Продуктом труда менеджера являются. Что понимается под технологией принятия решений? д) в зависимости от ситуации


Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу относятся: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления.

Управление производством представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции можно свести в несколько основных групп: . Руководство Планиро-вание Организация Мотивация. Контроль Регулирова-ние

Характеризуя управленческий труд, необходимо отметить, что его объектом является сфера его приложения – организация, структурное подразделение, территория, то есть управление производством или другими объектами.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и письменной (документированной), по функциональной принадлежности – технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, по используемым носителям – бумажная, магнитная и т.п.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в заданном режиме.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, уровень и полнота использования которых, определяют культуру и эффективность управления в организации.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд– творческая составляющая умственной деятельности. Административный труд- вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. Операторный труд это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций предопределенного характера.

Рассматривая особенности управленческого труда, что этот труд, как и труд рабочих, является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя, техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника.

Особенность результатов управленческого труда – в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов или отделов, в которых они трудятся. То есть его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг.

Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются:

  1. Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности организации и необходимые для этого средства и действия. Это самая важная функция управления, без осуществления которой вся дальнейшая производственная деятельность бессмысленна.
  2. Организация – это распределение обязанностей, полномочий и ответственности в организации, т.е. определение того, кто и что будет делать.
  3. Мотивация – определение побудительных мотивов сотрудников организации к более продуктивному труду.
  4. Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Специфика труда менеджера заключается в том, что он, как руководитель, не принимает непосредственного участия в процессе производства, он только руководит и направляет данный процесс.

Предметом труда менеджера является информация.

Объектом воздействия менеджера является человек (клиент, сотрудник, деловой партнёр и т.д.).

Средством труда менеджера является оргтехника (компьютер, принтер, факс и т.д.).

Продуктом труда менеджера является информация.

Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 25 – 36 читать

Лекция № 2

Эволюция менеджмента. Основные научные школы менеджмента.

Менеджмент (управление) в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

  • Политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах.
  • Экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов.
  • Оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые могли координировать и направлять деятельность человеческих групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.).

Принято выделять несколько этапов развития науки об управлении:

I. «Древний» период (9 – 7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.). Первые и самые простые формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В период образования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Китай) формируется государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники – писцы и др.). В средние века функции управления в феодальных поместьях осуществляли управленцы – мажордомы. Некоторые из них сосредотачивали в своих руках огромную власть (например, король франков Пэпин, отец Карла Великого начинал простым мажордомом в поместье короля Дагоберта). На Руси таких управленцев называли тиуны.



II. Второй период развития науки об управлении – «индустриальный» (1776 – 1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии управления в этот период принадлежит Адаму Смиту (1723 – 1790). Он проанализировал различные формы разделения труда, описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда, а также внёс значительный вклад в развитие представлений о государственном управлении.

III. Период систематизации (1890 – 1950 гг.). В этот период формируются основные школы управления.

IV. Информационный период (1950 – по настоящий момент). Происходит постоянная систематизация и информатизация управленческого процесса. В управлении всё чаще применяют компьютеры и новейшие информационные технологии.

Основные научные школы управления:

I. Научная школа управления (1885 – 1920 гг.).

Основоположником научной школы менеджмента принято считать Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915 гг.).

Основные взгляды Тейлора были изложены в книгах «Управление предприятием» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.).

Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для работы с персоналом (кадровых менеджеров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри так и вне предприятия, обосновали необходимость рационализации труда и её мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые являются актуальными и по сей день:

1) Чётко выраженные цели – это исходный пункт управления.

2) Главное качество менеджера – здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин.

3) Для совершенствования процессов управления необходима грамотная и компетентная консультация профессионалов.

4) Необходимое условие нормальной трудовой деятельности – дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением.

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт.

7) Чёткое распределение обязанностей и полномочий.

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9) Нормализация условий труда.

10) Нормирование трудовых операций.

11) Письменные стандартные инструкции для персонала.

12) Вознаграждение за производительность.

