Отечество. Честь. Долг


Управление в области обороны и безопасности

Оборона - система политических, экономических, военных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защите населения, территории и суверенитета Федерации.

Основой обороны являются Вооруженные Силы (ВС) РФ, также могут привлекаться войска МВД, ФПС, МЧС.

Общее руководство Вооруженными Силами РФ осуществляют:

- Президент РФ (Верховный Главнокомандующий): утверждает военную доктрину, объявляет состояние войны, вводит военное положение с информированием Федерального Собрания, присваивает высшие воинские звания, назначает, освобождает высшее командование;

- Правительство РФ: организует оснащение вооружением и военной техникой, выполнение государственных целевых программ, социальных гарантий для военнослужащих, осуществляет руководство гражданской обороной.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ:

- Министерство обороны: принимает меры к вооруженной защите государства, по обеспечению боевой, мобилизационной готовности Вооруженных Сил, обеспечивает финансовыми средствами и другими ресурсами Вооруженные Силы, укрепляет организованность и воинскую дисциплину;

- Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ (центральный орган военного управления): осуществляет координацию деятельности органов военного управления, других родов войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны, стратегическое планирование применения Вооруженных Сил и других войск; организует разведывательную работу в целях обороны;

- военные советы: создаются Президентом РФ, являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, на флотах, в армиях;

- военные округа, флоты: осуществляют оперативное управления войсками Вооруженных Сил. Руководство исполняет командующий через штабы, управления, отделы округа;

- военные комиссариаты: являются территориальными органами Минобороны, отчитываются о своей деятельности перед Генштабом через управления соответствующих военных округов. Задачи: проведение призыва людских ресурсов, обеспечение своевременного выполнения планов призыва, участие в медицинском освидетельствовании граждан;

- органы местного самоуправления: оповещают граждан о вызовах военкомата, предоставляют необходимые данные военкомату, предоставляют необходимые помещения и оборудование.

Военную службу проходят все мужчины 18-27 лет, граждане РФ. Возможна замена альтернативной службой. Комплектование Вооруженных Сил происходит на смешанной основе (по призыву и по контракту). Ряд категорий граждан освобождаются от призыва на военную службу (негодные, ограниченно годные к военной службе, имеющие степень кандидата или доктора наук, прошедшие альтернативную службу).

Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее.

Президент РФ осуществляет общее руководство органами безопасности, координацию деятельности органов безопасности, принятие оперативных решений.

Правительство РФ обеспечивает руководство государственными органами безопасности; осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы безопасности ит.д.

Совет безопасности РФ (руководство деятельностью осуществляет Президент РФ). В его ведении находится подготовка решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности и т.п.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России). Основными направлениями работы являются контрразведывательная деятельность и борьба с организованной преступностью.

В систему органов внешней разведки входят Служба внешней разведки РФ (СВР России), органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки Федеральной пограничной службы РФ (ФПС России) (добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ, и др.).

Специальными органами обеспечения безопасности являются Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), а также Служба безопасности Президента РФ (прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным объектам государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы и др.).

К органам безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (координация деятельности ФОВ и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны).

В целях охраны государственной границы действует ФПС РФ.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота – предотвращения развязывания войны, в составе стратегических ядерных сил страны в ВМФ сохранены морские стратегические ядерные силы, которые имеют определенные преимущества в сравнении с Ракетными войсками стратегического назначения и стратегической авиацией. При таком базировании ядерное оружие выводится за пределы территории собственного государства, что снижает угрозу для мирного населения и главное – подводные лодки наименее уязвимы, в сравнении с другими видами базирования ядерного оружия.

Кроме морских стратегических ядерных сил в составе Военно-Морского Флота имеются силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных и глубоких морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

Основой сил общего назначения Военно-морского флота являются подводные силы, составляющие ядро ударного потенциала флота, как наиболее универсальный, мобильный и мощный род сил, способный эффективно бороться с любым морским противником. Их главным элементом являются атомные подводные лодки. Из подводного флота бывшего Союза России достались 55 ракетоносцев, несущих на своем борту почти треть стратегического арсенала СССР. Только один российский подводный крейсер “Тайфун” несет на своем борту 200 стратегических зарядов.

Россия является морской державой: ее берега омываются водами 12 морей, трех океанов, а протяженность морской границы в два раза больше сухопутной. Военно-морской флот в современных условиях способен обеспечивать безопасность и защиту интересов страны в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации

Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. К органам государственного руководства относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления.

В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего определены Федеральным законом «Об обороне» (статьи 4 и 13).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент Российской Федерации является главойгосударства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской Федерации клянется « .защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.».

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляетВерховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им являетсяПрезидент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).



