Голоса войны: знаменитые журналисты времен Великой Отечественной. План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ


На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза — Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие…

Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.


Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры — это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу.


Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г

Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!

Содержание
Введение 3
1. Решение проблемы идеологии через органы печати и радиовещания в период Великой Отечественной войны 6
1.1 Перестройка советской печати и радиовещания на военный лад 6
1.2 Деятельность Совинформбюро в 1941-1945г.г 9
2. Публицистика в годы Великой Отечественной войны 12
2.1 Деятельность военных корреспондентов 12
2.2 Советские писатели на войне 19
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Введение

Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Красной Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Красной Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.
Военные корреспонденты это работники военной печати и специальные корреспонденты центральных газет, радио и ТАСС.
В задачи военных корреспондентов входили объективное оперативное освещение событий войны, показ героизма советских воинов, пропаганда боевого опыта, умелой организации партийно-политической работы во фронтовой обстановке.
Некоторые военные корреспонденты и фотокорреспонденты, оказавшись в сложной фронтовой обстановке, находясь партизанских отрядах или в подполье сражались против фашистов с оружием в руках.
Мужественно выполняли долг военные фотокорреспонденты ТАСС Халдей Е.А.(См. приложение 1), ММ. Калашников, С.Н. Струтрунников В.А. Тёмин («Правда»), Я.Н. («Красная звезда»), Н.И. Хадогин («На страже Родины»), Г.А. Белянин («Фронтовая иллюстрация»), Н. Веринчук («Красный флот») и другие. Все военные корреспонденты награждены орденами, и многие из них неоднократно. Военкорам А.С.Борзенко, М.М. Джалилю и Я.С. Чапичеву присвоено звание Героя Союза.
На военных корреспондентов возлагается обеспечение печати и радио военной информацией и материалами, освещающими: боевой опыт частей, бойцов и командиров Красной Армии (Военно-морского флота) в Отечественной войне Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, опыт партийно-политической работы в частях Красной Армии.
Целью данного исследования является рассмотрение решение проблемы идеологии через органы печати и радиовещания в период Великой Отечественной войны и деятельность военных корреспондентов.
В связи были поставлены и решены следующие задачи:
проследить деятельность советской печати и радиовещания в годы Великой Отечественной войны;
- рассмотреть работу Совинформбюро в 1941-1945 годах;
- деятельности военных корреспондентов-писателей на войне на примере работ И.Эренбурга, К.Симонова, А.Толстова и М.Шолохова.
Сборник «От Советского информбюро… 1941-1945» прежде всего важный исторический, литературно- публицистический сборник, охватывающий самое драматическое четырехлетие XX века: 1941-1945. Перед нами раскрывается широкая панорама общественных настроений тех лет.
Сборник «Летопись огненных лет» повествует о деятельности кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими сделано сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки. Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Документальные кадры кино- и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях целых фронтов, партизанских вылазках и обыкновенном героизме военных и тыловых будней.
С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, в передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий. Об этом и многом другом повествует книга Кузнецов И., Попов Н. «Советская печать в годы Великой Отечественной войны».
Одна из статей энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945» посвящена военным корреспондентам, писателям- корреспондентам.
М.Гареев В статье «Всегда встрою. Константин Симонов и военная тема» опубликованная в Независимой газете в 2001 - №25 показывает К. Симонова как военного корреспондента.
Сборник К.Симонова «Военная лирика» составлен из стихотворений написанных в годы войны и посвященных военным корреспондентам. (См. приложение 6).
В своей работе я также использовала материал из Интернета.

1. Решение проблемы идеологии через органы печати и радиовещания в период Великой Отечественной войны

