Где жил эдвард григ. Эдвард григ краткая информация. Наследие и память


Детство и юность. Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в приморском городе Бергене - крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец его, британский консул и коммерсант Александр Григ, занимал в городе видное общественное положение. Своим детям он старался дать основательное, широкое образование (в семье было два сына и три дочери, Эдвард был четвертым ребенком). Будущий композитор рос в интеллигентной, культурной среде, где художественные интересы занимали далеко не последнее место.

В семье Грига любили музыку. Прекрасной, одаренной пианисткой была его мать. Она постоянно выступала в публичных концертах, руководила музыкальным кружком любителей и сама давала уроки музыки детям - маленькому Эдварду и его старшему брату. В доме консула Грига постоянно устраивались музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера. Эти первые музыкальные впечатления глубоко запечатлелись в памяти Эдварда. Особенно горячо полюбил он музыку Моцарта.

Детские годы композитора протекали в тихой, спокойной обстановке провинциального быта. В семье царила строгая дисциплина, порядок, любовь к труду. Воспитанные умной и взыскательной матерью, дети не были приучены к излишествам и праздности. Вместе с братом Эдвард посещал общую городскую школу, где ему, мечтательному, рассеянному мальчику, нередко приходилось терпеть строгие наказания за свою невнимательность.

Музыкальное воспитание Грига началось рано. Заметив исключительные способности ребенка, мать начала с шести лет систематически учить его музыке. Она старалась привить ему хорошую пианистическую технику, сделать из него в первую очередь исполнителя-пианиста. Но Эдварда мало привлекали этюды и упражнения. Он с раннего детства привык импровизировать за фортепиано, играть по слуху. Уже тогда созревал в нем творческий дар. С 12 лет он начал записывать свою музыку. К этому времени относится его первое сочинение - «Вариации на немецкую тему» для фортепиано. Любопытно, что этот первый опыт не получил поощрения: школьный учитель-педант, узнав о том, что «маленький бездельник Григ сочиняет», задал ему жестокую трепку.

Но вскоре музыкальное дарование мальчика получило должную оценку. Знаменитый норвежский скрипач и композитор Уле Булль, услышав игру 15-летнего Эдварда, посоветовал родителям отправить его в Лейпцигскую консерваторию. Совет Булля был выполнен беспрекословно: отец и мать Эдварда хорошо понимали, что сыну суждено стать выдающимся музыкантом. В 1858 году Григ уезжает в Германию.

В Лейпциге начались трудные годы ученья. Оторванный от родины и семьи, от природы хрупкий и впечатлительный, юноша тяжело переживал разлуку. Обстановка большого города, академическая среда консерватории казались ему чуждыми после привольной и тихой жизни родного Бергена. И в то же время Лейпциг не мог не привлечь его как центр немецкой музыкальной культуры, известный своими высокими художественными традициями. Ведь именно здесь, в Лейпциге, в XVIII веке развертывалась деятельность величайшего композитора Германии - Баха. Здесь жил и творил гениальный Шуман; здесь работал один из крупнейших музыкантов XIX века - основатель Лейпцигской консерватории Мендельсон. Григ приехал в Германию через два года после смерти Шумана. Все здесь, казалось, напоминало об этом замечательном композиторе, смелом новаторе, чье имя было знаменем передового искусства для всех молодых музыкантов.

Но юному Григу пришлось горько разочароваться в своих ожиданиях. Боевой дух просветительства, царивший в Лейпциге во времена Шумана и Мендельсона, теперь уступил место консервативному академизму. Общая атмосфера реакции, наступившей после революционных событий 1848 года, пагубно отразилась и на музыкальном образовании. В консерватории прочно укоренились рутинные методы преподавания, ремесленничество и равнодушие к молодым талантам. Признанные «маститые» педагоги в большинстве случаев вели свой курс по проторенной дороге, не заботясь ни о развитии творческой индивидуальности студентов, ни о национальной природе их дарования. А ведь именно этой яркой национальной самобытностью и отличался в первую очередь талант молодого Грига.

В своих воспоминаниях Григ остроумно высмеивает педантские методы лейпцигских педагогов, приучавших студента не столько к самостоятельной творческой работе, сколько к сухому теоретизированию - «решению музыкальных ребусов». Лишь немногие из них могли дать талантливому юноше хорошую профессиональную подготовку. Григ всегда с благодарностью вспоминал уроки знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса - большого почитателя и пропагандиста творчества Бетховена, Уроки пианиста Венцеля-тонкого музыканта и друга Шумана, уроки теоретика Гауптмана, руководившего занятиями по композиции.

Однако не эти педагоги сыграли решающую роль в творческом развитии молодого музыканта. Его подлинными «учителями» были великие композиторы прошлого - Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман. Замечательные концерты, которыми прославился концертный зал Лейпцига «Гевандхауз», помогли ему глубоко понять и полюбить классическое искусство. Он с жадностью впитывает новые впечатления, слушает симфоническую музыку, изучает оркестровые партитуры классиков.

Особенно высоко ценил Григ музыку Шумана. Своей тонкой одухотворенностью, силой и глубиной чувств, искусство Шумана навсегда покорило молодого норвежского музыканта. Недаром Григ впоследствии называл себя «композитором шумановской школы». Нельзя не отметить, что именно в Лейпциге он мог ближе всего узнать живую традицию шумановского творчества: здесь выступала знаменитая пианистка Клара Шуман, жена великого композитора и лучшая исполнительница его произведений.