II. Административно – классическая школа менеджеров (1920 – 1950 гг.). Основоположником данной школы является французский промышленник Анри Файоль (1841 – 1925). В 1916 г. вышла его книга «Общее и промышленное управление», в которой он раскрыл основные принципы научного управления. Последователи Файоля сформировали теорию управления всей организацией. Вклад данной школы заключается в том, что основатели рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация может достичь успеха. Файоль выделил в управлении производственным процессом следующие группы операций:

1. Технические операции.

2. Коммерческие операции.

3. Финансовые операции.

4. Страховые операции.

5. Учётные операции.

6. Административные операции.

Тесное взаимодействие между данными группами операций и было конечной целью административной школы.

III. «Школа человеческих отношений» (с 1950 – ых гг. до настоящего времени).

и Элтона Мэйо (1880 – 1945). Данная школа появилась на волне многочисленных выступлений трудящихся за свои права по всему земному шару. Исследователи школы человеческих отношений предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников будет возрастать, что приведёт к увеличению производительности труда. Суть школы человеческих отношений составляет управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии.

Основное содержание теории человеческих отношений составляет обоснование необходимости следующих действий:

  • Развития у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
  • Создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»;
  • Переход от «центрального» авторитета к «фундаментальному» авторитету, т.е. от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 14 – 17 читать, стр. 20 – 21 письменно выполнить задание 3, обосновать свой ответ в письменном виде.

Лекция № 3

Основные подходы к управлению.

В настоящий момент в управлении насчитывают 13 научных подходов:

Название Краткое содержание
Административный При административном подходе определяются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативно – правовых актах
Вопроизводственный Данный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Динамический При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, на основании прошлой деятельности организации делается прогноз её возможного будущего развития
Интеграционный При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления
Количественный Сущность данного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчётов, экспертных оценок, системы баллов и др.
Комплексный Наиболее объёмный подход в управлении. При его применении учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты управления в их взаимосвязи. Если упустить хоть один из них, то проблема не будет решена.
Маркетинговый Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых своих задач на потребителя.
Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать своё место в организации и свои собственные возможности. Основной целью этого подхода является повышение эффективности работы фирмы за счёт повышения качества человеческих ресурсов.
Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.
Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (см. схему)
Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Функциональный Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для её удовлетворения.

Сущность системного подхода в управлении:

При системном подходе любой управленческий объект (подразделение или целая организация) рассматривается как система (совокупность взаимосвязанных элементов), имеющая вход (поступающие в организацию людские, материальные и финансовые ресурсы), процесс в системе, связь с внешней средой, обратную связь и выход (продукт организации – товар или услуга).

Сущность данного подхода: для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса в системе и связи с внешней средой. Если качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценке предыдущих элементов.

Например: качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительное, и даже если сам производственный процесс проходит отлично, то всё равно, качество выхода предприятия будет удовлетворительным.

Схема системного подхода:


Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 36 – 41 читать

Лекция № 4

Процессный подход в менеджменте. Виды управленческих решений.

Одна из современных концепций управления основана на выделении бизнес – процессов и построении системы эффективного управления ими. При этом используется несколько основных понятий:

Бизнес – процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определённой технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для потребителя.

Владелец бизнес – процесса – должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своём распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за этот процесс.

Ресурсы бизнес – процесса – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса, т.е. это информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес – процесса и находящиеся в распоряжении владельца бизнес – процесса.

Показатели бизнес – процесса – количественные и / или качественные параметры, характеризующие бизнес – процесс и его результат.

Показатели эффективности бизнес – процесса – параметры бизнес – процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Структура бизнес – процесса


Управленческое Отчёт о бизнес - процессе

Тесты по ОТМ с ответами.

1 Тест.Разделение труда имеет следующие виды:

1.Международное, территориальное, квалификационное, отраслевое.

2.Международное, территориальное, внутрипроизводственное, квалификационное.

3.Международное, территориальное, отраслевое, внутрипроизводственное.

4.Внутрипроизводственное, квалификационное, функциональное, технологическое.

5. Правильного ответа нет.

2.Внутрипроизводственное разделение труда осуществляется в соответствии с:

1.Экономической стратегией деятельности предприятия.

2.Производственной необходимостью.

3.Количеством управленческих работников предприятия.

4.Действующим законодательством Украины.

5.Все ответы верны.

Тест 3.Теоретическую концепцию менеджмента разработал:

3.Ф. Тейлор.

