Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»). История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")


Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Почему Чацкий обречен на одиночество?

Образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея - гражданское служение, служение «делу, а не лицам». Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно. Чацкий и это общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы. Если сначала Чацкий для Фамусова только «опасный человек», который «вольность хочет проповедать», то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по всему!». Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых. Ведь признать его взгляды правильными - значит отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это невозможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе. Чацкий выступает как обличитель «века минувшего».

2.2. Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?

Уловить связь «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство - в языке. Он богат постоянными эпитетами: «синий Дон», «золотое стремя», «чистое поле». Многие сравнения в «Слове…» заимствованы из народной поэзии. Битва тут сравнивается с жатвой: «На Немизе стелют снопы головами, молотят цепами булатными, жизнь на току кладут, веют душу от тела». В духе народных традиций и сравнение битвы с пиром: «Тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую».

Связаны с фольклором и некоторые образы «Слова…». В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в «Слове…», как о живых существах, говорится об обиде («Дева Обида»), жалости и горе («Желя и Карна пошли по земле Русской»).

О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…»

В «Слове…», как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, «кликнула, стукнула земля, зашумела трава», «галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали».

В произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения.

Устное народное творчество - источник, из которого «Слово о полку Игореве» черпало язык, образы, сюжеты. Это произведение имеет кровную связь с фольклором, а значит, по-настоящему народно.

2.3. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения.

«В комедии я решил собрать все дурное в России и посмеяться над всеми сразу», - писал Н. В. Гоголь о «Ревизоре». Действительно, в сюжете комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается весь хаос жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое. Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был - смех».

2.4. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена - праведник, без которых «не стоит земля»? (По повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. От его лица ведется повествование.

Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно. Праведность Матрены в том, что даже в таких изнуряющих, мелочных, нередко унижающих испытаниях она остается терпимой, отзывчивой, способной радоваться чужой удаче. В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны - в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.

Умение жить в ладу со всем окружающим миром отличает героиню от других людей. Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли, горницу при жизни разобрали и вслед «гробу» осудили – жила не как все.

«Утратили Бога в душе - вот где причина всех бед», - считает Солженицын. А Матрена «с Богом» жила. Матрена - праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа, по Солженицыну.

Работу над рассказом А. Солженицын начал летом 1959 года. В это время писатель находился в посёлке Черноморском в Крыму, куда приехал по приглашению своих друзей. Рассказ был окончен в декабре 1959 года.

Через 2 года Солженицын передал своё произведение А. Твардовскому, который сразу сделал вывод о том, что подобный рассказ не может быть опубликован. Более всего Твардовскому не понравилось изначальное название («Не стоит село без праведника»), и он предложил заменить его на «Матрёнин двор». Чтобы избежать проблем с цензурой, автор изменил время действия в рассказе, перенеся его на 1953 год. Произведение было опубликовано в 1963 году. Во второй раз «Матрёнин двор» опубликовали в конце 80-х годов в Журнале «Огонёк». Рассказ опубликовали без согласия автора, в связи с чем Солженицын объявил публикацию незаконной.

Рассказ был принят критиками неоднозначно и вызвал целую волну споров, которые начались зимой 1964 года. Начало дискуссиям положила статья молодого писателя Л. Жуховицкого, называвшаяся «Ищу соавтора!». Больше всего порицаний вызвала авторская позиция в рассказе.

Судьба рассказчика Игнатича во многом схожа с судьбой самого автора. Он тоже воевал, был в лагере и ссылке. Когда Игнатич устроился на работу, «каждая буква» его биографии была «перещупана»: бывшему заключённому не доверяли. Рассказчик хочет жить где-нибудь в глубинке и стать обыкновенным школьным учителем. Сначала Игнатич поселился в деревне Высокое Поле. Но здесь ему не понравилось. Жители деревни вынуждены были ходить за продуктами в город. Игнатич выбирает посёлок под названием Торфопродукт. Неблагозвучное название становится причиной, по которой рассказчик отказывается жить и в этом населённом пункте. В конце концов, бывший заключённый переезжает в деревню Тальново.

