Бесценный голландец. Бесценный голландец Ян Вермеер: «Девушка с жемчужной сережкой»


Ян Вермеер - талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями. Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны. Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи , .

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения - города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется - «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.


Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, - это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Живопись

Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.


В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.

В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.

Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому - историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.

Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.


Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».

Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».


Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» - это портрет дочери художника. Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера. Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.

Личная жизнь

Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.


Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»

Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.


О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись , .

Картины

  • Около 1653-1654 - «Диана со спутницами»
  • Около 1654-1656 - «Христос в доме Марфы и Марии»
  • 1656 - «Сводница»
  • Около 1656-1657 - «Спящая девушка»
  • Около 1657-1659 - «Девушка, читающая письмо у окна»
  • Около 1657 - «Офицер и смеющаяся девушка»
  • Около 1660 - «Молочница»
  • Около 1663-1664 - «Женщина, держащая весы»
  • Около 1665-1667 - «Девушка с жемчужной сережкой»
  • 1668 - «Астроном»

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм “Девушка с жемчужной серёжкой”. Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как историю его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми, содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце 19 века его знаменитая “Девушка с жемчужной серёжкой” была куплена за 2,5 гульдена (в наше время – это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более, чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в 20 веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с , . Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры – зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр. В этом жанре работало немало художников в Голландии 17 века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Вот например, “Женщина с весами” Вермеера.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

А это “Женщина с весами” другого голландского художника Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.


Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664 г. Старая национальная галерея, Берлин

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно. Из небольшого окна у потолка. Расставляя тонкие акценты. Насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать “бытовым” жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.


Герард Терборх. Письмо. 1660-1662 гг. Королевская коллекция, Лондон

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения “Девушка с письмом” Вермеера.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно. Разбиваясь на мелкие мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Возможно, он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применяя чистейший ультрамарин и краплак. Став примером в смелости цветовых решений для многих художников 19-20 веков.

Взять хотя бы его знаменитую .


Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера. “Девушке с жемчужной серёжкой”.

Вермеер написал обыкновенную для тех времён “трони”. Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665 г. Художественно-исторический музей в Женеве

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника. Который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера – это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того, чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества 17 века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии. Которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая – непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер очевидно девочку любил. Не приукрасив ее, но и написав с особой нежностью. Подчеркнув озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине “Девушка, пишущая письмо”. Ее лицо как будто покрыто дымкой. Скорее всего, оно просто не попало в фокус.


Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665 г. Национальная галерея Вашингтона

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь камерой-обскурой, теми же зеркалами и красками, что и Вермеер, он создал копию картины мастера, “Урок музыки”.

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.


Тим Дженисон. Урок музыки. 2007 г.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95%, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое – тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А саму картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.


Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665 гг. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон

На мой взгляд, удалось. Но это не умоляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие художники. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника из 15 века Яна Ван Эйка.

Вконтакте

Недолгую жизнь Вермеер (Вермер) Дельфтский (1632 -1675) прожил в городе, о котором должен был бы грезить, в который должен был бы бежать… Дельфт, изображенный на картинах голландского художника Вермеера , - город-убежище, город-приют: вермееровский Дельфт рассеивает тревоги и возвращает покой. Художник во власти загадочного, чуть сонного очарования города на реке, который сам уплывает точно детский кораблик. Дельфт Вермеера - город-кораблик и город-пристань.

Картина «Вид Дельфта» (художник Ян Вермеер)

Реальный Дельфт был городом-мастерской, где умели ценить искусный ручной труд, где понимали толк в красоте, где знали цену порядку. На всю Голландию Дельфт славился мастерицами кружев и мастерами фаянса. Здесь складывался благоустроенный быт, который уже был немыслим без музыки, без искусства. В любовно продуманных планировках дельфтских улиц Вермеер нашел свой идеальный композиционный канон. А дельфтский ландшафт, голубизна безоблачного неба, желтизна песчаных берегов подсказали Вермееру его нежную высветленную палитру. Суровый коричневый колорит - след неизжитого протестантского аскетизма - Вермеер отверг как тягостный и неживописный.

