Покажите, какие обстоятельства и события нашли отражения в творчестве казахских поэтов и жырау XVIII века. Казахская письменная литература


Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. Конец Х111 - середина XIX вв. - это период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества.

Сохранились несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманулы (1693-1787 гг.)., которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости, поддерживал хана Среднего жуза Абылая. Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау - любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Богембая, Кабанбая, Жаныбека. В песнях «Желание», «?й, Абылай», «Смерть высокой горы» и других он в стихотворной форме образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.

Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющем в себе все три казахских жуза. Во времена, когда Казахстан был обессилен набегами внешних врагов и внутренними междоусобицами, самым сильным из ханов был Аблай. Бухар воспевал образ хана как деятеля как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа, одобрял его политику лавирования между Россией и Китаем.

Сочинения Бухара, который, благодаря своему таланту, пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и крупных феодалов, но и народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.

Песни других жырау - Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша - сохранились отрывочно. Известна жоктау- поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Он создает яркий, впечатляющий образ Богембая. Богембай в жоктау Умбетея - идеальный образ защитника народа.

Крупным певцом - импровизатором и сказителем XVIII в. был Таттикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склоняться ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.

Певцы Шал, Котеш, Жанкиси- жырау, жившие в начале XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков.

Песни акынов - импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.

Актамберды - жырау (1675-1768гг.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.

Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству, к воинской отваге, доблести.

Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы - импровизаторы и сказители, чьи песни и сказания дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово- бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, полнее раскрывалась жизнь народа, несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII- начале XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы.

Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX -- начала XX в. отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, тради­ций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел первый номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове, восстании казахов Мангыстау 1870 г.

В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года существования которого вышли 88 номеров. В 1913--1918 гг. издавалась газета «Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места кочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы, распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва Всеказахского съезда.

Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Абубакира Диваева и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография «Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском языке. До Октябрьской революции на казахском языке было издано приблизи­тельно 700 названий книг (не считая переизданий).

Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа. Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-просветительных учреждений, колониальная политика царизма.

Основоположникам казахской письменной литературы является А. Кунанбаев. Он родился (1845--1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словесных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже зрелый человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся.

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездействию. Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда.

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.

XIX -- начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас создавали бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mухита, Абая, Балуан шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заклю­чало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост социальной напряженности в обществе, желание простых людей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры.

В конце 18 века в приграничных российских крепостях появились первые школы.

Первые попытки комплексного изучения Каз-на в 18в. связаны с именем М.В. Ломоносова.

1768-1774 гг.- первая экспедиция П.С. Палласа (сев-зап.,северн.сев.-вост. Каз-на). Труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г. 3 части), ценные сведения об истории и этнографии казахов.

И.Г. Георги –самост. экспедиция, в 1796 г. – «Описание всех в Российском государстве обитающих … достопамятностей» - ценные сведения о быте казахов, культуре, обычаях, традициях, обрядах, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

И.К. Кириллов «Изъяснение о киргиз-кайсаках и к/калпакоах»- природные условия, п/ископаемые, торговые пути.

В.Н. Татищев – председатель Оренб. погран.комиссии – описывает историю, быт, культуру нерусских народов.

П.И.Рычков (член-корреспондент АН России) – его называли «Колумб Оренбургского края»,труды «История Оренбургская», «Топография или описание Оренбургской губернии(правление Хакназара, присоединение Мл. жуза)», подробно описал Пугачевское восстание, знал каз. Язык, ученик Ломоносова, первым написал труд о Казахстане, за что получил звание член - корресп. АН России.

Г.Ф. Миллер (1759) – «История Сибирского царства» (отец Сибири)

И.Г.Андреев «Описание Ср. орды киргиз-кайсаков» (1795 г)- об истории и границах Ср. Жуза, подробные описания обычаев и обрядов степняков, о переходе казахов на пр. берег Иртыша в зимнее время.

А.Д. Скалон (ген.-майор У-Каменогорской крепости) – первый уникальный рус-каз. словарь

Джон Эльтон (1735) –капитан морской службы, Джон Кэстль (1736)-художник, Реональд Гок – торговец – заметки о жизни казахов.

