И где ее родители? Кто такая снегурочка


Юная помощница Деда Мороза – внучка Снегурочка является уникальным новогодним персонажем, встречающимся только в русской культуре. Невероятно милая Снегурочка без труда находит общий язык с лесными зверями и непоседливыми малышами, которые видят в ней посредника при общении с Дедом Морозом.

Каждая девочка, выбирая костюм на новогодний карнавал, мечтает быть Снегурочкой, поскольку она является воплощением красоты, добродушия и воспитанности.

Родом из сказки

Вечно юная и сияющая Снегурочка вошла в нашу реальность со страниц книги «Поэтические воззрения славян на природу», автором которой является русский фольклорист Александр Афанасьев. В 1869 году он рассказал трогательную историю про старую бездетную пару Ивана и Марью, которым для полного счастья не хватало в доме только детей.

Однажды зимой они вылепили для себя из снега доченьку Снегурку, которая ожила и наполнила их жизнь радостью. Впрочем, семейная идиллия длилась недолго: с приходом тепла родители прятали Снегурочку от солнечных лучей, но все же не уберегли её – ослушавшись стариков, она отправилась с подружками на праздник Ивана Купалы и вместе со всеми решила прыгнуть через костёр.

Вдохновившись рассказом Афанасьева, писатель Александр Островский решил написать свою пьесу под названием «Снегурочка», в которой родителями бледнолицей новогодней красавицы являются Весна-Красна и Дед Мороз.

Драматург изобразил Снегурочку 15-летней девушкой, облачённой в шубу с меховым воротником, изящную шапку и тёплые рукавички. По сюжету Снегурочка живет в лесу и лишь однажды под надзором Бакулы-бобыля отправляется в слободу Берендеевку к людям, которые увлекли её своими волшебными песнями.

Именно в этот день слободчане отмечали День весеннего равноденствия, когда в свои законные права вступал языческий бог солнца – Ярила, от тепла которого таяли зимние сугробы. Не устояла под натиском жгучих лучей и Снегурочка, но тая весной, она снова возрождалась зимой.

К образу Снегурочки в своём творчестве обращался композитор Римский-Корсаков, написавший одноименную оперу, имевшую огромный успех.

Фольклорные корни

Возможно, свою биографию Снегурочка ведёт из русского фольклора, основывавшегося на языческих верованиях. Поклонники одной версии, считают Снегурочку воплощением богини зимы - Мораны, которая символизировала собой снег, морозную чистоту и свежесть. С приходом весны и тепла Морана, так же как и Снегурочка, таяла, однако вновь возрождалась с первыми заморозками.

Другие видят в Снегурочке прототип Костромы – чучела, сжигаемого во время празднования Ивана Купалы. Ещё существует мнение, что это рождающаяся с приходом зимы снежная нимфа, которая испаряется весной, забирая с собой мечты о хорошем урожае сельчан.

Как ни парадоксально, но Снегурочку также сопоставляют с богиней весны – Лелей, видя в ней символ возрождения природы: родившись из снега, она дарит счастье пожилой чете, побеждает зимние оковы, а превратившись в воду, дарит плодородие почве.

Не зря же Снегурочку также считают олицетворением речной воды, скованной мощными льдами.

Совместный выход

Когда 1935 году в СССР стали официально отмечать Новый год, главными символами торжества были определены Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Кстати, до сих пор неизвестно, с чьей легкой руки между ними возникла такая родовая связь.

Уже через два года в столичном Доме Союзов на первом новогоднем балу у самой главной ёлки страны состоялся дебютный совместный выход этих персонажей. С тех пор Снегурочка верой и правдой служит своему дедушке, помогая ему в общении с детьми, в раздаче подарков, организации весёлых игр и хороводов.

Немного подзабыли про Снегурочку в суровые годы войны, но в воцарившееся мирное время она вновь блистала с Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Кстати увлекательные сюжеты приключений новогодних героев выходили из-под пера всеми любимых детских писателей Сергея Михалкова и Льва Кассиля.

Место рождения Снегурочки

В отличие от Деда Мороза, выбравшего своей вотчиной Великий Устюг, Снегурочка обосновалась в Костроме, куда ей можно посылать письма сразу на два адреса - на ул. Лагерную 38, где стоит её терем, и на ул. Ленина 3.