    1.1 Перестройка советской печати и радиовещания на военный лад
Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет - до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».
Значительно сократилось число местных изданий. В Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет с общим тиражом около 60 тыс. экземпляров. В Ленинграде и Ленинградской области закрыли журналов и более 180 многотиражных газет 1 . В результате подобных мер к 1942г. в стране осталось 4560 газет, в то время как в предвоенном 1940г. их
насчитывалось около 9000, а общий тираж прессы с 38000000 уменьшился до
180000000 экземпляров 2 .
Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах. Принятые меры по перестройке печати были, конечно, вынужденными: они позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте. К концу 1942года задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была
решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР: на восьми языках издавалась газета 2-го Прибалтийского фронта «Суворовец», на семи языках – газета 3-го Украинского фронта «Советский воин» 3 .
Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943–1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий. Только на оккупированной территории Белоруссии, справедливо считавшейся в годы войны Партизанской республикой, издавалось 162 газеты, в том числе республиканских –3, областных – 14, межрайонных и районных – 145 4 .
Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», 15 млн. экземпляров которой было распространено уже за первый год войны, «Большевистская правда» – издание партийных организаций Минской области, «Витебский рабочий», «В бой за Родину!» – Рудненского района Смоленской области. Из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины», выходивших в отрядах С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова.
Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942г. – «Красный сокол». Кроме того, Главное политическое Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.
Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250000 экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.
В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» 5 . О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке вела передачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой активно сотрудничал писатель и публицист Ярослав Галан. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20000 фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны 6 .
На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.
    1.2 Деятельность Совинформбюро в 1941-1945г.г.
В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941г. было создано Советское информационное бюро - информационно - пропагандистское ведомство в СССР , образованное при Наркомате иностранных дел СССР . В политико-идеологическом отношении оно было подчинено непосредственно ЦК ВКП (б) .В его задачу вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч 7 .
Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио , газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны .
С 1942 года возглавлялось секретарём ЦК ВКП (б) по пропаганде А.С. Щербаковым.
В 1944 году в составе Совинформбюро было создано специальное бюро по пропаганде на зарубежные страны. В послевоенное время информация Бюро распространялась через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации. Таким образом, Совинформбюро знакомило читателей и слушателей с борьбой советского народа против фашизма , а также с основными направлениями внутренней и внешней политики Советского Союза.
Фраза «от Советского информбюро…» 8 , много раз звучащая в годы Великой Отечественной войны великим Левитаном, осталась в памяти многих поколений. (См. приложение 5)
«От Советского Информбюро». Этими словами с 24 июня 1941 года и до 9 мая 45-го начинались передачи по радио. Застыв у репродукторов - на работе, на улицах, дома, - миллионы людей по всей стране, затаив дыхание, слушали сводки о положении на фронте, о мужестве и героизме советских воинов. Созданное на третий день после начала войны по решению ЦК партии и правительства новое агентство выполняло поставленную перед ним задачу: «... освещать в печати и по радио международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны» 9 .
Имя главного диктора, читавшего сводки - Юрия Левитана, было известно всей стране. Именно Совинформбюро сообщал о том, что происходило на главном фронте Второй мировой войны. Чтобы переиграть мастера дезинформации Геббельса, была необходима не менее изощренная стратегия. Начиная с фронтовых сводок и газет для стран-союзников, и заканчивая листовками для солдат вермахта.
Совинформбюро была одна в высшей степени важная задача - об этом известно меньше,- в годы войны оно готовило и направляло во многие зарубежные органы печати и радио статьи, очерки, репортажи, рассказывавшие о борьбе Красной Армии и всего советского народа против гитлеровского нашествия.
Через Совинформбюро СССР убеждал союзников. Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Илья Эренбург, Борис Полевой, Константин Симонов и многие другие писали для Совинформбюро. Один из корреспондентов Совинформбюро, писатель Евгений Петров, погиб на фронте, находясь в командировке. О том, что такое четвертая власть и глобализация будут спорить потом, через 60 лет. Но именно Великая Отечественная война подтвердила, что слово - это очень сильное оружие. Фамилия Левитана была первой в списке врагов Третьего рейха 10 .
Бюро составляло сводки для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны. В 1944 году в составе Совинформбюро было организовано специальное бюро, занимавшееся пропагандой на зарубежные страны. После войны информация Бюро распространялась через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации 11 . Через Совинформбюро читатели и слушатели узнавали о борьбе советского народа против фашизма, а также об основных направлениях внутренней и внешней политики Советского Союза.

