Когда публика перестаёт дышать. Диденко, николай алексеевич


Встреча с большим талантом всегда оставляет в душе неизгладимый след. Любители вокального искусства, собравшиеся 15 ноября в Доме учёных, наверняка, ещё долго будут вспоминать концерт замечательного вокалиста, обладателя уникального голоса (певучего баса) Николая Диденко. Накануне концерта артист дал интервью «ГС».

Справка «ГС»

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в Москве, в 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище им. А. В. Свешникова. В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки. С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В. Попова, в 2003 году там же окончил аспирантуру. 2002 по 2003 год – ведущий солист театра «Новая Опера». С 2003 – 2005 – солист-стажёр Хьюстонской Гранд Опера. С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт» (Англия). В разные годы он сотрудничал с Хьюстонской Гранд Опера, Вашингтонской национальной оперой, Кельнской оперой, Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж), Театром Лисеу (Барселона), Опера Бильбао и другими всемирно известными оперными театрами. С марта 2013 года Николай Диденко – приглашённый солист Большого театра. С 2005 года Николай Диденко является художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход. Поющие реки России», направленной на творческое развитие и реабилитацию музыкально одарённых детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

– Николай, сегодня Вы известный артист, Вас рады видеть у себя самые известные театральные площадки мира. Ваш брат Олег Диденко тоже знаменитый оперный певец. От кого вы унаследовали музыкальные способности?

– Голоса нам достались от мамы и бабушки. Армянская линия нашей семьи всегда была поющая. Когда нам с братом было по 5 – 6 лет, мама привела нас в хоровое училище, где работала её знакомая. С этого всё и началось.

– Известно, что в музыкальной школе Вы учились по классу скрипки. Инструмент тоже мама выбрала?

– Нет, с выбором инструмента была забавная история. Скрипка нам внешне больше всех остальных инструментов понравилась. «Она самая красивая, на ней и будем учиться», – сказали мы. Об этом выборе я ни разу не пожалел. Поскольку инструмент требует очень точного интонирования, любой ребёнок, который занимается скрипкой, идёт семимильными шагами к развитию идеального слуха.

– Проект «Белый пароход», художественным руководителем которого Вы являетесь, приобрёл широкую известность. Когда впервые Вы стали заниматься с детьми?

– Если говорить о первых шагах, то надо вспомнить начало 90-х. В 16 лет я случайно попал в церковный коллектив, где мне предложили освоить профессию регента. Так я стал регентом церковно-приходского хора усадьбы Свиблово, сотрудничал с хором Сретенского монастыря, очень известным в России и за её пределами творческим коллективом. А в усадьбе сейчас располагается хоровая школа, где в 90-х я приобрёл первый опыт занятия с детьми. Всего за год работы появились первые результаты. Коллектив стал выезжать на конкурсы, где мы всегда брали первые места.

– В 16 – 17 лет личность человека ещё не сформирована до конца. Не было ли в то время симптомов «звёздной болезни» – Вам выпала доля руководителя, к тому же успешного в столь юном возрасте?

– Пришлось пережить и это. Но я вырос в московском хоровом училище, а это настоящее братство. Ребята и мой родной брат быстро поставили на место. Друзья всегда откровенно и честно говорили, если возникали какие-то проблемы.

– Сейчас, когда школьные годы давно позади, какие у Вас отношения с братом? Вы оба оперные певцы. Есть ли конкуренция между вами?

– С братом мы очень дружим, хотя в детстве мне доставалось как младшему. Он работает больше в Москве, я за границей. Фактически в творчестве мы не пересекаемся. Но давно уже есть мечта сделать концерт на двоих, спеть дуэты. Мы разного плана артисты: у него очень здорово получается русский репертуар, у меня – западный. И голос: у него более глубокий бас, у меня – более светлый.

– Вы много гастролируете за границей. Из всех театров мира, где приходилось выступать, какой для Вас наиболее комфортный?

