Жанна Самари в жизни и в живописи: «вкусные» портреты Ренуара, которые хочется есть ложкой. Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари Портрет жанны самари описание картины


1876 стал «знаковым» в творчестве Ренуара, поскольку именно в 1876 произошло знакомство и началась дружба с актрисой Жанной Самари.

Пьер-Огюст Ренуар Автопортрет в 35 лет 1876 г. Музей искусств Фогг, США
Луиза Аббема Портрет Жанны Самари 1879 г.

Искусствоведы пишут, что актриса Жанна Самари занимала значительное место в жизни художника. Может, это и так, поскольку ее образ запечатлен в трех работах Ренуара, и они считаются одними их лучших портретов художника.
Причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга.
Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар. Но начнем по порядку.

Семья Жанны была насквозь театральная.
Первой вышла на подмостки бабка Жанны по матери Сюзанна Броан, знаменитая дива тридцатых годов, королева сцены времен Луи-Филиппа.
Отец Жанны Луи Жак Самари работал виолончелистом в оркестре парижской оперы. Этот сын деревенского скрипача был знаменит среди современников не столько своей игрой, сколько своими замечательно отполированными ногтями. Он холил их с тщанием превеликим и при этом не забывал мыть руки примерно каждые полчаса.
В семье - четверо детей. Жанна была третьей. Старшая, Мари, оказалась самой крепкой, не в пример Жанне.
Мари (она была девятью годами старше Жанны) сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она надолго пережила всех своих братьев и сестер и неприметно скончалась в поверженном Париже, под гром первых реляций с Восточного фронта.
Старший сын, Жорж Эмиль Ашиль, пошел по стопам отца и стал скрипачом в оперетте, а позднее сделался знаменитым парижским антикваром.
Младшенький, Анри, как и Жанна, играл в Комеди Франсэз и был весьма знаменит.

Жюль Бастьен-Лепаж Леди. (Портрет Мари Самари) конец 1880х
частная коллекция
Анри Тулуз-Лотрек Портрет Анри Самари 1889 г.

На портрете кисти Тулуз-Лотрека Анри просто восхитителен. Фрак, цилиндр, монокль в правом глазу, этакий напыщенный бонвиван. Сам Анри полагал, что он не сложился как актер. Оставил сцену, вместе с братом занимался антикварным делом, а потом женился на блистательной актрисе Жульетте Меали, стал ее импрессарио, устроил ей триумфальное турне по Европе - и скончался от перитонита в роковом для мужчин 37-летнем возрасте.

В четырнадцать лет Жанна поступила в театральную студию, а в восемнадцать дебютировала в Комеди Франсэз в роли Дорины в мольеровском "Тартюфе".
Слава ее росла стремительно. Жанна, кстати, была знаменита не менее, чем великая Сара Бернар. Особенно удавались ей роли субреток - бойких находчивых служанок, верных подружек всех главных героинь. Это амплуа было характерно для театра классицизма, начиная со времен Корнеля и Буало.

Огюст Ренуар к концу 1870х был тоже хорошо известен.
36-летний стройный мужчина с волевым лицом, решительный, вдумчивый и серьезный.
Ренуар не любил Комеди Франсэз и был там редким гостем. Видел Самари на сцене пару раз, не более того. "По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки... По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!"- вспоминал художник.

Весной 1877 года знаменитый фотограф Надар снимал знаменитую актрису театра Комеди Франсез Жанну Самари.

Надар Жанна Самари в роли Ночи 1877 г.
Надар Портрет Жанны Самари 1877 г.

Если посмотреть на фото Жанны, сделанные Надаром, то мы увидим девушку из народа, простушку и совсем не красавицу: тяжелый подбородок, полноватая фигура, неказистая прическа.

Весной 1877 Ренуар пишет первый портрет Жанны Самари. Этот первый портрет был написан после того, как живописец и актриса встретились в салоне мадам Шарпентье.

Пьер-Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари 1877 г.

На нем Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки.

Сын Ренуара Жан полагал, что родители Самари устроили встречу дочери с Огюстом и заказали ему ее первый портрет с далеко идущими намерениями. Они были бы рады видеть Ренуара своим зятем.

В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали - и выставляли в Салоне! - маститые художники, но... Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты.

