Что характерно для культуры средневековья. Культура в средние века


3.1. Основные черты культуры европейского средневековья и ее религиозный характер

Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые универ-ситеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовен-ство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры : нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между предста-вителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм – высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осужда-лся культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, стро-гости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден осо-бый церковный суд – инквизиция . Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим глав-ным источником религиозного знания. Философия и наука находи-лись под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догма-тике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схолас-тике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегре-ческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и твор-чеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезин-геры.

Городская – в ней особое место занимают сатирические стихотвор-ные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество ─ представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание «прекрасного» подверглось жесткой критике. Недо-пустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль , который в боль-шей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями.

С Х II в. романский стиль вытесняет готика . Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их укра-шали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная таблица ценностных приоритетов Античности и Средневековья .

Античность

Средневековье

1. Культ Разума.

2. Свобода выбора.

3. Антропоцентризм (Человек – венец природы).

4. Восприятие времени ─ циклическое.

5. Индивидуализм.

6. Фатализм (вера в предначертание судьбы).

7. Состязательность (Агон).

8. Почитание гордости.

9. Гармония души и тела.

10. Философия.

11. Всеобщая грамотность.

12. Система образования основана на рациональном знании (гимназии, лицеи, акаде-мии).

13. Искусство реалистично и гум-манистично.

1. Культ Веры.

2. Догматичность.

3. Теоцентризм (Бог – создатель всего сущего).

4. Восприятие времени – линейное.

5. Коллективизм.

6. Идея о всеобщем спасении.

7. Смирение, терпимость.

8. Гордыня – смертный грех.

9. Приоритет духовного над телесным.

10. Схоластика.

11. Малограмотность.

12. Система образования в рамках религиозной идеологии. (университеты, школы).

13. Искусство символично и догма-тично.

План

Тема 5. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики.

2. Христианство как доминанта средневековой культуры.

3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы.

Средневековая культура и цивилизация по времени охватывает исторический этап V-XVI вв. Она развивалась более 1 тысячи лет и явилась основой современной культуры Западной Европы. При этом средневековая культура является первой самостоятельной культурой по отношению к Западной Европе. Эта эпоха создала ценности, обладающие не только философско-исторической, но и художественно-эстетической значительностью. Понятие «Средние века» впервые появилось в Италии, именно этим понятием итальянские гуманисты называли эпоху, отделявшую их время от древнего. Позднее этим понятием обозначали период от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения.

Культура средневековья имела свою особую систему ценностей, как знаковые образы, выражающие её сущность, особенность и содержание. В их числе необходимо отметить, прежде всего, христианство как господствующую систему мировоззрения. Возникло оно в Палестине в I в. н.э. как секта в Иудаизме с идеей равенства всех перед Богом, отречения от роскоши и богатства.

В число так называемых знаковых образов, выражающих сущность, особенность и содержание средневековой культуры следует отнести взаимодействие двух культур, культурных начал, а именно Романского и Готического стилей, что создавало напряжение, динамизм в отношениях и формировало своеобразие культуры средних времен.

1. Романский стиль - это культурное течение Западной Европы в Х-Х11 веках. Он возник как стремление власти и церкви таких стран, как Франция, Испания, Англия, Германия опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Основой служило не столько единство социального строя и материального производства(т.е. феодализм), сколько единое религиозное мировоззрение, т.е. христианство.

Содержание этого стиля - целостное, полное, соразмерное объединение всех видов искусств: архитектуры, живописи, музыки, литературы и других всевозможных видов искусства. Цель объединения - строительство духовной жизни человека и подчинение его поведения идеям господствующего мировоззрения упорядоченного и иерархического. Главное, что усваивалось из Римского начала - это право, правовая культура, наука, искусства, философия, христианство.



2. Целью Готического стиля (культура готов, варваров) тоже ставилось единство всех видов искусства под эгидой архитектуры.

При этом Готический стиль объединял три архитектурных школы, как:

1. Французская (пламенеющая). Она проявляла себя в узорах оконных переплетов.

2. Немецкая (кирпичная). Она представляла узорную кладку из фигурного и глазурованного кирпича.

3. Английская (перпендикулярная). Эта школа характеризовалась вытянутыми в длину соборами с упрощенной архитектурой.

Готический стиль укреплял религиозное мировоззрение, развивал творческую мысль, предварял, расчищал почву для культуры Возрождения. Готика – искусство контрастов: земного и небесного, низменного и возвышенного, отражающее противоречивый мир.

Заметным знаковым образом средневековья считается его материальная основа , а именно, феодальные отношения, которые включали в себя:

1) условную собственность на землю (т.е. феодал держал землю с крестьянами на правах владения, полученную от вышестоящего феодала - сеньора, тот тоже вассал феодала, более высокого в политической иерархии)

2) личное и экономическое подчинение крестьян "держателям" земли. Форма зависимости – патронат (зависимость неполноправных) и крепостное право

3) соблюдение единства прав и обязанностей сеньоров и вассалов.

Особенностью формирования средневековой культуры является то, что она формировалась при господстве натурального хозяйства , т.е. замкнутости поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. Городское хозяйство заполнялось торговлей, цеховым ремеслом, бюргерством.

Неотъемлемой составляющей средневековой культуры является иерархичность в социальных отношениях , где договоренность строилась на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Структуру средневекового общества составляли духовенство, дворянство и третье сословие - народ. Духовенство имело заботу о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, а народ трудился. Следует отметить формирование в этот период монашества как попытки индивидуального спасения через аскетизм, строительства монастырей с уставами и трудом, подражанием нищенской жизни Христа на Земле.

В XII веке в Европе начинает развиваться просвещение . При главных соборах возникали кафедральные школы, где учились клирики (духовные лица) и миряне. В городах создавались и нецерковные школы, музыкальные, медицинские. В XII-XIII вв. кафедральные школы перерастали в университеты.

В 1200 г. создан Парижский университет. В XIII в. возникли Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неаполитанский – в Италии. Книга становилась главным инструментом познания, т.е. появилось светское образование .

В XIV в. возникли университеты в Германии, Чехии, Польше. К концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов, где преподавание велось на латинском языке.

В литературе средневековья развивался эпос и рыцарская культура . Героический эпос дошёл до современности в основном в преданиях.