Казахская литература 18 века

Актамберды Сарыулы (1675- 1768 гг.) – жырау,батыр.

50-е годы 18 в.- борец за каз. земли, захваченные Джунгарией. Мавзолей на сопке Журек Жонта (ВКО)

Бухар жырау Калкаман улы (1693 -1787) жырау. бий, дипломат. гос. деятель. родился у горы Далба, Баянаул. район,Павлодарская область. Провидец, говорил правду в лицо. Основная тема сочинений – любовь к родной земле, мечтал когда Каз-н станет сильным, централизованным, независимым государством. Калкаман батыр – отец Бухар жырау, в народе известен как святой «комекей аулие»

Умбетай Тулеулы жырау (1706-1778 гг) (канжыгалы,аргын) – особенно известны - жоктау (плач) и ескерту (извещение) о смерти Богенбая.(канжыгалы), участник всех антидж. походов.

Таттикара жырау – родился в местности Сарыколь Кустанайской обл., участник войны с Цинской империей, батыр, входил в окружение Аблая, воспевал его в своих произведениях.

Котеш (1745-1818 гг) - песни о моральных и этических нормах каз. Общества, о религиозной жизни кочевников.

Тлеуке Кулекеулы (Шал акын) род. в Акмолинской обл. на берегу р. Есиль. Как акын прославился с 15 лет.. отец Тлеуке - батыр Кулеке. Шал акын презирал лесть, для него превыше всего были честь и достоинство.

В 19-20 вв. – произведения каз. акынов стали записываться и издаваться.

Ввиду отсутствия письменной литературы у казахов широкое развитие получили исторические рассказы.

Машхур Жусуп Копейулы собрал много исторических рассказов.

Шежире

18 в.- в каждой семье вели шежире (тюркско(седжере)-монгольское(цэжире) слово, означает память)

Функции шежире:

1.помогает правителю управлять общинами

2.функция исторической памяти

3. социальный изолятор

Собиратели шежире – А.Букейханов, М.Ж.Копейулы,Ш.Кудайбердиев

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

По теории литературы и по истории русской литературы учащимся хорошо известны смысл и содержание слова «литература», ее основные признаки, то, что «литература — это искусство пластического изображения посредством слова» (М.Горький).

От того, как учитель преподнесет историю возникновения и основные черты казахской литературы, будет зависеть успех дальнейшей работы. Поэтому вступление к рассказу о казахской письменной литературе особо ответственно и трудно.

Введение, которое составляет первый раздел учебника, имеет значение для всего курса истории казахской литературы. Оно ставит задачи охарактеризовать в общей форме те исторические предпосылки, которые подготовили возникновение, движение казахской литературы и те условия, которые определили ее своеобразие и национальное значение. В этой части урока учитель вводит своих слушателей в художественную историю жизни казахского народа, показывает яркое воплощение его стремлений и чаяний, любовь к Родине, большой вклад в отечественную культуру. Казахская дореволюционная литература замечательна своими демократическими, гуманистическими, просветительскими идеями. Она неразрывно связана с судьбами родного народа, исполнена веры в его светлое будущее. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, справедливости, тяга к глубокому реализму,

Казахская литература складывалась на почве народной словесности, на протяжении ряда столетий. В древности территория Казахстана была населена различными народностями, племенами, у которых была своеобразная самобытная культура. Например, в долине Сырдарьи жид певец, музыкант, сказитель Коркыт, чьи призведения и легенды хранит фольклор казахского и многих тюркских народов. Его считают создателем смычкового инструмента кобыза, схожего со скрипкой. На родине легендарного Коркыта сооружен своеобразный памятник. Напоминающий очертаниями кобыз, он при порывах ветра издает мелодичные звуки, свойственные этому инструменту.

На территории Казахстана были города Отрар, Тараз, Сарай, Баласагун. В Отраре жил и творил известный ученый Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (840-950), писавший свои труды на арабском языке. В Х-ХIII веках развивалась культура народов, населявших территорию Казахстана. Труды Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгарского являются общим наследием тюркоязычных народов. Установлено, что в создании памятников «Огузнаме» (XIII в.), «Муххабат-наме» (XIV в.) наряду с другими восточными народами участвовали и казахские племена, о чем свидетельствует наличие в них не только казахских слов и крылатых выражений, но близость ряда повествований к традиции устной национальной поэзии.