Хотя жители деревни Берендеевка на границе Ярославской и Костромской областей, считают Снегурочку своей землячкой.

Часто по этому поводу с ними спорят смотрители имения Щелыково, в стенах которого Островский создал пьесу «Снегурочка».

Ещё одним местом на карте России, ассоциируемым со Снегурочкой является подмосковное имение Саввы Мамонтова - Абрамцево, где художник Васнецов написал образ зимней красавицы в сарафане, лаптях и ленточным ободком на голове.

Кроме того на сцене абрамцевского театра была впервые поставлена посвящённая Снегурочке пьеса Островского и прозвучало музыкальное сочинение Римского-Корсакова.

Образ Снегурочки

Кроме Васнецова над внешним обличьем Снегурочки задумывались живописцы Врубель и Рерих: первый изобразил её в снежно-пуховой шубе, отороченной мехом горностая, а второй, представляя её символом России, расписал наряд таинственными завитками и орнаментами.

В современном облике Снегурочки переплелись старые и добавились новые черты: наряду с 8-ми лучевым венцом с серебром и жемчугом она может надеть капюшон, облачиться в костюм, как белого, так и голубого цвета.

Мои уважаемые юные и взрослые читатели, здравствуйте! Как предновогоднее настроение? Надеюсь, что с каждым днём всё лучше да всё веселее. Ёлку мы с вами уже выбрали, – решили, с праздничным меню определились. Можно и Деда Мороза на дом звать, а то ведь в новогоднюю ночь он дюже занятый, спешит в каждый дом, чтобы всем без исключения ребятишкам подарки доставить.

Вместе с дедом Морозом к нам в гости приходит его постоянная спутница и помощница – внучка по имени Снегурочка. И мы настолько привыкли, что она просто есть и без неё часто не обходится новогодний вечер, что даже и не задумываемся, кто такая Снегурочка. Она как само собой разумеющееся приложение к Деду Морозу, да не обидится на меня сказочная красавица.

Но юным и любознательным нередко становится непонятно, а откуда она появилась. Особенно смышлёные пытают своих родителей, почему дед у неё есть, а мамы с папой нет, где её дом и почему она вместе с Дедом Морозом в Великом Устюге не живёт?

Устав придумывать всякие небылицы для своих детей, решила всё-таки узнать историю про появление Снегурочки. Заодно и вам добрую услугу окажу – будет, что отвечать на каверзные детские вопросы.

План урока:

Истинно русское достояние

Если изучить народный фольклор про новогодние и рождественские праздники разных народов мира, то такого прототипа как Снегурочка в других странах нет. Снеговики есть, Деды морозы в разных одеяниях тоже есть, олени есть, а вот Снегурочки нет!

Русскому Деду Морозу просто сказочно повезло! Ни у американского Санты, ни у финского Йоулупукки, ни у итальянца Баббо Натале такой красивой внучки нет, а у нашего есть! И откуда взялась-то такая?

В биографии вечно молодой Снегурочки много белых пятен. Так уж повелось, что русский народ любит всё объяснять легендами и окутывать тайнами. Так и про светловолосую помощницу доброго деда есть в славянской мифологии своя история.

  • Если верить одной из версий, Снегурочка появилась при проведении обряда проводов (чаще называемых похороны) Костромы — своеобразного весеннее-летнего ритуала. В нём на Купалу сжигается чучело женского божества Костромы, одетое в белые одежды. В народе так прощались с русальной неделей, чтобы эти мифологические существа – русалки — больше людям не вредили. Есть обычай прыгать через костёр. Вот саму-то Кострому некоторые и связывают с образом Снегурочки, которая над купальским костром растаяла.
  • Некоторые склоняются, что Снегурочка – это прообраз снежной королевы — зимней богини Мораны, которая скитается в снегах, каждую ночь поджидает солнце, чтобы погубить его, каждую весну сражается со светом, чтобы продлить зиму и каждый раз погибает с первыми весенними днями, будучи сожженной на символичном костре. Вот и Снегурочка, как зимний символ, гибнет с приходом весны. Сегодня чучело, похожее на Морану, сжигается на Масленицу при проводах зимы.

