Художники диссиденты ссср. Писатели-диссиденты


Великий физик и великий диссидент вспоминает весь свой путь — от рождения до ссылки в Горький. Из книги становится ясно, как человек, награжденный главными советскими награ-дами, обласканный партийной властью (Хрущев всегда, даже при крайней занятости, давал распоряжение соединить его с Саха-ровым, если тот пытался дозвониться, и, не соглашаясь, слушал внимательно), становится ссыльным изгоем. Не в ре-зуль-тате поражения, а в результате побе-ды — над собой, над обстоятельствами, над эпохой.

Александр Солженицын. «Бодался теленок с дубом»

Книга охватывает промежуток от 1950-х до высылки писателя из СССР в 1974 году. Она прежде всего о литературе как деле свободы, о том, как писа-тель избавляется от внутреннего рабства и превращает творчество в духовное сопротивление. В «Теленке» сильно полемическое начало; Солженицын спорит со многими диссидентами, считая, что они уклонялись во всемирное в ущерб национальному.

Наталья Горбаневская. «Полдень. Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади»

Как в тотально контролируемом обществе, в самом охраняемом (разве что после Лубянки) месте в СССР могла пройти демон-страция против вторжения советских войск в Чехословакию? Кто были эти герои? Что делала на демон-страции коляска с малень-ким ребенком? Что произошло с участниками? Об этом — осно-ванная на документах и личных воспоминаниях книга замеча-тельного поэта Натальи Горбаневской.

Людмила Алексеева. «Поколение оттепели»

Правозащитница Людмила Алексеева была машинисткой самых первых вы-пусков « », помогала семьям заключенных. Ее кни-га — первая попытка привести в систему разрозненные сведения о советских диссидентах оттепельного поколения. Краткие четкие справки, яркие воспоми-нания о друзьях, учителях и оппонентах — Сахарове и Солженицыне, Ларисе Богораз и Натане Щаранском.

Владимир Буковский. «И возвращается ветер…»

Двенадцать лет в тюрьме и лагерях. Осознанная, твердая борьба политика, а не просто мирное духовное сопротивление. При этом — ставка на политику, которая основана на морали и поэтому несокрушима. Атмосфера эпохи. Все это — в лири-ческой автобиографии Владимира Буковского, переведенной на множество языков.

Сесиль Вессье. «За вашу и нашу свободу! Диссидентское движение в России»

История движения, написанная французским академическим историком. Показаны самые разные группы — от западников до националистов; даны подробные биографические справки, библиография. Четко, сжато и по делу.

А также:

Тридцать пять видеопрограмм, посвященных диссидентскому движению; подробный рассказ об истории и живые разговоры с диссидентами.

Цикл интервью с диссидентами, в том числе и с теми, кто отошел от движения или смотрит на его историю иначе, чем мы привыкли.


И еще:

    Андрей Амальрик. «Записки диссидента»

    Вячеслав Бахмин. «Заметки»

    Лариса Богораз. «Сны памяти»

    Леонид Бородин. «Без выбора. Автобиографическое повествование»

    Борис Вайль. «Особо опасный»

    Илья Габай. « …Горстка книг да дружества…»

    Петр Григоренко. «В подполье можно встретить только крыс…»

    Сергей Григорьянц. « Полвека советской перестройки » (главы из книги)

    Юлий Даниэль. «„Я все сбиваюсь на литературу…“ Письма из заключения. Стихи»

    Александр Есенин-Вольпин. «Философия. Логика. Поэзия. Защита прав человека. Избранное»

    Дина Каминская. « Записки адвоката»

    Анатолий Марченко. «Мои показания»

    Валерия Новодворская. «По ту сторону отчаяния»

    Юрий Орлов. «Опасные мысли. Мемуары из русской жизни»

    Владимир Осипов. «Дубравлаг»

    Александр Подрабинек. «Диссиденты»

    Феликс Светов. «Опыт биографии»

    Лев Тимофеев. «Я особо опасный преступник»

    Натан Щаранский. « Не убоюсь зла» 

Хотя оппозиция в СССР существовала всегда (как в принципе в любом гос-ве), диссидентство, как движение, определяют сроками с 1960-х (т.н. ‘’оттепель’’) до 1989 – года, когда была отменена норма лишения гражданства и высылки диссидентов, они же получили возможность восстановить советское гражданство.

Кто такие диссиденты?

В массовом сознании существует миф, что советские диссиденты были оголтелыми либералами-западниками, мечтающими о ‘’правильном’’ капитализме и истово ненавидящими социализм, ‘’совок’’. Да, такая группа реально существовала и была влиятельна в диссидентском движении, но хватало и других групп, находящихся подчас на противоположных флангах политического спектра. Людмила Алексеева, сама диссидентка, выделяет следующие группы

1) ‘’Истинные’’ коммунисты – люди левых взглядов, считавшие, что в СССР произошло искажение социализма и марксизма-ленинизма и выступавшие за революционное преобразование страны для ‘’правильного’’ социализма.

2) Выше упоминавшиеся демократы-западники

3) Русские националисты – подразделялись на ‘’имперцев’’, нацболов, евразийцев. Сторонники особого пути России. Зачастую выступали за синтез двух антикапиталистических идеологий – большевизма и фашизма (в их понимании). Некоторые были сторонниками возрождении монархии.

4) Националисты остальных народов СССР. Взгляды варьировались от требований более полного развития национальной культуры до требований полной независимости от СССР. При СССР зачастую провозглашали себя либералами, на деле же, после прихода к власти, строили этнократические режимы, близкие к фашистским. Очень часто в своих взглядах сочетали русофобию и, само собой, антисоветизм.

В социальном составе диссиденты представляли преимущественно интеллигенцию – ученые, поэты, писатели, врачи, инженеры, техники и т.д.

Где они сейчас?

Как уже выше упоминалось, диссиденты фактически ‘’выиграли’’ (вернее им ‘’сдались’’) у власти в 1989-м. Тогда еще проводились первые выборы по новому избирательному закону в Верховный Совет, который вводил ‘’альтернативные’’ выборы, т.е. кроме членов КПСС мог баллотироваться кто угодно, ну за исключением невменяемых и уголовников (впрочем, строго говоря, выборы альтернативными в СССР были всегда – беспартийные тоже избирались всегда, другое дело их число ограничивали, но все же). В результате высший орган госвласти Союза был заполнен всякими ‘’демократами’’, ‘’правозащитниками’’ и прочими, принявшимися немедленно демонтировать страну. Дошло до того, что в КПСС появилась своя ‘’демократическая’’ фракция, чья цель состояла фактически в уничтожении социализма и постройки на его руинах ‘’цивилизованного’’ капитализма.

Но, как часто бывает, плодами революций (и контрреволюций) зачастую пользуются не те, кто их осуществлял. Диссиденты, надеявшиеся поучаствовать в дележке пирога общенародной собственности, были отодвинуты в сторонку номенклатурой, ГБшниками, бывшими комсомольцами, ‘’красными директорами’’, уголовниками и пр. – теми, кто сейчас составляют российскую, прости господи, ‘’элиту’’.

В результате, многие советские диссиденты живут по заграницам.

Людмила Алексеева.

