Очерк о хорошо знакомом человеке. Портретный очерк друга



Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми пли другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.
В жизни нередко приходится обращаться к приемам портретной характеристики, портретного изображения личности. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых необходимо умение описывать внешность человека. Придумайте такую ситуацию и напишите мпип-сочпікліие в виде" очерка, в котором будет портрет человека.
Н
В н е пі и и й портрет это не только описание.лица, рук, цвета глаз, волос, прически, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица. Достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.
«Внутренний» портрет -это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляд].], чувства и переживания.
Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее І:.І.(О уметь заметить и выразить. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привыч-ных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Чтобы аметить, понять эту связь, человека надо увидеть в разных " итуаниях. не о/цін раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. И автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно, немногословно и в то же время ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.
Для полноты и большей достоверности портрета в очерке
миюльзуются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.
415*. і Ірочиrain с рассказ «Свидание» из «Записок охотника» П. Тургенева. Выберите художественные детали, создающие портрет" \кулимы, выражающие ее внутреннее состояние, и запишите их. І Іспользуя выписанные художественно-языковые средства, попытайтесь в устной форме обрисовать портрет девушки.
Что вы можете сказать о пришедшем на свидание Викторе, сует по тем художественным деталям, которые содержатся в тексте2?
Расскажите о приемах портретной характеристики в данном і ексте.
416. Прочитайте отрывок из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.
Попытайтесь обрисовать портрет Андроникова: его внешний вид, голос, движения, характер, отношения с окружахощими его людьми - форме живого непосредственного рассказа. Какова стилистическая роль однородных членов предложения?
Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня іезорганизовать работу солидного учреждения.
Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг пего тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного театрально опершие], обоими руками на массивную тросы», стоит невысоки/"!. полны/}, с необыкновенно подвижным, живым.типом
человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджигая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает - невозможно отойти - знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермон-тове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще - о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.
Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нужны собеседники: лучше, если большой зал или бессчетная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4
* * *
Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне - этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.
К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредственности интонации «устного рассказа»; можно обратить внимание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь - и Горький, Алексей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях - поэзии и живописи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертті пеком, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фотографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.
Устный рассказ древнее письменного. Рапсоды, акыны, сказители, былипники старше писателей. В век расцвета письменной литературы искусство устного рассказа хирело, задыхалось. Украшением дружеского кружка, светского или литературного салона, случалось, становились особо одаренные импровизаторы, острословы и рассказчики. Но круг слу-шателей их был узок, искусство летуче, и память о той радо-
" пі, какую они приносили с собой на вечер, на час собравшимся вместе людям, истаяла «аки дым от яйца огня».
Можно сказать еще, что ему дьявольски повезло. В тот момент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже собирал на свои устные рассказы в творческих клубах и концертных залах довольно обширную аудиторию, будто специально для него человечество изобрело такую штуку, как телевидение.
Большой удачей было, конечно, и то, что Андроникова открыло радио. И все же Андроников был создан для телевидения, а этот аппарат был изобретен для него, как каравелла «Санта-Мария» для Колумба.
417. Очерковый портрет может приобретать и сатирический, обобщенный характер. Таков, например, портрет миллионера в очерке М. Горького «Один из королей республики». Прочитайте отрывок из этого очерка. Выявите основные признаки текста. Определи- 1с тип и стиль речи. Каковы основные признаки названного вами (тиля речи?
Вспомните, что такое гротеск. В чем вы видите гротескное изображение портрета миллионера? Выпишите особенно меткие обороты речи, создающие пародийный образ.
...Стальные, керосиновые и другие короли Соединенных Штатов всегда смущали мое воображение. Людей, у которых так много денег, я не мог себе представить обыкновенными людьми.
Мне казалось, что у каждого из них но крайней мере три желудка и полтораста штук зубов во рту. Я был уверен, что миллионер каждый день с шести часов утра и до двенадцати ночи все время, без отдыха ест. Он истребляет самую дорогую пищу: гусей, индеек, поросят, редиску с маслом, нуди н ги, кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устает работать челюстями, что приказывает жевать пишу неграм, а сам уж только проглатывает ее. (...)
Мне казалось, он должен носить белье из парчи, каблуки его сапог подбиты золотыми гвоздями, а на голове, вместо шляпы, что-нибудь из бриллиантов. Его сюртук сшит из самого дорогого бархата, имеет не менее пятидесяти футов длины и украшен золотыми пуговицами в количестве не меньше трехсот штук. По праздникам он надевает сразу восемь сюртуков и шесть пар брюк. Конечно это и не удоб-но, и стесняет... Но, будучи таким богатым, нельзя же одеваться как все...
Карман миллионера я понимал как яму, куда свободно можно спрятать церковь, здание Сената и все, что нужно...
Однако, представляя емкость живота такого джентльмена подобной трюму хорошего морского парохода, я не мог вообразить длину ноги и брюк этого существа. Но я думал, что одеяло, под которым он спит, должно быть не меньше квадратной мили. (...)
Странно, что при всем этом я не мог представить - какой вид имеет голова чудовища. Более того, голова казалась мне совершенно лишней при этой массе мускулов и кости, одушевленной влечением выжимать из всего 30.того. (...)
Можете вообразить мое изумление, КО і із я. встретив миллионера, увидал, что это самый обыкновенный человек.
Передо мной сидел в глубоком кресле длинный, сухой старик, спокойно сложив на животе нормального размера коричневые сморщенные руки обычной человеческой величины. Дряблая кожа его лица была тщательно выбрита, устало опущенная нижняя губа открывала хорошо сделанные челюсти, они были усажены золотыми зубами. Верхняя губа - бритая, бескровная и гонкая - плотно прилипла к его жевательной машинке, и когда старик говорил, она почти не двигалась. Его бесцветные глаза не имели бровей, матовый черен был лишен волос. Казалось, что этому лицу немного не хватало кожи и все оно красноватое, неподвижное и гладкое - напоминало о лице новорожденного ребенка. Трудно было определить - начинает это существо свою жизнь или уже подошло к ее концу...
Одет он был тоже как простой смертный. Перстень, часы и зубы - это все золото, какое было на нем. Взятое вместе, оно весило, вероятно, менее полуфунта. В общем этот человек напоминал собой старого с.лугу из аристократического дома Европы...
Обстановка комнаты, ТІ которой ои принял меня, не поражала роскошью, не восхищала красотой. Мебель была солидная, кот все, ч то можно сказать о ней.
«Вероятно, в этот дом иногда заходят слоны...» - вот какую мысль вызывала мебель.
1. Найдите в тексте авторские знаки препинания, дайте им