Особенности картин

Ян Вермеер был строгим мастером, и в нем жила очарованная душа. В жанровой живописи Голландии XVII века он выглядит художником и очень типичным и очень одиноким. «Малые голландцы» - жанровые живописцы той поры - погружались в обыденность в поисках нравоучительных тем. Попутно они касались тем рискованных, тем анекдотических. Вермеер искал в обыденности очарований. Урок музыки или примерку серьги он описывает тщательно и завороженно. Для Вермеера это строгий обряд и чудное мгновение жизни. Голландским бюргерам и солдатам такое искусство должно было казаться не слишком мужественным и слишком странным. В свою очередь. Вермеер видел в них мужланов. Он опоэтизировал дельфтских девушек, дельфтских дам, но дельфтских мужчин наметил едва-едва, с презрительным безучастием, уделив больше внимания мужской шляпе, нежели мужскому лицу. Блестящий портретист пишет портреты не надменных победителей в испанских войнах, но кружевниц, клавесинисток или даже случайных солдатских подруг. Женский образ Вермеера обыденно-лучезарный, образ искусницы, мастерицы, озаряющей жизнь и тайно жизнью руководящей. Улыбка вермеровских девушек - это власть, а осанка вермеровских мужчин - это лишь видимость власти. Жанровые картины Вермеера не чужды комизма, обаятельной театральности. В них присутствует более общая мысль: власть грубой силы в них кажется отмененной.

Картина «Офицер и смеющаяся девушка» (художник Ян Вермеер)

Образы «вечно женственного» у Вермеера сопоставлены с образом солнечного света. Солнечный свет - то, что более всего поражает на его картинах, хотя среди них мало пейзажей, а чаще всего изображен интерьер - комната бюргера или ателье живописца. Солнечный свет Вермер писал как виртуоз, а воспринимал как узник. Открытия и эксперименты Рембрандта он использовал для собственных целей и собственных тем. Свет Вермеера - свет утра, с мотивом утреннего света связана его лирическая философичность. Вермеер стремится изобразить и утренний свет, и утро света. Свет Вермеера - свет, не познавший некрасоты мира. На картинах Рембрандта - борьба света и тени. На картинах Вермеера - игра света и вещи, света и поверхности, света и силуэта. Это действительно первые радости света. В иную эпоху, подчиняясь иным импульсам, Блок напишет о «резком, неподкупном свете дня». Портретная поэзия зрелого Блока, как и портретная живопись зрелого В. Серова, пронизана дневным светом - резким и неподкупным. Резким и неподкупным светом освещены портреты зрелого Ван-Гога. В них нет того ликующего контакта света и человеческого лица, который создает неповторимое очарование портретов Вермеера. В «дневных» портретах Серова или Ван-Гога свет и лицо - скрытые недруги, тайные антагонисты: свет настигает, лицо прячется. В «утренних» портретах Вермеера свет и лицо ищут друг друга, как ищут друг друга цветок и солнечный луч. Подобным же образом строятся жанровые картины Вермеера. Жанровый мотив обозначен, но уводится в тень, как уводится в тень офицер, сидящий на первом плане против улыбающейся девушки. Улыбка девушки предназначена не ему. Вульгарно-прозаическую ситуацию Вермеер пересказывает поэтическим языком светотени. Живописцу заказана картина игривого свидания. Такие картины были очень популярны в чопорной Голландии XVII века. Вермеер выполняет заказ, но думает не о том, о чем думает заказчик. Что бы Вермеер ни писал, он пишет одно: свидание девушки и света.

Картина «Молочница» (художник Ян Вермеер)

История живописи знает великое произведение, созданное как антипод Вермееру. Это «Ночное кафе» Ван-Гога, картина, рисующая ночь света. Работая в Арле, на юге Франции, Ван-Гог много думал о Вермере и о XVII веке. Судя по письмам к брату Тео, он тосковал невозможностью достичь вермеровских гармоний. Натурные пейзажи Ван-Гога - поиски утраченного утра. Палитра Ван-Гога - палитра Вермеера, ставшая дисгармоничной. Сине-голубое и желто-лимонное враждуют друг с другом, друг друга изобличают, нежные краски странно и пугающе искажены. «Ночное кафе» - образ искаженной человечности, искаженной жизни. Ван-Гог писал, что здесь сходят с ума, замышляют убийство. «Ночное кафе» - образ искаженного света. Эффект электрического освещения, зловеще сияющего в синем сумраке ночи, Ван-Гог описал одним из первых и драматичнее, чем кто-либо после него. Электричество у Ван-Гога - световая подделка, световая мистификация. В картине нашла выражение одна из главных тем позднего Ван-Гога - влекущая и отталкивающая сила ложного света. Далекий предшественник Ван-Гога Вермеер видел и сумел облечь в краски свет истинный, свет неискаженный. Как он это умел, осталось его загадкой.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» (художник Ян Вермеер Дельфтский)

Жизнь и живопись

О жизни Вермеера известно немногое. Мы даже не знаем его лица. Единственный автопортрет Вермера полон строгой и демонстративной неоткровенности. Художник изображен за мольбертом, сидящим спиной, написанной, впрочем, с замечательной чисто вермеровской выразительностью. В позе страстное напряжение, страстное нетерпение, страстный порыв. Между тем рука, держащая кисть, занята тщательной, кропотливой работой.