О плодотворном влиянии Шумана говорят первые сочинения Грига, написанные им к моменту окончания в 1862 году Лейпцигской консерватории: четыре фортепианные пьесы и четыре романса на слова немецких поэтов. В этих поэтичных миниатюрах уже проскальзывают черты индивидуального стиля Грига, хотя в целом они еще не самостоятельны и носят печать подражания любимому композитору.

После четырехлетнего обучения Григ вернулся на родину, в Берген. Слабое состояние здоровья (в студенческие годы Григ перенес тяжелый плеврит, послуживший началом хронического заболевания легких) и пошатнувшиеся материальные дела отца не позволили ему продолжать образование за границей. К тому же юноша горел желанием работать у себя на родине, приносить пользу родной стране. Приехав в Норвегию, он сразу же осознал необходимость большой, напряженной работы - не только творческой, но и музыкально-общественной, организационной.

Однако отсталая музыкальная жизнь Норвегии не могла дать ему широких возможностей творческого роста: концерты здесь были явлением редким, исключительным и творчество своих национальных композиторов не получало поддержки.

Пытливый юноша устремляется в ближайший крупный центр музыкальной культуры - Копенгаген. Ему хотелось воспользоваться советами прославленного датского композитора Нильса Гаде, признанного в то время главой и руководителем северной, скандинавской школы в музыке.

Гаде одобрил сочинения Грига, но не сумел еще распознать в нем яркий и самобытный талант. Стремления молодого норвежца были непонятны ему - даровитому, но в достаточной мере академичному мастеру, приверженцу умеренно романтической школы. Под руководством Гаде Григ написал свою первую и единственную симфонию - талантливое, но юношески незрелое сочинение, так и не получившее широкой известности (впоследствии Григ сам запретил исполнять симфонию на концертной эстраде).

Как и в Лейпциге, основное, важнейшее значение для творческого развития молодого композитора имела та общественная среда, с которой ему пришлось столкнуться в столице Дании. Не столько уроки Гаде, сколько общение с представителями передовой датской интеллигенции помогло Григу найти свой путь в искусстве. Он приехал в Копенгаген в 1863 году, в период расцвета датской художественной культуры, признанным главой которой был гениальный писатель-сказочник Андерсен. Провозглашенная Андерсеном идея народности в искусстве увлекала передовую молодежь. Под его благотворным влиянием датские поэты и музыканты обращались к изучению родного фольклора, собиранию народных песен. И в сознании Грига задушевное, светлое искусство Андерсена немедленно вызвало горячий, сочувственный отклик. Он пишет цикл песен «Мелодии сердца» на слова Андерсена, посвятив их великому датскому писателю. Эти песни («Люблю тебя», «Сердце поэта» и другие) были его первым значительным творческим успехом.

В свою очередь Андерсен, очень любивший музыку, тепло встретил первые сочинения молодого композитора и сразу увидел в нем большой, расцветающий талант.

«Андерсен был одним из первых ценителей моего творчества», - говорил впоследствии Григ.

В эти же годы, в Копенгагене, Григ нашел верного друга и союзника в лице молодого норвежского композитора Рикарда Нурдрока (1842-1866). Энтузиаст народной норвежской музыки, Нурдрок был увлечен идеей создания большого, значительного национально-норвежского искусства. Его привлекали суровые, героические образы древненорвежского эпоса, образы легендарных героев-богатырей. Бодрый и мужественный тон господствует в его музыке, воспевающей силу свободолюбивого норвежского народа. Ведь именно Нурдроку принадлежит честь создания национального норвежского гимна «Да, мы любим нашу страну!».

Глубоко зная народную музыку, Нурдрок знакомил Грига с норвежскими народными песнями, с характерными особенностями народных танцев. Встреча с этим талантливым музыкантом, по собственному признанию Грига, помогла ему открыть глаза на ту своеобразную красоту норвежского фольклора, которую он, горожанин по воспитанию, до сих пор угадывал только интуитивно.

В 1865 году Григ вместе с Нурдроком и несколькими молодыми датскими музыкантами организует музыкальное общество «Евтерпа». Свою основную задачу руководители общества видели в пропаганде новой национальной датской и норвежской музыки, связанной с народными истоками. С этой целью Григ и Нурдрок немедленно приступили к организации симфонических концертов, в которых оба они выступили как дирижеры- исполнители собственных произведений и сочинений своих товарищей. Одним из первых посетителей этих концертов был Андерсен.

Общество «Евтерпа» просуществовало недолго. Но самое возникновение этой творческой организации явилось ярким свидетельством роста демократических идей, питавших национальную культуру Дании и Норвегии. Значительным оказалось оно и для Грига. В кругу своих товарищей, молодых энтузиастов, Григ сразу почувствовал огромный подъем творческих сил. В течение 1865 года он создает замечательную фортепианную сюиту «Юморески», дне большие сонаты (фортепианную и скрипичную), симфоническую увертюру «Осенью», ряд романсов. Полные светлого, восторженного пафоса, эти произведения говорят о расцвете молодого художника, смело идущего навстречу жизни.