Понятие «рыцарь» означает знатное происхождение в противоположность горожанам, крестьянам, людям незнатного происхождения. Рыцарская культура связана с рыцарской литературой, прославляющей рыцарские подвиги, отражающие ритуалы рыцарской чести, служение даме. Добродетелями рыцарства были сила, храбрость, щедрость великодушия, верность.

В городах развивалась городская культура , содержанием которой являлось карнавальное, театральное, смеховое искусство. оно противостояло христианскому, строго аскетическому. Оно представляло собой весёлое, праздничное, народное, поэтическое искусство. Это означало, что в средневековой культуре существовало два её полюса:

Ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства);

Культурные традиции простонародья, концентрированные в фольклорном творчестве (безмолвствующее большинство).

В формировании системы знаний в эпоху средневековья отрицался опыт.

Ключом к познанию считалось слово. Поэтому основной наукой того времени считалась схоластика.

Схоластика – есть средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. школьная) философия, основанная на церковных догмах и обслуживающая богословие. Схоластика также трактуется как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начётничество.

Особенностью средневековых знаний являлась их рецептурность , т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Основой книжного образования служили трактаты как своды знаний в какой-либо области: словари, энциклопедии, комментарии. В соответствии с тремя уровнями знаний комментарии и интерпретации им соответствовали.

Первый уровень знания – нижний, предназначался для неграмотных простолюдинов, нёс практическую информацию, пояснялся живописью, скульптурой, раскрывал содержание Библии.

Второй уровень знаний – связан с рыцарством и феодализмом, в нем изучали основы медицины, юриспруденции, философии, музыки.

Третий уровень знаний получали лишь немногие – профессионалы – врачи, юристы, теологи.

Кроме указанных уровней знания в Средневековье имело место закрытое образование ремесленнических корпораций, которое усваивалось через 15 лет. Сложность заключалась в том, что оно имело мистический характер. Ремесленники превращали вещество из одного состояния в другое, т.е., проводя огромное количество опытов, они по своему систематизировали химические свойства природных веществ, постигали закономерности различных превращений, что в последствии помогло возникновению химии как науки.

Символом алхимических превращений был «философский камень» - средство для превращения неблагородных металлов в золото, серебро, получения эликсира молодости, универсального растворителя и многое другое.

Средневековую культуру невозможно представить без инквизиции (от лат. Inguisitio - розыск). Инквизиция служила оружием борьбы с инакомыслием, отступничеством от церковных канонов, появлением ереси, служению дьяволу через приверженность тайным наукам, наличием служения остаткам язычества. Инквизиция использовала слежку, лжесвидетельства и доносы, конфискацию имущества, осуждение родственников подозреваемых, пытки, порки, тюремное заключение, сожжение на костре. Жертв инквизиции насчитываются тысячи, в том числе знаменитый мыслитель – Джордано Бруно. Галилео Галлией – был узником инквизиции.

Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский мыслитель писал: «В мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством». Он полагал, что: «Жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение». «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».

Галилео Галилей (1564 – 1642) итальянский физик, астроном, механик, мыслитель писал: «Ни мой разум, ни мои рассуждения не в состоянии остановиться на признании мира либо конечным, либо бесконечным». Он опирался не только на знания, но понимал и учитывал незнание, то есть то, чего человечество еще не достигло.

Галилео Галилей выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, построил телескоп с 32 кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Инквизиция вынудила его отречься от учения Н.Коперника (польского мыслителя). До конца своей жизни он был «узником инквизиции». Только в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Г.Галилея.

Средневековье — это тысячелетие, условными историчес­кими рамками которого являются V и XV века. Культура ев­ропейского средневековья возникла в руинах Римской импе­рии. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борь­бе, от исхода которой зависело будущее.

Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римс­кой культуры . Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смог­ла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор даль­нейшей культурной жизни Европы был бы обращен в про­шлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, по­добно индийской или китайской культуре.

Второй силой был дух варварства . Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Рим­ском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчез­ла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистичес­кие установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское дви­жение уже имело централизованную церковную организа­цию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.

В этой борьбе культурных влияний и традиций средневе­ковое христианство претерпело некоторые изменения. Про­стые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего , сохраняя при этом язычес­кое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.

Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховно­сти чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.

Одной из характерных черт средневекового мировоззре­ния, в духе которого воспитывались народные массы, был аскетизм . Согласно аскетизму, земной шар и сам человек в его телесной природе представлялись воплощением греха и зла. Обязанностью верующего человека было постепенное освобождение души от земных оков, непрерывная борьба со «страстями», чтобы подготовиться к переходу в лучший, заг­робный мир. Для этого церковь рекомендовала посты, молит­вы, покаяния, умерщвление плоти и т.п. Наивысшим подви­гом считался полный уход от мира в монастырь.

Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средне­вековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выраже­нием господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожи­дание возмездия и блаженства в потустороннем мире.

Материальной основой средневековой культуры были фе­одальные отношения: крупный землевладелец (феодал) рас­поряжался землей с крестьянами, которую он получал от вы­шестоящего феодала (сеньора) на правах аренды. Крестьяне были в полной экономической и личной зависимости от «дер­жателя» земли, в результате чего возникло крепостное пра­во. Хозяйство было натуральным : с замкнутым циклом поме­стья и неразвитостью торгово-денежных отношений. Это ста­ло следствием того, что в период раннего Средневековья, ког­да набеги варваров были почти непрерывными, пришли в убы­ток города, разрушилась система торговли, замерла сеть до­рог, построенных во время расцвета Римской империи. Про­изошла так называемая «аграризация населения» , ведущая к распаду единого римского мира на отдельные герцогства, княжества, королевства.

Такой характер хозяйственной жизни привел к формиро­ванию новой социальной культуры . Отношения сеньора и вас­сала, вассала и феодала строились на основе личных и семей­ных связей, договоров, покровительства и т.п. Это привело к формированию сословий - духовенства, дворянства (рыцар­ства) и остальных жителей, называемых «третьим сословием» (народом). Возникло также монашество, которое олицет­воряло процесс перехода от земной, «грешной» жизни к дос­тижению индивидуального спасения путем аскетической «со­причастности» к Иисусу Христу.

Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа - дворянство - имело иные представления о человеке. На его основе возник­ла так называемая рыцарская культура , со своим идеалом че­ловека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, вер­ность своему сеньору и богу, благородство, поклонение пре­красной даме.

