Картины Ван Гога: названия и описания. Самые лучшие картины ван гога с названиями и описаниями Популярная картина ван гога


Когда 29 июля 1890 года 37-летний Винсент Ван Гог умер, его работы были почти никому не известны. Сегодня его картины стоят сногсшибательных сумм и украшают лучшие музеи мира.

Через 125 лет после смерти великого голландского живописца настало время узнать о нем больше и развеять некоторые мифы, которыми, как и вся история искусства, полна его биография.

Он сменил несколько рабочих мест, прежде чем стал художником

Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. В 1876 году он был уволен. После этого он некоторое время работал школьным учителем в Англии, затем продавцом книжного магазина. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Ван Гог испытывал нужду, ему приходилось спать на полу, но менее чем через год его уволили и с этого поста. Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял. На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно.

Карьера художника Ван Гога была короткой

В 1881 году голландский художник-самоучка вернулся в Нидерланды, где посвятил себя рисованию. Его финансово и материально поддерживал младший брат Теодор, удачливый торговец произведениями искусства. В 1886 году братья поселились в Париже, и эти два года во французской столице оказались судьбоносными. Ван Гог принимал участие в выставках импрессионистов и неоимпрессионистов, он начал использовать светлую и яркую палитру, экспериментировать с методами нанесения мазков. Последние два года жизни художник провел на юге Франции, где создал ряд своих самых известных картин.

За всю свою десятилетнюю карьеру он продал только несколько из более 850 картин. Его рисунки (их осталось около 1300) оказались тогда невостребованными.

Скорее всего, ухо он себе не отрезал

В феврале 1888 года, прожив два года в Париже, Ван Гог переехал на юг Франции, в город Арль, где надеялся основать сообщество художников. Компанию ему составил Поль Гоген, с которым они подружились в Париже. Официально принятая версия событий такова:

В ночь на 23 декабря 1888 года они поссорились, и Гоген ушел. Ван Гог, вооружившись бритвой, преследовал приятеля, но, не догнав, вернулся домой и в досаде частично отрезал свое левое ухо, затем завернул его в газету и отдал какой-то проститутке.

В 2009 году двое немецких ученых опубликовали книгу, в которой предположили, что Гоген, будучи хорошим фехтовальщиком, отрезал часть уха Ван Гога саблей во время поединка. Согласно этой теории, Ван Гог во имя дружбы согласился скрыть правду, иначе Гогену грозила бы тюрьма.

Самые известные картины написаны им в психиатрической клинике

В мае 1889 года Ван Гог обратился за помощью в психиатрическую больницу Сен-Поль-де-Мозоль, расположенную в бывшем монастыре города Сен-Реми-де-Прованс в Южной Франции. Изначально художнику была диагностирована эпилепсия, но обследование выявило также биполярное расстройство, алкоголизм и нарушение обмена веществ. Лечение состояло в основном в приеме ванн. Он оставался в больнице в течение года и написал там ряд пейзажей. Более ста картин этого периода включают некоторые из его самых знаменитых работ, такие как «Звездная ночь» (приобретена нью-йоркским Музеем современного искусства в 1941 году) и «Ирисы» (куплена промышленником из Австралии в 1987 году за рекордную на тот момент сумму $ 53,9 млн.)

Винсе́нт Ви́ллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист , чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них - портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты, с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. Большинство критиков не замечало ван Гога до его самоубийства в возрасте 37 лет, которому предшествовали годы тревог, нищеты и расстройств рассудка.

Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08.02.1822), протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона . В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Безумец, отшельник, гений… какими только противоречивыми словами не определяли личность Винсета Ван Гога его современники. Это сейчас имя голландского художника известно многим, а его картины лидируют в рейтинге наиболее дорогих произведений искусства. Но при жизни дело обстояло совсем иначе. Одиночество и непонимание со стороны окружающих были постоянными спутниками Ван Гога. Он стал ярким примером человека, талант которого был оценен по достоинству лишь после его трагической смерти, такой же неординарной и двойственной, как и сам художник.