Нина Хагеруп-Григ — жена композитора

Творческий перелом совпал с важными событиями личной жизни композитора. В Дании он встретил и полюбил свою двоюродную сестру Нину Хагеруп (1845-1935), с которой вскоре обручился (в 1867 году состоялась их свадьба). Талантливая, артистически одаренная певица, Нина Хагеруп-Григ навсегда стала верной спутницей жизни композитора, его помощником и другом. Постоянно выступая с мужем в камерных концертах, она прославилась как замечательная, чуткая исполнительница его романсов. Ею вдохновлены многие сочинения Грига.

После трехлетнего пребывания в Копенгагене, Григ совершил поездку в Рим. Здесь он впервые встретился с Ибсеном. Великий писатель высоко оценил дарование молодого норвежца и посвятил ему замечательное стихотворение «В альбом композитору».

В Риме Григ с глубокой скорбью узнал о безвременной смерти своего товарища Нурдрока, скончавшегося в Берлине от туберкулеза.

«Мы надеялись вместе работать для развития нашего национального искусства, - писал он отцу Нурдрока. - Этому не суждено было осуществиться. Но я свято сдержу то, что ему обещал: его дело будет моим делом, его цель - моей целью».

Осенью 1866 года молодой композитор вернулся в Норвегию - на этот раз с твердым решением работать в родной стране.

Годы, проведенные в Дании, были для Грига временем первого, яркого творческого расцвета. В атмосфере горячего энтузиазма, в общении с прогрессивными деятелями норвежской и датской культуры созревают его идейно-художественные взгляды, формируются основные черты его дарования, осознаются стремления и цели в искусстве.

Основную линию творчества молодого Грига можно определить как линию постепенного становления своего национального стиля, своей яркой индивидуальности норвежского мастера. Эти искания заметны уже в ранних юношеских произведениях. Так, например, если в раннем цикле маленьких фортепианных пьес «Поэтические картинки» {соч. 3), при всем изяществе и тонкой одухотворенности этих миниатюр, нельзя еще усмотреть прямого влияния норвежской народной мелодики, то несравненно полнее проявилось оно в следующем фортепианном цикле «Юморески» (соч. 6), где на первый план выступают характерные черты бодрого, жизнерадостного норвежского танца.

Уже в этих первых произведениях наметилась важная, типическая особенность творчества Грига-склонность к сжатым формам фортепианной миниатюры, романса.

Огромное большинство произведений композитора принадлежит к числу так называемых «малых форм». Их можно сравнить с небольшими лирическими стихотворениями. Но Григ, подобно великим поэтам-лирикам, умеет в немногих словах сказать многое. Каждая из его песен или фортепианных пьес дает единый, законченный, неповторимый в своей художественной цельности образ. Несколькими штрихами создает он тонкий портрет-характеристику, пейзаж или поэтическую «картину настроений». Особая психологическая утонченность в передаче душевных состояний всегда выдает в нем чуткого лирика-поэта. Краткость, лаконизм, глубокая проникновенность и сосредоточенность выражения-вот отличительные качества григовского стиля.

Таковы уже первые романсы Грига, в числе которых можно найти прекрасные, классические образцы его лирики.

Как и в его фортепианной музыке, в них отчетливо прослеживается путь к овладению национальной, народной мелодикой. От первых песен студенческих лет, написанных на слова немецких поэтов, Григ приходит к более индивидуальным и ярким романсам на слова Андерсена, в которых заметно ощущается характерный «григовский», северный колорит. Некоторые из них целиком выдержаны в духе норвежской или датской народной песни.

Ранние романсы Грига пленяют восторженным и светлым лиризмом. С большой непосредственностью изливаются в них чувства любви, молодого порыва и светлой надежды. Таковы известные романсы «Люблю тебя» и «Сердце поэта» на слова Андерсена. В простых народно-песенных по своему складу романсах «В лесу», «Избушка» лирическое высказывание сливается с тонким ощущением северного Пейзажа, родной природы, к которой всегда с такой любовью обращается Григ.

С огромным душевным подъемом написана большая песня-поэма «Осенняя буря» (на слова датского поэта Рикарда). Образы природы - весеннего обновления, наступившего вслед за осенними бурями и холодной зимой - здесь непосредственно связаны с той атмосферой «национального возрождения», которая окружала Грига в юные годы. Кипучее ликование молодости слышится в музыке «Осенней бури», с ее торжествующим призывом к жизни:

Хоть мир и стынет в оковах сна,

Я знаю, что вновь придет весна,

И вот он, вестник вешних дней, -

Подснежник первый в снегах полей!

Светлым восторженным настроением проникнуты самые крупные, значительные сочинения молодого Грига - его сонаты.

1865 год ознаменовался созданием большой фортепианной сонаты ми-минор (соч. 7), в которой впервые со всей полнотой раскрылись различные стороны дарования композитора. Романтическая взволнованность, горячий темперамент и чистота лирических чувств делают ее одним из самых типичных и ярких произведений раннего Грига.

Соната написана в классической форме четырехчастного цикла. Ясность формы сочетается в ней с поэтической свободой и непосредственностью лирического высказывания. Бурным потоком льется музыка первой части, с ее призывной, волевой главной темой. Полна глубокой, сосредоточенной нежности вторая часть, написанная в духе размышления Яркой характерностью отличается третья часть сонаты - величавый, торжественный менуэт. В итоге всего развития рождается блестящий и энергичный финал, пронизанный ритмом норвежского танца. Соната завершается восторженным, патетическим заключением, звучащим как торжествующий гимн ликования.

