Центральным институтом политической системы является. Государство – центральный институт политической системы


Введение

Вопросы:

1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы»

2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства

3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации

4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· основные концепции происхождения и сущности государства как универсальной организации, призванной производить необходимый обществу минимум урегулированности и порядка

· структуру и функции государства как разветвленной системы учреждений и институтов, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную

· сущность и содержательный смысл парламентаризма как базового института демократии, в котором самым непосредственным образом проявляется принцип народного суверенитета

· основные типы государства, классифицированные по таким основаниям, как форма правления, форма государственного устройства

· сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизнедеятельности верховенство права и закона

· сущность и основания социального государства как института, гарантирующего своим гражданам определенный уровень социальной защищенности и безопасности

· место и роль в системе органов государственной власти института президентства и парламентаризма: общие черты и особенности президентской и парламентской республик

· роль и значение в организации и функционировании государственной власти института свободных демократических выборов: основные типы избирательных систем

· особенности структурно-функциональной организации государственной власти в нынешней России и реализации принципа «разделения властей»

и приобретете следующие компетенции:

· сформулировать принципиальные различия в подходах к анализу происхождения и сущности государства, характерные для марксизма и либеральной западной традиции

· раскрыть содержание принципа разделения властей как системы сдержек и противовесов в организации государственной власти, обеспечивающей свободу и демократию

· дать исчерпывающую характеристику механизмов формирования каждой из ветвей государственной власти, а также их функционально-целевое предназначение

· различать (на примере конкретных стран) особенности государственного строительства в условиях унитарных государств, федераций и конфедераций



· доказать прямую зависимость возникновения и развития гражданского общества от существующей в данном государстве формы и способа правления

· соотносить такие понятия, как «парламентская республика» и «президентская республика», «абсолютная монархия» и «парламентская монархия»

· провести сравнительный анализ и сформулировать различия между системой организации государственной власти в США и в Российской Федерации

· раскрыть содержание избирательной кампании как сложного законодательно регулируемого процесса, распадающегося на целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов

· видеть «плюсы» и «минусы» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и особенности их использования при организации выборов в нашей стране

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Государство – организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения

Законодательная власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия

Исполнительная власть – представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами

Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации

Мажоритарная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов



Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх. Его власть (за редким исключением) является пожизненной и передается по наследству.

Пропорциональная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой распределение мандатов осуществляется в соответствии с полученной долей голосов избирателей

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными общенациональными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами

Судебная власть – представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров)

Унитарное государство – одна из двух форм территориальной организации государства. Государство является унитарным (слитым, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел 4. Государство как центральный институт политической системы. Главы: 4.1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» (с. 259 – 275); 4.2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства (с. 276 – 291); 4.3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации (с. 292 – 317); 4.4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти (с. 318 – 345).

Обратите внимание на:

На важность этой темы в приобретении необходимых навыков рационально-критически анализировать политические явления и процессы, связанные с организацией и функционированием государственной власти в различных странах и политических системах, механизмами формирования в них политико-властных институтов и структур, распределением между ними сфер (и объемов) компетенции и ответственности и т.д.

Причем речь идет о навыках и способностях выявлять в этом анализе (с помощью методов сравнительной политологии) не только то, что является общим, роднит, но и то, что отличает, что порождает национальную специфику и связано не только с различиями в историческом опыте и традициях, но и с субъективной стороной политики, в том числе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями власть предержащих, степенью их приверженности к демократическим формам и методам правления, отношением к возможности (и необходимости) контроля со стороны общественности и пр.

«Любое правительство может позволить себе ровно столько, сколько ему позволяет народ» – этот нормативный идеал демократии потому и является идеалом, что, как и всякий другой идеал, не знает завершения. Но в той или иной мере приблизиться к нему – задача (как показывает опыт западных стран) вполне осуществимая. Но для этого необходимы как прочные знания того, по каким каналам и с помощью каких средств возможно удержание власти и властителей в рамках возложенных на них социумов обязательств, так и практические навыки разумного (рационального) пользования этими механизмами.

Если мы в России желаем действительно демократической и социально ответственной власти, то мы должны приучить наших «правителей» (больших и малых) воспринимать себя не в качестве ниспосланных Богом «пастырей паствы», т.е. народа, а только и исключительно в роли его «вышколенных слуг», профессионалов, которые нанимаются (и содержатся) народом для ведения общих дел, уполномочиваются им управлять страной по правовому (т.е. справедливому) закону во имя не частного и не корпоративного, а всеобщего блага.

