Какая самая короткая сказка из родари. Джанни Родари. Биографическая справка


Каждому знакомы сказки про Чиполлино и волшебный голос маленького мальчика по имени Джельсомино. Эти непохожие на другие истории для детей получили широкое признание общественности и принесли всемирную славу Джанни Родари. Биография писателя отразилась в его трудах, ведь ему также пришлось пережить бедность, но нельзя отрицать того, что произведения итальянского сказочника полны жизнерадостности и оптимизма.

История Родари

Родился писатель в октябре 1920 года в простой семье итальянского булочника. Детство его прошло в небольшом городке Оменья, расположенном на севере страны. Его отец умер, когда Джанни Родари было всего 9 лет. Несмотря на ранний уход, этот самый важный человек в жизни писателя успел привить сыну доброту и любовь ко всему окружающему миру, милосердие к слабым и беспомощным людям и животным.

Удивителен тот факт, что практически вся биография Джанни Родари связана с работой для детей, и именно это занятие позволило ему стать всемирно известным писателем. Несмотря на слабое здоровье, итальянец много и плодотворно работал. Уже в 17 лет он приступил к преподаванию в младших классах, а с 1948 года начал работу в качестве журналиста. В 1957 году Джанни Родари смог сдать экзамен по профессиональной журналистике.

Произведения писателя

Работа над детскими проектами и создание книг для маленьких читателей параллельно с журналисткой практикой составляли основное занятие Джанни Родари. Биография итальянского писателя содержит такие факты, как участие в коммунистическом движении, съемки в фильме и так далее.

Итальянский сказочник представил миру такие произведения:

  • "Дорога никуда";
  • "Путешествие Голубой Стрелы";
  • "Алиса-Валяшка";
  • "Приключения Чиполлино";
  • "Грамматика Фантазии".

Портрет Джанни Родари

Все работы всемирно известного сказочника пронизаны доброжелательностью и оптимизмом, безусловно, такие книги мог создать человек только с большим сердцем и огромным воображением. По словам самого писателя, фантазия для человека является своего рода «топливом» жизни, она помогает пережить трудные жизненные ситуации.

Такие принципы, как правдолюбие, милосердие, любознательность и честность составляли сущность характера Джанни Родари. Биография его - тому доказательство: он всегда старался помочь своим друзьям. Несмотря на сложности, писатель не боялся высказывать свое мнение. А о доброте Джанни Родари можно и не говорить, все его сказки пронизаны этим чувством. И это не было оставлено без внимания, талант писателя был отмечен высокой литературной наградой - Ганса Христиана Андерсена.

Сказки и стихи Джанни Родари (биография рассмотрена выше) были переведены на различные языки мира: английский, немецкий, румынский, русский и так далее. Наверное, нет уголка на Земле, где не знают истории о смелой луковице или путешествиях маленького поезда. Все эти персонажи со временем не теряют своей актуальности, и интерес к рассказам Джанни Родари не исчезнет даже спустя много веков.