Радостное весеннее чувство господствует в первой скрипичной сонате Грига (соч. 8, 1865 г.), где средняя часть написана в характере народного танца. Своей оригинальностью и национальной самобытностью это произведение привлекло пристальное внимание великого венгерского композитора Листа.

Еще более значительными оказались произведения, созданные вскоре после возвращения в Норвегию: вторая скрипичная соната и фортепианный концерт. В них раскрываются новые жизненные впечатления молодого художника, впервые глубоко познавшего свою родину.

Такова вторая-соната для скрипки и фортепиано (соч. 13, 1867 г.), возникшая на основе народных танцевальных мелодий. Кипучая энергия, молодой задор льются в ней через край, наполняя всю музыку радостным ощущением жизни, солнца и света. Порой в сонате слышатся живые отголоски народного празднества, отзвуки игры норвежских народных скрипачей - «хардингфелеров». И вместе с тем соната-не только картина народной жизни. Сквозь оболочку народно-жанрового всюду прорывается искреннее лирическое чувство - душевное излияние самого поэта.

Вслед за второй скрипичной сонатой возникло лучшее сочинение молодого Грига - фортепианный концерт ля-минор (соч. 16, 1869 г.). Не только в творчестве самого композитора, но и во всей фортепианной музыке это произведение занимает особое место.

Наряду с концертами Шопена, Шумана, Листа концерт Грига прочно вошел в репертуар пианистов всего мира.

Среди фортепианных сочинений Грига концерт выделяется своей монументальностью и широким виртуозным размахом.

Композитор с большим артистизмом использовал здесь самые разнообразные и эффектные приемы фортепианной техники. Но виртуозность в концерте всецело подчинена лирическому началу. Григ создал замечательный образёц лирического концерта, в котором широко разработанная фортепианная партия солиста представляет собой как бы свободный монолог или высказывание «от автора». Музыка концерта полна поэтического вдохновения. В ней раскрывается живой облик молодого Грига с его горячностью, пылким темпераментом и верой в созидательные силы жизни.

По сравнению с ранними сонатами Грига концерт отличается большей глубиной психологического содержания. Характерная для Грига оптимистическая тема утверждения жизни здесь выражена, прежде всего, как тема единения художника с народом. Григ говорит о себе, но говорит языком народного художника, живущего жизнью своего народа, своей природы, своей страны.

Три части концерта последовательно раскрывают этот замысел. Сначала - страстное признание-монолог в полной лирической взволнованности первой части концерта. Затем - погружение в мир природы в спокойно-созерцательной медленной части (адажио). В блестящем, праздничном финале Григ подчиняет развитие музыки упругой, бодрой ритмике норвежского танца. Полная праздничного ликования и подъема, музыка с яркой динамичностью устремляется к торжественному заключению (коде). Простые народно-песенные и танцевальные темы в финале концерта постепенно преображаются и приобретают высокое патетическое звучание. Лирика перерастает в героический пафос, личное чувство-в общенародное.

Написанный 25-летним композитором концерт ознаменовал вершину первого периода его творчества. В этом произведении он в полной мере овладел выразительными средствами национального языка, народной музыки. Перед ним лежал широкий путь национального композитора, призванного решить высокую задачу создания норвежской музыкальной классики.

Эдвард Григ родился в Бергене 15 июня 1843 четвёртым из пяти детей в обеспеченной семье успешного торговца.
Отец Эдварда, Александр, занимал высокий пост английского вице-консула. Его мать, Гесина, была талантливой пианисткой, происходящей из влиятельной и зажиточной семьи.

В родном доме Грига музыка играла важнейшую роль. Гесина организовывала еженедельные музыкальные вечера, во время которых исполнялись произведения Моцарта и Вебера. Брат и три сестры Эдварда, как и он сам, имели талант к музыке. Поэтому, как это было принято среди обеспеченных семей Бергена, с ранних лет ей обучались. Эдвард Григ проявил сильный интерес к музыке, он мог часами просиживать за пианино часами, самостоятельно изучая разные мелодии. Поскольку он не был старшим сыном, родители сочли, что ему необязательно получать образование, которое позволит заниматься семейным бизнесом - это была судьба его старшего брата. Под чутким, но твёрдым руководством матери и учителей, мальчик продолжил свои музыкальные занятия.
Эдвард был не самым дисциплинированным учеником. Он предпочитал сам открывать для себя музыку, и, вместо нудной зубрёжки обязательных этюдов любил импровизировать и находить новые мелодии. Друг семьи, скрипач Оле Булл, заметил необыкновенный талант мальчика и посоветовал ему ехать в Лейпциг - важнейший культурный центр того времени.

1858 год открыл новую страницу в биографии пятнадцатилетнего Эдварда Грига: его приняли в Лейпцигскую консерваторию, в класс фортепиано и композиции. Строгая дисциплина и консерватизм угнетали юношу, и он черпал вдохновение за стенами консерватории. Григ регулярно присутствовал на репетициях в концертном зале. «Это был восторг - слушать так много великолепной музыки» - вспоминал он позже об этом периоде.
Весной 1860 года Эдвард серьёзно заболел, и ему пришлось вернуться в родительский дом. Но отдых был кратким. Хотя здоровье оказалось подорвано, Григ, не обращая внимания на советы врачей, следующей же осенью вернулся в Лейпциг, чтобы завершить обучение. Несмотря на несколько пренебрежительное отношение к консерватории, он закончил её с отличием в апреле 1862 года.