свое толкование (что автор хотел этим выразить, какие дру
гис знаки могли быть использованы).
Найдите в этом отрывке вводные слова, обороты, подумайте, чем объясняется их обилие, какова их стилистическая роль в предложении и какие они вносят смысловые оттенки в каждом конкретном случае.
В каких абзацах Горький представляет миллионера до встречи с ттим? Понаблюдайте, как автор, стараясь избежать тавтологии, подбирает сказуемые. Выпишите их из этих абзацев.
Какие вопросы мог задать Горький миллионеру? Каковы могли быть
гнеты?
>. Прочитайте продолжение очерка, сопоставьте представление о милії юнере с сто истинным портретом.
Как начать очерк? Этот вопрос каждый автор в кажяом конкретном случае решает по-разному. Во вступлении обычно автор говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинте-ресовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочитать этот очерк до конца.
Прочитайте очерк М. Горького «Лев Толстой». Как он построен? Какие прозаические жанры используются в нем? Какие эпизоды и художественные детали вам особенно хорошо запомни- шсь? Почему? Расскажите о Л. Толстом: каким он представляется сам после прочтения очерка Горького? А каким представляется вам Горький после прочтения этого очерка?
Запишите прилагательные, описывающие качества человеке;, распределяя их на три группы: 1) положительные; 2) отрица- іельньїе: 3) нейтральные.
Бе..дарпый, беззаботный, бескорыстный, благородный,
боЛТЛИВЫЙ, ВеЖЛ..ВЫЙ, весеЛЫЙ, ВЛаС"Г..ЛюбиВЫЙ, ВИ..Ч..ТЛИ- гельный, ВСПЫЛЬЧоВЫЙ, высок..мерный, гост..ир..импый, де- ТоКагный, доброжелательный, заноем..вый, любознат..льный,
Дюб..ИЫТПЫЙ, ПеВСЖоСТВСЧІНЬїІІ, ОТЗЫВЧ..ВЫЙ, ПріІВСТ."ІоВЬіЙ,
pa..говори..вый, сам..влюбленный, сам..любивьііі, слабовольный, тактич?ный, галапгДоВЫЙ, че.товеч?ный, ч..сто люб и вый, .)рудир..ванпьііі.
Запишите эпитеты, уместные при описании: а) взгляда; б) глаз; в) рук. Согласуйте их с существительными. Некоторые из них могут быть уместными в разных подборках эпитетов.
Белый, большой, выцветший, гневный, голубой, грубый, л"еСткий, заисКоВающий, зеленый, карий, круглый, ласковый, тукавый, м..золистый, мягкий, навыкате, насмешливый, нежный. (не)навид.дций, пасмурный, приветл..вый, ра..косый, светлый, серый, сильный, спокойный, суровый, сухой, темный, Т..Ж..ЛЫЙ, умный, усталый, ч..рный.
Подберите (из словарей и по памяти) и запишите эпите- 1Ы, уместные при описании: а) роста человека; б) фигуры; в) волос;
) одежды.
422. Подберите и запишите эпитеты, уместные при описании: а) .типа (щек. лба); б) походки; в) одежды - - хорошо знакомого вам человека.
423*. Выпишите из романа.Л. Толстого «Война и мир» эпитеты (в сочетании с главным словом), передающие выражение глаз и улыбку: а) Наташи Ростовой; б) Элси Безуховой, в) Марьи Болконской; г) Пьера Безухова: д) Андрея Болконского; е) Анатоля Кураги и а (один из вариантов задания). Укажите, в каких ситуациях, при общении с кем возникают те или иные эмоциональные проявления, передаваемые через выражение глаз и улыбку,
Сформулируйте мысль, которая объединяет эти пословицы. Как вы полагаете, можно ли их использовать при написании 11ортретио го очсрка?
1. Кто собою пс у правит, то г и другого на разум пс наставит. 2. Брюзжит, как осенняя муха. .3. В ком есть стыд, в том п совесть. 4. Все видят, как веселюсь, а никто не видит, как плачу. 5. Видом орел, а умом тетерев. 6. Весь бы прост, да привязан лисий хвост. 7. Глазами и кос, да душою прям. 8. Глазами плачет, а сердцем смеется. 9. Добрый Иван - и людям, и нам, а худой Иван - пи людям, ни нам. 10. И стар, да весел, и молод, да угрюм. 11. И личиком бела, и с очей мила. 12. Изба елова, да сердце здорово. 13. Как нет души, так что хочешь пиши. 14. Криклив, да на деле правдив. 15. Критиковать востер, как топор, а критику слушать - глух, как обух. 16. /1 омить ся в открытую дверь. 17. Кос очами, крив речами. 18. Не искал бы в селе, искал бы в себе. 19. Спесивый высоко мостится, да низко садится.
Попытайтесь написать очерк о своем товарище, друге. Уточните для себя какова основная мысль вашего очерка, отразите ее в названии. Составьте план очерка. Учтите, что в очерке вам придется пользоваться не только описанием, но и повествованием и рассуждением. Обра і нее внимание на такие моменты, как описание внешности, ее особенностей (походки, манеры говорить и т.д.); ваше первое впечатлен не при знакомстве с этим человеком; что вас" прежде всего привлекло в нем, что вас связывает. Вспомните интересные эпизоды из его жизни. О чем вы иногда с ним мечтаете? Делитесь ли вы иногда с ним сокровенными мыслями? Есть ли у него недостатки, если есть, мешают ли они вашей дружбе? Может ли он от них избавиться?
Труднее всего писать о себе, хотя, казалось бы, каждый знает себя лучше, чем другие. Это объяснимо: во-первых, не всегда можно объективно оцепить себя, свои поступки, во-вторых, не всегда хочется говорить о себе все.
(Ian піни те о себе, выбрав один из вариантов:
а) в форме дневника (о своих мечтах и жизненных планах);
б) о себе в третьем лице - таким, каким вас видят со стороны;аши друзья, или родные, иди же учителя;
в) в сказочной форме: события, действия вымышленные, фанта- ; і ическис, а черты характера, привычки, мысли и даже отдельные ¦ " юна главного героя - ваши.
427, Прокомментируйте применительно к себе содержание сле- t\ ющих текстов.
]. ИЗ ДНЕВНИКА

