Перестройка” м.с. горбачева. распад ссср. Перестройка — Реформы Горбачева


Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и общественной жизни государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия.

Предыстория

Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории.

Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя».

Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики.

В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы.

Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто...

Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям.

Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Операция в Афганистане и санкции против СССР

В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы.

Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой - Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения.

Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов.

Падение цен на нефть

Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза.

Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны.

Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР.

Причины перестройки

В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже.

Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен - как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом - стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал.

Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали:

  1. Военная операция в Афганистане.
  2. Введение санкционных мер против СССР.
  3. Падение цены на нефть.
  4. Несовершенство системы управления.

Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг.

Старт перестройки

Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР?

Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы.

Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти.

Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы.

Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет.

В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата.

В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду.

I этап перестройки

Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки. Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости.

На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и

Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению.

Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение.

Цели перестройки

Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их.

Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ.

II этап

Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год.

Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.

Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов.

Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска.

Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма.

Перестройка на III этапе

Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться.

По стране прошел Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза.

В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования.

Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее.

Постперестройка

После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом.

Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик.

К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.

Итоги

Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах.

Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована.

Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.

После избрания М.С.Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года за короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли всю страну, изменив всю совокупность утвердившихся после октября 1917 года государственных и экономических структур.

Горбачевская перестройка началась с завоевания свободы слова. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оздоровление государственной идеологии, гласность помогла быстро освободить силы, направленные на либерализацию режима. По мере развития гласности, задуманной как средство борьбы с "недостатками социализма" без "подрыва его ценностей", управлять ею становилось все труднее, и наконец она обратилась к принципиальному вопросу о самой законности партийной власти, к природе сталинизма.

Осуждение сталинизма во всех его проявлениях привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения командно-административной системы. Это породило поляризацию все более широких слоев общества на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса.

Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг "ускорения", на первый взгляд выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Но очень скоро, в 1987 году, было решено сменить концепцию "ускорения" на концепцию "перестройки". Стержнем ее экономической программы стала идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма.

В этих условиях была предпринята серия реформ, концепцию которых создала группа экономистов, социологов, политологов (Л.Абалкин, А.Аганбегян, Т.Заславская, Ф.Бурлацкий). Предполагалось расширение самостоятельности предприятий исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возрастали права трудовых коллективов предприятий и организаций. Предусматривалось поощрение частной инициативы в тех сферах, где это считалось "социально-оправданным", например, в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуально-трудовой деятельности, в сфере услуг.

Постепенное возрождение внутреннего частного сектора неизбежно должно было повлечь отказ от монополии внешней торговли и открытие советского рынка для иностранных инвестиций. Частный сектор, иностранные капиталовложения, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были, по замыслу теоретиков реформ, послужить стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий.

Новая концепция была сформулирована в "Законе о государственном предприятии" от 30 июня 1987 года, который расширял самостоятельность государственных предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования. Если до 1990 года план оставался основным стержнем, вокруг которого разворачивалась вся деятельность предприятия, то теперь оно получило свободу самому планировать свою деятельность на контрактной основе с поставщиками и потребителями при ограниченном уровне централизованных инвестиций. Посредничество Госплана становилось лишним.

Выполнение этих положений должно было подкрепляться другими радикальными мерами - реформой ценообразования, материального снабжения и т.д. Но так как государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно оставляло за предприятиями весьма ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Государство также сохраняло за собой право определять номенклатуру выпускаемой продукции, устанавливать цены и ставки налогообложения. Центральные же ведомства продолжали снимать сливки с доходов предприятий, так как не хотели отказываться от своих прежних прерогатив.

Еще одним слабым местом новой ситуации стала проблема поставок. Из-за отсутствия сложившейся системы оптовой торговли предприятия были ограничены в выборе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности из-за отсутствия необходимого законодательства по этим вопросам. Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной, а сфера централизованного контроля расширилась.

Расширение государственного контроля за качеством продукции привело в свою очередь к фактическому сокращению заработков рабочих, так как большинство изделий не отвечало установленным "стандартам качества". Чтобы избежать банкротства, предприятия вынуждены были оставаться на государственных субсидиях, под жесткой опекой управленческих структур. Рабочие чувствовали, что, несмотря на шумиху вокруг самоуправления, все решения по-прежнему навязывались бюрократией.