Крестьянская культура средних веков была представле­на главным образом в виде фольклора. Некоторые исследо­ватели называют ее «смеховой» или карнавальной культурой.

Средневековье знало три вида школ . Низшие школы , об­разовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью под­готовить элементарно грамотных духовных лиц - клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка, молитв и самого порядка богослужения. В средней школе , возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грам­матика, риторика, диалектика или логика, арифметика, гео­метрия, куда входила и география, астрономия, музыка). Пер­вые три науки составляли так называемый тривиум, после­дние четыре - квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе , получившей позже название университета .

Первые университеты возникли в XII веке частью из епис­копских школ, имевших наиболее крупных профессоров в об­ласти богословия и философии, частью из объединений час­тных преподавателей-специалистов по философии, римско­му праву и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной школы» еще в первой половине XII века.

Наиболее распространенными направлениями средневе­ковой науки были схоластика и мистика . Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианс­кой веры. Священное писание и священное предание - эти главные источники христианского учения, которые схолас­ты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Ари­стотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авто­ритет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.

Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учены­ми, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были па­рижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон , уделяв­ший наибольшее внимание вопросам естествознания.

Кроме схоластики, в средние века существовало еще дру­гое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика . Так, с Абеляром упорно боролся его современ­ник Бернард Клервосский , бывший организатор 11-го крес­тового похода. В ХIV-ХV веках наибольшей известностью пользовались немецкие мистики Иоганн Таулер и Фома Кемпийский . Мистики отвергали необходимость изучения Арис­тотеля и логического доказательства основ веры. Они счита­ли, что религиозные положения усваиваются исключитель­но путем «созерцания», то есть молитв и благочестивых раз­мышлений. Выступая в такой форме, мистики занимали явно реакционные позиции.

Официальное и светское искусство Средневековья

Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись . В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искус­ства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоци­ях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез цер­ковной архитектуры и скульптуры.

Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совер­шенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием . Музыкальная культура средневековья осо­бенно проявилась в профессиональном многоголосии - дис­канте . Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искус­ства от религиозного мировоззрения придала ему символи­ческий характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, об­разы лишены реалистичности, схематичны.

Рыцарская культура

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою осо­бую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов - рыцарство в широком смысле слова - выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-ры­царских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры - публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое рас­пространение получили романы, излагавшие различные ры­царские приключения. Большое место в рыцарской литера­туре занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной при­надлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

Городская культура и народное творчество Средневековья

Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская лите­ратура, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио , в которых содержались остроумные нападки на фе­одалов. Много сатирических моментов, направленных про­тив феодалов, содержали и итальянские городские повести - новеллы .

Дело в том, что религиозность простых людей была свое­образной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мисте­рий, народных праздников распевались непристойные пес­ни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.

Народные праздники, карнавалы , занимали в жизни на­рода Западной Европы в средние века довольно много време­ни. Они были выражением своеобразной смеховой культу­ры , к созданию которой имел доступ простой человек.

Наиболее ярким проявлением смеховой культуры был карнавал. Карнавалы имели языческое происхождение (само слово по-латыни означает буквально «мясо, прощай») - тут очевидная связь с жертвоприношениями. Карнавал не знал разделения на зрителей и исполнителей. Все люди, выходив­шие на улицы средневековых городов в Европе, становились участниками карнавального действия. Это было беззаботное веселье после тяжелых трудов, пародийное осмеяние всего высшего в официальной жизни. Шут на карнавале становил­ся королем, гротескное мироощущение проявлялось в «праз­днике дураков», пародировалось самое святое - христианская литургия, богослужение и другие обряды. В моде были песенки, высмеивающие монахов и священников. Так, напри­мер, молодежь в Кельне в XI веке распевала шутовскую пе­сенку, которая начиналась словами:

Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.

Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бро­дячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротеск­ное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализован­ное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в са­тирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных обра­зах вурдалаков, чудовищ и т.п.

Средневековая архитектура

Средние века оставили после себя много грандиозных па­мятников архитектурного искусства.

За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля - романский и готический . Первый по­лучил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романс­кий стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем антич­ный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий ку­пол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку по­стоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви лег­ко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отно­шении готическая архитектура . Ее характерной чертой явля­ется стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множе­ством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, баре­льефов, причудливая резьба богато украшали здания изнут­ри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величе­ственные двери придавали соборам торжественность.

Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искус­ства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).

Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два опре­деляющих фактора: феодализм и христианство .

Отличительные черты культуры Средневековья

Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чер­тами культуры средневековья были:

христианский, религиозный характер , через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни че­ловека;

традиционализм , который выразился в приверженнос­ти к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности про­изведений;

символизм , нашедший свое выражение в семантичес­ком, широком толковании и анализе текстов из Библии;

историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;

универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных ком­пиляцией теоретических знаний.

Вместе с тем культура средневековья противоречива , в ней заметны и страдальческое отречение от мира, и тяга к его насильственному преобразованию , которая нашла выра­жение в крестовых походах. Напряжение и сложные поиски новой мировоззренческой картины мира, в ходе которых мыслители пытались примирить веру и разум, создали новые художественные стили, подготовили сознание людей к при­менению механических приспособлений и техники. Считать Средние века неким «перерывом» в развитии человеческой культуры, «темным пятном», «провалом», как это считали мыслители итальянского Возрождения, неправомерно. Чело­век в ходе этого противоречивого процесса постепенно об­ращается к самому себе, а не к Богу.

Творчество народов средневековой Европы заложило ос­новы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным дости­жением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического миро­воззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Средневековая культура делится на периоды:

1. V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.

2. Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.

З. ХI - ХIII вв. - культура зрелого средневековья.

4. ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время . К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры - культуру Каролингского возрождения и Византию . Они дали начало двум великим культурам - католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской).

Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры :

Культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

Культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в христианском мире, способствуя подъему средневековой культуры Европы XII в. Арабы передавали христианским ученым греческую науку, накопленную и сохраненную в восточных библиотеках, которая жадно впитывалась просвещенными христианами. Авторитет языческих и арабских ученых был настолько силен, что ссылки на них были в средневековой науке почти обязательными, им порой приписывали свои оригинальные мысли и выводы христианские философы.

