Есть ли в современном обществе митрофанушки.  есть ли сейчас митрофанушки? Психология и юмор


Чтобы ответить на вопрос “Есть ли сейчас Мит­рофанушки?”, вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику – гениальной комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.

“Недоросль” – не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только “Недоросль” все еще ставится на сцене.

Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина

Во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово “дверь” – то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.

До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово “недо­росль” впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий

Смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.

Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать “все несчастные следствия дурного воспитания”. Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.

Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных – Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова – урожденная Скотинина – злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных.

Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери.

Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.

Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?

Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. “В сей комедии, – писал П. А. Вяземский, – так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину”.

Комедия Фонвизина “Недоросль” направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех “тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами – источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.

Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, “скотство”, “свинство”, только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость “образованности” – наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи?

Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.

Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном – агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно!

Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто.

Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.

Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять.

А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания.

Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы “болезни” и будем ли с ними бороться.

Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: “…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам”.

Глоссарий:

– сочинение на тему современные митрофанушки

– сочинение на тему Митрофанушка

– сочинение на тему воспитание митрофана

– современные митрофанушки

– есть ли сейчас митрофанушки


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ? Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели […]...
  2. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в […]...
  3. Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в 1781 году, а в 1782 году зрители увидели ее с большой сцены. В образе Митрофана, одного из главных героев комедии, автор показал невежество, грубость и деградацию дворянского сословия в России. […]...
  4. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех лет, а потом он продолжил обучение в гимназии. Денис учился очень хорошо. В 1760 году бы привезен в Петербург, как один из лучших студентов, где встретился с Ломоносовым. Об этом […]...
  5. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка – избалованный недоросль, которому все дозволено. Его мать, жестокая и глупая женщина, не запрещала ему ничего. Митрофану уже исполнилось шестнадцать лет, однако матушка считала его ребенком и до двадцати шести лет […]...
  6. Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и […]...
  7. Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать именно “Недоросль”, в котором автор ставил перед обществом много спорных вопросов. Но главной проблемой, затронутой Фонвизиным в своем знаменитом произведении, стала проблема воспитания нового поколения прогрессивно мыслящих людей. Когда Россией […]...
  8. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль” – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать […]...
  9. Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии ” Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина “Смелым властелином сатиры”. Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать именно “Недоросль”, в котором автор ставил перед обществом много спорных вопросов. Но главной проблемой, затронутой Фонвизиным в своем знаменитом произведении, стала проблема воспитания нового поколения прогрессивно […]...
  10. Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни. Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам […]...
