Проверка музыкального слуха: как это делается? Как проверить музыкальный слух в домашних условиях


Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Многие родители мечтают, что их ребёнок стал популярной знаменитостью на большой сцене, и уже с ранних лет записывают малыша в музыкальную и хореографическую школу. Не всегда желание родителей совпадает с возможностями их чада. Если малыш любит слушать музыку или танцевать, это ещё не означает, что у него есть способности к пению или танцам.

Очевидные признаки таланта

Выдающейся талант у ребёнка виден сразу:

выразительное или необычное пение;
попадание в ритм;
способность быстро запоминать новые мелодии;
подбор по слуху на музыкальном инструменте;
ритмические и плавные движения;
самостоятельная постановка танца.

Если же музыкальные способности выражены не так ярко, то скорее всего нужно полагаться не на свою интуицию, а на профессиональный подход педагогов. Яркий пример: ребёнок слышит мелодию, быстро запоминает слова и ритм, но отобразить её голосом не может. Такая ситуация говорит не об отсутствии музыкального слуха и голоса, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха. К тому же, известно множество примеров, когда дети приходили в музыкальную школу без умения петь, а заканчивали её с дипломом.

Как происходит проверка музыкального слуха

Однако, чтобы не гадать о таланте ребёнка, стоит его записать на уроки по вокалу и игры на музыкальных инструментах. В том или ином случае вы сможете понять: какие есть шансы у малыша освоить данный инструмент. Процесс проверки музыкального слуха состоит из нескольких этапов:

Наличие чувства ритма;
оценка интонации голоса;
способность к музыкальной памяти;
лёгкость восприятия музыкального инструмента, проявление интереса к нему.

Однако, если такое тестирование проводить в виде экзамена, то ребёнок может растеряться и показать плохие результаты. Поэтому всё должно проходить в спокойной, непринуждённой обстановке. Так, чтобы проверить музыкальный слух у ребёнка, педагог постукивает карандашом по столу, взяв за основу любую мелодию, и просит тоже самое повторить ученика.

Для выявления чистоты (интонации) голоса педагог напевает знакомую мелодию, которую ребёнок также должен повторить. И если оказывается, что у ребенка не слишком мелодичный голос, но есть музыкальный слух, он вполне может посещать уроки гитары или любого другого инструмента, на выбор родителей или самого ребёнка. Конечно же, гитару больше всего любят мальчики, но это универсальный инструмент, так что никаких ограничений нет.

Таким образом, важными факторами, указывающими на музыкальные способности малыша, являются:

Желание слушать музыку и запоминать слова;
эмоциональная чуткость к разным настроениям в музыке;
проявление интереса к музыкальным инструментам;
бурная фантазия и образное восприятие окружающего мира.

Главное, выбрать ребенку подходящего учителя музыки и дать ему возможность попробовать себя в этой сфере.

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;

  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;

  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет. В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре , оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Понятие «музыкальный слух» следует рассматривать с точки зрения способности быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для искусственного развития, выращивания музыкального слуха требуется применение систематизированных методов, с помощью которых можно достичь наилучшего результата.

Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать.

Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха?

В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину. Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.

Как происходит проверка музыкального слуха?

Проводить и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог. Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто-часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:

  • наличие чувства ритма;
  • оценка интонации голоса;
  • способности музыкальной памяти.

Проверка ритмического слуха

Обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего – мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.

Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.

Интонирование голосом: чисто ли поётся?

Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «слухач». Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым).

Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!

Угадывание нот на инструменте: игра в прятки

Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это в прятки.

Внимание! Если у вас не отображаются тесты, а вместо них вы видите пустую область, то необходимо установить последнюю версию Adobe Flash Player .

При возникновении необходимости проверить свой слух не каждый может оперативно посетить специалиста-сурдолога. Проверка слуха сегодня может быть выполнена без его участия, методов существует несколько.