Пейзажист Жозеф-Феликс Бушар и предложил Огюсту написать портрет актрисы.
Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге:
"Ренуар встретил Самари у Шарпантье... Самари жили на улице Фрошо... Направляясь к Самари, Ренуар поднимался по улице Анри-Монье, пересекал улицу Виктор-Массе и, обменявшись приветствием с консьержкой, бегом поднимался по лестнице и звонил.
Актер Дориваль рассказывал со слов Муни-Сюлли, который слышал это от самой Самари, что Ренуар так торопился приступить к работе, что не успевал даже поздороваться. Комната была хорошо освещена только с часу до трех, так как квартира выходила окнами на запад и восток. Однако обращенные на восток комнаты были очень маленькими. И, напротив, в гостиной нельзя было писать после трех, потому что ее освещали лучи заходящего солнца. Почему он упорствовал и работал в таких скверных условиях? Вероятнее всего, он переживал фазу внутренней борьбы между природой и мастерской, ему хотелось передать модель во всем беспорядке интимной обстановки, как порой ему необходимо было наблюдать ее при свете рампы.

Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме ее родителей.
"У них меня слишком баловали. Ее мать обожала пирожные, и после сеанса меня пичкала ими под разговоры Жанны, которая была очаровательной собеседницей. Это так приятно - естественный, без претензий, женский голос".
Из этих строк из книги воспоминаний сына художника чувствуется большая взаимная симпатия, которая объединяла эти два таланта и два характера.
Этот первый - маленький портрет находится в коллекции театра Комеди Франсез.

Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.

Для второго портрета, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж, поскольку Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника.
Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины.
Хотя Жанна Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти".

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками.
Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

На портрете Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно. Но смотрит не на нас, а вглубь себя, и раздумывает, грезит.
Пленительная, влекущая, нежная. Не зря портрет имел еще и название. "La Reverie". В русском языке трудно найти подходящее слово. Это и размышление, и раздумье, и грезы, и задумчивость.

В апреле 1877 года проходила Третья выставка "Независимых" ,которая привлекла пристальное внимание прессы. Особенно был отмечен критикой портрет Жанны Самари.
"Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари" - написал Эмиль Золя.
Были, правда, и другие отзывы:
«Столь знакомая нам головка этой очаровательной модели попросту теряется на розовом фоне дикого колорита»...
«Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала»... "Где видывал художник такие грубые руки, словно покрытые чешуей?".

Самой Жанне портрет очень нравился, и после выставки он отправился к ней домой, в квартиру, что неподалеку от площади Пигаль, где двадцатилетняя знаменитость жила вместе со своими родителями.

Ренуар сознательно изгоняет из всех портретов Жанны (а их было, как утверждают искусствоведы, более десятка (но это, видимо, включая эскизы!) всякий намек на театр, роль, игру.
Он словно очистил Жанну от всякой театральной мишуры и показал ее нежной, артистичной и естественной. Ренуар восхищался красотой актрисы и передал на холсте её улыбку, искрящуюся голубизну глаз, свежее, как цветок, лицо. Критика осыпала Ренуара похвалами и дела его пошли на лад.

В 1878 Ренуар пишет еще один «Портрет Жанны Самари».

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот, самый амбициозный из портретов Самари, как считали критики, - во весь рост и в бальном платье - Ренуар представил в Салоне 1879 года.
Выставка проходила во Дворце Промышленности. Портрет поместили в пятом зале и (как впоследствии сокрушался брат Огюста Эдмон) слишком высоко для того, чтобы публика смогла оценить его по достоинству.
Из-за того, что портрет был помещен на неудачное место, он получил менее одобрительные отзывы.

Жанна Самари представлена на портрете в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.
Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.

За месяц до открытия Салона 1879 года Жанна Самари была избрана (в свои неполные 22 года) членом Общества Комеди Франсэз, и посетители выставки были в полной уверенности, что перед ними - обычный парадный портрет, написанный по этому случаю.
Публика приписала Ренуару пророческий дар, ведь на портрете ясно была обозначена дата: 1878. Значит, загодя знал: изберут! Правда, если портрет действительно был написан в конце осени, то сомнительной становится другая история.
Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно во Дворец Промышленности, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет.

Огюст преобразил "невысокую, полноватую, розовую и веселенькую" актрису в стройную и величественную светскую даму.
- Очень хороша, только вот посуды ей не хватает! - воскликнула мадам Шарпентьер, намекая на роли служанок, столь подходящие Жанне.
Но публика не заметила картины. Кто-то из критиков упомянул мельком "занятный портрет".
Раздосадованная Жанна не стала приобретать портрет, и он остался у Ренуара в студии.
И все же художнику удалось открыть многогранность внутреннего и внешнего облика Самари, хотя этой работой он завершил серию ее портретов.