Но мне почему-то ни одна из этих историй не нравится. Ну не ассоциируется у меня эта добродушная девушка с образом древней жестокой зимней богини ночи Мораны и похороненной Костромы. Хотя местные костромские краеведы попытались обнаружить такую связь Снегурочки и объявили город Кострому её родиной.

Легенда сказочная и красивая больше мне по душе. По ней Снегурочка – это живой символ скованной льдами в реках воды. А причём тут ? При том, что по славянской мифологии водами, а заодно и ночным небом заведовал бог Варуна, который во многих мифологических образах нередко выступает в образе добродушного и могучего деда, ну очень похожего на нашего Мороза. По-моему совсем неплохо. Как вам?

Ледяная девушка из сказки

Про живую ледяную девушку рассказывали русские народные сказки, в которых её лепят во дворе, а она чудодейственным образом непременно оживает. А в силу того, что лепят это чудо из снега, то и звать стали свои «поделки» люди Снегурушками и Снежевиночками.

Одной из первых появилась весть о существующей девочке из снега у русского любителя фольклора Александра Афанасьева. О странной ледяной Снегурушке, которая в конце всех русских сказок обязательно тает, он рассказал в своей работе – исследовании славянской мифологии. Афанасьеву в одном из далёких русских деревень поведали сказку, как крестьяне Иван да Марья, дожившие до старости без детей, слепили себе снежную куклу, что спустя время ожила.

Знаток фольклора был уверен, что такой персонаж появился не случайно и видел в нём прообраз той самой зимней богини Мораны, что в конце сказа по обычаю растаяла. Только вот не вяжется у него что-то по преданью: в той сказке Снегурушка летом над костром в облако превратилась, прыгнув через него, а не весной. Неужели она – это та самая Кострома?

Первым, кто сумел нам более-менее понятно поведать о снежной чудеснице, породив раз и навсегда помощницу Деду Морозу, стал русский писатель-драматург Александр Островский. В его написанной в 1873-м году пьесе Снегурочка предстала бледнолицей девушкой со светлыми волосами, одетая в белую шубку с мехом на опушке. На голове у неё меховая шапочка, а на руках рукавички.

Не правда ли, островская девушка до боли знакома? А явилась на люди девица из леса. А не оттуда ли приходит к нам Дедушка Мороз?

Про родителей

Если до Островского Снегурочку лепили всё крестьяне — старики да старухи, то русский драматург дал ей в качестве родителей Деда Мороза и Весну-Красну. Пьеса его была положена за основу оперы Римского-Корсакова и прославилась на весь мир. С тех пор Снегурочка стала реальным персонажем, приходящим каждый год под новогоднюю ночь.

Ещё до октябрьской революции фигурки Снегурочки весили на рождественские ёлки, девчушки наряжались в её костюмы, а в гимназиях ставили инсценировки по Островскому.

Снегурочка ненадолго пропала и не приходила в Новый год в послереволюционное время, когда новая власть не приветствовала празднование Рождества. После 35-го года прошлого столетия всё вернулось «на круги своя», и новогодние ёлки снова стали радовать детей вместе с Дедом Морозом, а хорошенькая девочка своими улыбками в милом наряде, как образец покладистости и добродетели, стала ещё одной участницей детских торжеств.

Только вот не положено было старцу с седой бородой иметь такую дочку, и постепенно, во времена Советского Союза, силой пера поэтов и писателей превратилась Снегурочка во внучку. Их первый светский выход вместе состоялся в 1937-м году на московской в Доме Союзов.

Повисла судьба Снегурочки на волоске в военные годы и как знать, вернулась бы она к нам после войны или нет, если бы не Лев Кассиль и Сергей Михалков, которые в 50-х годах были авторами сценариев для кремлёвской ёлки. Именно они сделали её обязательной участницей праздников в паре с Морозом.

С тех пор они не расстаются, а добрый старец, переведённый в роль её деда, аккуратно переложил часть своих обязанностей по развлечению детей на её хрупкие плечи.

Прямо целый детектив получается. У меня теперь ступор: по Афанасьеву у Снегурочки родители, наверное, от старости умерли, и оставили бессмертный сказочный персонаж сиротой. А по Островскому как правильно объяснить ребёнку, куда советская эпоха дела Снегурочкиного отца, дав взамен деда, — даже не знаю. Есть идеи?