И которые отстраняются (изгоняются) народом, в случае если не соблюдают (или непрофессионально выполняют) принятые на себя по социальному контракту обязательства. Если вместо того, чтобы заботиться о продвижении общих государственных интересов, действуют только и исключительно в угоду своим личным эгоцентрическим амбициям и планам.

А для этого есть только один путь – научиться реально (эффективно) пользоваться (помимо прочего) таким доступным для всех инструментом контроля и ротации власть предержащих, как свободные (альтернативные) выборы. Только через это умение выбирать достойных себя «вождей» и «управителей», а выбрав – справляться с ними, мы сможем действительно прийти к реальной демократии, демократии рационально осознанного и ответственного участия, в которой власть будет отправляться (и постоянно обновляться) свободно выражающим себя большинством.

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997

2. О.З.Муштук, Е.А.Киселев. Современные избирательные системы и выборные технологии – М.: Изд-во МЭСИ, 1999 – с. 4 – 77 (Введение, главы 1 – 5)

3. Муштук О.З. Ломать – не строить. Очередные задачи власти. – М.: Обозреватель-Observer. 2002. №2 – с. 69 – 76

Обратите внимание на:

Содержащийся в этих публикациях анализ структурно-функциональной организации власти РФ в рамках ее перехода к рынку и осуществления политической модернизации «по образу и подобию» того, что существует в развитых западных демократиях, в том числе факторов, которые «тянут» страну назад, и что обусловливает постоянное воспроизводство в политической практике того, от чего мы пытается уйти.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой

2. Способности-возможности политических систем как факторы-детерминанты эффективности

3. Основные критерии классификации политических систем и их типологическая множественность

4. Понятие политического режима как функциональной стороны политической системы

5. Исходные черты и «родовые признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования»

7. Демократия как ценность и политическая форма общественного прогресса

8. Базовые принципы и атрибуты плюралистической (представительной) демократии

9. Права и свободы человека и международные стандарты в этой области

10. Основные направления и результативность политической модернизации (демократизации) России

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» – следует, прежде всего, ознакомиться с различными теориями происхождения этого института. Уяснить содержание таких из этих теорий, как:

· теократическая теория (в рамках которой возникновение государства трактуется как результат договора человека с Богом)

· патриархальная теория (в рамках которой государство венчает собой процесс межродовой и межплеменной интеграции и предстает как высшая (предельно развитая) форма патриархальной власти)

· теория общественного договора (в рамках которой государство выступает результирующим продуктом добровольного соглашения между людьми)

· теория насилия (в рамках которой появление государства связывается с завоеваниями и порабощением одних племен другими племенами)

· классовая теория (в рамках которой государство возникает там и тогда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические (социально непримиримые) классы).

При этом необходимо иметь в виду, что все эти теории нельзя оценивать однозначно. Каждая из них содержит рациональное зерно и по-своему (с учетом накопленных к тому времени знаний) раскрывает ту или иную сторону (или проявление) генезиса и развития государства – процессов, которые в целом носили объективный характер, будучи институциональным выражением общественной потребности в упорядочении совместной жизни и централизации.

В юридически-правовом плане в качестве основных признаков государства выделяют: принудительность (повиновение механизму государственного устройства по принудительным законам); суверенность (верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношении с другими государствами); всеобщность (государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть в масштабах всего социума).

На социальном срезе – население (сообщество людей, проживающих в границах данного государства и являющихся его гражданами или подданными), а также такие институты, как правящая политическая элита (осуществляет функцию стратегического руководства обществом) и управленческий аппарат (особый слой государственных чиновников и служащих, занимающийся непосредственным государственным управлением).

В географическом смысле – четко очерченная государственными границами территория как физическая (материальная) основа государства, для которой характерны: неразделенность, неприкосновенность, исключительность и неотчуждаемость. Государство, лишившееся территории, перестает быть государством.

На организационно-институциональном уровне – разветвленная сеть институтов и учреждений, олицетворяющих три ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную, которые в демократических системах построены на принципе разделения, т.е. являются автономными и независимыми друг от друга, имея (каждая) конституционно устанавливаемый объем полномочий и прерогатив.

