Человек и общество в произведении муму. И.С. Тургенев "Муму": описание, герои, анализ произведения. Несколько интересных сочинений


(370 слов)

Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.

В романе Тургенева «Отцы и дети» общество, напротив, не может повлиять на героя. Базаров идет против него, признавая все его ценности несущественными, а иногда и откровенно надуманными. Он сам старается двигать его вперед своими открытиями, видя консерватизм и невежество российского общества. Благодаря его деятельности, застоявшийся социум обогащается новыми прогрессивными элементами вроде феминисток и нигилистов, пусть и карикатурных персонажей, но все же носителей новых идей. Они своим нарочитым, пока бесплодным протестом привлекают людей к проблеме женского бесправия и социального неравенства, а не усугубляют эти социальные катаклизмы подобно праздным и помешанным на своей личной жизни дворянам. Таким образом, если общество влияет на ведомых граждан, то яркие, самобытные личности могут сами влиять на общество.

Итак, общество во многом формирует личность, но кто-то останавливается на этом и лишь дополняет инертную массу людей, повторяющих из века в век одно и то же, а кто-то берет бразды правления в свои руки и влияет на общество сам. Значит, неизбежное влияние социума на людях отражается по-разному: кого-то учит только подчиняться, кого-то мотивирует действовать самостоятельно. Таким образом, результат в любом случае зависит от нас самих.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Заключение

Рассказ И. Тургенева «Муму», написанный в середине позапрошлого столетия, мало кого может оставить равнодушным. Пронзительный и лаконичный, он красочно описывает времена крепостничества, бесправие крестьян и вседозволенность помещиков.

Герасима не спрашивали, когда решили перевезти его в Москву в услужение барыне в качестве дворника. Он смирился с тем, что милую его сердцу Татьяну выдали замуж за пьяницу и дебошира, а после отослали подальше от усадьбы. Своеобразную замену своей несостоявшейся любви нашел он в собаке Муму. Именно она стала ему членом семьи, которого он любил и о котором беспокоился больше, чем о ком бы то ни было.

Но, несмотря на свою привязанность к собаке, у него и в мыслях не было ослушаться барыню, когда она приказала избавиться от собачонки, которая «нанесла оскорбление» ее достоинству сначала зарычав на нее, а затем неоднократно нарушив ее сон и спокойствие.

Таков был естественный порядок вещей в те времена - когда хозяин приказывает, крепостной подчиняется, несмотря на свои чувства, желания и вопреки душевной боли. Но даже крепостной, как бы он ни был подавляем волей помещика -- в первую очередь является живым человеком. И выполняя очередной приказ барыни вопреки своей воле, убивая единственное близкое ему существо, Герасим, словно убил в себе свою покорность и безропотность.

Он выполнил приказ, он исполнил то, что от него ждали, но - в последний раз. В последний раз он был покорным, в последний раз смирился укладом жизни, который впитал в себя еще с пеленок. Утопив Муму, он стал свободным - пусть не телом, ведь формально и жизнь его, и его благополучие по-прежнему принадлежали капризной барыне, но дух его стал свободным. И он ушел обратно в деревню.

Таким образом, смерть его любимицы Муму стала символичной и изменила и его самого и его дальнейшую жизнь - ведь благодаря стечению обстоятельств, Герасим не был наказан за самовольный уход, а прожил в деревне всю свою жизнь, как и хотел. Но помня о том, что в любой момент он может все потерять по воле помещика, он навсегда исключил из своей жизни привязанность к кому-либо и больше никогда не заводил домашних животных.

Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы, они выступают, по существу, продолжением природных стихий, человеческой их кристаллизацией. Герасим на протяжении почти всего рассказа «Муму» лишен такой возможности, до тех пор, пока он не принимает самостоятельное решение - вернуться в деревню.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникационные стратегии современного научного познания. - М.: Лань, 2014.

2. Буйнова О.Ю. Универсальные и специфические черты процесса метафоризации// Лингвистические исследования.- М.: Изд-во МГУ, 2010.

3. Гей Н.К. Художественность литературы.- М.: Вагриус, 2013.

4. Кулешов В.И. Маленькая трилогия//Вершины русской классики,.-М.: ЭКСМО, 2010.

