Презентация "Русская матрёшка". Презентация по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация. Матрешка - душа России




Как появилась матрёшка? Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.




Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку- встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами. (По К. Паустовскому)














Фигурки матрешек вытачивают мужчины, а разрисовывают женщины. Любимый узор – большие розово- малиновые цветы шиповника. Обычно рядом с матерями рисуют и их дочери. Даже маленькие девчушки просят разрешить нарисовать полыхающие цветы, голубые матрешкины глаза и рот бантиком. (А. Рогов)


Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше...

«Народные игрушки России» - Загорская матрёшка. Способ обработки дерева. Семёновская матрёшка. Глиняная игрушка. Моховики. Крупнейшая коллекция народной игрушки. Японский старичок. Полхов-майданская матрёшка. Можно ли прожить без игры. Тряпичная кукла. Игрушки. Богородские игрушки. Купец. Дымковская игрушка. Деревянная игрушка.

«История дымковской игрушки» - Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией. Дымковская игрушка. Второй этап развития дымковской игрушки. Разнообразие дымковских игрушек. Самые старые игрушки. Введение. История возникновения дымковской игрушки. Фигурки из собрания Кировского художественного музея. План. Третий период жизни дымковской игрушки.

«Игрушки» - Ящик на коленях пляшет – То поёт, то горько плачет. Филимоновская игрушка сделана Суворовым А. Грива вьётся на ветру. У ручья водичку пью, Деткам молочка даю, Бабушку с ведёрком жду. Не мой бы труд, Не мой бы бег, Ты плохо жил бы. Дымковская игрушка сделана Щедриным Д., Маллаевой И. Балалаечка играет, Балалаечка поёт.

«Народная игрушка» - Орнамент Каргопольских игрушек. Филимоновская игрушка. Где делают Филимоновскую игрушку. Используемые цвета при раскраске игрушек. Цветовая гамма. Древние образы. Орнамент Филимоновских игрушек. Из истории возникновения игрушек. Формы и росписи игрушек. Каргопольская игрушка. Где делают Каргопольскую игрушку.

«Дымковская игрушка детям» - Филимоновская игрушка. Размеры фигур. Абашевская игрушка. Продолговатая форма. Цвета и орнаменты. Орнаменты. Абашевские мастера. Какими орнаментами украшают игрушки. Окраска яркими масляными красками. Каргопольские игрушки. Форма абашевской фигурки. Образ Полкана. Виды игрушек. Почему гончарную слободу назвали Дымковской.

«Лепка дымковской игрушки» - О дымковском промысле. Элементы дымковской росписи. Испытание огнём. Лепка фигурок. Лидия Сергеевна Фалалеева. Узоры. Зоя Васильевна Пенкина. Свистунья. Мастерицы дымковской игрушки. Технология изготовления игрушки. Немного о дымковском промысле. Шоколад.

Всего в теме 30 презентаций


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

  • Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.
  • Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  • Учить сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  • Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.
  • Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров.
  • Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудованиe:

  • Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, гуашь.
  • Для педагога: матрешки (Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семенов), электронная презентация к уроку, образцы детских работ, технологические карты.
  • Музыкальный ряд: CD “Живая вода”, “Мельница”.

План занятия:

  1. Вводная беседа.
  2. Игра “ Ярмарка”.
  3. Выполнение элементов росписи.
  4. Самостоятельная работа
  5. Подведение итогов. Закрепление нового материала – работа с кроссвордом “Матрешка”.

Ход занятия

Вступительная беседа начинается с рассказа о русской деревянной игрушке. Детям предлагается посетить ярмарку (игра). Беседа сопровождается стилизованными народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек и слайдов.

Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.

Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивался красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки. Формы были проверены веками. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Для лучших сергиевопасадских игрушек характерны юмор, умение выделять самое яркое, характерное. (Слайды 1, 2, 3).

Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь (слайд 4).

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!

Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек (Слайд 5).

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.

Условна форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

– К нам в гости на ярмарку приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова. Давайте получше рассмотрим их.

Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.

Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. (Слайд 7).

А теперь познакомимся с Семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается “тычком”. (Слайд 6).

Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши. Сегодня мы будем учиться расписывать силуэты матрешек, как мастера из Семенова.

Вопросы для беседы:

  1. Какие игрушки продавали на ярмарке?
  2. Из каких материалов делали эти игрушки?
  3. Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?
  4. Что означает матрешка?
  5. Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
  6. Где расположен букет у семеновской матрешки?
  7. Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки?

Затем приступают к самостоятельной работе. (Слайд 15).

В конце урока расписанные силуэты матрешек выставляют на нарисованных ярмарочных прилавках. (Слайд 18).

Для закрепления полученных знаний ребятам предлагается решить кроссворд “Матрешка”. (Слайд 16).

Чтобы вспомнить различные виды матрешек поиграем в игру “Угадайку” – разместим игрушки в соответствующих прилавках или лотках коробейников и попытаемся найти игрушку из Семенова, красавицу из Полхов-Майдана, матрешку из Сергиева Посада.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.

Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выбрав изображение, соответствующее вашему настроению, мы узнаем, понравился ли вам этот урок.

Литература

  1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
  2. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1994.
  3. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Столетие, 1994.
  4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.
  5. www.amaltea-suvenir.ru
  6. www.matrena.ucoz.ru/news
  7. ru.wikipedia.org

Слайд 2

Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Матрешка - дама Серебряного века, современница героинь Бальмонта, Блока и Бакста. Шли матрёшки по дорожкеБыло их немножечко,Две Матрёны, три МатрёшкиИ ещё Матрёшечка.

Слайд 3

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Слайд 4

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). Появление матрёшки на Руси

Слайд 5

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Слайд 6

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Слайд 7

Село Абрамцевых – имение Мамонтовых

Слайд 8

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель Виды русской матрёшки Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 9

которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари. С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.

Слайд 10

Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 11

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. Семеновская матрёшка

Слайд 12

В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами.

Слайд 13

По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси.

Слайд 14

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Слайд 15

Семеновская матрёшка

Слайд 16

Полховская игрушка Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Слайд 17

Полховская матрёшка

Слайд 18

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятская матрёшка

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...