В 1863 году Григ прибыл в Копенгаген, ставший его домом на последующие три года. Здесь он познакомился с датскими композиторами Хартманном и Гаде, а также норвежским композитором Рихардом Нордрааком, которые помогли ему найти свою творческую идентичность, «отмежеваться» от влияния Мендельсона и немецкой школы.
В Копенгагене произошла ещё одна судьбоносная встреча: Эдвард встретился со своей кузиной Ниной Хагеруп, с которой не виделся с детства... и глубоко влюбился в неё. Он посвятил ей пять песен среди которых "я тебя люблю". Нина ответила взаимностью, но родственники влюблённых отнеслись к перспективе свадьбы скептически. "Он ничто, он не имеет ничего, и он создает музыку, которую никто не хочет слушать", - предупреждает Нину её мать.
Несмотря на эту семейную оппозицию, Эдвард и Нина обвенчались в июне 1867 года, не пригласив на торжество родственников. После этого они перебрались из Копенгагена в Осло, где Григ занял должность дирижёра филармонии и подрабатывал уроками фортепиано.
В апреле 1868 года у Григов родилась дочь Александра, и, вдохновлённый этим радостным событием, Григ написал гениальный фортепианный концерт ля минор. Его премьера проводится в Копенгагене ведущим пианистом в Скандинавии, Эдмундом Нойпертом, с большим успехом. Но идиллия оказывается краткой: уже в 1869 году Александра умерла от менингита.
Через некоторое время Эдвард и Нина отправились в длительное путешествие: их путь лежал через Осло, Копенгаген, Берлин, Лейпциг, Вена. Главной целью их путешествия стал Рим. Здесь Эдвард встретился со всемирно известным фортепианным виртуозом Францем Листом, которого ценил очень высоко, и получил от него всецелую поддержку.

В 1872 году Григ создал пьесу «Сигурд Крестоносец», по достоинству оценённую Шведской академией искусств, а власти Норвегии назначили композитору пожизненную стипендию.

В январе 1874 г. драматург Генрик Ибсен написал Григу с просьбой сочинить музыку для своей пьесы "Пер Гюнт" . Первые наброски музыки к пьесе родились в порыве энтузиазма, но Григу потребовались большие усилия, чтобы всё-таки довести дело до конца. Премьера пьесы состоялась 24 февраля того же года, принеся композитору известность и успех. Но слава утомляла его, и в 1880 году он уехал подальше от суеты большого города в родной Берген.

Эдвард Григ умер 4 сентября 1907 года, в возрасте 64 лет, после длительной болезни. В день его похорон более 40 000 преданных слушателей вышли на улицы в знак уважения к любимому композитору.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу.

В эту пору Булль уже завоевал мировую славу. Он концертировал в Европе и Америке, играл собственные обработки норвежских народных песен и танцев, знакомил весь мир с искусством родной страны. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Григ окончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».

На одной из старинных улочек Лейпцига поселился в частном пансионе юный Эдвард... Начались занятия. Первые успехи, первые разочарования. Трудно сказать, чего было больше. В то время в Лейпцигской консерватории преподавали одни из лучших музыкантов того времени. Идолом Эдварда стал Эрнст Венцель. Венцель был превосходным педагогом. Он обладал замечательным даром и опытом передавать ученикам свое понимание музыкальных произведений. Занимался Эдвард и у знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, который тоже очень многому научил Грига.

Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого от природы организма Эдварда. Весной 1860 года Григ тяжело заболел. Здоровье было подорвано, и оказалось достаточно незначительной простуды, чтобы начался тяжелый плеврит. Пришлось вернуться на родину, в Берген. Внимательное лечение и заботливый уход родных подняли Эдварда, но последствия болезни остались. Всю жизнь Григ страдал туберкулезом, а в последние годы дышал лишь частью одного, левого легкого: правое было совершенно разрушено.

Родители очень хотели, чтобы Эдвард остался на зиму в Бергене, отдохнул, поправился. Мать уговаривала его побыть с ней подольше. Но юношу тянуло в Лейпциг. Он скучал в Бергене. Хотелось снова заняться любимым искусством, встретиться с друзьями-музыкантами, зарыться в партитуры... К началу занятий он вернулся в Лейпциг.

В 1862 году Григ окончил консерваторию. На выпускном экзамене он играл свои миниатюры. Актовый концерт проходил в «Гевандхаузе», в торжественной обстановке, и Григ очень волновался. Но экзамен он сдал блестяще. Его пьесы понравились и публике и профессуре. Хвалили и чуткое, тонкое исполнение. Григ получил диплом композитора и пианиста. Однако сам он к своим произведениям относился весьма строго, гораздо взыскательнее, чем другие.

Закончились годы пребывания молодого музыканта в консерватории. Многое изменилось за это время, изменился и вырос он сам. Появилась композиторская техника, он овладел многими навыками, необходимыми для музыканта-профессионала. Живя здесь, он впервые по-настоящему столкнулся и с современной культурой, с бурной жизнью. Ведь все же его родной Берген был по сравнению с Лейпцигом маленьким провинциальным городком. Теперь Григ возвращался на родину полный надежд, высоких стремлений, готовый к борьбе за культуру, за расцвет скандинавского искусства. Правда, пути к намеченной цели еще не были ясны ему, но Григ верил в свои силы. Зимний сезон 1862-1863 года порадовал бергенских любителей музыки новинкой: состоялся первый концерт из произведений Эдварда Грига.