4.К. Маркс.

5.Правильного отчета нет.

4.Линейные управленческие полномочия – это:

1.Полномочия менеджеров высшего уровня аппарата управления предприятием.

2.Полномочия менеджеров среднего уровня аппарата управления предприятием.

3.Полномочия менеджеров низового уровня аппарата управления предприятием.

4.Полномочия узаконенной власти управления организацией.

5.Правильного ответа нет.

5.Функциональные полномочия менеджера имеют следующие виды:

1.Правовые, хозяйственные, экономические, консультационные.

2.Узаконенные, обязательного согласования, рекомендационные, параллельные.

3.Правовые, технические, экономические, консультационные.

4.Консультационные, обязательного согласования, параллельные, хозяйственные.

5.Контролирующие, консультационные, узаконенные, экономические.

6.Предметом труда менеджера является:

1.Разработка управленческих решений.

2.Организация.

3.Операционная система организации.

4.Подчиненные.

5.Информация.

7.К средствам труда менеджера относят:

1.Его интеллект и управленческие способности.

2.Материально-техническое оснащение рабочего места.

3.Информационные технологии и действующее законодательство.

4.Его квалификацию и связи.

5.Все ответы верны.

8.Результатом труда менеджера является:

1.Управленческое решение.

2.Эффективность хозяйственной деятельности.

3.Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

4.Лидирующее положение на рынке.

5.Все ответы верны.

9.В аппарате управления предприятием выделяют следующие группы менеджеров:

1.Общего, линейного, функционального, вспомогательного управления производством.

2.Общего, линейного, финансового, маркетингового управления производством.

3.Генерального, среднего, низового руководства.

4.Общего, среднего, низового руководства.

5.Правильного ответа нет.

Тест 10.К комбинированным организационным структурам управления относят:

1.Линейно-функциональные, бюрократические, адаптивные, проектные.

2.Линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные, конгломерантные

3.Линейно-штабные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные, комбинированные.

4.Линейно-функциональные, бюрократические, конгломерантные.

5.Правильного ответа нет.

11.Организация труда менеджеров – это:

1.Постоянное усовершенствование распределения должностных их обязанностей.

2.Непрерывный процесс обеспечения его ресурсами и оптимизации его содержания.

3.Непрерывный процесс его разделения и кооперации с целью повышения его эффективности.

4.Структура аппарата управления предприятием.

5.Правильного ответа нет.

12.К объективным факторам, влияющим на организацию управленческого труда, относят:

1.Специфику и размеры хозяйственной деятельности предприятия.

2.Организационно-правовую форму предприятия.

3.Коньюнктуру рынка используемых ресурсов.

4.Уровень развития экономической и отраслевой инфраструктуры.

5.Все ответы верны.

13.К субъективным факторам, влияющим на организацию управленческого труда, относят:

1.Миссию, стратегию и цели организации.

2.Уровень квалификации и стиль руководства менеджеров организации.

3.Корпоративную культуру и личные качества менеджеров.

4.Все ответы верны.

5.Правильного ответа нет.

14.Объемы организационной деятельности менеджера обусловлены:

1.Уровнем квалификации исполнителей.

2.Должностной инструкцией.

3.Его положением в аппарате управления.

4.Технологией производства.

5.Количеством подчиненных.

15.В процессе организации труда менеджера рекомендуется использовать:

1.Адаптивный подход.

2.Ситуационный подход.

3.Системный подход.

4.Маркетинговый подход.

5.Процессный подход.

16.Выделяюют следующие формы регламентации управленческого труда:

1.Статусную и поведенческую.

2.Должностную и индивидуальную.

3.Линейную и функциональную.

4.Горизонтальную и вертикальную.

5.Правильного ответа нет.

17 - Тест. Оперограмма – это:

1.Технологический цикл хозяйственной деятельности.

2.Структура производственного процесса.

3.Установленная последовательность выполнения операций с указанием исполнителей.

4.Маршрут прохождения ресурсов в хозяйственном цикле.

5.Правильного ответа нет.

18.Выбранная должностным лицом методика следования регламенту – это:

1.Технология управления.

2.Стиль управления.

3.Политика управления.