Игнатич поселился в избе, хозяйку которой звали Матрёна Васильевна. Рассказчик сразу заинтересовался этой женщиной. Он хочет знать о Матрёне больше. Однако хозяйка не торопится рассказывать о себе, считая, что такому человеку, как её новый постоялец, будет совершенно неинтересна судьба простой русской бабы. Но со временем Матрёна Васильевна всё-таки решается рассказать о своей жизни. То, что поведала женщина, удивило и поразило рассказчика. Игнатич уверен, что в судьбе Матрёны есть особенный смысл, который не замечают окружающие.

Матрёна Васильевна потеряла мужа ещё в начале войны. Он пропал без вести. Женщина считает, что ей повезло с супругом. Он никогда её не бил, что для деревни очень большая редкость. Матрёна признаётся, что не любила мужа так, как любил её он. Игнатич узнаёт, что его новая знакомая должна была выйти замуж за Фаддея, старшего брата её супруга. Но Фаддей давно пропал, уйдя на фронт в Первую мировую войну. Женщину выдали замуж за Ефима, младшего брата. Через некоторое время внезапно возвращается Фаддей. Оказалось, что всё это время старший брат был в венгерском плену.

Матрёна родила своему мужу шестерых детей. Однако ни один ребёнок не смог прожить более трёх месяцев. Суеверные односельчане считали, что на Матрёну Васильевну наведена порча, да и сама женщина в это поверила. Фаддей был влюблён в жену своего брата. Собираясь жениться, он выбрал себе невесту с именем возлюбленной. «Вторая» Матрёна тоже родила шестерых детей. Не получив возможности стать матерью, Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, дочь Фаддея, и воспитывала её до тех пор, пока девушка не вышла замуж.

В конце рассказа читатель узнаёт о смерти Матрёны. Женщина завещала свою избу приёмной дочери. Однако Фаддей решил не дожидаться, пока Матрёна умрёт, и забрал избу. Помогая брату мужа перевезти свой дом, женщина погибла. На похоронах родственники оплакивают Матрёну Васильевну, но делают это только по обязанности. На самом деле все эти люди ожидают окончательного раздела имущества.

Характеристика персонажей

Рассказчик Игнатич

А. Солженицыну не пришлось придумывать главных героев для своего рассказа. Игнатича автор «списал» с себя самого. Узнав о жизни рассказчика, читатель может узнать и о судьбе самого Солженицына.

Человек, защищавший отечество, оказался в тюрьме, вернувшись на родину. Игнатич прошёл множество суровых испытаний на своей родной земле. Всюду на него смотрят, как на предателя, презирают. Единственным выходом становится бегство в деревню. Рассказчик уверен, в глубинке его никто не обидит. Он не желает для себя ничего, кроме тишины и покоя.

В Матрёне Васильевне Игнатич находит женщину, которой, возможно, ему не хватало всю его жизнь. Как и сама Матрёна, рассказчик уже не молод. Он не нуждается в страстях и пылких чувствах. Игнатичу гораздо важнее духовная близость и человеческое тепло.

Главная героиня рассказа также не является вымыслом. Матрёна Васильевна действительно существовала. В рассказе она упоминается под фамилией Григорьева. В реальной жизни её фамилия была Захарова. Описанные события произошли в деревне Мильцево. В доме, где жила женщина, планировалось открыть музей. Однако в 2012 году он сгорел. Среди наиболее вероятных причин пожара называют поджог. В 2013 году здание было восстановлено. В нём, как и планировалось, открыли музей.

Автор искренне восхищён главной героиней. Всю свою жизнь эта мужественная женщина посвятила другим людям, работая на соседей и на колхоз. За свой нелёгкий труд Матрёна никогда не просила денег. По своей физической силе главная героиня превосходит даже мужчин. Она способна остановить на скаку коня, чего не может сделать никто из её односельчан мужского пола.