Тест № 1 – диагностика слуха с помощью наушников

Проверить свой слух самостоятельно можно при помощи теста. Его нужно проходить только в наушниках. Для получения достоверного результата тест следует проводить в абсолютном безмолвии.

  • Необходимо нажать на кнопку «Продолжить».
  • Далее происходит калибровка уровня звука на персональном компьютере, как того требует программа. Настройки важно выполнить заблаговременно, ведь во время теста никаких изменений внести не удастся.
  • На экране появится краткая инструкция, согласно которой тестируемый должен нажимать варианты «слышу» или «нет».
  • После полного прохождения теста на экране появится результат.

Тест № 2 – проверка слуха аудиограммой, или метод аудиометрии

При выполнении данного теста важно правильно установить уровень громкости. Чтобы четко было слышно звук, необходимо обязательно использовать наушники. Данный метод позволяет графическим образом представить степень снижения слуха, соотношение порогов слышимости и диапазона звуков разговорной речи, конфигурацию аудиограммы и тип тугоухости.

Нужно откалибровать звук с помощью тестового сигнала. Затем через наушники будут выведены различные тональные сигналы. Все их услышать не получится, это нормально. Увеличивать громкость следует до тех пор, пока не будет слышен сигнал. Этот тест начинается с низкочастотного сигнала и заканчивается высокочастотным.

Тест № 3 – какой уровень звука в Гц вы слышите

Здоровый человек воспринимает волны в диапазоне 16-20 кГц - слышимый диапазон. Конечно же, с возрастом происходят некоторые изменения и слышимый диапазон сокращается. Некоторые люди не воспринимают отдельные частоты. Есть те, которые человек воспринимает не слухом, а осязанием, это частоты ниже 100 Гц. Происходит это из-за преломления звука, таким образом можно воспринимать звук, который не входит в слышимый человеком диапазон.

При помощи данного теста на проверку слуха человек имеет возможность определить границы порога чувствительности уха. Более того, данный метод можно проводить с целью диагностики акустической аппаратуры. Для ее настройки обычно используют генератор звуковых частот.

20 Гц – звук напоминает гул, его ощущают все, никто не воспроизводит
30 Гц – низкий звук
40 Гц – слышно, но очень тихо
50 Гц – слышат немногие люди, похоже на тихий гул
60 Гц – слышат многие люди, даже через плохие и дешевые наушники
100 Гц – граница низких частот, далее начинается диапазон прямой слышимости
200 Гц – средняя частота
500 Гц
1 кГц
2 кГц
5 кГц – с этой частоты начинаются высокие частоты
10 кГц – если вы этого не слышите, то у вас серьезные проблемы со слухом, обязательна консультация врача
12 кГц – если не слышно, то это начальная ступень тугоухости
15 кГц – эту частоту не слышит часть людей после 60 лет
16 кГц – эту частоту не слышат практически все после 60 лет
17 кГц – эту частоту не слышат многие люди среднего возраста
18 кГц – проблемы с данной частотой возникают при возрастных изменениях в ухе
19 кГц – предельная частота среднестатистического слуха
20 кГц – частота, которую слышат исключительно дети

Если в результате теста, при том что испытуемый - человек среднего возраста и здоровый, выяснится, что он не слышит звуки выше отметки в 15 кГц, значит, пришло время посетить врача, проблемы есть и их необходимо решать. Как правило, нарушение звуковосприятия происходит при тугоухости. Чтобы избежать недуг или как минимум отсрочить приближение ухудшения слуха, рекомендуется снизить продолжительность восприятия громких звуков. В свою очередь, ухудшение слуха может быть вызвано разрывом барабанной полости.

Тугоухоть может быть двух видов, в зависимости от того, какое ухо (внутреннее или наружное) имеет поражение. Для того чтобы это определить, следует сравнить пороги слышимости при воздушном и костном проведении звука. Вернемся к тесту.