Что касается основных функций государства как верховного менеджера-управляющего общественными делами , то среди них необходимо различать функции внутренние (связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни и обеспечением социальной стабильности в обществе, защитой конституционного строя) и функции внешние (направленные на обеспечение национальной безопасности и защиту интересов страны на международной арене).

Заключить изучение первого вопроса следует осмыслением того, что стоит за понятиями «правовое государство» и «социальное государство» .

Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса Институциональные формы правления и формы государственного устройства – следует, прежде всего, уяснить, что означают эти понятия. Понятие «форма правления» указывает на способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между отдельными ее составляющими институтами и учреждениями, степень участия народа в формировании властных органов и контроле их деятельности. Понятие «форма государственного устройства» – на национально-территориальную организацию государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными (местными) административно-управленческими структурами.

С точки зрения форм правления следует различать государства в виде монархии (наследственная власть) и в виде республики (выборная власть). Монархии бывают двух видов: абсолютные и конституционные . В абсолютных монархиях никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках одного человека (короля, царя, султана и т.д.). Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации, отсутствуют.

В конституционных монархиях власть монарха уже не является всеобъемлющей и ограничена в сфере законодательства представительным органом, т.е. парламентом (дуалистическая, или двойственная, монархия) , или же является «чисто» символической (формальной) властью, когда монарх как бы «царствует», но не правит, реальная власть концентрируется не в руках монарха, а в руках всенародно избираемого парламента и формируемого им на партийной основе правительства во главе с премьер-министром – лидером победившей на выборах партии (или блока партий) (парламентская монархия) .

Среди республик также следует различать республики с президентской формой правления и республики с парламентской формой правления . Но при этом необходимо иметь в виду, что в «чистом виде» эти два типа республик встречаются редко и большинство их из ныне существующих относятся к разряду смешанных (президентско-парламентских или парламентско-президентских республик).

В этой связи целесообразно сравнить порядок формирования и статусные полномочия законодательной и исполнительной власти в разных по типу республиках. Что в этом плане характерно для США как президентской республики классического типа, Франции – как полупрезидентской республики, ФРГ – как парламентской республики. А также для разных по типу монархий: Саудовской Аравии – как абсолютной монархии, Иордании – как дуалистической монархии, Великобритании – как парламентской монархии.

Следует различать также типологическую неоднородность государств с точки зрения форм государственного устройства . По этому критерию они подразделяются на государства унитарные ,федеративные иконфедеративные . Первые преобладают, последние единичны и, как правило, недолговечны. При этом важно учесть, что та или иная форма государственного устройства обусловлена бесчисленным множеством факторов (социальных, политических, экономических, исторических, культурных, географических и т.д.). Чем разнообразнее условия жизни отдельных стран и народов, тем больше вероятность не унитарной, а федеральной или конфедеративной форм государства, тем больше между ними специфических особенностей даже в пределах одного типа. И для того, чтобы уяснить различия между унитарными государствами и федерациями с точки зрения централизации и децентрализации властных полномочий и прерогатив, надо провести их сравнительный анализ на примере тех же США или ФРГ (федеративные республики) и Великобритании или Франции (унитарные государства).

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации – следует, прежде всего, обратиться к Конституции Российской Федерации, всенародно принятой в 1993 г., как основному Закону страны, в соответствии с которым Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. И на этой основе необходимо рассмотреть:

· Юридически-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и вытекающие из этого статуса первого должностного лица в государстве функции по представительству страны на международной арене и определению основных направлений внешней политики, его полномочия и прерогативы, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, взаимоотношениями с другими ветвями власти (законодательной и судебной)

· Место и роль в системе организации и функционирования государственной власти Федерального Собрания Российской Федерации – института, олицетворяющего собой парламентаризм как систему руководства, основанную на принципе разделения властей, выступающего в качестве представительного органа, призванного выражать и осуществлять волю и суверенитет многонационального народа России, играющего роль законодательного учреждения, наделенного исключительным правом принимать законы

· Различия в порядке формирования и статусных полномочиях между двумя палатами Федерального Собрания – верхней в лице Совета Федерации, призванной выражать интересы всех субъектов Российской Федерации, и нижней в лице Государственной Думы, представляющей интересы населения страны в целом. Особого внимания заслуживает вопрос о возможностях и каналах влияния обеих палат на исполнительную власть на стадии формирования, а также о формах контроля текущей деятельности

· Порядок формирования и статусные полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти, а также возможности его отставки со стороны Государственной Думы, учитывая, что Правительство РФ рождается не из парламента (участие последнего в процессе формирования правительства сводится только к утверждению кандидатуры премьер-министра). Ключевой фигурой в этом процессе является Президент РФ

· Юридически правовой статус и различия сфер компетенции трех составляющих судебную систему РФ на федеральном уровне инстанций – Конституционного суда, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда.