В результате длительного общения с населением более культурного Востока европейцами были восприняты многие достижения культуры и техники византийского и мусульманского мира. Это дало сильный толчок для дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, что нашло отражение прежде всего в росте городов, усилении их экономического и духовного потенциала. Между X и XIII вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился.

Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, в известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшие новый импульс развитию средневекового Запада.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в. стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центр и средоточие всей общественной жизни.

В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могло бы его заполнить. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Из-за дороговизны строительных материалов, сложности самой работы храмы возводились порой в течение нескольких столетий. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры.

В ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия. Огромные окна с цветными стеклами (витражами) создавали мерцающий полумрак. Массивные полукруглые своды сменились стрельчатыми, реберными. В сочетании со сложной опорной системой это позволило сделать стены легкими, ажурными. Евангельские персонажи в скульптурах готического храма приобретают изящество куртуазных героев, кокетливо улыбающихся и "утонченно" страдающих.

Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников, вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же его творения созданы в городах Франции.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок заняли витражи. Церковью были установлены каноны в изображении, но даже через них давала себя знать творческая индивидуальность мастеров. По своему эмоциональному воздействию сюжеты росписей витражей, переданные с помощью рисунка, стоят на последнем месте, а на первом - цвет и вместе с ним свет. Большого мастерства достигло оформление книги. В XII-XIII вв. рукописи религиозного, исторического, научного или поэтического содержания изящно иллюстрируются цветной миниатюрой .

Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Понятие о пространстве и перспективе для художника отсутствовало, поэтому рисунок схематичен, композиция статична. Красоте человеческого тела в средневековой живописи никакого значения не придавалось. На первое место выступала красота духовная, нравственный облик человека. Вид обнаженного тела считался грешным. Особое значение во внешнем облике средневекового человека придавалось лицу. Средневековая эпоха создала грандиозные художественные ансамбли, решила гигантские архитектурные задачи, создала новые формы монументальной живописи и пластики, а главное - являла собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира.

Перемещение центра тяжести культуры от монастырей к городам особенно отчетливо проявилось в области образования. В течение XII в. городские школы решительно опережают монастырские. Новые учебные центры, благодаря своим программам и методике, а главное - набору преподавателей и учеников, очень быстро выходят вперед.

Вокруг самых блестящих преподавателей собирались слушатели из других городов и стран. В результате этого начинает создаваться высшая школа - университет . В XI в. в Италии был открыт первый университет (г. Болонья, 1088 г.). В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Учеба и преподавание наук становится ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые специализировались в городской жизни. Само название университет происходит от латинского "корпорация". Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов. Развитие университетов с их традициями диспутов, как главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII-XIII вв. большого количества переводной литературы с арабского и греческого стали стимулами интеллектуального развития Европы.

Университеты явили собой сосредоточение средневековой философии - схоластики. Метод схоластики заключался в рассмотрении и столкновении всех аргументов и контраргументов какого-либо положения и в логическом развертывании этого положения. Старая диалектика, искусство спора и аргументации получают необыкновенное развитие. Складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опиравшееся на учение церкви и на авторитеты в различных отраслях знаний.

Мистицизм, имевший существенное влияние в культуре в целом, в схоластике принимается очень осторожно, только в связи с алхимией и астрологией . До ХШ в. схоластика была единственно возможным путем совершенствования интеллекта потому, что наука подчинялась богословию и служила ему. Схоластам принадлежала заслуга разработки формальной логики и дедуктивного способа мышления, а их метод познания являлся не чем иным как плодом средневекового рационализма. Самый признанный из схоластов, Фома Аквинский, считал науку "служанкой богословия". Несмотря на развитие схоластики, именно университеты становились центрами новой, нерелигиозной культуры.

Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний, которые передавались в виде производственного опыта в ремесленных мастерских и цехах. Здесь было сделано много открытий и находок, подаваемых пополам с мистикой и магией. Процесс технического развития выразился в появлении и применении ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов.

Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Городские нецерковные школы становились очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала поэзия вагантов - бродячих поэтов-школяров, выходцев из низов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развивалась городская культура . В стихотворных новеллах изображались распутные и корыстолюбивые монахи, туповатые крестьяне-вилланы, хитрые бюргеры («Роман о Лисе»). Городское искусство питалось крестьянским фольклором и отличалось большой цельностью и органичностью. Именно на городской почве появились музыка и театр с их трогательными инсценировками церковных легенд, поучительными аллегориями.

Город способствовал росту производительных сил, которые дали толчок к развитию естествознания . Английский ученый-энциклопедист Р. Бэкон (XIII в.) считал, что знание должно опираться на опыт, а не на авторитеты. Но зарождавшиеся рационалистические идеи сочетались с поисками учеными-алхимиками "эликсира жизни", "философского камня", со стремлениями астрологов предсказать будущее по движению планет. Ими же параллельно делались открытия в области естественных наук, медицины, астрономии. Научные поиски постепенно способствовали изменению всех сторон жизни средневекового общества, подготавливали возникновение "новой" Европы.

Для культуры Средних веков характерен:

Теоцентризм и креационизм;

Догматизм;

Идейная нетерпимость;

Страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы)

Понятие «средние века» возникло в XV в. в среде итальянских гуманистов для обозначения периода, отделявшего их время от античности. Античная ученость и античное искусство воспринимались гуманистами как идеал и образец для подражания. С этой точки зрения время, разделявшее эпоху Возрождения и античный мир, виделось как перерыв в традициях книжности, как упадок искусств.

Такая оценочность по отношению к средневековью, отразившаяся в самом термине, сохранялась на протяжении нескольких веков. Известны отрицательные и даже пренебрежительные высказывания просветителей в отношении этого периода.

Эта ситуация изменилась лишь в XIX в. Сначала романтики создали свой образ средневековья. Благородные рыцари, воспевающие прекрасных дам и совершающие подвиги в их честь, таинственные замки и далекие от обыденности чувства - все это романизм противопоставлял современной ему действительности.

С середины XIX в. формируются новые подходы к средним векам в рамках исторической науки. Возникновение понятий «цивилизация» и «формация» позволило рассмотреть средневековье системно. Цивилизационный подход дал возможность увидеть средневековую Европу как общность людей, проживавших на определенной территории, связанных единством религии, обычаев, нравов, быта и т.д. Формационный подход представил средневековье в качестве определенной ступени в развитии общества, в основе которой - феодальный способ производства и соответствующие производственные отношения.