При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации - один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ являетсяГенеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ), составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. В эту организацию также входит часть промышленного и научного комплекса страны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.

ПОНЯТИЯ:

Вид Вооруженных Сил - это составная часть ВС, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России - это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Объединения - это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ - территориальное общевойсковое объединение и флот - военно-морское объединение.

Военный округ - это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает - соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть - это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ - Военно-морской флаг.

Подразделение - все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон - все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» - часть делится на подразделения.

  • §3 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте
  • §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
  • §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
  • Правила поведения и действия при пожаре
  • §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
  • §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
  • §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
  • §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
  • § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
  • § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
  • § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
  • § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
  • § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
  • При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
  • Вопросы и задания
  • Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 гражданская оборона
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
  • §1. Ядерное оружие
  • §2. Химическое оружие
  • §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
  • §4. Средства защиты от оружия массового поражения
  • 4.1. Средства индивидуальной защиты
  • 4.2. Средства коллективной защиты
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
  • §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
  • §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
  • §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
  • §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
  • §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
  • §2. Методика оценки устойчивости объектов
  • §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • Вопросы и задания
  • Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
  • §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
  • §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
  • §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
  • §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
  • §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
  • §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
  • §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
  • §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
  • Вопросы и задания
  • Раздел III человек и техносфера
  • Глава 1 физиология труда
  • §1. Физиологические основы трудовой деятельности
  • §2. Классификация трудовой деятельности
  • §3. Режим труда и отдыха
  • §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
  • Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
  • §1. Оптимальный микроклимат
  • §2. Освещение
  • §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 производственные опасности и защита от них
  • §1. Температурно-влажностный режим
  • §2. Вредные вещества
  • §3. Акустические колебания
  • I = p ∙ ф / πR2 ∙ k, (Вт/м2),
  • 3.1. Шум
  • 3.2. Ультразвук
  • 3.3. Инфразвук
  • §4. Вибрация
  • §5. Электромагнитные поля и излучения
  • 5.1. Электрические поля
  • 5.2. Электростатические поля
  • 5.3. Магнитные поля
  • 5.4. Электромагнитные излучения
  • 5.4.1. Низкочастотные излучения
  • 5.4.2. Радиочастотные излучения
  • 5.4.3. Оптические излучения
  • 5.4.4. Ионизирующие излучения
  • 100 Рад = 100 Бэр = 100 р = 13 в = 1 Гр
  • 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
  • §6. Электрический ток
  • 6.1. Поражающее действие электрического тока
  • Iч = uпр / rч.
  • 6.2. Защитные меры в электроустановках
  • 6.3. Защитное заземление
  • 6.4. Зануление и защитное отключение
  • 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
  • 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
  • 6.6.1. Изолирующие штанги
  • 6.6.2. Изолирующие клещи
  • 6.6.3. Электроизмерительные клещи
  • 6.6.4. Указатели напряжения
  • 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
  • 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
  • 6.6.7. Изолирующие подставки
  • 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
  • 6.7.1. Временные переносные заземления
  • 6.7.2. Временные переносные ограждения
  • 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
  • §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
  • §1. Психология труда
  • §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
  • Вопросы и задания
  • Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
  • Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 охрана окружающей среды
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 охрана труда
  • §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
  • §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
  • §3. Обучение и инструктаж по охране труда
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 безопасность в отрасли
  • Вопросы и задания
  • Раздел V национальная безопасность
  • Глава 1 экономическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 внутриполитическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 информационная безопасность
  • §1. Общие проблемы информационной безопасности
  • §2. Информационные войны
  • §3. Защита информации
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 военная безопасность
  • §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
  • §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
  • §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
  • §4. Порядок прохождения военной службы
  • Вопросы и задания
  • Раздел VI международная безопасность
  • Глава 1 военные аспекты международной безопасности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
  • Вопросы и задания
  • Библиография
  • Теоретические основы выработки решений
  • 1. Общие понятия
  • 2. Математическое моделирование
  • 3. Метод сетевого планирования и управления
  • 4. Методы экспертных оценок
  • 5. Математические методы обработки высказываний экспертов
  • VI = Gi / Ci, (3)
  • §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами

    Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий . Согласно Конституции и Закону "Об обороне" им является Президент России .

    Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

    Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

    Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

    Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

    Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

    При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

    Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

    Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

    Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом "Об обороне", Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

    В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон "Об обороне" четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

    Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

    Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

    Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

    Правительство Российской Федерации - один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

    В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ "Об обороне". Согласно этому закону Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

    Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

    Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

    Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

    Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

    В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства Обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

    В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

    Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов осуществления исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

    Централизация выражается в осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра, подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию, наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками, обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих.

    Единоначалие - основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

    Воинская дисциплина - важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

    Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

    Выбор редакции
    Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

    Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

    Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

    Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
    Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
    Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
    Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
    Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
    Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...