Центральный дом Российской армии имени М. В. Фрунзе


имени М.В. Фрунзе

__________________________________________________________________

М е т о д и ч е с к и й о т д е л

Информационно-методический выпуск

К 85-летию

Культурного центра Вооруженных Сил

Российской Федерации

имени М.В. Фрунзе

Духовный стержень армейских масс

История Культурного центра

ВС РФ

(послевоенный период)

Москва

2012 г.

Ответственный за выпуск –

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры России

Хробостов Д.В.

Составители сборника:

заслуженные работники культуры России:

Галкин К.Г., Дмитриченко В.А.,

ведущий методист Гурьянова Е.К.,

методист Лещинская Т.П.
Редактор Востриков А.Д.
Компьютерная обработка материала:

Шипилова Н.М.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять

по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь, 2

Культурный центр ВС РФ, методический отдел
Телефоны: 681-56-17,681-28-07, 681-65-24

Факс: 681-52-20

С именем Центрального Дома Советской Армии (присвоено в 1946 г.) связана послевоенная страница истории Культурного центра Вооруженных Сил РФ….Советская страна поднималась из пепла и руин, возрождались фабрики и заводы, по-новому отстраивались города и села, люди постепенно залечивали физические и душевные раны. Возрождению и дальнейшему расцвету непобедимой державы способствовала и отечественная культура, которая активно стучалась во все сферы жизни. У Советской Армии на этот счет был свой надежный флагман, успешно выдержавший испытания Великой Отечественной войной и без промедления включившийся в созидательный процесс.

ЦДСА послевоенного времени в разных культурно-просветительных ипостасях и качествах – так можно отразить основную тему предлагаемого информационного сборника. При его подготовке использовались материалы из архива Культурного центра ВС РФ.

ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
В январе 1964 года Министр обороны СССР утвердил Положение о Центральном Доме Советской Армии имени М.В.Фрунзе, определившее его назначение на современном этапе. В Положении отмечалось, что ЦДСА «является центральным культурно-просветительным учреждением Вооруженных Сил СССР и имеет своей целью коммунистическое воспитание, организацию досуга и удовлетворение культурных запросов военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Министерства обороны СССР». Кроме того, ЦДСА «призван выполнять роль методической базы культурно-просветительной работы в Вооруженных Силах и систематически оказывать помощь командирам и политорганам в ее проведении в войсках».

Претерпела изменения и организационная структура ЦДСА. Функции отделов военно-массовой и культурно-художественой работы в войсках совместил отдел пропаганды и культурно-массовой работы. Был создан методический и редакционно-издательский отдел, впоследствии разделенный на два отдела по соответствующим направлениям. Образование редакции информационно-методического бюллетеня «Культурно-просветительная работа в войсках» способствовало улучшению методической помощи культурно-просветительным учреждениям и более оперативному распространению и внедрению положительного опыта.

В 1965 году завершено сооружение специального здания Центрального музея Вооруженных Сил, что позволило ЦДСА использовать освободившуюся площадь для расширения и перестройки киноконцертного и выставочного залов, некоторых других помещений. ЦДСА получил свою типографию, усовершенствовал оборудование фотомастерской. Кабинет технических средств пропаганды систематически пополнялся современной фото-, теле- и радиоаппаратурой, новейшей техникой был оснащен кинолекционный зал. В парке ЦДСА расположились планетарий, лодочная станция и крытая танцевальная веранда, преобразились летний массовый театр и эстрада.

В ЦДСА выступали Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков, А.М.Василевский, Р.Я.Малиновский, А.А.Гречко, В.Д.Соколовский, М.В.Захаров, А.И.Еременко, И.И.Якубовский, генерал армии С.М.Штеменко. В работе конференций, сборов и совещаний в ЦДСА принимали участие Маршалы Советского Союза Д.Ф.Устинов, Н.В.Огарков, В.Г.Куликов, генералы армии А.А.Епишев, С.Л.Соколов, В.Ф.Толубко, Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, маршал инженерных войск А.В.Геловани, генерал-полковники Г.В.Средин, М.Г.Соболев, вице-адмирал А.И.Сорокин и многие другие.

За плодотворную культурно-просветительную работу среди личного состава Вооруженных Сил СССР, активное участие в военно-патриотическом воспитании трудящихся Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года ЦДСА был награжден орденом Красной Звезды.

На торжественных собраниях в ЦДСА неоднократно присутствовали: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин.

6 апреля 1977 года Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота организовали в ЦДСА встречу с руководителями творческих союзов страны, представителями Министерства культуры СССР, Госкино СССР, центральной печати, Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, видными деятелями литературы и искусства, работающими в области героико-патриотической темы.

На встрече выступили первый секретарь правления Союза писателей СССР Г.М. Марков, секретарь правления Союза кинематографистов СССР С.С. Туликов, председатель правления Союза писателей РСФСР С.В. Михалков, председатель Всероссийского театрального общества М.И. Царев, главный редактор «Литературной газеты» А.Б. Чаковский.

В главных и центральных управлениях Министерства обороны СССР, военно-учебных заведениях, частях и учреждениях центрального подчинения всегда можно было увидеть красочно оформленные плакаты-объявления. Изданные типографским способом, они отражали планы работы ЦДСА на каждый день.

ТРИБУНА ПРОПАГАНДИСТОВ
В ЦДСА часто выступали видные ученые нашей страны: академики Е.С. Варга, М.В. Келдыш, Л.А. Арцимович, М.Д. Миллионщиков.

Лектора, направленные по путевкам ЦДСА ежегодно в среднем читают 11-13 тысяч лекций.

