Кто такой трикстер в литературе. Трикстер в ссср. Сунь Укун, Царь обезьян, Китай


См. в статье Культурный герой. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

- [англ. trickster обманщик, ловкач] иск., лит. мифологический комический персонаж, плут озорник; нередко изображается как развратник, обжора; комический двойник героя. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 иван дурак (1) лиса патрикеевна (8) ловкач (66) … Словарь синонимов

ТРИКСТЕР Этнографический словарь

трикстер - трикстер, шутовской персонаж в мифологии … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Человеческий или животный персонаж, существующий в мифах всех континентов. Как правило, отличается лукавством, хитроумием, способностью к трансформациям или перевоплощению. Часто выступает под маской божества или полубога: египетский Сет,… … Религиозные термины

ТРИКСТЕР - (Trickster) психологически обозначает бессознательные теневые тенденции амбивалентной деятельной переменчивой натуры.«Встреча с фигурой трикстера может впечатлять любого культурного человека. Трикстер предвестник спасителя. Он одновременно и… … Словарь по аналитической психологии

Шутовской персонаж в мифологии … Этнографический словарь

ТРИКСТЕР - шутовской персонаж в мифологии … Словарь этнографических терминов

трикстер - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Книги

  • , Волхв Богумил. Йога, античные киники, шаманский бубен, скомороший колпак, хаома… Что может объединять столь разные образы? Ответ прост, но на поверхности он не лежит. Разобраться втом можно, если начать…
  • Трикстер в славянской традиции. Мистические практики Шуйного пути , Волхв Богумил. Йога, античные киники, шаманский бубен, скомороший колпак, хаома... Что может объединять столь разные образы? Ответ прост, но на поверхности он не лежит. Разобраться втом можно, если начать…

(Trickster) — психологически обозначает бессознательные теневые тенденции амбивалентной деятельной переменчивой натуры.
«Встреча с фигурой трикстера может впечатлять любого культурного человека. Трикстер — предвестник спасителя. Он одновременно и сверхчеловек, и недочеловек, животное и божественное бытие, чьей главной и наиболее тревожащей характеристикой является его бессознательное. Именно благодаря ему трикстер отстранен от своих (очевидно, человеческих) собратьев, которые не устают указывать ему, что он пал ниже их уровня сознательности. Он настолько не осознает самого себя, что даже его тело не составляет с ним единства, а его руки борются одна с другой.
Так называемый цивилизованный человек забыл Трикстера. Он вспоминает лишь переносный и метафорический смысл его образа, когда, раздраженный своей несостоятельностью, говорит о судьбе, играющей с ним злые шутки, или о вещах заколдованных. Он совсем не подозревает, что его собственная скрытая и, очевидно, безвредная тень обладает такими качествами, опасность которых превосходит его самые ужасающие сны.

Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии

(англ. trickster — обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило трикстер совершает действо не по "злому умыслу" противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, но процесс важен для трикстера. (Понятие трикстеров в культах вуду - всевозможные эшу).

Мифология

Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи) но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта.

Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (напр., у Эриды) или воровства. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Примером может служить священный Хейока, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.
Во многих культурах (напр., в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях), трикстер и культурный герой часто смешиваются. Иллюстрацией может служить Прометей в Древней Греции, укравший у богов огонь, чтобы дать его людям. Он скорее культурный герой, чем трикстер. Во многих североамериканских мифологиях Койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звезды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей — Титан, тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.

Архетип

Трикстер — это пример юнговского архетипа. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный.
В позднем фольклоре трикстер предстает как сообразительный озорной человек или существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своего соображения и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Более современными примерами такого типа являются Багз Банни и Маленький бродяжка Чарли Чаплина

