Евгений Иванович Носов (Evgenij Ivanovich Nosov). Биография евгения носова


Биография и эпизоды жизни Евгения Носова. Когда родился и умер Евгений Носов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Евгения Носова:

родился 15 января 1925, умер 13 июня 2002

Эпитафия

«И песнь друга, как цветок чабреца,
некорыстна с виду, но чист и высок ее тон,
тот самый древний златоголосый тон,
что звучал когда-то в сказаниях баянов,
воспевающих славу молодой Руси».
Фрагмент книги В. Астафьева «Награда и муки», посвящённый Е. Носову

Биография

Евгений Носов - удивительный писатель, которого называли и «крестьянским», и «народным». Отчасти это и верно: проза Носова пестрит просторечными чудесными словечками, изобилует картинами природы широкой, вольной страны. Но прежде всего Носов, который жил и работал в советское время, был не писателем общественного строя или системы. Он был писателем жизни, писателем любви к жизни и доброты. Не потому ли, что Носов, прошедший войну, не понаслышке знал, какой жестокой может быть жизнь?

18-летний Евгений, родившийся под Курском в семье мастерового, ушёл на фронт после битвы на Курской дуге. Наводя артиллерийские орудия, он дошёл до Польши и нынешнего Калининграда, где получил тяжёлое ранение. Только после окончания войны Евгению Носову удалось окончить школу. Он переехал в Казахстан, где начал трудиться в газете, затем вернулся в родной Курск и устроился в редакцию «Молодой гвардии».

Первые публикации художественной прозы Носова начали выходить, когда личность и мировоззрение писателя полностью сложились: ему было 35 лет. Сперва Носов работал над небольшими формами: рассказами, короткими повестями. Затем вышла его первая крупная повесть «Усвятские шлемоносцы», которая принесла автору заслуженный успех. На последнем этапе своего творчества Евгений Носов работал преимущественно над книгами для школьников.

И взрослые, и детские книги Носова объединяет одно: глубокое чувство жизни, сострадания и любви к людям, интуитивное понимание величия мироздания и человеческого сердца. Впрочем, не только человеческого: Носов с не меньшей искренностью и душевностью пишет о животных и о неодушевлённой природе - и у него она становится одушевлённой.

Писатель был удостоен множества литературных премий. По произведениям Носова в 1970-1980 гг. были сняты несколько фильмов: «Варька», «Родник», «Цыганское счастье» и «Красное вино победы». Последний был снят в 1988 г. по одноимённому рассказу, в котором Носов описал окончание Великой Отечественной войны, каким он его видел. Последний сборник Носова «Вечерние стога» вышел в 2000 г., за два года до его смерти. А через три года после того, как Евгений Носов скончался, в родном Курске, где он и похоронен, был установлен памятник: писатель сидит в окружении своих любимых птиц.

Линия жизни

15 января 1925 г. Дата рождения Евгения Ивановича Носова.
1943 г. Уход на фронт артиллеристом.
1944 г. Награждение медалью «За отвагу».
1945 г. Боевое ранение под Кёнигсбергом. Награждение орденом Отечественной войны II степени.
1951 г. Возвращение в Курск, начало работы в газете «Молодая гвардия».
1957 г. Первая публикация художественного рассказа в альманахе.
1958 г. Выход в печать первой книги рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
1961 г. Поступление на Высшие литературные курсы в Москве.
1962 г. Возвращение в Курск, начало профессиональной писательской деятельности.
1980 г. Выход повести «Усвятские шлемоносцы».
1989 г. Публикация сборника рассказов «Где просыпается солнце».
1990 г. Публикация сборника «В чистом поле». Получение звания Героя социалистического труда.
1992 г. Публикация книги рассказов «Красное вино победы».
2001 г. Получение премии Солженицына из рук А. Солженицына.
13 июня 2002 г. Дата смерти Евгения Носова.