Парадоксально, что Ван Гог взялся за кисти для рисования далеко не в юном возрасте. Только последние семь лет его жизни были связаны с живописью. Это обстоятельство не помешало ему стать автором около 900 картин. Их внутренняя загадочность так и манит взгляды не только профессиональных ценителей искусства, но и простых обывателей. Окунемся и мы в таинственный мир картин Ван Гога, рассмотрев наиболее известные из них.


Ван Гог написал картину в апреле 1885 года. Это одна из ранних работ, в которой начал проявляться своеобразный стиль автора. Сюжет взят з реальной жизни — на полотне представлена семья бедных крестьян за ужином. Вся тяжесть их состояния передана художником тёмными красками. Пар от картофеля – единственное, что согревает их души. Тусклый свет от лампы, как неугасимый огонь надежды на лучшие, сближает родных. Вся глубина эмоционального состояния крестьян настолько тонко выражена Ван Гогом, что подсознательно вызывает чувство сострадания у зрителей.


Создание этого полотна происходило во время пребывания художника в психиатрической больнице небольшого города Сен-Реми. Замысел Ван Гога состоял в том, чтобы показать могущественную силу воображения человека – того состояния, которое насыщает обыденные вещи смыслом, глубиной, удивительными красками. Выполнена в жанре постимпрессионизма, картина изображает ночное небо, которое целенаправленно занимает главное место полотна. Автор акцентирует внимание на огромных ярко-желтых звездах, уходящем месяце и удивительных кипарисах, растущих на холме. Эта композиция поглощена в таинственный вихрь галактик, спокойствие и гармонию Вселенной. Лишь вдали видно очертание горы и сонный город. Таким образом Ван Гог тонко показывает контраст земного и небесного.

Не удивительно, что подобная тематика заняла особенное место в творчестве голландского художника. Неоднократно Ван Гог признавался родному брату, что глядя на звезды, он предавался мечтаниям, был близок к ним душой и сердцем.

Работа над картиной была окончена в июне 1889 года. В середине ХХ века творение Ван Гога было передано под покровительство нью-йоркского музея современного искусства, где и сейчас звездная ночь художника доступна для всеобщего обозрения.


Эта картина относиться к одним из последних творений Ван Гога. К концу 1889 года недуг полностью овладел мастером, но он упорно продолжал роботу с холстом и любимыми кистями. Предвещая свой неизбежный конец, великий художник искал успокоение в творчестве. Многие искусствоведы утверждают, что именно болезнь так сильно повлияла на Ван Гога, что он отошел от своей привычной манеры живописи. Картина наполнена новым состоянием – невесомости, легкости, что умело подчеркнуто цветовой гаммой.

Сюжет передает красоту природы – поля, усеянного разными цветами. Однако центральными в композиции предстают ирисы, что и объясняет название шедевра. Ван Гог выбрал необычный ракурс для ключевого объекта. Цветы расположены так, что кажется, зритель сам присутствует в поле и созерцает природу в живую. Теплые оттенки голубого придают картине умиротворённость и гармонию. В произведении невооруженным взглядом прослеживается влияние столь популярной японской живописи. Новшество Ван Гог соединил с привычным для него импрессионизмом, что обеспечило успех его работы.

Впервые полотно было куплено за 300 франков французским искусствоведом Октавом Мирбо. В конце века «Ирисы» обрели статус самой дорогой картины, поскольку на аукционе она сорвала куш – работа Ван Гога была оценена в суму более 50 млн долларов.



Биографы Ван Гога повествуют, что тематика картины была избрана в порыве. Она связана с проживанием художника в городке Арль, что расположен на юге Франции. Это был трудный, но и самый продуктивный период его творчества.

Не пользуясь успехом как художник, Ван Гог не покидал надежды на создания той работы, которая должна была зажечь его звезду на небосклоне известных и востребованных мастеров. Однажды, возвращаясь вечером домой, он был пленен происходящем – люди, которые собирали урожай винограда, предстали в глазах Ван Гога, как фиолетовые и синие точки, потопавшие в ярком свете уходящего солнца. Этот миг автор решил запечатлеть в новом произведении и не ошибся.