4.Исполнительская дисциплина.

5.Правильного ответа нет.

19.Распределение полномочий между органами управления в процессе выполнения конкретной функции менеджмента называется:

1.Органограмма.

2.Оперограмма.

3.Документограмма.

4.Логико-информационная схема.

5.Технологические карты выполнения управленческих операций.

20.К внутриорганизационным документам, регламентирующим деятельность и линейных, и функциональных менеджеров, относят:

1.Документы по технологии управления, положение о структурном подразделении, лимиты использования ресурсов.

2.Положение о структурном подразделении, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции.

3.Должностные инструкции, устав предприятия, технологические карты производства продукции и стандарты ее качества.

4.Положение о структурном подразделении; документы по технологии управления, схемы информационных потоков, бюджет предприятия.

5.Правильного ответа нет.

21.Тест. Стандарты внутренней регламентации управленческого труда разрабатывает:

1.Руководитель организации.

2.Владелец организации.

3.Министерство труда и социальной защиты населения.

4.Руководители структурных подразделений организации.

5.Правильного ответа нет.

22.На основе данных об объемах управленческих работ, которые осуществляются на каждом уровне управления, выполняется:

23.На основе иерархического распределения должностных обязанностей в аппарате управления осуществляется:

1.Вертикальное разделение управленческого труда.

2.Функциональное разделение управленческого труда.

3.Структурное разделение управленческого труда.

4.Горизонтальное разделение управленческого труда.

5.Технологическое разделение управленческого труда.

24.На основе видов и сложности управленческих работ осуществляется:

1.Вертикальное разделение управленческого труда.

2.Функциональное разделение управленческого труда.

3.Структурное разделение управленческого труда.

4.Горизонтальное разделение управленческого труда.

5.Технологическое разделение управленческого труда.

25.Логика кооперации управленческого труда отражается в:

1.Органограмме.

2.Оперограмме.

3.Организационном проекте.

4.Организационной структуре управления.

5.Все ответы верны.

26.В качестве объектов планирования личной работы менеджера выступает:

1.Рабочий день.

2.Рабоча неделя.

3.Месяц работы.

4.Рабочий год.

5.Все ответы верны.

27.Какой объем рабочего времени менеджера принято резервировать на выполнение экстренных заданий:

5.Зависящий от занимаемой должности.

28.В состав нерегулярных ответственных мероприятий, требующих присутствия менеджера, включают:

1.Отраслевые сборы и выставки.

2.Сборы акционеров.

3.Научно-практические конференции и семинары.

4.Правильного ответа нет.

5.Все ответы верны.

Тест. 29.Перераспределение обязательств, прав и ответственности между руководителем и его подчиненными называется:

1.Делегированием управленческих полномочий.

2.Кооперацией управленческого труда.

3.Регламентацией управленческого труда.

4.Организационной структурой управления.

5.Правильного ответа нет.

30.Управленческие полномочия заключаются в:

1.Праве управлять другими людьми.

2.Обязанности принимать решения.

3.Ответственности за результаты деятельности подчиненных.

4.Реализации стратегии развития предприятия.

5.Правильного ответа нет.

31.Контроль за выполнением делегированных полномочий осуществляет:

1.Специальная комиссия.

2.Уполномоченный работник.

3.Менеджер, делегировавший полномочия.

4.Ревизионная служба.

5.Все ответы верны.

32.Выделите функцию, которую можно делегировать:

1.Принятие стратегических решений.

2.Контроль полученных результатов.

3.Проведение переговоров.

4.Задания особой важности.

5.Определение маркетинговой концепции.

33.Первым этапом делегирования управленческих полномочий является:

1.Выбор исполнителей делегируемых заданий.

2.Оценка готовности исполнителей делегируемых заданий.

3.Выбор заданий для делегирования.

4.Анализ эффективности разделения управленческого труда.

5.Установление сроков делегирования полномочий.

34.Время менеджера, потраченное на получение заданий от высшего руководства, консультирование с коллегами, поиск информации, подписание документов, согласование, называется:

2.Время основной работы.

5.Правильного ответа нет.

35.Время менеджера, потраченное на выполнение должностных обязанностей, называется:

1.Время на подготовительно-заключительные работы.