Памятные места

1. Село Толмачёво (Курская обл.), где родился Е. Носов.
2. Кёнигсберг (ныне - Калининград), в битве под которым Носов был ранен.
3. Серпухов, где Носов лежал в госпитале после ранения в 1945 г.
4. Талды-Курган (Казахстан), где Носов работал после войны в газете «Семиреченская правда».
5. Москва, где Носов учился на Высших литературных курсах.
6. Курск, где Носов жил и работал в зрелые годы и где скончался.

Эпизоды жизни

Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой» произвело на Евгения Носова такое впечатление, что он собственноручно смастерил несколько кормушек и расклеил рядом распечатанные стихи. Один из последних рассказов самого Носова так и называется «Покормите птиц».

Глубокую любовь Носова к природе и стремление познать её замечал его друг, писатель Виктор Астафьев. Последний отмечал, что Носов «знал, когда цветёт рожь и доцветает донник, где гнездится соловей и с какого возраста начинает петь». По словам Астафьева, Носов обнаруживал «поразительную память, зрительную, слуховую и просто человеческую, с которой начинается уважение к родителям и прошлому Родины своей».


Рассказ Евгения Носова «Белый гусь» читает Лидия Осипова

Заветы

«Странно и грустно представлять себе людей, которых никогда не видел и наверняка никогда не увидишь, которые для тебя как бы не существуют, как не существуешь и ты для них…»

«В сущности,человек всегда умирает в одиночестве, даже если его изголовье участливо окружают друзья».

«Что такое книги? - Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому».

«Душа святая - свят и день…»

Соболезнования

«В рассказах Носова крестьянская жизнь - до того натуральная, будто не прошедшая через писательское перо. Никакой литературщины, никаких приёмов».
Александр Солженицын, писатель

«У Евгения Ивановича Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и людей, и всю тварь Божью ценит по делам их».
Сергей Щербаков, писатель

«Так вот и вижу я моего друга - с маленьким цветком на большой ладони, с цветком, что до самых снегов и даже в сене пахнет молодо и свежо, - ни сушь, ни пыль, ни скот, ни птицы, ни люди, топчущие его, не могут остановить в нем силу вечной весны».
Сергей Астафьев, писатель и друг Е. Носова

Евгений Носов родился в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы ». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Похоронен в Курске в 2002 году.

Творчество

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская.

В 1957 году - первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.

Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году - книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году - книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году - повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году - книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Повествование и все описания Носова от­личаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй ми­ровой войны. Герои повестей и рассказов Носова - это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное разви­тие характера или раскрытие его в ходе со­бытий, ненавязчиво, шаг за шагом.

Сочинения

  • Берега (1971)
  • Травой не порастёт… Повесть, рассказы. (1985)
  • Где просыпается солнце? (1965)
  • В чистом поле за проселком (1967)
  • Избранные произведения (в двух томах) (1983)
  • Вечерние стога. Рассказы, повесть. (2000).
  • Шумит луговая овсяница (1977)
  • Красное вино победы (1971) сборник рассказов
  • Рождение сфинкса (1990)
  • Рассказы (1959)
  • В чистом поле (1990)
  • Усвятские шлемоносцы (1977)
  • На рыбачьей тропе (1958)
  • Мост (1974)
  • Тридцать зёрен (1961)

Фильмы

Красное вино победы, поставлен в 1988 году.

По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко)

По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко).

Короткометражный фильм "Варька" (ТО "Экран", 1971) по мотивам одноименного рассказа. Режиссер Т.Папастергиу

Звания и награды

  • Пенсия Президента РФ (с 1995 года)
  • Премия журнала «Юность» (1997 год)
  • Премия газеты «Правда» (1990 год)
  • два ордена Ленина (1984 год, 1990 год)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000 год)
  • Государственная премия РСФСР (1975 год)
  • орден «Знак Почёта»
  • Почётный гражданин Курска
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • Премия Александра Солженицына (2001 год) - «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
  • Премии журнала «Наш современник» (1973 год)
  • орден Отечественной войны 2 степени
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996 год)
  • медаль «За отвагу»
  • Премия «Москва - Пенне» (1998 год)
  • Премия «Литературной газеты» (1988 год)
  • орден Красной Звезды
  • орден Отечественной войны 1 степени (1985 год)
  • Герой Социалистического Труда (1990 год).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, премии им. М. Шолохова, международной премии "Москва - Пенне", премии "Отечество", премии "Умное сердце" им. А. Платонова, премии А. Солженицына; участник Великой Отечественной войны; Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин г. Курска, действительный член Академии Российской Словесности, кавалер многих орденов и медалей.