Современные трикстеры

* Братец Кролик.
* Воланд и его свита (Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
* Остап Бендер (Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой теленок», «Двенадцать стульев»)
* Робот Бендер из «Футурамы».
* Багз Банни.
* Эль-ахрейра, Принц кроликов, или Принц с Тысячей Врагов, трикстер и народный герой кроликов в «Обитателях холмов».
* Барт Симпсон из «Симпсонов»
* Мистер Микс-йез-пит-лик из «Супермена»
* Невозможный человек, безнравственный, непосредственный, меняющий форму инопланетянин из комикса «Фантастическая четверка».
* Джуниор из серии фильмов «Трудный ребёнок»
* Розовая Пантера.
* Кселлосс (также «Жрец-трикстер») из серии романов, манги и аниме «Рубаки»
* Рюук, синигами из манги, аниме, а также фильмов «Death Note»
* Кью из вселенной «Звездный путь».
* Джарлаксл из романов по вселенной Forgotten Realms.
* Капитан Джек Воробей из серии фильмов «Пираты Карибского моря»
* Капитан Малколм Рейнолдс из «Firefly» и «Serenity»
* Панург, герой романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
* Ньярлатхотеп в Мифах Ктулху описывается во многих историях как злобный трикстер.
* «Маска». Стэнли Ипкисс в маске бога Локи.
* Карагёзис, персонаж-бедняк в Греческом фольклоре. Пытается заработать деньги, дурача и обманывая остальных.
* Джек Мэри Энн, второстепенный народный герой, популярный в местной устной традиции валлийского района Wrexham.
* Морис Конши из романа Д. Фаулза «Волхв».
* Улисс Эверетт Макгилл из фильма «О, где ты, брат?».
* Эрик Картман, громкоголосый обитатель Саут-Парка.
* Энди Ларкин, маниакальный шутник из «Что с Энди?».
* Рэндл Патрик Макмерфи из романа К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».
* Тассельхоф, кендер-воришка из цикла Dragonlance.
* Фред и Джордж Уизли из серии романов о Гарри Поттере.
* Вилли Вонка из книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и одноименного фильма.
* Джарет, Король Гоблинов из фильма «Лабиринт».
* Доктор, главный герой британского телесериала «Доктор Кто?».
* Карлсон из произведения Астрид Лингрен.
* Джокер в фильме «Темный рыцарь».
* Скандалист (англ. Starscream) — персонаж культового мультсериала «Трансформеры».
* Доктор Грегори Хаус из одноименного сериала «Доктор Хаус».
* Наруто Удзумаки из серии манги и аниме «Наруто».
* Ичимару Гин — из аниме и манги «Bleach»

(у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звёзды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей - Титан , тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.

Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли. Такие трикстеры появляются в мифологиях североамериканских индейцев, и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную природу. Локи , скандинавский трикстер, также проявляет гендерную неустойчивость и однажды даже беременеет от жеребца Свадильфари ; интересно, что он делит способность менять пол с Одином , верховным богом, который также проявляет много характеристик трикстера.

Мифологические трикстеры

Герои мифологии народов северной Америки :

  • койот (общий для многих народов: мивоки , олони , помо и другие);
  • ворон (общий для многих народов: кри , нутка , оджибве , хайда , цимши и другие);
  • енот Азебан (мифология народа абенаки);
  • Ваджкункага (мифология племени виннебаго);
  • Аваккуле , Маннегиши (мифология народа кроу);
  • Иктоми Хейока (мифология народа лакота);
  • Тоненили (мифология народа навахо);
  • Кошары Пайякяму (священные клоуны) (мифология народа пуэбло);
  • Кокопелли (мифология народа хопи);
  • Кокопелли (мифология народа зуни);
  • Вихио (мифология шайенов);
  • Амагук (мифология эскимосов);
  • Цинн-ан-ев (мифология народа юты);
  • расписная черепаха (мифология группы народов алгонкины).
  • означивающая обезьяна (афроамериканский фольклор)
  • паук Ананси (общий для многих народов Западной Африки : ашанти и другие);
  • заяц (общий для многих народностей Банту);
  • кузнечик Цагн (мифология бушменов);
  • Тиколоше (мифология народа зулусы);
  • Эшу (мифология народа йоруба);
  • Сет (мифология древнего Египта).
  • маленький Сен-Мартин (мифология народа баски);
  • Локи , Один (мифология германских племён);
  • Эрида , Прометей , Гефест , Гермес , Одиссей , Сизиф , Фаэтон (мифология древней Греции);
  • олень Канчиль (мифология народа индонезийцы);
  • Фэйри , Пак (мифология народа кельты);
  • Нэчжа , Сунь У-кун (царь обезьян) (мифология народов Китая);
  • Азазель (мифология Леванта);
  • Сосруко , Сырдон (нартский эпос);
  • ворон Кутх (мифология народов Чукотки и Камчатки);
  • Каваль-Антс (Вили Антс) (мифология народа эстонцы);
  • Кицунэ , Сусаноо , Каппа (мифология народов Японии);
  • Куль-Отыр (мифология народа манси).