На протяжении долгих лет картина считалась единственной работой, которая была продана при жизни художника. Она была приобретена за 400 франков Анной Бош во время выставки в Брюсселе. Позже «Красные виноградники в Арле» перешли во владение русского коллекционера Ивана Морозова. В наше время она экспонируется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Эта картина еще раз показывает восхищение художника ночным временем суток. Она была написана в так называемый арльский период творчества, когда Ван Гог разрабатывал собственный стиль в живописи. Удивительным кажется факт, что при изображении ночного неба, художник совсем отказался от использования черной краски. Насыщенный желтый цвет, как-бы прорывает глубокую тьму ночи и пленит своим ярким сиянием.

Интересно, что Ван Гог воссоздавал ночь не в мастерской, как обычно делали его современники, а творил под открытым небом. По слухам, чтобы иметь возможность видеть свой холст, художник крепил к шляпе свечи и таким образом боролся с тьмой.


Следует отметить, что Ван Гог на протяжении своей творческой деятельности неоднократно обращался к жанру автопортрета. Результатом такого увлечения стала серия картин с собственным изображением. Однако именно «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» имеет свою неоднозначную предысторию. Исследователи творчества художника утверждают, что именно ссора с давним приятелем подтолкнула художника к нанесению себе телесных повреждений. Страдая душевной неуравновешенностью, Ван Гог не смог справиться с бурными эмоциями, и отрезал себе мочку уха. Собственно таким, усталым от болезни и отчаяния, известный художник представлен на полотне.

Винсент Ван Гог – нидерландский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Много и плодотворно работал: в течение десяти с небольшим лет создал такое количество произведений, какого не было ни у одного из известных живописцев. Писал портреты и автопортреты, пейзажи и натюрморты, кипарисы, пшеничные поля и подсолнухи.

Родился художник около южной границы Нидерландов в деревушке Грот-Зюндерт. Это событие в семье пастора Теодора ван Гога и его жены Анны Корнелии Карбентус произошло 30 марта 1853 г. Всего в семье Ван Гогов было шестеро детей. Младший брат Тео на протяжении всей жизни помогал Винсенту, принимал активное участие в его непростой судьбе.

В семье Винсент был трудным, непослушным ребенком с некоторыми странностями, поэтому его часто наказывали. Вне дома, наоборот, выглядел задумчивым, серьезным и тихим. С детьми он почти не играл. Односельчане считали его скромным, милым, дружелюбным и сострадательным ребенком. В 7 лет его отдают в деревенскую школу, спустя год забирают оттуда и учат дома, осенью 1864 г. мальчика отвозят в школу-интернат в Зевенберген.

Отъезд ранит душу мальчика и причиняет ему много страданий. В 1866 г. его переводят в другой интернат. Винсенту хорошо даются языки, здесь же он получает и первые навыки рисования. В 1868-м посреди учебного года он бросает школу и уезжает домой. Его образование на этом заканчивается. О своем детстве он вспоминает как о чем-то холодном и мрачном.


Традиционно поколения Ван Гогов реализовали себя в двух сферах деятельности: торговле картинами и церковной деятельности. Винсент попробует себя и в качестве проповедника, и в качестве торговца, отдавая работе всего себя. Добившись определенных успехов, он отказывается от того и другого, освящая свою жизнь и всего себя живописи.

Начало карьеры

В 1868 г. пятнадцатилетний юноша поступает в филиал художественной фирмы «Гупиль и Ко» в Гааге. За хорошую работу и любознательность его направляют в лондонский филиал. За два года, которые Винсент пробыл в Лондоне, он становится настоящим коммерсантом и знатоком гравюр английских мастеров, цитирует Диккенса и Элиота, в нем появляется лоск. Ван Гога ожидает перспектива блестящего комиссионера центрального отделения «Гупиля» в Париже, куда он должен был переехать.