Ещё больше восхищает автора сила духа этой женщины, потерявшей сначала детей, а затем и мужа. Рассказчик постепенно приходит к выводу о том, что не люди и обстоятельства заставляют Матрёну жертвовать собой. Главная героиня от природы альтруистична. Она просто не умеет и не хочет жить для себя, в ней нет и тени эгоизма. Не имея потребности брать, Матрёна Васильевна имеет непреодолимую потребность отдавать. Она непременно должна раствориться в чьей-то жизни, подарить кому-то всё самое лучшее, что есть в ней самой.

Коня на скаку остановит…

Рассказчиком не случайно упоминается необычная способность Матрёны Васильевны останавливать на скаку коня. Это одна из способностей, которой, согласно поговорке, должна обладать каждая русская женщина. Матрёна Григорьева, как и её прототип, является воплощением такой женщины.

Горе России

Духовная и физическая слабость мужского населения страны породила совершенно особенных женщин, встретить которых можно только в России. Рассказчик сочувствует всем россиянкам в лице главной героини. Большинство из них проживает далеко не идеальную, полную лишений, мучений и страданий жизнь. Именно на этих хрупких, измученных работой созданиях и держится вся страна.

Урок-размышление в 11 классе на тему: «Не стоит село без праведника»

(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой.

Ожидаемый результат интегрируемой части урока :предупреждение употребления психоактивных веществ. Иметь сформированную точку зрения на алкоголизм, табакокурение, как сложноизлечимые заболевания.

Эпиграф к уроку:

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Н. Рубцов

Ход урока

    Оргмомент. слайд 1

Вступительное слово учителя

— Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни. Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. слайд 2 В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям. (Сергей Островой)

Так как же жить на земле? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. Солженицын в рассказе «Матренин двор» словно лебединую песню пропел деревне, крестьянскому миру, слом которого обернулся, по точному слову писателя, сломом хребта всего русского народа.

А. Ахматова о рассказе: (слайд 3)

2 Какова история создания этого удивительного рассказа?

Сообщение ученика. В 1963 году был напечатан небольшой рассказ, о каком позже скажут, что из него вышла чуть не вся современная деревенская проза, как из гоголевской шинели вышла русская проза прошлого века, сострадающая бедному, «маленькому» человеку. Речь идет — о «Матренином дворе» Александра Солженицына, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название — мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века. При публикации его в «Новом мире» Солженицын согласился с предложением главного редактора дать нейтральное название – «Матрёнин двор».

— Как вы думаете, какое название точнее ? Запись темы и эпиграфа в тетрадь (слайд 4)

— В чем смысл слова “праведник”?(слайд 5)

Праведник — это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.) Праведник 1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)

Откроем Новый Завет (слайд 6)

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).

— Кто же в рассказе не собирает себе сокровищ на земле? (Матрена Васильевна и герой-повествователь

3 . Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)

Образ героя-повествователя

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя — повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя -отчество” Игнатич.

Что узнаем мы о нем из пролога?
Почему рассказчик просит, чтобы его «определили подальше от железной дороги»?

(слайд 7)

Во-первых , рассказчик, Игнатич, вернулся из азиатской глуши после десяти лет лагерей, просит, чтобы его определили вглубь, именно в «нутряную» Россию(далеко внутри), «кондовую» Русь ( «крепкий, прочный, исконный, сохранивший старые обычаи, устои») . Поиски ведут его в глубинку, где за «дремучими, непрохожими лесами» могла сохраниться исконно русская душа. — Понятно, что Игнатич ищет самого себя (обратите внимание – нет имени, совсем недавно — только номер), здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору.

-Долгие годы испытаний поселили в душе рассказчика обиды на Россию, оставили в ней злой след?

Во-вторых , образ пути, дороги многозначен: дорога – жизненный путь человека, страны. Мотив пути заключает в себе метафорический смысл движения человеческой души .

— Куда отправляется сначала наш герой? (слайд 8) « Высокое Поле . Само название не лгало. Но в Высоком Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «кондовой», «нутря­ной России» оказывается разъеденной ложью. Герой находится на распутье: он ищет идеального. Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг.