В одном из ранних своих рассказов - "Тридцать зёрен" - Евгений Иванович Носов написал о синичке, которая прилетела зимой к его окну: "Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать - в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент подобрала зёрнышко номер два"...

Так двигалась она по линейке, пока не оказалась в комнате. И писатель передаёт свой воображаемый разговор с этой птахой.

Она удивляется многочисленным книгам в его кабинете: "Что такое книги? - Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек"... И в конце рассказа он говорит ей: "Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен"...

Всё творчество Е.И. Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. А в основе его творчества - его большая жизнь, о которой он сам пишет в автобиографии очень сдержанно, кратко, но так же высокохудожественно, как написаны все его произведения.

Имя писателя увековечено в названиях библиотек в Курске и Железногорске, именем Е. И. Носова названа литературная премия. В память о замечательном земляке установлены памятники , мемориальная доска , проводятся ежегодные литературные чтения , в средней школе № 27 г. Курска работает литературный музей .

В 1957 был опубликован первый рассказ Е.И. Носова "Радуга" в областном альманахе с таким же названием, а уже в 1958 г. вышла первая книга рассказов "На рыбачьей тропе", с яркой картинкой на обложке - мальчик-рыбак с удочкой на берегу реки. В следующем, 1959 г., опубликована новая его книга - "Рассказы", и ее автора принимают в Союз писателей СССР. Затем писатель с 1960 по 1962 гг. учится на Высших литературных курсах в Москве, после чего полностью переходит на творческую работу. Его произведения выходят в центральных журналах - "Огонек", "Новый мир", "Наш современник", "Москва", "Смена" и др. Крупные московские издательства выпускают отдельные сборники его рассказов: "Тридцать зерен" (1961), "Где просыпается солнце?" (1965), "За долами, за лесами" (1967) и многие другие. Они выходили и в России, и за рубежом - на английском, французском, немецком, испанском, японском и др. языках народов мира. Его произведения о войне - "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два", "Усвятские шлемоносцы" - высоко оценены и критиками, и читателями, по ним делались инсценировки на радио, телепостановки и спектакли в театрах, снимались кинофильмы. Многие его рассказы посвящены деревне, повествуют о ее нелегкой жизни и скромных, но прекрасных людях-тружениках: "Шуба", "Варька", "В чистом поле, за просёлком...", "Шумит луговая овсяница", "Пятый день осенней выставки", "Темная вода", "Алюминевое солнце" и др.

Во многих произведениях Е.И. Носов вспоминает о своем детстве, но не с целью рассказать о нем как о таковом, а чтобы показать время, уже далекое от нас, его колорит, быт того периода - и крестьянский, и городской. Он жил тогда то с родителями в Курске, где они работали на заводе, то в Толмачёве, у деда с бабушкой. И все детские впечатления, осмысленные затем в зрелые годы, переданы им на страницах книг исторически верно и высокохудожественно.

В рассказах "Кулики-сороки" ("Аз-буки") и "Кто такие?.." ("Сказ про Буканово болото") герой получает первые жизненные уроки - великолепный - от бабушки, в который она вкладывает и мудрость, и терпение, и доброту, и юмор, когда при замешивании теста она учит мальчика писать буквы по рассеянной на столе муке - и - не менее великолепный - от дедушки Алексея во время похода за камышом для корма животных. Здесь в обучении помогает сама Природа - своей зимней хрустальной чистотой и строгостью и одновременно - беззащитностью перед нами же, людьми, которые, к несчастью, так неумело ею пользуются, эксплуатируя нещадно и без удержу.