Военно-лекторская группа ЦДСА неустанно заботилась о повышении идейного уровня лекций, методического мастерства пропагандистов. Консультационно-методическая работа предусматривала обсуждение конспектов на методическом совете, предварительное прослушивание лекторов, обеспечение их нужными материалами, предоставление в процессе подготовки возможности присутствовать на выступлениях по данной теме в ЦДСА или лекториев Всесоюзного общества «Знание».

В деятельности методического совета при военно-лекторской группе участвовали представители политорганов, ученых советов военных академий, Института военной истории, опытные лекторы. На его заседаниях рассматривались тематика лекций, их направленность, анализировался уровень лекционной пропаганды в целом, намечались конкретные рекомендации.

Многие годы прочные позиции в нравственном и эстетическом воспитании личного состава армии и флота занимали устные журналы «Жизнь и творчество» и «Боевая подруга». Их страницы являлись живым откликом на события нашей действительности, информировали об успехах науки, культуры, искусства.

Журнал «Жизнь и творчество» выпускался совместно с центральными домами творческой интеллигенции столицы. Главный редактор – народный артист РСФСР М.М. Майоров.

Устный журнал «Боевая подруга» был подлинно общественной трибуной жен военнослужащих. Он создавался общественной редколлегией, возглавляемой летчиком-испытателем М. Попович.

Авторский актив журнала включал ученых, Героев Социалистического Труда, передовиков производства, известных писателей, поэтов, композиторов. На вечерах выступали летчики-космонавты СССР Г. Береговой, В. Николаева-Терешкова, Г. Титов и другие, чемпионка мира по высшему пилотажу С. Савицкая.

В феврале 1969 года возник устный журнал «Зарница» при Доме Народной армии в Софии. Члены редколлегии писали в ЦДСА: «Просим считать нашу говорящую «Зарницу» младшей сестрой «Боевой подруги».

ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА ВОИНОВ

Неоднократно демонстрировали в ЦДСА свое искусство представители Государственного академического Большого театра, Государственного академического Малого театра, МХАТ имени М.Горького, академических театров имени Моссовета и имени Е.Вахтангова, Центрального академического театра Советской Армии, других ведущих театральных коллективов, народные артисты СССР и молодые исполнители – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов. Большое удовольствие доставляли зрителям творческие отчеты-концерты дважды Краснознаменного имени А.В.Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР, окружных и флотских ансамблей песни и пляски, армейских народных театров. Весьма популярны гастроли художественных коллективов союзных республик, областей, мастеров зарубежного искусства, ансамблей песни и пляски братских армий социалистических государств.

Тесная дружба связывает ЦДСА с коллективом Государственного академического Большого театра СССР. В дни, когда отмечалось 200-летие прославленного коллектива, воины тепло и сердечно встречали в Краснознаменном зале и на шефских отчетных концертах в частях Е.Образцову, М.Лиепу, и многих других известных артистов.

В канун знаменательного юбилея в Краснознаменном зале ЦДСА состоялся вечер-концерт «По страницам истории Большого театра», где присутствовали офицеры и генералы, курсанты военных училищ.

По путевкам ЦДСА часто выезжают в воинские части и на корабли писатели, композиторы, художники, режиссеры театров и кино, известные артисты союзных республик. Как желанных гостей принимали солдаты и офицеры В.Соловьева-Седого, Д.Покрасса, С.Туликова, И.Лученка, народных артистов СССР Л.Зыкину, Й.Стасюнаса, М.Магомаева, народного артиста Киргизской ССР А.Джумабаева, народную артистку Грузинской ССР Н.Тунуши, народную артистку Украинской ССР З.Христич, эстрадных артистов И.Кобзона, Э.Хиля, Ю.Богатикова, Л.Лещенко, М.Кристаллинскую, С.Ротару, А.Иошпе, С.Рахимова – всех перечислить невозможно. Многочисленные отзывы из частей и подразделений доказывают огромную воспитательную роль концертов для войск.

А как же проводились танцевальные вечера в ЦДСА?

Перед началом вечера опытные массовики-балетмейстеры, среди которых многие годы успешно трудится лауреат Московского конкурса бальных танцев А.Козлов, практиковали одночасовые занятия с активом. У входа в танцевальный зал были установлены стенды с программами вечеров, правилами поведения в зале, фотографиями отдельных танцевальных движений. За порядком внимательно наблюдали офицеры-распорядители.

В течение долгого времени танцы проходили под музыкальное сопровождение эстрадного оркестра, возглавляемого заслуженным артистом РСФСР Г. Канаяном.

По итогам конкурса бальных танцев, состоявшегося в Москве в 1976 году, танцевальный зал ЦДСА награжден Почетным дипломом. Танцевальные вечера здесь способствуют пониманию танца как искусства, прививают определенные эстетические нормы, учат взыскательному отношению к личному поведению, внешнему виду.

КНИГИ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

С удовольствием посещали читатели библиотеки ЦДСА конференции по наиболее интересным произведениям. Увлекательно поведали о своей работе над фронтовыми воспоминаниями Маршалы Советского Союза С.М.Буденный, С. С. Бирюзов, А.И.Еременко, генерал армии С.М.Штеменко и другие советские военачальники. Горячие дискуссии были по романам А.Чаковского «Блокада», И.Стаднюка «Война»,Г.Коновалова «Истоки», А.Первенцева «Остров Надежды», Н.Горбачева «Звездное тяготение». С творческими отчетами в ЦДСА выступали А.Сурков, Р.ГаЗивьов, Н.Доризо, В.Боков.

В ЦДСА частыми гостями были коллективы редакций центральных журналов

«Знамя», «Москва», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Огонек», «Наш современник». Прочная дружба была установлена у библиотеки ЦДСА с авторским активом и редколлегиями еженедельников «Литературная газета» и «Литературная Россия». Солдаты и офицеры знакомятся с проблемами современной советской и зарубежной литературы, творческими планами писателей.

