Методическое сообщение на тему: «Франц Шуберт. Эпоха и стиль. Франц Шуберт: биография, интересные факты, видео, творчество Музыкальный мир шуберта


Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис-полнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест-во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме-нее, Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти-ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально-освободительных движений. Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду-шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название « романтизм» . Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов-торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не ора-тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни - романса (нем. Lied ). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро-мадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз-вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным - разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла - первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым - миниатюрного с масш-табным, песенного с симфоническим - дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла - лирико-романтический.

Франц Шуберт родился в 1797 г, в предместье Вены, в семье школьного учителя.

Музыкальные способности мальчика оказались слишком рано, и он уже в раннем детстве с помощью отца и старшего брата научился играть на фортепиано и скрипке.

Благодаря доброму голосу одиннадцатилетнего Франца удалось устроить в закрытое музыкальное учебное заведение, которое обслуживало придворную церковь. Пятилетнее пребывание там дало Шуберту основы общего и музыкального образования. Уже в школе Шуберт творил очень много, и способности его были замечены выдающимися музыкантами.

Но жизнь в этой школе была грузом для Шуберта в связи с полуголодным существованием и невозможностью полностью отдаваться писанию музыки. В 1813 г. он покинул школу и вернулся домой, но жить на средства отца было невозможно, и вскоре Шуберт занял должность учителя, помощника отца в школе.

С трудностями, проработав в школе три года, он оставил ее, и это привело Шуберта к разрыву с отцом. Отец был против того, чтобы сын оставил службу и занялся музыкой, потому что профессия музыканта в то время не обеспечивала ни надлежащего положения в обществе, ни материальной благополучности. Но одаренность Шуберта до той поры оказалась так ярко, что он не мог заниматься чем-то другим, кроме музыкального творчества.

Когда ему было 16-17 лет, он написал первую симфонию, а потом такие замечательные песни, как «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на текст Гете. За годы учительства (1814-1817) он написал много камерных, инструментальных музык и около трехсот песен.

После разрыва с отцом Шуберт переехал в Вену. Он жил там в большой нужде, не имел своего угла, а находился по очереди у своих приятелей - венских поэтов, художников, музыкантов, часто таких же бедняков, как и он сам. Нужда его доходила иногда до того, что ему ни на что было купить нотной бумаги, и он вынужден был записывать свои произведения на обрывках газет, на столовых меню и др. Но такое существование мало отражалось на его настроении, обычно жизнерадостном и веселом.

В творчестве Шуберта-«романтика» сочетает веселье, жизнерадостность с меланхолично-грустными настроениями, которые доходят иногда. к мрачно-трагической безнадежности.

Это было время политической реакции, жители Вены пытались забыться и отвернуться от хмурых настроений, вызванных тяжелым политическим гнетом, много развлекались, веселились и танцевали.

Вокруг Шуберта сгруппировался кружок молодых художников, писателей, музыкантов. Во время вечеринок и внегородских прогулок он писал очень много вальсов, лендлеров и экосезов. Но эти «шубертиади» не ограничивались только развлечениями. В этом кружке запальчиво обсуждались вопросы общественно-политической жизни, выражалось разочарование окружающей действительностью, ви-словлювалися протесты и недовольство против тогдашнего реакционного режима, назревали чувства тревоги, разочарованности. Рядом с этим сильные были и оптимистичные взгляды, бодрое настроение, вера в будущее. Весь жизненный и творческий путь Шуберта преисполненного был противоречий, которые так характерные для художников-романтиков той эпохи.

За исключением незначительного периода, когда Шуберт примирился с отцом и жил в семье, жизнь композитора была очень тяжелой. Кроме материальной нужды, Шуберта подавляло его положение в обществе как музыканта. Его музыка не была известна, ее не понимали, творчества не поощряли.

Творил Шуберт очень быстро и много, но за его жизнь почти ничего не печаталось и не выполнялось.