За то, что на ну ги За то, что - вот беда! -
Я часто слово строгое Я в песенку убогую
Старался обойти. Влюблялся иногда.
Кляну себя за многое, Кляну себя за многое,
За то, что в некий день За то, что мне назло
Пенрнбранной дорогою Притворство мягконогое
Ко мне пробралась лень. Войти в мой дом смогло.
Кляну себя за многое, За то, что в трудный час Я мягкое пологое Предпочитал не раз.
(С. Ост р о в ой.)
Найдите междометное предложение (сочетание двух слов, являющихся мел, доме гнем и в то же время самостоятельным вставным предложением), подумайте, какова стилистическая роль этого маленькою предложения.
II. Бездельничание вонсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно заляг, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вооб- ще бездельник всегда очень занят.
(Д. Лихаче в.)
Проблемный очерк
13 центре проблемного очерка социально значимые во- просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает- в полемику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, по главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер.
Проблемный очерк строится по типу рассуждения.
Вспомните, что такое рассуждение, какова композиция текстов этого типа речи. Найдите текст-рассуждение и запишите его. Укажите в тексте аргументы и контраргументы, вывод. Будет ли подобранный вами текст проблемным очерком? Аргументируйте свое мнение.
Прочитайте начало статьи Л. Ивановой (из серии статей о народных верованиях, обрядах и фольклоре, опубликованных в 1997-1998 гг. в журнале «Русская словесность»). Определите ее тему и основную мысль. Озаглавьте статью. Почему вы так озаглавили?
Дом, изба, двор, дворище, печище... казалось бы, говорящие об одном и том же, приведенные слова тем не менее отличаются смысловыми оттенками и емкостью стоящего за ними содержания: одни подразумевают только жилище, в котором можно укрыться от дождя, холода и прочих бед, дру-гие, помимо этого, указывают на семейный союз, в нем проживающий, что с наибольшеіі очевидностью декларируют песни, исполняемые ВО время СВЯТОЧНОГО обхода дворов, известного во многих областях России как колядование.
(...) Госнодпиов двор посеред!) Москве. Посередь Москве па живом мосту, Стоят три терема златоверховые; Во первом-то терему млад светел месяц, Во втором-то терему красно солпушко, В третьем-то терему часты звездочки. Млад светел месяц - то хозяин наш, Красно еолпушко - то хозяюшка, Часты звездочки - малы деточки. (...)
Сказанное объясняет, почему понятия семья, род стали одними из ключевых в русской традиционной культуре и семантически пересекались с другими (не менее значимыми) дом, родина.
2. Издревле в России с семьей связывались основные человеческие ценности, а человек, так и не сумевший обзавестись семейством, именовался бездомным и бездольным (ем. пословицы: «И в раю тошно жить одному», «Семейная кашка погуще кипит», «Одна головня и в поле гаснет, а две дымятся», «Без мужа, что без головы, без женім, что без ума» и др.). По этой причине в общественной жизни холостые лишались ряда привилегий, о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем крестьян XIX в., проживавших в Ярославской и Орловской губерниях: «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто пепельное, отчасти с презрением»; «Холостому быть хозяином общество запрещает».
В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось священнослужителями, почитавшими ее за «малую» церковь, что зафиксировано в ряде пословиц («Жена мужу пластырь, муж жене пастырь», «Муж в дому, что глава (крест) на церкви») и в обычае домашних молебствий перед принятием пищи или на сон грядущий, которыми обыкновенно руководил семейный старейшина. Таким образом, в определенном смысле семья уподабливалась церковному клиру, в котором права и обязанности были строго распределены в зависимости от возраста и сана (характерным, с этой точки зрения, следует признать именование средневековой семьи, основанной па уставных отношениях, изложенных в документе XVI в. «Домострое», патриархальной).
Упорядочению отношении между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархическая стратификация - своего рода «семейная лестница», в которой права и обязанности каждого определялись занимаемой им «ступенью».
Во главе семьи стоял старший мужчина - большак, на- болыиой, старшой. Именно он имел право решающего голоса во всех семейных делах (распределение работ по членам семьи, купля, продажа, уход на заработки и пр.) и представлял свой род па мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», «Дом красится хозяином», «Без хозяина дом - сирота»).
Главной помощницей мужу, его правой рукой но дому была жена - большуха, старшая, во всем подчиняющаяся ему. Такие жены рассматривались в народе как залог семенного благополучия, поскольку в этом случае исчезали поводы для семейных ссор, а «где мир да лад, там и Божья благодать» (ср.: «Умная жена, как нищему сума», «От плохой
Ю Власенкои 289
жены состареешься, от хорошей помолодеешь», «Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать», «С доброй женой торе - полгоря, а радость вдвойне», «Муж -голова, жена - душа»),
ері 1. Выпишите її сгруппируйте лексику, отражающую быт ста- h " А рой русской крестьянской семьи.
2. Выпишите небольшие цитаты, которые могли бы послужить тезисами данной статьи. Каждую цитату прокомментируйте.
Прочитайте выразительно текст песни, имея в виду, что это песня, славящая хозяина дома, куда пришли колядующие, и что исполнители ждут вознаграждения.
Расскажите о правописании приставок, используя примеры из данного текста.
Оценивая опыт наших предков в устройстве семьи и домашнего быта, напишите очерк о проблемах семьи на современном этапе, учитывая свои личные взгляды.
Определите основную тему пословиц и поговорок. Подберите к одним из них - синонимичные, к другим - антонимичные пословицы, поговорки, афористичные выражения.
Объясните все случаи постановки тире.
1. С добр..й женой горе полгоря а радость вдвойне. 2. Не надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 3. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 4. Любовь да с.вет так и горя нет. 5. (Пе)дорог подарок дорога любовь. 6. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 7. Не та хозяйка которая говорит а которая щи варит. 8. Сер?це сердц.. чует. 9. Одно сердце страдает другое (не)знает. 10. И люб..шь да губ..шь. 11. Коротка что девичья память.