Особо следует остановиться на вопросах, связанных с федеративным устройством российского государства , и уяснить, что входящие в состав РФ республики не обладают статусом суверенных и независимых. Суверенитет Российской Федерации неделим и распространяется на всю ее территорию, что проявляется (помимо прочего) и в том, что на всей территории РФ имеют верховенство не республиканские конституции и республиканское законодательство, а именно Конституция Российской Федерации и федеральные законы. И первые (т.е. республиканские конституции и законы) не должны противоречить вторым (т.е. федеральным законам и федеральной Конституции).

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти – следует иметь в виду, что, хотя без выборов нет демократии, далеко не всякие выборы являются проявлением таковой, а только такие, которые строятся на:

· свободе избирательного права , т.е. всеобщем и равном избирательном праве по принципу: «один человек – один голос»

· свободе выдвижения кандидатур и связанных с ней альтернативности и честной соревновательности выборов

· свободе и равенстве всех зарегистрированных участников предвыборной гонки в правах на информацию и ведение предвыборной агитации

· свободе самоопределения каждого потенциального избирателя по поводу личного участия в выборах (на уровне как активного, так и пассивного избирательного права)

· обязательности и периодичности , когда выборы проводятся не от случая к случаю, а регулярно – в сроки, оговоренные законом.

Выборы – это довольно сложный законодательно регулируемый процесс, включающий в себя целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов . В этой связи необходимо различать и четко представлять себе содержание:

· начального этапа , связанного с объявлением даты проведения выборов и формированием их институциональной инфраструктуры

· выдвижения и регистрации кандидатов в представительные органы и на выборные государственные посты

· организации и проведения предвыборной кампании (агитации) кандидатами и избирательными объединениями

Особое внимание следует обратить на финансовую сторону выборов и существующие в этой области правовые регламентации и «табу» в том, что касается формирования избирательных фондов и их источников, ограничения круга юридических и физических лиц, наделенных правом добровольных пожертвований в эти фонды, правил и принципов использования поступивших денежных средств и т.д.

Такого же внимания требует и вопрос об избирательных системах . Здесь необходимо выяснить суть двух из наиболее широко распространенных систем, а именно: мажоритарной системы (или системы большинства) и пропорциональной системы (или системы пропорционального представительства), а также «плюсы» и «минусы» каждой из них в том, что касается возможностей реального представительства действующих в стране политических сил и отражения воли большинства, создания дееспособных правительств, развития тех или иных типов партийно-политических систем и пр.

Заключить изучение темы следует рассмотрением практики организации и проведения выборов в Российской Федерации , обратившись к соответствующим законодательным актам. И, прежде всего, к Федеральным законам: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (В.С.Соловьев – русский философ) . «Государственное устройство, оно первей и важней экономики, потому что это условие, чтобы вообще можно было жить» (А.И.Солженицын – русский писатель) . «Даже плохое государство лучше анархии» (Кирилл – митрополит Смоленский и Калининградский ). С учетом этих высказываний, продумайте ответ на вопросы:

1. Какие факторы объективно обусловливают необходимость государства как политического института?

2. Что стоит за определением государства как «особой организации силы»?

3. Какие функции выполняет государство как верховный «менеджер-управляющий» общественными делами?

4. Отрицает ли демократия необходимость сильного государства и в чем должна проявляться эта сила?

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Каковы основные постулаты марксизма в вопросе о происхождении и сущности государства?

2. Что характеризует парламент и парламентаризм как базовые институты представительной демократии?

3. Какие факторы обусловливают необходимость федеративного устройства государства

5. Каково функциональное предназначение административного аппарата государства и как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

6. Как формируется правительство РФ и кто в этом процессе играет ключевую роль?

7. Из каких структурных элементов и технологий складывается предвыборная кампания кандидата и избирательного объединения?