Природа способствует воспитанию эстетического чувства - в памяти писателя встают превосходные зимние пейзажи, которые он рисует тончайшими мазками - "румяно вспыхнувшие снега", "морозная опушь прозрачных кустов", "чистые бесснежные льды в озерковых блюдцах"... Цитирую уже свои строчки из "Книги о Мастере": "А вот фраза - как драгоценное ювелирное украшение: "Мягко опушенные метелки камышей кивали от малейшего дуновения, роняя долу искрящуюся под солнцем морозную пыльцу..." Настолько хороши эти пейзажи, и еще раз вспоминаешь слова писателя о том, что он сначала мысленно рисует картину красками, а потом подбирает к ним слова..."

Однако здесь же и горький урок - об отношениях людей: мальчик хочет освободить попавшую в вентерь щуку, на что дедушка отвечает: "А поверит ли хозяин вентеря, увидев его пустым, что мы ее не взяли себе?.." И самые добрые побуждения ребенка перекрываются суровой действительностью.

Но недоверие не всегда бывает со зла - голодно было жить в ту пору - об этом автор пишет в повести "Греческий хлеб", в рассказе "Красное, желтое, зеленое...". Пронзительные строчки о страшном голоде 30-х, о "махотулишном" кусочке хлебца, который хочет прикрыть ладошкой одурманенный запахом хлебной лавки изголодавшийся мальчик, или о выкопанных из земли корнях лопуха, которые, "кажись" сластят", - заставляют как бы остановиться и оглядеться среди привычного благополучия: а всем ли хорошо, кто рядом? Может быть, кому-то нужна ваша помощь или хотя бы сострадание...

Писатель, сам пройдя через тяжелейшее испытание голодом и нищетой в детстве, сохранил чувство собственного достоинства, умение довольствоваться малым, воспитал в себе величайшее уважение к труду, умение трудиться - у него поистине золотые руки! Он умеет мастерить всё на свете, починит любую неисправность - а в своем главном, писательском труде строг к себе по высшей категории - будет переписывать страницу за страницей, пока не доведет их до совершенства - например, при создании рассказа "Алюминиевое солнце" им было написано восемь вариантов текста, один другого лучше!..

Так же, по таким же святым канонам живут и его любимые герои.

Это и великая труженица Анисья Квасова ("Пятый день осенней выставки"), которая о своих подопечных коровах ни на минуту не забывает и на выставке, старается подкормить их, поухаживать, и труд ей не только не в тягость, а напротив - куда праздничнее, чем сама выставка или ресторан, где она встречает свою односельчанку Клавдюху, променявшую (хоть и не по своей воле) жизнь деревенскую на городскую и теперь страдающую от душевной пустоты. Это и две Марьи из рассказов "Карманный фонарик" ("Гори, гори ясно...") и "Синее перо Ватолина". Обе тоже труженицы, для них труд есть сама жизнь, сложности которой и даже военные беды не ожесточают, а закаляют их, делая их души еще более стойкими и щедрыми.

Это и замечательно нежные душой Алексей ("Костёр на ветру", или "Хутор Белоглин"), и Петрован ("Памятная медаль"), которые, совершив на войне настоящие подвиги, не требуют для себя никаких наград, не сетуют на их отсутствие, а наоборот - "раз под Жуковым не служил", так и медаль с его именем не положена... И совершенно неповторимый Кольша ("Алюминиевое солнце"), который за своего... крестника, мураша Митяху, и собственной жизни не жалеет...