А затем куда? (слайд 9) Посёлок Торфопродукт. Докажите текстом, что это место можно назвать «преисподней». Сделайте свои выводы. (Действительно, описание посёлка Торфопродукт напоминает подземное царство дьявола. Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Принадлежность посёлка к дьявольскому миру не вызывает сомнения: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют черти и темные силы). — В какой деревне поселяется рассказчик?

Дом Матрены

— Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Перед вами фотография этого дома, сделанная Солженицыным (слайд 10)

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста (слайд 11)

изба

Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий

фикусы

Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой

кошка

Колченогая, подобранная из жалости, немолода

мыши

Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание

тараканы

Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи

коза

Грязно-белая

— Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? И почему только в избе Матрены ге­рой ощутил нечто родственное своему сердцу. (в ней не было ничего злого, не было лжи.) Кого напоминает этот дом?
Вывод: Итак, Игнатич на время поселяется в деревне Тальново – не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между ними. Окончательный выбор ему ещё предстоит сделать.

Образ Матрены

1. Первое знакомство с Матреной Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной? Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем… Только у нее не так уборно, в запущи она живет…”

— Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца ? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. Вывод: Да, для жителей села она — никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему — и остается жить у Матрены.

2. Имя героини. (слайд 12)

-Каково значение имени Матрена? «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи», «матушка»).

    Портрет

— Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?

— На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей ?

повторяется чаще всего лишь одна деталь - улыбка: «лучезарная улыбка», «улыб­ка ее кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой», «извиняющаяся полуулыбка». Заметим, что, как и все любимые герои писателя, Матрена на­делена неброской внешностью («простодушно глядя блекло-голубыми глазами», «с пеленой слезы в неяр­ких ее глазах»).

(слайд 13)

Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную публицистически прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мерт­вое».

— Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.

— Фотография эта сохранилась. Такой ли вы представляли Матрену Васильевну? (слайд 14)

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица — в нем Совесть .

    Речь героини .

Зачитайте наиболее характер­ные высказывания героини. В чем особенность ее ре­чи? Как используются средства языкового расшире­ния для создания образа Матрены? Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Выразительность, яркую ин­дивидуальность придает ее языку обилие простореч­ной, диалектной лексики и архаизмов , диалект­ное формообразование . Солженицын наделяет свою геро­иню и даром языкотворчества, о чем свидетельству­ют ее изречения, напоминающие народные послови­цы («Не умемши, не варемши - как утрафишь?»), и многочисленные примеры народной этимологии: ду-ель (от дует), разведка (розетка), порция (порча), картонный суп. Так же глубоко народна и манера речи Мат­рены, то, как она выговаривает свои «доброжела­тельные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

5. Судьба Матрены

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было? (Слайд 15)

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом? (Слайд 16)

Как воспринимает Матрена свою судьбу? Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней ? (Но — удивительное дело! — не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. )

В чем на­ходит спасение? Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”.

6. Отношение окружающих людей. — Как используют ее труд окружающие люди? Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки. При этом окружающие охотно пользуются ее доб­ротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матре­на, придешь мне пособить».

— Как относятся к Матрене окружающие ее люди? Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

4. Анализ 2 главы

— Прочитайте начало 2 главы и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком ? Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)

Образ Фаддея

Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений? — Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея? др.-евр. — «похвала»

Какими красками нарисо­ван в рассказе Фаддей ? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?

Что движет Фаддеем? Как проявляется нравственная его пози­ция? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу?

— Корысть, жажда «захватить» участок для своей дочери застав­ляют его рушить дом, который он когда-то сам стро­ил. — Жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельст­вами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая ее на своей жене и сыне. — Почти сле­пой старик, ломает избу своей бывшей невесты: «глаза… деловито поблески­вали», «ловко лазил», «живо суетился». -Жадность становится и причиной трагедии: вторые сани начали разваливаться на пере­езде, потому что «Фаддей для них лесу хорошего не дал». Бесчеловечность Фаддея особенно ярко прояв­ляется накануне похорон Матрены. Когда «дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собствен­ном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал лишь о том, чтобы «спасти бревна гор­ницы от огня и от козней Матрениных сестер» — Но почему же тогда его любила Матрена? (В юности был совсем другой. В том, что к старости он изменился до неузнаваемости, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала. Ведь не дождалась с фронта – и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, второй Матрене)

7. Рассказ о прошлом Матрены

— Что мы узнаем о ее прошлом из уст самой Матрены?

— Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события. “Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, — в тех же днях пришли и в движение”.

— Что изменило обычный образ жизни Матрены?

— Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни? Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы?

Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни .

Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?

Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну. В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.

(слайд 17)

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово «горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся». Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини.

Гибель горницы на переезде приобретает символиче­ский смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гиб­нет человек, порвавший со своими корнями. Горькая судьба ожидает и избу Матрены. В ночь трагедии она изображена «выстуженной частым открыванием две­рей», погруженной во тьму и тишину: с гибелью Мат­рены из ее дома уходит тепло, свет и сама жизнь. Не осознавая этой духовной утраты, родственники хо­зяйки вынесли из опустевшей избы ее любимые фи­кусы, а саму избу до весны забили (как гроб), продолжая спо­рить, кому она достанется

Старуха

— Почему рассказчик чувствует, что события действительно закончатся трагически? Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу? Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подсказки” для читателя .

(страх Матрены перед поездом; пропажа святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

8 Интегрируемая часть

Раздел программы: Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Содержание интегрируемой части: Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ. Ожидаемый результат: Иметь сформированную точку зрения на алкоголизм как сложно излечимое заболевание

— И еще есть реальная причина случившейся трагедии. Какая? (УПОТРЕБЛЕНИЕ САМОГОНА)

— Как вы думаете, это оправдывает мужчин, смягчает их вину? (Усугубляет их вину)

— Как вы думаете, случилась бы трагедия, не будь они пьяными? (Конечно, нет)

— Что грозило Матрене за самогоноварение? («Но одно было ясно: что за самогонщину Матрене могут дать срок»)

— Как ПРИРОДА препятствует трагедии? Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. Как природа помогает понять внутреннее состояние героини? На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа.

Почему погибает Матрена? (решила помочь мужикам)

Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака?

У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти; слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится.

Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа.

Анализ 3 части

Можно ли утверждать, что отрицательным героем является только Фаддей? Но самое главное, что Фаддей был в деревне такой не один.

— Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. (зачитать)

— Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом?

(Добро для Матрёны – всё духовное: неспособность к злу, лю­бовь и сострадание ;

добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.

В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, кото­рый поразил Россию.

Зачитаем концовку рассказа. В чем признается Автор? , что и он так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ — это своего рода авторское покаяние , горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. (слайд 18)

Самостоятельная работа в парах (слайд 19)

Что сопровождает жизнь праведника и грешника? (учащиеся составляют таблицу, проверка на слайде)

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ — В чем по-вашему, ребята, заключается рассказа “Матренин двор”? Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.

— Сопоставляя эпизоды, изобра­жающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что ос­новой отношений в нем становится ложь.

Лжет пред­седатель колхоза, вовремя запасшийся торфом и не продающий его жителям, -лжет его коллега Горшков, вырубивший под корень гектары леса и получивший звание Героя, лжет трест, показывающий в сводках обильную добычу торфа, -лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны, -лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемос­ти, — лжет тракторист, уводящий трактор «тайком для левой», лжет сапожник, всю войну прятавшийся у матери в подполье, — наконец, лжет государство, кото­рое «сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». — Лжет сам язык этого государства, заменяющий исконно русские, запечатлевшие правду народной жизни на­звания деревень языковыми монстрами, вроде «Торфопродукта».

Этому миру лжи и противопоставлен Матренин двор. Здесь все правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что «в нем не было лжи».

Вывод: Матренин двор — это есть Матренин мир — особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В кульминации рассказа Матрёнин двор, двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по брёвнышку.

Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. — Финал горек. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича.

(слайд 20) Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша ”.. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника».

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)

В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава.

— Жизнеспособны ли, по вашему мне­нию, сегодня нравственные принципы, утверждае­мые А. И. Солженицыным?

— Сегодня, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?

Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни — уроками добра, совести и человечности. 9. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос (на выбор) (слайд 21) — О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”? — Как вы думаете, нужны ли праведники в нашей жизни?

(по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой. Ожидаемый результат интегрируемой части урока :предупреждение употребления психоактивных веществ. Иметь сформированную точку зрения на алкоголизм, табакокурение, как сложноизлечимые заболевания. Эпиграф к уроку:

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Н. Рубцов

Ход урока
    Оргмомент. слайд 1
Вступительное слово учителя - Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни. Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. слайд 2 В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям. (Сергей Островой) Так как же жить на земле? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. Солженицын в рассказе «Матренин двор» словно лебединую песню пропел деревне, крестьянскому миру, слом которого обернулся, по точному слову писателя, сломом хребта всего русского народа. А. Ахматова о рассказе: (слайд 3) 2 Какова история создания этого удивительного рассказа? Сообщение ученика. В 1963 году был напечатан небольшой рассказ, о каком позже скажут, что из него вышла чуть не вся современная деревенская проза, как из гоголевской шинели вышла русская проза прошлого века, сострадающая бедному, «маленькому» человеку. Речь идет - о «Матренином дворе» Александра Солженицына, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века. При публикации его в «Новом мире» Солженицын согласился с предложением главного редактора дать нейтральное название – «Матрёнин двор». - Как вы думаете, какое название точнее ? Запись темы и эпиграфа в тетрадь (слайд 4) - В чем смысл слова “праведник”?(слайд 5) Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.) Праведник 1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.) - Кого можно считать нравственным человеком? Добро, совесть, честь, справедливость, милосердие Безнравственным? Предательство, цинизм, эгоизм, корыстолюбие, приспособленчество Откроем Новый Завет (слайд 6) Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21). - Кто же в рассказе не собирает себе сокровищ на земле? (Матрена Васильевна и герой-повествователь 3 . Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)

Образ героя-повествователя

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя -отчество” Игнатич. - Что узнаем мы о нем из пролога?
Почему рассказчик просит, чтобы его «определили подальше от железной дороги»?
(слайд 7) Во-первых , рассказчик, Игнатич, вернулся из азиатской глуши после десяти лет лагерей, просит, чтобы его определили вглубь, именно в «нутряную» Россию(далеко внутри), «кондовую» Русь ( «крепкий, прочный, исконный, сохранивший старые обычаи, устои») . Поиски ведут его в глубинку, где за «дремучими, непрохожими лесами» могла сохраниться исконно русская душа. - Понятно, что Игнатич ищет самого себя (обратите внимание – нет имени, совсем недавно - только номер), здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору. -Долгие годы испытаний поселили в душе рассказчика обиды на Россию, оставили в ней злой след? Во-вторых , образ пути, дороги многозначен: дорога – жизненный путь человека, страны. Мотив пути заключает в себе метафорический смысл движения человеческой души . - Куда отправляется сначала наш герой? (слайд 8) « Высокое Поле . Само название не лгало. Но в Высоком Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «кондовой», «нутря­ной России» оказывается разъеденной ложью. Герой находится на распутье: он ищет идеального. Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг. А затем куда? (слайд 9) Посёлок Торфопродукт. Докажите текстом, что это место можно назвать «преисподней». Сделайте свои выводы. (Действительно, описание посёлка Торфопродукт напоминает подземное царство дьявола. Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Принадлежность посёлка к дьявольскому миру не вызывает сомнения: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют черти и темные силы). - В какой деревне поселяется рассказчик?