8. За счет каких источников денежных средств формируются избирательные фонды кандидатов и какие в этом плане существуют законодательные запреты и «табу»

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 4. Государство как центральный институт политической системы из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с.331 – 339

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Происхождение и сущность государства.

    Основные признаки и функции государства.

    Типы и формы государства.

    Правовое государство и гражданское общество.

    Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

1. Государство - основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

    развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

    возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

    потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

    демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

    социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные. В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция , развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты :

    Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

    насе­ление - это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти.

    публичная власть - наличие специальной системы органов и учреждений , реализующихфункции государственной власти (правительство, чиновничийаппарат);

    суверенитет , т. е. верховенство и независимость государственной власти внутристраны и во внешних делах;

    монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

    монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

    монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Функции государства

К внутренним относятся:

    функция защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

    хозяйственно-организаторская функция, регулирование эконо­мики;

    культурно-воспитательная функция.

    обеспечение законности и правопорядка

Внешние функции:

    защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства

    обеспечение делового партнёрства и сотрудничества, защита ее интересов на меж­дународной арене, участие в международном разделении труда

    поддержание мира и мирного сосуществования.

Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их про­должением; вместе с тем они, в свою очередь, оказывают влияние на внутренние функции.

Для осуществления всех этих функций государственный механизм включает, как правило, следующие элементы:

1. органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, - это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления;

2. исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, - это правительство и местные органы исполнительной власти;

3. органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3. Типы и формы государства

Под историческим типом понимается совокупность основных, важнейших черт государства определённой ОЭФ. Каждому способу производства соответствует свой тип: рабовладельческое (в 2-ух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.

Государства традиционно классифицируются по трем критериям - формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правления понимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления :

В монархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т.д.), и власть передается по наслед­ству.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето, если оно существует, монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

    дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Марокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

    парламентскую . Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.).

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы . Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления - республики (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции.

Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчётное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несёт ответственности перед парламентом. Президент руководит вооружёнными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика , или смешанная , сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делят­ся на:

Унитарное государство отличают единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Практика показала, что федерации, созданные по территориаль­ному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-терри­ториальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

Существуют и иные объединения государств. Во-первых, это конфедерация - временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Есть объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский Союз. В нем функциони­руют надгосударствепные органы с немалыми полномочиями, коор­динируется политика, имеется общее экономическое пространство.

4. Правовое государство и гражданское общество

Концепция правового государства государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги" .

Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

    Суверенитет народа . Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

    Верховенство закона . Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

    Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

    Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

    Разделение властей. Власть должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

    Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Гражданское общество - это система самостоятельныхнезависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества , как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации.

В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Соц иальную основу гра жданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести чёткую грань между гражданским обществом и государством сложно. Однако такое деление необходимо для своевременного предотвращения этатистских тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа, свободы личности. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

"Государство как институт политический системы"


Происхождение и сущность государства

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Око - центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как "политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себя страх и ужас.

Какие обстоятельства вызвали государство к жизни? Политическая наука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространены следующие концепции.

Теократическая теория, в соответствии с которой государство - акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха - забота о подданных, обязанность последних - повиновение.

Теория завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия - завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.

Все указанные теории находят подтверждение в истории цивилизаций. Ни одно из современных государств не возникло без насилия, без захватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил из рук в руки, на смену одним завоевателям приходили другие. Первые государства облекались в религиозные формы (правления жрецов в Египте), да и впоследствии религиозная власть конкурировала - и не без успеха - за верховенство со светской государственной властью. Отношение к государственной власти, как к отеческой, прочно утвердилось в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался "батюшкой", да и по сей день клановые, клиентарные отношения к местной власти характерны для народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой для утверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но и личную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.

Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, "война всех против всех", - "естественное состояние" - состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.

Марксистская теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.

Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетиям до н.э. в Месопотамии, в Горном

Перу и т.д. Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями, в условиях рождающейся социальной дифференциации. Возникновение имущественного, социального, функционального неравенств требует иной, чем в родоплеменном обществе, власти - власти с органами управления, контроля.

История становления и развития государства - сложный, многообразный процесс, протекавший своеобразно в разных регионах земного шара. Тем не менее, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам, эволюция государства у большинства народов в основном совпадает.

