Что такое музыкальная выразительность. Выразительные средства музыки: Мелодия. К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу


Слайд 2

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА

Слайд 4

Слайд 5

мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –

ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.

Слайд 6

РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ

Слайд 7

Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые

  • Медленные:adagio
  • Средние:moderato
  • Быстрые:allegro

ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слайд 8

Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.

Слайд 9

Узнай инструмент по тембру

Слайд 10

Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ

Слайд 11

  • Динамические оттенки
  • f (форте) - ГРОМКО
  • р (пиано) - ТИХО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 12

Динамические оттенки

  • КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
  • ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 13

  • ЛАД
  • МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
  • МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
  • Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:

Слайд 14

РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ

Слайд 15

Слайд 16

ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:

  • ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
  • СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
  • Слайд 17

    Слайд 18

    • ЛЕГАТО
    • СТАККАТО
  • Слайд 19

    ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Слайд 20

    Простейшие формы музыкальных произведений:

    • I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • РОНДО
    • ВАРИАЦИОННАЯ
  • Слайд 22

    II – частная форма

    Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.

    Слайд 23

    III – частная форма

    Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»

    1 мелодия (А)

    2 мелодия (В)

    (А-В-А) или (А-В-С)

    3 мелодия (С)

    Слайд 24

    Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.

    Основная мелодия (рефрен)

    Дополнительные мелодии (эпизоды)

    Слайд 25

    Вариации

    Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.

    Посмотреть все слайды

    «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»

    Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.

    Задачи занятия:

    Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;

    Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;

    Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.

    Формирование универсальных учебных действий:

    1. Личностные УУД

    Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

    2. Регулятивные УУД

    Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

    3. Познавательные УУД

    Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;

    Воспринимать на слух музыкальное произведение.

    4. Коммуникативные УУД

    Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

    Оборудование:

    Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;

    Ноутбук;

    Фломастеры;

    Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

    Ход занятия

      Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)

      Беседа о выразительных средствах музыки:

    - слушание музыкальных примеров;

    - анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »

      Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »

      Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»

    Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.

    Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.

    Сообщение «К. Гардель. Танго»

    Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?

    Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.

    Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.

    Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.

    Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?

    ( играют до 2цифры)

    Ответ: Баяны, металлофон, домры

    Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?

    Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.

    Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.

    Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

    Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.

    Слушают музыкальные отрывки:

      Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»

      УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

      Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»

    Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.

    ( играют 2 цифру )

    Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?

    Ответ: Короткие длительности.

    Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.

    Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"


    Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо ).

    Педагог: А что называют темпом?

    Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
    Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.

    Педагог: Тембр и регистр (ребусы)

    Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.

    (играют 3 цифру)

    Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?

    Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.

    Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)

    Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.

    Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.

    Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»

    Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?

    Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.

    Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

    Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

    Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

    Игра «Эхо»

    Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

    Громко я в лесу кричала.

    Гулко эхо отвечало.

    «Скоро будут холода?»

    Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

    «Сколько елочек, смотри!»

    Отвечало эхо... Три-три-три-три!

    «Старый дуб совсем засох!»

    Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

    «Ну, прощай, иду домой!»

    Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

    О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.

    Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.

    Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.

    Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.

    Играют 3 цифру

    Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью

    А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.

    Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!

    Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .

    Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

    Музыкальные звуки

    Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

    Элементы музыкальной выразительности
    Мелодия

    Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

    У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

    Лад

    Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

    Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

    Регистры

    По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .

    Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

    С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

    Ритм

    Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

    Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

    Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

    Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

    Метр

    При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

    Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

    В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

    Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

    До встречи!

    С уважением, Ирина Анищенко

    Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

    Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

    Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

    Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

    • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
    • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
    • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
    • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
    • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий или «голос» музыкального инструмента.

    К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

    Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

    У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

    У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

    Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

    Мелодия

    Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

    Регистр

    Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

    Различают:

    — высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
    — средний регистр (ассоциации с голосом человека),
    — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

    Ритм

    В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

    Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

    Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

    Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

    Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

    Виды ритмических рисунков

    Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

    В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

    Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

    Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

    • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
    • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
    • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
    • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

    Размер

    Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

    Темп

    Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

    Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

    Лад

    В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

    Тембр

    1. Высокий — сопрано, тенор.
    2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
    3. Низкий — альт, бас.

    Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

    Типы хора:

    • мужской (плотный, яркий тембр),
    • женский (теплый, прозрачный тембр),
    • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
    • детский хор (светлый, легкий тембр).

    Группы инструментов симфонического оркестра

    Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
    Струнные инструменты
    — Деревянные духовые инструменты
    — Meднные духовые инструменты
    — Ударные инструменты

    Динамика

    Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

    Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

    Основные обозначения динамических оттенков:

    • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
    • Pianissimo — pp — очень тихо
    • Piano — p — тихо
    • Mezzo piano — mp — не очень тихо
    • Mecco forte — mf — не очень громко
    • Forte — f — громко
    • Fortissimo — ff — очень громко
    • Forte fortissimo — fff — предельно громко

    Обозначения изменения силы звучания:

    Crescendo — cresc. — усиливая
    Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
    Subito forte — sub.f. — внезапно громко
    Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
    Decrescendo -decresc. — ослабляя
    Smorzando — smorc. — замирая
    Morendo — morendo — замирая

    Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

    Метр

    Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

    В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

    Основные типы метра

      • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
      • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
      • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
      • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
      • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
      • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

    В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

    • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
    • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
    • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

    Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

    • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
    • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
    • Марш — 44 , пунктирный ритм.

    Гармония

    В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

    Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

    Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

    Виды аккордов:

    По количеству звуков:
    — Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
    — Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

    По интервальному строению:
    — аккорды секундового строения (кластеры)
    — аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
    — аккорды квартового строения (квартаккорды)
    — аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

    В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

    В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

    Фактура

    Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
    Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
    Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

    Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
    Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

    Основные виды полифонии

    • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
    • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
      Формы имитационной полифонии:
    • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
    • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
    • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
    • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

    Штрихи

    Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

    • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
    • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
    • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.
  • Выбор редакции
    Знакомство с разными изысками европейской или восточной кухни очень обогащает вкусовые фантазии наших соотечественников, приучает их к...

    Окорока относятся к категории высококалорийного «тёмного» (или «красного») куриного мяса, в составе которого много жира и белка. Кроме...

    Всегда считалась очень полезным фруктом. Выращивание ее на приусадебном участке не вызывает дополнительных хлопот – она не нуждается в...

    Криль, который по своему внешнему виду и аромату напоминает креветок, к благородным ракообразным имеет очень посредственное отношение. Но...
    Добрый день. Сегодня будем готовить по-настоящему осеннее блюдо — овощное рагу с кабачками. Я думаю кабачки с огорода уже розданы всем...
    «Как можно управлять страной, у которой есть 246 сортов сыра?». Эти слова Шарль де Голль сказал когда-то о Франции. Но с тех пор...
    Родиной слова «рагу» является Франция, именно в этой стране появилась аппетитная закуска, которую принято было подавать в самом начале...
    ЧВК во всем мире - огромный бизнес: «частники» нередко подменяют собой вооруженные силы. В России они вне закона. Но в Сирии был обкатан...
    Необходимо отметить, что поиск захоронения или боевого пути своего деда\прадеда - дело долгое, иногда сложное, иногда дорогостоящее. С...