Процессу сложения казахской народности способствовало возникновение первых казахских ханств в XV веке. В этот же период наряду с фольклором начинает складываться письменная поэзия.

Приступая к изучению одного из первых представителей казахской письменной литературы XVIII века Бухара-жырау Калкама-нова (1693-1787), преподаватель должен обратить внимание учащихся на сложность исторической общественно-политической обстановки в казахской степи. Сложность эта выражалась в раздробленности казахской земли на отдельные ханства, в отсутствии единства между многочисленными родами и племенами, во вражде между ними, в постоянной угрозе захвата земель со стороны джунгарских завоевателей — все это выдвинуло на первый план мысль о необходимости единства казахских родов и племен, порождало идею согласия, проблему взаимоотношений ханской власти и народа. Основным выражением этих идей стали страстные, призывные стихи-обращения, стихи-размышления Бухара-жырау Калкаманова.

Из биографического материала учебника учащиеся узнали, что Бухар-жырау в ставке хана Аблая был влиятельным человеком, смело вмешивался в его внутреннюю и внешнюю политику. Имя его уже знакомо учащимся по урокам истории Казахстана. Поэтому им будет интересно узнать, как в творчестве Бухара-жырау Калкаманова отразилось сложное противоречивое время правления хана Аблая.

Приведенные в хрестоматии по казахской литературе стихи Бухара-жырау Калкаманова, условно названные «Песня об Аблае», относятся к числу сложных, трудно усваиваемых поэтических произведений. Содержание, смысл, идеи, художественное выражение их не уловить учащимся только при прочтении. Поэтому комментирование учителем текста стихотворения необходимо. В центре стихотворения — описание борьбы Аблая и его богатырей с сильными соседями и внутренними врагами. До Аблая дошла весть о том, что племена семиз-найманов и кунгра-тов разбиты и их стада угнаны соседями — киргизскими богатырями во главе с удалым Садыром. Опять нарушено спокойствие степи, и хан Аблай готовится к походу.

Пусть взойдет, сверкая, звезда Сумбуле,

Пусть кони откормятся.

Я задам тогда Садыру,

Как бывало раньше...

Бухар-жырау в стиле эпоса описывает сбор в поход, когда «взошла, сверкая, Сумбуле, кони разжирели», «саврасый, купленный за сто баранов, округлился, как сердце», когда хан Аблай, государь, собрал несметное войско и двинулся, «взмыл, как сокол-балабан, взмахнул, как ястреб, стал как кобчик под То-калтереком», то есть близко к территории киргизов. При чтении описания сцены, когда хан, «не слезая с коня, устроил там совет», учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, как Бухар-жырау отходит от традиционного фольклорного изображения трудностей, стоящих перед богатырями.

Анализируя стихотворения Бухара-жырау Калкаманова, надо раскрыть сложный, противоречивый характер его творчества, показать, какие детали приближают автора к письменной поэзии.

Хотя в программе и учебнике не говорится о других представителях казахской поэзии конца XVIII века, учителю необходимо сказать, что кроме Бухара-жырау Калкаманова известны и другие акыны-импровизаторы этого периода — Шал, Татикара, Умбетей, Жанкиси.

Подытоживая изучение казахской литературы XVIII века в лице ее наиболее крупного представителя Бухара-жырау Калкаманова, необходимо обратить внимание на ее главную тенденцию — отчетливое размежевание границ фольклора и литературы, проявление способности новой казахской письменной поэзии вмешиваться в общественную, политическую жизнь казахского общества. Свободное от религиозных, мистических наслоений здоровое, народное начало фольклора во многом повлияло и на то, что на самой заре, в самом начале казахской письменной поэзии отчетливо стали звучать гражданские мотивы, стали ставиться проблемы общественного, социального, даже политического порядка.

В XVIII в. феодальные отношения у казахов были переплетены многочисленными патриархально-родовыми связями.