Часто посещали ЦДСА и его библиотеку писатели Г.Марков, М.Алексеев, С.Сартаков, И.Стаднюк, М.Колесников, А.Кешоков, В.Карпов и другие. Большими друзьями библиотеки были Л.Соболев, С.Смирнов, С.Васильев, которые помогли воспитать в армии и на флоте немало талантливых прозаиков и поэтов.

Большой размах приобрела методическая помощь библиотеки ЦДСА клубам воинских частей и Домам офицеров. Учебно-методические семинары, совещания библиотекарей, издание методических и библиографических пособий, обширная консультационная переписка, выезды методистов в войска все это позволяло изучать и распространять передовой опыт библиотечного дела в армии и на флоте, в том числе и в отдаленных гарнизонах.

ВОЕННО-НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО

Военно-научное общество (ВНО) возникло при ЦДСА в феврале 1957 года по инициативе генералов и офицеров, ушедших в запас и отставку. 11 февраля 1957 года на первом организационном собрании присутствовали 122 человека, был избран руководящий орган – совет военно-научного общества в составе 25 членов. Совет возглавил генерал-майор запаса Ф.М. Исаев.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

В 1956 году при ЦДСА было образовано литературное объединение. Его творческим руководителем стал известный писатель-фронтовик Иван Падерин – автор книг «В огне Сталинграда», «Комдив бессмертных», «Когда цветут камни», «Доверие», «Мои друзья» и других.

СТУДИЯ ХУДОЖНИКОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ

Студия военных художников-любителей ЦДСА родилась в 1952 году. Вначале в ней занималось около двадцати человек, возглавляемых Н.И. Москалевым, а затем художником-педагогом Л.Н. Хорошкевичем.

НОВОЕ, ПЕРЕДОВОЕ – В ЖИЗНЬ

Победное завершение Великой Отечественной войны повлекло за собой перестройку Советских Вооруженных Сил. Существенные изменения претерпела сеть культурно-просветительных учреждений Советской Армии и Флота, штаты которых укомплектовались молодыми кадрами. Для того чтобы повысить их квалификацию, ЦДСА начал регулярно проводить под руководством Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота учебно-методические сборы, семинары, совещания культпросветработников различных категорий. Нередко они продолжались по несколько дней, превращаясь в своеобразные краткосрочные курсы. Так, в сентябре 1947 года инструкторы политорганов по культурно-просветительной работе и начальники Домов офицеров занимались на сборах в течение месяца. Специальные сборы организовывались для начальников библиотек, инструкторов Домов офицеров по военно-массовой и культурно-художественной работе.

Методический и редакционно-издательский отдел (до 1964 года отдел культурно-просветительной работы в войсках) выпускал методические пособия, где суммировались интересные начинания военных кабинетов Домов офицеров, лекториев, университетов военно-технических знаний, кружков рационализаторов и изобретателей, рассказывалось о лучших офицерах-методистах, отличниках боевой и политической подготовки.

Методический отдел, возглавлявшийся многие годы после его создания кандидатом исторических наук, заслуженным работником культуры РСФСР полковником С.А.Камсюком, включал в свой штат группу инструкторов-методистов по направлениям деятельности армейских и флотских культпросветучреждений, жанрам искусств и редакцию информационно-методического бюллетеня «Культурно-просветительная работа в войсках», который выходит в ЦДСА с 1954 гоад. Умелыми инструкторами-методистами зарекомендовали себя офицеры А.Базаров, А.Лешков, Г.Антонов, Н.Гагулин, специалист по жанрам искусств А.Никольская и другие.

Ежегодно в ЦДСА собирались начальники окружных, групповых и флотских Домов офицеров, инструкторы политорганов по культурно-массовой работе на учебно-методические совещания. Неоднократно здесь выступали с докладами заместители начальника Главного политического управления генерал-полковники М.Х.Калашник, Г.В.Средин и другие.

Методический кабинет культурно-просветительной работы открыт в 1964 году. Вначале его экспозиция не отражала достаточно полно задач и содержания деятельности Домов офицеров и клубов. В 1965 году методисты переоборудовали кабинет, превратив его в своеобразную методическую лабораторию культурно-просветительной работы в войсках.

Начальник методического кабинета полковник Ф.Барсуков привлек к созданию экспозиции коллектив изомастерской ЦДСА, руководимый главным художником А.Ермольевым. Армейские и флотские активисты культурного фронта прислали по просьбе ЦДСА материалы о деятельности Домов офицеров, клубов и библиотек. Справочная библиотека пополнилась книгами и брошюрами по вопросам культуры, искусства, клубной работы, методическими рекомендациями, репертуарными сборниками для художественной самодеятельности.

Брошюра «Работа культурно-просветительных учреждений по пропаганде военно-технических знаний» появилась в результате конкретного исследования деятельности Домов офицеров и клубов Дальневосточного и Северо-Кавказского военных округов. Систематизированный материал пособия «Молодым офицерам – внимание и помощь» раскрывает формы влияния Домов офицеров и клубов на многообразную жизнь офицеров, их службу, быт, досуг и развитие интересов.

ЦДСА периодически издавало примерные учебные планы и программы семинаров для руководителей хоровых и танцевальных коллективов, народных театров и драматических трупп, выпускало методические разработки тематических вечеров и устных журналов.

Методическим кабинетом культурно-просветительной работы в войсках руководил подполковник А.Стахов.