  11. Писателя и драматурга Д. И. Фонвизина, комедия “Бригадир” которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса “Недоросль”, поставленная на сцене Московского театра “Медокс” 14 мая 1783 года, имела также огромный успех. Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. Как только произносится название комедии “Недоросль”, сразу же […]...
  12. Во времена Фонвизина детей дворян уже с шести лет приписывали к какому-нибудь полку в качестве нижних чинов: капралов, сержантов и даже рядовых. К совершеннолетию юноши получали за выслугу офицерский чин и должны были “идти в службу”. Подростков, не достигших шестнадцати лет, называли “недорослями”, что означало: не дорос до ответственности, взрослой жизни. Семья будущего офицера была […]...
  13. Основной проблемой, поднимаемой Д. И. Фонвизиным в комедии “Недоросль”, является проблема воспитания молодых людей, будущих граждан Отечества, которые должны были стать передовыми представителями общества, и именно им отводилась роль двигать развитие страны вперед. Митрофан – персонаж произведения Фонвизина, который, по идее, должен стать именно таким гражданином, призванным творить добрые дела на благо Родины. Однако мы […]...
  14. Стихотворение Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” раскрывает глубокий смысл и значение природы. С первых строк поэт с какой-то насмешкой обращается к тем, кто считает природу божьим слепком с бездушным ликом. Все произведение пронизано величием окружающего мира и твердой уверенностью в том, что природа есть результат эволюционных процессов, а никак не чьим-то […]...
  15. Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии “Недоросль”, обусловили ее большое общественное значение прежде всего в современную ему эпоху. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, который гневно громил язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, […]...
  16. Митрофанушка – грубый неуч. В образе этого персонажа автор ярко показал, какими могут быть последствия “дурного воспитания”. Нельзя сказать, что недоросль испорчен воспитанием, скорее, он стал таким из-за отсутствия этого самого воспитания, а также вследствие пагубного материнского примера. Вспомним, кто воспитывал Митрофана с ранних лет. Это была старая няня Еремеевна, получавшая за это пять рублей […]...
  17. Тема: Есть ли у человека свобода выбора? Жить значит выбирать Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой- то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать, и так до бесконечности. Вот эти маленькие решения и составляют дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к […]...
  18. ­Добро и зло Комедия – своеобразный жанр и не всем писателям удавалось хорошо его передать. Д. И. Фонвизин в своем произведении “Недоросль” прекрасно передал общественные настроения, бытующие в России в конце 18 – начале 19 века. В нем он максимально объективно изобразил бытующую действительность и постарался ответить на вопрос: “Всегда ли добро побеждает?” В повести […]...
  19. Виктория Токарева отличается от всех современных российских писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь магнитофон. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их […]...
  20. По данным Общероссийского классификатора в мире существует более 700 тысяч профессий и все они важны для нас. В любой работе есть свои плюсы и минусы, а также трудности, с которыми нужно уметь справляться. Считается, что все профессии объединяет лишь одно слово – польза. Человек, делая свою работу честно и добросовестно, получает не только свою зарплату, […]...
  21. “Культура есть память”. М. Ю. Лотман Культура. Что скрывает в себе это понятие? Какие разделы оно в себя включает? И какую же роль играет в нашей жизни? Известный культуролог Юрий Михайлович Лотман всегда говорил, что культура – прежде всего понятие коллективное. То есть, культура – это форма общение между людьми и возможна только в такой […]...
  22. ­Жизнь Стародума Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается одним из лучших произведений русской классики конца 18 – начала 19 века. Это была переходная эпоха, в которой было распространено крепостное право. Персонажи Фонвизина – выходцы из разных слоев общества, поэтому по ним можно судить об общественных отношениях, сложившихся в тот период. Одним из центральных […]...
  23. Для всех нас обычным источником для мудрых фраз и высказываний является литература. Вряд ли есть хоть одна книга, цитату из которой нельзя было бы выделить. Но книги – это не единственное средство, чтобы набраться ума, не стоит забывать и про кинофильмы. Известное высказывание о профессии, заключающейся в защите родины, принадлежит одному из героев советского кинофильма […]...
  24. Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с тради­ционными литературными жанрами и стилями, “Недоросль” является глубоко новаторским про­изведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности со­зданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике. Но в первую оче­редь новаторство писателя выразилось […]...