2. Публицистика в годы Великой Отечественной войны

2.1 Деятельность военных корреспондентов

Чтобы помочь тем журналистским кадрам, которые пришли из гражданских газет и не имели опыта войны, правильно сориентироваться в новых условиях, ЦК ВКП (б) принял постановление, от 9 августа 1941 «О работе на фронте специальных корреспондентов», от 13 августа 1942 «О работе на фронте специальных корреспондентов центральных газет и ТАСС». В сентябре 1942 введено в действие Положение о работе военных корреспондентов на фронте. Были созданы курсы усовершенствования газетных работников. Право иметь специальных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, Всесоюзному радиокомитету, газетам «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда». Распространялось оно и на республиканские и областные газеты, если на территории данной республики или области происходили военные действия. Всего к концу войны на фронте находилось около 100 спецкоров. Среди них было много писателей часть их в предвоенные годы посещала специальные курсы при военных академиях им. В.И. Ленина и им. М.В. Фрунзе 12 . В которых рассказывали о победах Советской Армии, о подвигах защитников Родины ярко, взволнованно, используя всё богатство газетно-публицистических жанров. Стали военной классикой очерки Б. Л. Горбатова «Алексей Куликов - боец», П. А. Лидова «Таня», вошли в историю материалы М. И. Котова и В. Г. Лясковского о молодогвардейцах и другие. Всю войну В. к. прошли рядом с героями своих очерков, участвовали в различных боевых операциях, высаживались с десантом в тылу врага. С. М. Борзунов (газета «За честь Родины») вместе с передовыми подразделениями форсировал Днепр, Н. Н. Денисов («Красная звезда») участвовал в боевых вылетах в расположение противника, Б. Н. Полевой («Правда») и С. К. Крушинский «Комсомольская правда») работали словацких партизан.
В положении отмечается, что военными корреспондентами могут быть члены и кандидаты ВКП (б), члены ВЛКСМ и беспартийные, имеющие опыт журналистской работы и обладающие необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний 13 .
Все постоянные военные корреспонденты зачисляются в кадры Красной Армии (Военно-морского флота).
Повседневное руководство военными корреспондентами осуществляется редактором газеты (Совинформбюро, ТАСС, Радиокомитетом) непосредственно или через отделы фронтовой жизни.
Редакции газет, Совинформбюро, ТАСС, Радиокомитет периодически вызывают своих корреспондентов с фронта для отчета в своей работе и инструктажа.
Постоянные военные корреспонденты, члены и кандидаты ВКП (б), члены ВКСМ, состоят на учете в партийной или комсомольской организации Политуправления фронта.
Политорганы, комиссары частей и соединений, командиры Красной Армии (Военно-морского флота) оказывают военным корреспондентам всемерное содействие в их работе: систематически знакомят корреспондентов с положением на фронте, ходом боевых действий частей и соединений в размерах, не разглашающих дислокацию частей и дальнейших замыслов командования, помогают им в выборе частей и соединений для выездов, а также в подборе людей, которых можно привлечь к участию в газете; знакомят корреспондентов с документами, представляющими интерес для печати и радио, не разглашающими военную тайну; помогают корреспондентам в передвижении по фронту и в деле связи со своими организациями 14 .
Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей.
Уже 24 июня 1941г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов – на Южный фронт, А. Твардовский – на Юго-Западный, Е. Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя». В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) писатели выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. Корреспонденту газеты 18-й армии «Знамя Родины» С. Борзенко за мужество и отвагу, проявленные при захвате плацдарма на Керченском полуострове, было присвоено звание Героя Советского Союза. Столь же высокой награды удостоены старший политрук Муса Джалиль, майор Я. Чапичев и еще пять журналистов. Высокую оценку военным журналистам давало командование всех фронтов. Политуправление 3-го Белорусского фронта: «В целом корреспонденты центральных газет ведут себя на фронте, в соединениях и частях смело и в трудных условиях боевых действий честно выполняют свой долг» 15 .
В кадрах Красной Армии и Военно – Морского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР 16
Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова» 17 . Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.
Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.
Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, – с признательностью пишет С. Михалков, – в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им» 18 .
В объектив фото- и кинокамеры лишь случайно попадал сам военный корреспондент. (См. приложение 2) Корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания. В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры - ради крупных планов сражений. Они сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть, как срабатывает противовоздушная оборона во время бомбежек столицы. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было заминированное поле. У операторов не было длиннофокусной оптики. Для начала съемки им приходилось ждать пока вражеские танки приблизятся к окопам. От них требовалась максимальная оперативность не только в съемке, но и в присылке материала, четкость сопровождающих материал монтажных листах 19 .
Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского оружия - разгрома немецких сил под Москвой в конце 1941 - начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры отогревали под полушубками.
Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Кадры из документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»:
В битве за Сталинград, которая длилась 200 суток и закончилась разгромом 330- тысячной группировки немецких и румынских сил на Волге, фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. Хотя то, что осталось в разрушенном до основания городе, улицами называлось весьма условно. Бои шли за каждый дом. На протяжении 59 дней продолжалась оборона «дома Павлова». Этот подвиг остался на киноленте. Чтобы кинооператор мог попасть в окруженный дом Павлова, специально под нейтральной зоной, простреливаемой гитлеровцами, был прорыт туннель.
В июле- августе 1943 года военные корреспонденты были свидетелями крупнейших танковых сражений Второй мировой войны. В Курской битве с обеих сторон участвовали более 4 млн. человек. На поля сражений были выведены 13 тысяч танков и самоходных орудий. Человек с фото- или киноаппаратом в танковом сражении абсолютно беззащитен. Чтобы снять крупные планы операторам приходилось ждать, пока вражеские танки приблизятся к окопам. Снимать через смотровую щель танка стало привычным делом 20 .
Военные корреспонденты снимали не только на передовой, но и глубоко во вражеском тылу - в партизанских отрядах. Особенно активны были партизанские действия в оккупированной Белоруссии. Белорусские партизаны уничтожили, ранили и взяли в плен около 1,5 миллиона немецких солдат. Шла рельсовая война. Под откос шли тысячи немецких поездов. Вместе с партизанами операторы ходили в рейды, сидели в засадах у железнодорожного полотна и взрывали мосты.
Десятки тысяч лиц запечатлела кино - и фотолетопись войны. (См. приложение 3) На ней навечно живыми остались люди, не уцелевшие в этой войне. На фото тех лет - герои, чьи имена стали известны на весь Советский Союз и рядовые советские солдаты.
Корреспонденты запечатлели жизнь блокадного Ленинграда, отрезанного от страны на 900 дней. Тогда от голода умерло 641 тысяча человек. От бомбардировок и артобстрелов погибло 67 тысяч ленинградцев.
Работа фото - и кинокорреспондентов не прекращалась даже в самый страшный период блокады - осень- зиму 1941-1942 года. Сначала они снимали бомбардировку продовольственных складов и пожар, оставивший население города без запасов продовольствия. Они вспоминают, как на их глазах кипели и таяли горы маргарина, по грязной земле текли ручьи расплавленного сахара, горела и тлела мука. А потом они сами вынуждены были искать на этом пепелище кусочки расплавленного и застывшего сахара, косточки чернослива и другие пищевые остатки.
В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел неповторимые события истории и героические поступки тех, кто сражался за Родину.
На кадрах кино- и фотохроники - тыловые будни. Заводы и фабрики срочно осваивали выпуск военной продукции. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики, дети. Работали по 12-18 часов в сутки без выходных и отпусков.
и т.д.................