Успех был очень большой. Слушателей пленили искренность, свежесть, непосредственность музыки молодого композитора, его мелодический дар. Жители Бергена могли гордиться талантливым музыкантом.

Огромное значение для Грига имело его знакомство с молодым талантливым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Оно состоялось зимой 1864 года. Нурдрок был старше Грига всего на один год, но у него уже вполне сложились взгляды на искусство, на долг художника-гражданина. Нурдрок считал, что нет музыки «вообще скандинавской», что музыка датская, норвежская, шведская самостоятельны и каждая имеет свои отличительные национальные особенности. По мнению Нурдрока, композиторам следует прежде всего заботиться о развитии самобытных национальных черт музыки своего народа, а не подражать немецким композиторам, хотя бы и таким известным, как Шуман и Мендельсон...

Взгляды Нурдрока оказались чрезвычайно близкими Григу. Страстные речи молодого патриота встретили в нем живой отклик и понимание. Молодые люди быстро подружились. Григ и Нурдрок хотели не только писать музыку, но и пропагандировать ее. С этой целью они организовали в Копенгагене музыкальное общество, которое должно было знакомить публику с произведениями молодых композиторов Дании, Швеции и Норвегии. Его назвали «Общество Евтерпы» в честь музы - покровительницы музыки. Как всегда, Григ много работал. Но успел написать он лишь одно произведение - концертную увертюру «Осенью», так как внезапно его свалила лихорадка. Болезнь протекала очень тяжело, и спас юношу только тщательный уход.

Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Нина жила в Копенгагене с матерью, известной драматической актрисой Верлиг Хагеруп. От матери она унаследовала сценическое дарование. У нее был чудесный голос, и она мечтала о сцене, о пении, о том, чтобы знакомить публику с талантливыми сочинениями современных композиторов. Нина превосходно исполняла романсы Грига.

Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела и слышать о браке. Она желала для своей дочери более солидного мужа, а не никому не известного композитора. «У него ничего нет, и он пишет музыку, которую никто не хочет слушать», - жаловалась она своей приятельнице. Григ должен был доказать матери Нины, что она ошибается. В 1866 году он приехал в Кри-стианию и, прежде всего, решил дать концерт, чтобы приобрести известность, общественное вложение. Это был настоящий норвежский концерт. И публика и пресса были в восторге.

«Это хорошее начало придало мне мужества, веры в будущее», - вспоминал Григ. Вскоре Филармоническое общество Кристиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились и приглашения давать уроки. Теперь молодой музыкант мог считать себя материально обеспеченным. Молодые люди получили согласие на брак. Свадьбу отпраздновали 11 июня 1867 года.

Началась самая замечательная пора в жизни композитора - расцвет таланта, наступление творческой зрелости. Новые сочинения завоевывают признание публики. Это и новые романсы, и первая тетрадь «Лирических пьес», и сборник норвежских танцев, в которых отразились впечатления Грига от скитаний по родной стране. Вскоре после своего удачного концертного дебюта в столице Норвегии Григ с увлечением занялся общественной деятельностью. При его активном участии 14 января 1867 года в Кристиании состоялось открытие Музыкальной академии - первого норвежского музыкального учебного заведения. В 1871 году вместе с молодым норвежским композитором Иуханом Свенсеном, тоже воспитанником Лейпцигской консерватории, Григ организует Музыкальное общество, объединившее музыкантов-исполнителей. Скоро это общество становится важнейшим центром концертной жизни не только Кристиании, но и всей Норвегии. После возвращения из Рима Григ написал свое первое музыкально-драматическое произведение - «У врат монастыря» на текст Бьёрнсона. Композитор посвятил его Листу. Вслед за ним, в том же 1871 году, появилась мелодрама «Берглиот», также по поэме Бьёрнсона. Сюжет ее писатель почерпнул в одной из древних исландских саг.

Затем вниманием Грига снова завладело произведение Бьёрнсона, на этот раз его драма «Сигурд Юрсальфар», повествующая о событиях далекого прошлого Норвегии. Григ вдохновенно работал над «Сигурдом». Музыка к драме была закончена в небывало короткий срок - всего за восемь дней.

Несмотря на успех пьесы, Григу стало ясно, что исполнение его музыки драматическому театру оказалось не под силу. Для того чтобы она стала известной публике, композитор сделал сюиту, в которую вошли лучшие фрагменты из музыки к драме. Григ мечтал о создании национальной норвежской оперы. Он хотел написать ее в сотрудничестве с Бьёрнсоном. Однако замыслу этому полностью так и не удалось осуществиться. В 1873 году поэт прислал Григу три первые сцены будущей оперы «Улаф Трюгвасон». Последующие сцены не были написаны Бьёрнсоном. Сначала он уехал за границу, потом Григ увлекся работой над музыкой к «Перу Гюнту»... Много лет спустя эти три сцены были оркестрованы и исполнены.

К поэтичнейшим страницам творчества Грига относится его вокальная лирика. И в ней многое связано с именем Бьёрнсона. Чудесные романсы «За добрый совет», «Принцесса», «Тайная любовь», «Первая встреча» написаны на его стихи.