Многие герои писателя, так же, как и он сам, прошли через войну. Неоднократно переиздавались замечательные его рассказы "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два", повесть "Усвятские шлемоносцы", про которую писатель В. Политов сказал: "Для России-матушки это действительно Священная книга, которую надо издать в переплете с золотыми застежками. Это наши святцы...". В 80-90-е годы им написаны превосходные, пронзительные рассказы: "Костёр на ветру", "Яблочный спас", "Синее перо Ватолина", "Памятная медаль". В них всё - правда, нет никаких приукрашиваний тяжких военных будней, о которых то рассказывают сами герои - Алексей, баба Пуля, Петрован, то автор - "Синее перо Ватолина". Война жестоко прошлась по судьбам людей, и даже спустя много лет они не могут "ни запить, ни заесть этова..." "Но они не жалуются на судьбу, а просто делятся пережитым, а саму жизнь продолжают ценить и беречь. Их непритязательность, умение радоваться красоте, сопереживать окружающим вызывают к ним глубокое уважение.

За рассказы 80-90-х годов - "Холмы, холмы...", "Карманный фонарик", "Темная вода", "Костер на ветру" и др. писателю была присуждена премия им. М. Шолохова и премия им. А. Платонова, за рассказ "Яблочный спас" - международная премия "Москва-Пенне", за сборник рассказов "Хутор Белоглин" - премия "Отечество". Е. Носов -Почетный гражданин г. Курска (1982), Герой Социалистического Труда (1991), действительный член Академии Российской Словесности (2000). Он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Писателю присвоено звание "Человек 2000 года" в номинации "Деятель культуры и искусства". Кроме того, на протяжении всей творческой жизни он неоднократно становился лауреатом ежегодных премий многих журналов и газет. К 75-летию писателя, в 2000 г., вышли две книги его произведений: "Вечерние стога" в серии "Золотое перо России" (М., Современник) и "Журавлиный клин" (М., Воскресенье), а в издательстве "Крона" (Курск) вышла "Книга о Мастере", посвященная жизни и творчеству писателя. В 2001 г. была присуждена литературная премия А. Солженицына Е.И. Носову и другому нашему земляку, писателю К.Д. Воробьеву. Эта высокая оценка вполне заслуженна, так как на рубеже третьего тысячелетия, в наше непростое время истинно русское по своим истокам и содержанию творчество Евгения Носова найдет отклик в душе каждого русского человека. В 2005 г., в год 80-летия писателя, вышло 5-томное собрание сочинений Е.И. Носова. Писатель развил классические жанры русского рассказа и повести, традиции которых прослеживаются на всем протяжении отечественной литературы, приблизил прозу к повседневной народной жизни. При социальной остроте творчества он обладает удивительным умением живописания, тонким чувством языка, его называют одним из самых талантливых стилистов и первым рассказчиком России. По повести "Усвятские шлемоносцы" поставлены спектакли во многих театрах страны и художественный фильм "Родник", известен спектакль по его статье "Что мы перестраиваем?", на телевидении было осуществлено две постановки "Красного вина победы", были сняты кинофильмы и по рассказам "Шуба", "Варька", "Объездчик", его рассказы часто передаются по радио. Произведения писателя включены в школьную программу, его творчество стало материалом для многочисленных диссертаций, в том числе и за рубежом. Целый ряд лет Е.И. Носов являлся членом правления СП РСФСР, секретарем СП СССР, членом редколлегий многих журналов, был наставником для многих начинающих прозаиков.

И закончить рассказ об этом замечательном писателе хочется его же словами, обращенными ко всем школьникам:

"Как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном, большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь - для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние, неведомые страны - вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки... Вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу ее жизни!"

Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска, высоко вознесшегося своими холмами и соборами. Курск знаменит еще с давних веков. "А мои куряне - хоробрые воины, - говаривал Всеволод своему брату князю Игорю в эпической поэме "Слово о полку Игореве", - под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены". Далее по реке Сейм стоят древние города-содруги Рыльск и Путивль. Все они старше Москвы и рублены еще Киевской Русью.

А из другого деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература - главная стезя моей жизни.

За исключением Октябрьской революции, гражданской войны и первых послевоенных лет разрухи, на моих глазах проходили все остальные этапы нашей истории. Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачёво нагрянула коллективизация, как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как всё ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с телегой и упряжью. На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиноремонтный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала ситопробойщицей, и я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести "Не имей десять рублей...", а также в рассказах "Мост" и "Дом за триумфальной аркой".

Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годах, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя придорожными калачиками, едва завязавшимися яблоками, цветками акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за "Томом Сойером" и "Островом сокровищ", клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.

А между тем, исподволь подкрадывалась вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи.

На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками - кто кого... Или ты его, или, если промазал, он - тебя... Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий "фердинанд" все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной - ведь я был старше многих из них на целую войну.

Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. В 1975 году за книгу "Шумит луговая овсяница" удостоен Государственной премии имени Горького, за рассказы последних лет - премии имени Шолохова. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.














Библиография:

  • Носов, Е. И. Собрание сочинений: в 5 т. - М. : Русский путь, 2005.
    Т. 1: На рыбачьей тропе; Снег над Россией; Смотри и радуйся... ; В ожидании праздника; Гармония стиля / Е. И. Носов. - 413, с., л. ил. : ил.
    Т. 2: В чистом поле... ; Повесть о детстве / Е. И. Носов. - 349, с., л. ил. : ил.
    Т. 3: Вечерние стога; И остаются берега... ; Во всей правде-матушке... / Е. И. Носов. - 574, с., л. ил: ил.
    Т. 4: Травой не порастет... : Защищая жизнь... / Е. И. Носов. - 428, c. : ил.
    Т. 5: "Конны, людны и оружны..." ; Слово о моем друге; "Жди ясного на завтра дня..." ; "Несказанно рад твоему письму!". 318, c., л. ил. : ил.
  • Носов, Е. И. Памятная медаль: повести и рассказы / Е. И. Носов.- М. : Русскiй мiръ, 2005. - 509, c.
  • Носов, Е. И. Белый гусь: рассказ для младшего школьного возраста / Е. И. Носов; худож. Н. И. Шевцов. - М. : Сов. Россия, 1980. - 15 с. : цв. ил.
  • Носов, Е. И. В чистом поле, за проселком: повести и рассказы / Е. И. Носов. - М. : Худож. лит., 1990. - 574 с. : ил., портр.
  • Носов, Е. И. Шопен, соната номер два / Е. И. Носов. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1983. - 447 с.
  • Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы: повесть / Е. И. Носов. - М. : Молодая гвардия, 1980. - 240 с. : ил.
  • Носов, Е. И. Красное вино победы: рассказы / Е. И. Носов. - М. : Русская книга, 1992. - 288 с.
  • Носов, Е. И. Журавлиный клин: рассказы, повести, миниатюры / Е. И. Носов; худож. М. Георгиев. - М. : Воскресенье, 2000. - 760 с. : фото.
  • Кедровский, А. Е. Евгений Иванович Носов / А. Е. Кедровский // Земляки: творчество К. Д. Воробьева и Е. И. Носова / А. Е. Кедровский. - Курск, 1999. - С. 75-153.
  • Евгений Носов: писатель и художник. Краски родной земли / [авт.-сост. Е. Д. Спасская]. - Курск: Техинвест, Б. г. . - 56 с. : цв. фот.
  • Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова: очерки о творчестве / [сост.,Е. Д. Спасская]. - Курск: Крона, 1998. - 896 с., л. ил., портр., фот.
  • Курское слово: [сб. науч. тр.] : вып. 1 / КГУ; [отв. ред. А. Т. Хроленко]. - Курск: изд-во КГУ, 2004. - 98 с.
  • Курское слово: [сб. науч. тр.] : вып. 2 / КГУ; [отв. ред. А. Т. Хроленко]. - Курск: изд-во КГУ, 2004. - 92 с.
  • Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е. И. Носова (1925 - 2002) : сб. материалов / Комитет по культуре Курск. обл. ; КОНБ им. Н. Н. Асеева. - Курск, 2005. - 48 с.
  • Разумова, М. А. Язык публицистики Е. И. Носова: словник / М. А. Разумова. - Курск: КГУ, 2005. - 142 с.
  • Татарская, И. Ю. Е. И. Носов и музыка / И. Ю. Татарская // Из истории культуры курского края: ч. 1. - Курск, 1995. - С. 36-42.