Первая правозащитница в СССР, одна из создателей Московской Хельсинской группы в СССР, которая следила за ‘’нарушениями’’ прав человека в СССР и помогала диссидентам. В эмиграции получила гражданство США, работала на радиостанциях ‘’Голос Америки’’ и ‘’Свобода’’, написала для Конгресса США работу о диссидентском движении в СССР. Получила гражданство РФ в 1994-м. Живет в РФ, является бессменным председателем Московской Хельсинской группы. До 20123 года эта группа финансировалась различными международными организациями, преимущественно американскими. Некоторые из них:

Европейская комиссия;

Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США);

Национальный фонд в поддержку демократии (США);

Фонд «Открытое Общество» (фонд «Сороса»);

Агентство США по международному развитию;

Оппозиционер, участвует в различных антивластных выступлениях против ‘’диктатуры’’. От гражданства США не отказывалась (впрочем, Конституцией РФ двойное гражданство не запрещается), ее дети и внуки граждане США и постоянно проживают в США.

«Вот он в эфире говорил: „Я правозащитник. Ребята, я, Сергей Ковалёв, беру на себя ответственность. Выходите, сдавайтесь, и вас сейчас на машинах вывезут в ваши части“. А на самом деле они вышли, их взяли в плен, потом этих пацанов кастрировали, изнасиловали…»

Небезызвестная Валерия Ильинична прямо , что Ковалев поддерживал Басаева

А что он поддерживал Басаева в 1995 году, так он был совершенно прав, потому что Басаев в 1995 году - это не Басаев 2005 года. Тогда Басаев действительно мог считаться Робин Гудом, он ничего дурного не делал, он защищал свою страну. И, действительно, чеченцы дали ему орден, и дали за дело, потому что он пытался остановить войну.

Последний, правда, в свое время пытался спасти свою репутацию, что чеченские робин гуды все-таки перегибают палку в отношении русских

Выступая в среду в Москве на церемонии вручения ему награды Ичкерии "Рыцарь чести", С.Ковалев, частности, сказал, что наиболее распространенными формами притеснения являются выселение русских из квартир и конфискация имущества, а также похищение людей с целью получения выкупа.
По словам правозащитника, "преступники и мародеры, конечно не имеют национальности, но трудно понять, почему чеченцы, воевавшие за честь и достоинство, позволяют притеснять своих соседей, которым они помогали и которых выручали во время войны".
Как отметил С.Ковалев, "особенно непонятными" для него являются факты похищения православных священнослужителей. По его мнению, "это оскорбление не только христианства, но и ислама".

Надо сказать, что чеченцы такого вояжа Ковалева не оценили.

«Это просто очковтирательство. Обвинения прокуратуры в отношении меня были повторены по всем СМИ, потрясли весь мир, разрушили мою репутацию - и теперь мне говорят, что они никогда этого не делали! […] даже сейчас они не пытаются исправить свои объявления, это по-прежнему размещено на их сайте в точно таких же выражениях. Мне по-прежнему инкриминируется „создание“ этих изображений, хотя в судебном заседании было установлено, что я не участвовал в их производстве»

Справедливый британский суд, кстати, вежливо послал дедушку yа три буквы, заявив, что тот просто ‘’неправильно понял’’ британскую прокуратуру. Это вам не Совок обличать!

диссиденты в ссср секса, диссиденты в ссср
Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens - «несогласный») - граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.

Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживавшееся самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-х - 1980-х от разрозненных попыток создать политическое подполье в 1950-е гг. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. данное направление независимой гражданской активности абсолютно доминировало на общественной сцене.

  • 1 История термина
  • 2 Идеология
  • 3 Социальный состав
  • 4 Деятельность советских диссидентов
  • 5 Позиция властей
  • 6 Преследование диссидентов
  • 7 Обмен политзаключённых
  • 8 Влияние и итоги
  • 9 Диссидентские организации
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Литература

История термина

В рамках исследовательской программы, начатой в конце 1990 года НИПЦ «Мемориал» для изучения истории диссидентской активности и правозащитного движения в СССР, предложено следующее определение диссидентства (диссента):

  • совокупность движений, групп, текстов и индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам, но весьма близким по основным принципиальным установкам:
    • ненасилие;
    • гласность;
    • реализация основных прав и свобод «явочным порядком»;
    • требование соблюдения закона,
  • по формам общественной активности:
    • создание неподцензурных текстов;
    • объединение в независимые (чаще всего - неполитические по своим целям) общественные ассоциации;
    • изредка - публичные акции (демонстрации, распространение листовок, голодовки и пр.)
  • и по используемому инструментарию:
    • распространение литературных, научных, правозащитных, информационных и иных текстов через самиздат и западные масс-медиа;
    • петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и «открытые письма», обращённые к общественному мнению (советскому и зарубежному); в конечном итоге петиции, как правило, также попадали в самиздат и/или публиковались за рубежом.

В 1960-е годы термин «диссидент» был введён в употребление для обозначения представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистской идеологии, а апеллировало к советским законам и официально провозглашаемым ценностям. Термин вначале стал использоваться на Западе, а затем и самими инакомыслящими - сперва, возможно, в шутку, но потом уже совершенно серьёзно. зависимости от того, кто именно использовал это слово, оно могло приобретать разные коннотации.

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например, для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. По мнению Людмилы Алексеевой, диссиденты - историческая категория, подобно декабристам, народникам и даже неформалам:58.

Термины «диссидент» и «инакомыслящий» вызывали и продолжают вызывать терминологические споры и критику. Так, например, Леонид Бородин, активно противостоявший советскому строю и подвергавшийся преследованиям, отказывается считать себя диссидентом, поскольку под диссидентством он понимает лишь либеральную и либерально-демократическую оппозицию режиму 1960-х - начала 1970-х годов, оформившуюся в середине 1970-х в правозащитное движение. По выражению Л. Терновского, диссидент - это человек, который руководствуется законами, писанными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями.

Диссиденты отмежёвывались от какой-либо причастности к терроризму и в связи с взрывами в Москве в январе 1977 года Московская Хельсинкская группа заявила:

…Диссиденты относятся к террору с негодованием и отвращением. … Мы обращаемся к работникам средств информации во всем мире с призывом употреблять термин «диссиденты» только в этом смысле и не расширять его включением лиц, применяющих насилие. … Мы просим помнить, что каждый журналист или комментатор, который не проводит различия между диссидентами и террористами, помогает тем, кто старается возродить сталинские методы расправы с инакомыслящими.

В официальных советских документах и пропаганде термин «диссидент» обычно употреблялся в кавычках: «так называемые „диссиденты“». Гораздо чаще их именовали «антисоветскими элементами», «антисоветчиками», «отщепенцами».

Идеология

Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовало.

Лариса Богораз писала в 1997 году:

Если то, что было, и можно назвать движением - в противовес «застою», - то это движение броуновское, то есть явление скорее психологическое, чем общественное. Но в этом броуновском движении там и тут всё время возникали завихрения и потоки, куда-то движущиеся, - «движения» национальные, религиозные, в том числе и правозащитное.

По мнению Елены Боннэр, диссидентство 1960-х - 1970-х следует считать прежде всего нравственно-этическим движением, участники которого желали «освободиться от официальной лжи». По её словам, многие из диссидентов никогда не стремились к политической деятельности и, когда появилась возможность, сознательно от неё ушли.