Через пару лет коллекционер и галерист Дюран-Рюель взял портрет на комиссию.
Присовокупил портрет к ретроспективной выставке Ренуара - желающих купить не нашлось.
"Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения!" - возмущался Огюст.

В 1886 году Дюран-Рюель организовал в Нью-Йорке выставку "Импрессионисты Парижа", где выставил портрет Жанны вместе с тридцатью семью другими работами Ренуара. В конце концов Дюран-Рюель сам приобрел портрет и тут же перепродал его принцу Полиньяку с минимальным барышом в 200 франков.
Этот портрет позже оказался в России. Дюран-Рюэль выкупил его у своего покупателя уже за четыре тысячи и перепродал младшему брату Ивана Морозова, Михаилу, еще дороже. До 1948 года портрет находился в Москве, а затем переехал в Эрмитаж.

Огюст продолжал рисовать Жанну на протяжении двух с половиной последующих лет.
Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису на "Портрете девушки с распущенными волосами", и что на картине "Качели" тоже изображена Жанна Самари.

Пьер-Огюст Ренуар Качели 1876 г. Музей Д*Орсе, Париж
Пьер-Огюст Ренуар Девушка с распущенными волосами 1876 г.

Правда, характер портретов менялся.
Бывало, из под кисти выходило нечто странное, даже по нашим современным меркам.

Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878.Национальная галерея искусств, Вашингтон

На этом портрете мы можем разобрать лишь расплывчатое пятно лица, рыжие завитки - и ничего от очаровательной актрисы.

Постепенно в их отношениях наступил кризис. Жанна начала уставать от того, что - как ей казалось - превращалось в пустое экспериментаторство.
Ее потянуло к другим художникам, обычным хорошим живописцам. Да и в Огюсте происходила тяжкая душевная борьба. Он мучился, расставаясь с молодостью, идеализмом, старыми друзьями.
А вскоре Жанне стало совсем не до Огюста и не до портретов. Начался ее нашумевший роман с Полем Лагардом. Поль не был человеком искусства. Типичный парижанин, сын богатого биржевого брокера.

Отец Поля всеми силами старался помешать браку сына с актрисой. Родители Поля даже не присутствовали 25 августа 1880 года на бракосочетании в церкви Троицы, где собрался весь театрально-музыкальный Париж. Лагард-старший даже пытался потом оспаривать законность этого брака.
Вскоре у Жанны родилась дочь. Увы, прожила она недолго, всего полгода. Вторая дочь стала драматической актрисой и впоследствии вышла замуж за директора Лионского театра. Век ее тоже был очень коротким, она не дожила и до тридцати. Младшая же из трех дочерей, также пошедшая по стопам прабабки и матери (она тоже играла в Комеди Франсэз) стала женой директора Парижской Оперы. Она умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов ХХ века.

В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. В Трувиле сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек.

Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.
Дюран-Рюель купил портрет Жанны за 13300 франков и перепродал русскому купцу Ивану Морозову. Таким образом, и второй из известных портретов Жанны Самари оказался в России.

Вскоре после того, как Огюст расстался с Жанной, у него завязались серьезные отношения с Алиной Шариго, которой будет посвящен следующий пост.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и с сайтов

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На синтиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в . Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. , г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из .

Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “

Вконтакте

Слева - Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1877. Справа - Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара . Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни. Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника - увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари .

Слева - Шарль Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Жанна Самари, 1885. Справа - Жанна Самари. Фото, 1890

Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.


На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура - словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».


Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки - традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.


Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».


Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».


В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд - настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».


Жанна Самари ушла из жизни очень рано - в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.

Ренуар встретил актрису Жанну Самарии (Jeanne Samary) в 1877 году. Историки мскусства предполагают, что Жанна
играла значительную рольв жизни художника.
Он создал три портрета Самари, и они являются одними из лучших работ Ренуара. Каждые портрет имеет своё своеобразие
и даже отличаются они друг от друга и по составу, цвету, размеру.

Бабушка Жанны Самарии, её тети и другие родственницы были актрисами в Комеди Франсез. Ее отец был виолончелистом в
оркестре Парижской оперы. Сын деревенского скрипача был в основном известен своими полированными ногтями, о которых
он заботился с величайшей тщательностью и мыл руки каждые полчаса.


Жюль Бастьен-Лепаж. Портрет Марии Самари, 1880

Сестра Жанны, Мария, сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она пережила своих
братьев и сестер и тихо умерла в осажденном Париже во время Первой мировой войны.
Старший брат стал скрипачом в оперетте, а позже известным парижским антикваром.