На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной организации общества с элементами прямой демократии. Уже на ранних этапах государственности возникают различные формы правления - республиканские и монархические. Основным социальным различием является деление на свободных и рабов, хотя среди свободных появляется профессиональная, социальная, имущественная дифференциация. Государство выполняет две основные функции:

1) обеспечивает господство свободных над порабощенным населением и 2) ведает устройством "общих дел" свободных граждан (ХIII-ХVI вв).

Средневековье и начало Нового времени были для европейских стран периодом усиления и централизации государственной власти. Фундаментом этого процесса были устранение феодальной разобщенности, ликвидация полицентризма власти, объединение провинций вокруг единого центра. Постепенно возникает государственно-территориальная организация общества с организованным государственным аппаратом управления, со свойственными ему служебными отношениями и функциями, заменившими вассальные связи, отношения личной зависимости, свойственные раннему Средневековью. Введенный в обиход Н. Макиавелли термин "государство" (stato) заменяет применявшуюся дотоле терминологию - "республика", "княжество", "городская община" и т.д. В XVII в. окончательно складывается понятие "государство", абстрагированное от конкретных форм правления (республика, королевство, деспотия и т.д.).

В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно оформляются централизованные национальные государства и создаются условия формирования гражданского общества и правового государства. Процесс разграничения государственной власти и саморегулирующегося гражданского общества занял длительное время и у многих народов не завершен и поныне.

Структура и функции государства

Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино все многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.

Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).

Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:

в обязательности ее решений для всего населения;

в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;

в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.

Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной власти, объем выполняемых ими функций. В доиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

Важнейшими институтами государства являются:

представительные органы (парламент);

исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);

надзорно-контрольные органы;

судебная система;

органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

вооруженные силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

внешние функции государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.

Формы государственного правления

С момента возникновения государство представляет собой особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

Форма государственного правления представляет собой способ организации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степень участия населения в их формировании.

Основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия возникает вместе с самой государственностью и существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.

Для нее характерно:

Принадлежность верховной власти одному лицу, которое пользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна и верховна. Воля монарха осуществляется через разветвленную бюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновники всех рангов).

Власть передается по наследству. Наследование верховной власти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных, простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую возможности легально влиять на ее замещение. Не поэтому ли в арсеналах политической борьбы Средневековья так распространены убийства неугодных аристократии монархов?

Монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления. The king can not wrong - ("Король не бывает неправ") - гласит средневековая английская юридическая максима.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления. За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В период Средневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.

Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: наряду с королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).

В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская власть как обручем стягивала воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластных им провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").

Выполнив свое основное назначение - создав централизованные национальные суверенные государства, абсолютизм утратил свое оправдание и превратился в тормоз естественно развивающейся хозяйственной жизни. Борьба с абсолютизмом, которую настойчиво вела рождающаяся буржуазия, завершилась трансформацией абсолютных монархий в конституционные.

Конституционные монархии свойственны буржуазному обществу. Для них характерно конституционное ограничение власти короля, существование рядом с королевской представительной парламентской властью, выполняющей законодательную функцию.

Конституционная монархия имеет две разновидности:

Дуалистическая монархия. Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.

Парламентская монархия представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.

Монархии сохранились в тех странах, где процесс демократического развития протекал в эволюционной форме, и постепенное реформирование институтов государственной власти было результатом компромиссов между сторонниками "старого порядка" и инициаторами перемен. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую функцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению традиционные для данной страны ценности. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.

Республика представляет собой форму правления, в основе которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационное деление.

Для республики характерны:

выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ;

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

В зависимости от объема властных полномочий, принципов отношений между ветвями власти, республики бывают президентскими (США, Бразилия, Аргентина и др.), парламентскими (ФРГ, Италия, Испания), смешанными - президентско-парламентскими (Франция, Австрия, Украина, Россия), парламентско-президентскими (Швейцария).

Формы государственного устройства

Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения, формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровне провинций, областей, кантонов и т.д. описываются в политологии через понятие "форма государственного устройства".

Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственного устройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховной властью и местными органами власти.

Наиболее распространенной формой территориально-политической организации является унитарное государство. Оно характеризуется строгой концентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властных отношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуют общие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция, судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единое гражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.

Большинство стран мира, в том числе Украина, являются унитарными государствами.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются:

верховенство федеральной конституции по отношению к конституциям и законам субъектов федерации;

субъекты федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти;

субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации;

федеральная власть обладает монополией на осуществление внешней политики;

парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации;

внутренние границы субъектов федерации могут быть изменены только с их согласия.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.