2.Время основной работы.

3.Время обслуживания рабочего места.

4.Время непродуктивной работы.

5.Правильного ответа нет.

36.Время менеджера, потраченное на выполнение работ, связанных с приемом, учетом и передачей различной информации, называется:

1.Время на подготовительно-заключительные работы.

2.Время основной работы.

3.Время обслуживания рабочего места.

4.Время непродуктивной работы.

5.Правильного ответа нет.

37.Анализ затрат рабочего времени работников аппарата управления проводится с использованием методов:

1.Нормирования труда.

2.Хронометрирования, анкетирования, моментальных наблюдений.

3.Нормирования труда и хронометрирования.

4.Фотографии, самофотографии, моментальных наблюдений.

5.Анкетирования, фотографии, нормирования труда.

38.Регламентированные величины затрат времени на выполнение единицы работ в определенных производственных условиях называются:

1.Нормой управляемости.

2.Нормативами численности.

3.Нормативами времени.

5.Правильного ответа нет.

39.Регламентированное количество работников, которым менеджер может эффективно управлять в сложившихся производственных условиях называется:

1.Нормой управляемости.

2.Нормативами численности.

3.Нормативами времени.

4.Нормативами оптимальных соотношений.

5.Правильного ответа нет.

40.Регламентированное количество работников, необходимое для качественного выполнения определенной управленческой функции или ее части, называется:

1.Нормой управляемости.

2.Нормативами численности.

3.Нормативами времени.

4.Нормативами оптимальных соотношений.

5.Правильного ответа нет.

41.Нормирование рабочего времени менеджера осуществляется:

1.На основе статистической информации.

2.На основе сравнения с аналогами.

3.На основе нормативов и расчетов.

4.На основе данных анализа затрат рабочего времени.

5.Все ответы верны.

42.Общение менеджера с подчиненными направлено на выполнение следующий функций:

1.Организации производства и распределения заданий.

2.Выдачи распоряжений, поддержания обратной связи, контроля.

3.Организации производства, контроля, мотивации.

4.Выдачи распоряжений, мотивации контроля.

5.Правильного ответа нет.

43.Совокупность способов и приемов влияния руководителя на подчиненных называется:

1.Стилем руководства.

2.Формальной властью.

3.Должностными инструкциями.

4.Политикой управления.

5.Правильного ответа нет.

44.Какие документы относятся к категории организационно-распорядительских:

1.Правила, инструкции, приказы, уставы, распоряжения.

2.Письма, протоколы, справки, пояснительные записки.

3.Положения, анкеты, должностные инструкции, заявления.

4.Протокол, инструкции, приказы, уставы, распоряжения.

5.Инструкции, распоряжения, уставы, приказы, справки.

45.Правовой акт, который издает руководитель организации на правах единоначалия в рамках должностной компетенции для решения основных и оперативных заданий называется:

1.Распоряжение.

3.Инструкция.

5.Правильного ответа нет.

46.Как классифицируются приказы по содержанию:

1.Приказы по общим вопросам и личному составу.

2.Приказы нормативные и индивидуальные.

3.Приказы основной деятельности и индивидуальные.

4.Приказы по личному составу и основной деятельности.

5.Все ответы верны.

47.В деловой переписке комплимент – это:

1.Свидетельство вежливости, которым начинается или заканчивается письмо.

2.Побуждение адресата к действию или убеждение его в чем-либо.

3.Обращение к адресату в начале листа.

4.Свидетельство уполномоченного лица.

5.Все ответы верны.

48.Служебный документ, который содержит описание и подтверждение тех или иных фактов или событий – это:

1.Справка.

2.Протокол.

4.Доклажная записка.

49.Нормативный документ, в котором указаны функции, права и обязанности менеджера, называется:

1.Трудовой договор.

2.Должностная инструкция.

3.Положение о подразделении.

4.Правила внутреннего распорядка.

5.Коллективний договор.

50.Приказ по предприятию приобретает законную силу с момента:

1.Утверждения руководителем предприятия.

2.Подписания руководителем предприятия.

3.Согласования с юристом.

4.Ознакомления ответственности лиц, указанных в приказе.

5.Правильного ответа нет.