Герои прочих мифологий:

  • Бамапана (мифология аборигенов Австралии);
  • койот Уэуэкойотль (мифология народа ацтеки);
  • барон Суббота , Папа Легба (мифология вуду);
  • Ива , Каулу , Купуа , Мауи , Пекои (мифология народа гавайцы);
  • Мауи (мифология народов Полинезии);
  • Досина (мифология народа фиджийцы).

Персонажи государственных и мировых религий:

  • Нестерка (фольклор народа белорусы);
  • Хитрый Пётр (фольклор народа болгары);
  • Саки-Перере (фольклор народа бразильцы);
  • Лис Рейнард (фольклор народа голландцы);
  • Тиль Уленшпигель (фольклор народа голландцы , фольклор народа фламандцы);
  • Гершеле Острополер (фольклор народа евреи);
  • Фигаро (фольклор народа испанцы);
  • Дале Мохтар (фольклор народа иранцы);
  • Кечелок (Плешивец) (курдский фольклор);
  • Пэкалэ и Тындалэ (фольклор Молдавии);
  • Рейнеке-Лис , Мефистофель (фольклор Германии);
  • Иван-дурак , Лиса Патрикеевна (фольклор народа русские);
  • Ходжа Насреддин (фольклор народов Средней Азии , фольклор народа арабы);
  • братец Кролик и тётушка Нэнси (адаптация: Ананси) (фольклор США);
  • дядюшка Томпа (фольклор народа тибетцы);
  • Лис Ренар , кот в сапогах (фольклор народа французы);
  • Лопшо Педунь (фольклор народов Удмуртии);
  • Робин Славный Малый (английский фольклор);
  • Алдар Косе (фольклор народа казахи);
  • Пыл-Пуги (фольклор народа армяне).

Архетип

Примером озорного человека является образ Коровьева. В сериале Бортко «Мастер и Маргарита » Коровьев во время фокусов в варьете ловит ртом последнюю из всех карт, залетевших ему в рот. Когда он разворачивает эту карту публике, то на ней оказывается Джокер, то есть Шут. Таким образом Коровьев, как одна из граней Воланда-архетипа, является трикстером. Когда надо исправить навязчивое, но глупое положение дел, Коровьев-трикстер вырывает из дела неудобные страницы ради справедливости.

Другим примером являются существа Кью из кью-континуума в сериале «Звёздный путь: Следующее поколение ». На протяжении всего сериала в некоторых сериях персонаж Кью появляется на борту корабля «Энтерпрайз» и всячески мешает команде и капитану Жан-Люку Пикару , устраивая различные пакости, шутки, уловки и т. д. Более того - отсылкой к Кью из «Звёздного пути » является трикстер из мира Эквестрии (мультсериал «Дружба - это чудо ») Дискорд.

Интернет-тролли как трикстеры

Сходства

Напишите отзыв о статье "Трикстер"

Примечания

  1. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.
  2. Цитата, которую приводит М. И. Стеблин-Каменский в одной из своих книг.
  3. (англ.) .
  4. Гейтс Г. Л. «Означивающая обезьяна: Теория афроамериканской литературной критики » (The Signifying Monkey: A Theory of African-American Literary Criticism, 1988)
  5. Одиссей - пример трикстера - человека, который избегает опасностей, например, смерти от рук циклопа Полифема , благодаря своему уму.
  6. Сизиф - первый в истории лжец, жестоко наказанный за свои преступления
  7. Ребёнок Кришна - персонаж, похищающий масло.
  8. Кришна - вуайерист , похититель одежды и соблазнитель, в истории с юными купальщицами.
  9. Дале Мохтар - вдова из Багдада .
  10. Уитни Филлипс. Трололо: Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг = This Is Why We Can"t Have Nice Things. Mapping the Relationship between Online Trolling and Mainstream Culture. - М .: Альпина Паблишер , 2016. - 300 с. - ISBN 978-5-9614-5376-8 .