– Поскольку я два года провёл в Хьюстоне, мне близок этот театр. Houston Grand Opera, Хьюстонская Гранд Опера – потрясающий театр, шикарная акустика. Я там получил огромную школу, спел 12 постановок, вырос как профессионал, потому что работал рядом с величайшими музыкантами, дирижёрами и солистами. Там очень удобно петь. Отлично слышишь свой голос. Из российских – родной остаётся Новая опера. С весны 2013 года я начал сотрудничать с Большим театром, как приглашённый артист. Атмосфера для работы там была очень комфортной. Коллектив, оркестр, хор – всё на высочайшем уровне, приглашали хорошего дирижёра, сильный состав солистов. Поэтому постановка «Сомнамбула», в которой я участвовал, на мой взгляд, нисколько не уступает самым лучшим западным постановкам.

– Наша публика сильно отличается от зарубежной?

– Разные страны по-разному реагируют на выступления артистов. Скажем, если итальянцам что-то не понравится, они выйдут и «закидают помидорами». У нашей публики есть культура. Даже если приходит певец, который вообще не может ничего спеть, ему всё равно хлопают, поддерживают. Где-то из жалости. Были случаи, когда приезжали великие певцы 20-го века в почтенном возрасте, которым уже сложно петь. Однажды великий в прошлом итальянский певец, выступая в России на концерте, посреди дуэта показал, что петь больше не может и покинул сцену. Публика взорвалась, стала аплодировать, помня старые заслуги артиста. В Италии бы люди жутко оскорбились, ещё и деньги назад потребовали бы. А вот немцы, наоборот, очень спокойные и любят всё, что бы им не предложили.

Перед русской публикой выступать сколь приятно, столь и ответственно. Когда поёшь русский репертуар на западе, зритель не понимает тонкости слова. Даже когда мы работаем «глаза в глаза», это не доводит «до мурашек», как бывает с нашей публикой. Опять же в разных городах по-разному. Есть программы, которые всегда идут «на ура», например, романсы. Есть более сложные программы, заставляющие публику думать, многим городам они кажутся скучными.

– Когда певцу интереснее выступать – в сопровождении оркестра или в более камерном варианте, как это было в Сарове?

– Зависит от музыки, которую исполняешь. Работать с оркестром, безусловно, интереснее. Однако всегда есть свои нюансы – в таком выступлении практически всё зависит от дирижёра, от того, насколько он чувствует солиста, прислушивается к его пожеланиям петь более «пиано», или «форте». Мне посчастливилось сотрудничать как с величайшими дирижерами современности, так и с потрясающими концертмейстерами, и в каждом таком проекте находить свои интересные и запоминающиеся мгновения.

По моим наблюдеиям, саровская публика немного отличается от среднестатистической российской. Собравшиеся в зале Дома учёных зрители с восторгом принимали каждый номер великолепного артиста. А когда певец переходил на пияно, казалось, что публика переставала дышать…

К сожалению, газетный формат не позволил нам вместить на одну полосу всё, о чём мы говорили с Николаем Диденко. В следующем номере читайте продолжение интервью с большим артистом, где речь пойдёт об уникальном проекте «Белый пароход. Поющие реки России». О вдохновителях и юных мужественных талантливых участниках этого проекта.

Беседовала Анна Шиченкова

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в городе Москва. В 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова. В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки. С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В.Попова, в 2003 году там же окончил аспирантуру. Учился у одного из выдающихся педагогов по вокалу Дмитрия Вдовина.

Выступал с Академическим хором мальчиков под управлением Виктора Попова. В конце 90-х работал как хоровой дирижер, регент, и вместе с детско-юношеским хором Патриаршего подворья неоднократно завоевывал первые места на хоровых фестивалях духовной музыки. Годы спустя Николай неоднократно поднимался на одну сцену вместе со знаменитыми хоровыми капеллами в качестве солиста - в частности, с хором Сретенского мужского монастыря.

С 2002 по 2003 год - ведущий солист театра «Новая Опера», исполнял партии в «Евгении Онегине», «Моцарте и Сальери», «Реквием».