5. Лессинг Г.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии// Хрестоматия по теории литературы. М.: Просвещение: 1982.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост.: Николюк А.Н. - М.: Интелвак, 2011.

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы, 1988. №8.

8. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева.

9. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века, ч.2.- М.: Дрофа, 2010.

10. Поспелов Г.И. Введение в литературоведение. М.: Айрис-пресс, 2009.

11. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - СПб.: Норинг, 2011.

12. Тимофеев Л.И. Теория литературы. М.: Алетейя, 2009.

13. Тургенев И.С. Собр. соч., т. 10.- М.: Художественная литература, 1977.

14. Хализев В.Е. Введение в литературоведение.- М.: Айрис-Пресс, 2010.

15. Хализев В.И. Драма как род литературы. М: изд-во МГУ, 2006.

В современном мире человеческими чувствами руководят преходящие ценности, которые со временем теряют свою значимость и актуальность: деньги, одежда, дома, драгоценности. Не так много истинно-важных ценностей предоставляет нам Вселенная: это вера, любовь, дружба. Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе его ценностных ориентиров. Оно существует не только между людьми, но и в бескорыстных взаимоотношениях человека с животными. Но почему тогда братья наши меньшие часто становятся жертвами человеческой жестокости? Почему человеческая безответственность, коварство и несправедливость становятся источниками беспощадности мира, в которых любая жизнь не стоит ни гроша? В первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных существ, именуемых себя людьми. Но ведь животные наделены такими же чувствами скорби, обиды и одиночества, как и человек. Они дают нам гораздо больше, чем мы можем отдать взамен. Они дарят теплоту, ласку, благодарность, любовь, бескорыстную преданность. Проявляя дружелюбие, они позволяют человеку через взаимность раскрывать свои истинные чувства и переживания, и такой немногословный собеседник может подарить нам ощущение близости родной души, второго «Я». Они вверяют нам свою жизнь, и мы должны быть ответственны за тех, кого приручаем.

В своем рассказе «Муму» Тургенев повествует о внутренней коллизии крепостного Герасима, который всей душой был привязан лишь к одному существу – собаке. Однако он понимал, что жестокая барыня не даст ей жизни, а он никак не сможет защитить ее. Для помещицы он сам – жалкая собачонка, как и все крепостные для своих господ. Как же может бесправное и слабое существо помочь другому? Это все равно, что требовать от Муму протекции для Герасима. Осознав свою беспомощность, герой понимает, что лучше не мучать животное, предав его и бросив. Он ощущает груз ответственности за судьбу живого существа, которое так доверилось ему. Собаке, умному и чуткому другу, будет больнее, если ее оставят на произвол судьбы. Она все равно умрет без хозяина, но в муках. А потому Герасим берет эту боль на себя, он убивает собаку, чтобы облегчить ей неминуемую гибель. Так она хотя бы не была подло обманута, не разочаровалась в людях и не изнемогала от голода и одиночества. Ее хозяин был предан ей до конца и готов был пойти на жертвы ради любви к собаке. Очень страшно и сложно жить с таким грузом на сердце, но Герасим смиренно несет этот крест.

Сегодня нет ни помещиц, ни крепостных. Никого не могут принудить убить или бросить животное. Однако принципы гуманизма, заложенные Тургеневым, у многих, видимо, остаются на школьной скамье. Люди становятся взрослыми, их души черствеют, они и человека с удовольствием топят, чего уж о собаке говорить. Светлые чувства, которые этот рассказ пробуждает в читателях, и основополагающее ценности доброты, любви, ответственности для многих – пустые слова и жалкие сантименты. Вокруг все так же множатся бездомные животные, все так же происходят вопиющие скандалы, связанные с жестоким обращением с братьями нашими меньшими. А ведь эти «саратовские живодерки» (фигуранты громкого уголовного дела об издевательствах над животными) тоже учились в школе, также читали Тургенева. Почему они так безответственны? Наверное, потому, что не прочувствовали того гуманистического посыла, который автор передавал потомкам. Они пролистали книгу и ни о чем не задумались. Я считаю, что каждому человеку для того, чтобы им остаться, надо время от времени перечитывать русскую классическую литературу и постепенно открывать для себя новые ее грани, ведь с возрастом все мы меняемся и начинаем лучше понимать и шире мыслить. В противном случае трагедия Муму повторится и не один раз.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Выберите правильное определение.