Наиболее сложной проблемой перехода к рыночной экономике оказалась проблема ценообразования. При установлении цен на основе себестоимости продукции пришлось бы увеличить розничные цены. Реформа ценообразования откладывалась до весны 1991 года усилиями бюрократии, опасавшейся потерять сложившуюся систему доходов и привилегий, созданную игрой на субсидиях, гарантированным сбытом, манипуляцией ценовыми отношениями, связанными с всеобщим дефицитом. Социальная же цена за последовательное освобождение цен и переход к рыночной экономике была очень высока.

Принятым 19 ноября 1986 года и дополненным 26 мая 1988 года законом частная деятельность был легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Начали бурно развиваться кооперативный сектор и индивидуально-трудовая деятельность. Появление частного сектора было ознаменовано установлением очень высоких цен, ориентированных отнюдь не на среднего - и чувствующего себя обманутым - потребителя. Кроме того, возникший, как правило, без обращения к банковским кредитам частный сектор стал "отмывать" капиталы теневой экономики.

Официально признанный в 1988 году арендный договор предполагал аренду земли на длительный, до 50 лет, срок при условии полного распоряжения произведенной продукцией. Колхозам предоставлялось право определять площадь индивидуальных участков и поголовье скота в личном хозяйстве. Обе меры дали на практике чисто символические результаты. Колхозы остались под опекой районных властей, продолжавших планировать их производство и поставки государству. Кроме того, крестьяне были лишены необходимой техники и всей экономической инфраструктуры, необходимой для придания продукции товарного вида и ее реализации. Те же, кто желал взять землю в аренду, наталкивались на сопротивление местных властей, боявшихся лишиться насиженных мест. Чаще всего предоставляемый срок аренды не превышал пяти - десяти лет, а договоры получали силу только для заключавших их лиц без права завещания и наследования.

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Экономические реформы в то же время представляли смертельную угрозу для всех привилегий бюрократического аппарата и выгод от занимаемого положения. Новые предприниматели стремились получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки в условиях крайне нестабильной политической ситуации.

В конце 1989 - 1990-м годах реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства, за исключением оборонной и тяжелой промышленности. Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной реформе, выбрана модель "регулируемого рынка" - сочетание плана и рынка, - закрепленная законодательно постановлением Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" в июне 1990 года. Это была программа "арендизации экономики", автором которой являлся Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу "ускорения экономического роста", создателем которой был А.Аганбегян.

В экономическом плане годы перестройки представляются драматическими. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться, уровень жизни стремительно падал, с каждым днем делая в глазах населения рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Начиная с 1988-1989 годов стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства не переставали снижаться, достигнув нулевого уровня в 1989 году и отметив 10%-ное сокращение в первом полугодии 1991 года. В декабре 1990 года глава правительства Н.И.Рыжков констатировал обвал экономики и подал в отставку.

Новый глава правительства В.С.Павлов решился в январе-апреле 1991 года на непопулярные меры - обмен денег и повышение цен в 2 - 10 раз. К лету 1991 года инфляция резко подскочила и достигла в конце года 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля: с 10 рублей за 1 американский доллар в начале 1991 года до 110-120 в конце. "Павловское" повышение цен уже не могло спасти положение и привести к изменению экономической ситуации.

Начатые в процессе перестройки политические и законодательные преобразования сочетались с желанием М.С.Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и союз советских республик. Союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживается консервативной политической системой, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии.

Важным этапом политических преобразований стало принятие летом 1988 года проекта конституционной реформы, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР - и к учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В функции Съезда входило проведение конституционных, политических, экономических и социальных реформ, а также избрание, наряду с Верховным Советом, президента страны, наделенного полномочиями руководства внешней политикой и обороной, назначения премьер-министра.

Весной 1990 года была определена новая цель реформы - переход к правовому государству, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы было создание президентской власти в СССР и переход к многопартийности. 15 марта 1990 года Горбачев был избран первым президентом СССР. Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный затем сначала в Совет Федерации, а потом в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в дальнейшем и ликвидацию советской власти.

Эти перемены сопровождались принятием законов в сторону учреждения правового государства. Было признано, что советское право, по существу, служило не обществу, а государству. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.

В 1988-1990 годах был принят ряд законов, среди которых - закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; закон о государственной безопасности; закон о прессе и средствах массовой информации; закон об общественных организациях; закон о въезде и выезде из СССР.