С 1969 года принимал посетителей кабинет технических средств пропаганды (ТСП), который занимает важное место в деятельности методического отдела ЦДСА. Экспозиция кабинета демонстрировала основные и перспективные образцы ТСП Домов офицеров, клубов частей и подразделений армии и флота, формы и методы их применения в клубной практике, боевой и политической подготовке личного состава. Здесь же рекомендации об использовании технических средств пропаганды, документы, на основе которых регламентировались порядок эксплуатации и ремонт аппаратуры.

29 января 1954 года вышел в свет первый номер информационно-методического бюллетеня ЦДСА «Культурно-просветительная работа в войсках». Вначале его издание преследовало скромную цель: информировать культпросветучреждения Вооруженных Сил непосредственно о деятельности ЦДСА.

В первое время бюллетень выпускался на общественных началах не чаще одного раза в квартал. Объем менялся в зависимости от наличия материалов, сбор которых вызывал серьезные затруднения. Инициаторы создания бюллетеня – начальник отдела культурно-просветительной работы в войсках полковник Г.Красовский и офицеры отдела Н.Поляков и Н.Козлов – стали приглашать на заседания редколлегии деятелей культуры и искусства, налаживали и расширяли связи с войсками.

В седьмом выпуске общественная редколлегия сообщила: «С настоящего номера в бюллетене начинается освещение практики работы Домов офицеров, клубов, библиотек… Желательно, чтобы работники культурно-просветительных учреждений систематически присылали в Центральный Дом Советской Армии имени М.В.Фрунзе материалы об опыте своей работы».

Авторитет бюллетеня повышался из номера в номер. Появились корреспонденции из частей – от начальников клубов, командиров и политработников, секретарей, руководителей коллективов художественной самодеятельности, клубных активистов. В феврале 1958 года приказом Министра обороны была образована штатная редакция, призванная «пропагандировать положительный опыт Домов офицеров, клубов, библиотек, оказывать разностороннюю методическую помощь культпросветработникам». Главным редактором стал военный журналист полковник В.Парков, которому помогали офицеры запаса С.Утехин и Н.Успенский.

Бюллетень приобрел свое лицо. Все материалы распределялись под рубриками: «В Домах офицеров и клубах», «Библиотечная работа», «Заочный семинар клубного работника», «Беседы с мастерами искусств», «В помощь художественной самодеятельности». Обширную информацию, получаемую в войсках, поставляли методисты ЦДСА.

В разные годы на страницах бюллетеня выступили народные артисты СССР Е.Гоголева, И.Ильинский, А.Попов, И.Любезнов, Л.Касаткина, С.Лемешев, Р.Захаров, народные артисты республики С.Баблоев, А.Тупицын, и многие другие.

Постоянную прописку получил бюллетень в коллективах художественной самодеятельности. Его сценарии и примерные программы концертов отличаются злободневностью, разнообразием репертуара. Нередко печатались новые песни В.Соловьева-Седого, Б.Александрова, Д.Покрасса, И.Лученка, А.Пахмутовой, З.Компанейца, Б.Терентьева, Ю.Милютина, С.Туликова. Материалы-консультации «Как организовать и провести концерт художественной самодеятельности», «Как поставить танец (пляску) на клубной сцене», «Работа над художественным словом», «Проведение вечера отдыха офицеров» и другие помогали артистам-любителям совершенствовать мастерство.

С 1969 года бюллетень стал подписным изданием, а с 1977 года преобразован в журнал «Культурно-просветительная работа в войсках». Ежегодно выходили в свет 6 номеров, где широко представлены различные жанры: статьи, очерки, методические консультации, сценарные разработки тематических вечеров и т.д.

Круг авторов журнала постоянно расширялся. Важные проблемы затрагивали в своих выступлениях заместители Министра обороны СССР Маршал Советского Союза П.Ф.Батицкий и генерал армии А.Т.Алтунин, командующий воздушно-десантными войсками генерал армии В.Ф.Маргелов, Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян, генералы армии П.И.Батов, Д.Д.Лелюшенко, маршал авиации А.Н.Ефимов, генерал-полковник авиации И.Н.Кожедуб, командующие округами генералы армии И.М.Третьяк и Н.Г.Лященко, заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота вице-адмирал А.И.Сорокин, члены военных советов – начальники политуправлений видов Вооруженных Сил генерал армии С.П.Васягин и генерал-полковник П.А.Горчаков, члены военных советов – начальники политуправлений округов.

Немало интересных материалов организовывали, выезжая в войска, сотрудники редакции А.Сазонова, Б.Никитин, методисты Н.Трундаев, О.Тихонов и другие.

Коллектив методического отдела, руководимый полковником В.Селивановским, и редакция журнала во главе с полковником К.Запорожченко прилагали все силы для дальнейшего повышения эффективности и качества культурно-художественного обслуживания воинов Советских Вооруженных Сил.

ИЗДАЕТ ЦДСА

На первой Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации, открытой на ВДНХ в 1975 году, фото- и типографские выставки ЦДСА успешно прошли конкурсный отбор и завоевали высшую награду ВДНХ – золотую медаль. За активную деятельность по созданию материалов наглядной агитации и эффективную методическую помощь войскам Центральный Дом Советской Армии имени М.В.Фрунзе был удостоен диплома 1 степени.

В 1953 году в ЦДСА была образована фотомастерская, первоначально предназначенная для оформления наглядной агитации в помещениях и парке ЦДСА. Фотоснимки стендов фотомастерской размножались и рассылались в Дома офицеров в качестве методического материала. Некоторое время спустя, откликаясь на пожелания из частей и подразделений, отдел культурно-просветительной работы в войсках стал готовить специальные фотомонтажи с короткими рукописными текстами, фоторепродукции с которых направлялись в учреждения культуры армии и флота. Ежегодно выходило лишь семь-восемь фотоподборок, посвященных в основном знаменательным датам и текущим политическим событиям в жизни страны. Постепенно тематика этих изданий расширялась, потребность в них увеличивалась, что повлекло за собой определенную перестройку фотолаборатории. После реорганизации отдела культурно-просветительной работы в войсках в состав методического отдела была включена редакционно-издательская группа, которую возглавил военный журналист капитан 1 ранга В.Коршунов.