  25. “В жизни всегда есть место подвигу…” Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для советских школьников обязательной темой Сочинения. Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что “подвиг – это героический, самоотверженный поступок”. Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от […]...
  26. Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских посланий соратникам по “цеху поэтов”. В этих стихотворениях поэт полушутливо говорит о своих солдатских буднях: Мне ли думать […]...
  27. Величие и богатство русского языка оспорить сложно. Это настоящий колосс литературы, непререкаемый авторитет и символ неисчислимых достоинств. Любое классическое произведение русских авторов – это непревзойденное мастерство истинного Слова, лишний раз подтверждающее тот факт, что русскому языку подвластны любые краски, эмоции и изыски. Увы, нынешнее время нельзя назвать порой расцвета русского языка. Сегодня, когда общение непростительным […]...
  28. Юрий Бондарев: “По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера”. Глагол, как всем известно, это часть речи, обозначающая действие или состояние. Она отвечает лишь на вопрос: “что делать, что сделать?”. Но все репортажи, рассказы и другие повествования заполнены глаголами зачастую больше, чем иными частями речи, […]...
  29. Можно поспорить, какой цветок красивее: гордая орхидея, высокомерная роза или неприметная в своей простоте незабудка. К какому из них больше тянутся души людей? Можно долго рассуждать о том, какой человек привлекательнее: одетый по последней моде, кажущийся остроумным и эрудированным, но равнодушный к чужому горю, или одетый просто, но элегантно, немногословный, но трудности друга воспринимающий как […]...
  30. Понятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека достойным и мужественным. Имеет ли человек право на бесчестие, таким вопросом задаются многие из нас. Ошибиться в выборе или поступке может каждый. Каждый может принять поспешное и необдуманное, а часто […]...
  31. Есть ли сатира в романе “Обломов”? Роман “Обломов” считается лучшим и наиболее популярным произведением И. А. Гончарова. Автор писал его на протяжении десяти лет, начиная с 1848 года по 1859. Его целью было отразить в романе важнейшие процессы, происходившие в русском обществе в середине XIX века. Так, например, губительным было влияние крепостного права не только […]...
  32. “Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке […]...
  33. Комедия Д. И. Фонвизина была написана в 18 веке, в то время когда в государстве и в жизни людей было очень много несправедливости и лжи. Первая и основная проблема в комедии это – плохое, неправильное воспитание. Обратим внимание на название: “Недоросль”. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. В самой комедии мать […]...
  34. Подвиг поступок, дается люди века? Каждый действий. поступки, времени, выглядит На назвать случай отделении в закрутил жизни Но, нужно совершать здоровье. свидетелями картины, когда пожилые люди несут домой тяжелые сумки. Ведь нам, помощь, донести сумки, перевести через улицу или что-то еще. Также, на мой взгляд, настоящими героями являются люди, которые в сложной жизненной ситуации не […]...
  35. Моя бабушка всегда забояться обо мне и переживает, о моем здоровье. Бабуля всегда вкусно готовит. Она старается сделать мой рацион разнообразным, питательным и насыщенным. Особенно вкусными у нее получаются пирожки. Бабушка мне всегда говорит, что если я буду хорошо кушать, то у меня будет много силы и знания будут мне даваться намного легче. Моя бабушка […]...
  36. О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами, пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из главных черт характера многих. Между тем именно милосердие делает […]...
  37. На протяжении миллионов лет своего существования человечество никогда не прекращало искать идеальной формы организации общества. Политическая карта мира постоянно менялась: одни государства исчезали, на их месте строились другие, то здесь, то там возникали войны, революции, гражданские перевороты. Наконец мы прошли огромный путь от первобытных племен до супердержав. И вот в современном мире царит демократия – […]...
  38. Согласны ли вы с мнением Н. В. Смирновой о том, что “образ героя-философа в сочинениях эпохи классицизма почти всегда соотносим с идеей по­строения идеального государства и общества” (“Недоросль” Д. И. Фонвизина)? Начиная работу по составлению плана сочинения, вспомните, что с появлением в русской литературе XVIII века образа дворянина-философа в отечественной словесности начинает формироваться характерный для […]...
  39. Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое. И ведь оно верно, сейчас объясню почему. Слово – сильное оружие, оно способно поставить человека на истинный путь, но и убрать его […]...
  40. “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне”.). В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и […]...