Леонид Бородин, который, как указано выше, не причисляет себя к диссидентам, давал такую характеристику:

Диссидентство как явление зародилось в среде московской интеллигенции, в значительной мере в той её части, которая пережила трагедию отцов и дедов в конце тридцатых годов, испытала справедливое чувство реванша на волне знаменитой «оттепели» и последовавшее затем разочарование. На первой стадии московское диссидентство не было ни антикоммунистическим, ни антисоциалистическим, но именно либеральным, если под либерализмом понимать некую совокупность добрых пожеланий, не удостоверенных ни политическим опытом, ни политическими знаниями, ни, тем более, политическим мировоззрением.

Ещё в 1983 году Людмила Алексеева выделила несколько «идеологических типов» диссидентов в СССР:

  • «истинные коммунисты» - ориентировались на марксистско-ленинское учение, но считали, что в СССР оно искажено (например, Рой Медведев, Группа революционного коммунизма, НКПСС, «Молодые социалисты»);
  • «либералы-западники» - считали «правильным» строем капитализм западноевропейского или американского образца; часть из них были сторонниками «теории конвергенции» - учения о неизбежности сближения и последующего слияния капитализма и социализма, однако большая часть «западников» считала социализм «плохим» (либо недолговечным) строем;
  • «эклектики» - сочетали разные взгляды, противоречащие официальной идеологии СССР;
  • русские националисты - сторонники «особого пути» России; многие из них большое значение придавали возрождению православия; некоторые были сторонниками монархии; см. также почвенники (в частности, Игорь Шафаревич, Леонид Бородин, Владимир Осипов);
  • иные националисты (в Прибалтике, на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане) - их требования варьировали от развития национальной культуры до полного отделения от СССР. Они часто провозглашали себя либералами, но, добившись в период распада СССР политической власти, некоторые из них (например, Звиад Гамсахурдия, Абульфаз Эльчибей) стали идеологами этнократических режимов. Как писал Леонид Бородин, «количественно националисты Украины, Прибалтики и Кавказа всегда преобладали в лагерях. Между националистической оппозицией и московским диссидентством, безусловно, были связи, но по принципу - „с паршивого москаля хоть шерсти клок“. Вяло приветствуя антирусские настроения московских оппозиционеров, националисты не связывали свои успехи с перспективами московского диссидентства, возлагая надежды на крах Союза в экономическом соперничестве с Западом, а то и на третью мировую».

К диссидентам причисляли также активистов сионистского движения («отказников»), активистов крымско-татарского движения за возвращение в Крым (лидер - М. А. Джемилев), религиозных деятелей-нонконформистов: православных - Д. С. Дудко, С. А. Желудков, А. Э Краснов-Левитин, А. И. Огородников, Б. В. Талантов, Г. П. Якунин, «истинно-православных христиан», баптистских - Совет церквей евангельских христиан-баптистов, католических в Литве, адвентистов-реформистов, руководимых В. А. Шелковым, пятидесятников (в частности, Сибирская семёрка), кришнаитов (см.Международное общество сознания Кришны в России).

С конца 1960-х смыслом деятельности или тактикой многих диссидентов, придерживавшихся разной идеологии, стала борьба за права человека в СССР - прежде всего, за право на свободу слова, свободу совести, свободу эмиграции, за освобождение политических заключённых («узников совести») - см. Правозащитное движение в СССР.

В 1978 было создано Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (СМОТ) - независимый профсоюз. 1982 возникла «Группа за установление доверия между СССР и США».

Социальный состав

Институционализация науки неизбежно вела к появлению слоя критически осмысливающих окружающую действительность людей. По некоторым оценкам, большинство диссидентов относились к интеллигенции. конце 1960-х годов 45% всех инакомыслящих составляли ученые, 13% - инженеры и техники:55,65-66.

На тыщу академиков и член-корреспондентов,
На весь на образованный культурный легион
Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,
Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

Стихотворение "Подражание В. Высоцкому" Юлия Кима (1968 г.)

Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния тоталитарному режиму.

Первое из них ориентировалась на поддержку извне СССР, второе - на использование протестных настроений населения внутри страны.

Деятельность, как правило - открытая, некоторой части диссидентов, в основном - московских правозащитников, строилась на апелляции к зарубежному общественному мнению, использовании западной прессы, неправительственных организаций, фондов, связей с политическими и государственными деятелями Запада.

Вместе с тем, акции значительной части диссидентов являлись либо просто формой стихийного самовыражения и протеста, либо формой индивидуального или группового сопротивления тоталитаризму - Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа, Группа революционного коммунизма, Валентин Соколов, Андрей Деревянкин, Юрий Петровский и другие. частности, это второе направление выражалось в создании разного рода подпольных организаций, ориентированных не на связи с Западом, а исключительно на организацию сопротивления внутри СССР.

Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготавливали и распространяли самиздат, устраивали демонстрации (например, «Митинг гласности», Демонстрация 25 августа 1968 года), пытаясь довести до общественности информацию о реальном положении дел в стране.

Один из плакатов демонстрантов 25.08.1968

Начало широкого диссидентского движения связывают с процессом Даниэля и Синявского (1965), а также с вводом войск Варшавского договора в Чехословакию (1968).

Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» - изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку - по аналогии с названиями московских издательств - «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д. Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам. «„Эрика“ берет четыре копии, - пел в своей песне Александр Галич. - Вот и всё. И этого достаточно!» (См. текст песни) - это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка, стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов, ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат» - издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

В феврале 1979 г. возникла группа «Выборы-79», члены которой намеревались явочным порядком осуществить предоставляемое Конституцией СССР право выдвижения независимых кандидатов на выборах в Верховный Совет СССР. Были выдвинуты кандидатуры Роя Медведева и Людмилы Агаповой, жены невозвращенца Агапова, добивавшейся выезда к мужу. Группа подала документы на регистрацию этих кандидатов, но не получила ответа к положенному сроку, в итоге соответствующие избирательные комиссии отказали в регистрации кандидатов.

Позиция властей

Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа.

Так, председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, выступая на пленуме ЦК КПСС 27 апреля 1973 г., заявлял, что, по имеющимся сведениям, в условиях разрядки западные спецслужбы изменили свою тактику работы, направленной на подрыв социалистической системы, перейдя от «лобовой атаки», прямой проповеди антисоветизма и антикоммунизма, к попыткам «эрозии» социализма, возбуждения негативных процессов, которые бы «размягчали, а в конечном счёте ослабляли социалистическое общество». связи с этим, по его словам, КГБ известны планы западных спецслужб активизировать работу по «установлению контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и созданию из них нелегальных групп», а впоследствии - по консолидации таких групп и превращению их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Андропов в своём выступлении упоминал о проведённых КГБ «профилактических мероприятиях в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма», а также о привлечении к уголовной ответственности «за откровенную антисоветскую деятельность» ряда националистов на Украине, в Литве, Латвии, Армении. Почти во всех случаях, по словам Андропова, деятельность этих лиц «инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе» и направляющими через своих эмиссаров в Советский Союз инструкции, деньги, средства тайнописи и печатной техники для своих подопечных.

Некоторые диссиденты действительно получали гонорары за опубликованные на Западе произведения (см. тамиздат); советские власти неизменно старались представить это в негативном свете как «подкуп» или «продажность», хотя многие официально признанные советские писатели тоже публиковались на Западе и точно так же получали за это гонорары.

Преследование диссидентов

См. также: Использование психиатрии в политических целях в СССР

Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, исключении из учебных заведений, арестах, помещении в психиатрические больницы, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны.

В Викитеке есть полный текст Статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР 1926 г.