Дом Матрены

- Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Перед вами фотография этого дома, сделанная Солженицыным (слайд 10) -Что окружает Матрену в настоящей жизни? Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста (слайд 11) изба

Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? И почему только в избе Матрены ге­рой ощутил нечто родственное своему сердцу. (в ней не было ничего злого, не было лжи.) - Кого напоминает этот дом?
Вывод: Итак, Игнатич на время поселяется в деревне Тальново – не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между ними. Окончательный выбор ему ещё предстоит сделать.

Образ Матрены

1. Первое знакомство с Матреной - Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной? Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” - Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца ? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. Вывод: Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.

2. Имя героини. (слайд 12)

-Каково значение имени Матрена? «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи», «матушка»).

    Портрет

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей ?

повторяется чаще всего лишь одна деталь - улыбка: «лучезарная улыбка», «улыб­ка ее кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой», «извиняющаяся полуулыбка». Заметим, что, как и все любимые герои писателя, Матрена на­делена неброской внешностью («простодушно глядя блекло-голубыми глазами», «с пеленой слезы в неяр­ких ее глазах»).

(слайд 13)

Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную публицистически прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мерт­вое».

- Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”. - Фотография эта сохранилась. Такой ли вы представляли Матрену Васильевну? (слайд 14) У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в нем Совесть .

    Речь героини .

Зачитайте наиболее характер­ные высказывания героини. В чем особенность ее ре­чи? Как используются средства языкового расшире­ния для создания образа Матрены? Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Выразительность, яркую ин­дивидуальность придает ее языку обилие простореч­ной, диалектной лексики и архаизмов , диалект­ное формообразование . Солженицын наделяет свою геро­иню и даром языкотворчества, о чем свидетельству­ют ее изречения, напоминающие народные послови­цы («Не умемши, не варемши - как утрафишь?»), и многочисленные примеры народной этимологии: ду-ель (от дует), разведка (розетка), порция (порча), картонный суп. Так же глубоко народна и манера речи Мат­рены, то, как она выговаривает свои «доброжела­тельные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

5. Судьба Матрены

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы) -Что было в ее настоящей жизни, а чего не было? (Слайд 15) Было
-Что пришлось испытать Матрене в прошлом? (Слайд 16) Счастье - Как воспринимает Матрена свою судьбу? Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней ? (Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. )

- В чем на­ходит спасение? Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”.

6. Отношение окружающих людей. - Как используют ее труд окружающие люди? Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки. При этом окружающие охотно пользуются ее доб­ротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матре­на, придешь мне пособить». - Как относятся к Матрене окружающие ее люди? Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

4. Анализ 2 главы

- Прочитайте начало 2 главы и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком ? Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)

Образ Фаддея

- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений? - Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея? др.-евр. - "похвала" - Какими красками нарисо­ван в рассказе Фаддей ? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя? Что движет Фаддеем? Как проявляется нравственная его пози­ция? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? - Корысть, жажда «захватить» участок для своей дочери застав­ляют его рушить дом, который он когда-то сам стро­ил. - Жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельст­вами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая ее на своей жене и сыне. - Почти сле­пой старик, ломает избу своей бывшей невесты: «глаза... деловито поблески­вали», «ловко лазил», «живо суетился». -Жадность становится и причиной трагедии: вторые сани начали разваливаться на пере­езде, потому что «Фаддей для них лесу хорошего не дал». Бесчеловечность Фаддея особенно ярко прояв­ляется накануне похорон Матрены. Когда «дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собствен­ном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал лишь о том, чтобы «спасти бревна гор­ницы от огня и от козней Матрениных сестер» - Но почему же тогда его любила Матрена? (В юности был совсем другой. В том, что к старости он изменился до неузнаваемости, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала. Ведь не дождалась с фронта – и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, второй Матрене) 7. Рассказ о прошлом Матрены - Что мы узнаем о ее прошлом из уст самой Матрены? - Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события. “Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”. - Что изменило обычный образ жизни Матрены? - Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни? Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни . Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?
Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну. В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.