Тема урока:

Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ

Тип урока:

Интегрированный(исследовательский -творческий)

Форма работы: групповая

Цели:

  • Образовательные- Познакомить учащихся с трагическими событиями ВОВ.
  • Развивающие- Формировать умение работать с историческими документом, способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные- Охарактеризовать героизм советских людей разных профессии.

Проблемный вопрос:

В виде выводов назовите все функции, которые выполняли военные корреспонденты?

Ход урока

I. Организационный момент

II.Учитель: Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали, время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества, тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы.ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители одевали военную форму и брали в руки оружие. Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром красноречия.

«Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, этот урок мы посветим всем фронтовым и тыловым журналистам- корреспондентам ВОВ. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Задача вашей исследовательской работы показать и рассказать о подвигах этих людей.

III.Первая группа учеников – Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события, а авторы печатались под псевдонимом, потому что власть не хотела огласки. По этому поводу в «Русском слове» Немирович Данченко писал: «многие журналисты просили указаний, о чём писать».Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско- японской войне.

Грозный вихрь событий, натиск брони и стали,несущий смерть и разрушения, явился испытанием на крепость не только для советского оборонного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, стали ратниками. На горькую и кровавую дорогу войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно, чем свинцовый град, но и штык. Советская печать, радио, литература и искусство были направлены на обеспечение разгрома врага.

Слайд№1

Особенно важно отметить роль периодической печати в годы ВОВ. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавши советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения.

Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза.