Большинство его произведений остались в рукописях и были выявлены через много лет после его смерти. Например, одно из самых популярных и любимых теперь симфонических произведений - «незаконченная симфония» - ни разу не выполнялся за его жизнь и впервые был выявлен через 37 лет после смерти Шуберта, равно как и много других произведений. А однако потребность услышать собственные произведения у него была такая большая, что он специально писал мужские квартеты на духовные тексты, которые мог выполнить его брат со своими певцами в церкви, где он служил регентом.

Пансион воспитанниц МО РФ.

Музыкальная гостиная

«Жизнь и творчество Франца Петера Шуберта»

Ответственные:

Киртаева Л.А.

Ольхова А.В.

Юликова Н.К.

Москва 18.11.2010.

Франц Петер Шуберт.

Это имя – одно из самых известных в мире и, одновременно, одно из самых таинственных.

Он жил недолго, и не был счастлив, не получил и толики того признания, которое выпало на долю его великих предшественников - Антония Сальери, Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Людвига ван Бетховена.

И всё же он успел сказать новое слово в музыке, став одним из родоначальников нового направления – романтизма.

Можно сказать: творческий гений Шуберта возвестил рождение новой эпохи в музыке – эпохи романтизма.

Это понятно уже по тому, как выглядит список его произведений!

Шуберт был первым, кто довёл до совершенства этот жанр, где поэзия и музыка существуют в неразрывном единстве.

Об этом мечтали теоретики романтизма, с тех пор, когда маленький Франц лежал ещё в колыбели.

Вот сборники пьес для фортепиано: экспромты, музыкальные моменты, бесчисленные танцевальные миниатюры, фантазии, танцы.

Вот, наконец, сонаты, симфонии, квартеты, инструментальные ансамбли.

Везде музыкальные формы позаимствованы у классиков, которых Шуберт боготворил, но музыка у него развивается совсем по-другому – композитор работает по принципу усиления красоты ради создания колоссального контраста музыки, когда мелодия поднимается из глубин партитуры, встаёт во весь рост и, исчерпав свою энергию, уступает место другим темам.

Философия его музыки везде остаётся неизменной – остановленное прекрасное мгновение, оказавшись в нашем страдальческом и тревожном мире, сделалось бы ещё ослепительнее в сравнении с ним.

Все сочинения Шуберта написаны с огромной любовь, нежностью и вдохновением…

Глядя на огромное наследие и сравнивая его с продолжительностью жизни композитора, невольно задаёшься вопросом: какой же интенсивности душевное горение наполняло всё существо и душу этого молодого человека!

Прижизненный издательский каталог сочинений Шуберта заканчивается круглым числом «100».Все остальные номера были присвоены посмертно.

И где находился источник этого пламени, если учесть, что краткая жизнь Франца Петера Шуберта вовсе не была богата внешними событиями, а слава и известность, которые столь часто подстёгивают творческое вдохновение, пришли к нему, лишь в конце жизни?

Биография Франца Петера Шуберта шла по тропе музыки!

Он был 12 ребёнком в семье приходского учителя и поварихи, живших за тогдашней городской чертой. А сегодня это восьмой округ Вены, и к дому Шуберта текут толпы туристов.

Вена всегда относилась к городам, о которых можно сказать – «музыкальная столица» цивилизованного мира.

Первые уроки игры на скрипке дал ему отец. Музыкальные способности малыша были столь очевидны, что семья отдала его в школу Венского хора мальчиков и в закрытое учебное заведение при ней – императорский Лицей, который назывался Конвикт.

Там, в стенах Конвикта, Шуберт начал сочинять музыку. Ему было всего 12 лет. В семейном кругу состоялись и первые исполнения детских сочинений.

В Конвикте Франц не только пел во всемирно известном хоре. Но и играл в оркестре этой капеллы на скрипке.

Фортепиано Шуберт освоил позднее и считал себя не очень хорошим пианистом, стесняясь даже аккомпанировать свои песни публично.