Джанни Родари (23.10.1920 – 14.04.1980) родился в итальянском городке Оменья. Отец, владелец небольшой пекарни и булочной, умер от воспаления легких, когда мальчику не было еще и десяти лет. Для семьи Джанни Родари наступили тяжёлые времена. Мать приняла решение переехать с детьми в свою родную деревню Варесотто, где устроилась служанкой к состоятельным людям, но денег всё равно катастрофически не хватало. Джанни Родари рос очень болезненным, но, тем не менее, жизнерадостным и увлекающимся ребёнком. Он много читал, сочинял стихи, учился играть на скрипке и прекрасно рисовал. Школьные годы Джанни Родари вынужден был провести в семинарии, где детей из бедных семей бесплатно учили, кормили, одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он устроился преподавателем начальных классов, совмещая работу с заочной учебой на филологическом факультете Миланского католического университета, который ему так и не удалось окончить.Занимаясь с детьми, Джанни Родари придумывал забавные игры, стараясь сделать образовательный процесс весёлым, увлекательным. Избежав призыва армейского призыва во время Второй мировой войны по причине плохого здоровья, Джанни Родари стал активным участником Движения Сопротивления, а за год до окончания войны стал членом коммунистической партии Италии. С 1948 года Джанни Родари начал работать репортёром газеты итальянских коммунистов «Унита». Узнав об учительском прошлом молодого сотрудника, главный редактор издания поручил Джанни Родари подготовку рубрики «Детский уголок» для воскресных выпусков газеты. Именно для этой рубрики молодой журналист написал свои первые стихи и сказки для детей. В 1950 году его назначили редактором иллюстрированного еженедельника «Пионер», где год спустя впервые была опубликована сказка «Приключения Чиполлино». Тогда же Джанни Родари опубликовал первый сборник стихов для детей «Книжка весёлых стихов» (всего за тридцать лет творческой деятельности у него вышло полтора десятка детских книжек). В 1952 году Джанни Родари впервые посетил Советский Союз – страну, первой «признавшей» его литературный талант. Стоит отметить, что публикация произведений «прогрессивных зарубежных авторов» была одним из довольно распространённых методов идеологической борьбы с «акулами капитализма»: зачастую только щедрые гонорары советских издательств помогали обличителям язв буржуазного общества держаться на плаву, продолжая заниматься литературным творчеством. Книги Джанни Родари, грампластинки с записями его сказок расходились у нас миллионными тиражами. Помимо нескольких мультипликационных фильмов были сняты два полнометражных кинофильма, в одном из которых писатель сыграл самого себя. Но интерес к Джанни Родари со стороны советских властей нельзя объяснить исключительно остросоциальностью его произведений. Если бы это было действительно так, то имя итальянского сказочника-коммуниста было бы уже давно забыто. Джанни Родари импонирует читателям, прежде всего, чувством юмора и неисчерпаемой фантазией. Именно благодаря им даже неуёмное политическое рвение взрослых обернулось для детей только благом. Справедливости ради надо сказать, что у себя на родине Джанни Родари был долгое время известен, прежде всего, как журналист. Его книги для детей изначально особенной популярностью не пользовались. Напротив, сказки Джанни Родари итальянские издатели считали излишне абстрактными и отказывались их публиковать. Но после того как в середине 60-х годов писатель получил несколько престижных европейских литературных премий, его произведения включили в школьные хрестоматии, а сам он был удостоен звания лучшего писателя Италии 1967 года. Главной же наградой стала для Джанни Родари Золотая медаль имени Г.Х. Андерсона, полученная в 1970 году. Чтобы содержать семью, Джанни Родари приходилось очень много работать. Он ежедневно писал заметки и фельетоны, редактировал детскую рубрику, вёл передачи на радио, сочинял стихи и сказки. Такой изнуряющий темп жизни стал причиной возникновения у Джанни Родари серьёзных проблем с сердцем. Хирургическое вмешательство оказалось неудачным, вызвав осложнения, которые привели к скоропостижной смерти писателя. Несмотря на всемирную славу (произведения итальянского сказочника переведены на тридцать языков мира), Джанни Родари до конца своих дней работал редактором литературного отдела газеты «Паэзе сера».

Джа́нни Рода́ри (итал Gianni Rodari , полное имя - Джова́нни Франче́ско Рода́ри , итал. Giovanni Francesco Rodari ) - известный итальянский детский писатель и журналист.

Джанни Родари родился в маленьком городке Оменья (Северная Италия). Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Родари и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери, Варесотто. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (прочитал Ницше, Шопенгауэра, Ленина и Троцкого). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 г. некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета.

Во время Второй мировой войны Родари был освобождён от службы из-за плохого здоровья. После гибели двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационном лагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1948 г. Родари стал журналистом в коммунистической газете "Унита" ("L"Unita") и начал писать книги для детей. В 1950 г. партия назначила его редактором только что созданного в Риме еженедельного журнала для детей "Пионер" ("Il Pioniere"). В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов - "Книга весёлых стихов" - и своё известнейшее произведение "Приключения Чиполлино" (русский перевод увидел свет в 1953 г.). Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм в 1961 году, а затем и фильм-сказка "Чиполлино" 1973 года, где Джанни Родари снялся в камео.

В 1952 г. впервые поехал в СССР, где затем бывал неоднократно. В 1953 г. женился на Марии Терезе Феретти, которая через четыре года родила ему дочь, Паолу. В 1957 г. Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста. В 1966-1969 г. Родари не публиковал книг и лишь работал над проектами с детьми.