В 1968 году был создан редакционно-издательский отдел во главе с полковником А.Н.Колесовым, которого в 1970 году сменил полковник Г.Б.Овсяников.

Издательская деятельность ЦДСА резко возросла. Так, если в 1968 году печаталось 16 наименований иллюстративных и методических материалов для войск и их культурно-просветительных учреждений, то в 1977 году – уже свыше 30. Далее тиражность каждого издания увеличилась более чем вдвое, достигнув по ведущим, наиболее актуальным выставкам и альбомам 90-100 тысяч комплектов.

«Центральный Дом Советской Армии имени М.В.Фрунзе выпустил комплект репродукций с картин и рисунков художников Н.Н.Жукова и П.В.Васильева… – сообщала 9 января 1975 года «Правда». – Изданные ЦДСА репродукции представляют большую ценность».

АРМЕЙСКИЙ ШАХМАТНО-ШАШЕЧНЫЙ ЦЕНТР

Шахматный спорт имеет в наших Вооруженных Силах свои традиции. В 1924 году состоялся первый Всеармейский чемпионат по шахматам, а в 1928 году при Центральном Доме Красной армии имени М.В.Фрунзе возникла шахматная секция Московского гарнизона. Первым председателем секции стал комбриг П.А.Рутынь, секретарем – краском Н.В.Глазунов. Тренером-инструктором был приглашен известный шахматист Н.Павлов-Пьянов, которого вскоре сменил Илья Канн, находившийся на этом посту более 20 лет.

Достижения армейских шахматистов значительно приумножились в 1975 году, когда многие спортивные мероприятия посвящались 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В ЦДСА имени М.В.Фрунзе в январе открылся шахматный турнир с участием многих выдающихся мастеров. Среди них находился и Анатолий Карпов, провозглашенный в том же году чемпионом мира по шахматам.

Шахматный путь А.Карпова начинался в армейской среде. Играть он научился в четыре года, девяти лет выполнил норму первого спортивного разряда, а после переезда семьи в Тулу пришел в шахматный клуб гарнизонного Дома офицеров. Одновременно А.Карпов занимался во всесоюзной заочной шахматной школе под руководством экс-чемпиона мира М.М.Ботвинника и, перешагнув свое пятнадцатилетие, стал самым юным в стране мастером спорта СССР. С этой поры дарование талантливого спортсмена развивалось под руководством главного тренера сборной команды Вооруженных Сил гроссмейстера С.А.Фурмана.

Выдающихся успехов достигла представительница Закавказского военного округа Н.Гаприндашвили. Победив в 1975 году в финальной встрече свою землячку Н.Александрию, «шахматная королева» в пятый раз доказала, что равных ей мастеров пока нет. Первой среди женщин Н.Гаприндашвили была удостоена почетного звания гроссмейстера СССР.

Каждое лето открывался специальный шахматный павильон в парке ЦДСА. Товарищеские встречи, лекции о шахматах и шашках, разбор наиболее интересных партий международных турниров привлекают многих любителей. В том же павильоне посетители всегда могли познакомиться с новинками литературы по шахматно-шашечному спорту, прочитать последние номера периодических изданий, бюллетеня Центрального шахматного клуба Вооруженных Сил СССР.

СПОРТ И ТУРИЗМ

Спортивно-массовая работа в Советских Вооруженных Силах развертывалась под руководством Управления физической подготовки и спорта, образованного в системе Министерства обороны СССР в 1947 году. При его непосредственной поддержке и активной всесторонней помощи отдел физической культуры и спорта ЦДСА, возглавляемый до 1948 года заслуженным мастером спорта СССР Д.М.Васильевым, превратился в конце сороковых годов в один из крупнейших спортивных центров страны, вышедших и на международную спортивную арену. За короткий срок были переоборудованы и расширены спортивные сооружения в парке ЦДСА, стадион и лыжная база в Сокольниках, открыты новые учебно-физкультурные кабинеты, приобретены лучшие образцы спортивного инвентаря. В спортивные коллективы ЦДСА возвратились известные армейские тренеры и спортсмены, набирали силу игровые команды: футбольная, хоккейная, волейбольная, баскетбольная, по водному поло.

Футболисты ЦДСА, руководимые заслуженным мастером спорта СССР Б.А.Аркадьевым, в 1945 году завоевали Кубок СССР. Впервые удостоившись золотых медалей чемпиона СССР осенью 1946 года, они сохраняли высокий титул в 1947, 1948, 1950 и 1951 годах. Слава футболистов ЦДСА В.Никанорова, И.Кочеткова, А.Прохорова, Г.Федотова, А.Гринина, В.Демина, В.Николаева, В.Боброва, В.Чистохвалова перешагнула далеко за пределы СССР.

В 1946 году при ЦДСА была создана команда по хоккею с шайбой. Тренером и ведущим игроком команды, в состав которой вошли Б.Афанасьев, Е.Бабич, В.Никаноров, В.Бобров, Г.Мкртычан, В.Меньшиков и другие спортсмены, в течение многих лет оставался заслуженный мастер спорта СССР А.В.Тарасов. Хоккеисты ЦДСА, победно завершив второй чемпионат Советского Союза в 1948 году, повторили этот успех в 1949 и 1950 годах.