Если тестируемый зрелого или даже пожилого возраста, эти показатели можно считать нормальными, связано это с тем, что в организме произошли возрастные изменения. Частоты ближе к 20 кГц, как правило, способны слышать только дети. Возрастной порог - 10 лет.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как абсолютный слух. Это способность человека определять высоту и называть услышанные ноты без прослушивания звуков. Согласно статистике в мире на 1000 людей приходится один с абсолютным слухом.

Видео-тест на способность уловить частоту

Этот текст представляет собой тональную аудиометрию. Это не просто тест, а видео-тест, при помощи которого можно определить возможности каждого уха. С помощью теста отслеживается, каким образом меняется чувствительность каждого уха в отдельности с годами. Звуки проигрываются с различной частотой. После частоту необходимо повысить. Крайняя частота, которую уловит тестируемый, и будет являться показателем слухового возраста.

  • 12 кГц - возраст менее 50 лет;
  • 15 кГц - вы моложе 40 лет;
  • 16 кГц - слух человека, которому меньше 30 лет;
  • 17 -18 кГц - вы младше 24 лет;
  • 19 кГц - слух моложе 20 лет.

Для того чтобы результат был максимально достоверным, следует использовать качественные наушники и смотреть видео в максимальном разрешении. Тест можно проводить детям.

Видео тест на самый острый слух в мире

Приложения для мобильных телефонов

Обследовать слух сегодня можно при помощи гаджетов. Для этого необходимо лишь установить на телефон следующие приложения.

uHear

Приложение uHear позволит узнать чувствительность слуха и определить, как человек способен адаптироваться к шуму вокруг себя. Для этого понадобится пройти два теста, по времени это не займет более пяти минут. Обязательный атрибут - наушники, причем можно выбрать любые, главное указать их вид в тесте. Принцип тестирования крайне прост: воспроизводятся шумы различной частоты, таким образом определяется граница слуха.

Тестируемый давит на кнопку сразу, как услышит звук. Это не должно быть рефлексом, отвечать необходимо правдиво, не стоит нажимать кнопку для того, чтобы улучшить результат.

В основе работы тот же принцип, что и у Hörtest. Если человек слышит звук левым ухом, следует нажать кнопку Left, если правым - Right. Результат читается весьма просто: оценивается возраст человека, согласно чувствительности его слуха. Если он совпадает или граничит с реальным возрастом, значит, все хорошо. Если разница довольно большая - нужно принимать кардинальные меры.

Как еще можно проверить слух

Остроту слышимости в домашних условиях можно проверить при помощи исследования слуха живой речью. Для этого понадобится напарник. Испытуемый должен занять удобную сидячую позу и плотно прикрыть одно ухо рукой. Второй человек должен шепотом называть двузначные числа. Отойти необходимо минимум на шесть метров. При нормальном слухе человек разберет названные цифры с данной дистанции. Часто время приема пациента подобную проверку фонематического слуха проводит лор.

Можно пройти тимпанограмму. В ходе процедуры запрещается разговаривать, двигаться и сглатывать слюну. В ухо вводят зонд, а затем, используя специальный насос, нагнетают воздух, который тут же отсасывается обратно. Таким образом, перепонка приходит в движение и появляется возможность оценить полученное давление. Звуковой сигнал оценивает отражение звука от перепонки.

Для исследования уровня слуха также используют камертон с частотой колебания 2048 Гц. С помощью данного обследования можно определить состояние звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. Камертон нужно максимально поднести к уху и придерживать пальцами. Результат оценивает специалист.

Для того чтобы проверить слух, совсем не обязательно сразу же идти на прием к врачу. Кроме прохождения вышеописанных тестов онлайн можно найти в интернете множество различных анкет-тестов, которые представляют собой ряд вопросов, по ответам на которые программа сделает свое заключение относительно качества слуха. Этот вариант подходит тем, у кого явной проблемы нет. В ином случае необходимо посетить врача.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...