Взгляд на средние века как на одну из ступеней в общественном развитии позволил в дальнейшем перенести понятие средневековья на внеевропейские культуры. Для сторонников этого подхода средневековая Европа и Русь, средневековый арабо-мусульманский мир и средневековый Дальний Восток в своем многообразии типологически едины.

В качестве наиболее важных типологических признаков средневековья называют следующее. С точки зрения социально-экономической средние века - это время становления, утверждения и расцвета феодализма, хотя его конкретно-исторические варианты существенно различались. Этнокультурные основания этого исторического этапа можно представить как синтез культур народов, имевших многовековые традиции государственности и народов, находившихся на стадии разложения родового строя.

В качестве чрезвычайно важной особенности средневековых культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом.

В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт - церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества.

Как характеристику средневековья можно назвать и то, что с этого времени стало возможным говорить о мировых религиях, чего древний мир не знал. Буддизм и христианство, возникшие еще в рамках культур древности, в средние века превращаются в религии мирового масштаба. Ислам возникает и распространяется в период средневековья.

Типологически сходные особенности средневековых культур реализовались в различных формах, каждая из этих культур прошла свой путь, индивидуальный и неповторимый.

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

В то время, как культура Восточной Римской империи вступила в период своего первого расцвета, Западная Римская империя оказались в полосе культурного затишья. Этот период иногда называют «темными веками» потому, что раннее европейское средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры, особенно в сравнении с восточно-христианскими средними веками. Содержанием процесса, который происходил в Европе в период раннего средневековья, следует считать формирование собственно европейской культуры в столкновении античного мира с миром «варваров», в соединении достижений средиземноморской культуры, христианских представлений и племенных культур народов северной Европы.

Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХПI века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной. Представление о том, что справедливость может быть достигнута лишь в жизни после земной смерти, еще раз подчеркивало несовершенство и суетность земной жизни и обосновывало необходимость руководствоваться ценностями идеальными, которые отражают жизнь истинную и вечную.

Несмотря на то, что христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры, она не была гомогенной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый. Уже в ХI-ХII веках европейское средневековое самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: «те, кто молятся», «те, кто воюют» и «те, кто трудятся», то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

Формирование воинского сословия происходило постепенно и неравномерно в разных частях Европы. В результате установления иерархической системы вассально-сеньориальных связей и закрепления за светскими феодалами монополии на военное дело понятия воина и знатного человека сливались в слове «рыцарь».

Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.

Культура рыцарства опиралась на особую идеологию. Важным понятием для системы рыцарских ценностей стало представление о куртуазности (от фр. «courteis» - учтивый, рыцарский) как особом поведении благородных людей. Понятие о благородстве стало ключевым для рыцарского поведения. Кодекс рыцарской чести называл среди необходимых качеств рыцаря щедрость, сострадание к слабым, верность, стремление к справедливости и многое другое, особым образом сочетая христианские добродетели с воинскими достоинствами.

Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

Возникшее на Востоке в III-IV веках как отшельничество, уход из мира монашество в средневековой Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри, основанные на принципе общежития с общим хозяйством и общими культурными задачами. Средневековые европейские монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках несмотря на отрицательное отношение христианской церкви к языческой античности. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.

Говоря о средневековой церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к окончательному размежеванию в 1054 году.

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в социальном смысле массу. Тем не менее городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

Для формирования средневековой культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это справедливо и в отношении философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному опыту, как это было в романской архитектуре, в других случаях - формировалось в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.

Для формирования системы образования в средневековой Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал в себя грамматику, диалектику и риторику. Грамматику считали «матерью всех наук», она давала основы образования. Диалектика знакомила с началами формальной логики и философии, а риторика помогала красиво и убедительно излагать свои мысли. Второй уровень предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки, причем музыка понималась как учение о числовых соотношениях, на которых основывается мировая гармония.

Принципы, заимствованные из античной школьной системы, естественно, дали основание лишь формальной стороне средневекового европейского образования, а содержанием его стало христианское учение. Все, что не касалось религиозных вопросов, в частности - сведения математические и естественно-научные, изучалось бессистемно и непоследовательно. Кроме того, внерелигиозное знание не только было представлено в малом объеме, но достаточно часто оно было очень далеко от реальности и представляло собой заблуждения или основывалось на них.

Первым значительным для средневекового школьного образования стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его культурные начинания постепенно угасали. Школы закрывались, светские тенденции в культуре затухали, образование на какое-то время замкнулось в рамках монастырской жизни.

В XI веке в школьном деле наметился новый подъем. Кроме монастырских распространились приходские и кафедральные школы - при церковных приходах и городских соборах. Рост и усиление городов, происходившие в период зрелого средневековья, привели к тому, что внецерковное образование становилось важным фактором культуры. В основном обучение в городских школах - гильдейских, муниципальных и частных - продолжало быть христианским по своим мировоззренческим основаниям, но оно не находилось под юрисдикцией церкви, а значит, давало больше возможностей. Элементы нового мировосприятия и свободомыслия, начала естественно-научных знаний и наблюдений за окружающим миром - все это стало важной составляющей городской средневековой культуры, подготовившей, в свою очередь, культуру Возрождения.

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты - высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность». Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

Значительная независимость университетов сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатывало устои средневековой культуры, готовило основы новой культуры.

Тем не менее, практически на всем протяжении периода средневековья именно христианство определяло специфику знания и форм его существования, обусловливало цели и методы познания. Средневековое знание не было систематизировано. Теология или богословие в соответствии с общим характером средневековой христианской культуры было знанием центральным и универсальным. По существу теология вмещала в себя и прочие области знания, которые периодически выходили за ее рамки и возвращались в них. Так, достаточно сложные взаимоотношения существовали между теологией и философией. С одной стороны, целью и задачами средневековой философии было постижение божественного и осмысление христианских догматов, с другой стороны - достаточно часто философские рассуждения вели к переосмыслению традиционного для католической церкви взгляду на мир. Так произошло с идеями Пьера Абеляра, чье знаменитое сопоставление веры и разума, решаемое в духе рационализма - «понимаю, чтобы верить» - вызвало резкий отпор со стороны официальной церкви, а его взгляды были осуждены соборами в 1121 и 1140 годах.

