример тому – Сергей Довлатов. В произведении «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») пишет: «Родина - это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки... Нелепые, ужасающие стихи... <…> Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка... Косо перечеркнутые строки... Рукописи, милиция, ОВИР... Все, что с нами было, - родина. И все, что было, - останется навсегда...». Писатель уверен, что осуждение Родины – дело неблагородное, ведь ее, как и родителей, не выбирают.

Таким образом, патриотизм – одно из лучших качеств человека. Оно говорит о том, что человек способен здраво мыслить в таких ситуациях, когда стране требуется помощь и поддержка своего народа, своих граждан. Возможно, я повторюсь, но все же скажу: чувство патриотизма нужно воспитывать не только в себе, но и в окружающих людях, оно не появляется из ниоткуда. И, конечно, же, как и многое другое, патриотизм хорош в меру. Несмотря на то, что любовь к Родине может быть «странной», она все равно непобедима. Об этом нужно помнить всегда.


Романова Е.А.

Выбор редакции
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...

Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...

Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...

Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...
Лидирующее место среди горячих закусок по праву занимают фаршированные грибы. Они оригинально сочетаются как с алкогольными напитками,...
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...
Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...