Волейболисты ЦДСА на первых порах не радовали своих поклонников. Лидером советского волейбола в то время являлось столичное «Динамо» - бессменный чемпион СССР на протяжении нескольких лет. Однако в 1949 году положение изменилось: золотые медали получили спортсмены ЦДСА В.Саввин, В.Харитонов, Б.Кабанов, В.Скворцов, Г.Бурцев, К.Рева, Г.Гранатуров и Е.Алексеев.

Быстро нашла «свою» игру и команда ЦДСА по водному поло, за которую выступали В.Кузнецов (он же и тренер), В.Попков, И.Бутырин, В.Горшков, И.Дмитриев, А.Ефремов, М.Титаренко, Е.Семенов и В.Оболенский. Уже в 1945 году они отобрали титул чемпиона страны у сборной команды военно-морских учебных заведений. Это почетное звание спортсмены ЦДСА завоевывали и в 1946, 1949, 1954 годах.

1945 год по праву принес высокие награды чемпионов Советского Союза баскетболистам ЦДСА по главе с тренером В.Григорьевым. Позднее команда продолжала идти к новым вершинам под руководством заслуженного мастера спорта СССР Е.Н.Алексеева.

Замечательное мастерство демонстрировали воспитанники ЦДСА на соревнованиях в сороковых и пятидесятых годах в индивидуальных видах спорта. Это тяжелоатлет А.Божко, фехтовальщик В.Вышпольский, легкоатлеты Ф.Ванин, П.Головкин, С.Кузнецов, А.Канаки, С.Пржевальский, чемпион по стрельбе из винтовки Б.Андреев, многократный чемпион СССР по конькам В.Прошин, чемпион по мотоспорту В.Кулаков и другие. В 1948 году питомцы ЦДСА – участники первой послевоенной всеармейской спартакиады, посвященной 30-летию Советской Армии, обновили шесть рекордов Вооруженных Сил: - по плаванию и четыре – по легкой атлетике. Они не раз одерживали верх над сильными соперниками в состязаниях по лыжам, конькам, стрельбе, гребле и т.д.

Знаменательным был для спортсменов ЦДСА 1952 год. 50 представителей ЦДСА впервые вступили в борьбу на ХV Олимпийских играх в Хельсинки, программа которых предусматривала 149 состязаний по 21 виду спорта. Делегация СССР, включавшая 334 спортсмена, в том числе 90 человек из Вооруженных Сил, завоевала 106 олимпийских медалей. Среди призеров – 19 армейцев.

Отдел туризма и экскурсий ЦДСА имел турбазы в Кудепсте, Терсколе, Красной Поляне и других районах, организовывал массовые экскурсии военнослужащих и членов их семей на речных и морских судах и автобусах. Туристско-экскурсионная работа ЦДСА охватывала не только главные и центральные управления Министерства обороны СССР, но и военные округа, группы войск и флота. Бурное развитие туризма в армии и на флоте, расширение его масштабов потребовали специального Отдела туризма Министерства обороны СССР, который был образован в 1968 году на базу отдела туризма и экскурсий ЦДСА.

Для духовного роста воинов…………………………………………………

Книги – источник знаний……………………………………………………
Военно-научное общество……………………………………………………
Литературное объединение…………………………………………………
Студия художников-любителей……………………………………………..
Новое, передовое – в жизнь………………………………………………….
Издает ЦДСА…………………………………………………………………
Армейский шахматно-шашечный центр……………………………………...
Спорт и туризм………………………………………………………………..


Но в 1777г. в газете «Московские ведомости» появилось объявление:
В доме Двора Ея Императорского Величества камер юнкера, Графа Алексея Володимеровича Салтыкова, состоящем в приходе Иоанна Воина, что на Убогом дому, желающие покупать априкосовыя, миндальныя, померанцевыя, апельсиновыя и прочия с плодами и без плодов оранжерейныя деревья и разныя цветы, да порцелиновый сервиз, все оное могут видеть в означенном доме, а о цене осведомиться у самого Графа Салтыкова или у служителя Егора Желыбина.
Владение Салтыковых было куплено казной для размещения в нем инвалидного дома для неимущих штаб и обер-офицеров русской армии. Это заведение не только оказывало материальную помощь неимущим, но и поощряло офицеров, прослуживших всю жизнь в армии.
Но уже в 1802 году Инвалидный Дом переводится в другое место, а в этих зданиях появляется Екатерининский институт благородных девиц, открытый при непосредственном участии императрицы Марии, а площадь переименовывают в Екатерининскую. В институт принимали девочек из бедных дворянских семей и семей военных. Обучение в одном классе длилось 3 года, при этом девушки воспитывались в большой строгости: вставали в 6 утра, ложились в 9 вечера, и весь день проводили в учебе. Выпускницы Екатерининского института имели большие шансы попасть ко двору, например, в качестве фрейлины.
Новые цели требовали изменений в архитектурном облике здания, и усадьба в 1802-1807 годах была перестроена по проекту И.Д.Жилярди, который добавил к ней также флигеля. Но вскоре потребовалось расширить здание Екатерининского института, и в 1818-1827 годах оно было перестроено под руководством Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьева в стиле ампир: в центре появился торжественный портик с десятью дорическими колоннами и красивым фризом.
Но в советское время отношение к институтам благородных девиц изменилось, появилось даже презрительное слово «институтка», поэтому Екатерининский институт был закрыт. В 1918-1928 годах по проекту С.А.Торопова здание было отреставрировано, появилась парадная лестница.
В 1925г. вышло постановление Революционного Военного Совета увековечить память тов. Фрунзе Михаила Васильевича постройкой в Москве Центрального Дома Красной Армии имени товарища Фрунзе Михаила Васильевича. На строительство нового здания тратиться не стали, а решили разместить новый центр в здании Екатерининского института. И 28 февраля 1928 года в нем открылся Культурный Центр Красной Армии, который с 1997 года носит имя Фрунзе. Екатерининскую площадь переименовали сначала в площадь Комуны, а затем в Суворовскую.
Известно также, что в Культурном Центре до 1965 годы работал Музей Красной Армии и Флота, переименованный в 1965г. в Центральный музей Вооруженных Сил СССР. А в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. отсюда на фронт направлялись артистические бригады театров, филармоний, концертно-гастрольных объединений.
Сегодня Культурный центр Вооруженных Сил Российской имени Фрунзе включает военно-художественную студию писателей, библиотеку с фондом более 500 тысяч томов, планетарий, расположенный в Екатерининском парке, несколько отделов и концертных залов (Краснознаменный зал, Каминный зал, Киноконцертный зал, Малахитовая гостиная, Золотая гостиная, Красная гостиная, Белая гостиная, Камерный зал).