Чтобы ответить на вопрос “Есть ли сейчас Мит­рофанушки?”, вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику - гениальной комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.

“Недоросль” - не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только “Недоросль” все еще ставится на сцене.

Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина

во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово “дверь” - то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.

До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово “недо­росль” впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком

значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.

Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать “все несчастные следствия дурного воспитания”. Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.

Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных - Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова - урожденная Скотинина - злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей - естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.

Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.

Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?

Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. “В сей комедии, - писал П. А. Вяземский, - так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину”.

Комедия Фонвизина “Недоросль” направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех “тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами - источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.

Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, “скотство”, “свинство”, только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость “образованности” - наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.

Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном - агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.

Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на “ты”… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы “болезни” и будем ли с ними бороться.

Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: “…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам”.

Глоссарий:

– сочинение на тему современные митрофанушки

– сочинение на тему Митрофанушка

– сочинение на тему воспитание митрофана

– современные митрофанушки

– есть ли сейчас митрофанушки


Другие работы по этой теме:

  1. Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в...
  2. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка –...
  3. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене....
  4. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех...

СОЧИНЕНИЕ ученика 8 г класса 50 средней школы г. Таллинна
Жовникова Александра (написано в 1968 году-50 лет тому назад).

СОВРЕМЕННЫЕ МИТРОФАНУШКИ

Жил в восемнадцатом веке в России человек. Звали его Денис Иванович Фонвизин.
Замечал он немало недостатков в людях и хотел каким-то образом попытаться их уменьшить. Но как?.. Фонвизин избрал для этого перо.
Он стал писать комедии, в которых высмеивал плохое, злое в людях его времени.
Одной из таких комедий стал его знаменитый "Недоросль".

Недорослями называли тогда дворян, не доросших до военной службы, но вышедших из детского возраста. Вот таким-то недорослем и был Митрофанушка, герой комедии писателя.

Митрофан...Митрофанушка...Сразу рифмуется: толстячок...простофилюшка... Любил он поспать, а ещё больше-поесть, а вот учиться...совсем не любил...
А если что-то для него не так, то и прикрикнуть на кого-то(он считал) можно: "Ну, кто тут под рукой?Ага, Еремеевна (няня)! Сейчас я ей задам, не улизнёт "старая хрычовка"!"
Вот так и существует... В своё удовольствие...

Интересно, а есть ли в нашем современном обществе подобного рода Митрофанушки?..
Давайте походим, посмотрим, поищем...
Сейчас вечер- начнём с утра.

Утро.Сверху доносится чей-то разговор,
- Мам,ну как я в школу-то пойду?Горло красное, температура не тридцать шесть и шесть, а тридцать шесть и восемь! Кашляю, насморк...Что? Никакого насморка нет? Значит, в школу идти?Так я и знал!
Вот вернусь с высокой температурой, лягу и умру! Будешь потом плакать!

Но в школу всё-таки отправляется.
Пойдём и мы за ним.

Школа. Перемена.
Какой-то переросток мучает в уголке младшеклассника, который и до плеча ему не достанет.
Подходит учительница.
- Что Вы, Арина Дмитриевна,зачем мне его бить? Мы с ним играли! Правда ведь, играли?
Он мне ещё и значок показал! Где значок? Гм, почему-то у меня в кармане оказался...
Чтобы больше не повторялось? Ладно!"

Звонок. Урок.
На последней парте сидит толстяк и уплетает громадный бутерброд.
- Хлебников, убери сейчас же! Тебе что, перемены не хватило?!
Невнятное мычание. Хлеб кладётся в карман- поближе...
Вызывают решать задачу.Вот не везёт: во рту-то опять кусок. И задача какая-то... Когда рядом еда, ничего не соображаешь...
Два. Ну, ничего: вернусь на место и спокойно поем.

А вот у стены сидит полусонный паренёк: наверное, уроки ночью делал. Почему ночью? А как же тут успеешь? В футбол наиграешься, придёшь домой, а тут, оказывается, домашнее задание не записано... Пока к товарищу сбегаешь, тетради найдёшь, и спать пора, иначе бабушка утром тебя не добудится...
Сейчас объяснение учителя мимо ушей пропускает...
Вот так всё время и опаздывает...

Таковы современные Митрофанушки. И интересы у них современнее по сравнению с интересами фонвизинского Митрофанушки. Они и в кино бывают часто, и у телевизора часами сидят-лежат, и футболу времени много уделяют...
Трудно после всего этого за уроки браться, да и времени на них не хватает...

Так что, увы, есть и в наше время Митрофанушки...
Можно ли современным Митрофанушкам попытаться искоренить порочащие их качества?
Можно!

Первому из упоминавшихся нужно всегда выполнять домашние задания, и тогда ему не надо будет прикидываться больным!

Второй должен заставит себя понять, что не дело обижать малышей!

Хлебникову надо найти подходящий ему вид спорта: ведь, как известно, спорт лечит!

Вывод: следует избавиться от черт, свойственных Митрофанушкам, но прежде нужно их в себе заметить, отыскать, и сделать это обязательно!

ВЫВОД: нужно стараться не впускать в себя Митрофанушку, а уж если впустил, объявлять ему войну- ЗЛУЮ И БЕСПОЩАДНУЮ!