а) информация

б) решение

в) власть

г) обязательство

84. Что означает профессионализм менеджера?

a) знание технологии отрасли;

б) опыт практической работы в отрасли;

в) работу на постоянной профессиональной основе.

г) управленческую подготовку;

85. Кем прежде всего должен быть менеджер?

a) экономистом.

б) специалистом данной отрасли;

в) специалистом по управлению;

г) социологом;

д) психологом;

86. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) М. Фоллетт;

б) А. Файоля;

в) Д. Гетти;

г) Ф. Тейлора;

87. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании опыта других менеджеров;

б) на четком разделении труда.

в) на использовании исследований и передового опыта;

г) на строгом соблюдении дисциплины, регламента;

88. Какую функцию менеджмента можно охарактеризовать как процесс обеспечения согласованности действий всех звеньев системы управления:

а) мотивация

б) контроль

в) координация

г) планирование

д) коммуникация

е) организация

89. Функция управления, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы:

а) контроль;

б) организация;

в) мотивация;

г) планирование.

д) коммуникация

е) нет правильного ответа

90. Для какой функции управления главной задачей является формирование структуры организации:

а) планирование.

б) координация;

в) мотивирование;

г) контроль;

д) организовывание;

е) нет правильного ответа

91. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

а) все уровни.

б) низовой;

в) высший;

г) средний;

92. Организационная структура – это

а) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами

б) вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена

в) система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

г) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях

93. При какой структуре предприятия фирмы ориентируются на производство продукции для определенной группы покупателей?

а) Территориальной.

б) Функциональной.

в) Проектной.

г) Рыночной.

д) Инновационной.

94. В чем заключается основная роль управления в организации?

а) В упорядочении технологических процессов деятельности организации.

б) В обеспечении действий элементов структуры организации.

в) В поддержании баланса между основными процессами жизнедеятельности организации и мобилизации ее ресурсов.

г) В выработке управляющих воздействий.

д) Нет правильного ответа

95. Какая задача, решаемая управлением, является главной?

а) Снижение неопределенности положения организации в своем окружении.

б) Обеспечение внутриорганизационных процессов.

в) Стабилизация структуры организации.

г) Воспитание культуры организации.

д) Определение задач и функций.

96. В чем заключается главная роль организации в управлении?

а) В выборе цели.

б) В создании условий для управляющих воздействий.

в) В подборе функций управления.

г) В упорядочении управления, в создании его как системы.

д) В снятии неопределенности при решении задач.

97. Организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде:

а) Дивизиональная

б) Линейная

в) Функциональная

г) Адаптивная

98. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

а) принципы, методы и функции управления;

б) субъект, объект управления и связи;

в) совокупность объектов управления.

г) совокупность органов управления;

а) уклонение

б) сглаживание

в) принуждение

г) компромисс

д) решение проблемы

е) нет правильного ответа

100. На чем основываются социально-психологические методы управления?

а) на воздействии на сознание и социальные условия.

б) на морально-психологическом климате;

в) на законодательных и нормативных актах;

г) на материальном интересе работников;

Характер, содержание и особенности управленческого труда

МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Объект и субъект управления

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подси­стем управления: управляемой и управляющей . В обоих слу­чаях отношения между управляемой и управляющей подсисте­мами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управле­ния - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.

Труд менеджера (или управленческий труд ) выделился из общего процесса производства в результате разделения, специализации и кооперации производства. Управленческий труд направлен на организацию всех производственных процессов и обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы в целом.

В отличие от рабочего, занятого непосредственно в производстве материальных благ, управленческий труд имеет свои особенности. Во-первых, результаты управленческого труда в большинстве своем невозможно измерить прямо, например количеством выпущенных деталей, погонных метров материи, тонн стали и т. п. Труд машинистки, копировальщика можно оценить количественно. Труд же руководителя цеха, мастера, директора, главного инженера невозможно оценить достаточно точно. Их труд (или качество труда) проявляется в показателях работы руководимого ими подразделения, предприятия, т. е. косвенно, через труд других. Во-вторых, в сфере управленческого труда мы имеем дело со специфическими предметами, орудиями, продуктами труда. Предметом труда в сфере управления выступает информация. Орудиями труда аппарата управления является организационная и вычислительная техника, используемая для обработки информации, продуктом является также информация в форме документов, решений, распоряжений. В-третьих, труд менеджера имеет высокую значимость. Эта значимость проявляется, прежде всего, в цене ошибки. Ошибка рабочего может быть оценена стоимостью бракованной детали, ошибка директора может привести к банкротству предприятия.