Анри де Тулуз-Лотрека. Портрет Генри Самари. 1889

Младший брат, Генри, был актером в Комеди Франсез, очень успешным. Но Генри не считал, что он состоялся как актер,
и ушел из театра. Работал со своим старшим братом в бизнесе антиквариата. Он затем женился на очаровательной актрисе
Джульетт Мили, стал ее импресарио. Умер от перитонита в возрасте 37 лет.

В 14 лет Жанна поступила в театральную школу, а в 18 лет она дебютировала в Комеди Франсез в роли Дорин В. Мольера
"Тартюф". Ее слава быстро росла. Жанна была известна не меньше великой Сары Бернар. К концу 1870-х годов имя
Огюста Ренуара также стало известно широкой публике. Это был 36-летний стройный человек, вдумчивый и серьезный.


Пьер-Огюст Ренуар. Автопортрет, 1876

Ренуар не любил Комеди Франсез, но он часто ходил туда из-за Жанны:
"По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки... По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!"

Сын художника в своих воспоминаниях говорит, что «перед моим отцом никогда не стояло вопроса о женитьбе на Жанне».
Да и сама Жанна Самари говорила – "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через
прикосновение своей кисти".


Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1887

Весной 1877 года известный фотограф Надар сфотографировал актрису Жанну Самари. Глядя на фото можно сказать, что она
была довольно – проста, с тяжелым подбородком, полная фигура, уродливые волосы.


Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Шарпантье с детьми. 1878

Пьер Огюст Ренуар написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и
одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные
литераторы, художники, музыканты.Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми - дочерью
Жоржеттой и сыном Полем - и большой собакой

Возможно, что у мадам Шарпантье Ренуар и познакомился с актрисой. Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге.
Вот что он пишет:
«Поговорим о Жанне Самари. Передо мной репродукция, с ее большого портрета. Как обидно, что я не знал ее! В ней
воплощен весь театр: тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой... Вечером в чудесном белом
платье и театральном гриме она становилась королевой...»

Ренуар встретил Самари у Шарпантье..


Портрет Жанны Самари, 1877

Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется,
будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность
он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки. Поскольку в этом же 1877 году
Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.


Портрет Жанны Самари, 1877

Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом,
составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст
мелкими, разделенными мазками. Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие
мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины,
который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового
цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста,
производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление. На портрете из московского музея Жанна Самари
изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые
руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее
короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а
зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.


"Портрет актрисы Жанны Самари". 1878 г.

В 1878 году Ренуар пишет третий портрет Жанны Самари, где она представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье
с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Фигура
артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного
коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.

Манера письма Ренуара изменилась, стала более гладкой, краски плавно переходят от одного тона к другому. Ее лицо
нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну
Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной
синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную
шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и
ее сценическому дарованию. Художник открыл многогранность внутреннего и внешнего облика Самари и этой работой завершил
серию ее портретов.

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд,когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит
к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и
скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского
собрания, и великолепной в парадном костюме - на портрете в рост из собрания Эрмитажа.

***
Раньше для выхода в свет были необходимы легкие и воздушные платья. Но время идет, мир меняется и, чтоб чувствовать
себя уверено и красиво, можно и

В декабре 1919 года в небольшом доме, расположенном на склоне горы Колетт, умирал французский художник Огюст Ренуар. Его скованное параличом и подагрой тело уже не способно было удерживать жизнь, жестокий ревматизм превратил его руки в нечто подобное крючьям или птичьим лапам. Но и в последнем проблеске сознания, в своих последних желаниях этот человек оставался верен себе: он попросил карандаш, чтобы набросать вазу, потому что, всю жизнь создавая прекрасное, хотел создавать его и в свои последние минуты.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари

Человечность искусства Огюста Ренуара осталась запечатленной в солнечных красках, в соблазнительном обаянии юных парижанок, в веселом многоцветии монмартрского карнавала, шумных пикниках и танцах, в жемчужной теплоте обнаженного женского тела. Создавая свой идеал женской красоты, О. Ренуар искал его черты не в утонченных дамах из аристократического общества, он предпочитал им горничных, модисток и кухарок. Для него современники (а точнее, современницы) всегда были увлекательной сферой художественного впечатления, но в этих, казалось бы, мимолетных впечатлениях он увидел праздник быстротекущей жизни и сияющую радость ее счастливых мгновений.