Многие произведения Бьёрнсона вдохновили композитора.его норвежского друга. О сочинениях Грига он всегда отзывался с большой любовью. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик», - писал Чайковский о Григе в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».

Летом 1898 года Григ организовал в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль. Горячее участие в нем приняли все норвежские композиторы, все крупные музыкальные деятели. В Берген, по приглашению Грига, прибыл из Голландии прославленный в то время оркестр под управлением всемирно известного дирижера Виллема Менгельберга.

Большой размах и выдающийся успех бергенского фестиваля привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы. И это было огромной заслугой Грига. «Норвегия, Норвегия! Пусть Ибсен сто раз утверждает, что лучше принадлежать к великой нации. Я, может быть, и согласился бы с ним в практическом смысле, но ни на йоту более. Ибо, с идеальной точки зрения, я не хотел бы принадлежать ни к одной другой нации на свете. Я чувствую, что чем старше я становлюсь, тем более люблю Норвегию...» Эти слова Грига, которые мы читаем в одном из его писем последних лет жизни, не расходились с действительностью. В это время еще более усилилось стремление композитора заниматься обработкой подлинных народных песен, самых ярких образцов норвежского фольклора. Григ возвращается и к старым записям времен путешествий с Буллем, делает переложения их для фортепиано, стремясь сохранить все особенности норвежского народного музицирования. Пишет Григ и оригинальные произведения.

15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Со всех сторон поступали многочисленные горячие пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки любви и уважения. Он получил пятьсот телефамм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость... В 1906 году Григ снова предпринимает большое турне: концерты в Праге, Лондоне, Амстердаме, а весной 1907 года - Берлин, Киль, Мюнхен. Это его последние выступления. В мае Григ возвращается в Норвегию, в Тролльхауген. Лето приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. В среду, 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне.


Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов. Дед композитора, Джон Григ, унаследовавший эту должность, играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна.

В возрасте двенадцати лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано. Через три года, после окончания общей школы, по настоятельному совету «норвежского Паганини» - известного норвежского скрипача Оле Булла, Григ поступил на обучение в Лейпцигскую консерваторию. Шуман с тех пор всегда оставался любимым композитором Грига, и его ранние произведения, в частности соната для фортепиано (1865), хранят следы влияния Шумана.

В этих ранних произведениях заметно влияние любимых Григом классиков: Шумана, Шуберта, Мендельсона. В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками. Однако о своем учителе композиции Морице Гауптмане Григ говорил так: «Он олицетворял для меня всякую противоположность схоластике». Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген.

В Копенгагене Григ сблизился с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. В общении с ним окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Норвежские народные мотивы занимают все больше и больше места в его творчестве. На Рождество 1864 года Григ сделал ей предложение, и в июле 1867 года они поженились.

В нём прозвучали первая соната Грига для скрипки и соната для фортепиано, песни Нурдрока и композитора Хальфдана Кьерульфа. В 1868 году у Григов родилась дочь, которую назвали Александрой. В 1869 году Григ открыл для себя классический сборник норвежского музыкального фольклора, составленный известным композитором и фольклористом Людвигом Матиасом Линдеманом.

Также в начале 1870-х годов Григ и Бьёрнсон были заняты мыслью об опере. Их замыслы не осуществились главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали оперные традиции.

Великие композиторы

Он был поражён свежестью музыки и послал восторженное письмо автору, которое сыграло большую роль в жизни Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции.

В 1874 году правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию. Представление увертюры в Осло 24 февраля1876 года сопровождалось большим успехом, музыка Грига становилась все более известной в Европе. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и вернуться в Берген. В конце 1870-х годов Григ был увлечен сочинением крупных инструментальных произведений.

От сырости в Бергене у Грига обострился плеврит, полученный ещё в консерватории, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. С 1885 года основным местом жительства Грига стал Тролльхауген - вилла, выстроенная по его заказу неподалеку от Бергена.

Поэзия норвежской природы, дух и строй народной музыки отразились в лучших его произведениях этих лет: балладе для фортепиано, оп. 24; Первого струнного квартета. В письмах Грига того периода часто встречаются подобные описания гор и природы Норвегии.

В 1890-е годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». Несмотря на болезнь, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.

С 1858 по 1862 год Эдвард Григ проходил обучение в этом музыкальном учебном заведении

Там Григу стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Григ часто пользовался ими и нередко насыщал свои произведения сюжетной программностью, когда хотел запечатлеть в музыке нравы и обычаи родного народа. Из около ста пятидесяти фортепианных пьес Грига семьдесят было издано в десяти сборниках «Лирических пьес». Лучшие из этих пьес давно стали достоянием широких кругов любителей музыки.

Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (оп. 41, 52).

Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп

Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка. Затем же по совету Уле Булла родители Грига отдали его учиться в консерваторию Лейпцига.

Таким образом пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию

Недолго побыв в Бергене, Григ направляется в Копенгаген. В 1864 году Григ стал одним из основателей общества «Эвтерпа», которое было призвано просвещать население страны. Григ путешествовал по всей Европе, давая концерты совместные с женой – певицей Ниной Хагеруп. После встречи с Ференцом Листом в 1870 году в биографии композитора Грига было написано одно из известнейших его произведений – «Сигурда Крестоносец».