Содержание труда менеджера во многом определило место, которое он занимает в управленческой иерархии. В менеджменте принято различать собственно управленческие функции и функции исполнительского характера, т. е. функции, связанные с личным участием менеджера в выполнении заданий. Чем выше должность менеджера в управленческой иерархии, тем больше удельный вес управленческих работ в общем бюджете его рабочего времени, и наоборот, чем ниже должность, тем больше исполнительских работ возлагается на менеджера.


Работы исполнительского характера в каждом конкретном случае являются специфическими и зависят от уровня управленческой иерархии, особенностей личности менеджера, специфики задания и т. п. Управленческая деятельность в целом может быть систематизирована и группироваться по различным признакам. Так, управленческую деятельность менеджера можно классифицировать по следующим признакам:

Функции управления;

Этапы процесса управления (процесса принятия управленческого решения);

Объекты управления;

Форма осуществления.

По функциям управления управленческую деятельность менеджера можно подразделить на следующие виды деятельности:

а) Планирование деятельности персонала, в том числе разработка заданий, планирование ресурсов;

б) Организация деятельности персонала, включающая весь спектр работ по обеспечению выполнения плановых заданий;

в) Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы персонала;

г) Мотивация труда персонала.

С учетом этапов процесса управления можно выделить следующие виды управленческой деятельности менеджера:

Определение целей управления;

Ситуационный анализ;

Аналитическая работа и выбор вариантов действий;

Принятие решений и организационная работа по обеспечению их выполнения.

По объектам управления управленческую деятельность можно классифицировать на управление предприятием, цехом, участком, отделом, лабораторией, группой, исполнителем. Кроме того, объектом управленческой деятельности менеджера является сам менеджер, который обязан:

а) Планировать свою работу по управлению и выполнению заданий;

б) Планировать использование своего рабочего времени;

в) Осуществлять контроль за своей деятельностью и совершенствовать ее;

г) Обеспечивать мотивированность своей деятельности;

д) Заниматься самосовершенствованием, в том числе в тех областях знаний и практической деятельности, которые косвенным образом влияют на результаты его труда.

По форме выполнения различают:

а) самостоятельную работу;

б) работу с людьми (деловое общение).

Рабочий день менеджера не нормирован. Рабочий день длительностью девять и более часов стал обычным для многих менеджеров в ведущих фирмах зарубежных стран. Не являются исключением в этом смысле управленцы в нашей стране.

Причинами этой “особенности” управленческого труда являются:

Откладывание принятия решения на завтра. Первый признак такого “греха” – кипа бумаг на столе менеджера. Этот “грех” является следствием слабости характера менеджера. Ему следует преодолеть свой страх перед необходимостью безотлагательного принятия решения. Письменное изложение помогает яснее сформулировать мысли и отчетливее увидеть проблему. Действенным лекарством от слабоволия может быть установление для себя жестких сроков решения вопросов;

Выполнение работы наполовину. Для повышения производительности труда и защиты собственной нервной системы более полезно ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые не удастся довести до конца. Определение очередности – лучшее средство излечиться от этого недуга;

Стремление сделать все сразу. Этот “грех” тесно связан с вышеназванным и является, по существу, причиной его. Универсальным средством является планирование рабочего дня и хода выполнения работ;

Стремление сделать все самому. Это один из распространенных “грехов” начинающих менеджеров. Качество управления в большей степени зависит от того, как менеджер загружает своих подчиненных, а не от способности лично решать проблему;

Неумение разграничить функции. Это часто приводит к тому, что менеджер возлагает на себя часть обязанностей других исполнителей. Самое эффективное средство – разработка четких должностных инструкций и делегирование полномочий;

Попытки свалить вину на других. Эта черта характера ведет к тому, что слишком много времени тратиться на выяснение причин неудач. Интеллектуальную энергию следует больше направлять в будущее, чем в прошлое.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...