Маленькая родина Снегурочки

Как мы уже отметили, костромские краеведы всё-таки заверили всю страну, что маленькой родиной дочери Мороза и Весны является именно костромской край. На родовое гнездо там претендует местечко под названием Щелыково, где Островский написал свою пьесу. Там же был снят фильм «Снегурочка», а деревянные декорации, использованные в фильме, из села перенесли в Кострому, образовав парк «Берендеевка».

В 2008-м году костромчане выстроили для Снегурочки целый терем, где она радуется встрече с ребятишками. Начиная с 2009 года, 4 апреля стал официальным днём её рождения, так что можно направлять поздравительные открытки и засылать подарки.

Ну как, генеалогическое дерево Снегурочки у вас нарисовалось или вы ещё не склонились к какой-то легенде? А может быть, у вас есть своя версия появления чудесницы в белой шубке? Откройте нам тайну!

А теперь, пожалуй, самая популярная мульт-песенка про нашу новогоднюю красавицу)

Пишите комментарии, подписывайтесь на новости блога и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» !

С наступающим вас!

Выполнили: обучающиеся 1 «а» и 4 «б» классов Руководители: Алешина Ю.В. и Морохова Л.Л.

В небольшом вологодском городке с красивым названием Великий Устюг в густом еловом лесу стоит сказочный терем, в котором обитает любимый персонаж новогодних праздников – Дед Мороз и его главная помощница – внучка Снегурочка. На въезде в деревню гордо развиваются три флага – России, Москвы и Великого Устюга. Наша современная Снегурочка сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Проходят новогодние праздники и мы на целый год забываем об этой замечательной девушке. Грустно!

Откуда появляется и куда исчезает Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 имени В.Я.Шишкова»

Исследовательский проект

по теме:

«Кто такая Снегурочка?»

Выполнили обучающиеся

4 «б» и 1 «а» классов.

Руководители: Алешина Ю.В.,

Морохова Л.Л.

г. Бежецк

2013 – 2014 уч. год

1.Аннотация.

В небольшом вологодском городке с красивым названием Великий Устюг в густом еловом лесу стоит сказочный терем, в котором обитает любимый персонаж новогодних праздников – Дед Мороз и его главная помощница – внучка Снегурочка. На въезде в деревню гордо развиваются три флага – России, Москвы и Великого Устюга. Наша современная Снегурочка сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Проходят новогодние праздники и мы на целый год забываем об этой замечательной девушке. Грустно!

Откуда появляется и куда исчезает Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

2.Введение.

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние. Девушка, приходящая к нам с Дедом Морозом под Новый год существует только в России, нигде в других странах такой новогодней гостьи нет.
Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно.

По этой причине мы провели свои собственные исследования.

Цели исследования : узнать, откуда к нам приходит каждый год Снегурочка, составить ее родословную, показать роль современной Снегурочки как внучки Деда Мороза.

Проблемный во прос: (вопрос для исследования): если Снегурочка внучка Деда Мороза, то кто ее родители: мама и папа.

Тип исследования : экспериментально - творческий.

Тип исследования по предметной области: внепредметный.

Тип исследования по форме : коллективный.

Тип исследования по временным рамкам: краткосрочный (5 недель).

Объект исследования – Снегурочка.

Предмет исследования – история Снегурочки.

Для того чтобы, провести исследование мы составили план работы.

План исследования.

  1. Провести социологический опрос.
  2. Прочитать книги по теме исследования.
  3. Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.
  4. Познакомиться с произведениями искусства (музыка, живопись).
  5. Составить родословную Снегурочки.

3.Исследовательская работа по плану.

3.1. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос одноклассников, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

Кто такая Снегурочка;

Откуда она появилась;

Почему она внучка Деда Мороза.

На первый вопрос все ответили – внучка Деда Мороза- 39 уч, дочка- 5 уч.

На второй вопрос мнения разделились: живет в городе Великий Устюг-15 , приходит из лесу с дедом Морозом-23, не знаю- 6.

На третий вопрос ответы были такие: так принято- 35, Дед Мороз старенький, она его помощница-7, и были 2 ответа «не знаю».

3.2.Легенды, народные сказки и литературные произведения.

Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать детей, раздавая подарки и зажигая елки. Но так было не всегда. В старинные времена в мире славян было много богов, духов. Среди них был и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами. В зависимости от региона его проживания его называли Зимником, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Он, по преданиям, не был добродушным, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести огромными сугробами дороги, напустить холода в дом или хлев, заморозить колодцы. Поэтому древним жителям приходилось такого духа задабривать, уговаривать, дарить ему подарки: выставлялись на двор угощения, пели ему заклинания или заклички, просили быть с ним милостливым. И в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой: всем раздавал по делам его, дед Мороз мог жестоко наказать и щедро наградить, только сделать так, чтобы он наградил, было не очень просто, надо было весь год вести себя по- доброму. Обычно в сказках его представляли в образе деда с длинной седой (белой)бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или в образе старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера. И в сказках или преданиях о дедушке Морозе мы не встречаем рядом с ним никакой Снегурочки. Откуда же взялась Снегурочка ?

Мы обратились к народным сказкам и авторским литературным произведениям литературным источникам, в которых рассказывается о Деде Морозе – это «Детские рассказы дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского, где встречается такой персонаж как Мороз Иванович и поэма Николая Николаевича Некрасова «Мороз, Красный нос»,здесь мы не нашли никакого упоминания о девочке Снегурочке и только обратившись к произведениям В.И. Даля литературной сказке «Девочка Снегурочка»,мы прочитали о том, как появилась на свет Снегурочка. И опять она одна, без Деда Мороза, просмотрели еще много литературы, фильмы-сказки, поставленные по этим произведениям и сделали свои собственные выводы.

3.3.Снегурочка снежная.

Снегурочка снежная – это фигура из снега и льда, которая лепилась для того, чтобы в холодные зимние дни отгонять от дома злых духов. По дошедшим до наших времен преданиям, эта девушка могла оживать, жить среди людей, а весной таять, погибать, превращаться в облачко, тучку, чтобы с наступлением зимы снова вернуться в образе Снегурочки- снежной девушки. Даже в наши дни скульпторы и просто умельцы создают изо льда скульптуры Снегурочки, которые стоят на площадях городов, в скверах. А дети во дворах делают из снега Снежных баб, толстых, веселых и добродушных.

3.4.Снегурочка сказочная.

О такой Снегурочке написал Афанасьев Александр Николаевич, знаменитый собиратель русских народных сказок. В сказке о Снегурочке она была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марьей. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело, Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались, но подошла весна и снегурочка растаяла, прыгая через костер, унеслась белым облаком. В таком виде представлены представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В.И.Далем, собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял и из этой талой водицы появилась живая девочка « беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая внутри.

3.5.Снегурочка литературная

Александр Николаевич Островский в 1873году, почитав в сборнике сказок А. Н.Афанасьева, сказку о снежной девушке « замыслил» написать по его словам «весеннюю сказку». Он написал пьесу «Снегурочка», в которой Снегурочка из маленькой девочки-внучки превращается в девушку. Из произведения Островского мы впервые узнаем о том, что Снегурочка является дочерью Мороза и Весны . Внешность ее соответствует ее рождению: прекрасная бледная светловолосая девушка, одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой.

Эта Снегурочка тоже тает, погибает, но уже от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима- принесет снега, морозы, застынут во льдах воды, затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой, и опять она улетит облачком в светлое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!»

В Берендеевке жизнь продолжается.

3.6. Снегурочка музыкальная.

История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, очень понравилась композитору Петру Ильичу Чайковскому, автору знаменитых «Времен года» и в 1873году П.И. Чайковский написал музыку к спектаклю по пьесе А.Н. Островского. Музыка получилась светлая и радостная, и до сих пор музыка П.И. Чайковского используется в постановках «Снегурочки».

Через несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу с таким же названием. Как говорил сам Римский-Корсаков, сначала царство Берендея ему показалось странным, но потом он, прочитав сказку еще раз, понял всю красоту и поэтичность образа Снегурочки. Художественное оформление оперы на сцене, Снегурочки и других персонажей были выполнены Виктором Васнецовым.

3.7. Снегурочка Костромская.

