Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе. Конспект урока по изобразительному искусству «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин Конспект урока образ животных в искусстве


Беседа для младших школьников на тему: "Знакомство с творчеством художников-анималистов, основоположников анималистического жанра в России".

Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: данный конспект урока знакомит с творчеством основоположников анималистического жанра в России, дается краткая история жанра.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования с целью знакомства младших школьников с изображением мира животных в творчестве художников-анималистов.
Цель: знакомство детей с творчеством художников-анималистов В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. В. Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России.
Задачи:
- продолжение изучение анималистического жанра;
- развитие интереса к изучению животного мира;
- развитие способностей сравнивать, анализировать;
- закрепление знаний о многообразии художественных средств, материалов с помощью которых можно воплотить образ животного;
- закрепление знаний о графических материалах;
- расширение кругозора.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о творчестве художников, кроссворд о животных в загадках.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности учащихся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний учащихся по теме:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели как образ животного воплощается в народном декоративно-прикладном искусстве.
- Давайте вспомним, с какой народной игрушкой мы познакомились? (богородской, городецкой, филимоновской).
- Образ какого животного в них воплощается? (конь, олень, индюк, баран, курочки, медведь).
- Какие еще виды декоративного народного творчества мы рассмотрели, где встречается образ животного? (образ животного встречается и в городецкой росписи: конь, кот, лев, павлин; народной вышивке, жостовских подносах).

III. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских художников-анималистов, которые всю свою жизнь посвятили животным: изучали их повадки, рисовали, воплощали их образ в различных художественных материалах. Животные являются главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника.
Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами.
Анимализм (от лат. animal животное, зверь) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, посвящённый животному миру.
Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де Гом), России (на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. Изображали их простыми средствами: углём, глиной.

В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. Кошка, крокодил, черный бык, жук-скарабей - всё это священные животные Египта.


Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.


Изображение жука-скарабея часто встречается в ювелирных изделиях.
В Китае, в его темпераментном искусстве, зверь изображается в различных материалах: драгоценных металлах, фарфоре, фаянсе, камне, бумаге. Ребята, какое животное изображено на фотографии?


Ученики: дракон.
Учитель: Китайский дракон означает все положительное, доброе и несет позитивное начало.


В Китае также любят изображать тигров. Тигр символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли).


В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа.


Давайте проследим путь художников, которые посвятили свое творчество миру животных во всем его многообразии в России, - это В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, В. А. Серов, Д. В. Горлов.
Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый шел своим самостоятельным путем, и все они вместе стояли у истоков анималистического жанра в России.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969).
Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.
«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках.
Как вы думаете, кого он рисовал?
Ученики: животных.
Учитель: Так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.
Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь.
Ватагин рисует животных графическими материалами.


Создает скульптуру в дереве и камне.


У художника была склонность изображать животных очень натуралистично.


Очень много рисовал животных из Московского зоопарка.




Ребята, как вы думаете, какими графическими материалами выполнены рисунки?
Ученики: цветные карандаши, акварель.
Учитель: Да, верно! Художник использует всего три цвета, но какие выразительные рисунки получились. Главным выразительным средством служит линия .
Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.
Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета:
Ребята, чья это голова?


Ученики: Голова мартышки,
Учитель: В портретах животных Ватагин пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и ясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры»,


«Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.
Ребята, вы наверно читали про Маугли?
Ученики: да.
Учитель: «Маугли» была любимой книга Ватагина. К ней он рисовал иллюстрации». В этих иллюстрациях объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.



Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Физминутка «Звериная зарядка»

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учеником Василия Ватагина был Дмитрий Владимирович Горлов. Творческая деятельность Горлова тесно связана с детьми и работой для них.
Художник занимался разработками детских игрушек.
В то время был скучный ассортимент безжизненных муляжей с натуральной окраской.
Им было разработано более ста образцов изделий из дерева и папье-маше, многие из которых с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.


Слон резиновый.
Его игрушки несли добро.
Сам художник очень любил животных - в его доме постоянно были собака, кролики, голуби, мыши. Рисовать же Дмитрий Владимирович начал с двух лет. В годы Гражданской войны было не до учебы, приходилось много работать и даже выступать в цирке. Недолго позанимался в разных студиях, а главные уроки художника-анималиста получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки. Про это с гордостью писал в анкете: специальность приобрел в Московском зоопарке.
Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):


«У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема… любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше…


Рысенок, фарфор.