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген

По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. В 1862 году Григ окончил консерваторию, блестяще выдержал выпускные экзамены, получив диплом композитора и пианиста. Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Конечно, Эдвард был этим огорчен и мечтал доказать матери Нины, что та ошибается. Публика и пресса были в восторге от его выступления, а вскоре столичное филармоническое общество пригласило Грига на должность дирижера.

В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Рикард Нурдрок организовали музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии.

Эдвард Хагеруп Григ - величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.

Родившись 15 июня 1843 года в г. Берген, в обеспеченной семье, он с детских лет слышал музыку Моцарта, Шопена, которую исполняла его мама Гесина Григ. В семье было пятеро детей, которых родители старались приучить к миру музыки.

Эдвард начал играть в возрасте 4 лет, сразу определив для себя будущее призвание. Двенадцатилетним мальчиком он пишет свое первое фортепьянное произведение. В пятнадцатилетнем возрасте он поступает Лейпцигскую консерваторию. Город великих композиторов, вдохновлял Грига. За время своего обучения им было написано»4 фортепьянные пьесы», романсы на стихи немецких поэтов. Его любимыми композиторами были Шуман, Мендельсон, Шуберт, что яркой музыкальной темой пронеслось по его раннему творчеству.

Блестяще окончив 1862 году консерваторию, Эвард возвращается в свой родной Берген. Но город был тесен для развития творческих способностей музыканта - композитора. Через год он переезжает в Копенгаген. В этот период времени им написано множество произведений: первую симфонию, увертюру «Осень», романсы, первую скрипичную сонату. Основная тема произведений - народные мотивы Норвегии. В это же время он встретил свою двоюродную кузину, которая стала его женой и верной спутницей всей жизни. Семья и родственники не одобрили брак Грига с сестрой и молодожены вынуждены были перебраться в Осло.

Ословский период наиболее творческий в жизни композитора. В 1868 году появились на свет несколько сборников его песен, романсов, фортепьянный концерт. Смерть годовалой дочки Александры поставила семейное счастье Грига под угрозу, супруга замкнулась в себе, счастье покинуло дом композитора. Григ продолжает сочинять и в 1869 году выходят в свет «25 норвежских народных песен и танцев».

В 1871 году Эвард вместе со своим другом Юханом Свенсом основал концертное общество, где пропагандировали музыку современных композиторов (Вагнер, Листа, Шумана).

За свои заслуги перед Норвегией Григу правительство назначило государственную стипендию пожизненно. В этот период появляется его знаменитая музыка к драматическому произведению «Пер Гюнт», премьера которой в 1876 году принесла известность музыканту по всей Европе.

Популярность и материальное благополучие позволили композитору вновь вернуться в город своего детства. В 1883 году композитору поставили страшный диагноз «туберкулез», в этот же год его покинула супруга. Два года Григ творил в одиночестве, но помирившись с женой, он переселяется на свою вилле «Тролльхауген», где и проживает до своей кончины в 1907 году.

Смерть композитора потрясла не только Норвегию, но и всю музыкальную Европу. Еще при жизни организованный Григом фестиваль норвежской народной музыки проходит в Бергене до настоящего времени.

О Григе

Музыку Грига слышали многие, особенностью его произведений является удивительная воздушность и легкость. К слову сказать, есть доказанные сведения о полезном воздействии музыки этого композитора для здоровья. Подобно тому как музыку Моцарта слушают ради того чтобы развить интеллект, Григ в медицинском смысле полезен для людей скованных и нервных и страдающих от психосоматических недугов наподобие астмы.

Норвежский композитор и дирижер родился летом 1843 года в городе Берген в семье дипломата. Благодаря великолепному музыкальному образованию, которое имела мать Грига, юноша с ранних лет приобщился к музыке. В 1858 году поступает в Лейпцигскую консерваторию, а по окончанию своего обучения там переезжает в Копенгаген для обучения к Н. Гаде.

Следует отметить знакомство Грига с Гансом Андерсоном, который оценил талант юного музыканта. Григ в свою очередь создал ряд романсов по произведениям сказочника. Фольклорные темы привлекали композитора, и он выбрал вариант использования элементов народной музыки и норвежской культуры, в связи с чем, получил в дальнейшем известность именно национального композитора Норвегии.

С 1866 года Григ обитает в Осло, где знакомится с драматургом Бьернсоном. Данное знакомство становится причиной для создания постановок и опер на сюжеты пьес этого автора. Наряду с этим композитор довольно активно ведет общественную деятельность и становится создателем первого национального музыкального учебного заведения – Музыкальной академии, которую, нужно сказать, закрыли спустя пару лет. Помимо этого он создал Филармоническое общество, которое существует по сей день.

Период проживания в столице дарит музыкальному миру много интереснейших произведений, из которых особенно следует отметить фортепианный концерт, получивший славу своеобразного гимна Норвегии. Тем не менее, наибольшие плоды принес период после переезда в родной город. Оказавшись снова в Бергене Григ создает музыку для драмы Пер Гюнт, которая делает его всемирно известным, собственно, до сих пор мелодии из частей Утро и других являются узнаваемыми практически везде.

Для проживания композитор выбирает собственную виллу в так называемой Долине троллей. Там он поселяется на берегу фьорда, поблизости от родного города и проживает с 1885 года до собственной кончины. Природа Норвегии и вдохновляющие пейзажи приносили этому автору возможность создавать свои удивительные произведения.

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое