Характерные черты консерватизма как идеологии


К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм (от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаивающее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Впервые термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в. К основоположникам консерватизма обычно причисляют французских мыслителей Э. Бёрна (1729-1797), Ж. де Местра (1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Бёрн в своих «Раздумьях о Французской революции» (1790) сформулировал классическое консервативное утверждение: установленные социальные и политические учреждения должны защищаться, потому что они существуют и выросли «органически».

Основой консервативной идеологии является традиционализм , т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать традиционализму значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в традиционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представлениями, позициями, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни. Основные представители консерватизма Э. Бёрн, Ж. де Местр, Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в Х1Х-ХХ вв. к этому идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины :

1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях;

2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству);

3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.

Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими основополагающими консервативными идеями . Наиболее существенные из них таковы:

а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества);

б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным переменам;

в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования общества и человека с помощью политических и экономических средств;

г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе (наличие в нем высших и низших социальных слоев);

д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей;

е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмысленны.

Последовательные сторонники консерватизма отрицают идею, согласно которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенствование общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное неравенство, считают они, является неизменной формой современного стратифицированного общества, вытекающей из его естественного происхождения.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, которые, по их утверждениям, «мешают естественным и желательным различиям между людьми. Функции государства и особенно правительства, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и сконцентрировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «необходимым тормозом потенциального социального переворота (Д. Золл). Что же касается народной демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает моральные ценности».

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет единственную гарантию сохранения существующих экономических и политических отношений, а также, пусть и несовершенной, но все же реальной социальной гармонии различных социальных сил.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма . Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С.Хантингтон. Их нередко называют людьми, «меняющими американскую политику» и обеспечивающими ее «поворот вправо». В основном они экслибералы, обеспокоенные закатом традиционной власти и «избытком демократии», волной студенческих беспорядков в конце 60-х годов, упадком традиционных ценностей индустриальной цивилизации.

Существуют две основные трактовки неоконсерватизма :

1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи;

2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Помня исходный принцип неоконсерватизма, один из его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: «Изменение курса во время шторма это способ удержать курс». Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П. Бергер добавил, что «современная американская идеология консерватизма является по своему воздействию на людей глубоко и безусловно либеральной». Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельством, что сам по себе либерализм содержит немало важных консервативных элементов.

Одна из наиболее существенныхособенностей неоконсерватизма заключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.

Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П.Стейнфельса, «...неоконсерватизм стал прямым защитником интересов бизнеса. Излишне говорить, что бизнес, которому относительно долго не хватало идеологической поддержки от академических кругов, с энтузиазмом приветствовал неоконсерваторов». Поэтому, убежден П. Стейнфельс, «неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патронов».

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.

Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся открытыми противниками прогресса, современные неоконсерваторы превратились в поборников неотвратимости социально-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не «методами толпы снизу», а неспешными изменениями, проводимыми «сверху».

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.

Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.

Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.

Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять) - одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.
Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.
Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее - в англосаксонском культурно-историческом пространстве.
Основные принципы:
- общество - это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;
- существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;
- недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;
- упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;
- пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.
Основные политические цели:
- защиты традиционных устоев общественной жизни, незыблемость сложившихся ценностей;
- пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти;
- решительный отказ от вмешательства государства в экономику, социальную сферу и частную жизнь;
- идея национального величия, поддержки сильного государства, где власть должна принадлежать аристократической элите;
- главное право личности - право иметь собственность и свободно ею распоряжаться.
Исследователи обычно выделяют не этапы развития (как у либерализма), а три разновидности консервативной идеоло-
гии: традиционализм (консерватизм на уровне массовых чувств и настроений), либертаризм (консерватизм, основанный на приверженности идеям неограниченной свободы индивида) и неоконсерватизм. Этот новый консерватизм характеризуется тем, что он воспринял от либерализма "идею общественного развития социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции, стал ближе к современным общественным организациям".
Возрождение политического веса консерватизма произошло в 80-90-е годы XX века. Именно тогда на высшие государственные посты пришли такие консервативные деятели, как Р. Рейган и Д. Буш в США, М. Тетчер и Д. Мейджер в Великобритании, Г. Коль в ФРГ.
Консерватизм является национальным и, шире, цивилизационным феноменом. Главным системообразующим принципом консервативной идеологии является принцип опоры на традицию; поскольку каждому устойчивому социуму (народу, нации, цивилизации) присуща собственная уникальная традиция, постольку следует утверждать, что консерватизм как идеология, существует только в конкретной уникальной форме на основе собственной традиции в рамках конкретного цивилизационного пространства.
Каждая самостоятельная версия консервативной идеологии определяется своей собственной уникальной совокупностью принципов и ценностей. Принципы и ценности консервативных идеологий, относящихся к разным национальным и цивилизационным сообществам, могут частично совпадать или совсем не совпадать, однако их не следует подводить под общий знаменатель.
Консерватизм является необходимым идеологическим и политическим каркасом, обеспечивающим прочность и устойчивость каждой самостоятельной культурно-исторической общности нации и цивилизации. В этом состоит главная инструментальная Функция консерватизма. Проблема рационализации собственной Радиции, т.е. оформления консервативной идеологии фундаменально связана с проблемой жизнеспособности собственного народа и собственной цивилизации.
Что касается современной России, то в последнее десятилетие интерес к консерватизму усилился, поскольку 90-е годы предыдущего века прошли в России под флагом радикально-либеральных реформ, не приведших к улучшению жизни большинства российского населения. Цивилизационный разлом 90-х годов, произошедший в России, вызвал острую и мощную реакцию в российском обществе, результатом которой стало оформление современной консервативной идеологии.
Российская консервативная идеология оформилась, как известно, ещё в досоветский период как автохтонная идеология российской цивилизации с собственным уникальным, неповторимым идейным обликом. Возникновение российской консервативной идеологии как рационализированной формы собственной традиции произошло в первой половине XIX века; исторически первой формой российской консервативной идеологии явилось славянофильство.
Российский консерватизм досоветской формации, первоначально возникший как идейно-политическая реакция на западнические формы модернизации в России, в процессе своего исторического развития сложился в устоявшуюся и зрелую идеологическую систему, обладавшую собственной терминологией, собственным категориальным аппаратом, собственной автохтонной совокупностью принципов и ценностей.
В истории развития российской консервативной идеологии следует выделить два периода, которым соответствуют две достаточно самостоятельных ее исторических формы: первая - консервативная идеология досоветской формации; вторая - современная постсоветская консервативная идеология. Эти две формы российской консервативной идеологии имеют во многом различное идейно-политическое наполнение, обусловленное принципиально разными историческими эпохами.
Вместе с тем, традиция российской консервативной идеологии непрерывна. В течение 70-летнего советского периода эта непрерывность была в значительной мере нарушена и искажена, но не разорвана и не уничтожена, считают некоторые специалисты. Главные принципы и ценности российского консерватизма, сло-
жившиеся и утвердившиеся в досоветский период, константны они являются также принципами и ценностями современной российской консервативной идеологии. Эта константность обусловлена непрерывностью российского исторического процесса, проходящего в рамках константной цивилизации, имеющей в своей основе непрерывающуюся автохтонную традицию.
Идейные истоки современной российской консервативной идеологии берут свое начало в дооктябрьской консервативной идеологии, дореволюционный российский консерватизм является идейно-теоретической основой современного российского консерватизма. Имеет место преемственность главных принципов и ценностей, основных идейно-политических и мировоззренческих установок российского консерватизма досоветской формации с установками современной российской консервативной идеологии.
Современный русский консерватизм зародился, прежде всего, как культурный консерватизм, а с началом либеральных реформ на его основе сформировался политический и экономический консерватизм. В отличие от исчерпавшего себя к 80-м годам эмигрантского консерватизма, он обладал значительным опытом включенного наблюдения над сложной и противоречивой эволюцией СССР и России, возможностями осмысления новых тенденций, созревающих в недрах российского общества.
После развала СССР консервативные идеи отражали обеспокоенность определенной части граждан в связи с утратой советского «старого порядка», их заинтересованность в стабильности и соблюдении законов, неприятие различных форм анархии и экстремизма.
По ходу радикально-либеральных социально-экономических преобразований в 90-е годы XX века, их, во многом, катастрофических последствий для простых россиян, усиливалась консервативная политическая идеология.
Постсоветская консервативная политическая идеология является сложным, многосоставным феноменом, имеет гетерогенный характер. Она представляет собой идеологическое семейство, состоящее из многих направлений. Одним из основных идеологов российского консерватизма 90-х годов был В. Рыжков - лидер фракции НДР в Госдуме. В концептуальном плане философия современного российского консерватизма была сформулирована в его выступлении на заседании Программной комиссии НДР (апрель 1999 г.).
В основу своей идеологии российские консерваторы положили три ценности: свободу, развитие и традиции. Ценности российских консерваторов в интерпретации В. Рыжкова выглядели следующим образом: «Общественные: свобода печати, слова, собрания, митингов, вероисповедания. Вечные... Частная собственность ставится нами во главу угла всей экономики, в то же время государство должно железной рукой собирать налоги и бороться с теневой экономикой. Разумеется, государство не определяет цены и не решает, как и что производить. Низкие налоги и благоприятные условия для открытия и ведения «своего дела». Под «своим делом» консерваторы имеют в виду не только предпринимательство, но и труд врача, учителя, журналиста - любого квалифицированного и честного специалиста. Необходимо возвратить в общество высокую деловую этику».
Что касается традиции, то в изложении российских консерваторов это: «патриотизм, государство, религия, семья, язык, культура... И, конечно, история».
Такой взгляд на консервативные ценности был еще раз подтвержден на VI съезде движения НДР (апрель 1999 г.), утвердившим новую программу движения. На «круглом столе» (июль 1999 г.) отмечалось, в частности, что «знаковые, риторические фигуры для консерваторов - это «стабильность» и «порядок», которые помогут защитить «маленького человека». К его нуждам, потребностям и тревогам всегда апеллировали идеологи консерватизма.
Ценности НДР, к которым В. Рыжков относил, кроме названных выше, еще и «ценности сильного некоррумпированного государства, свободной либеральной рыночной экономики и политических свобод в рамках нормального гражданского общества», привлекут, как надеятся НДРовцы, к этому движению избирателей и послужат прохождению их кандидатов в Госдуму.
Таковы постулаты нового российского консерватизма в изложении лидеров НДР. Постулаты, которые, по утверждению
В.Рыжкова, призваны преодолеть «роковое для XX века противоречие между демократами и коммунистами». Преодоление это виделось Рыжкову следующим образом. С демократами консерваторы сходятся «в признании ценности свободы как величайшей ценности человечества». Однако консерваторы «модернизируют эту ценность, говоря, что свобода - это не тот либеральный фетиш, поклоняясь которому ты можешь быть разрушителем морали, можешь отрицать все: такой свободы мы не приемлем... Мы за свободу, основанную на моральном законе. Мы отнюдь не отрицаем формальную свободу, но считаем, что формальная свобода должна стоять на очень серьезном нравственном фундаменте».
С коммунистами у консерваторов всего лишь один пункт согласия - государство должно быть сильным. Роковое противоречие между демократами и коммунистами снимается не только по двум вышеизложенным моментам, но и через понимание традиции: консерваторы не разрывают «отечественную историю на куски, подобно либералам, для которых она существует только до 1917 г., или коммунистам, которые начинают летоисчисление с Октябрьской революции». Рассматривая российскую историю как единую, целостную, со всеми ее великими достижениями, великими испытаниями и ошибками, консерваторы считают одним из ее главных принципов - преемственность.
Круг российских консерваторов, конечно же, не ограничивался В. Рыжковым. К числу консерваторов себя относили немало других политических и общественных деятелей. Один из нихизвестный ученый-политолог президент фонда «Политика» В, Никонов и многие другие.
В постсоветской России действовали и такие консервативные силы, которые называли себя в той или иной мере наследниками консерваторов императорской России. Это: «Консервативное движение России», «Консервативная партия России», «Общероссийский земский союз «Земство»», «Российское земское движение» и некоторые другие. В их программные цели входило восстановление консервативных начал российской жизни дооктябрьского периода, в частности, монархического устройства, роли право-
славной церкви и пр. То представление об идеологии современного российского консерватизма, которое исповедуется нашими младоконсерваторами, вполне согласуется с тем, которое отстаивает «Консервативное движение» - предвыборный блок, образовавшийся вокруг Консервативной партии России (КПР) во главе с Л. Убожко. В начале апреля 1999 г. вокруг этой партии объединилось около трех десятков партий и движений консервативного толка, заявивших, что они отстаивают следующие ценности: «человек, семья, здоровье, образование, наука, культура, права человека, частная собственность, всяческая поддержка отечественных товаропроизводителей, среднего класса, национальных культурных традиций, законности и порядка».
Специалисты, анализирующие консервативные ценности в России, выделяют национал-патриотический консерватизм, цивилизационный консерватизм, социал-патриотический консерватизм, номенклатурный консерватизм.
В условиях реального политического процесса современной России представители указанных политико-идеологических направлений могут вступать и зачастую вступают в идейное и политическое противоборство. Вместе с тем, границы между различными направлениями современного российского консерватизма весьма подвижны, имеет место широкое заимствование этими направлениями друг у друга идей и взглядов, постоянное взаимодействие их идейных установок.
Национал-патриотизм стал исторически первой формой современной российской консервативной идеологии; основные его идеологемы сложились еще в советский период, в 60-е - 70-е годы, в среде "правого диссидентства". Главным объединяющим принципом национал-патриотического направления современной российской консервативной идеологии является русский национализм. Как организованная политическая сила - с точки зрения формальной институционализации, а также политического участия - национал-патриотическое направление современной российской консервативной идеологии представлено слабо; национал-патриотические политические организации малочисленны и реальный их политический вес невелик. Однако национал-патриотическая
идеология оказала "и оказывает весьма сильное влияние на формирование общественного мнения и политического сознания современной России, во многом по причине социальной и нравственной значимости лиц, эту идеологию представляющих: А.И. Солженицын, Л.И. Бородин, В.Г. Распутин, И.Р. Шафаревич и др.
Цивилизационный консерватизм как направление современной российской консервативной политической идеологии выполняет самую масштабную, стратегическую идеологическую задачу: главным объектом его охранения является российская (евразийская) цивилизация как целостная социальная система, как культурно-историческая общность. Уровень теоретической рефлексии цивилизационного консерватизма - изначально, принципиально самый высокий - это макроуровень. Отсюда вытекают его главные инструментальные функции: методологически корректная идентификация собственной цивилизации; определение стратегии, форм и методов охранения цивилизации; определение вызовов и ответов на них собственной цивилизацией на уровне межцивилизационных отношений.
Социал-патриотическое направление современного российского консерватизма представлено, по мнению некоторых исследователей, "идеологией государственного патриотизма" Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Идеология КПРФ не является, с точки зрения ортодоксального марксизмаленинизма, коммунистической. Анализ идеологии КПРФ позволяет сделать, считают некоторые аналитики, совершенно определенный вывод: данная идеология является консервативной.
Идеология КПРФ является модернизированным синтезом славянофильства, народничества и некоторых элементов марксизма-ленинизма. Приоритетным объектом охранения для социал-патриотизма являются принципы, ценности и социальные институты российской цивилизации, имеющие коммунитарный характер.
Идеология КПРФ "осваивает", в первую голову, именно "соборнический" сегмент в системе идей российского консерватизма и, вместе с тем, органично включает в себя и другие основные идеи российской консервативной идеологии.
Идеология КПРФ - это версия немарксистского, национального, надклассового, надсословного, многоукладного, "почвеннического", "соборнического" - консервативного социализма.
Идеология КПРФ является прямой наследницей идеологии советского национал-большевизма, национал-коммунизма, однако в значительно обновленной, полностью модернизированной версии. Социал-патриотизм является наиболее масштабной и значимой политико-идеологической силой современной России.
Номенклатурный консерватизм является комплексом идейнополитических установок достаточно крупного сегмента правящей элиты современной России. По характеру своих идеологем номенклатурный консерватизм ориентируется на либеральный консерватизм, но до реального их соответствия далеко. Приоритетным объектом охранения этого направления российской консервативной идеологии является собственно социальная стабильность, сохранение которой, в понятиях данного политико-идеологического направления, возможно только при условии проведения социально-экономических реформ в рамках собственной цивилизационной идентичности, без революционных потрясений.
Социальная стабильность рассматривается правящим классом как главное условие сохранения своего высокого социального статуса. Природа номенклатуры как правящего класса России имеет консервативный характер, обусловленный автохтонной социальной средой, порождающей власть; в случае отхода номенклатуры от автохтонной культурно-цивилизационнои идентичности его эволюция по направлению к консерватизму неизбежна; такая эволюция носит объективно обусловленный и неустранимый характер.
Идеология номенклатурного консерватизма сформировалась во многом за счет заимствования идей консервативной оппозиции постсоветской России. Номенклатурный консерватизм является слабой версией либерального консерватизма, в значительной степени мимикрией под либеральный консерватизм. В перспективе возможно развитие номенклатурного консерватизма в либеральный консерватизм.
Консервативная идеология в процессе своего становления и развития уже превратилась в один из основных, системообразу-
ющих элементов в политической системе современного российского общества. Главная функция идеологии российского консерватизма заключается в идеологическом обеспечении духовной, политической и экономической независимости России как самодостаточной культурно-исторической общности. Политические раеалии современного миропорядка дают убедительные основания утверждать о сохранении на планете в длительной исторической перспективе совокупности конкурирующих цивилизаций. В связи с этим реализация консервативной идеологии в политических доктринах, законах, системах пропаганды и т.п. является объективно неизбежной.
Благодаря масштабному влиянию консервативной идеологии на российский политический процесс в течение 90-х годов произошла существенная трансформация идеологии российской властвующей политической элиты, а также общероссийской политико-идеологической парадигмы в целом из космополитически-либеральной в национально-государственническую, консервативную.
Наиболее сильное влияние на процесс такой трансформации оказало социал-патриотическое направление современного российского консерватизма. Логика российского политического процесса неизбежно приводит в конце концов к тому, что консервативная идеология начинает определять его характер и содержание, в силу ее укорененности в собственном цивилизационном пространстве, адекватности собственной цивилизации. Проведение реформ, направленных на построение в России демократического, социально ориентированного общества возможно только при опоре на собственную традицию. Эффективные реформы в России могут иметь только консервативную природу.
Конечно, надо признать, что за немногим более чем десятилетнюю историю своего существования современная российская консервативная идеология консолидировалась, приобрела собственное лицо, четко просматриваются ее контуры, определились ее основные направления, она в целом оформилась в устойчивую идеологическую систему, Консервативная идеология превратилась в масштабную, серьезную политическую силу, оказываю-
щую существенное влияние на современный российский политический процесс.
Однако окончательной ее "легитимации", закрепления в массовом политическом сознании как объективно сформировавшейся, значимой и влиятельной политической силы пока не произошло. Консервативные идеологемы разорваны, растащены по всему российскому политико-идеологическому пространству, фрагменты и целые блоки консервативной идеологии используются в текущих, конъюнктурных политических интересах партиями и движениями, зачастую преследующими цели, прямо противоположные консервативным идеалам.
Несмотря на завоевание консервативной идеологией значительной части российского политического пространства, реальное и очень весомое ее воздействие на политический процесс пока не происходит.

Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции.

Консерватизм (от фр. conservatisme, от лат. conservo -- охраняю, сохраняю) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Отцом -- основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берн (1729--1797). В 1790 г. вышла в свет его книга-памфлет "Размышления о революции во Франции", где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформулировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

Большой вклад в разработку идеологии консерватизма в XIX в. внесли: в Англии -- поэт С. Кольридж и религиозный мыслитель Д. Ньюмен, политики Б. Дизраэли и Р. Солсбери; во Франции -- мыслители Ж.. де Местр и Л. де Бональд; в Германии -- Г. Мезер и А. Мюллер.

Выделяются следующие основные принципы и положения идеологии консерватизма.

  • 1. Принцип заведенного порядка вещей как "право давности" (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество -- продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, так как воплощают в себе мудрость предков.
  • 2. Основой гражданского общества является религия, так как человек -- существо религиозное.
  • 3. Основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, так как человек -- существо инстинктивное, чувствующее и разумное.
  • 4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  • 5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия И право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений "перед Богом и божественным правосудием". Консерватизм -- последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено прошв "власти неполноценных".
  • 6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. (Согласно данному принципу, существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта".
  • 7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому суще-" гну ют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к "восстановлению вечных ценностей" и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания "греховной природы" человека.
  • 8. Согласно принципу "меритократии", сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать "естественной аристократии", т.е. наиболее одаренным, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  • 9. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируются личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.

Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм -- установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, "здоровые предрассудки" должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и "солидарность поколений". Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: "Всё старое понятно и приятно. Всё новое неясно и темно". Однако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Э. Берк писал: "Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии". Перемены необходимы, но любые перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, избирательно, с постоянной оглядкой на прошлое, и "то, что можно не менять, менять не нужно".

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное, взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный, здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А. Лукашенко "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию", отдельные элементы идеологии консерватизма "от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как "добразычл1васць", "памяркоунасць", "талерантнасць", "разваж-л1васць". Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма".

Консерватизм – идейно-политическое учение и течение, ори­ентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности. Идейная основа консерватизма исторически формировалась как антипод идеи Просвещения и основывалась на идее Э. Берка о противоестественности сознательного переустройства общества. Такой подход отдавал предпочтение идеям преемственности, традиционности, аристократизма перед ценностями свободы, демократии и прогресса.

Основные принципы консерватизма: общество – это система норм, обычаев, традиций институтов, уходящих корнями в историю; существующий реально институт предпочтительнее любой теоретической схемы; ориентация на государственный авторитет; пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума; частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка; неверие в возможность социального равенства между людьми.

Основные политические взгляды консерватизма: идея традиции, определяющей общественное бытие индивида; идея национального величия; идея социального неравенства и политической конкуренции; идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь; пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерва­тизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, ра­венство и братство, то его не считают самостоятельной, «чистой» идеологией. Консерватизм трактуется как явление, сопутствующее либерализму. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела зна­чительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729 – 1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754 –1821 гг.). Л. де Бональдом (1754 – 1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. «Отцы-основатели» политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной «природе» человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие «свобода». Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать «греховную» природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию «предрассудков». Именно в «обычных предрассудках», в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей «старого общественного здания», вместо изобретения абстрактных конструкций.

Неоконсерватизм. Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идео­логии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личную инициативу, личную заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливая заработная плата», «справедливая налоговая политика» и другие; принцип субсидиарности - помощь и содействие частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Поли­тикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязать их с традиционными ценностями, такими, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, беречь) как особая политическая идеология возник в конце XVIII в. в качестве реакции на идеи Просвещения и изменения в общественной жизни, вызванные Великой французской революцией. Родоначальниками консерватизма считаются английский философ Эдмунд Берк (1729–1797) и французские общественные деятели Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи Бональд (1754–1840).

Первое систематическое изложение идей консерватизма содержится в книге Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790). Термин консерватизм был впервые употреблен в 1818 г. французским писателем Франсуа де Шатобрианом (1768–1848).

В широком смысле политическим консерватизмом считается система идей, используемая для оправдания и сохранения любой общественной структуры независимо от ее роли и значения, то есть отрицание необходимости всяких изменений какого-то сложившегося порядка. Консерватизм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают устоявшиеся ценности и отрицают необходимость перемен.

Консерватизм Э. Берка и его последователей предполагает защиту не любых форм общественной жизни, но именно тех, которые базируются на традиционных устоях и ценностях, моральных и религиозных нормах, прошедших проверку на опыте в течение не одного столетия.

Рис. 15. Признаки консерватизма

    Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.

    Несовершенство природы человека , в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.

    Нравственный абсолютизм , признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.

    Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.

    Традиционализм , основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.

    Политический реализм . Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.

    Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.

    Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.

    Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.

Со второй половины XIX и до 70-х гг. XX вв. консерватизм и либерализм развивались во взаимодействии. В частности, либерализм взял в консерватизме идею порядка в противовес хаосу, консерватизм заимствовал положение о политическом равенстве и необходимости реформ для сохранения устойчивости общества.

Неоконсерватизм возникает как реакция на кризисные явления в экономике развитых стран последней трети XX в. В это время показали свою низкую эффективность методы государственного регулирования экономики, предлагавшиеся представителями либерального реформизма.

Формирование неоконсервативных идей в основном совпало с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р. Рейганом (1980 г.), в Великобритании – консерваторов во главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блока ХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.). Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США) и Р. Арон (Франция).

Неоконсерватизм является продуктом взаимовлияния либеральных и консервативных идей. Фактически это новое течение знаменует собой возврат к постулатам классического либерализма, подкрепляемых аргументами консерватизма. Либерализм рассматривается именно как оптимальная модель общественного устройства, базирующегося на многолетних традициях, а попытки отойти от него (неолиберализм), как утверждают неоконсерваторы, не привели к решению проблем.

Рис. 16. Признаки неоконсерватизма

Выделяют следующие ключевые положения неоконсерватизма:

    Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.

    Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено , предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.

    Социальная политика неоконсерватизма ограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих . Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.

    Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.

    В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.

Виднейшим идеологом неоконсерватизма в области экономики является американский экономист М. Фридмен (р. 1912) , получивший за свои разработки Нобелевскую премию по экономике в 1976 г., главный представитель монетаризма. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.

Основным ее практическим тезисом является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика государства, разработанная в учении Кейнса, не способна существенно улучшить положение дел в экономике. Следствием такой политики всегда является устойчивая инфляция как результат роста государственных расходов и бюджетного дефицита. Кроме того, значительно увеличиваются налоги на самые доходные корпорации, что отбивает у них желание повышать предпринимательскую активность.

Фридмен и его сторонники отмечают, что в силу традиционной неповоротливости государственного аппарата возникают временные разрывы между возникновением кризисной ситуации, реакцией на нее правительства и реализацией мероприятий по преодолению кризиса. Вследствие этого соответствующие меры могут оказаться бесполезными, а иногда даже и вредными для экономики, поскольку уже не будут отвечать реальной ситуации в постоянно развивающейся экономике.

Указывая на эти обстоятельства, монетаристы призывают существенно ограничить степень государственного регулирования экономики. Правительство должно решать одну ключевую задачу – следить за обеспечением необходимого объема денежной массы путем регулирования эмиссии национальной валюты.

Для снижения роли государства в экономике монетаристы предложили провести приватизацию значительной части государственных предприятий, снизить налоги на доходы, прибыль и собственность, сократить социальные программы, пособия по безработице, отменить устанавливаемый законом размер минимальной заработной платы. Эти меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). В монетаристском русле осуществлялись экономические реформы в первой половине 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.

Неоконсерватизм определяет социально-политические отношения в развитых странах как некую сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся проверенным временем традициям систему.

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...