С какими пословицами вы согласны полностью, с какими - частично, с оговорками, с какими не согласны? Почему?
Сформулируйте две-три темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте п.тан или тезисы очерка по одной из тем.
432*. К. Д. Ушинскнй считал наиважнейшими для человека та-кие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»; б) прекрасное «в отношениях между людьми»; в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».
Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место?
433. «Счастье - как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть рассуждение полемического характера.
Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями (цепная или параллельная связь), как они будут выражаться.
434. Вспомните особенности публицистического стиля речи и (Ч"о жанра - проблемного очерка. Постарайтесь написать очерк проблемного характера на одну нз тем:
а) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
б) Что важнее: кем быть или каким быть?
в) Что дают человеку знания?
г) Мои раздумья о Вселенной, ее устройстве, ее прошлом и будущем. (Есть ли is ней место для разумных, целеустремленных сил, для деятельности космического масштаба?)
д) Чему я верю и во что верую?
Не забывайте о правилах построения текста, роли абзаца.
При написании очерка используйте прочитанные вами художественные произведения, статьи в газетах и журналах.
435*. Дайте толкование следующих слов и словосочетания (письменно). При затруднениях обращайтесь к толковому словарю.
Логика. Суждение. Умозаключение. Рассуждение. Тезис. .Доказательство. Аргумент. Анализ. Синтез. Логическое единство. Индукция. Дедукция. Обобщение.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.
436. Подберите два-три стихотворения, в которых, на ваш взгляд, удачно используются средства публицистического стиля речи, повышающие эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства. Подготовьте анализ художественно-стилевых особенностей этих стихотворений.

Я недолго думала, о ком мне писать в этом сочинении. Обратив внимание на слова «интересный человек», сразу поняла, что буду писать про своего учителя, Сергея Петровича, который преподавал в художественной школе.

Это был статный мужчина лет сорока пяти, с густыми, коротко постриженными волосами, веселым лицом и крепкими руками и большими ладошками. Когда он улыбался, его глаза становились добрыми и даже начинали блестеть. Он улыбался, и все вокруг становилось радостным и приятным. Но иногда Сергей Петрович приходил хмурым и погруженным в свои проблемы, закрывался в подсобном помещении, не выходил и не отвечал на вопросы. Даже погода в эти дни хмурилась и подстраивалась под его суровый образ.

Сергей Петрович не навязывал нам приемы рисования, а большое внимание уделял тому, как правильно рисовать в тоне. На слова: «Научите меня рисовать лицо (или что-то другое)», он коротко отвечал: « Рисуй, как можешь». Наверное, именно поэтому наша группа имела большой успех в конкурсах, нежели другие. Он учил творить, а не подражать.

Иногда Сергей Петрович любил над нами шутить. Бывало такое, что кто-то из учеников забывал дома карандаш, зажим, черный маркер и так далее. Обращались к учителю, у которого, кажется, «запасы» ластиков и красок никогда не заканчивались. Но не думайте, что Сергей Николаевич отдавал это просто так. «Забываке» нужно было либо спеть песню на всю школу искусств, либо рассказать стихотворение, либо станцевать танец. И все это нужно было делать старательно, как настоящий артист.

Любил он подшучивать, но и мы не оставались в долгу. Однажды написали ему письмо, то есть написал его Мишка (у него был самый взрослый почерк из всей группы), якобы от тайной поклонницы. Подложили письмо под дверную щель вместе с угощением. В этот день Сергей Петрович был особенно добр к нам и даже продлил перемену. Мы подумали, что он поверил в нашу выдумку, и еще долго над ними смеялись. Но потом запыхавшаяся Катька показала нам свою находку, найденную на столе в учебном кабинете. Мы с нестерпимым любопытством и безудержным хихиканьем стали раскрывать ответное письмо.

Здесь же было написано старательно и аккуратно. В письме Сергей Петрович сообщил о том, что ему приятно слышать нежные слова и заботу о нем, поблагодарил за угощение, а так же упомянул и о нас, какие мы послушные и талантливые дети. Так как к письму прилагалось еще восемь конфет, а в группе нас тогда было как раз восемь, все стало предельно ясно.

После этого мы долго не могли смотреть ему в глаза (было стыдно), но именно за это время Сергей Петрович стал нам почти родным отцом.

К сожалению, он недолго пребывал в положении нашего любимого «второго отца». Его позвали работать в другой город, но я до сих пор с особой нежностью вспоминаю этого талантливого человека и те счастливые времена.

Переведенцева Виктория,

ученица 8-го класса.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  • углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля;
  • совершенствование навыков анализа текста.

Учащиеся должны знать: особенности портретного очерка.

Уметь подбирать языковые средства для написания портретного очерка, развивать основную мысль очерка, выделять внешний и внутренний портреты героя в тексте

Оборудование (средства обучения):

1. Очерк М. Горького “Лев Толстой”;

2. Очерк Фрида Блоцкого “По лезвию бритвы”;

3. Очерк Д. Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”;

4. В. Васильев “Эскиз психологического портрета Е. Примакова”;

5. Учебник А. И. Власенкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы”;

6. Таблица по теме “Портретный очерк”.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

1. Устный и письменный.

2. Групповой, индивидуальный.

Ход урока

1. Слово учителя.

Портретный очерк. Это словосочетание для нас не новое. Мы знаем, что предметом такого очерка выступает личность. В чем суть данного очерка? Нужно дать определенное представление о герое. Решая эту задачу, автор, как правило, в первую очередь стремиться раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит герой, в чем видит смысл своего существования.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями, как внешний и внутренний портрет; попробуем сами создавать портретные очерки, использую характерные для публицистики выразительные средства языка. Наша работа будет групповой (в каждой группе есть теоретики и практики, первые ответственны за подборку теоретического материала, вторые - подбирают портретные очерки, делают из них выборку). Весь класс разделен на творческие группы, которые заранее получили задания. Сегодня ребята готовы выступить перед вами.

По ходу работы составляется таблица по теме “Портретный очерк” на доске и в тетрадях учащихся.

2. Групповая работа учащихся.

Выступление 1 группы по теме “Внутренний портрет героя”.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой “участок” на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, сточки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой “участок” на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя можно эффектно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т. е. например, включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т. д. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда поступают еще проще - кратко пересказывают биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о человеке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную работу можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т. е. в результате выявления характера героя. Яркий пример - это портретные очерки М. Горького, где автор талантливо раскрывает нам, читателям, именно внутренний портрет своего героя.

Заметка №13. “Если бы он был рыбой, то плавал бы, конечно, только в океане, никогда не заплывая во внутренние моря, а особенно – в пресные воды трек. Здесь вокруг него ютится, шмыгнет какая-то плотва; то, что он говорит, не интересно, не нужно ей, и молчание его не пугает ее, не трогает. А молчит он внушительно и умело, как настоящий отшельник мира сего. Хотя и много он говорит на свои обязательные темы, но чуется, что молчит еще больше. Иного – никому нельзя сказать”.

Заметка № 42. “Он не слушает и - не верит, когда говорят не то, что нужно. В сущности – он не спрашивает, а – допрашивает. Как собиратель редкостей, он берет только, что не может нарушить гармонию его коллекции”.

Заметка № 44. “Несколько раз я видел на его лице, в его взгляде, хитренькую и довольную усмешку человека, который неожиданно для себя, нашел нечто спрятанное им. Он спрятал что-то и - забыл: где спрятал? Долгие дни жил в тайной тревоге, все, думая: куда же засунул я это, необходимое мне? И – боялся, что люди заметят его тревогу, его утрату, заметят и – сделают ему что-нибудь неприятное, нехорошее. Вдруг – вспомнил, нашел. Весь исполнился радостью и, уже не заботясь скрывать ее, смотрит на всех хитренько, как бы говоря: “Ничего вы со мной не сделаете”.

Слово учителя: Мы послушали выступление 1 группы и теперь заполним графы таблицы по теме “Внутренний портрет героя” (заполняются графы таблицы на доске, учащиеся - в тетради).

Выступление 2 группы по теме “Раскрытие героя через пейзаж”.