В мае-июне 1989 года состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, избран Верховный Совет СССР во главе с Горбачевым. В мае 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Через год, 12 июня 1991 г., Б.Н.Ельцин на всеобщих выборах был избран Президентом РСФСР.

Начиная с 1990 года переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. Пониманию этого в огромной мере способствовал выход Б.Ельцина на последнем XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года из партии. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию статьи 6-й Конституции СССР "развитого социализма" 1977 года, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. После "августовского путча" 1991 года, приостановки деятельности компартии на территории России в ноябре 1991 года политическая система СССР была обречена.

Сосредоточив в конце 1991 года в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Ельциным незамедлительно взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означает освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой правительства Е.Т.Гайдара в январе 1992 года стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшего централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимая политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в 1994-1996 годах.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, - руководителем которой стал А.Б.Чубайс. С 1994 года начался процесс перераспределения собственности, в результате чего значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10% населения страны.

Одновременно с началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества. Тем не менее количество производимой сельскохозяйственной продукции в стране неуклонно сокращалось ввиду нерешенности основного вопроса - вопроса о земле - несмотря на законы о приватизации производственных земельных участков.

На пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 годы правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, проявлениями которого стали общий спад производства, рост цен и безработица. По существу в первой половине 1990-х годов в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся все большей топливно-энергетической и сырьевой ориентацией промышленного производства и оттоком российских капиталов за рубеж.

Радикально изменилось положение России на международной арене. Провозглашенный Горбачевым переход к «новому мышлению» во внешней политике, с одной стороны, привел к окончанию длившейся многие годы «холодной войны», но с другой стороны повлек за собой резкое ослабление внешнеполитических позиций СССР, а затем Российской Федерации. На деле международная политика СССР, позднее России во второй половине 80-х – 90-х годах выражалась в серии односторонних уступок, в ответ на которые не последовало равноценных уступок со стороны США и их союзников. В итоге Россия лишилась большинства прежних союзников и партнеров как в военной, так и в экономической сфере, но не смогла приобрести новых.

Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников (как это виделось идеологам «нового мышления»), а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России с тем, чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал в мире растущее недовольство, в том числе и со стороны союзников США.

Сложившиеся после распада СССР отношения России со многими из бывших советских республик были сложными, неровными, что не могло не сказаться на геополитическом равновесии в «постсоветском пространстве». Непоследовательная политика российского руководства в 90-е гг. имела следствием поворот ряда государств «ближнего зарубежья» к тесному сотрудничеству с военным блоком НАТО, сфера влияния которого резко расширилась и подступила вплотную к российским границам.

1991-1999 гг. - время, когда во главе страны стоял Б.Н.Ельцин. Вступая в должность Президента Российской Федерации, он обещал сделать Россию преуспевающим государством, а ее граждан - самыми свободными людьми в мире. Его десятилетнее правление завершилось покаянием перед россиянами.

Основанием жизни государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные права главы государства. В области политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров - Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, С.В.Степашин, Е.М.Примаков, В.В.Путин. Резкому ухудшению ситуации способствовали две чеченские войны. Страна пыталась войти в мировое элитарное сообщество, превратив "семерку" ведущих стран мира в "восьмерку", однако так и не смогла стать ее полноправным членом.

В области экономики была предпринята попытка перехода к главенству частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Среди последствий этого были резкое падение производства, перебои в работе денежной системы, серьезные проблемы в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и социальной защищенности граждан. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, но ни одно из начинаний так и не было доведено до конца. Остался нерешенным аграрный вопрос. Вместе с тем очевидным стал огромный взлет коррупции, казнокрадства, рост численности чиновничества.

В области социальной жизни были провозглашены свобода, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Это, пожалуй, было высшим успехом последнего десятилетия. Но и здесь свободы в итоге оказались под контролем финансовой олигархии. Общество раскололось на богатых и бедных, причем за чертой бедности оказалось до 80% населения. Страна - обладатель огромной доли мировых ресурсов, огромного экономического потенциала, огромной территории, наконец - обладатель ядерного оружия, - вновь находится накануне реформ и модернизации. Такой видится Россия 2000 года, на рубеже двух тысячелетий.