2003-2005- солист Houston Grand Opera, США, исполнил партии в спектаклях «Турандот», «Севильский цирюльник», «Волшебная флейта», «Тоска», «Юлий Цезарь».

С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт», Англия. С этого момента начинается международная карьера Николая Диденко.

В разные годы он сотрудничал с Вашингтонской национальной оперой, Кельнской оперой, Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж) и другими всемирно известными оперными театрами.

С марта 2013 года Николай Диденко - приглашённый солист Большого театра в опере В. Беллини «Сомнамбула».

Николай Диденко исполнил партии в операх «Моцарт и Сальери», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Тоска», «Юлий Цезарь», «Мадам Баттерфляй», «Севильский Цирюльник», «Турандот», «Волшебная Флейта», «Маленький принц», «Трубадур», «Идоменей», «Ромео и Джулиетта», «Золушка», «Троянцы», «Милосердие Тита», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Богема», «Сомнамбула», «Капулетти и Монтекки», «Аида», «Норма», «Турок в Италии», «Фальстаф», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Жуан», «Борис Годунов», мировую премьеру оперы «Лисистрата» и участвовал в концертах исполняя Маленькую Торжественную мессу и «Стабат Матер» Россини; «Раёк», 13 и 14 симфонии Шостаковича, 8 симфонию Малера, Реквием и мессы Моцарта, «Стабат Матер» Дворжака, Реквием Верди.

С 2004 года Николай Диденко является бессменным художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход». Это программа музыкальной реабилитации, обучения вокалу, игре на музыкальных инструментах, работе в хоре для музыкально одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Возникла на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, с годами приобрела всероссийский размах.

За годы существования «Белого парохода» его воспитанники и выпускники получили музыкальное образование в таких ведущих учебных заведениях России как Хоровое училище им. Свешникова, Академия хорового искусства им. В.Попова, ГМУЭДИ, РАМ им. Гнесиных и др., принимали участие в престижных детских и юношеских конкурсах, участвовали в Дельфийских играх, в детском Евровидении, и, главное, обрели новые семьи, опекунов и получили возможность изменить свою прежнюю жизнь.

Проект поддерживается Академией хорового искусства имени В.Попова и благотворительным фондом «АРИДИ». Среди тех, кто поддерживает и тепло отзывается о «Белом пароходе», - композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.

«Белый пароход» под руководством Николая Диденко с лета 2004 года провел несколько рейсов по Амуру, круиз по Волге, давал концерты как в Хабаровском крае, так и в Москве. Летом 2013 года по мере возобновления рейсов теплохода «Василий Поярков» на Дальнем Востоке Николай Диденко вместе со своими воспитанниками вновь отправился в музыкальный круиз по Амуру. С 2014 года с прекращением пассажирской навигации проект стал сухопутным детским оздоровительным лагерем.

В разные годы сотрудничал со знаменитыми певцами современности: Рамоном Варгасом, Рене Флеминг, Николаем Гяуровым, Миреллой Френи, Эдитой Груберовой, Федерикой Фон-Штаде, Владимиром Галузиным, Марией Гулегиной, Джун Андерсон, Брин Терфилем, Матти Сальминеном, Массимо Джордано, Лорой Клейкомб и др.; под управлением дирижёров Антониелло Аллеманди, Патрика Саммерса, Эдоардо Мюллера, Нелло Санти, Марко Армильято, Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Рудольфа Баршая, Михаила Плетнёва, Геннадия Рождественского и др.

В феврале 2017 хоровая запись Penderecki Conducts Penderecki, Volume 1 с участием артиста номинирована и получила премию Грэмми. Но поскольку в категории "Лучшее хоровое исполнение" приз вручается только дирижерам хора и оркестра, Диденко не является обладателем премии "Грэмми".

В очередном выпуске музыкальной программы - оперный бас, лауреат премии "Грэмми" Николай Диденко. Ведущий поговорит с певцом о его артистическом становлении, о важной роли классической музыки в жизни и духовном пути Николая. В передаче будут использованы архивные видеоматериалы концертных выступлений Николая Диденко.