Зрелое средневековье характеризуется достаточно бурным для традиционной, ориентированной на авторитеты и преемственность культуры, развитием мысли. В этот период формируется и развивается схоластика, названная так от слова «школьный», существовавшего и в греческом, и в латинском языках. Этот тип религиозной философии характеризуется соединением традиционных для теологии задач и рационалистических, формально-логических методов. Несмотря на то, что впоследствии гуманисты Возрождения выступали против схоластики, для средневековья она оказалась чрезвычайно полезной и важной. Столкновение разных точек зрения, рациональность и логичность, сомнения в казалось бы незыблемых основах - все это стало неоценимой интеллектуальной школой.

В рамках схоластики возникает интерес к античному наследию. На латинский язык начинают переводиться малоизвестные или не известные вовсе сочинения, например, труды Аристотеля, сыгравшие важную роль в средневековой религиозной философии, работы Птолемея, Евклида. В ряде случаев идеи античных авторов были усвоены и переведены с арабских рукописей, сохранивших и переработавших античное наследие. Можно считать, что в определенном смысле интерес средневековья к античным авторам подготовил движение гуманизма, ставшее основой культуры Возрождения.

Зрелое средневековье внесло некоторый вклад в развитие естественно-научного знания. Оно было еще чрезвычайно несовершенно, так как не были разработаны естественно-научные методы познания, к тому же достаточно зыбкой была грань между реальным и ирреальным, яркий пример чему - средневековая алхимия. Тем не менее, можно говорить о некоторых попытках разрабатывать физические, в частности - механические, представления, астрономию и математику. Появился интерес к знанию медицинскому, а в рамках алхимии были обнаружены свойства различных веществ, получены некоторые химические соединения, опробованы разнообразные приборы и опытные установки. Значительную роль в формировании естественно-научных идей средневековья сыграло наследие античности и арабского мира.

Важной фигурой в приумножении знания об окружающем мире стал Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель XIII века, профессор Оксфорда. Он считал, что познание природы должно опираться на математические и экспериментальные методы, хотя и видел один из путей приобретения знания во внутренних мистических озарениях. Бэкон высказал к тому же ряд идей, предвосхитивших многие позднейшие открытия, в частности, он считал возможным создание аппаратов, самостоятельно перемещающихся по земле и воде, летательных и подводных конструкций.

В конце зрелого средневековья и в поздний период появилось достаточно много географических трудов - описания, составленные путешественниками, уточненные карты и географические атласы - готовилась почва для Великих географических открытий.

Значительной фигурой, находящейся на рубеже средневековья и Возрождения стал мыслитель XV века Николай Кузанский. Один из предшественников идей Коперника, автор математических трудов, предтеча опытного естествознания, он развивал идеи, которые не согласовывались с традиционными для католицизма представлениями об окружающем мире. Оказав существенное влияние на формирование натурфилософии Возрождения, он в определенном смысле может считаться завершением развития средневековой мысли об универсуме.

Исторические представления средневековья отразились в различных хрониках, биографиях. Описаниях деяний и, конечно, - в героическом эпосе. Средневековый эпос, бывший явлением словесного творчества, вместе с тем отразил важнейшие коллективные представления: восприятие времени и пространства, основные ценностные установки, поведенческие принципы, эстетические нормы. Европейский средневековый эпос был генетически связан с мифологиями так называемых варварских народов и отражал характерный для них образ жизни и картину мира.

Вопросы о формировании героического эпоса, о соотношении в нем мифологического и исторического начал, о степени присутствия в нем авторства всегда были дискуссионны и едва ли могут быть решены однозначно. Достоверно известно то, что самые ранние записи эпических произведений относятся к VIII-IХ векам. Очевидно, что эпос развивался и в эпоху зрелого средневековья. Постепенно изменились персонажи - образы героев, уходящие корнями в мифы и предания, приводятся в соответствие с рыцарско-христианскими идеалами. В качестве наиболее известных следует назвать англосаксонский эпос «Сказание о Беовульфе», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», испанский - «Песнь о моем Сиде», французский - «Песнь о Роланде» и исландские саги.

Поэтическое творчество средневековья, начав формироваться в эпических произведениях, в дальнейшем тесно связано с рыцарской культурой. Лирические и хвалебные песни, стихотворные изложения тех или иных подвигов рыцаря послужили, так сказать, поэтической школой средневековья. Поэтическая традиция начинала складываться еще в раннем средневековье, но наиболее ярко проявилась в зрелый период. Тогда в разных уголках Европы возникло увлечение творчеством поэтов-рыцарей, которых на юге Франции называли трубадурами, на севере Франции - труверами, в Германии - миннезингерами.

В рамках рыцарской культуры в XII веке начала формироваться и прозаическая литература Рыцарский роман достаточно быстро обрел популярность и стал важной частью средневековой внерелигиозной культуры. Многие романы основывались на событиях кельтского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Известная всем повесть о трагической любви Тристана и Изольды тоже основывается на эпических историях.

Рыцарские романы создавались на разных европейских языках и имели, так сказать, орнаментальную структуру: приключение героев как бы «нанизывались» одно на другое; характеры персонажей при этом не имели развития. К ХIV-ХV векам жанр рыцарского романа пришел в упадок, в рамках городской культуры начали появляться пародии на рыцарский роман - плутовской роман иронично излагал подвиги, традиционные для героев-рыцарей.

Городская культура становится почвой для формирования ряда новых жанров словесности. В первую очередь это жанры сатирические и пародийные. Возникновение иронии, пародии - особенно ярко это видно на примере традиционных культур - свидетельствует о переосмыслении важнейших культурных основ. По существу это говорит о том, что прежняя картина мира нуждается в пересмотре, что она уже не соответствует культурной реальности. Рационалистичность и практицизм формирующейся городской культуры приходили в противоречие с устоявшимися ценностями и жизнеустройством. В искусстве это проявилось в сатирико-пародийных тенденциях. Стремительно развивавшихся в конце зрелого средневековья и в поздний период. Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.

На рубеже между поэзией средневековья и Возрождения находится творчество французского поэта XV века Франсуа Вийона. В его творчестве нашли отражение и сцены из жизни парижского «дна» и ирония в адрес ханжества и аскетизма, мотивы смерти сменялись прославлением радостей жизни. Гуманизм его поэзии, стремление к полноте ощущения жизни позволяют видеть в творчестве Вийона прообраз ренессанского искусства.