При любых разговорах о военной службе, по обыкновению, приходит на ум определенный солдафоны, форма, выправка, чеканка шага и прочее из той же серии. Вместе с тем, вокруг исполнения непосредственных задач, которые поставлены родиной перед своими защитниками, сконцентрировано немало людей гражданской жизни, включая семьи военных, впрочем, сами военные, надо полагать, отнюдь не все 24 часа посвящают плацу. Именно для исполнения задач духовного характера в первые десятилетия прошлого века был создан Культурный центр вооруженных сил Российской Федерации.

Возникновение центра

Мысль о необходимости организовать культурный отдых для служак, проводящих немало времени в окопах, пришла в конце третьего десятилетия прошлого века - в 1928 году появился Центральный дом Красной армии. За неполные сто лет он претерпел несколько переименований, впрочем, это никак не отразилось на его сути. Сначала он стал ЦД Советской армии, а после развала советской империи - ЦД Российской армии.

Изначально будущий вооруженных сил РФ подчинялся политико-управленческой структуре в армии, так называемому ГПУ. Поскольку при организации культотдыха ведомство стремилось охватить как можно больше видов деятельности, в его ведении были разнообразные объекты: например, залы для демонстрации фильмов, организации лекций, концертов, выставок, аудитории для обучения, библиотеки, а также парки. Кроме того, для активного отдыха организовывались танцы или турниры по настольным играм, театральные постановки.


Довоенный период

Несмотря на позиционирование себя как организатора в первую очередь культурного времяпрепровождения, в довоенный период новое ведомство главным образом было озабочено не столько культурным и образовательным уровнем военнослужащих, сколько их соответствием высоким армейским стандартам. Сотрудники вновь родившегося управления, как, впрочем, и нынешнего КЦ ВС РФ, занимались в основном популяризацией военизированных наук, патриотизма и доблести с армейской точки зрения среди гражданских. Впрочем, стоит отметить, что именно это военно-культурное ведомство породило многих, известных по сей день, невероятно талантливых коллективов, к примеру, ансамбль песни и пляски Александрова, Центральные академический театр и спортивный клуб российской армии и другие знаменитые коллективы.

Кроме того, именно благодаря этой организации у Советской армии и флота появился собственный музей, который в 1964 году получил название музея Вооруженных сил.


Война и после нее

Разнообразная документальная хроника военных лет ярко демонстрирует всю острую необходимость в тех артистических коллективах, которые объезжали фронт, бесстрашно ставили свои номера на передовых и в госпиталях. Лидия Русланова, Валентина Серова, Георгий Юматов и множество других, которые под грохот снарядов, под свистом пуль, рискуя ежеминутно погибнуть, всей широтой своей души и щедрости таланта повышали боевой дух тех, кто выковывал победу в поту и крови.

Нынешний Культурный центр вооруженных сил Российской Федерации с самого начала войны превратился в полевой штаб, главной функцией которого было обеспечить фронту любые средства по повышению боевого духа. Именно здесь формировались так называемые фронтовые бригады, в которые входили эстрадные артисты, кино- и театральные актеры.

По окончании войны, по решению руководства страны, ведомство стало носить имя известного революционера Михаила Фрунзе. Хотя самая страшная война и закончилась полным разгромом в воздухе витало ощущение нового военного столкновения, поэтому учреждение несколько изменило свой профиль и стало обучать иностранным языкам, готовить к поступлению в военные академии для усиления офицерского состава. Кроме того, была усилена и политико-воспитательная составляющая, выразившаяся в открытии университета марксизма-ленинизма.

Новая жизнь у ведомства началась после развала советской империи. В 1993 году оно носило уже имя российской армии, а в 1997 году переименовалось в Культурный центр вооруженных сил Российской Федерации.

Ведомственные задачи

Современное военно-культурное ведомство включает в себя шесть отделений. Отдел, ответственный за культуру в своеобразном понимании, является главным. Именно он отвечает за взращивание нравственности среди военных, а также среди их семей. Его воспитательные поползновения распространяются и на весь гражданский персонал. Формирование тех самых бригад сегодня возложено на военно-шефский отдел, который также организует и торжественные мероприятия к памятным датам. Функции пропаганды возложены на писательский отдел.

Хотя Культурный центр вооруженных сил Российской Федерации и имеет современное название, опирается на свое наследие, а значит, решает изначально заданные задачи, с некоторыми поправками на время, и использует приблизительно те же методы, что и его родоначальники. В современной риторике не исключено, что именно на такие организации ляжет основной груз массированного интегрирования патриотических идей актуального разлива с конкретными пропагандистскими целями.