Литература

на русском языке
  • Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. Радин П. // «Евразия», 1998, 288 стр.; ISBN 5-8071-0028-X
  • Карл Кереньи . // Из: Пол Радин . Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. - СПб.: Евразия, 1999, с. 242-264
  • Гаврилов Д. А. . М.: «Социально-политическая мысль», Кафедра истории социально-политических учений философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова , 2006. - 240 с. ISBN 5-902168-72-4
  • Гаврилов, Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок (Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре). - М.: «Ганга», ИЦ «Слава», 2009. - 288 с. ISBN 978-5-98882-096-3
  • Гаврилов, Д. А. . 2006
  • Гаврилов, Д. А. . 2006
  • Новик Е. С. ;

на других языках

  • Gates, Henry (2004), "The Blackness of Blackness: A Critique on the Sign and the Signifying Monkey", Literary Theory: An Anthology (Oxford: Blackwell Publishing)
  • Earl, Jr. Riggins R. Dark Symbols, Obscure Signs: God, Self, And Community In The Slave Mind. - Maryknoll, New York: Orbis Books, 1993.
  • Bassil-Morozow Helena. The Trickster in Contemporary Film. - Routledge, 2011.
  • Franchot Ballinger, Gerald Vizenor American Indian Quarterly, Vol. 9, No. 1, The Literary Achievements of Gerald Vizenor (Winter, 1985), pp. 55-59 DOI :10.2307/1184653
  • Franchot Ballinger MELUS, Vol. 17, No. 1, Native American Fiction: Myth and Criticism (Spring, 1991 - Spring, 1992), pp. 21-38 DOI :10.2307/467321
  • L. Bryce Boyer, Ruth M. Boyer Western Folklore, Vol. 42, No. 1 (Jan., 1983), pp. 46-54 DOI :10.2307/1499465
  • Miwok creation story
  • Joseph Durwin
  • Hansen, G.P.(2001). The Trickster and the Paranormal.Philadelphia: Xlibris. ISBN 1-4010-0082-7
  • Koepping, Klaus-Peter (February 1985). «Absurdity and Hidden Truth: Cunning Intelligence and Grotesque Body Images as Manifestations of the Trickster». History of Religions 24 (3): 191–214. DOI :10.1086/462997 .
  • Lori Landay 1998 University of Pennsylvania Press
  • Paul Radin The trickster: a study in American Indian mythology (1956)
  • Allan J. Ryan 1999 Univ of Washington ISBN 0-7748-0704-0
  • Trickster’s Way Volume 3, Issue 1 2004 Article 3 TRICKSTER AND THE TREKS OF HISTORY
  • Zolotarjov A. M. Társadalomszervezet és dualisztikus teremtésmítoszok Szibériában // A Tejút fiai. Tanulmányok a finnugor népek hitvilágáról / Hoppál, Mihály. - Budapest: Európa Könyvkiadó, 1980. - P. 29–58. -

    Отрывок, характеризующий Трикстер

    Государь замолчал, толпа стала тесниться вокруг него, и со всех сторон слышались восторженные восклицания.
    – Да, всего дороже… царское слово, – рыдая, говорил сзади голос Ильи Андреича, ничего не слышавшего, но все понимавшего по своему.
    Из залы дворянства государь прошел в залу купечества. Он пробыл там около десяти минут. Пьер в числе других увидал государя, выходящего из залы купечества со слезами умиления на глазах. Как потом узнали, государь только что начал речь купцам, как слезы брызнули из его глаз, и он дрожащим голосом договорил ее. Когда Пьер увидал государя, он выходил, сопутствуемый двумя купцами. Один был знаком Пьеру, толстый откупщик, другой – голова, с худым, узкобородым, желтым лицом. Оба они плакали. У худого стояли слезы, но толстый откупщик рыдал, как ребенок, и все твердил:
    – И жизнь и имущество возьми, ваше величество!
    Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что все ему нипочем и что он всем готов жертвовать. Как упрек ему представлялась его речь с конституционным направлением; он искал случая загладить это. Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдает тысячу человек и их содержание.
    Старик Ростов без слез не мог рассказать жене того, что было, и тут же согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его.
    На другой день государь уехал. Все собранные дворяне сняли мундиры, опять разместились по домам и клубам и, покряхтывая, отдавали приказания управляющим об ополчении, и удивлялись тому, что они наделали.

    Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева.
    Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии.
    Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами.
    Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.
    Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
    Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их.
    В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные.
    Предположения о сознании Наполеоном опасности растяжения линии и со стороны русских – о завлечении неприятеля в глубь России – принадлежат, очевидно, к этому разряду, и историки только с большой натяжкой могут приписывать такие соображения Наполеону и его маршалам и такие планы русским военачальникам. Все факты совершенно противоречат таким предположениям. Не только во все время войны со стороны русских не было желания заманить французов в глубь России, но все было делаемо для того, чтобы остановить их с первого вступления их в Россию, и не только Наполеон не боялся растяжения своей линии, но он радовался, как торжеству, каждому своему шагу вперед и очень лениво, не так, как в прежние свои кампании, искал сражения.
    При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армий не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения.
    Так думает государь, но русские военачальники и все русские люди еще более негодуют при мысли о том, что наши отступают в глубь страны.
    Наполеон, разрезав армии, движется в глубь страны и упускает несколько случаев сражения. В августе месяце он в Смоленске и думает только о том, как бы ему идти дальше, хотя, как мы теперь видим, это движение вперед для него очевидно пагубно.
    Факты говорят очевидно, что ни Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву, ни Александр и русские военачальники не думали тогда о заманивании Наполеона, а думали о противном. Завлечение Наполеона в глубь страны произошло не по чьему нибудь плану (никто и не верил в возможность этого), а произошло от сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей – участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России. Все происходит нечаянно. Армии разрезаны при начале кампании. Мы стараемся соединить их с очевидной целью дать сражение и удержать наступление неприятеля, но и этом стремлении к соединению, избегая сражений с сильнейшим неприятелем и невольно отходя под острым углом, мы заводим французов до Смоленска. Но мало того сказать, что мы отходим под острым углом потому, что французы двигаются между обеими армиями, – угол этот делается еще острее, и мы еще дальше уходим потому, что Барклай де Толли, непопулярный немец, ненавистен Багратиону (имеющему стать под его начальство), и Багратион, командуя 2 й армией, старается как можно дольше не присоединяться к Барклаю, чтобы не стать под его команду. Багратион долго не присоединяется (хотя в этом главная цель всех начальствующих лиц) потому, что ему кажется, что он на этом марше ставит в опасность свою армию и что выгоднее всего для него отступить левее и южнее, беспокоя с фланга и тыла неприятеля и комплектуя свою армию в Украине. А кажется, и придумано это им потому, что ему не хочется подчиняться ненавистному и младшему чином немцу Барклаю.
    Император находится при армии, чтобы воодушевлять ее, а присутствие его и незнание на что решиться, и огромное количество советников и планов уничтожают энергию действий 1 й армии, и армия отступает.
    В Дрисском лагере предположено остановиться; но неожиданно Паулучи, метящий в главнокомандующие, своей энергией действует на Александра, и весь план Пфуля бросается, и все дело поручается Барклаю, Но так как Барклай не внушает доверия, власть его ограничивают.
    Армии раздроблены, нет единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца главнокомандующего, с одной стороны, вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя бы было удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны, – все большее и большее негодование против немцев и возбуждение патриотического духа.
    Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя и Москву утрояет силы русского войска.
    Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
    Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
    В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
    Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
    Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
    Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
    Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

    На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
    – Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
    К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
    Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
    Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
    О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
    «Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.

1. Введение…………………………………………………………………...…3

2. Смех…………………………………………………………………………...4

3. Психология трикстера….……………………………………………………7

4. Трикстер в современном мире и искусстве……………………………….10

5. Заключение………………………………………………………………….12

6. Список используемой литературы...............................................................13

ВВЕДЕНИЕ

Так кто же такой этот самый трикстер? Загадочная, архаичная фигура, без которой не обходится ни одной мало-мальски большой и важной истории. Шут и паяц, жрец и шаман, бог и культурный герой. Маску трикстера может носить любое существо, и в тоже время, это совершенно иное самосознание.

Изначально комическая фигура трикстера не была смеховой. Его главная функция была нарушение запретов. Позднее это нарушение переросло в игру, для уменьшения или предотвращение катастроф. Трикстер сам по себе разрушитель. Но это вовсе не делает его фигуру злодейской. Хотя в средневековье, все, что было связано со смеховой культурой, представлялось как происки дьявола.

«В средние века христианской Европы трикстер порождение дьявольского - дьявол трактовался как simian Dei, как «обезьяна Бога», его недостойный подражатель, трикстер, полишинель неба и земли». (цитата статьи Манина - Мифологический плут»)

Но давайте разберемся подробнее, кто же такой трикстер изначально, и кем он стал сейчас? Для этого нам необходимо понять его мотивы, психологию и так же, что такое смех, стихию которого воплотил для нас трикстер.

СМЕХ

Что такое смех и в чем секрет смешного?

Есть существенная разница между комическим и трагическим.