Медвежонок на пне.


Вот такой дикобраз - карандашница. Это не только скульптура животного, но и полезная вещь)). Его зверюшки очень добрые, уютные.
Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Кроме игрушек и фарфора заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов оформил около шестидесяти книг.




Ребята, вы все наверно знакомы с баснями Ивана Андреевича Крылова. Назовите их пожалуйста.
Ученики: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».
Учитель: Молодцы! Дмитрий Владимирович Горлов создал серию из восьми горельефов к памятнику Крылову из бронзы.



Иллюстрация к басне И.Крылова "Квартет"


Другой замечательный художник Валентин Серов выполнил множество замечательных иллюстраций к басням Крылова. Этому делу он посвятил более 15 лет.



С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно.
Работа настолько увлекла художника, что в результате появилось громадное количество набросков, зарисовок и законченных картин на тему крыловских басен.


Посмотрите какое интересное композиционное решение иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Отталкиваясь от строки «На ель ворона взгромоздясь», Серов дает нам почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Художник помещает ее на первый план, откуда она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести.
Серов пытается придать каждому герою индивидуальные черты.
Ученик Валентина Серова, Иван Семенович Ефимов (1878-1959), продолжает экспериментировать с материалами, создавая образы животных.
«И. С. Ефимов – особенный художник: не скульптор, а изобретатель новых форм»- говорил о нем А. А. Фаворский.
Особенно привлекала художника возможность использования новых, мало употребляемых прежде материалов. Удивительно точно художник чувствует материал, он помогает ему в воплощении образа.



В этой скульптуре шар, пустой внутри, наполняется водой, его держит легкий медный поясок – обруч с рыбками. Желтой меди дельфин, блестя своим телом, устремлен вниз, вдоль шара. Эта работа еще раз подтверждает насколько безграничная фантазия Ивана Ефимова.
С удиви¬тельной характерностью передавая повадку своих моделей, Ефимов в то же время осваивает материал, обыгрывая фактуру тонких медных листов, разрезая их ножницами, заги¬бая стружками и т. п. Он работает также в бронзе («Бой лосей», 1936), дереве («Медведица», 1927), стекле («Береговица», 1923),фаянсе («Зебра», 1927; «Кошка с шаром», 1935)


И. С. Ефимов своими работами сделал большой шаг в осуществлении своей идеи о слиянии архитектуры со скульптурой: его парковые скульптуры-фонтаны прекрасно вписываются в воздушную среду. Особенно выразителен сквозной рельеф «Олень с виноградом» (1950).


Художник выполняет даже рисунки из проволоки.
Ребята, как вы думаете, что это за животные на рисунке?


Ученики: баран и кенгуру.
Учитель: Да, верно, выполненные из проволоки. Как необычно!

IV. Закрепление изученного на уроке.
В основе творчества художников, с которыми мы сегодня познакомились, лежала неиссякаемая любовь к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством.
Чтобы стать хорошим художником-анималистом, необходимо глубоко изучить натуру, собрать много материала о животных, их повадках и жизни. Для начала можно начать с зоопарка.
Если у художника есть любовь к какой-то теме, то ему безразлично какими художественными материалами работать.

V. Заключительный этап урока.
1) Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с каким жанром изобразительного искусства? (анималистическим)
2) Что такое анималистика? (изображение животных).
3) Кто первым выполнил рисунки животных и где они находились? (первобытные люди рисовали в пещерах)
4) С творчеством каких русских художников-анималистов вы познакомились сегодня на уроке? (Серов, Ватагин, Горлов, Ефимов).
5) С помощью каких материалов художники воплощали образ животного? (глина, металл, рисовали акварелью, карандашами).
Если позволяет время, можно предложить детям разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха)

7. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

По вертикали:

2. Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)

4. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

5. Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

6. За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Домашнее задание: постараться выполнить копию рисунка животного, выполненного художником-анималистом.
Буду рада конструктивной критике.

Художественная деятельность для школьников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 84 г. МИНСКА»

Урок «Сказочный образ животного»

Швед Татьяна Васильевна

Дата проведения: 24.04.2019

Минск, 2019

Урок «Сказочный образ животного»

Цель: формирование у учащихся общего представления о значении образа животного в художественной культуре.