Сегодня у меня в гостях выдающийся оперный певец, бас, приглашенный солист Большого театра, обладатель премии «Грэмми» Николай Диденко. Николай, здравствуйте!

- Здравствуйте!

Николай Диденко - российский оперный певец, обладатель редкого баса-кантанте - лирического певучего баса. Родился в Москве в 1976 году. В пять лет начал учиться в музыкальной школе им. Стасова по классу скрипки, потом окончил Московское хоровое училище им. Свешникова. В 2003 году окончил аспирантуру в Академии хорового искусства им. Попова. С 2002 года Николай - ведущий солист театра «Новая опера» им. Колобова. В 2003-2005 годах - солист «Хьюстон Гранд Опера» в США.

С 2004 года начинается международная карьера Николая Диденко. Он представляет крупнейшее международное агентство Askonas Holt. В разные годы он сотрудничал с ведущими всемирно известными театрами, такими как Вашингтонская национальная опера, Кельнская опера, Датская королевская опера, «Нью-Йорк Сити Опера», «Опера Бастилия» и многими другими. С 2013 года является приглашенным солистом Большого театра. Важной страницей в жизни Николая является благотворительная программа «Белый пароход», бессменный руководитель которой - он сам. Данный проект проводит реабилитацию, обучает вокалу и игре на музыкальных инструментах одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

- Очень рад, что Вы нашли время и посетили нас. Большое Вам спасибо!

- Спасибо! Мне тоже очень приятно!

Николай, Ваш сегодняшний график составлен на месяцы вперед: Вы активный концертный гастролирующий артист. Я читал Ваше интервью и узнал, что в детстве Вы, оказывается, вообще не любили оперное пение. Как так? Сегодня это Ваш основной хлеб. Как Вы пришли в классическую музыку?

- Я вообще в классической музыке с раннего детства: в пять лет я начал обучаться в школе им. Стасова по классу скрипки, потом поступил в Московское хоровое училище им. Свешникова, в котором проучился 11 лет. Потом поступил в Академию хорового искусства им. Попова, затем окончил аспирантуру. Поэтому в классической музыке я с раннего детства, участвовал в самых разных концентрах.

- Может, как раз потому, что Вас заставляли в детстве?

- Нет, совсем нет! Я очень любил хоровое пение, любил дирижировать. Но мне не очень в детстве повезло, так как мы пели, может быть, не с самыми выдающимися оперными певцами того времени, или, может быть, на тот момент мне казалось, что это не очень эстетично и красиво. По крайней мере, у меня вызывало раздражение какое-то дребезжание, большая вибрация, которая тогда присутствовала у многих оперных артистов, и поэтому мне казалось, что это не мое.

- А когда Вы открыли для себя оперное пение?

- Когда мой первый вокальный педагог Соловьев Михаил Владимирович подарил мне пластинку Марио Ланца. Это был достаточно легкий жанр, но при этом исполненный оперным пением и совершенно потрясающим, великолепным голосом, наверное, одним из лучших в истории. Вот тогда я влюбился в это пение, влюбился в жанр!

- А вообще, на Ваш взгляд, как воспитать любовь к классической музыке?

- Нужно детям давать слушать качественную, хорошую музыку, серьезных артистов: певцов, скрипачей, виолончелистов, пианистов. Возможно, сначала нужно давать более простую музыку, чтобы ребенок воспринимал ее на уровне образов, на уровне каких-то мистических героев или сказок, чтобы это было ему интересно. То есть это зависит от того, как педагог или родитель может преподнести классическую музыку. Мне сейчас, кстати, очень нравится проект «Сказки с оркестром», в котором дети могут услышать очень красочную, потрясающую музыку - шедевры классики - именно в контексте какого-то интересного, захватывающего сюжета.

- А вообще, на Ваш взгляд, всем нужно изучать классическую музыку?

- Да, абсолютно! Классическая музыка особенно всем нужна. Потому что человек становится добрее, мудрее, начинает ценить настоящее. Классическая музыка обычно звучит вживую. Сейчас, конечно, мы уже немножко от этого отходим, но в любом случае в концертных залах ее можно услышать.