В 1970 г. писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

Также писал стихи, дошедшие до русского читателя в переводах Самуила Маршака.

Джованни Франческо Родари (Giovanni Francesco Rodari) - итальянский детский писатель, поэт и журналист.

Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья, северная Италия. С детства был очень слабым и болезненным ребёнком. Но это не мешало ему учиться играть на скрипке, увлекаться рисованием (одно время даже мечтал стать художником) и книгами. Отец мальчика - Джузеппе Родари, булочник, владелец небольшой пекарни и магазинчика «Хлебобулочные изделия и продовольственные товары» - умер, когда Джанни было 9 лет. Для семьи настали трудные времена, мать устроилась работать служанкой в богатый дом. Родари и два его брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери - Варесотто.

Не имея денег на образование, Родари вынужден был учиться в духовной семинарии, так как там не только учили детей бедняков, но ещё и бесплатно кормили и одевали. Семинарию окончил за три года и в 17 лет получил диплом учителя. Тут же, чтобы помочь семье, он начал работать учителем в начальных классах местных сельских школ. Одновременно некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета, где самостоятельно изучал философию и обществоведение, осваивая труды Ницше , Шопенгауэра , Ленина , Троцкого .

Вынужденная работа не стала для Родари в тягость, наоборот, ему понравилось работать с детьми, он постоянно придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории, часто вместе с ними сочинял сказки. Во время Второй мировой войны Родари был освобождён от службы из-за плохого здоровья. На некоторое время вступил в фашистскую партию (ещё будучи студентом, был членом молодежной фашистской организации «Итальянская ликторская молодёжь»). После оккупации Италии Германией в конце 1943 года, смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационном лагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. После войны его партийная работа не окончилась. И в 1948 году Родари стал журналистом коммунистической газеты «Унита» (L’Unita, Единство), где вёл детскую рубрику, в это же время начал писать свои первые произведения для детей. В 1950 г. партия назначила его редактором только что созданного еженедельного детского журнала «Пионер» (Il Pioniere), в Риме. В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод увидел свет в 1953 г.). С этого времени Джанни Родари стал совмещать журналистскую деятельность и литературную.

В 1952 г. писатель впервые поехал в СССР, где затем бывал неоднократно. В 1953 г. женился на Марии Терезе Феретти, которая через четыре года родила ему дочь, Паолу. В 1957 г. Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста. После «Пионера» писатель работал в журнале для юношества «Авангард», потом перешёл в массовую левую газету «Паэзе сера» («Paese Sera»), где до конца жизни работал литературным сотрудником. Печатался также в различных итальянских изданиях, вёл рубрику для детей на радио. В 1966-1969 г. Родари был занят работой над проектами с детьми и книг не публиковал.

Литературная слава пришла к Родари сначала в СССР и странах советского лагеря, и только потом - на родине. Советскими читателями писатель был воспринят благосклонно и завоевал немалую известность. Особенно широкую популярность снискали «Приключения Чиполлино». Многие стихи вышли в СССР в переводе Самуила Маршака , а Чиполлино был экранизирован дважды: в 1961 в виде мультфильма и в 1973 - в виде художественного фильма, в котором в роли сказочника снялся сам автор; кроме того, одноименный балет на музыку Карена Хачатуряна с 1974 года входит в репертуар Большого театра.

В 1967 году литератора признали лучшим писателем Италии, а в 1970 г. он получил самую высокую награду в детской литературе - премию Ганса Христиана Андерсена , которая помогала ему приобретать всемирную известность. Тем не менее, в связи с политическими предпочтениями автора, во многих странах его книги до сих пор остаются мало известными. Так, на английском языке произведений Родари практически не существует, а вместе с развалом советского блока один из самых популярных детских писателей был забыт и во многих странах Варшавского договора. Несмотря на то, что в Италии множество школ названо в честь Родари, а его имя знает каждый ребенок, информация о коммунистических взглядах Родари у современных итальянцев вызывает удивление.

Как писал Джанни Родари в своей единственной книге для взрослых («Грамматика фантазии»), «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в нее - и это куда забавнее - через форточку ». Сам он так всегда и делал.