Задачи:

Актуализировать представления учащихся об использовании образа животного в разных областях человеческой деятельности;

Раскрыть и охарактеризовать особенности символики образа животного в сказке, геральдике;

Совершенствовать умение выражать результаты наблюдений за животными в художественно-творческой деятельности;

Развивать ассоциативно-образное мышление;

Воспитывать интерес к воплощению образа животного в художественно-творческой деятельности

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово.

    Повторение материала. (Как художники изображают животных?)

    Выполнение заданий 1-3

    Физкультминутка. Зарядка для глаз.

    Выполнение заданий 4-7

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как же художники могут изображать животных?

Всё верно, этих животных мы с вами можем наблюдать и в своей жизни в реальном мире. Но есть ведь ещё и мир фантастики, сказочный мир. И сегодня мы поговорим с вами о сказочном образе животных.

Задание 1

Учитель: Человек начал изображать животных в глубокой древности. Перед вами рисунки, которые сохранились в пещере Ласко во Франции.

Учитель: Как вы думаете, почему древний человек создавал изображения диких животных?

Задание 2

Учитель: На картине голландского художника Яна Брейгеля изображен райский сад. Что здесь реалистично? А что фантастично? Как вы думаете, зачем художник "смешал" правду с вымыслом?

Задание 3

Учитель: А сейчас послушем сказку английского писателя Редьярда Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе".

Учитель: Назовите, в какой последовательности дикие животные становились домашними: сначала..., позднее..., ещё позднее...

Физминутка. Зарядка для глаз.

Задание 4

Учитель: Свое восхищение верным другом передал голландский художник Паулюс Поттер. Подберите из предлагаемого списка характеристика для каждой картины. (Напряженный, трогательный, благородный, сильный, нежный, красивый, слабый, стройный, стойкий и добавьте свои.)


Задание 5

Учитель: Французский композитор Камиль Сен-Санс придумал шуточную зоологическую фантазию"Карнавал животных" , состоящую из нескольких музыкальных миниатюр. Их исполняет ансамбль инструментов, в который входит: два фортепиано, струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас), духовые (кларнет, флейта, флейта-пикколо), ударные(ксилофон), стеклянная гармоника.

Учитель: Давайте прослушаем зоологическую фантазию "Карнавал животных". Определите, какое настроение и какое событие карнавала композитор передает в каждой части музыкальной миниатюры с помощью разных музыкальных инструментов.

Задание 6

Учитель: Белорусы издавна украшали свои жилища изображениями животных. Считалось, что они отводили беды и помогали создавать мир и благополучие.


Учитель: Назовите, из каких природных материалов сделаны эти фигурки?

Задание 7

Учитель: Современные мастера тоже воплощают образы реальных и сказочных животных в предметах, украшающих быт.


Учитель: Из каких материалов сделаны эти фигуры? К какому виду искусства они относятся?

Учитель: Образы животных особенно интересуют художника.
Может быть, это связано с тем, что человек, наблюдающий за повадками и натурой животных, сравнивает их с привычками и характером человека?

Рефлексия.

    Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?

    А с каким животным вы сравниваете себя? Какими чертами характера вы схожи?

Учитель: Спасибо большое за урок, ребята. Мне с вами было очень интересно работать.

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

Цель урока:

познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.

Задачи урока:

Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;

Развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

Совершенствовать технику работы графическими материалами;

Воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.

Форма урока : урок- знакомство с искусством.

Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.

Тип урока : введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.

Формы и методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Фронтальная и индивидуальная.

Личностные:

осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;

развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.

Познавательные:

осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Регулятивные:

формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.

Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

Оборудование:

изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.

Художественные материалы:

акварельные краски, кисти, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Спасибо, садитесь.

Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)

2. Разминка для художников

1) Рисование в воздухе.

Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.

2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)

Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень)

Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек)

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину)

Ткань на языке живописца - это что?

(Холст, полотно)

3. Актуализация знаний

На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),

выставка детских рисунков.

Учитель: - Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.

Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?

Обучающиеся: - Их называют анималистами.

Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?

Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.

Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?

Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

4. Беседа по теме урока

Учитель: - На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.

Наша школа – это реальность?