Страницы из книги писем к брату Тео

В 1875 году произошли события, изменившие его жизнь. В письме к Тео свое состояние он называет «болезненным одиночеством». Исследователи биографии художника предполагают, что причина такого состояния в отвергнутой любви. Кто был объектом этой любви, точно не известно. Возможно, что данная версия ошибочна. Изменить ситуацию не помог и перевод в Париж. Он охладел к «Гупилю» и был уволен.

Теология и миссионерская деятельность

В поисках себя Винсент утверждается в своем религиозном предназначении. В 1877 г. переезжает к дяде Иоганнесу в Амстердам и готовится к поступлению на факультет теологии. В учебе он разочаровывается, бросает занятия и уезжает. Желание служить людям приводит его в миссионерскую школу. В 1879-м он получает должность проповедника в Ваме на юге Бельгии.


Преподает в шахтерском центре в Боринаже Закон Божий, помогает семьям шахтеров, посещает больных, обучает детей, читает проповеди, для заработка рисует карты Палестины. Сам живет в жалкой лачуге, питается водой и хлебом, спит на полу, истязая себя физически. Кроме того, он помогает рабочим отстаивать свои права.

Местные власти снимают его с должности, так как не приемлют бурной деятельности и крайностей. В этот период он много рисует шахтеров, их жен и детей.

Становление художника

Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.

Снова влюбляется. На этот раз в свою кузину. Его чувства не находят ответа, но он продолжает ухаживания, чем вызывает раздражение родных, которые попросили его уехать. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков.


Еще раз пытается создать семью с беременной уличной женщиной, с которой он знакомится на улице. Женщина с детьми переезжает к нему и становится для художника моделью. Из-за этого ссорится с родственниками и друзьями. Сам Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Тяжелый характер сожительницы превратил его жизнь в кошмар, и они расстались.

Художник отправляется в провинцию Дренте на север Нидерландов, живет в хижине, которую он оборудовал под мастерскую, пишет пейзажи, крестьян, сцены из их труда и быта. Ранние работы Ван Гога, с оговорками, но можно назвать реалистичными. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей.


Из Дрента он переезжает к родителям в Нюэнен, много рисует. В этот период были созданы сотни рисунков и полотен. Одновременно с творчеством занимается живописью с учениками, много читает и берет уроки музыки. Тематика работ голландского периода – простые люди и сцены, написанные в экспрессивной манере с преобладанием темной палитры, мрачных и глухих тонов. К шедеврам этого периода относится картина «Едоки картофеля» (1885 г.), изображающая сцену из жизни крестьян.

Парижский период

После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1886 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.

Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.

В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.


Картина "Натюрморт с абсентом"

Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.

Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.


Фрагмент картины “Агостина Сегатори в кафе”

В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле “ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.

Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми. Он вступает в споры, ссорится и принимает решение уехать из столицы.

Отрубленное ухо

В феврале 1888 г. он отправляется в Прованс и привязывается к нему всей душой. Тео спонсирует брата, посылая ему 250 франков в месяц. В благодарность Винсент отсылает брату свои картины. Снимает четыре комнаты в гостинице, питается в кафе, владельцы которого становятся его друзьями и позируют для картин.

С приходом весны художника пленяют пронизанные южным солнцем, цветущие деревья. Он в восторге от ярких красок и прозрачности воздуха. Идеи импрессионизма постепенно уходят, но остается верность светлой палитре и живописи на пленэре. В работах преобладает желтый цвет, приобретающий особое сияние, идущее из глубины.


Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрубленным ухом

Чтобы работать ночью на пленэре, закрепляет на шляпе и этюднике свечи, освещая таким способом свое рабочее место. Именно так были написаны его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе». Важным событием становится приезд Поля Гогена, которого Винсент неоднократно приглашал в Арль. Восторженное и плодотворное совместное проживание заканчивается ссорой и разрывом. Уверенный в себе, педантичный Гоген был полной противоположностью несобранному и беспокойному Ван Гогу.