Чингисиды, ханы и султаны властвовали над племенными союзами, над частью одной из трех орд или жузов (Абдулхаир-хан — над частью племен Меньшей орды, Барак-султан — в Большой орде и т. п.), в то время как баи, родоначальники и старейшины составляли совет при хане.

Вместе с ханами и султанами они чинили суд, устанавливали кун (плату за кровь), разрешали барымту (угон скота), определяли пути кочевок и местоположение становищ, разбирали межродовые распри. В аульной общине сохранялись патриархально-родовой быт и патриархальные традиции. Сохранялись они и в культуре. Поэтому так велика в ней роль фольклора.

Должностные лица и путешественники, побывавшие в XVIII столетии в казахской степи, свидетельствуют, что параллельно с фольклором существует устно-поэтическая традиция певцов-импровизаторов, своего рода «устная литература», во многом профессиональная. Ее представляют жырау и акыны.

В преданиях и легендах о жырау Бухаре, Умбетее, Тати-Каре рассказывается о том, что они состояли певцами ханской ставки, советниками и прорицателями при чингисидах. По типу своему эти певцы напоминают «вещего Бояна», чей образ прославлен автором «Слова о полку Игореве».

Импровизированные песни жырау слагались на события, общезначимые для казахских ханств, — посылку посольства, объявление военных походов, разбор тяжб и раздоров между племенами, родами и ханами, заключение мира, дипломатические отношения с соседями.

Жанры у жырау были свои, отличные от фольклорных, — толгау (поэтические рассуждения), в которых размышления сочетаются с назиданиями; песни, хулительные, обличительные; прославления и величания героев; наставления отдельным людям и народу. В творчестве жырау преобладали нравоучения, дидактика.

К XVIII столетию облик жырау изменил свои черты. Если в давние времена жырау был и поэтом, и музыкантом, то в XVIII в. жырау — прежде всего поэт-импровизатор, он слагает свои песни без музыкального сопровождения. Поэт обособился от музыканта, индивидуальная самохарактеристика в песнопениях жырау становится заметнее, чаще звучат обличающие мотивы, например, у Бухара.

Жырау XVIII в., как правило, были «свойственниками» батыров, ближайшими советчиками ханов. Общепринятое уважение к личности жырау, взгляд на этих певцов как на одаренных редким даром прорицания избранников судьбы ставили их в привилегированное положение. Без песен жырау не принимались важные государственные решения. Их творчество было тесно связано с практикой правления.

Устная традиция обычно закрепляет их песни в составе легенд и преданий, повествующих об отношениях родов, племен и жузов с правящей верхушкой, о различных международных событиях эпохи. Редко песни жырау передаются из уст в уста без обрамляющего повествования.

В народной памяти сохранилось немало песен жырау, и многие из них приписываются Тати-Каре, Умбетею, Бухару, жившим в XVIII в. Все три жырау, по преданиям, состояли при хане Аблае.

Большая часть преданий связывает их творчество с объединительными тенденциями, которыми жило казахское общество после «Великого бедствия» — вторжения в казахские кочевья войска джунгарских хунтайджи в 1723 г. Перед выступлением в поход они воодушевляли батыров и ополчение достойно встретить врага, в походе же ехали впереди войска, призывая к стойкости и заключению мира.

Известно, что Бухар осудил намерение Аблая пойти с походом на соседние народы. Он всегда был за мир и согласие среди казахских племен и жузов, за признание ими сильной ханской власти. Когда род Керей (по вариантам — Садыр) решил откочевать от Аблая, жырау ратует за прекращение распри и возмущения против хана («Керей, куда откочевываешь!»).

В другой песне — «Рядом с ханом Аблаем» — он наставляет народ и знать: «Создайте единый совет! Будьте единодушны!» И еще: «Простой народ, воюя с ханом, погибнет. Если свалится хан, все погибнут». Жырау наставляет батыров и народ, идя в поход «под пестрым знаменем Аблая», объединяться, как и следует «детям мусульман». Идеи типичные для ханской ставки.

Мораль Бухара — мораль воинской доблести. Хан и его батыры должны быть идеальными предводителями войска и правителями. Путь совершенствования — воинский подвиг. Боевая отвага — норма для всех казахов, но особо ей обязаны следовать власть имущие, военачальники.