В древнем комедией называли все, что относилось к низу, к земному и противоположному возвышенному. Первые комедии современному человеку вовсе не покажутся смешными. И это правильно, ведь в них показывалась реальная жизнь, а она и считалась низкой. Все что было связано с физиологией, с телом, то и было комично. Быть голым это комично.

Современное понимание смешного в комедиях изменилось. Соотношение юмористических моментов примерно 1 к 2м, то есть мы почти постоянно над чем-то должны смеяться. А как можно смеяться над «Божественной Комедией» Данте? (не беру во внимание ее постановки и особенно последний корейский полнометражный мультфильм «Ад Данте», который по сути считаю неудачной пародией на великое произведение, и без должной подготовки и хорошего чувства юмора смотреть не рекомендую.)

Однако же действия трагедии, как древней, так и современной вызывают у нас одинаковые чувства: страх скорбь, или сопереживание героям. И не важно, будет это «Медея» Еврипида, «Гамлет» Шекспира, или совсем уж современный «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.

Так почему трагическое универсально, а комическое культурно зависимо?

Комическое и смешное имеет несколько основных свойств:

Во-первых, оно зависит от человека, смешно только то, что мы привыкли воспринимать как смешное. Пейзаж не может быть смешным. А если и является таковым, то только из-за вызванных у нас ассоциаций.

Во-вторых, смех обычно рождается, когда человек спокоен, если он перевозбужден, то воспринимать комическое он не будет, или же смех вырвется у него нервный, непроизвольный, не веселый.

В-третьих, конечно же, смех социален. Даже в том случае, когда человек один и посмеялся над какой-то своей оплошностью, он смеется над ней, представляя ситуацию со стороны.

В-четвертых, нам всегда гораздо смешнее слышать или рассказывать о смешных ситуациях, а не видеть их. Если рассказчик имеет хорошее чувство юмора, наша фантазия всегда подыграет ему, а испытываемое рассказчиком возбуждение передаётся и нам. Смех заразителен.

Итак, феномен смеха описан - вопрос стоит в его сущности, зачем он нужен. В отличие от внешнего описания наблюдательность здесь не поможет, требуется понять (или придумать) механизм феномена, встроенный в реальный (в данном случае - социальный) мир.

«Жизнь и общество требуют от каждого из нас неустанного и настороженного внимания, позволяющего вникать в каждое данное положение, а также известной гибкости тела и духа, позволяющей нам приспособляться к этому положению. Напряженность и эластичность - вот две взаимно дополняющие друг друга силы, которые жизнь приводит в действие. А если их нет у тела? Это приводит к разного рода несчастным случаям, увечьям, болезням. А если их лишен ум? Отсюда всевозможные формы психических расстройств и помешательств. Если, наконец, то же происходит с характером, то мы являемся свидетелем глубокой неприспособленности к общественной жизни, нищеты, а порой и преступности. Обществу недостаточно раз и навсегда установленного согласия между людьми, оно требует от них постоянных усилий по взаимному приспособлению. Малейшая косность характера, ума и даже тела должна, стало быть, настораживать общество как верный признак того, что в нем активность замирает и замыкается в себе, отдаляясь от общего центра, к которому общество тяготеет. Однако общество здесь не может прибегнуть к материальному давлению, поскольку оно не задето материально. Оно стоит перед чем-то, что его беспокоит, но это всего лишь симптом, едва ли даже угроза, самое большее - жест. Следовательно, и ответить на это оно сможет простым жестом. Смех и должен быть чем-то в этом роде - видом общественного жеста.» (цитата из книги Анри Бергсон "Смех" (Henri Bergson "Le Rire", 1940))

Итак, что же получается? Смех в обществе это порицание несовершенства отдельного индивидуума, предмета, или общества в целом. Не вписываемого в общественные нормы. И это как раз то, что нам нужно!

Трикстер это нарушитель всеобщих норм. Трикстер смешон, потому как общество его боится, страшится его проказ, его действий, и для сдерживания трикстера в рамках, оно смеется над ним. Принижает его значение и относит к смеховой, низменной системе. Сам же трикстер этому не противится.

Мифологические трикстеры - это антагонисты культурных героев. Чаще всего братья или друзья, но иногда предстают по другую сторону баррикад и являются врагами.

Но мифологический трикстер, по сути, не является злом. Давайте рассмотрим его психологию.

ПСИХОЛОГИЯ ТРИКСТЕРА

Мифологические и эпические герои часто «ощущаются «лишенными психологии» - то ли от того, что, по Юнгу, они сами по себе суть порождения психики, манифестации бессознательных архетипов; то ли от того, что, согласно Фрейденбергу и Леви-Стросу, они не столько субъекты жизненных действий, сколько заместители когнитивных категорий.» (цитата из статьи Манина).

Трикстер же не таков, он нам во многом понятен. Более человечный, он часто становится героем сказок, легенд и приданий. Трикстер психологически наполнен, в нем постоянно происходит конфликт культурного с докультурным, низменного и высшего.

Ядром комплекса плута является ювениальность, то есть юность, но не то что мы понимаем под этим словом сейчас, а та древняя юность, когда дети только к 10 годам более-менее начинали говорить, а в 14 уже проходили обряд инициации и становились взрослыми. Трикстер, как раз вот такой вот вечный юноша от 10 до 14, не могущий войти в зрелый период, не отвечающий за свои поступки, интуитивен и игрив. Его чертой является так же склонность к путешествиям и сильная потребность в новых знаниях. Трикстер очень любопытен, и от этого он часто совершает роковые поступки. Локки хотел узнать, что будет, если Бальдр умрет, и он это подстроил. Локки хитер, к его мудрости не раз уже обращались ассы, но в тоже время у Локки множество знаний и сумбур в их применениях.

То, что мифологический плут это обманщик - знают все. Но суть не в его обмане, а в том, что трикстер один из первых владеющих языком. Он пользуется речью как оружием, для достижения своих целей. В этом его гениальность. Он управляет поведением партнера через язык.

Трикстер свободен от предрассудков и вечно стремится вперед. Это очень знакомо нам по переходному периоду юношества, «все законы и запреты нам нипочем». Вот и трикстер их нарушает, и тем самым в глобальных масштабах движет общество к прогрессу, к переосмыслению. Ведь не зря говорили, что правду, царю и королю мог сказать лишь придворный дурак. Шуты это те же трикстеры, не сдержанные на язык, они интригуют и говорят пророчества. Часто такие пророчества называют лжепророчествами, но это не совсем так. Трикстер обрисовывает путь, по которому герой может пойти, а может и избежать его. Пророчество, тут скорее предупреждение об опасности, а не злонамеренная подтасовка фактов.

Трикстеры, так же покровительствуют ученым. Локки, Сырдон, Ворон, Мефистофель и другие, все они учили человека и побуждали в нем страсть к познанию. Но трикстер в этой своей форме опасен, он наслаждается знаниями и в своем любопытстве и жажде может довести и до беды. В этой ученой эйфории он становится гебефренным психотиком, то есть уходит в себя, ведет себя как ребенок, не различает добра и зла, капризничает, проявляется нервозность, повышенная сексуальная тяга, гротескное изменение психики.

Из всего этого мы видим двоякую фигуру трикстера. С одной стороны он учитель и мудрое прорицающее и предостерегающее божество, с другой совершенный ребенок, причем ребенок избалованный и не признающий ни авторитетов, ни каких либо запретов. Из-за этого, понять намерения трикстера крайне сложно… почему он делает то, а не иное? Не потому, что так нужно, нет. Потому что он этого хочет, а вот причины его поступка кроются только в нем самом, так как он сам себе авторитет.

У Манина, многое объясняется через познание человеком языка и возникающих при этом трудностях. Он уверен, что все странности трикстеров, будь то дерущиеся сами с собой руки Вакдьюнкага, или неразборчивое бормотание Гермеса, даже хульная речь Ворона, связаны со становлением речи и расстройством или даже раздвоением при этом психики.

Как пример можно привести шаманскую болезнь. Человек ей подверженный перестает вести себя социально и ему приходится пройти через обряд посвящения(камлание). А в дальнейшем уже и стать шаманом.

То есть люди изначально выделяли отличных от них личностей с антисоциальным поведением и, или осмеивали их, или превращали в служителей культов. Все что необычно исходило извне, снизу или сверху.

Выходит, что фигура трикстера, порой была даже важнее верховных божеств, так как несла в себе понятную и в тоже время таинственную материальную ниточку к небу, к неизвестному. Трикстер - это связь с небесным.

Не зря Мефистофель говорил о себе как о «вечно желающем зла, и вечно творящем добро».

Это суть трикстера.

ТРИКСТЕР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ИСКУССТВЕ.

Наверное, самым известным трикстером России является Жириновский. Непредсказуемый и неудержимый в словах, он отлично визуализирует главные черты трикстерства.