(научно-методический центр), федеральное государственное учреждение .

Культурный центр Вооруженных сил Российской Федерации является формированием Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) - войсковой частью и имеет условное (открытое) наименование воинского формирования , используемое с цифровым индексом (В/Ч №). (Ранее РККА , МО СССР).

Задачи

В советское время ЦДСА работал под руководством Главного политического управления Советской Армии и ВМФ . Располагал лекционными, концертными, кино- и выставочными залами, методическими кабинетами, учебными аудиториями, библиотекой, летним парком с массовым театром. Имел залы отдыха, комнаты настольных игр, танцевальные залы и гостиницу.

Предвоенный период

В предвоенный период здесь проводилась активная работа по повышению военного, общеобразовательного и культурного уровня командных кадров, культурно-художественному обслуживанию войск, распространению военных знаний среди гражданского населения. В эти годы в стенах ЦДКА сформировались известные ныне такие коллективы, как Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова , Центральный академический театр Российской Армии , Отдельный военный показательный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный спортивный клуб Армии , Центральный шахматный клуб Вооруженных Сил. С 1928 по 1965 годы в здании ЦДКА - ЦДСА размещался Музей Красной Армии и Флота , переименованный в 1965 году в Центральный музей Вооруженных Сил СССР (ныне - Центральный музей Вооруженных Сил). Крепкая дружба связывает более 70 лет ЦДКА - ЦДСА - ЦДРА - КЦ ВС России со Студией военных художников имени М. Б. Грекова , образованной в ноябре 1934 года в память об этом выдающемся художнике-баталисте.

Военный период

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ЦДКА стал своеобразным штабом культурно-художественного обслуживания войск действующей армии . Отсюда направлялись на фронт артистические бригады театров , филармоний , концертно-гастрольных объединений из разных регионов страны.

Послевоенный период

В 1946 году ЦДКА был переименован в Центральный Дом Советской Армии имени М. В. Фрунзе (ЦДСА) , а в феврале 1993 года - в Центральный Дом Российской Армии (ЦДРА). При ЦДСА функционировал: вечерний университет марксизма-ленинизма, народный университет культуры, курсы по подготовке в военные академии и иностранных языков, военно-научное общество, литературное объединение, шахматный клуб, клуб филателистов.

С ноября 1997 года ЦДРА носит название «Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации» имени М. В. Фрунзе .

Награды

Заслуги КЦ ВС России в развитии культурно-досуговой работы с личным составом армии и флота, активное участие в военно-патриотическом воспитании граждан нашей страны отмечены высокими государственными наградами, другими поощрениями на самом высоком уровне.

В 1968 году Центр был удостоен Ордена Красной Звезды , а в 1978 году - Ордена Октябрьской Революции . В 1995 году Культурному центру ВС России была объявлена благодарность Президента Российской Федерации .

Начальники

  • Мутных Владимир Иванович (1895 - 25.11.1937), бригадный комиссар , член ВКП(б) с 1918, начальник Центрального Дома Красной Армии. Репрессирован (арестован 20 апреля 1937 г., приговор ВКВС 25 ноября 1937 г.). Реабилитирован 15 августа 1956 г.
  • Родионов Федор Ефимович (1897 - 9.12.1937), начальник Центрального Дома Красной Армии, корпусной комиссар , член ВКП(б) с 1919 г. Репрессирован (арестован 31 мая 1937 г. Приговорен ВКВС СССР 9 декабря 1937 г. по обвинению в участии в антисоветском военно-фашистском заговоре и в этот же день расстрелян). Реабилитирован 28.7.1956 г.

Коллектив

В настоящее время здесь плодотворно трудятся 21 заслуженный работник культуры Российской Федерации , 1 заслуженный деятель искусств Российской Федерации , 6 заслуженных артистов России, 6 докторов и кандидатов наук .

Структура

Центральная часть здания построена в 1779 году по проекту - совершенство композиционного решения интерьера делает этот зал изысканно торжественным. Свобода - вот первое чувство, которое испытывает каждый вошедший сюда. Праздничная приподнятость ощущается во всем. Зал способен принять до 600 гостей.

  • «Каминный зал». Конструктивность декоративного решения, высокое чувство стиля присущи этому залу. Зал поражает ясным ритмом пространства и пластикой драпировки на огромных окнах. Зал способен принять до 120 гостей. Здесь обычно проходят заседания клуба высших офицеров России.
  • «Киноконцертный зал» - это высокий стиль в прямом и переносном смысле. Как бы парящие колонны, усиливающие динамику пространства, благородство цветовой гаммы дарят хорошее настроение. Этот прекрасный зал оборудован самой современной световой и звуковой техникой. Вместимость зала - 400-600 гостей.
  • «Малахитовая гостиная». Излюбленная гамма цветов от изумрудного до бирюзового. До 100 персон принимает эта гостиная.
  • «Золотая гостиная» - это великолепие убранства и сияние золота в интерьерах. Гостиная рассчитана на 20 персон.
  • «Красная гостиная» - уникальное место для проведения официальных встреч, вечеров салонной музыки. Издревле красный цвет на Руси считался цветом человеческой любви. Яркий колорит убранства и золотистая гамма паркета наполняют эту гостиную истинно русским уютом. В гостиной, возможно, принять до 80-ти персон.
  • «Белая гостиная». Композиция и сюжетная законченность интерьера, белый цвет и яркий свет, благородство и поэтическое обаяние гостиной - все это работает на позитив события, которое может быть проведено в этом уникальном месте Культурного центра. Гостиная рассчитана на 100 персон.
  • «Камерный зал» достаточно скромен и даже аскетичен, на первый взгляд. Зал способен принять до 200 гостей.
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...