Обед в школьной столовой – это фантазия?

Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.

Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.Фантазия - мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.

Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.В основе любой фантазии - правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.

5. Работа в группах

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.

Кого увидел Мастер Изображения?

Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

6. Физминутка

Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

Рисовать теперь пора.

7. Работа с учебником

Учитель: - Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?

Обучающиеся: - Со сказочной птицей.

Учитель: - Видели такую птицу в природе?

Обучающиеся: - Не видели.

Учитель: - Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.

Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?

Обучающиеся: - Это части птицы и человека.

Учитель: - Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.

Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.

8. Работа в парах

Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.

9. Творческая практическая деятельность обучающихся

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного...

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Творите! Желаю успехов в работе.

10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)

Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

11. Итог урока

Что такое фантазия?

Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?

Каких животных вы придумали и изобразили?

12. Выставка и анализ рисунков

13. Домашнее задание (дифференцированное)

Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.

Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.

Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.

14. Эмоционально – художественная рефлексия

Обучающимся предлагается два изображения - пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.



15. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.

Интернет-ресурсы

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ »

Жогальская С.Г.,

учитель начальных классов высшей кв.к

Название проектной задачи

Образы животных в народном творчестве

Предмет

Окружающий мир

Класс

Тип задачи

Межпредметная (окружающий мир, изо, одновозрастная.рефлексивная

Цели, педагогические задачи

1Формировать умение понимать и использовать знаков символов животных в оформлении предметов прикладного искусства, любить искусство своего народа.

2. Составление рассказа об одном из видов народного промысла, создание своего узора на предмете быта древних славян.

3. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

УУД

- Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Осознать символическое значение изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
  • формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; аргументировать свое предложение
  • убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Познавательные УУД:

  • устанавливать знаково-символическую систему между словами и рисунками;
  • осуществлять поиск необходимой учебной информации;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение сравнивать данные, находить отличия
  • способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные:

  • знать, каким образом наши далёкие предки выражали идею единства человека с миром природы в своём творчестве; находить образы единого мира-дома в изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; знать способы отражения древней мечты человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

Планируемый педагогический результат

Способность применять ранее изученные знания в нестандартных условиях. Умение осуществлять учебное сотрудничество, создать и представить творческий продукт

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка действий обучающихся в ходе решения проектной задачи при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Получившийся продукт оценивается группой обучающихся через оценочный лист с заданными критериями или учителем

Оценка умения контролировать и оценивать свою деятельность осуществляется через лист самооценки

Замысел проектной задачи

Третьеклассникам, объединённым в группы, необходимо организовать работу по выполнению заданий так, чтобы представить конечный продукт.

Цель, которую должны достигнуть дети

Создать модели предметов быта древних славян, используя в оформлении новые знаки - символы животных.

Средства обучения

Презентация, проектор, задания для групп, карточки

(шаблоны предметов декоративно-прикладного искусства, вырезки с информацией о народных промыслах, образцы с изображениями предметов народного творчества, карандаши, фломастеры, листы с изображениями знаков - символов древних славян, оценочные листы.) Окружающий мир.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая - М.: Просвещение, 2016– (Образовательная система «Перспектива»)

Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016

Основные понятия

декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, символы животных(конь, птица)

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Давайте улыбнёмся, возьмёмся за руки и поделимся своим теплом, мысленно пожелаем друг другу добра и дружеской работы на уроке

2.Мотивация

Вот мы с вами образовали цепочку. Как думаете, что будет, если один из вас опустит руки?

Ребята, а наша цепочка похожа на связи в природе? Каким образом?

А человек и природа связаны друг с другом?

- Как человек с древности, даже не обладая научными знаниями об окружающем мире, показывал свою связь с миром природы?(с помощью рисунков)

На прошлых уроках мы познакомились с какими символами в изображении предметов быта?(растения, земля, древо жизни)

3.Постановка проблемы

Посмотрите на изображения предметов и скажите, какие новые символы вы видите?(птицы, звери…)

4.Формулирование темы урока.

Какие виды народного творчества вам знакомы?

(составление кластера «Народное творчество»)

Поэзия, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр, танец, архитектура, изо

Как вы думаете на нашем уроке мы какое творчество сможем показать?(декоративно-прикладное)

Как вы думаете, чему сегодня посвятим урок, чему новому мы будем учиться?