- То есть «фанеры» не бывает в классической музыке.

- Редко бывает.

- Но бывает все-таки?

- Бывает, но очень редко.

- Скорее на телевидении?

- Да. Так вот этот живой звук завораживает, он совершенно по-другому ощущается. Те звуки, которые обработаны потом в студии и доведены до совершенства, не имеют отношения к живому искусству.

Кстати, что касается звукозаписи. В этом году Вы как раз получили премию Академии звукозаписи США «Грэмми» за хоровое исполнение. Расскажите о проекте, за который Вы получили премию.

- Это был проект Варшавского филармонического оркестра и композитора Кшиштофа Пендерецкого. Он часто меня приглашает на разные проекты. Мне очень повезло: я пел его мировую премьеру, посвященную столетию Первой мировой войны. Это происходило в Брюсселе. Это было грандиозное событие! Туда съехались VIP-персоны, включая председателя Евросоюза и королеву Бельгии. Событие было потрясающее! И вот оно завершалось новым сочинением Пендерецкого. Потом решили записать это произведение и пригласили меня в Варшаву. Мы записали его с Варшавским национальным хором и Варшавским филармоническим оркестром. И вдруг совершенно неожиданно мы получили премию.

- Приятно, наверное!

- Да, было очень приятно!

- Мы хотим пожелать, чтобы премий «Грэмми» у Вас было как можно больше!

- Спасибо!

На самом деле по телевидению показывают только часть: вручение премии за рок-музыку и поп-музыку. А вообще область применения этой премии масштабная.

- Да, действительно, вручение «Грэмми» - это большой день. Он начинается в Лос-Анджелесе ранним утром и заканчивается поздним вечером. Самая главная часть - это вручение премии за поп-музыку, рэп и так далее. Эти направления собирают огромное количество звезд, поэтому прямой эфир начинается в вечернее время. А в дневное время как раз вручают премию классике, джазу и другим направлениям, которые не очень популярны в массах.

Звучит ария короля Рене из оперы «Иоланта». Композитор П. И. Чайковский, исп. Н. Диденко.

Дорогие телезрители, напоминаю вам, что сегодня гость программы «Канон» - оперный певец Николай Диденко. Николай, а что Вас сформировало как певца, как артиста? Чем вообще должен обладать оперный певец помимо голоса?

- Очень много разных факторов. Во-первых, конечно, мое образование - классическое образование в Академии хорового искусства им. Попова. Сам Виктор Сергеевич Попов - великий учитель, который не только работал с хором и прививал нам вкус и любовь к классической музыке, но и учил жить: он очень много давал советов, которые мы, его ученики, до сих пор вспоминаем. Это была какая-то школа жизни. Среди его учеников и Дмитрий Корчак - очень известный тенор, знаменитый на весь мир, и Василий Ладюк. Очень много выпускников Академии хорового искусства сейчас поют по всему миру. И все мы безумно благодарны Виктору Сергеевичу за то, что мы сейчас «в профессии».

- А Ваша семья - музыкальная, она связана с музыкой?

- Да, мой брат поет. Он - оперный певец, долгое время работал в Московском театре «Новая опера» им. Колобова. Сейчас он тоже много гастролирует.

- А родители как-то повлияли на это?

- Мама с очень хорошим голосом, но она не получила классического образования и поет больше как любитель. А что касается составляющих для того, чтобы сформировался артист, то мне очень повезло, я несколько лет проработал в театре «Ленком». Это романтическая сцена, но я работал в вокальной группе на постановках «Поминальная молитва», «Женитьба Фигаро» и «Юнона и Авось». И мне повезло работать с величайшими артистами: рядом были и Збруев, и Абдулов, и Караченцов, и Янковский, и Чурикова, и другие. Я их видел каждый день. Для меня это была сумасшедшая школа, и какие-то вещи, которые я там видел, я до сих пор несу в оперу и стараюсь применять, потому что это было наглядное пособие.

Потом я стажировался в Хьюстоне, а до этого учился в аспирантуре у знаменитого потрясающего вокального педагога Дмитрия Вдовина, который сейчас, наверное, один из самых известных преподавателей у нас в стране. Конечно, я ему тоже бесконечно благодарен за то, что он привел мой голос в ту форму, в которой он сейчас находится и с которой я сумел дальше работать и сложиться как артист.

- Вы говорите, что стажировались в Хьюстоне, а российская и западная школы различаются?

- Да, они различаются. На Западе делается много правильных акцентов, есть много нового, чего у нас здесь никогда не давали. В частности, есть акцент на языки, на правильное произношение. Мы очень скрупулезно изучали правильность фразировки, стилистику разных времен: каким звуком петь Генделя, а каким - Чайковского. Это очень важно, и для меня это была большая школа.

Еще интересная страница Вашей биографии: в юности Вы руководили детско-юношеским хором Патриаршего подворья. Расскажите об этом. Наверное, это очень ответственное дело для нежного возраста?

- Это было в 1993 году. Было очень волнительно, но вот так мне повезло. Я сначала пришел петь в храм в селе Гребнево в Подмосковье. Отец Сергий Киселев - замечательный, очень близкий мне человек - пригласил меня регентовать, потому что в том момент у хора не было регента. Мы собрали очень сильный детско-юношеский коллектив. Потом пошли конкурсы. В Польше мы получили премию за первое место и приз зрительских симпатий. Мне тогда еще было, наверное, лет семнадцать.

- И Вы всем этим руководили. Был период звездной болезни?

- Да, был такой период.

- А как перебороть эту болезнь? Какой совет Вы можете дать уже спустя годы?

- Это возрастное. У меня были хорошие друзья и брат, которые мне быстро и правильными словами указали, что я неправильно себя веду. Я сделал из этого выводы и старался вести себя скромнее. А вообще в жизни у меня было много очень удачных моментов, и я думаю, что чем более успешен человек, тем меньше у него поводов зазнаваться.

- Просто некогда на это обращать внимание?

- Перфекционизм такой.

- Да. Из-за этого у меня мало записей в YouTube, так как я ничего не хочу выставлять. Мне не нравится, и всё. У меня аллергия на свой голос.

А нам нравится! Поэтому я предлагаю нашим телезрителям прямо сейчас посмотреть отрывок Вашего выступления. Дорогие телезрители, Николай Диденко в программе «Канон».

Звучит « Vi ravviso» из оперы « La sonnambula». Композитор В. Беллини, исп. Н. Диденко.

Записала Таисия Зыкова

Оперный певец

Художественный руководитель благотворительной программы для одарённых детей-инвалидов "Белый пароход"

Николай, хочу спросить Вас как певца, что пение дает ребёнку?

Безусловно, для ребенка вокал полезен физически, потому что работают легкие. Так же как и духовые инструменты, которые тоже развивают дыхание.

Могу Вам точно сказать, что не каждое пение развивает ребенка и взрослого. У нас полно на ТВ и радио музыки, которая действует в обратную сторону. Огромное количество певиц и певцов на эстраде, у которых вообще нет голоса, они сипят, поют фальшиво, и дети подражают этому пению. Поэтому не каждое пение полезно. Эти песни не развивают ни вокально, ни умственно.

Если педагоги учат интересным красивым песням - песни Пахмутовой, Чичкова, великие шедевры классики - на этих песнях ребенок развивается, так же как и взрослые.

Я не могу сказать сейчас, что есть в последние несколько лет тенденция к ухудшению образования в этом смысле. Появились известные артисты на оперной сцене, например, Анна Нетребко… Можно по-разному относиться к Баскову, но он много исполнял классических произведений на эстраде, которые популяризировали оперную и классическую музыку, классический вокал. Вот в 90-е годы действительно был полный провал. А сейчас, мне кажется, какой-то интерес молодежи возвращается к серьезному искусству. И интересно, что сейчас много молодежи в концертных залах. Это тоже очень приятно, ведь билеты сейчас не дешевые. Люди находят какие-то средства, чтобы ходить, слушать, приобщаться к искусству живого звука.