И еще одно имя нельзя не назвать, говоря о средневековой литературе. Это - Данте Алигьери, последний поэт средневековья и первый поэт нового времени, как его иногда называют. Поэта «Божественная комедия». Написанная Данте принадлежит к лучшим достижениям мировой культуры. Страстность, эмоциональность, драматизм, с которыми поэт рисует в целом традиционные для средневековья образы и сюжет, выводят произведение Данте за рамки средневековой литературы. Его фигура, возникшая в культуре Европы на рубеже ХIII-ХIV веков, может по праву считаться началом формирования искусства Возрождения.

Пространственные искусства средневековой Европы были представлены главным образом архитектурой и скульптурой. Часто можно уменьшать, как архитектуру называют ведущим видом средневекового искусства. Это не совсем так. Действительно, среди наиболее ярких явлений средневековой культуры называют сооружения романского и готического стилей. Но важно помнить, что их строительство было не самоцелью. Архитектура, особенно храмовая, должна была играть служебную роль: она создавала замкнутую, насыщенную символикой среду для проведения службы. Архитектура по сути дела лишь создавала условия для главного - несения «слова божьего».

Достаточно часто обращают внимание на синтез архитектуры и скульптуры как на одну из важных характеристик средневековой европейской культуры. Но, может быть, точнее было бы сказать о синтезе целого ряда искусств в христианском храме, В средневековье европейском внутри этого синтетического целого на первый план выходят архитектура и скульптура.

Романский архитектурный стиль появился в Европе в X веке и отличался суровостью, простотой и строгостью. Существенной характеристикой романского стиля была его универсальность - этот стиль характеризует и светские, и религиозные постройки. Церкви, замки, монастырские комплексы располагались на возвышенности, господствуя над окружающим пейзажем. Мощные стены, узкие окна, пропускающие немного света, подчеркивали то, что романская постройка вне зависимости от ее назначения - это прежде всего крепость. И действительно, нередко во время военных действий стены церкви или монастыря служили надежной защитой.

Совершенно иной образ взаимоотношений земного и божественного возникал при взгляде на готические сооружения. Готический стиль, сформировавшийся в XII веке и достаточно было распространившийся по Европе, воплотил архитектурную легкость, воздушность, изящество, устремленность ввысь. Готические постройки как бы прорывали земное пространство, воплощая собой устремление к ценностям иного порядка. Каркасная арочная система, многочисленные окна, украшенные витражами, позволяли создать в готических зданиях особые интерьеры, наполненные светом и воздухом. Чаще всего в готическом стиле были построены городские соборы, но встречались и светские сооружения - ратуши, торговые ряды и даже жильте дома.

Наряду со значительным развитием скульптуры собственно изобразительное искусство в европейской средневековой культуре почти не развивалось. Живопись была представлена главным образом росписями алтарей и книжными миниатюрами. Лишь на закате средневековья появился станковый портрет и зародилась светская монументальная живопись.

Нельзя не сказать несколько слов о театрализованных представлениях средневековой Европы, опровергая распространенное мнение о том, что театральное искусство в период средних веков прекратило свое существование. Хронологически первыми возникли театрализованные представления, сопровождающие церковную службу, - литургическая и полулитургическая драма, разъяснявшие и иллюстрировавшие события Священного писания. Параллельно с этим в творчестве бродячих исполнителей формировались начала светского театрального искусства, которое впоследствии в период позднего средневековья реализовалось в жанре площадного фарса.

Религиозная и светская линии особым образом соединились в трех театрализованных формах средневековья._ моралите, миракле и мистерии. Аллегорические фигуры моралите и чудесные истории миракля имели ярко выраженный дидактический характер, и хотя эти жанры не были прямым образом связаны с христианскими сюжетами, в них отразились основные христианские представления о добре и зле, о добродетели и пороке, о божественном провидении, решающем судьбу человека. Вершиной же театрализованных опытов средневековья следует считать мистерии - грандиозные представления, проходившие в дни празднеств, в подготовке и создании которых участвовал практически весь город.

Средневековое искусство, как и вся средневековая культура, было основано на верности традиции и незыблемости авторитетов. Анонимность художественного творчества, следование канонам, существование в рамках заданных тем, сюжетов и образов - важные типологические характеристики средневековой художественной культуры.

Несмотря на то, что средневековая культура была представлена несколькими культурными пластами и различными периодами своего существования, тем не менее, христианское мировоззрение оказалось весьма существенным мировоззренческим каркасом, который обеспечил единство христианской средневековой культуры. По существу она явилась последним в истории культуры целостным типом культуры.

Средневековье стало чрезвычайно важным периодом в истории культуры Европы - временем, когда сформировались все ее основы. В столкновении разных картин мира, во взаимодействии не похожих друг на друга народов сформировалась культурная общность, культурный синтез. И несмотря на то, что впоследствии европейская культура обрушивалась с критикой на средние века, это эпоха ее зарождения и уже только этим средневековье может быть ценно. Но кроме того средневековая европейская культура имеет самостоятельную культурную значимость. Это достаточно длинный период истории культуры, имеющий собственную логику, собственные взлеты и падения. Это ни на что не похожий сплав идеального и реального, духовного и материального, божественного и земного. Готическая архитектура и эпическая поэзия, многолюдные мистерии и строгость монашеской жизни, рыцарские подвиги и схоластическая премудрость - вот неповторимые лики этой культуры.

Арабо-мусульманский средневековый мир -это результат распространения ислама, мусульманских завоеваний и создания арабского халифата. Халифат в IХ-Х вв. распался на ряд государств, объединенных тесными торговыми связями, языком и культурой. Тем не менее внутри этой общности каждая культура обрела свои особенности и нашла свой путь.

Культура арабо-мусульманского мира основывалась на более ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Но свою сущность и важнейшие особенности она обрела благодаря возникновению и распространению ислама, определившего все стороны культуры и жизни человека.

Социально-экономическая основа арабо-мусульманского средневековья в сравнении с другими средневековыми обществами имела ряд особенностей. Для культуры наиболее важным оказалось то обстоятельство, что типичная для феодального общества иерархичность сочеталась в исламском мире с весьма высокой социальной мобильностью. Служба могла поднять до значительных социальных высот выходца из «низов». Весьма влиятельными были средние городские слои. У власти находилась не только родовая знать, но и военные, и чиновники.

По сравнению со средневековой Европой в средневековье мусульманском большое значение имели города. Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.

Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.