Последние 10 лет некоторые ученые, публицисты, историки называют очередной "смутой" на Руси. Но в истории нашей страны после периодов смут и неудач всегда наступали времена новых успехов и подъема: порукой тому - весь многовековой опыт русской истории.

  • 4. Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10 - начале 12 вв: социально-политический строй и раннее законодательство.
  • 5. Принятие христианства на Руси и его последствия.
  • 6. Эволюция древнерусской государственности в 12 – начале 13 вв. Характеристика русских княжеств и земель в условиях децентрализации Киевской Руси.
  • 7. Русь и Золтая Орда: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.
  • 8. Возвышение Москвы. Формирование Московского государства в 14 – 15 в.В. Государственная деятельность Ивана III.
  • 9. Московское царство: система власти и управления (16 – 17 вв).
  • 10. Московское царство: эволюция сословного строя (16 – 17 вв).
  • 11. Культура Московского государства в 16 -17 в.В.
  • 12. Понятие о модернизации традиционного общества. Начало модернизации в России. Реформы Петра I.
  • 13. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II: её проявления, особенности, итоги.
  • 14. Российская империя в 18 – 19 вв.: пути создания, особенности национальной политики-самодержавия.
  • 15. Социально-политическое развитие России в первой половине 19 в.
  • 16. Реформы Александра II: предпосылки, содержание, значение.
  • 17. Социально-политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 19 в. – начале 20в.
  • Особенности российской модернизации:
  • Медленные темпы модернизации:
  • 18. Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19 в.
  • 19. Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине 19 в.
  • 20. Культура России в 19 в.
  • 21. «Серебряный век» русской культуры.
  • 22. Реформы Витте о.Ю. И Стопыпина п.А. И их значение для модернизации России.
  • 23. Создание и деятельность политических партий в России в начале 20в.
  • 24. Изменения в политической системе Российского общества в 1900-е годы – феврале 1917 года.
  • 25. Назревание в России общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Крушение монархии. Образование и деятельность временного правительства и советов рабочих и солдатских депутатов.
  • 27. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, характеристика противоборствующих сил, последствия.
  • 28. Нэп и его значение для социалистического строительства.
  • 29. Образование ссср: причины, проекты и принципы создания, итоги.
  • 30. Эволюция советской политической системы в 20-30-е годы.
  • 31. Индустриализация в ссср: цели, особенности, первые пятилетние планы, итоги.
  • 32. Коллективизация в ссср: цели, методы, итоги.
  • 33. «Культурная революция» в ссср: цели, методы, результаты.
  • 34. Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы.
  • 35. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные периоды и события, причины победы, итоги и уроки.
  • 36. Социально-экономического развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика ссср в послевоенные годы. Ссср и «холодная война».
  • 37. Советское государство и общество в 50 – первой половине 60-х гг. Реформы н.С. Хрущёва. Реформа управления экономикой
  • 38. Советское государство и общество в середине 60-х – середине 80-х гг. Нарастание кризисных явлений.
  • 39. Ссср в 1985-1991 гг. Политика «перестройки» м.С. Горбачёва и её итоги.
  • 40. Распад ссср: причины и последствия.
  • 41. Становление новой российской государственности и политическое развитие страны в 1992-2006 гг.
  • 42. Социально-экономическое развитие России в 1992-2006 гг.: достижения и проблемы.
  • 39. Ссср в 1985-1991 гг. Политика «перестройки» м.С. Горбачёва и её итоги.