Родари был талантливым детским писателем, в произведениях умело совмещал вымысел и злободневные бытовые проблемы реальности. Он был убеждён в том, что свобода, равенство и братство - не пустые слова, и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают. Эти убеждения накладывали значительный отпечаток на его творчество, многие его детские стихотворения больше напоминали политические агитки, чем типичные карамельные детские стишки про розовых жирафов и маленьких слоников. Вместе с тем, одним из излюбленных литературных приёмов автора был фантастический элемент, причём в последнем автор отличался недюжинной фантазией и разнообразием. Героями его произведений становятся грамматические ошибки и овощи, ожившие куклы и умные животные, и конечно же, дети. Его герои летят в космос и путешествуют по самым причудливым странам и планетам, вроде тех, где всё сделано из стекла или шоколада, или населено роботами... Родари подготовил и издал несколько сборников сказок: «Сказки по телефону», «Волшебные сказки», «Сказки, у которых три конца» и др. Одной из наиболее длинных, удостоившейся отдельных изданий является «Торт в небе», которая повествует, как вместо атомной бомбы в небе над Италией оказался, на радость всем детишкам, огромных размеров торт. Но самой знаменитой книгой являются «Приключения Чиполлино», где мальчик-луковичка Чиполлино берётся ликвидировать социально несправедливое положение вещей в стране, где проживают овощи и фрукты и взимаются налоги на ветер, дождь и воздух.

Рассказы писателя не раз включались в состав антологий научной фантастики, в их числе «Робот, которому захотелось спать», «Карпиане и Пизанская башня», «Всё началось с крокодила», «Принц-пломбир», «Профессор Грозали, или Смерть Юлия Цезаря» и другие.

Эта книга включает большую часть моих историй, написанных для детей в течение пятнадцати лет. Вы скажете, что этого мало. За 15 лет, если бы я писал каждый день только одну страницу, можно было бы уже иметь примерно 5500 страниц. Значит, я написал намного меньше, чем мог. И все же я не считаю себя большим лентяем!

Дело в том, что в эти годы я еще работал как журналист и делал много других вещей. Например, я писал статьи для газет и журналов, занимался школьными проблемами, играл со своей дочкой, слушал музыку, ходил гулять, думал. А думать – эго тоже полезное дело. Может быть, даже самое полезное из всех других. По-моему, каждый человек должен полчаса в день думать. Это можно делать всюду сидя за столом, гуляя в лесу, в одиночестве или в компании.

Я стал писателем почти случайно. Мне хотелось быть скрипачом, и я несколько лет учился играть на скрипке. Но с 1943 года больше не прикасаюсь к ней. Скрипка так и лежит у меня с тех пор. Я все время собираюсь добавить струны, которых не хватает, поправить сломанный гриф, купить новый смычок вместо старого, совсем растрепавшегося, и снова начать упражнения с первой позиции. Может быть, я это когда-нибудь сделаю, но пока у меня нет времени. Мне хотелось бы еще быть художником. Правда, в школе у меня всегда были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом я всегда очень любил. К сожалению, в школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову. Словом, как все ребята, я мечтал очень о многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

Однако, сам того не подозревая, я долго готовился к своей писательской деятельности. Например, я стал школьным учителем. Не думаю, что я был очень хорошим учителем: я был слишком молод, и мои мысли витали очень далеко от школьных парт. Возможно, я был веселым учителем. Я рассказывал ребятам разные смешные истории истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись. Это уже кое-что значило. В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами горькими и бесполезными.

Но не будем отвлекаться. Так или иначе, я должен рассказать вам об этой книге. Я надеюсь, что она будет веселой, как игрушка. Кстати, вот еще одно занятие, которому я хотел бы себя посвятить: делать игрушки. Мне всегда хотелось, чтобы игрушки были неожиданными, с выдумкой, чтобы они годились каждому. Такие игрушки долго живут и никогда не надоедают. Не умея работать ни с деревом, ни с металлом, я попытался делать игрушки из слов. Игрушки, по-моему, так же важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя.

Я хотел бы, чтобы игрушки служили и взрослым, и детям, чтобы в них можно было играть всей семьей, всем классом, вместе с учителем. Я хотел бы, чтобы и мои книги были такими же. И эта тоже. Она должна помочь родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с нею можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Я доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушает мои истории. Еще больше радуюсь я, когда эта история вызывает у него желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали.