Уголовное преследование диссидентов до 1960 г. осуществлялось на основании п. 10 ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик («контрреволюционная агитация»), предусматривавших лишение свободы на срок до 10 лет, а с 1960 г. - на основании ст. 70 УК РСФСР 1960 г. («антисоветская агитация») и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик, предусматривавших лишение свободы на срок до 7 лет и 5 лет ссылки (до 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введена ст. 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет (и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик. По всем этим статьям с 1956 по 1987 гг. в СССР было осуждено 8145 человек.

Кроме того, для уголовного преследования диссидентов применялись статьи 147 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») и 227 («Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан») УК РСФСР 1960 г., статьи о тунеядстве и нарушении режима прописки, также известны случаи (в 1980-х годах) подбрасывания оружия, патронов или наркотиков с последующим обнаружением их при обысках и возбуждением дел по соответствующим статьям (например, дело К.Азадовского).

Некоторых диссидентов объявляли общественно опасными душевнобольными, применяя к ним под этим предлогом меры принудительного лечения. годы застоя карательная психиатрия привлекала власти отсутствием необходимости создавать видимость законности, требуемой при судебном разбирательстве.

На Западе советских диссидентов, подвергшихся уголовному преследованию или психиатрическому лечению, рассматривали как политзаключённых, «узников совести».

Борьбой с диссидентами занимались органы государственной безопасности, в частности, с 1967 - 5-е управление КГБ СССР (по борьбе с «идеологическими диверсиями»)

До середины 1960-х годов практически любое открытое проявление политического инакомыслия влекло за собой арест. Но начиная с середины 1960-х годов органы КГБ стали широко использовать так называемые «профилактические мероприятия» - предупреждения и угрозы, а арестовали, в основном, лишь тех диссидентов, которые продолжали свою деятельность, несмотря на запугивание. Нередко сотрудники КГБ предлагали диссидентам выбор между эмиграцией и арестом.

Существенное влияние на деятельность КГБ в 1970-80-е годы оказывали происходящие в стране социально-экономические процессы периода «развитого социализма» и изменения во внешней политике СССР. этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием и диссидентским движением; однако действия физической расправы, депортаций и заключений под стражу стали более утончёнными и замаскированными. Усилилось применение средств психологического давления на инакомыслящих, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Практиковался запрет на проживание политически неблагонадёжных граждан в столичных городах страны - так называемая «ссылка за 101-й километр». Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки - которые по общественному статусу и международному авторитету могли нанести вред репутации советского государства в понимании Коммунистической партии.

Показательна деятельность КГБ в преследовании советского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына. конце 1960-х - начале 1970-х годов в КГБ было создано специальное подразделение - 9-й отдел Пятого управления КГБ - занимавшееся исключительно оперативной разработкой писателя-диссидента. августе 1971 года КГБ предпринял попытку физического устранения Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол неизвестного ядовитого вещества; писатель выжил, но после этого долго и тяжело болел. Летом 1973 года сотрудники КГБ задержали одну из помощниц писателя Е. Воронянскую и в ходе допроса вынудили её выдать местонахождение одного экземпляра рукописи произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Вернувшись домой, женщина повесилась. Узнав о случившемся, Солженицын распорядился начать публикацию «Архипелага» на Западе. советской печати была развёрнута мощная пропагандистская кампания, обвинявшая писателя в клевете на советский государственный и общественный строй. Попытки КГБ через бывшую жену Солженицына уговорить писателя отказаться от публикации «Архипелага» за границей в обмен на обещание помощи в официальном опубликовании в СССР его повести «Раковый корпус» не увенчались успехом и первый том произведения был опубликован в Париже в декабре 1973 года. январе 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине, лишён советского гражданства и выдворен за пределы СССР. Инициатором депортации писателя был Андропов, чьё мнение стало решающим при выборе меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына на заседании Политбюро ЦК КПСС. После высылки писателя из страны, КГБ и лично Андропов продолжили кампанию дискредитации Солженицына и, как выразился Андропов, «разоблачения активного использования реакционными кругами Запада подобных отщепенцев в идеологической диверсии против стран социалистического содружества».

А. Д. Сахаров

Объектом многолетней травли КГБ являлись видные деятели науки. К примеру, советский учёный-физик, трижды Герой Социалистического Труда, диссидент и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира А. Д. Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький, где он провёл 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. 1978 году КГБ предпринял попытку, по обвинению в антисоветской деятельности, возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А. А. Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учётом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. качестве альтернативы, в докладной записке в ЦК КПСС руководство КГБ рекомендовало разрешить Зиновьеву и его семье выезд за рубеж и закрыть ему въезд в СССР.

Ю. Ф. Орлов А. Б. Щаранский

Для контроля выполнения СССР Хельсинкских соглашений о соблюдении прав человека, в 1976 году группой советских диссидентов была сформирована Московская Хельсинкская группа (МХГ), первым руководителем которой стал советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Ю. Ф. Орлов. С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Ф. Орлова, А. Гинзбурга, А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. По делу Щаранского КГБ получил санкцию ЦК КПСС на подготовку и публикацию ряда пропагандистских статей, а также написание и передачу президенту США Дж. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Под давлением КГБ в 1976-1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева, П. Григоренко и В. Рубин. период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки (в общей сложности - 60 лет лагерей и 40 лет ссылки) восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году, в разгар горбачёвской перестройки.

Органы КГБ стремились добиться от арестованных диссидентов публичных выступлений, осуждающих диссидентское движение. Так, в «Контрразведывательном словаре» (издан Высшей школой КГБ в 1972 г.) указывается: «Органы КГБ, осуществляя мероприятия по идейному разоружению противника совместно с партийными органами и под их непосредственным руководством, информируют руководящие инстанции обо всех идеологически вредных проявлениях, готовят материалы для публичного разоблачении преступной деятельности носителей антисоветских идей и взглядов, организуют открытые выступления порвавших с прежними взглядами видных идеологов противника, проводят политико-воспитательную работу с лицами, осуждёнными за антисоветскую деятельность, организуют разложенческую работу среди участников идеологически вредных групп, осуществляют профилактические мероприятия в той среде, в которой эти группы вербуют своих членов». обмен на смягчение наказания удалось добиться «покаянных» выступлений от Петра Якира, Виктора Красина, Звиада Гамсахурдия, Дмитрия Дудко.

Письма западных деятелей в поддержку диссидентов умышленно оставлялись без ответов. Например, в 1983 г. тогда уже Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов дал специальное указание не отвечать на письмо федерального канцлера Австрии Бруно Крайского в поддержку Юрия Орлова.

Адвокатов, настаивавших на невиновности диссидентов, отстраняли от политических дел; так была отстранена Софья Каллистратова, настаивавшая на отсутствии состава преступления в действиях Вадима Делоне и Натальи Горбаневской.

Обмен политзаключённых

Основная статья: Обмен политзаключённых Л. Корвалан

В 1976 г. известность приобрёл Владимир Буковский, отбывавший свой четвёртый срок заключения по ст. 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда»). декабре этого года его обменяли на чилийского политзаключенного - бывшего лидера коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. Обмен произошёл в Швейцарии, куда Буковский был доставлен под конвоем и в наручниках

Вскоре после высылки из СССР Буковский был принят в Белом доме президентом США Картером. Он поселился в Великобритании, закончил Кембриджский университет по специальности «нейрофизиология». Написал книгу воспоминаний «И возвращается ветер…», изданную на многих языках

Корвалан после освобождения из чилийской тюрьмы был принят в Кремле Л. И. Брежневым. Позже Луис Корвалан изменил внешность и нелегально вернулся в Чили.