    В начале 60-х гг. в экономике страны проходил спад производства. В марте 1965 г. стали осуществлять аграрную реформу. Намечались меры по решению социальных проблем села, повышались закупочные цены. Однако, опираясь в ходе реформы на административные рычаги, власть по прежнему стремилась повысить роль министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрного сектора. Огромные средства использовались не эффективно. Часть их расходовалась на строительства гигантских комплексов, на непродуманную химизацию мелиорацию почвы. Введение денежных окладов в колхозах обернулись ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х гг. колхозы и совхозы в основном оказались убыточны. За 64-88 гг. освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции при уборке урожая составляли от 20% до 40%. В октябре 65 г. началась реформа промышленности. Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методов хозяйствования. Главным показателем работы предприятия становилась реализация готовой продукции и получение прибыли. В годы 8-ой пятилетки (66-70 гг.) было построено 1900 предприятий. К концу 60 г. реформа пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%. В 79 г. правительство приняло еще одну попытку оживить экономику за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику уже эти усилия не могли. В эти же годы сокращались государственные расходы на здравоохранение. Уже в начале 80-х гг. СССР находился на 35 месте в мире по продолжительности жизни. В начале 80-х гг. обострилась продовольственная проблема в некоторых районах вводились карточки на продовольственные товары. Реальные доходы населения сократились с 5,9% до 2,%. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77 место. В центре общественно-политической мысли 60-х – начало 80-х гг. находилась концепция « развитого социализма». Она была изложена Брежневым на 24 съезде партии 71 г. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму есть этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон и отношений – производственных, нравственных, социальных и политических. Во второй половине 60-х г. была приглушена, а затем запрещена критика культа Сталина и сталинского террора. Был, свернут процесс реабилитации репрессированных. В 70-е г. в стране возникает движение правозащитников и диссидентов. В 77г. была принята новая конституция СССР, которая юридически закрепила конституцию развитого социализма. Политическую жизнь первой половины 80-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В ноябре 82 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 84 г. Андропов, а в марте 85-го Черненко. Страна жила от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь замерла. В апреле 85 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев.

    В апреле 1985 г. во главе партии оказался Горбачев, выдвинувший курс на ускорение. Он хотел, чтобы экономика выполняла интересы социальной сферы. В 87 г. началась эпоха перестройки, которая в начале сводилась к экономической реформе, а затем в неё включили реформу политической системы и курс «На обновление идеологии». В 1987 г. принят закон о государственных предприятиях, который давал огромные права производителям и трудовым предприятиям. Предприятия становились самостоятельными хозяйственными единицами. Однако цены государство не решались сделать свободными, что снижало хозяйственную самостоятельность предприятия. Начиналась экономическая реформа, предполагала перестройку центрального аппарата, управление в сокращение количества министров и их аппаратов. Переход на партнерские отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел. Простор для коллективного и индивидуального предпринимательства открыл закон о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В аграрном секторе начались преобразования. Стали возникать фермерские хозяйства, но без государственной помощи они быстро прекратили своё существование. В конце 89 г. – в начале 90 г. была провозглашена новая цель экономической реформы – переход к рыночной экономике. В 95 г. намечалось перевести 20% предприятия на аренду. Под новую цель экономической реформы было принято 100 новых законов, которые в основном не работали. С 89 г. начал сокращаться национальный доход. Доходы населения стали падать, цены стали расти. Начались массовые забастовки рабочих, особенно летом в 1989 г. С 88 г. проводилось реформирование политической системы. Съезд народных депутатов стал высшим органом власти. В 89 г. прошли выборы депутатов в верховный совет и на съезд народных депутатов. Реформа проводилась под лозунгом «Вся власть советам». С помощью реформирования политической системы намечался переход к правовому государству, и созданию президентской республики и многопартийности. Из конституции СССР был изъят пункт о руководящей роли КПСС. В 1990 г. была образована конституция России. Появились новые партии и движения: «Демсоюз», «Демократическая Россия», «Республиканская партия», «Социал-демократическая партия» и т.д. В 1988 г. произошли погромы и резня в Сум Гаити, затем в Баку, Карабахе, столкновение в Волжской области между узбеками и Киргизами. Обострилась обстановка в южной Осетии. В 1991 г. в стране было более одного миллиона беженцев. В августе 1991 г. была сделана попытка государственного переворота, что ускорило развал СССР. 26 декабря 1991 г. верховный совет СССР официально признал роспуск СССР и само ликвидировался. Проводимая Горбачевым перестройка ухудшала положение большей части населения.

    (ИТОГИ )

    Перед новой независимой Россией стояли очень труд­ные и масштабные задачи. Первоочередной и самой на­сущной была экономическая реформа, призванная вы­вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой­ный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь - переход к рыночным методам хо­зяйствования, пробуждение предпринимательской ини­циативы частных собственников.

    За годы «перестройки» было сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма. Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров, недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это при­вело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономи­ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

    Предстояло продолжить процесс формирования сво­бодного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складыва­лась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, по­явилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее вет­ви. Требовалось реформировать государственно-полити­ческую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

    К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства.

    Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу го­да большинство товаров исчезло из государственной тор­говли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке».