Материальная культура средневекового Ближнего Востока была представлена разнообразными орудиями труда, ирригационными сооружениями и различными приспособлениями в системе водоснабжения, а также постройками разного назначения. Ряд построек, а также большую часть продукции ремесленного производства, такую, как ковры, ткани, посуда, оружие, можно считать пограничными явлениями, в равной степени принадлежащими культуре материальной и художественной.

Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» - между духовной и художественной культурой. Религия широко и разнообразно пользовалась художественными формами словесного творчества, в художественные формы было облечено и знание.

Несмотря на то что духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно обнаружить явления, восходящие еще к античным традициям. В частности, в философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии. Этой же древней традицией, очевидно, обусловлена и тесная взаимосвязь философии и естественно-научного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического.

Не будет преувеличением сказать, что в области научной и философской арабо-мусульманское средневековье намного превзошло другие средневековые культуры. В частности, Европа неоднократно обращалась к ближневосточному наследию как источнику мудрости и учености, используя в нем переработанное античное и собственно восточное.

Со времени распространения ислама, т.е. с VII в., и вплоть до XII в. можно говорить о расцвете художественной культуры арабо-мусулъманского средневековья. В ней отчетливо проявились все наиболее существенные характеристики средневековой художественной культуры. Это традиция и канон в качестве основных ориентиров художественного творчества, подражание образцам и предшественникам как важнейшие творческие методы, дидактичность искусства и многое другое.

Тем не менее проявились в мусульманской средневековой художественной культуре и особенные черты. В первую очередь это большая роль личностного и авторского начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты.

Все это вместе с большей по сравнению с Европой свободой в использовании античного наследия дает возможность ряду исследователей говорить о «ренессансности» средневековой арабо-мусульманской культуры.

Восприятие Корана как образца совершенства привело к тому, что стилистика этой священной книги особым образом отразилась на всей художественной культуре. Как известно, важнейшая стилистическая особенность Корана - в соседстве трудносоединимых или несоединимых вовсе элементов: рассуждения о божественном сочетаются с бытовыми сравнениями и торговыми понятиями, умозрительные идеи - с вполне реалистическими образами. Эти же особенности характеризуют и язык литературы арабо-мусульманского средневековья.

В качестве важнейшей особенности мусульманского искусства нужно назвать тяготение к самостоятельности отдельных частей и элементов художественного произведения. Прозаические тексты часто представляют собой искусно объединенные, но независимые друг от друга сюжеты. Стихотворные произведения состоят из отдельных частей, имеющих смысл и структурно завершенных. Внутри большого поэтического произведения они достаточно автономны, могут менять свои места, по существу не меняя структуру текста в целом.

Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами, а декоративные и функциональные элементы находятся внутри. Таким образом, архитектурное произведение как бы замкнуто в себе и полностью завершено.

Орнамент состоит из отдельных повторяющихся законченных форм. Вместе с тем в орнаменталъности можно обнаружить следующую важнейшую характеристику арабо-мусульманской средневековой культуры. Ее можно сформулировать как стремление к протяженности, повторимости, стремление к перетеканию из одной формы в другую, из одного состояния в другое. Музыкальное произведение выстраивается на одной мелодии в разных ее вариациях, в литературных произведениях отдельные законченные части как бы нанизываются друг на друга.

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что изобразительные искусства не получили значительного развития в арабо-мусульманской художественной культуре. Изобразительное искусство оказалось в рамках художественного ремесла и в роли служебной.

Но мы можем наблюдать иную форму изобразительности в арабо-мусульманской художественной культуре. Она - в любовании фрагментом, элементом, деталью - звуком, фразой, словом, элементом орнамента.

Это свойство наряду с особым почитанием слова в средневековой мусульманской культуре привело к особому положению каллиграфии. Буквы становились не просто знаками для выражения какого-либо содержания, но обретали и художественное значение. Надписи на разнообразных предметах и постройках были по существу малосодержательны - информация, которую из них можно было извлечь, была тривиальна. Смысл их был в другом - они зримо воплощали художественную силу слова и его божественную природу. Они служили напоминанием о слове Бога - о Коране.

С преклонением перед божественностью слова и вниманием к его форме связано искусство книги. Достаточно традиционное для любой средневековой культуры искусство рукописной книги арабо-мусулъманского средневековья внесло свою страницу в мировую культуру.

Особенностью художественной культуры средневекового Ближнего Востока можно считать и то, что творчество там почти всегда было занятием профессиональным, хотя возможным было и совмещение разных занятий.

Наиболее почитаемым среди художественных занятий было литературное. Это вело к тому, что поэты были весьма влиятельны в обществе, кроме того, доходы, которые приносило им творчество, были столь высоки, что часто обеспечивали литераторам безбедное существование.

Исполнители литературных произведений считались людьми уважаемыми, но все же их дар и умения ценились ниже, чем дарование литератора.

С формальной стороны творчество певцов, музыкантов и танцовщиков, а точнее - танцовщиц, не считалось достойным уважения. И тем не менее их выступления с удовольствием смотрели и слушали всюду - и на базарах, и во дворцах.

Вполне почетным был труд ремесленника. Причем творчество декоративно-прикладное, так же как и архитектура, не было анонимным - достаточно часто можно встретить имена авторов тех или иных произведений искусства.

Так сложилось, что художественные ремесла составляли существенную часть художественной культуры средневекового арабо-мусульманского мира. Знакомство других народов с культурой мусульманского средневековья тоже чаще всего было связано с произведениями прикладных искусств - с оружием, украшенным каллиграфией и орнаментом, коврами, одеждой, посудой. Сейчас же мы можем сказать, что и коранические сказания, и поэтические произведения, и философские идеи, и архитектурные сооружения и многое другое - бесценный и неповторимый вклад арабо-мусульманского средневековья в мировую культуру.

Выбор редакции
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...

Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...

Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...

Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...
Ягоды смородины крупных размеров, пригрезившиеся во сне, пророчат спящему человеку жизненные блага, веселье и счастливое будущее. Но,...
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и...
Леонид Григорьевич Петровский родился 12 июня 1897 года (по другим данным 1902 года) в посёлке Щербиновский рудник, ныне город Дзержинск...
Вальтер Венк Венк, Вальтер (Walter Wenk; 1900-1982) - немецкий военный деятель; генерал танковых войск (1945). Уроженец Виттенберга....