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье слесаря.

В 1927 семья переехала в Украину, в г. Артемовск, где отец работал на стройке.

В 1929 вернулись в Курск, отец Носова поступил на завод котельщиком, а мать туда же сетопробойщицей. Мальчик был в курсе всех заводских дел. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Так, рассказ «Мост» (1961 ) предваряет посвящение: «Памяти отца моего, Ивана Георгиевича Носова, - рядового котельщика первых пятилеток». Каждое лето Носов проводил в деревне у деда с бабкой: «Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык <...> был сущим кладезем...».

В школе Носов увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943 , после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы» (1969 ).

По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973 ), - детство и война - «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

После окончания школы Носова отправляется в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». Здесь же в 1947 появились его первые публикации.

В 1951 Носов возвращается в Курск, работает в областной газете художником-ретушером. «Судьба моя сложилась так, что я вошел в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики», - вспоминает Носов.

Первый рассказ Носов «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноименном курском альманахе в 1957 .

В 1959 в Курске вышла еще одна книга Носова - «Рассказы».

В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк - неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни. В военной теме Носов никогда не расскажет о «громе победы», о ярком мгновении подвига, в его произведениях большие события звучат либо как в «Живом пламени», метафорично, либо по-крестьянски застенчиво, сдержанно, но обязательно они выявляют свое сущностное значение, как, например, в очерке «Фронтовые кашевары» (1975 ).

Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, которая продолжалась до 1962 . Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым.

В 1961 в Курске вышел сборник Носова «Где просыпается солнце?». Адресованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя, В вошедшей сюда повести «Моя Джомолунгма» психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах «Дом за триумфальной аркой» и «Мост» герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

В 1963 часть его рассказов вошла в другую книгу - «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964 ), «Белый гусь» (1964 ), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965 ), «Объездчик» (1966 ), «За долами, за лесами» (1966 ), повесть «Затмение луны» (1966 ), «Пятый день осенней выставки» (1967 ), «Красное вино победы» (1969 ), «Шумит луговая овсяница» (1973 ) и др.

Меру жизненных и философских ценностей Носова ищет в повседневном, будничном бытии героев. (Не случайно критика сопоставляла рассказ «Шуба» с гоголевской «Шинелью».)

Появившийся в 1973 на страницах «Нашего современника» рассказ «Шопен, соната номер два» связал современную жизнь с прошедшей войной живой и горькой памятью.

В повести «Усвятские шлемоносцы» (Наш современник. 1977 . №4-5) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Идея эта выражена не декларативно, она высвечивается через описание трудовой жизни народа, этика которой подразумевает свято чтить и сохранять свое духовное и материальное пространство.

Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием «Родник» (реж. А. Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля «Усвятские шлемоносцы».

С 1980-х Носов пишет немного, в 1988 попытался дать исторический анализ советского общества (Что мы перестраиваем? // Литературная газета. 1988. 20 апр.).

В 1990-е вышло несколько рассказов Носова, проблематика которых либо перекликается с ранними автобиографическими вещами (НЛО нашего детства // Смена. 1993 . №9), либо в притчево-метафорической форме рассказывает о нынешней жизни села (Темная вода // Новый мир. 1993 . №8). Носов продолжает размышлять о русской классической литературе (Жди ясного назавтра дня // Проблемы изучения жизни и творчества Фета. Курск, 1992 ), активно выражая полное принятие и подчинение себя ее традициям. Как вариация хрестоматийных крестьянских образов Хоря и Калиныча предстали герои рассказа Носова «Костер на ветру» (Москва. 1993 . №10). За спиной у каждого свой жизненный опыт, свои взгляды на мир, но в отличие от своих классических прототипов они оба оказались на обочине жизненной колеи, оба одинаково беззащитны перед крахом крестьянской жизни.

Страница:

Носов Евгений Иванович (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...

Носов Евгений Иванович

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!...» - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...