1) Аргументы – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать.

2) Аргументы – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

3) Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

2. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа. Объясните выбор.

Тезис: Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.

Фрагменты сочинений:

1) В качестве примера можно привести повесть И. С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавится от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.

2) О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С. Есенин в стихотворении «Песнь собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенят. Горьким упреком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».

3) Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» - он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон-Томпсона каждая особь живой природы – это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.

Тезис: Знание, не подкрепленное любовью и человечностью, может быть опасно.

Фрагменты сочинений:

1) История знает множество примеров того, что величайшие научные открытия использовались против человечества. Люди придумали порох, динамит, ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Тысячи ученных по всему миру до сих пор изобретают новые изощренные средства для массового уничтожения людей. К сожалению, не все ученные задумываются об ответственности перед человечеством за свои открытия.

2) Можно вспомнить повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Благие намерения Преображенского найти способ омоложения человека оборачиваются трагедией. В результате операции милейший пес превращается в грубое, неразвитое, самонадеянное и наглое человеческое существо – Полиграф Полиграфовича. Так Булгаков высмеивает миф о рождении нового советского человека и вновь доказывает, что только постепенное развитие – эволюция – может разрешить основные противоречия в жизни общества.

3) Обратимся к профессии врача. Хороший врач знает почти все о строении человеческого тела и поэтому может вылечить, облегчить страдания, то есть использовать свои знания в соответствии с клятвой Гиппократа («Не навреди»). Однако во время Второй мировой войны в немецких концентрационных лагерях именно врачи проводили бесчеловечные эксперименты над заключенными (в том числе женщинами и детьми), становились настоящими изуверами и палачами. Таким образом, любое знание может быть опасно, если им владеют люди, лишенные чести и совести.

4. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор.

Тезис: Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка!

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, в созидательной силе милосердия размышлял Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Милосердие осталось в сердцах москвичей, испорченных квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить Фриду от мучительных напоминаний о совершенном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, когда прощает Понтия Пилата.

5. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор.

Тезис: Художественная литература – это важнейший источник духовного развития личности.

Фрагменты сочинений:

1) Действительно, с самого детства в нашу жизнь входят народные сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина. Все эти произведения учат ребенка добру, пониманию того, что такое красота, и указывают путь к духовным высотам.

2) Чтение художественной литературы должно быть медленным и вдумчивым. Ведь художественное произведение – это сложная система переплетенных образов и мотивов, это особый мир, отражающий авторское видение действительности. Однако проникнуть в этот мир, понять его законы может только вдумчивый читатель, четко прислушивающийся к авторскому голосу и многоголосью героев, внимательный к художественным деталям.

3) Правоту автора подтверждает публицистика Д. С. Лихачева. Например, в очерке «Любите читать!» этот ученый и общественный деятель пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачев отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о любви и многом другом, что волнует каждого из нас.

Мне так понравился, что я решила выбрать его для своего исследования. Тема исследования – «Осуждение крепостничества в рассказе «МУМУ». Изучение биографии писателя, работа с текстом помогли мне найти ответ на проблемный вопрос: «Как влияет крепостное право на человека?». В работе я осветила такие вопросы:

· страницы биографии писателя

ВЫВОД:

Дворник Герасим был человеком необыкновенной силы, об этом говорит не только его портрет, но и описание комнаты, в которой он все устроил по своему вкусу. По характеру он человек трудолюбивый и ответственный, добрый и умеющий сочувствовать. Но в то же время Герасим глубоко несчастный человек: он любил Татьяну, но ее выдали замуж за пьяницу Капитона, он всем сердцем привязался к Муму, но барыня приказала ее утопить.

Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Ответ однозначен: барыня, а в ее лице крепостное право.

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ:

· Крепостное право калечит, уродует душу человека

· Крепостное право разрушает семьи, при этом рвутся родственные связи

· Человек не может распоряжаться своей жизнью, он не принадлежит сам себе, он не может быть счастлив

· В рассказе «Муму» Тургенев показывает первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, но это предвестники грядущих перемен

· Рассказ «Муму» ставит писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Честность и благородство помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...