Слайд 2:

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские корреспонденты. Всех имён назвать, конечно же невозможно. Это Александр Анохин-корреспондент газеты «Красная звезда», погиб под Великими Луками в феврале 1943 года, Павел Апрышков - сотрудник краснодарской краевой газеты «Комсомолец», по совместительству гвардий сержант, разведчик, Аман Бердыев- писатель, журналист туркменской газеты «Яш Коммунист»,погиб на фронте при выполнении профессиональных обязанностей. Григор Зограбян- журналист, на фронте был заместителем командира роты, затем сотрудником многотиражки 89-ой Таманской стрелковой дивизии. Абдулла Шарафутдинов- журналист фронтовой газеты «Красноармейская правда», выпускавший специальные номера для воинов-узбеков, погиб в январе 1945г.

IV (вторая группа)

Слайд 3

Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Творческая группа- Опять война, опять Блокада…(Ю. Воронов)

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В газете «Большевик», редактором которого был Иван Юдин, вышел его очерк « По следам фашистского зверя». Во время оккупации, кубанские журналисты в тылу врага издавали « газеты- мстители».Партийное руководство очень большую роль уделяло региональным газетам. На Кубани, в начале ВОВ издавались 154 газет. Самыми известными считались «Советское казачество», «Сталинец». Поручив журналистам вести патриотическое воспитание, советскому руководству пришлось даже вспомнить о казачестве и его военно- патриотических традициях. Прежде всего, было объявлено, что всё казачество стало советским. Даже одну из районных газет переименовали в «Советское казачество».Самая востребованная населением тема была военная хроника «от советского информбюро».

Слайд 5

Подвиги известных советских писателей – Ангелина

Невозможно не восхищаться подвигами советских писателей. Без преувеличения и излишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые люди, выразители дум и чаяний народа сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их песни, поэмы, стихи читались в траншеях и землянках, в тылу врага, от Балтики до Чёрного моря. В музеях хранятся не мало книг, обагрённых кровью и пробитых пулями. К некоторым из них приложены письма солдат и офицеров, говорящие об их любви к литературе. В одном из таких писем говориться: «Вашу книгу (речь шла о книге М.А.Шолохова «Они сражались за Родину») я нашу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Ваша книга нам нужна». Во время ВОВ М.Шолохов был военным журналистом «Правды» и «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерк «На Смоленском направлении» публиковалась в разных изданиях, и вдохновлял солдат на ратные подвиги. Строки из поэмы « Книга про бойца» А. Твардовского опубликованы в «Красноармейской правде», стали молитвой для многих солдат:

«Буду пикать, выть от боли

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда».

Слайд 6 (вторая творческая группа)- Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали, слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется, что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов.

V(Поёт вся группа)

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли.


фотографий Проханова на войнах разразились завистливо-шипящими соЛЖЕницынскими маразматическими строками из романа "В круге первом", называя его "нашей совестью":

"корреспондент, едва только показывал свою книжечку, уже был принимаем как важный начальник, как имеющий право давать установки. Он мог добыть сведения верные, а мог и неверные, мог сообщить их в газету вовремя или с опозданием, -- карьера его зависела не от этого, а от правильного мировоззрения. Имея же правильное мировоззрение, корреспондент не имел большой нужды и лезть на такой плацдарм или в такое пекло: свою корреспонденцию он мог написать и в тылу ".

Я напомню, что реально делали фронтовые и военные журналисты и сколько их погибло во время Великой отечественной войны.

Памятник погибшим журналистам

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза - Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие...

Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.

Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Фронтовой оператор Н.Киселёв.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней - армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них - “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры - это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” - для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное - призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” - этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача - борьба с врагом в его тылу.

Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г
Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов - на Южный фронт, А. Твардовский - на Юго-Западный, Е. Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя».

В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них - 225 погибли на фронте, 300 - награждены орденами и медалями Союза ССР.

Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова. В ГлавПУРККА от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова». Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.

Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.

Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, - с признательностью пишет С. Михалков, - в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им»

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Публицистика периода ВОВ. Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия в войне 1941-1945» А. Верт, «читал буквально каждый. Особенно большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Он проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей прозы, интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди»22. ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата»23. За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя.

Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями. Правдивой летописью войны стала фотопублицистика.

Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам - статье, корреспонденции, очерку - перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома.

Одна из основных тем военной публицистики - освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном - бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки. Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма.

В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них - это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.

В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия.

В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал» «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...