Таким образом, наставительная поэзия жырау окрашена в общественно-политические тона, связана с тенденциями к объединению и с политикой созданных на этой основе казахских ханств XVIII в. Знаменательно, что песни жырау, сохраняясь в устно-поэтической традиции, ни по содержанию, ни по форме не были ассимилированы фольклором.

В этих песнях сочетаются дидактические и публицистические элементы: назидания, советы, поучения и пафос призывов; риторика, афоризмы, высокие патетические сравнения, символика (порой арабо-персидского происхождения — Рустам, Навширан и проч.) и биографические и бытовые детали в обращениях («Ты бегал босиком, ткал мату»).

Основа песен жырау — размер жыра, жанровая форма — толгау (поэтическое импровизированное размышление), образность, почерпнутая в степных просторах и кочевой жизни, — от казахского фольклора, от которого отпочковывалась импровизированная песня жырау.

Акыны XVIII в. — Шал, Котеш, Коблан, Жанкиси и др. — импровизаторы и сказители, исполнители фольклора. Они тесно связаны с повседневной жизнью народа и представляют собой собственный «род-племя». Они знатоки родословия и преданий, мудрости отцов, содержащейся в пословицах и поучениях.

Старшины и баи привлекали акынов к разбирательству внутриродовых конфликтов, поручали им представительство при разборе тяжб с другими родами. В походах акыны были в первых рядах родового ополчения.

Личное начало у акынов выражено менее четко, чем у жырау, поскольку укрепление профессионального начала в творчестве акынов во многом происходит в русле народно-поэтической традиции.

Будучи «певцами по ремеслу», выступая на тоях (праздниках) и поминках, на родовых и межродовых сборищах, они поют о «временах, давно прошедших», творят эпос и обращаются к современникам, присутствующим на их выступлениях, с арнау (импровизированными посвящениями). В айтысах (поэтических спорах) акыны, представительствуя от своих родов, оценивают их прошлое и настоящее.

Акынам XVIII в. принадлежат обширные спевы. Известный казахский ученый-этнограф Ч. Ч. Валиханов (1835—1865) свидетельствует, что Шал-акын составил поэтическую родословную рода Атыгай.

В ней он воспел предков и современников, включая своего рано ушедшего из жизни отца, Кулеке, и его ближайших родичей — старшин Атыгая. Другой акын — Кусен — сложил эпос о своем современнике и соплеменнике Утегене, старшине и батыре рода Жаныс. Мотивы местных преданий сплетаются в эпосе акынов с темами, значимыми для всего народа.

Наследие прошлого и современность, жанры фольклора и жанры профессионального песнетворчества (айтыс, например) определяют своеобразие искусства акынов. Репертуар акынов перекликается с песнями жырау: у тех и других есть толгау — наставительные и обличительные песни.

Певец в XVIII в. сочетался с моралистом, наставником и обличителем и в акыне, и в жырау, но в разной мере и при различии положения и общественной роли. Предания связывают акынов с народом, часто изображают бедняками, а подчас вожаками поднявшихся против хана соплеменников. Так, Котеш-акын от имени рода требует от хана Аблая кун (плату за кровь), грозит ему возмездием Олжабая и других батыров племени Аргын.

Поэтика акынов ближе фольклору, чем поэтика жырау, и в айтысах, и в толгау, и в назиданиях акынов заметнее повествовательное начало, интерес к быту, описания его. Если поэтические нравоучения жырау отвлеченны или довольствуются одной-двумя подробностями, акыну нужна цепь их, он предпочитает конкретные описания.

Вот наставления жырау о выборе жены. Образ нерадивой женщины создан одной деталью: «Если эта женщина скроит тебе одежду — воротник вывернется, а полы обвиснут». («Черный аргамак» Бухара-жырау). У акына неумеха описана полнее, она ленива, грязна и сварлива: «Не стесняясь, ругается с мужем. Поварешкой ударив собаку, не помыв, опускает в котел» («О женщине» Шал-акына).

Жырау и акыны создавали свои произведения устно путем непосредственной импровизации, хотя некоторые из них читали по-арабски и неплохо знали мусульманско-книжную культуру.