Спасибо. Следующий вопрос я хотела задать такой: если ребенок не станет музыкантом или певцом, нужно ли ему знать о Бахе, Моцарте, нужна ли ему классическая музыка?

Думаю, что конечно, нужна. Помимо просто интеллигентности и образованности это дает развитие эстетического вкуса у ребенка. Музыка базируется на эмоциях, контрастах, и если педагог умеет объяснить эту музыку, научить понимать, то это развивает эстетический вкус, но и общий кругозор и все вообще мышление, всего ребенка. Ведь можно целые сказки сочинять под Моцарта. Там есть и злые герои, и добрые, и борьба, и финал. Если педагог умеет это красиво объяснить и умеет правильно преподнести эту музыку, это развивает. На мой взгляд, это категорически необходимо каждому ребёнку.

Спасибо. Вы говорили о своем благотворительном проекте. Можете ли Вы подробнее рассказать, что это за проект, и с какой целью Вы его осуществляете?

Проект «Белый пароход» был создан 6 лет назад на Дальнем Востоке. Попал я туда совершенно случайно, приехал по просьбе московского фонда «Мир искусства» послушать детей из неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями, детей сирот. И отобрать из них самых талантливых для участия в московских проектах. В частности это хор ЮНЕСКО, который дает концерты в Москве и за рубежом. И так получилось, что я познакомился на Дальнем Востоке с Хабаровским благотворительным фондом АРИДИ и вместе пришла мысль создать благотворительный проект. На великой реке Амур курсирует последний теплоход «Василий Поярков», и нам удалось договориться о ежегодной аренде этого теплохода и проведении благотворительного фестиваля каждый август на данном теплоходе.

Мы проводим отборочные туры по всему Дальнему Востоку, в детских домах, музыкальных школах, через Министерство социальной защиты. Ведем поиск детей, у которых есть интерес к музыке. Наличие слуха обязательно, какие-то элементарные навыки должны быть. И приглашаем сильнейших педагогов Москвы, они на этом теплоходе в течение 2-х недель занимаются с этими детьми, мы готовим интересную программу. Там есть и народники и эстрадники, в основном вокалисты. И в конце фестиваля даём гала-концерт. Либо в хабаровском зале, либо в зале Комсомольске-на-Амуре. И на этот концерт мы приглашаем детей, учителей разных школ, и пытаемся объяснить и показать, на какой музыке лучше развивать детей. Также я и другие педагоги даем мастер-классы по Дальнему Востоку, рассказываем педагогам, по какой системе нам преподавали, каким образом сейчас лучше развивать ребенка, развивать его творческое мышление и его вокальные данные. Так что проект довольно широкий, им занимается Академия хорового искусства им. Попова. Педагоги в основном - это педагоги Академии.

Возможно в этом году первого июня получится привезти наших детей с Дальнего Востока, которые участвовали несколько лет в нашей программе, чтобы они пели в Москве вместе с Академией хорового искусства. Таким образом мы стараемся развивать это. Большое количество детей поступило в разные учебные заведения. Ребята, которых мы вели несколько лет, поступили в училища, многие дети после участия в проекте пошли в музыкальные школы и сейчас занимаются музыкой. Пусть это будет для общего развития, но в любом случае интерес к музыке, вокалу проснулся очень большой.

Это замечательно. Я Вам желаю успехов. Наше время - это время технических прорывов, и американский социолог Ричард Флорида говорит: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы прокомментируете такое высказывание?

Я знаком с одной женщиной, она долгое время работала в НАСА, Американском космическом центре. В этом центре сотрудничают космонавты разных стран, они должны как-то между собой общаться. И эта женщина разработала очень быстрый способ выучивания языка. Он основан на научном методе: выучивание языка на нотах с помощью мелодий. Оказывается, что просто так слово запомнить сложно. Гораздо проще запомнить его с каким-нибудь мелодическим рисунком. И таким образом не только элементарные фразы, но и сложные профессиональные термины, если они связаны с какой-то мелодической линией, они учатся в несколько раз быстрее, запоминаются практически с первого раза. Это одно из подтверждений, каким образом музыка может влиять и на науку и на научное развитие.