    Неожиданные перебои в снабжении населе­ния различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение мно­гих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

    К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязатель­ства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

    Перестройка началась с попытки вывести экономику страны из кризисного состояния. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». К 1990 г. стало очевидным, что политика ускорения социально-экономического развития СССР потерпела неудачу. Но время для проведения реформы было упущено: шел распад экономики страны. К руководству страной пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, понимающие необходимость проведения реформ. В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской форме правления и избрал президентом страны М. С. Горбачева.

    Придя к власти в 1985, М. С. Горбачев начинает проводить политику реформ, развитие которой во многих направлениях, особенно ускорившееся с 1989, увлекает СССР на путь радикальных изменений. 14–16 февр. Горбачев в присутствии А. Сахарова говорит о «необратимости» перестройки. 25–26 июня. Пленум ЦК, на котором позиции М. Горбачева еще более укрепляются. В отставку уходят 5 членов Политбюро, в том числе последний деятель брежневской эпохи В. Щербицкий, первый секретарь компартии Украины. 9-11 апр. Визит М. Горбачева в Чехословакию. 29 мая-2 июня. Встреча на высшем уровне Рейган-Горбачев в Москве. 2–4 апр. Официальный визит М. Горбачева на Кубу. Генеральный секретарь ЦК КПСС вместе с Кастро заявляет о «неизменной братской дружбе» между двумя народами. 4–6 июля. Визит М. Горбачева во Францию, во время которого президент Ф. Миттеран призывает страны Запада поддержать перестройку. 25–26 июня. Пленум ЦК партии, посвященный вопросам коренной перестройки экономики.

    Причины перестройки в СССР

    Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников — Ю. А. Андропова.

    Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Подобная политика расколола трудовые коллективы. Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. Горбачев в 1986 — 1987 гг. придерживался несколько иной позиции. СССР, руководители России во главе с Б. Н. Ельциным.

    Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.

    Политика гласности

    Одной из целей горбачевской Перестройки было достижение определенной степени открытости руководства перед народом. Стало возможным открытое высказывание своего мнения, публикация запрещенной в СССР литературы, возвращение диссидентов.

    В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов.

    В этот период происходит демонтаж коммунистического строя и всей системы государственной власти в Советском Союзе. К концу 1991 года происходит фактический коллапс союзной экономики. Смерть Андропова и приход к власти Черненко заморозили имеющиеся планы реформ. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении». Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформе политической системы. Параллельно в крупных городах страны, в том числе Алма-Ате, где имелось русское большинство, несмотря на объявленный процесс коренизации, продолжалась реализация политики русификации. Вместе с тем, в первые два года горбачёвского правления внешняя политика СССР оставалась достаточно жёсткой. Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Ещё более красноречива была идеологическая кампания, направленная на свёртывание оборонной промышленности, созданной в СССР именно исходя из принципа сокращения страданий.

    Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации.

    Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения», на первый взгляд, выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Весной 1990 г. была определена новая цель реформы - создание правового государства, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания механизма правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства. В период перестройки начинает меняться государственная политика в области духовной жизни. Правительственные и партийные органы стали отходить от административных методов руководства культурой. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. Их экономическим и политическим планам в большей степени соответствовало не строительство новой, процветающей России, а поддержка сепаратизма в бывших советских республиках.

    Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности. Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества. К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны.

    В качестве «общечеловеческих» ценностей были признаны права человека, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, политический плюрализм, многопартийность. Здесь же Ельцин публично сформулировал свой «фирменный» публичный лозунг: – «Борьба за социальную справедливость и ликвидацию привилегий бюрократической элиты». Реформы политической системы, несмотря на имеющиеся разногласия, проходили под лозунгом «Вся власть Советам!». Воспользовавшись кризисом в КПСС, заметную роль в политической жизни страны стали играть Демсоюз, Либерально-демократическая и Демократическая партии. Обострение экономической ситуации и политического противостояния вызвали рост сепаратистских настроений в национальных республиках и регионах. Инициатива в радикальном реформировании перешла к сторонникам рыночной экономики, выступающим за отказ от социалистических экспериментов. После провала попытки государственного переворота начался заключительный этап распада СССР. М.С. Горбачев доказал свою полную несостоятельность как Президент СССР и реформатор.

    Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. В состав съезда была включена легальная оппозиция.

    КПСС в направлении социал-демократии. Андропов и Владимир Путин. С. 90-91).

    Выбор редакции
    Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

    К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

    Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

    Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
    Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
    Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
    Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...