Но мне больше интересна не политика, а искусство, и тут мы тоже не можем обойтись без присутствия трикстера. Правда сейчас роль шутника и проказника трикстера сильно исказилась в силу культурных запретов и цензуры.

Но наиболее приближенными к древним трикстерами можно считать «Бивис и Бадхет», «Симпсоны» и «Сауз парк» в мультипликации, ну и ряд передач и сериалов подобного типа в игровом жанре вроде тех же «6 кадров» или более черное «наша раша». Это юмористические и сатиристические сериалы, кривым зеркалом отображающие окружающую действительность и, осмеивая, показывающие недостатки и проблемы общества. То есть они являют собой лишь одну из сторон трикстерства, это указание на отклонения от нормы и поучение через это правильному поведению в обществе.

Но также есть и более мягкие формы трикстеров, такие как второстепенные персонажи в мультфильмах и фильмах, несущие в себе комические стороны, разрушительные функции и образ прорицателя, направляющие главного героя, напоминающие ему о цели или задающие ее.

В мультипликации полнометражные классические фильмы не могут обойтись без вот такого вот персонажа. Давайте вспомним самые известные примеры в оскораносном «Короле льве».

В этом мультфильме задействовано много трикстеров, или групп трикстеров.

Первыми, конечно же вспомнятся комедийная парочка Тимон и Пумба, которые спасают жизнь принцу, воспитывают его в аморальных и антисоциальных лозунгах типа «Хакунаматата», то есть наплюй на все и живи в свое удовольствие, не делай себе проблем. Это довольно яркая черта трикстерства - а именно нарушение запрета. Симба принц и он должен нести ответственность за свое царство, за свой прайд, а он забывает об этой ответственности, отворачивается от нее по наушению трикстеров. Но в тоже время какими бы телесными и земными Тион и Пумба не были, они учат его таким вещам, которые по идее знать не должны. Вспомним сцену, где они смотрят на звезды, и Пумба дает научное их определение. Здесь это определение выглядит комичным, но только из-за того, что персонаж никак не мог об этом узнать, значит, это было озарение. И далее они первые говорят о том, что пришла любовь, и значит пришли и проблемы, и это их функция как трикстера, сказать о плотском, о низком, о возвышенном же говорят главные герои. Далее раскрывается и мотив страсти к путешествиям трикстеров, а именно Тимон и Пумба отправляются вслед за Симбой на земли прайда.

Еще один трикстер это Рафики- обезъяна-шаман, духовный проводник Симбы, открывающий ему глаза на суть вещей. Главный герой слеп и беспомощен, не смотря на всю свою силу и высокую ступеньку в пищевой и социальной цепочке. Без помощи трикстеров, без направления, он не смог бы увидеть и высшего, духовного, то есть встретиться со своим отцом и найти самого себя.

Функцию же рока берет на себя другая группа трикстеров, это гиены. Изначально они показаны нам антисоциальными, их не принимают и не понимают, но именно они наказывают Симбу, изгоняя его с земель прайда, именно они убивают Шрама за предательство. Гиены анархисты, но в мультфильме есть момент и прорицания, а вернее лжепрорицания связанный с ними. В начале на песне «Скар будет королем» мы видим четкую картину фашизма, марш гиен это апофеоз действия. И мы видим, к чему привела подобная диктатура. Опустошение. Смерть земли. Гиены тут еще связываются с огнем, а огонь во многих легендах связывался с богами трикстерами. Локки был богом огня, Кицуне - лисы оборотни Японии несут с собой огонь, лис Рейнар из французских сказок, Кутх ворон - сжигающий землю в охоте за мышами, и очищающий ее. И тут Гиены, живущие вблизи вулканов, и в конце появляющиеся из огня, это все указывает на их очищающие функции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я выяснила, кто же такой трикстер и в чем его особенность. Играющий юный и не отдающий себе отчета в своих действиях, незлонамеренный, любопытный и увлекающийся, вечно молодой герой, способный указать истинный путь через обман и ложь, вызывающий смех своей не социальностью и тягой к нарушению правил. Вот такой вот он мифологический трикстер. Каждая культура выявила своего мифологического плута, каждая эпоха по-своему воспринимала его проказы и пророчества.

Трикстер и сейчас актуальная фигура и изучение его глубинной психологии как знать, может быть поможет открыть человечеству еще не одну загадку, подсмотренную хитрым шутом у Бога.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...