В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого “По лезвию бритвы”, в котором рассказывается об известной альпинистке Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Пакистана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутница была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опасность предпринятого маршрута: “Три дня экспедиция по узенькой тропе поднималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, постоянно прижимаясь к скалам. Порой он был настолько узок, что стопу приходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет”. В следующей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: “На четвертый день экспедиция вышла под перевал. Началось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприятности”. Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного перехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей природы: “Три огромных неподъемных тюка остались лежать на снегу. Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда… Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А маленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величественных изломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей”. С помощью подобных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состояние альпинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчаянье. Обращение к природе выводит автора на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, а с другой - характер героев произведения”. Именно в таких суровых и величественных горах человек с особой остротой начинает ощущать себя микроскопической песчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как ни пыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что с природой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут. Цивилизация осталась где-то далеко-далеко. А здесь - свои законы”. Но альпинистки не сдались. “Все то время, - пишет автор, - когда альпинистки, лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духовная нежность”. А ведь были моменты, когда их дороги могли разойтись. Но они, несмотря на все разногласия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма, отчаянья и страха…

Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контрастные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинистками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчаянья и кончая надеждой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных трудностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.

Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках, скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большой степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера.

В портретных очерках пейзаж применяется:

1. В качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

2. Как средство в раскрытии человеческого характера;

3. В качестве фона для портрета героя;

4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.

После выступления 2 группы заполняются графы таблицы по теме “Раскрытие героя через пейзаж”.

Выступление 3 группы по теме “Художественная деталь в портретном очерке”.

Деталь в портретном очерке является одним из средств типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от автора особой внимательности. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, “чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем”. Посредством яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела и подробности.

Можно выделить несколько этапов работы над деталью.

1. Вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих нас.

2. Выбор опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения.

3. Приемы обыгрывания деталей в портретном очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях - это образная трактовка тех или иных событий., в других- для создания символического образа, в третьих- для ассоциативных связок, в четвертых- для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений..

Рассмотрим, как используется деталь в очерке Дмитрия Беловицкого “Павлиныч, говоришь?”. “На военном параде Шанцева сфотографировали как-то в армейском форме. Было жутко холодно. Как-то заботливый принес ему бушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цвета хаки идет Шанцеву, как кепка - Лужкову. Шанцев обиделся. “Я, - говорит, - знаю, для чего это делается”. – “Для чего?” - “Впечатление создать, что я злой, некультурный…Человек, взгляд которого тяжел, как штанга…” А мне кажется, что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно- справедливое лицо городового: Где нарушения?! Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Давайте разберемся! Дела делать надо!”.

Здесь опорная деталь (“армейская форма”) находится в ассоциативной связке с другими деталями (“кепка московского мэра”, “взгляд тяжел, как штанга”). С помощью этих деталей автору удалось описать типичные черты столичного городового.

После выступления 3 группы заполняются графы таблицы по теме “Художественная деталь в портретном очерке”.

Выступление 4 группы по теме “Портретная характеристика. Внешний портрет”.

Портретная характеристика зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Она дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане она стимулирует читательское воображение. Другая функция портретной характеристики - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связана с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т. п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике- это документальная точность отображения. В данном случае автор не имеет право что-то выдумывать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В современных портретных очерках авторы используют достижения психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Именно этим методом пользуется Владимир Васильев, пытаясь создать эскиз психологического портрета Евгения Примакова По его мнению, бывший премьер-министр - типичный флегматик. Что это означать? Первое - интроверсия: обращенность внутрь себя, закрытость от окружающих. Второе - низкая эмоциональная возбудимость: спокойствие, уравновешенность, умеренность переживаний. “Одежда. Если он стоит или идет, пуговицы всегда застегнуты (за исключением нижней, не застегивать которую предписывает этикет).

Осанка. Только сидя Евгений Максимович позволяет расслабиться: откинуться на спинку кресла или, напротив, опереться на руки, положенные на стол.

Мимика. Наиболее характерное выражение лица - сосредоточенно-напряженное, отражающее деловую собранность. …”

Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи.

После выступления последней группы заполняются последние графы таблицы.

Общий вид таблицы по теме “Портретный очерк”.

Внутренний портрет 1. Важно показать яркий “участок” на жизненном пути героя.

2. Можно использовать метод условности.

Раскрытие героя через пейзаж 1. В качестве контрастного сравнения.

2. Как средство в раскрытии человеческого характера.

3. В качестве фона для портрета.

4. Как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Художественная деталь 1. Это средство типизации.
Портретная характеристика. Внешний портрет 1. Это своеобразный аналог характера героя.

2. Должна присутствовать документальная точность.

3. Можно использовать достижения современной психологии.

3. Работа с учебником А. И. Власенкова. Прочитать изучающим чтением статью учебника на стр. 280-281 и выписать ключевые слова.

4. Практическая работа с учебником. Упражнение №416. Задание для учащихся - прочитать отрывок из очерка В. Лакшиной, определить языковые средства, которые использовал автор для описания характера героя, определить роль однородных членов предложения в тексте, сформулировать задания к тексту по морфологии и словообразованию. (данная работа рассчитана на сильных учеников).

Средним и слабым ученикам можно предложить упражнение №424. Задание – сформулировать мысль, которая объединяет пословицы. Определить, можно ли их использовать при написании портретного очерка.