Что вы хотели бы пожелать родителям, тем, кто будет читать Ваше интервью?

Во-первых, я хорошо понимаю, что музыкальные школы все платные, но я бы порекомендовал всем родителям найти хоть какие-то небольшие деньги на то, чтобы ребенок обучался какому-то инструменту и был все равно рядом с музыкой. Не только потому, что это развивает ребенка. Это занимает свободное время, которое ребенок может в некоторых случаях потратить на какие-то уличные разборки, алкоголь, наркотики и так далее.

Во-вторых, призываю всех слушать музыку, которая развивает. Это может быть и эстрадная музыка, это может быть джаз. Но это должна быть качественная музыка хороших исполнителей, музыкантов с настоящими голосами, по-настоящему профессионально владеющих инструментами. Если это человек, далекий от музыки, как у нас есть один эстрадный певец, который по телевизору гордо сообщал всем, что «я не профессионал, я нот вообще не знаю, но сочиняю» - гордиться здесь особенно нечем. Профессионализм важен везде.

Поэтому не на вот таких людей равняться и слушать их музыку, а действительно профессиональных музыкантов. Я опять же повторяю, что они есть и в эстраде и в любом музыкальном направлении. Поэтому слушайте настоящую качественную музыку, слушайте шедевры классической и эстрадной музыки, развивайтесь и пойте хорошую музыку.

Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью - правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке .

Николай Васильевич Диденко

Материал из Товики - томской вики

Николай Васильевич Диденко - чиновник, работал на руководящих должностях в администрации Томска и Новосибирска, ныне чиновник администрации ЗАТО Северск .

В 1991 году окончил Томский инженерно-строительный институт, в 1997 году - Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ.

Трудовую деятельность начал в 1977 году, работал каменщиком, бригадиром, мастером, начальником отдела, руководителем строительных организаций Черкасской и Томской областей.

В 1982 году переехал в Томск. С 1983 по 1986 год – мастер, начальник отдела, заместитель начальника Томского монтажного управления «Сибсантехмонтаж».

С 1986 по 1987 год – начальник ремонтно-строительного управления производственного объединения «Томскводоканал».

С 1987 по 1993 год – главный инженер, начальник ЖКХ «Томскстрой».

С 1993 по 1996 год – директор государственного муниципального предприятия «Жилремэксплуатация».

С октября 1996 по март 1998 года – глава администрации Ленинского района города Томска. С 1998 по 2000 год – глава объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов.

С июня 2000 года - первый заместитель мэра города Томска.

Депутат Томской городской Думы (1997–2001). C декабря 2001 года до сентября 2002 года - депутат Думы Томской области . В 2002–2004 годах снова работает первым заместителем мэра города Томска.

С июля 2004 года – начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Чтобы возглавить одно из ключевых подразделений администрации города, Николаю Диденко пришлось выиграть конкурс, сразу после подведения итогов которого он подал в отставку с поста первого заместителя мэра Томска и переехал в Новосибирск.

В сентябре 2007 года назначен заместителем мэра г.Новосибирска по вопросам информационной политики мэрии, организационно-кадровой работы, а также взаимодействия с городским и областным советами депутатов, с общественными организациями города.

В апреле 2009 года назначен заместителем мэра - начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска.

С апреля 2012 года - первый заместитель Главы Администрации ЗАТО Северск .

Cо 2 февраля 2013 года после отставки главы администрации Игоря Волкова временно исполнял его обязанности.

Есть сыновья Сергей (1981 г.р.) и Алексей (1983 г.р.). Младший сын пошел по стопам отца, став в 2007 году депутатом Томской областной думы. С 2011 года депутат Госдумы России, верный соратник скандально известного Владимира Жириновского.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...