О. Ренуара причисляют к импрессионистам, но импрессионистический период начинается у него приблизительно с 1875 года, когда он писал сцены из жизни парижских предместий, ресторанов и общественных балов. И хотя художник в разработке света и красок решал те же задачи, что К. Моне и Э. Мане, он очень отличается от этих идеологов импрессионизма. О. Ренуар писал танцующих модисток и завтракающих лодочников вовсе не для того, чтобы "изображать современную жизнь", как декларировала литература того времени. О. Ренуар писал то, что ему было близко, не испытывая никакой склонности к историческим и мифологическим сюжетам. Он был современен без провозглашения какой-либо программы. Точно так же, как он делал тени голубыми, а кожу на солнце золотисто-розовой (находя, что именно таким путем можно верно передать впечатление), он привнес вкусовое начало, которое часто изменяло саму действительность, уничтожая то, что ему казалось неподходящим. Сам О. Ренуар никогда не причислял себя к импрессионистам и решительно отвергал основной принцип К. Моне: необходимость точной передачи натуры.

Художник не писал действительность, какая она есть на самом деле, а черпал из нее только то, что было ему нужно. Сам он говорил: "У природы не научишься искусству. С природой каждый обращается как хочет и неизбежно приходит к самому себе. Я делаю то же". Поэтому силой волшебной кисти О. Ренуара грошовые платья девушек из предместья и грубые куртки клерков на его картинах превращались в поистине феерические костюмы.

Ранним портретам О. Ренуара было присуще одно общее качество: художник не изолировал свою модель от окружающего мира. Напротив, через ощущение среды, ее гармонического равновесия и физической материальности художник видел человека, который для него является частицей солнечного восприятия мира.

На Третьей выставке импрессионистов О. Ренуар показал 22 свои работы, среди которых был и его шедевр 1870-х годов - этюд к большому портрету французской актрисы Жанны Самари. С известной французской артисткой театра "Комеди Франсез" художник познакомился в 1876 году в доме писателя Альфонса Доде. О. Ренуар признавался, что едва ли видел актрису на сцене. Но он написал ее портрет, и вряд ли найдется в мировой живописи много портретов, где бы так естественно сочетались мысль и чувство, румянец жизни и обаяние человеческого разума.

А этюд к портрету был создан в те счастливые минуты, когда вдохновленный моделью художник, не ограниченный необходимостью угождать вкусам заказчика, работал в полном согласии с собой. Он любил рисовать детей и женщин, в них острее чувствовал цветение красоты и молодости жизни.

На картине Жанна Самари изображена в естественной позе, обращенной к зрителю, однако в ее внутреннем состоянии есть и некоторая отрешенность: женственно-прекрасная и обаятельная, она - здесь, перед нами, и в то же время словно чуть-чуть отдалена от нас.

Самый сильный цветовой акцент в картине - розовый фон - определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

И, наконец, последний акцент - четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари. Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному - к красоте руки и женственности мягкого взгляда... В результате этого наше восприятие картины приобретает оттенок некой интимной непосредственности.

Огюст Ренуар написал несколько эскизов к портрету этой актрисы, а сам портрет (в полный рост) создан в 1878 году. Он послал его на Салон 1879 года и сам потом восхищался чудом, что это произведение сохранилось. Посыльный, который должен был просто перенести эту картину, увидел, что она не покрыта лаком. Огюст Ренуар не покрыл портрет лаком, потому что краски были еще совсем свежие, а посыльный подумал, что художник сделал это из экономии. Он решил облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл "Портрет Жанны Самари". В какие-то полдня О. Ренуару пришлось переписать всю вещь.

В нем (так же, как и в этюдах) художник создал полный жизни и тепла, грациозный и обаятельный облик Жанны Самари. Уже с самых первых своих работ О. Ренуар отказался от рабской привязанности к рисунку, никогда не делал строго замкнутого контура, чтобы потом заполнить его краской. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор. Поэтому известный художественный критик Моклэр так писал о портрете Жанны Самари: "Там, где ученик Академии написал бы корректное платье, пригодное служить моделью для портнихи, Ренуар создает поэму из шелковистых мелочей, воспринятых чутким и пылким глазом художника и гармонирующих с самим образом привлекательной белокурой актрисы".

Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминание которых сразу вызывает душевную радость. "Есть художники, - пишет М. Лебедянский, - которых многие знают, их творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи. А есть художники, которых просто любят. О них тоже пишут, но предпочитают издавать репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители сами могли любоваться их работами". К числу таких художников принадлежит и "живописец радости" - Огюст Ренуар.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

nearyou.ru

Пьер-Огюст Ренуа́р (25 февраля 1841, Лимож — 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...