Как гласят биографические сведения и предания, в которых сообщается о жизни и песнях жырау и акынов, им были ведомы учение ислама, догмы Корана и правила шариата, а также различные житийные, исторические, летописные и художественные сочинения мусульманских авторов, как изданные, так и рукописные. Правда, большинство жырау и акынов знало их в устной передаче мулл и ходжей.

Как пишут путешественники, посетившие Казахстан в XVIII в., среди казахского населения имели хождение старинные рукописные истории о Чингисе, Тимуре. Были также известны такие произведения, как «О мудрости великого и милосердного Аллаха», «Цветы мудрости», «Цвет правды», «Сказания о великом хане Темучине», «Жизнь Чингисхана и Аксак Темира».

Все они использовались казахской знатью для поддерживания своего авторитета. А казахский народ, по единодушному мнению всех очевидцев, воспринимал ее изустно. Поэтому воздействие захожей книжности в XVIII столетии было еще невелико.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Освободительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духовное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

Выдающиеся казахские поэты – сказители испокон веков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. – не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так Актамберды жырау прославлял знаменитых казахских батыров (Кабанбай, Богенбай), призывая к защите отечества от врагов.

На 2 половину XVIII в. приходится расцвет творчества Татикары. Благодаря ему мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Богенбая.

Известный в XVIII в. жырау Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами.

Один из самых выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. – Бухар – жырау, сын батыра Калкамана. Он оставил весьма значительное поэтическое наследие, пронизанное, в основном, историко-философским содержанием.

Чтобы государство успешно развивалось, воплощая в жизнь планы и мечты, обществу нужна национальная идея. И она прозвучала в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Лидер нации провозгласил национальную идею «Мәңгілік Ел», которая рождена всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. «Мәңгілік Ел» - это новая идеологическая концепция страны, направленная на объединение, сплочение и согласие казахстанского народа.

Главная идея Послания 2014 года - «Стратегия «Казахстан -2050» – это реалистичный план по построению Казахстана будущего на благо всего народа и каждой семьи. Это наш путь продвижения в тридцатку развитых экономик мира. Послание Главы государства является конкретизированным руководством для дальнейших действий по достижению поставленных целей, нового этапа процветания нашего государства. Реализация Стратегии – наш общий долг и достойная цель, отметил Лидер Нации. В своем Послании Глава государства отметил, что «каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать манны небесной, а нужно эффективно трудиться. Задача государства - создавать для этого все условия». Стратегия «Казахстан-2050», состоящая из нескольких блоков, позволит Казахстану постепенно не только укрепить экономику, но и достойно предстать на мировой арене. А достигнуть намеченной цели возможно только в том случае, если каждый казахстанец внесет свою лепту. Завершая свое выступление, Президент обратился именно к нам, молодым, с призывом участвовать в реализации «Стратегии-2050», потому что нам пожинать плоды ее успеха. «Включайтесь в работу, каждый на своем рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!», – сказал Президент, и его слова, я считаю, должны стать девизом всей патриотично настроенной молодежи.



Билет 13

2) Приведите примеры, доказывающие наличие торговых связей кангюев с различными регионами древнего мира.
Кангюи жили на самом оживленном участке ВШп, контролировали путь, который шел на Кавказ и в Причерноморье.О развитии торговли говорят найденные на территории Ка-на монеты (~1300 шт; 3-4 вв.н.э; Присырдарьинский регион).Поддерживали торговые отношения со многими странами.О торговле с Китаем свидетельствуют китайские монеты, найденные в погребении Мардан(2 в. до н.э).Археологи находят коралловые бусы,изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы сирийского фаянса.

3) Объясните последствия реформ 1867-1868 гг. для Ка-на.
-Окончательное превращение Казахстана в колониальную окраину Российской империи;
-Централизация управления краем;
-Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения;
-Традиционный уклад жизни казахов кардинально изменился(кочевники-> оседлость);
- Смена административного деления(аул-волость-уезд-область-генерал губернаторство)
1)Взаимоотношения казахской диаспоры с РК.
Диаспора-часть народа, которая живет вне своей исторической родины.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...