Обмен Буковского и Корвалана стал самым известным случаем успешного обмена политзаключённых.

11 февраля 1986 года в Берлине на мосту Глинике состоялся обмен диссидента Натана Щаранского на арестованных на Западе советских разведчиков - Карла Кёхера и его жену Хану.

Влияние и итоги

Большинство жителей СССР не имели информации о деятельности диссидентов. Диссидентские издания были по большей части недоступны для большинства граждан СССР, западное радиовещание на языках народов СССР до 1988 г. подвергалось глушению.

По свидетельству Якова Кротова, описывающего прихожан Александра Меня,

Деятельность диссидентов привлекала внимание зарубежной общественности к нарушениям прав человека в СССР. Требования освобождения советских политических заключённых выдвигались многими зарубежными политиками, включая даже некоторых членов зарубежных коммунистических партий, что вызывало обеспокоенность советского руководства.

Известен случай, когда сотрудник 5 Управления КГБ СССР Виктор Орехов под влиянием идей диссидентов стал сообщать своим «курируемым» сведения о готовящихся обысках и арестах.

Как бы то ни было, к началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.

В середине 1980-х годов в СССР были начаты демократические реформы, приведшие в конечном итоге к распаду СССР и началу выстраивания демократических форм государственного устройства в большинстве из вновь образованных государств постсоветского пространства.

В 1986-1987 гг. по инициативе М. С. Горбачёва из заключения и ссылок были освобождены большинство диссидентов, включая академика Сахарова. Некоторые диссиденты после освобождения эмигрировали, но другие (Л.Алексеева, К.Любарский) возвратились в СССР из вынужденной эмиграции. Ряд диссидентов включились в политическую жизнь, становятся народными депутатами СССР (А. Д. Сахаров), РСФСР (С. А. Ковалёв, Р. И. Пименов, М. М. Молоствов), УССР (Вячеслав Черновол), возобновилась деятельность правозащитных организаций (МХГ).

Крушение тоталитарного режима в СССР, обретение населением некоторых политических прав и свобод - таких, как, например, свобода слова и творчества, привели к тому, что значительная часть диссидентов, признав свою задачу выполненной, интегрировалась в постсоветскую политическую систему.

Ряд советских диссидентов ведет активную легальную политическую деятельность в современной России - Людмила Алексеева, Валерия Новодворская, Александр Подрабинек и др.

Вместе с тем, некоторая часть советских диссидентов либо категорически не приняла постсоветский политический режим - Адель Найденович, Александр Тарасов, либо не была реабилитирована - Игорь Огурцов, или даже вновь подверглась репрессиям за свою оппозиционную деятельность - Сергей Григорьянц, Владимир Осипов, Андрей Деревянкин.

Диссидентские организации

  • Народно-трудовой союз российских солидаристов
  • Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа
  • Инициативная группа по защите прав человека в СССР
  • Комитет прав человека в СССР
  • Московская Хельсинкская группа
  • Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся
  • Группа революционного коммунизма
  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
  • Группа за установление доверия между СССР и США
  • Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям
  • Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях

См. также

  • Дело Гинзбурга и Галанскова
  • Демонстрация 25 августа 1968 года
  • День памяти жертв политических репрессий
  • Коммунисты поймали парнишку
  • Неофициальное искусство СССР
  • Они выбирали свободу
  • Правозащитное движение в СССР
  • Диссидентство на Дальнем Востоке СССР
  • Процесс Синявского и Даниэля
  • Религия в СССР
  • Самиздат
  • Цензура в СССР
  • Шестидесятники
  • Дубравлаг
  • Пермь-36
  • Хроника текущих событий

Примечания

  1. 1 2 История советских диссидентов
  2. История советских диссидентов. Мемориал
  3. «Диссидент» (из рукописи книги С. А. Ковалёва)
  4. Откуда взялось диссидентство? : История советского инакомыслия в воспоминаниях одной из героинь диссидентского движения - Людмилы Алексеевой. . Colta.ru (27 февраля 2014). Проверено 19 января 2015.
  5. 1 2 Безбородов А. Б. Академическое диссидентство в СССР // Русский исторический журнал, 1999, том II, № 1. ISBN 5-7281-0092-9
  6. 1 2 3 Владимир Козлов. Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР
  7. 1 2 3 4 5 Диссиденты о диссидентстве. // «Знамя». - 1997. № 9
  8. Л. Терновский. Закон и «понятия» (Русская версия). Leonard Ternovksi. The law and the Idea
  9. Сергей Ермилов. карикатура «Законы - понятия»
  10. По поводу взрывов в московском метро (Заявление для печати)
  11. О движении сопротивления или диссидентах
  12. 1 2
  13. СОЦИАЛИСТЫ
  14. Научный коммунизм: Словарь (1983) / «Конвергенции» теория
  15. Социально-политическое и идейное единство общества // Научный коммунизм: Словарь (1983)
  16. ФСБ рассекретила содержание «Особой папки» Председателя КГБ СССР
  17. Из выступления председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова на пленуме ЦК КПСС 27 апреля 1973 г.
  18. 1 2 Заступница. С. В. Каллистратова. Составитель: Е. Печуро. «Звенья», 2003.
    http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=5700&page=1
    http://lib.prometey.org/?id=1844
    http://bookz.ru/authors/pe4uro-e/kallistr.html
    http://bibliotera.org.ua/book.php?id=1153866711&s=81
  19. Brandeis University, KGB file of Sakharov, http://www.brandeis.edu/departments/sakharov/ (англ.)
    The KGB File of Andrei Sakharov. (ed.: J.Rubenstein, A.Gribanov), New Haven: Yale University Press, c2005; ISBN 0-300-10681-5, Call number JC599.S58 K43 2005, http://catalog.library.georgetown.edu/search/o?SEARCH=57557418
    The KGB File of Andrei Sakharov, http://www.yale.edu/annals/sakharov/sakharov_list.htm, (изображения оригинальных страниц и тексты в кодировке Windows-1251, а также английские переводы).
  20. KGB in the Baltic States: Documents and Researches. КГБ 1954-1991
  21. 1 2 Лиханов Д. Смертельная жара // Совершенно секретно. - 2007. - Вып. 2.
  22. Травля Солженицына и Сахарова. Официальные публикации и документы (рус.). Антология самиздата. Проверено 23 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. .
  23. Контрразведывательный словарь. Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 г.
  24. Указание оставить без ответа ходатайство канцлера Бруно Крайского об освобождении Орлова, 29 июля 1983
  25. Речь С. В. Каллистратовой в защиту В.Делоне. http://www.memo.ru/library/books/sw/chapt49.htm
    • Интервью с В. Буковским впервые было опубликовано в «Газете выборчей» («Gazeta wyborcza»). Март 1998 г. Варшава. Перевод с польского: Юлия Середа
    • Владимир Буковский. Нью-Йорке с Виктором Топаллером.
    • Буковский предлагает обменять Михаила Ходорковского на Евгения Адамова 11 октября 2005 г., 23:56
    • «Владимир Буковский» http://politzeki.mypeople.ru/users/politzeki/wiki/vladimir_bukovskii/
    • Обращение к коммунистам Запада в поддержку освобождения Буковского и Корвалана.
    • Интервью с Буковским.
    • Константинович Буковский. Электронная библиотека Александра Белоусенко.
    • Юрий Глазов. Так где же мы ошиблись? // Новый Мир. 1998, № 1. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/1/rec06.html
    • Владимир Буковский. Ворчание последнего диссидента. http://gazeta.aif.ru/online/aif/1211/10_01
    • Луис Корвалан: «Социализм не виноват, что нет колбасы!» // Аргументы и факты, № 44 (1305) от 2 ноября 2005 г., http://gazeta.aif.ru/online/aif/1305/11_01
    • Иосиф Раскин. Буковский Владимир. Энциклопедия хулиганствующего Ортодокса.
  26. Владимир Буковский. «И возвращается ветер…» 1978 г.
  27. Владимир Буковский. «И возвращается ветер…» 1978 г.
  28. Подрабинек А. П. Менялы
  29. Кротов, Я. Алик в стране чудес
  30. Мина замедленного действия
  31. Bergman J. Was the Soviet Union totalitarian? The view of Soviet dissidents and the reformers of the Gorbachev era // Studies in East European Thought. 1998. Vol.50, No. 4. P. 247. DOI:10.1023/A:1008690818176
  32. С. И. Григорьянц об убийстве его сына
  33. Во Владимирской области прокуратура требует признать экстремистской книгу лидера Союза «Христианское возрождение»
  34. Российский «вечный революционер» попросил убежища в Грузии, чтобы оттуда бороться с «фашистским режимом» Путина