Картина Яна Вермеера Дельфтского «Искусство живописи»

(также известна как «Аллегория живописи», «Мастерская художника», «Художник и модель»)

В соединении страсти и кропотливости Вермеер видел тайну высокого мастерства. То же соединение страсти и кропотливости мы находим у вермеровской «кружевницы». Художник, утонченный эстет, работает так же, как девушка-простолюдинка. Его представления о жизни, о творчестве, о красоте так же не искажены. Не здесь ли разгадка его искусства? Ян Вермеер Дельфтский - художник , который ищет и который творит неискаженный образ в жизни. Терракотовые трещины старой кирпичной стены, желтизна лица молодой беременной женщины, роскошные краски почти что матиссовского ковра, изысканные краски почти что ренуаровского туалета - все это жизнь, это вызов, который жизнь бросает мастеру-живописцу. Вермеер тратит массу усилий, чтобы волнующие впечатления дня передать в безукоризненной форме идеальной картины.

Картина «Кружевница» (художник Ян Вермеер)

Творчество мастера-виртуоза не было и не могло быть продуктивным. Его современники, «малые голландцы», создавали свои опусы многочисленными сериями. Вермеер написал около 40 картин . В конце жизни, далеко не достигнув старости, Вермеер вообще отказался от работы живописца. Может быть, он сделал это, чтобы поддержать семью. Может быть, у него иссякли душевные силы. Не будем, однако, его жалеть. Умирав, Вермеер мог утешать себя гордой мыслью, что оставляет потомкам одни лишь шедевры.

Является одной из самых больших по размеру картин художника и одним из двух его пейзажей .

Картина очень четко делится по горизонтали на четыре части: набережная, вода, здания, небо. При этом для каждой части Вермеер использовал особенную технику. Например, для передачи блеска воды он воспользовался техникой пуантилизма , а для изображения камня смешивались неровные гранулы красок.

Вермеер показал город с юго-востока от канала реки Схи . Время действия - утро, солнце на востоке, часы на Схидамских воротах показывают 7 часов. На картине изображено около 15 человек.

Пруст писал об этом полотне Вермеера, которое он видел в музее Гааги 18 октября 1902 г., своему другу художественному критику Ж.-Л. Водуае: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Дельфта“, я понял, что я видел самую прекрасную картину в мире» (письмо от 2 мая 1921 г.) . В романе «Пленница» герой «В поисках утраченного времени » Бергот умирает на выставке, любуясь жёлтой стеной на этой картине.

В 1696 году знаменитая впоследствии ведута была продана всего за 200 гульденов. В 1822 году Маурицхёйс купил её за 2900 гульденов.

Напишите отзыв о статье "Вид Дельфта"

Примечания

Источники

Отрывок, характеризующий Вид Дельфта

Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.
«Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
«Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились.

Предположительно портрет художника Яна Вермеера

31 октября 1632 года в Делфте родился Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.)

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок... Хотя есть одна - «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город."

Статью я написала, не о художнике, чья жизнь - это сплошная тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи. Я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой , которую мы знаем (хотя даже не можем предположить ее имя) по картине известного художника Яна Вермеера « Девушка с жемчужной сережкой » или «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка».

Такие портреты как, Мона Лиза у Леонардо да Винчи или Саския у Рембрандта , живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположениями и догадками. Да, именно, тайна привлекла меня к этому портрету, а еще одноименный фильм Питера Уэббера, поставленный им по роману Трейси Шевалье. Конечно, изумительна игра актеров, яркость образов, историческая достоверность улиц и интерьеров - возможно, это все придало популярности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки. Кто она и кем была художнику? Любовница, служанка, жена? Рассмотрим все версии, ведь это вам интересно?

Итак, версия первая - любовница.

Некоторые историки изучавшие жизнь художника склоняются к тому, что любовницы у Вермеера , скорее всего не было. В отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что Ян Вермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считался счастливым. Даже в 17 веке, для Голландии такое количество детей было большим, оказывается, голландцы уже в то время знали о мерах предохранения - контрацепции.