Откройте уч стр 90 Прочитайте и скажите, где встречаются образы животных у древних людей (ответы по учебнику)

5 Цель нашего урока:

Создать изделия декоративно-прикладного творчества древних славян.А эпиграфом будут слова


Руки искусные народа русского ”.

В древние времена первобытные люди стали приручать диких животных, с тех пор животные рядом с людьми. Они не только кормили и одевали людей, но и ещё помогали им в хозяйстве.

Домашние животные - это незаменимые помощники в хозяйстве. Дикие животные- это воплощение силы, выносливости и красоты. Поэтому с давних пор люди стали изображать образы животных в искусстве, в произведениях народного творчества.

Каких животных изображали чаще всего на произведениях искусства?

конь, лев, собака, птицы, олень, медведь

Ребята, какие народные сказки вы знаете о животных? (ответы детей)

Животные в сказках наделены чертами характера людей.

Соедините слова в столбиках линиями в парах.

Хитрый как…

Трусливый, как…

Мудрый, как…

Злой, как…

Неуклюжий, как…

(Волк, медведь, лиса, заяц, сова)

Показ презентации.

Изображения животных птиц знаками…

Что такое народные промыслы?

Откуда пошло это название “промыслы”?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Какие виды народных промыслов знаете?..

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Отгадайте, что это за промысел?



6Сейчас постарайтесь представить то время,когда наши предки старались украсить свой быт красивыми изделиями. Сегодня мы будем работать в группах, у каждой группы будет своя задача.

7.Планирование

Соберите, пожалуйста, алгоритм вашей работы в группе на дощечках:

1.Составить рассказ по алгоритму

Населённый пункт

Где находится

Вид ремесла

Отличительные особенности

2.Защитить

3.Найти информацию о промысле

4.Распределить обязанности

5.Выбрать шаблон

6.Изучить символы, придумать рисунок

7.Расписать изделие

8.Оценить работу в группе.

(4 3 1 5 6 7 2 8)

Командиры выбирают конверт с заданием(карточка с алгоритмом работы, шаблоны для оформления, карточки со справочной информацией, образцы знаков – символов, карточки с образцами вида народного промысла)

Темы: гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, филимоновская игрушка, предметы домашней утвари(полотенца, посуда), одежда(рубашка, сарафан,)

8.Самостоятельная работа 10мин У каждой группы задания.

Тихо звучит песня «Русские умельцы»

9.Выступление по 2мин

10 Оценивание в группе по 3-бальной шкале.

Таблица

Группа №______

Фамилии участников группы

Критерии оценки

  • Участвовал во всех заданиях группы.
  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.
  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.
  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.
  • Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.
  • Завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.
  • Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
  • Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме или заданию.
  • Выступал с результатом работы группы.
  • Дополнял выступления других групп.
  • ИТОГО

Командир группы_________________

Самооценка

Поставь галочку на оценочной шкале

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача « Образы животных в народном творчестве»

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи(насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

4.Оцени насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

5.Хотел бы ты работать ещё раз в этой группе?(обведи)

11.Рефлексия.

Оценка и контроль.

Вернитесь к своим оценочным листам.

Глядя на получившиеся «смайлики», каков итог нашей работы? (ответы детей)

А если у команды не всё хорошо получилось сегодня, то что нужно учесть на будущее?

Думаю, тема народного творчества вас заинтересовала и вы не раз захотите сами придумывать узоры для вышивания, обжига на дощечках, росписи предметов быта. А так же расширите свои знания по теме урока. Возможно, темы «Образы животных и растений в народном творчестве» станут для вас близки и вы выступите на научно-практической конференции по данным темам.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Маршрут занятия с использованием проектной задачи

«ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

Этапы занятия

Виды деятельности

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Мотивация

1.Перевод проблемы в задачу.

2. Определение замысла проектной задачи.

Составление плана действий. Постановка и формулирование проблемы.

Составление плана действий.

Организация инициативного сотрудничества.

Целеполагание

1.Реализация замысла проектной задачи.

(Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умение, работая в малой группе, создать «продукт»-самостоятельное оформление изделия.)

2.Формирование навыков оформления предмета народного творчества.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Организация своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Планирование

1.Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

2. Самооценка (прогностическая)

Планирование результатов деятельности.

Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Деятельность

Учитель: 1. Создаёт у учеников мотивацию на деятельность.

2.Организует поиск оптимального способа достижения поставленных целей и задач.

3. Оказывает консультативную помощь (по запросу участников групп) в создании «продукта».

4. Наблюдает, контролирует.

5. Заполняет оценочный лист.

Учащиеся:

1.Осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в группы.

2.Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи.

3.Представляют продукт деятельности, рефлексия.

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе, решение рабочих задач с использованием источников информации.

Составление последовательности работы.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оценка и контроль

Оценочные листы.

Презентация результатов работы группы.

Оценка результатов. (Самооценка и взаимооценка)

Сотрудничество в представлении «продукта».

Приложение

«Народные промыслы и ремесла России»

Населенный пункт

Где находится

Вид ремесла

Время основания

с. Гжель

Московская область

Гончарное дело.

Художественная керамика. Посуда.

XIV в.

г. Городец

Нижегородская область

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

XIV в.

с. Хохлома

Нижегородская область

Роспись по дереву.

Лаковая живопись.

XVII в.

с. Жостово

Московская область

Роспись по металлу.

Подносы.

XVIII в.

с. Дымково

Кировская область

Расписные глиняные

Игрушки.

XIX в.

с. Филимоново

Тульская область

Расписные глиняные игрушки.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь .

Рассмотрим её внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Оказывается, люди верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой . Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Всякий человек, большой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, радуется, видя, как «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке – Солнце. За все то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, входили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное, лето хлебородное».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего это кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей наливал в такую чашу воду и произносил над ней заклинание, то есть просьбу, чтобы прошел дождь.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками – и свистели в них, звали дождевые облака (показать свистульки).

Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эту строку расположите под знаками Солнца.

С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изображают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным-давно их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. В одной красивой легенде, дошедшей до нашего времени, рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли (показать русалку-птицу).

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить
“Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского”.

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов М.В. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизноюпревосходнее”.

Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Жостово.

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

А завершит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра - это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства.

Мы живем на Северном Кавказе, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в школе тоже есть свои мастера – умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе – бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, выжигание, корнепластика и другие виды..

Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми.

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.


Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6

Цель:

  • Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.
  • Совершенствовать умения изображения животных.
  • Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
  • Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.

Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1), слова-термины, музыка для фона.

План урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
  2. Введение в тему урока.
  3. Теоретическая часть. История развития анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников-анималистов.
  4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного».
  5. Постановка художественной задачи.
  6. Практическое выполнение задачи.
  7. Подведение итогов. «Вернисаж детских работ».
  8. Закрепление материала урока.

Тип урока:

  1. Урок комбинированный
  2. Урок-практикум

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы обучения:

  • Научность
  • Наглядность
  • Последовательность
  • Доступность
  • Активность
  • Самостоятельность
  • Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации
  • Усвоение способов применения знаний по образцам
  • Творческое применение знаний

1. Организационная часть.

Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.

2. Введение в тему урока.

Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):

Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».

Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)

Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)

Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.

3. Теоретическая часть.

История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).

Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).

Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.

Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).

Рисунки Серова. (Слайд 13-14).

Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).

4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»

Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Что общего в строении тела животных.

Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).

Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.

Выполнение наброска животных в карандаше.

Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.

Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.

Физкультминутка для пальчиков.

5. Постановка художественной задачи:

Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).

Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.

Послушайте требования к работе:

  • Соблюдение пропорций
  • Удачная передача характера животного
  • Проработка мелких деталей
  • Общая выразительность
  • Завершенность
  • Аккуратность

Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.

Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.

6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

7. Подведение итогов. Вернисаж работ.

8. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.

Выбор редакции
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...

В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...

А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...

Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...
Самый оригинальный, питательный и сытный суп-пюре – это, несомненно, кабачковый. Он невероятно просто и быстро готовится, а также...
Лиана Райманова Люди-Львы самоуверенны, обладают напористым лидерским характером. Но под влиянием знака Козы они становятся совершенно...
Раскапывать могилу во сне – явный признак, что вы переживаете период душевных терзаний и переживаний. Сонник уверен, что вы испытываете...
Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам...
Море и волны в ночных грезах - признак изменений как внутри человека, так и вокруг него. Такое сновидение может говорить о личностном...