Ссылки

  • Сесиль Вессье. За вашу и нашу свободу! Диссидентское движение в России. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 576 с. - ISBN 978-5-4448-0268-7.
  • Алексеева Л. М.. История инакомыслия в СССР: Новейший период. - Вильнюс - М.: «Весть», 1992. - ISBN 5-89942-250-3.
  • Власть и диссиденты. Из документов КГБ и ЦК КПСС / Архив нац. безопасности при Ун-те Дж. Вашингтона (США), Московская Хельсинкская группа. - М.: МХГ, 2006. - 282 с. - ISBN 5-98440-034-0.
  • Беседа В. Игрунова и Б. Долгина. 20.02.94 - 6.03.94. Редакция Шварц Елены. 2007 г. ПРИЧИНЫ СОВЕТСКОГО ИНАКОМЫСЛИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
  • А. Ю. Даниэль. Диссидентство: культура, ускользающая от определений?
  • Джузеппе Боффа «От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994» Глава V: «Власть и диссидентство»
  • Владимир Козлов КРАМОЛА: ИНАКОМЫСЛИЕ СССР ПРИ ХРУЩЕВЕ И БРЕЖНЕВЕ. 1953-1982 ГОДЫ. ПО РАССЕКРЕЧЕННЫМ ДОКУМЕНТАМ ВЕРХОВНОГО СУДА И ПРОКУРАТУРЫ СССР
  • Раздел сайта общества «Мемориал» о советских диссидентах
  • Ленинград. История сопротивления в зеркале репрессий (1956-1987)
  • Диссидентское движение в Ленинграде
  • Идейные истоки современной концепции прав человека.
  • Информация о диссидентах в Андреевской энциклопедии
  • В. Э. Долинин, Д. Я. Северюхин. Преодоление немоты
  • Молоствов М. М. «Ревизионизм - 58»
  • Буковский В. К.. «И возвращается ветер…» 1978 г.
  • «ДИССИДЕНТ» (из рукописи книги С. А. Ковалева)
  • Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт. // Журнал Юность № 5, 1989
  • Амальрик А. А. Записки диссидента. - Энн Арбор: Ардис, 1982. - 361 с.
  • Терновский, Леонард Борисович. «Зачем» или «почему».
  • Диссидентское слайд-кино и книги В. и Л. Сокирко 1960-80 гг.
  • А.Шубин Диссиденты, неформалы и свобода в СССР
  • Советские диссиденты и правозащитники. Сахаровский центр. - Фотодокументы. Проверено 12 июня 2015.

Литература

  • 58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Аннотированный каталог. Март 1953-1991. Под редакцией В. А. Козлова и С. В. Мироненко. Составитель О. В. Эдельман при участии Э. Ю. Завадской и О. В. Лавинской. - М.: Демократия, 1999.
  • Шубин А. В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М., 2008.- 384 с.: ил.
  • Виктор Селезнев. «Кто выбирает свободу. Саратов. Хроника инакомыслия 1920-1980-е годы» (Под редакцией кандидата исторических наук В. М. Захарова). Саратов, 2012
  • Robert Horvath (2005) The Legacy of Soviet Dissent: Dissidents, Democratisation and Radical Nationalism in Russia, ISBN 0-415-33320-2
  • Скутнев А.В. Протестное движение в СССР в 1945 – 1985 гг.: эмиграция и диссидентское движение. - Киров, 2011. – 105 с. ISBN 978-5-91371-031-4 http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5375297
  • Типология диссидентского движения в СССР:1950-е - 1980-е годы (диссертация)
  • Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х - 1970-х гг. // Вопросы истории. 1998. № 4.

диссиденты в ссср, диссиденты в ссср секса

Диссиденты в СССР Информацию О

Дожившие до преклонных лет писатели-шестидесятники по сию пору создают образ ласкового дурачка Хрущева в благодарность за то, что этот генсек именно им устлал коврами дорогу к писательским кормушкам сразу после XXсъезда КПСС, именно их, а не других, цэковское окружение Хрущёва выдвинуло в «юные гении» строго по списку, утвержденному в апартаментах ЦК КПСС за подписью самого Никиты Сергеевича.

Именно шестидесятники первыми завопили о том, что война СССР против Гитлера была несправедливой, захватнической. Так повелело им Горбачевское ЦК.

Первым отрекся от своего военного прошлого и признался в том, что он и не воевал-то как следует никогда, до этого кичившийся своим фронтовым прошлым Булат Окуджава. Бард и сценарист отказался даже от самого значительного своего поэтического открытия, сделавшего его истинно народным поэтом: «А нынче нам нужна одна победа, одна на всех. Мы за ценой не постоим». Он заявил: «Я так не считал на войне. Так считали персонажи фильма, к которому я написал эту песню». Заявлявший при Хрущеве Евгений Евтушенко: «А любил я Россию всею кровью, хребтом, ее реки в разливе, и когда подо льдом… Если будет Россия, значит, буду и я», — при Путине уравнял себя с самым талантливым из «шестидесятников» Василием Аксеновым, то есть стал откровенным, махровым русофобом.

Фигура Евтушенко является типичной для определенной категории литераторов-«шестидесятников», которых следовало бы назвать «блатными литераторами». Внук командарма первого ранга, репрессированного, как водится, именно в 1937 году, вырос в московской Марьиной роще среди шпаны и готового на все мыслимые мерзости блатняка, спасшийся в детстве от войны в глубоком сибирском тылу в качестве беженца, проработавший фактически за всю свою жизнь всего несколько месяцев в геологической партии в Сибири, обратил на себя внимание чекистов и партаппаратчиков стихотворением «Бабий яр» не столько художественными его достоинствами, сколько политической заданностью.