Моя книга выходит в Советском Союзе. Я очень доволен этим, потому что советские ребята отличные читатели. Я встречал много советских ребят в библиотеках, в школах, во Дворцах пионеров, в Домах культуры повсюду, где бывал. А теперь я вам скажу, где я бывал: в Москве, Ленинграде, Риге, Алма-Ате, Симферополе, Артеке, Ялте, Севастополе, Краснодаре, Нальчике. В Артеке я познакомился с ребятами с Крайнего Севера и Дальнего Востока. Все они были великолепные пожиратели книг. Как это здорово знать, что книга, какая бы она ни была толстая или тонкая, печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят.

Поэтому благодарю всех тех, кто подготовил эту книгу, и тех, кто, так сказать, будет ее есть. Надеюсь, что она придется вам по вкусу.

Приятного аппетита!

Джанни Родари 1969

Паолетте Родари и ее друзьям всех цветов кожи

Жил-был однажды… синьор Бьянки. Жил он в городе Варезе и был служащим одной торговой фирмы, которая продавала лекарства. Работа у него была очень беспокойная. Каждую неделю шесть дней из семи он колесил по всей Италии. Он ездил на запад и на восток, на юг и на север, и опять туда же – и так включая субботу. Воскресенье он проводил дома, вместе с дочуркой, а в понедельник, едва поднималось солнце, снова отправлялся в путь. Дочка провожала его и всегда напоминала:

– Слышишь, папа, сегодня вечером я опять жду новую сказку!

Надо вам сказать, что девочка эта не могла уснуть, пока ей не расскажут сказку. Мама уже по три раза перерассказала ей все, что знала: и были, и небылицы, и просто сказки. А ей все мало! Пришлось и отцу взяться за это ремесло. Где бы ни находился он, в каком бы местечке Италии ни оказался, он каждый вечер ровно в девять часов звонил домой и рассказывал по телефону новую сказку. Он их сам придумывал и сам рассказывал. В этой книге как раз и собраны все эти «сказки по телефону», и вы можете прочитать их. Они, как вы заметите, не очень длинные. Ведь синьору Бьянки приходилось платить за телефонный разговор из своего кармана, и, сами понимаете, он не мог разговаривать слишком долго. Только иногда, когда дела у него шли хорошо, он позволял себе поговорить подольше. Конечно, если сказка этого заслуживала.

Скажу вам по секрету: когда синьор Бьянки вызывал Варезе, даже телефонистки приостанавливали работу и с удовольствием слушали его сказки. Еще бы – некоторые из них мне и самому нравятся!

Незадачливый охотник

– Возьми-ка, Джузеппе, ружье, – сказала однажды мать своему сыну, – и сходи на охоту. Завтра твоя сестра выходит замуж, и надо бы приготовить праздничный обед. Очень хороша была бы для этого зайчатина.

Джузеппе взял ружье и отправился на охоту. Только вышел на дорогу, видит – бежит заяц. Выскочил косой из-под забора и пустился в поле. Вскинул Джузеппе ружье, прицелился и нажал на курок. А ружье и не подумало стрелять!

– Пум! – сказало оно вдруг звонким и веселым голоском и выбросило пулю на землю.

Джузеппе так и замер от удивления. Подобрал пулю, повертел ее в руках – пуля как пуля! Потом осмотрел ружье – ружье как ружье! И все-таки оно не выстрелило, как все нормальные ружья, а звонко и весело произнесло «Пум!». Джузеппе даже в дуло заглянул, да только разве может там кто-нибудь спрятаться?! Никого там, конечно, не оказалось.

«Что же делать? Мама ждет, что я принесу с охоты зайца. У сестры свадьба, нужно приготовить праздничный обед…»

Едва Джузеппе успел подумать это, как вдруг снова увидел зайца. Только оказалось, это зайчиха, потому что на голове у нее была свадебная фата с цветами и шла она скромно потупившись, мелко перебирая лапками.

Вот так раз! – удивился Джузеппе. – Зайчиха тоже выходит замуж! Придется мне, видимо, поискать фазана.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...