В городе Кострома считается, что сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострома, по древнеславянским понятиям, это соломенное чучело, изображавшее девушку, которую или топят в реке, или сжигают на костре, подобно современной Масленнице. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечивать плодородие земель. Так же и Снегурочка доживала до весны и погибала на костре. Образ Снегурочки – Костромы отличается от образа привычной нам Снегурочки. Это девушка, одетая в легкую светлую одежду, на голове у нее венок из листьев и в руке дубовая веточка. Воскрешение Костромы связано с неизменной переменной времен года.

Кстати, Кострома считается четырежды родиной Снегурочки:

Первое рождение – это возникновение образа Снегурочки – Костромы из обряда сожжения Костромы, давшее название городу Кострома;

Второе рождение – в весенней сказке «Снегурочка» А, Н, Островского, писателя и драматурга, создававшего свои произведения на Костромской земле;

Третье рождение – съемки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы;

Четвертое рождение - воплощение в образе живого человека, играющего роль Снегурочки, живущей в тереме, встречающей гостей.

3.8.Снегурочка праздничная.

В обычной жизни Снегурочка стала появляться на поздравительных открытках и на детских новогодних праздниках в конце 19века и в начале 20 века как символ новогодних праздников. Девочки наряжались Снегурочками, делались инсценировки фрагментов из сказок. Но со временем этот праздник был запрещен и, дети многие годы на новогодних представлениях не встречали ни Деда Мороза, ни Снегурочки.

3.9.Снегурочка современная.

В истории нашей страны есть год, который считается годом возрождения празднования Нового года, и, соответственно Деда Мороза и Снегурочки. С1937 года на Новогодних праздниках появляется величественный Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Все – таки внучка! И мы думаем, внучка она потому, что Дед Мороз - старик пожилой, ему трудно одному заниматься такой активной новогодней деятельностью и вот ему в помощь придумана Снегурочка, родная душа, верная и заботливая спутница путешествий Деда Мороза по новогодней стране. В такой роли Снегурочки проявляется забота молодых о своих пожилых родителях, бабушках и дедушках и, соответственно, воспитание в детях уважения к старости и мудрости . Кроме того, Снегурочка дружит со зверятами и зверятками, помогает им в нелегкой лесной жизни, поддерживает и опекает их, что также очень важно.

3.10.Снегурочка в изобразительном искусстве.

Художник В.М. Васнецов нарисовал эскизы к театральной постановки «Снегурочки» Островского нарисовал, где образ Снегурочки был нарисовал с дочери одного богатого человека, покровителя искусств Саввы Мамонтова.

Сказочную красавицу рисовали и другие художники, такие как Михаил Врубель и Николай Рерих, который также оформлял спектакль к оперной и драматической постановке «Снегурочки».

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров - художников. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так увидел ее В.М. Васнецов;

в белой, сотканной из пуха и снега одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А.Врубель;

в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих

3.11.Снегурочка в современной детской литературе.

В наше время создаются произведения о Снегурочке, как, например, история, рассказанная Татьяной Курякиной «Как маленькая баба Яга стала Снегурочкой».

3.12.Домашний адрес Снегурочки.

Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки

Почта Снегурочки: [email protected]

Заключение.

Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы: на протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как

Образ дочери Мороза и Весны;

Образ зимы - Костромы, которая сгорая на костре, уносит с собой холода и метели;

Символ застывших вод: Снегурочка – зимой создана из снега и льда,

Летом – как дождевые облака и тучки, неся благодатные дожди на нашу землю;

Образ внучки деда Мороза.

Но нам хочется, чтобы Снегурочка была в нашей детской жизни как красивая и праздничная подруга, у которой есть дружная и веселая семья, каждый член которой выполняет свою очень нужную природе работу и поэтому мы придумали ей большую семью. Вот такая у Снегурочки родословная:

После завершения нашей работы одноклассники с удовольствием узнали историю нашей новогодней гостьи, получили новые знания. В течение всей работы мы познакомились как с художественными произведениями о Снегурочке, так и с музыкальными произведениями и картинами знаменитых художников. Правда, и спектакли (музыкальный и драматический) и картины художников мы нашли на диске и на сайтах Интернета.

История Снегурочки нас очень заинтересовала, хотелось бы продолжить свое исследование и узнать, как связаны между собой Снегурочка и Снежная королева, ведь они сделаны из «одного теста».

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.

Выбор редакции
22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Новое