Версия вторая - дочь художника

Марии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. Возможно, что это была и дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру , а по возрасту, она была ровесницей Марии. Это предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остается только догадкой.

Версия третья - жена.

Действительно, жена, которая на самом деле была красавицей и «умницей», служила моделью для работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Но возраст ее к тому времени, когда писался портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.

Версия четвертая - служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт , но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.

"Девушка в тюрбане" Яна Вермеера

20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год. Его избранницей стала Катарина Болнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в Гауде. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем.

"Женщина в красной шляпе"

Годы замужества, считают эксперты, были для Катарины самыми счастливыми, хотя и была она постоянно беременной и кормящей матерью. Когда художнику исполняется 22 года, в семье родился первый ребенок - дочь Мария (1654 год), которая предположительно, изображена на портрете «Девушка с жемчужной сережкой ». В награду награду от тещи, Ян Вермеер получает 300 гульденов, плюс 200 - для Марии, которую назвали в честь матери жены.
В этот период он создает полотно «Диана со спутницами» и теряет друга - художник Карел Фабрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города Делфт и унес немало жизней

Картина "Диана со спутницами"

В 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. В 24 года, написанная художником картина «Сводница» позволяет ему оплатить свое членство в Гильдии Святого Луки. В 25 лет (1656 год) им начата картина «Спящая служанка» и закончена в 1657 году. В 1658 году у художника родилась дочь Элизабет и названа она была в честь сестры тещи.

"Спящая служанка"

Что интересно, ни одного своего ребенка Ян Вермеер не назовет именами своих родителей. В свои 26 лет художник создает еще две картины «Девушка, читающая письмо у окна», законченная лишь в 1659 году, и полотно «Маленькая улочка». Экспериментируя с камерой обскура, прообразотом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины «Молочница» и «Офицер и смеющаяся девушка».

"Офицер и смеющаяся девушка"

Еще один ребенок рождается в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и имя его до нас не дошло. В том же году, Яном Вермеером созданы две работы - «Девушка с бокалом вина» и «Бокал вина». Художник живет со своей семьей в двухэтажном доме Марии Тинс, на втором этаже которого расположена его мастерская.
Свой первый пейзаж «Вид Делфта », Вермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 появились на свет еще две картины «Молодая женщина с кувшином воды» и «Уроки музыки». Финансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становится самым молодым главой Гильдии Святого Луки.

Молодая женщина с кувшином воды

1663 год, Вермеер создает серию полотен, посвященных женщинам, которые поглощены своими делами, это «Дама с жемчужным ожерельем» и «Дама в голубом, читающая письмо». Этот год дарит художнику сына Янниса. Еще одна любопытная деталь, касающаяся художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом Яна Вермеера .
Единственную картину он нашел в доме булочника. Это говорит о востребованности художника при жизни, картины которого хорошо продавались и нередко писались на заказ. Так, в 1682 году, в коллекции хозяина печатной мастерской Якоба Диссиуса находилось 19 картин художника

«Дама в голубом, читающая письмо»

Известная нам картина «Девушка с жемчужной сережкой » написана в 1666 году и, если сверить факты, то получается, что его дочери Марии всего 12 лет и видимо, это лично мое мнение, на картине изображена не она. Как бы, не была молода девушка, изображенная на картине, она явно старше Марии. В этом же году были написана еще одна картина, «Концерт». Как художник Ян Вермеер достигает своей вершины. На следующий год семья художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известная картина «Астроном».

Астроном

В 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: «Географ» и «Кружевница». В этом же году умирает Рембрандт , в возрасте 63 лет. 13 февраля 1670 года уходит из жизни мать Вермеера , а немного позже и его сестра. В наследство художник получает гостиницу «Мехелен», где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем Гильдии Святого Луки.
В тот же год появляется на свет картина «Любовное письмо». Мастер заметно меняет свой стиль, его картины становятся элегантнее и утонченнее. Через год художник получает наследство от сестры и пишет картину «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой».

"Дама, пишущая письмо, со своей служанкой"

В последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончался. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. Вдове с 11 детьми помогала ее мать, которая дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск - хирургом. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности. Катарина, жена художника пережила его на 12 лет.

"Кружевница"

Перед вами прошли 43 года, которые были отведены художнику судьбой. Ян Вермеер Делфтский , знаменитый голландец «золотого века», чьи работы ставят на один уровень с мировыми шедеврами, не заслужил от современников даже поминального камня на могиле...

P.S. Все фотографии, для оформления статьи, взяты из интернета

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...