(слайд 17) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово «горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся». Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини. Гибель горницы на переезде приобретает символиче­ский смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гиб­нет человек, порвавший со своими корнями. Горькая судьба ожидает и избу Матрены. В ночь трагедии она изображена «выстуженной частым открыванием две­рей», погруженной во тьму и тишину: с гибелью Мат­рены из ее дома уходит тепло, свет и сама жизнь. Не осознавая этой духовной утраты, родственники хо­зяйки вынесли из опустевшей избы ее любимые фи­кусы, а саму избу до весны забили (как гроб), продолжая спо­рить, кому она достанется Старуха - Почему рассказчик чувствует, что события действительно закончатся трагически? Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу? Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подсказки” для читателя . (страх Матрены перед поездом; пропажа святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

8 Интегрируемая часть

Раздел программы: Предупреждение употребления психоактивных веществ. Содержание интегрируемой части: Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ. Ожидаемый результат: Иметь сформированную точку зрения на алкоголизм как сложно излечимое заболевание - И еще есть реальная причина случившейся трагедии. Какая? ( УПОТРЕБЛЕНИЕ САМОГОНА)- Как вы думаете, это оправдывает мужчин, смягчает их вину? (Усугубляет их вину) - Как вы думаете, случилась бы трагедия, не будь они пьяными? (Конечно, нет) - Что грозило Матрене за самогоноварение? («Но одно было ясно: что за самогонщину Матрене могут дать срок») - Как ПРИРОДА препятствует трагедии? Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. Как природа помогает понять внутреннее состояние героини? На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа. Почему погибает Матрена? (решила помочь мужикам) Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака? У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти; слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится. Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа.

Анализ 3 части

Можно ли утверждать, что отрицательным героем является только Фаддей? Но самое главное, что Фаддей был в деревне такой не один. - Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. (зачитать)

- Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом?

(Добро для Матрёны – всё духовное: неспособность к злу, лю­бовь и сострадание ;

добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.

В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, кото­рый поразил Россию.

Зачитаем концовку рассказа. - В чем признается Автор? , что и он так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ - это своего рода авторское покаяние , горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное… Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. (слайд 18) Самостоятельная работа в парах (слайд 19) Что сопровождает жизнь праведника и грешника? (учащиеся составляют таблицу, проверка на слайде) СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ - В чем по-вашему, ребята, заключается рассказа “Матренин двор”? Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа. - Сопоставляя эпизоды, изобра­жающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что ос­новой отношений в нем становится ложь. -Лжет пред­седатель колхоза, вовремя запасшийся торфом и не продающий его жителям, -лжет его коллега Горшков, вырубивший под корень гектары леса и получивший звание Героя, лжет трест, показывающий в сводках обильную добычу торфа, -лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны, -лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемос­ти, - лжет тракторист, уводящий трактор «тайком для левой», лжет сапожник, всю войну прятавшийся у матери в подполье, - наконец, лжет государство, кото­рое «сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». - Лжет сам язык этого государства, заменяющий исконно русские, запечатлевшие правду народной жизни на­звания деревень языковыми монстрами, вроде «Торфопродукта». Этому миру лжи и противопоставлен Матренин двор. Здесь все правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что «в нем не было лжи». Вывод: Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В кульминации рассказа Матрёнин двор, двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по брёвнышку. Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. - Финал горек. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. (слайд 20) Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша ”.. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника». Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.) В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава.
- Жизнеспособны ли, по вашему мне­нию, сегодня нравственные принципы, утверждае­мые А. И. Солженицыным? - Сегодня, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни - уроками добра, совести и человечности. 9. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос (на выбор) (слайд 21) - О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”? - Как вы думаете, нужны ли праведники в нашей жизни?

А. И. Солженицын — свидетель многих трагиче-ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Стремясь изобразить характерные черты эпохи то-талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове-ка, Солженицын создает очень интересный образ рас-сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи-сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое ла-герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за-держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей-ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ-чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут-ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить-ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст-во, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха-рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь-ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз-ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по-вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,— говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре-ны она полна просторечными и устаревшими слова-ми, многие из которых придуманы ею самой, диа-лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представля-ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна-чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи-сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге-роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице-мерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат-рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин-ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по-нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...