Рецензии

50 лет прошло, как Александр написал о Митрофанушках, своих современниках, а такое впечатление, что написал он о нынешней молодёжи - всё один в один.
Митрофанушки как были раньше, так и сейчас есть и в дальнейшем будут: никуда от них не деться.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Самым известным произведением Дениса Ивановича Фонвизина можно считать комедию «Недоросль». Это творение завоевало сердца читателей благодаря необычайной прямолинейности проблематики. Конечно, описанные автором ситуации были типичными для второй половины 18 века. Однако заявить о них прямо, без прикрас, да и еще и с долей сарказма, высказав тем самым свое мнение по этому поводу, никто из авторов не решался.

Главной проблемой, поднятой Фонвизиным, можно считать содержание дворянского воспитания. Автор осуждает дикость провинциального дворянства, его злонравие и нежелание истинного постижения наук, зависимость от родителей.

Автор раскрывает глаза на традиционное воспитание, показывая образ главного героя Митрофана Простакова. Он является недорослем, так как он не достиг совершеннолетнего возраста. Соблюдая новый указ царя, он учится. Но делает лишь потому, что должен повиноваться решению правителя, а не потому что ему это нужно. Он ленив, отличается тупостью, огромным невежеством, не приучен к самостоятельности, полностью зависит от своей матери. Недаром автор дал ему говорящее имя: Митрофан в переводе с греческого означает «проявление матери». Он типичный представитель молодых дворян 18 века.

В последствии имя Митрофанушки, как ласково называла его мать, стало нарицательным. Так стали называть безынициативных, ленивых и глупых молодых людей, которые не желали учиться и полностью зависели от родителей.

Сегодня получение образования - стало обязательной ступенью взросления любого русского человека. Мы заканчиваем школу, потом получаем профессиональное образование в университетах, колледжах или техникумах. Но многие из современных учеников или студентов все так же, как и в 18 веке, учатся только для получения документа, а не для получения знаний и саморазвития. Получается, что мир меняется, развивается, а такие люди время от времени мелькают в нашем обществе. Так если они действительно сегодня или это всего лишь предположение?

К сожалению, Митрофанушек сегодня огромное множество. Чтобы в этом убедиться, достаточно лишь оглянуться по сторонам. В каждом дворе, на каждой улице, в каждой школе такие представители. Они не хотят учиться, не уважают учителей, не ценят природу и чужой труд. Да и общаются они между собой довольно странно: их речь наполнена оскорбительными словами и издевательствами, которые они воспринимают нормально. Им может быть даже совсем немного лет, но уже в возрасте первоклассника, когда ребенок должен смотреть с широко открытыми глазами на мир, желать познать новое, они желают лишь побыстрее удовлетворить свои материальные потребности. Они избалованы.

Как правило, это дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы направить материальные возможности семьи на саморазвитие, лишь бесконечно тратят их на развлечения и одежду. Они выставляют себя на показ, любят, когда на них обращают внимание, говорят о них. Но при этом не уважают своих родителей и часто воспринимают их как денежные мешки. Если вдруг такая семья разориться, то связь ребенка и родителей может быть навечно потеряна, ведь единственной нитью, их связывающей являлись деньги. Они часто плохо отзываются о своих отце и матери, хотя все, что они имеют, досталось им благодаря родительскому умению жить.

Я встречаю таких молодых людей в кафе, но ни разу не видела их в обычной школьной столовой. Я знаю, что они ходят на модные показы и встречи в ночных клубах, но не замечала их ни на одной выставке. Я включаю телевизор и вижу их в различных проектах, вижу в качестве героев сериалов.

Митрофанушки опасны. Эти люди без нравственности, духовности и ума превращаются в животных. В них не остается ничего человеческого. И самое страшное, что такое восприятие жизни будет передаваться следующему поколению, детям нынешних недорослей. А дурное воспитание и абсолютное пренебрежение к знаниям могут в итоге привести к полной деградации общества и его постепенному исчезновению, когда каждый человек будет бороться лишь за свои собственные физические потребности, но не более.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...