В пересказе Евтушенко в его «Автобиографии», которую он якобы тайно передал во французское издательство «Галлимар», стихотворение «Бабий яр» произвело едва ли не революцию в СССР и чуть не привело к свержению советской власти. Вполне возможно, что на Лубянке Евгения Александровича и потрепал генерал рукой по щёчке, даже возможно, что вложил ему в рот конфетку; наверняка в ресторане Центрального Дома Литераторов в честь Евтушенко подняли не один десяток тостов, и была произнесена не одна здравица. Но вот в провинции это якобы эпохальное событие прошло незаметно. Встречал я не раз это стихотворение в многочисленных советских сборниках поэзии Евтушенко и даже в антологиях, предназначенных для пропаганды современной советской поэзии среди молодежи и юношества. Тем не менее, до сего дня критики и политики пишут о том, что «Бабий яр» был в советское время под запретом, а автор (имевший, кстати, в квартире телефон, напрямую связанный со всесильным шефом КГБ Ю. Андроповым и посетивший за казенный счет более 120 стран, по его собственному признанию) преследовался советской властью.

В СССР «Автобиография» Евгения Евтушенко вышла в полуторамиллионнотиражной «Роман-газете» и многочисленными отдельными изданиями под названием, сворованным Евгением Александровичем у гения мирового кино шведа Бергмана, «Земляничная поляна», а затем одна из глав была даже экранизирована опять-таки за счет советского государства самим автором. То есть перед нами – образ типичного «шестидесятника, претерпевшего муки от советской власти непризнанного гения». Типичного в чём? В том, что данных литераторов после XXсъезда КПСС специально выбирали спецслужбы из огромного списка начинающих писателей и поэтов по определенным критериям. Главным из требований, предъявляемых к блатным литераторам, признавалось кровное происхождение от старых большевиков , оказавшихся репрессированными во время культа личности Сталина в чинах очень высоких, желательно генеральских: Юрий Трифонов, Василий Аксенов, Евгений Евтушенко, Новелла Матвеева, Чингиз Айтматов, Нодар Думбадзе, Булат Окуджава и так далее. Вторым критерием должна быть затаенная юными дарованиями на всю жизнь обида на советскую власть за то, что их в детстве вышвырнул Сталин из золотых клеток в подворотни. В третьих, «юные гении» должны были обладать повышенным честолюбием и быть готовыми на любую подлость ради удовлетворения вышеназванного своего душевного качества. В четвертых, именно на этих самых блатных литераторов возлагалась обязанность вытеснить собой из редколлегий литературных журналов и издательств тех профессиональных редакторов и писателей, которые могли бы по-настоящему развить литературный процесс в виде традиционного для русской литературы направления критического реализма . Так оказались совсем молодые и абсолютно профессионально непригодные к исполнению своих обязанностей Аксенов, Вознесенский, Айтматов, Евтушенко и т.д. высокооплачиваемыми членами редакционных коллегий множества журналов не только Москвы и Ленинграда, но и провинциальных изданий. Те, кто их на эти ПОСТЫ (бунтарей – на посты!!!) ставил, прекрасно понимали, что эти молодые хищники будут печатать в этих изданиях только себя, только друг друга и только лиц из своей стаи , никого чужого они на страницы советских журналов и книг не пропустят.

И блатные литераторы этой формации честно отрабатывали свой хлеб. Точнее, в большинстве своем они даже не работали в редакциях, а только приходили за жалованьем в кассу, как это делал, например, Айтматов – сын репрессированного в 1937 году наркома мелиорации Киргизии, бывший одновременно и владельцем двух министерских портфелей Киргизской ССР, и секретарем трех творческих союзов, и членом семи редколлегий, и участником всевозможных совещаний, встреч, заседаний, членом республиканского ЦК Компартии и одновременно покровителем диссидентов. Тем более, порой даже забывал о дне зарплаты своей в советских рублях привыкший к долларам с пеленок, плэйбой и кремлевский выкормыш Василий Аксенов. Исключение составила дочь Героя Гражданской войны на Дальнем Востоке, также репрессированного при Сталине, Новелла Николаевна Матвеева, которая ввиду ли только своей порядочности, из-за своей ли физической немощи, осталась честной перед своим народом, удовольствовавшись квартирой в престижном писательском доме и редкими публикациями исключительно в центральной прессе. Всю эту категорию блатных литераторов я бы условно назвал «Дети Арбата» — по названию скандально известной повести «шестидесятника» А. Рыбакова, которого, как мне думается, надо причислить к категории «и примкнувших к шестидесятникам литературным шестеркам», этот писатель был все-таки фронтовиком, а перед тем, как стать идеологом перестройки, своими произведениями «Кортик», «Бронзовая птица» и повестями о Кроше оказал положительное влияние на формирование сознания советского человека, чего не сумели сделать «дети Арбата», хотя и стремились к этому изо всех сил.

«Литературные шестерки» — это литераторы особого толка. Они на литературный советский Олимп пробивались из низов, достигали и постов, и известности самостоятельно, а не были выдвинуты туда, подобно «детям Арбата». «Литературные шестерки» боролись за место под солнцем очень рьяно, рвали противников и конкурентов зубами, руками, ногами, используя все мыслимые способы для того, чтобы напечататься и получить хотя бы республиканскую известность и, соответственно, должность. Самой яркой из них московской фигурой следует назвать Андрея Вознесенского, который сутками не спал, стремясь попасть на глаза к известным писателям и поэтам 1950-60-х годов (вспомним вырвавшееся из уст Твардовского о нем: «Хоть бы его трамвай, что ли, переехал!»), сочинял и распространял по Москве небылицы о своем необычном происхождении: то он – незаконнорожденный сын сталинского премьера, то он – опять-таки незаконный сын Бориса Пастернака, то еще придумает какую легенду о своей исключительности и о любви к нему сильных и известных мира сего – то Хрущева, то Неруды. Поэт талантливый, оригинальный, но, как всякий маменькин сыночек, не уверенный в себе вечный сопляк, а потому абсолютно неуправляемый близкими, оказался весьма легко управляемым специалистами из органов охраны государства. Существует немало прямых свидетельств и косвенных доказательств того, что Вознесенский сотрудничал с КГБ СССР в течение многих лет и был одним из «засланных казачков» в группу литераторов, которые соучаствовали в организации якобы антисоветского, но фактически весьма благонадежного по отношению к СССР, известного альманаха «Метрополь». Именно этой службой объясняется тот факт, что Андрею Вознесенскому была вручена Государственная премия СССР за достижения в поэзии сразу же после выхода вышеназванного альманаха и в самом начале скандала вокруг этого неразрешенного советской цензурой американского издания. Авторы сборника этого – это либо сыночки советско-партийного бомонда 1970-х годов типа Виктора Ерофеева, превратившего русскую словесность в помойную яму, либо полные оторвы, либо, как оказалось на проверку, стукачи, а сам альманах стал одним из звеньев гениальной операции КГБ СССР, осуществленной под руководством генерала армии С. Цвигуна с использованием провокатора Василия Аксенова и денег американского миллиардера. Словом, «альманах ЛП» литературно-провокационный…

Отдельной строкой следует выделить тут писателей-диссидентов 1960-70-х годов. Писатели-диссиденты, которые никогда не причисляли себя к «шестидесятникам» и дистанцировались всегда и от «Детей Арбата» и от «блатных литераторов». Я имею в виду А. Солженицына, В. Войновича, В. Владимова и некоторых других. У них у каждого своя судьба, они порой поступали мужественно и честно, боролись с системой яростно, умели не продаваться. Хотя порой и жульничали, хитрили, изворачивались. Они и к Хрущеву относились и относятся без особого пиетета, но с уважением. Я являюсь политическим противником оных писателей, не раз писал о совершенных ими мерзостях, но, тем не менее, почитаю их личностями самостоятельными, не способными оказаться в кодле «шестидесятников», возглавляемых с момента перестройки Андреем Битовым – прекрасным стилистом, которому всегда было нечего и не о чем писать, ибо за душой у этого манерного, фальшивого насквозь человека нет ничего, кроме позы и умения рассуждать обо всем и ни о чем одновременно. Объединяет писателей-диссидентов с «детьми Арбата» и с «блатными литераторами» только патологическая ненависть к СССР и населявшим эту страну народам.

В остальном все три группы литераторов, именующихся в литературоведении постсоветского периода «литераторами-шестидесятниками», существуют сами по себе.

Отдельно здесь можно сказать о писателях-фронтовиках и писателях-деревенщиках , появившихся и прогремевших именно в этот период существования советской власти в России. Среди них было тоже немало жуликов, которые легко переметнулись в банду «шестидесятников», но все-таки в большей части это были писатели и поэты высокого гражданского мужества и ответственности перед советским народом: Н. Рубцов, В. Шукшин, Б. Можаев, С. Смирнов, В. Зелинский, С. Злобин и многие, многие другие.

Единственная беда их состоит в том, что никто из этих писателей с гражданским патриотическим сознанием так и не собрался описать и донести до сведения потомков типичных «детей Арбата», «блатных литераторов» и писателей-диссидентов. Исключение составляет роман-памфлет И. Шевцова «Тля». Автором же, попытавшимся представить поколение «шестидесятников» героями, пожалуй, может статься один лишь Юрий Гердт (был зав. отделом прозы в литературном журнале «Простор», давно проживает в США), автор романа, в котором главный герой по имени Ким являет собой как бы собирательный образ всех «детей Арбата» и «блатных литераторов». Толстенный роман его был выпущен незадолго до снятия Никиты Хрущева с поста главы государства, был очень популярен в среде как раз той публики, которая якобы в 1960-е годы была потрясена стихотворением Евтушенко «Бабий яр» и по сию пору гордится своей псевдореволюционностью.

Валерий Куклин

Во Союза далеко не всё население было довольно действующей властью. Диссидентами называли людей, которые не поддерживали политические взгляды окружающих, а также Они являлись ярыми противниками коммунизма и плохо относились ко всем, кто этого хоть как-то касался. В свою очередь, правительство не могло игнорировать диссидентов. Диссиденты в СССР открыто заявляли о своей политической точке зрения. Порой они объединялись в целые подпольные организации. В свою очередь, власти преследовали диссидентов по закону.

«Политический диссидент»

Диссиденты в СССР были под строжайшим запретом. Каждого, кто к ним относился, могли запросто отправить в ссылку и нередко даже расстрелять. Однако подполье диссидентов длилось только до конца 50-х годов. Начиная с 1960 и вплоть до 1980 годов, имело значительный перевес на общественной сцене. Термин «политический диссидент» доставлял правительству много хлопот. И это неудивительно, так как они доносили до общественности своё мнение практически в открытую.

В середине 1960 годов о том, что такое «диссидент», знал уже практически каждый гражданин, и не только СССР, но и зарубежья. Диссиденты распространяли листовки, тайные и открытые письма на множество предприятий, в газеты и даже в государственные инстанции. Также они старались по мере возможности отправлять листовки и заявлять о своём существовании другим странам мира.

Отношение правительства к диссидентам

Итак, что такое «диссидент», и откуда же появился этот термин? Его ввели в употребление вначале 60-х для обозначения антиправительственных движений. Также часто употреблялся термин «политический диссидент», но изначально его использовали в других странах мира. Со временем и сами диссиденты в Советском союзе стали себя называть.

Порой правительство выставляло диссидентов настоящими бандитами, причастными к терактам, таким, как взрыв в Москве в 77-м году. Однако это было далеко не так. Как и у любой организации, у диссидентов были свои правила, можно сказать, законы. Можно выделить главные из них: «Не применять насилие», «Гласность действий», «Защита основных прав и свобод человека», а также «Соблюдение законов».

Главная задача диссидентского движения

Основной задачей диссидентов являлось информирование граждан о том, что коммунистический строй изжил себя и на смену ему должны прийти стандарты из западного мира. Свою задачу они выполняли в различных формах, но зачастую это было издание литературы, листовок. Диссиденты иногда собирались в группы и проводили демонстрации.

Что такое «диссидент» было известно уже практически во всём мире, и только в Советском Союзе их приравнивали к террористам. Их часто называли не диссидентами, а просто «антисоветчиками» или «антисоветскими элементами». На самом деле многие диссиденты именно так себя и именовали и часто отрекались от определения «диссидент».

Александр Исаевич Солженицын

Одним из самых активных участников данного движения был Александр Исаевич Солженицын. Диссидент родился в 1918 году. Александр Исаевич состоял в обществе диссидентов на протяжении не одного десятилетия. Он являлся одним из самых ярых противников советского строя и Советской власти. Можно сказать, Солженицын был одним из зачинщиков диссидентского движения.

Заключение диссидента

Во время Второй мировой войны он отправился на фронт и дослужился до звания капитана. Однако он стал не одобрять многие действия Сталина. Ещё во время войны он вёл переписку с товарищем, в которой жестко критиковал Иосифа Виссарионовича. У себя в документах диссидент хранил бумаги, в которых сравнивал сталинский режим с крепостным правом. Данным документов заинтересовались сотрудники "Смерша". После этого началось расследование, в результате которого Солженицын был арестован. Его лишили капитанского звания, а в конце 1945 г. он получил срок.

В заключении Александр Исаевич провёл почти 8 лет. В 1953 году его освободили. Однако даже после заключения он не поменял своё мнение и отношение к Советской власти. Скорее всего, Солженицын только убедился, что инакомыслящим людям в Советском Союзе приходится нелегко.

на легальную публикацию

Александр Исаевич выпустил много статей и произведений на тему советской власти. Однако с приходом к власти Брежнева он был лишён права на легальную публикацию своих записей. Позднее сотрудники КГБ изъяли у Солженицына все его документы, которые содержали антисоветскую пропаганду, однако даже после этого Солженицын не собирался прекращать свою деятельность. Он стал активно заниматься общественными движениями, а также выступлениями. Александр Исаевич пытался донести до каждого, что такое «диссидент». В связи с этими событиями советское правительство стало воспринимать Солженицына как серьёзного врага государства.

После того как книги Александра были выпущены в США без его разрешения, он был исключен из общества писателей СССР. Против Солженицына была развязана настоящая информационная война в Советском Союзе. Антисоветские движения в СССР всё больше и больше не нравились властям. Таким образом, в середине 1970 годов на совет был вынесен вопрос о деятельности Солженицына. По окончании съезда было решено арестовать его. После этого 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и лишён советского гражданства, а позднее его выслали из СССР в ФРГ. Сотрудники КГБ лично доставили его на самолёте. Спустя два дня был издан указ о конфискации и уничтожении всех документов, статей и любых антисоветских материалов. Все внутренние дела СССР теперь были под грифом «секретно».

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....