5. Устная проверка упражнений.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание. Упражнение по учебнику А. И. Власенкова № 425, написать очерк о своем товарище, друге, опираясь на вопросы, данные в упражнении. Уточнить основную мысль, составить план очерка, определить ведущий тип речи.

Предметом такого очерка выступает личность. Суть публика­ции данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории опре­деленное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования 28 . Ибо это является исклю­чительно важным моментом в жизни каждого человека.

Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои дей­ствия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Го­раздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называ­ется показом или раскрытием характера героя.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как прави­ло, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнару­жить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характе­ром. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характе­ра героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя талантливый очеркист может найти нечто интересное и в такой ситуации. Он может, например, эффектно использовать ме­тод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е. включить под­ходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т.д. и т.п. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда журналист поступает еще проще - кратко пересказывает биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о чело­веке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную публика­цию можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художе­ственного анализа личности героя, опирающегося на исследова­ние разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творчес­кой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример - портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Большинство портретов известных людей - предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их био­графий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Из публикации «Космическая женщина»

(Деловые люди. Июнь. 1999)

Когда мне было чуть больше, чем сейчас моей до­чери, меня не приняли в Мос­ковский аэроклуб, - говорит Светлана Омельченко, един­ственная женщина - претен­дент на полет в космос в ка­честве журналиста. Несколь­ко месяцев назад решением Главной Медицинской комис­сии она приступила к специ­альным тренировкам в Цент­ре подготовки космонавтов. В космос собираются также пятеро журналистов - муж­чин. Светлана вот уже десять лет работает корреспондентом газеты «Воздушный транс­порт».

Я всегда была неравно­душна к авиации, - говорит она. - Еще в школе в тради­ционных сочинениях типа «Кем быть?» писала: только летчиком. Увы, из-за неболь­шой близорукости не приня­ли даже в аэроклуб.

Но была еще одна надеж­да - журналистика: ее отец ра­ботал в редакции, и после его смерти редакция долгое вре­мя опекала дочь.

Жизнь ее сложилась не­просто. Опека опекой, а доро­гу пришлось пробивать самой. Сначала многотиражка аэро­порта «Внуково», затем секре­тарь в только что создавшейся газете «Воздушный транс­порт». Пришлось вновь доказы­вать, что владеет пером. Как же ей удалось стать претенденткой на полет в космос?

Все вышло как-то само собой. Подала заявление, но особо не надеялась. Телефо­нограмма о вылете на космод­ром для прохождения второго тура конкурса меня больше удивила, чем обрадовала. Дол­го раздумывала - ехать, не ехать. Полетела на космодром, потому что надеялась там по­лучить ответы на давно инте­ресующие меня вопросы, свя­занные с проблемой безопас­ности полетов.

Когда позади остался вто­рой тур творческого конкурса, в Светлане вдруг разгорелся спортивный азарт. Тогда и по­няла, что будет идти до конца. Рассказывают, что перед медицинским обследованием кое-кто из вышедших в финал журналистов брал отпуск для поправки здоровья, «садился» на специальную диету. В связи с этим любопытно узнать, что Светлана вообще не готовилась к медицинской комиссии.

Мне было не до меди­цинских проб. Я писала ста­тьи, носилась по магазинам, поскольку дома у меня оста­валась дочь-школьница. Как назло еще сломался холодильник. Так что на центрифуге и в барокамере думала об одном - поел мой ребенок или нет...

Спрашиваю, зачем, на ее взгляд, берут журналиста в космос.

Понимаете, все это вре­мя, около тридцати лет, лета­ли только «технари». А если посмотреть на все это глазами гуманитария? В космосе жур­налист будет заниматься толь­ко своей основной работой - писать. Предполагается высту­пить также в роли ведущего в семисуточном телемарафоне, в котором примут участие люди разных стран. Будет выпускать «Газету Странствий», снимать фильм о полете.

Между прочим, дочь без особого энтузиазма отнеслась к тому, что мать стала реаль­ным претендентом на полет. Сейчас уступила. Или осозна­ла, что значит для матери сле­тать в космос, или просто сми­рилась.

Если все же выбор па­дет на вас, с какой прической вы полетите? Возможно, мод­ницы всего мира поспешат себе сделать такую же?

Придется их разочаро­вать, подчиняясь требованиям безопасности полетов, волосы придется тщательно «упако­вать» в шлем скафандра.

Когда беседа закончилась, я осторожно заметила, что пос­ле полета журналист-космо­навт, надо полагать, не только станет знаменитым, но и по­правит свое материальное по­ложение.

Нет, - сказала Светла­на, - претенденты на полет од­нозначно решили, что все до­ходы от полета, и личные в том числе, будут переданы в Детс­кий фонд.

Публикации, подобные изложенной выше, исключительно характерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и анали­тических (или даже информационных) жанров и напоминают со­бой скорее корреспонденцию, предметом отображения в которой является человек, нежели очерк.

Создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духов­ной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно. Хотя, надо заметить, что значение портрета для конкретной аудитории может заключаться, скажем, не в высоких нравственных качествах героя, а в его оригинальности, необычности. Именно это может первоначально привлечь читательскую аудиторию, а уж затем, возможно, ее внимание переключится на нравственную сторону изображаемой личности.

Художественный анализ качеств героя может приводить авто­ра-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, ска­жем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступа­ют в полемику друг с другом. Художественный метод помогает ав­тору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выя­вить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессиональ­ного, экономического или какого-то иного анализа.

Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из анализа иного вида (например, профессионального), выступа­ет как различие, существующее между целями нравственно-эсте­тического и иного (того же профессионального) развития людей, общества. Порой это различие может достигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может разрешить этот конф­ликт «силовыми» способами, подчинив, например, художествен­ный анализ политическим целям. В этом случае он может специ­ально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использовать их для убеждения аудитории, скажем, в нрав­ственности своего политического вывода.

Такого рода «насилие» можно легко наблюдать в периоды вы­борных кампаний, когда самыми актуальными объектами художе­ственного анализа в журналистских публикациях становятся кан­дидаты на какой-то высокий пост. Как известно, широкие слои населения часто не знают программ участвующих в выборах поли­тических организаций, их идеологию, однако представление о лидерах этих организаций у них какое-то может быть. Поэтому-то на лидеров и нацелено в первую очередь внимание прессы.

Политический анализ их личностей она и начинает активно про­водить. В ходе его СМИ могут искажать настоящую сущность того или иного деятеля в сторону «негатива» или «позитива», используя для этого художественные средства. Так, во время выборов 1996 г. «выпячивались» смелость, честность Лебедя, ум Зюганова, сильный характер Ельцина. Этим же кандидатам «приклеивались» образы: Б. Ельцину - «единственного человека, способного противостоять коммунизму», Зюганову - «человека вчерашнего дня», Лебедю - «человека с лицом из гранита, лающего голосом сержанта», «тер­минатора-профессионала, для которого Пиночет - идеал» и т.д.

Естественно, что объективная журналистика, насколько это возможно, должна избегать искажения. Ее задача - стремиться к достоверности своих выводов, в том числе достоверности того, что утверждается художественными средствами. Но на практике наблюдать подобное стремление можно отнюдь не всегда.

Характеристика человека. Портретный очерк.


Портретный очерк -

публицистический жанр , героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.


Основные элементы портретного очерка.

Из чего строится портретный очерк?


Николай Михайлович Амосов,

выдающийся хирург.

Понаблюдаем!

Текст №1

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

(По К.Григорьеву.)

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…


Информация.

Иногда мало рассказать о том, что ваш герой исповедует такие-то ценности, идеалы, и достиг в своей деятельности того-то.

Гораздо интереснее и часто важнее знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает , борясь за них?

Очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя , который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя , его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.


Александр Трифонович Твардовский ,

Понаблюдаем!

Текст №2

Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания. Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку…

(В.Некрасов.)


Информация.

Использование описаний черт характера лучше соединять с конкретными « минипримерами» из жизни , замечаниями по ходу повествования.

Не стоит выражать свое прямое отношения к герою («нравится/не нравится»), вместо этого объективно оцените героя характеристики. Не стоит принимать свое субъективное отношение к человеку за действительность. Раскройте нрав человека, используя различны стороны его характера , разные ситуации.


Делаем вывод из наблюдений

В портретном очерке должны быть следующие

составные части:

  • краткое описание внешности героя;
  • рассказ о его деле , профессии, творчестве;
  • отдельные важные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты);
  • яркий эпизод , раскрывающий в герое главное.

Возможна иная последовательность!

Советы опытных журналистов

«Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр. .. Что же лежит в основе такого очерка? Судьба конкретного человека, рассказанная конкретным журналистом, «пропустившим» ее через себя . Это ни в коем разе не пересказ биографии . Наоборот, следует с особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи . А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека! Что тебя в нем привлекает, восхищает? Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты? В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»?

В очерке мы описываем внешность человека. Понятное дело, не все ее составляющие, а наиболее яркие, подчеркивающие те или иные черты характера. Старайся в таких описаниях избегать штампов . Довольно уже «лучащихся добротой глаз» и «добрых, открытых лиц». Ищи свои оттенки , давай им свои определения…»

Т.Солнцева. Из книги «Вторая древнейшая,

или Как стать акулой пера».


Последовательность работы. С чего начать?

  • Для начала вы выбираете человека , который станет главным героем вашего портретного очерка
  • Кто бы это ни был (ваш сосед, друг, учитель, родственник) необходимо четко понимать, что описывать придется его личность , тонкости характера и детали поведения
  • Для придания красочности и художественности своему портретному очерку, опишите внешние черты человека . Может быть внешность вашего героя тесно переплетается или наоборот совершенно противоположна его внутренней сути. Это необходимая составляющая вашего текста
  • Напишите, чем привлекает или отталкивает вас этот человек , что уникального в его характере, а что типичного .
  • Распишите (по возможности) его отношение к миру , к конкретным вещам.
  • Главное объясняйте, почему он поступает так, а не иначе? Может быть это связано с его воспитанием или окружением .
  • Заручитесь художественными средствами выразительности и вперед! У вас обязательно должно получиться!

Критерии оценки очерка

1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2. Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ )

3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4. Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (ДЕЛО ЖИЗНИ)

5. Есть ли сенсационная уникальная информация о герое и его деятельности? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев ? (ЛОГИКА)


Домашнее задание.

Упр. 163 или упр. 165 .

(в форме портретного очерка)

Не менее 100 слов.


ИСТОЧНИКИ

www.durov.com/study/otvety-1519.doc

http://www.argo-shop.com.ua/article-7959.html

http://www.gordon.com.ua/books/heroes/amosov/

http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/self-portrait-1904-1

http://900igr.net/ fotografii / literatura / Urok-Tvardovskij-Tjorkin /

http://all-drawings.livejournal.com/247039.html

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...