В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство:

а) обуздать чрезмерный централизм верховной власти;

б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся защитить себя от диктата центра;

в) как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.

Конфедерации представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию.

Империя была еще одной формой территориально-административной общности на протяжении тысячелетий. Империи представляли собой систему, в которой под началом строгой централизованной власти объединялись разнообразные этнонациональные и административно-территориальные образования. Отношения в рамках империи строились по вертикали метрополия - колония, центр - провинция, центр - национальные республики.

В разных формах империи, возникшие в рабовладельческом обществе, просуществовали до второй половины XX в. и были сметены в результате европейских социальных революций и национально-освободительного движения. Однако политическая наука обошла своим вниманием это явление мировой истории. "Империя никогда не была ни предметом теории, ни даже предметом мысли, она не имела ни своего Гегеля, ни своих легистов, ни своих профессоров права" (Б. Бади). Тем не менее в западной науке достигнуто согласие относительно определяющих характеристик имперского правления. "Термин "империя", - пишет С.Н. Айзенштадт, - обычно используется для обозначения политической системы, охватывающей большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр, воплощенный как в личности императора, так и в центральных политических институтах, образовывал автономную единицу".

Основными признаками империи являются:

возникновение в результате военного покорения и/или экономического или политического подчинения одним народом других;

включение покоренных (подчиненных) народов и территорий в иерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинций или метрополий и колоний;

этническая, национальная, историческая разнородность составных частей империи;

дифференциация населения в вопросах права, гражданства, льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи - извлечение выгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;

власть в империи монолитна и находится в руках одного лица или партии.

Важнейшей чертой всякой империи является территориальная экспансия. Именно с ней, с ее масштабами зачастую связаны претензии имперской элиты на мировое величие. "В само понятие империи входит представление об ответственности перед входящими в нее народами и долге перед человечеством в целом... возможность использования этого долга прямо связана с расширением территории и укреплением господства. Нельзя, разумеется, ставить величие в прямую зависимость от величины. Тем не менее величина территории - неотъемлемый элемент идеи империи" (Дж. Мериэт).

Масштабы империи, неоднородность (экономическая, культурная, религиозная) ее составляющих остро ставят вопрос о механизме политических, социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих ее целостность. Распад империй обусловлен, прежде всего, постепенным выравниванием центра и периферии. Рано или поздно развитие экономики провинций (окраин) и неизбежное при этом формирование новых групп интеллектуальной, профессиональной и экономической провинциальных элит приводит к выравниванию экономического имперского пространства, провинций и центра, вследствие чего неэквивалентный обмен между ними становится невозможен, империя распадается. Имперская система существует до тех пор, пока существует имперский центр (культурный, политический, экономический), обеспечивающий взаимодействие всех ее элементов. Утрата центром своих системообразующих функций приводит империю к краху.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

A)* государство

89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма

91. Образцом конституций считается A)* конституция США

По форме власти конституционной монархией является

A)* Великобритания

93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией

А)* у монарха

Конституционная монархия впервые была установлена в результате

А)* английской буржуазной революции

95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет

96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство

Характерной чертой тоталитарных государств является

A)* однопартийность

Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A)* Платон, Аристотель

99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.

100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ

Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

А)* институт гражданства или подданство

102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти

Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A)* количество субъектов власти

104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация

105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство

106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С

Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

Политический институт, выполняющий исполнительские функции

A)* правительство

109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация

A)* делегирование полномочий обществом государству

Централизованный контроль за экономикой характерен для

A)* тоталитарного режима

Парламент Республики Казахстан

A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции



В парламентской модели главные функции парламента состоят

А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске

Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является

А)* унитарное государство

Внутренние границы федерации могут быть изменены

А)* только с согласия ее субъектов

116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы

117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии

Политические партии в современном понимании возникли

А)* во второй половине ХIХ века

119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти

120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права

122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах

A)* электорат

Однопартийные системы характерны для

Многопартийность является характерной чертой

A) демократического режима

126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США

По участию в политической власти партии делятся на

A)* правящие и оппозиционные

Многопартийность - характерная черта

A)* демократического политического режима

129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части

Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп



A)* политическая партия

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...