Эпилогом этой истории становится бурное выяснение отношений перед Рождеством 1888 года, когда Винсент отрубил себе ухо. Гоген, испугавшись, что напасть собираются на него, скрылся в гостинице. Винсент завернул окровавленную мочку уха в бумагу и отправил ее их общей знакомой – проститутке Рашель. В луже крови его обнаружил друг Рулен. Рана быстро заживает, но душевное здоровье вновь возвращает его на больничную койку.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).


Картина “Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.


Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.


Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.


Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».


Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

«Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Личная жизнь

Одной из причин психического заболевания Ван Гога могла быть его несостоявшаяся личная жизнь, он так и не нашел себе спутницу жизни. Первый приступ отчаяния случился после отказа дочери его домохозяйки Урсулы Лойер, в которую он долгое время был тайно влюблен. Предложение прозвучало неожиданно, шокировало девушку, и она грубо отказала.

История повторилась с овдовевшей кузиной Ки Стрикер Вое, но на этот раз Винсент решает не сдаваться. Женщина не принимает ухаживаний. В третий свой визит к родственникам возлюбленной он сует руку в пламя свечи, обещая держать ее так до тех пор, пока она не даст своего согласия стать его женой. Этим поступком он окончательно убедил отца девушки, что тот имеет дело с психически нездоровым человеком. Больше церемониться с ним не стали и просто выпроводили из дома.


Сексуальная неудовлетворенность отражалась на его нервном состоянии. Винсенту начинаются нравиться проститутки, особенно не очень молодые и не очень красивые, которых он мог воспитывать. Вскоре он останавливает выбор на беременной проститутке, которая поселяется у него с 5-летней дочкой. После рождения сына Винсент привязывается к детям и подумывает жениться.

Женщина позировала художнику и прожила у него около года. Из-за нее ему пришлось лечиться от гонореи. Отношения испортились окончательно, когда художник увидел, насколько она цинична, жестока, неряшлива и разнуздана. После расставания дама предалась своим прежним занятиям, а Ван Гог покинул Гаагу.


Марго Бегеманн в молодости и зрелости

В последние годы Винсента преследовала 41-летняя женщина по имени Марго Бегеманн. Она была соседкой художника в Нуэнене и очень хотела замуж. Ван Гог, скорее из жалости, соглашается на ней жениться. Родители на этот брак согласия не дали. Марго чуть было не покончила с жизнью, но Ван Гог ее спас. В последующий период у него много беспорядочных связей, он посещает публичные дома и время от времени лечится от венерических заболеваний.

Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – нидерландский художник, заложивший основы направления постимпрессионизма, во многом определивший принципы творчества современных мастеров.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.

Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города (Den Haag).

Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:

  • Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
  • Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
  • Анна Корнелия (Anna Cornelia);
  • Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
  • Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).

Назвали младенца в честь дедушки, служителя протестантизма. Это имя должен был носить первый ребенок, но из-за его ранней смерти досталось Винсенту.

Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.

В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.

В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.

В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

После поступления Ван Гог был студентом-теологом до июля 1878 года, после чего, разочарованный, отказывается от дальнейшего обучения и бежит из Амстердама.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека , поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В 1886 году Винсент переезжает в Париж к Тео, служившему в дилерской конторе, специализировавшейся на сделках по продаже арт-объектов.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

В Париже Ван Гог создал порядка 230 произведений: натюрморты, портретная и пейзажная живопись, циклы картин (например, серия «Башмаки» 1887 года) (Schoenen).

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека. Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием.

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Музей

(Van Gogh Museum) открылся в Амстердаме в 1973 году и представляет не только самое фундаментальное собрание его творений, но и работы импрессионистов. Это первый по популярности выставочный центр в Нидерландах.

Цитаты

  1. Среди священнослужителей, как и среди мастеров кисти, царит деспотичный академизм, унылый и полный предрассудков;
  2. Задумываясь о будущих лишениях и невзгодах, я не смог бы творить;
  3. Живопись – моя радость и успокоение, дающая возможность отвлечься от жизненных неприятностей;
Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...