В Конвикте Шуберт всё своё время посвящал сочинительству, запустил латынь и математику; и, вообще, его, кроме музыки, ничего не интересовало.

Отец, повздыхав, забрал его из Конвикта и пристроил своим помощником в церковно-приходскую школу.

Отец воспитывал Франца в соответствии со своими представлениями о жизненной стезе, хотел сделать из сына учителя с надёжным заработком, но сын не слышал отцовских предостережений и между ними происходит охлаждение чувств.

Бурное развитие таланта сына вызывало тревогу у отца. Он хорошо знал, как труден путь даже известных музыкантов и хотел уберечь своего ребёнка от такой участи.

Шуберт был равнодушным педагогом, эта работа его совсем не интересовала.

За эти 3 года работы учителем, он написал: 4 симфонии, 2 оперы, много сонат, квартетов и, конечно, песен.

При этой занятости Шуберт находил время и на музыкальное образование – он брал уроки у знаменитого Антонио Сальери; который был учителем Бетховена и Моцарта.

При всём стремлении к учёбе, систематического образования Франц так и не получил.

На учёбу нужны были деньги, а семья Шуберта испытывала нужду.

Франц всю жизнь занимался самообразованием, под подушкой на смертном одре у него нашли учебник по теории музыки.

Хотя такому прекрасному мелодисту, который рождается один раз в столетие, разве нужны учебники?

Несколько раз Шуберту удавалось получить место капельмейстера, но подолгу он нигде не задерживался.

Полностью погруженный в своё искусство, подверженный таким же частым сменам настроения, как те, что так замечательно показаны в его музыке, Шуберт рос человеком неприспособленным к жизни, был замкнут и нелюдим.

Его очень тяготило общество людей.

Ко всему прочему, внешнее признание его таланта волновало его крайне мало.

Все его самостоятельные попытки отдать свои сочинения в печать или организовать публичные концерты - были довольны вялыми.

А ведь к своему 19-летнему возрасту, Шуберт создал большую часть своих песенных шедевров и другой музыки, которая могла бы украсить любой концерт или издательский каталог!

Творил он ежедневно, ежечасно, без устали и остановки. Музыка не оставляла его и во сне – и он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на бумаге. А, чтобы каждый раз не искать очки, он не расставался с ними.

В произведениях никогда ничего не изменял – потому, что не имел на это времени.

Шуберт решает, что достаточно взрослый и решает уйти из родительского дома. Отношения с отцом складываются напряжённо, отец им был не доволен.

«Принимайте людей такими, какими они есть, а не такими, какими они должны быть», - сказал Франц в размолвке с родными.

Только через несколько лет Франц помирится с отцом и вернётся в семью.

Первым чужим кровом становится квартира его венского друга, где он поселился на несколько месяцев, чтобы только сочинять музыку.

С тех пор Шуберт не имел собственного дома и уже не мог существовать без помощи друзей, у которых он жил.

Друзья всячески его опекали, устраивали его жизнь и пользовались его талантом.

Шуберт был чрезвычайно рассеян и равнодушен ко всему, что не касалось музыки.

Слово «богема» ещё не существовало в те годы, но кружок Шуберта больше всего напоминал общество из мансарды, где собирались поэты, художники, композиторы и разные творческие люди.

Когда у Шуберта не было денег на нотную бумагу, нотные станы для него рисовал художник, брат поэта, писавшего оперные либретто.

Шуберт здесь был душой компании.

Вот его словесный портрет: небольшого роста, плотный, коренастый, близорукий, застенчивый, доверчивый, наивный и непрактичный в быту – но он был необычайно обаятелен.

Знакомства более «приличные» - со знатными горожанами Вены – давали возможность устраивать домашние концерты, так называемые «шубертиады». Эти концерты были посвящены исключительно музыке Шуберта. Он не отходил от рояля, тут же, на ходу, сочиняя музыку.

Теперь это официальные, торжественные, музыкальные праздники, поддерживаемые австрийским государством, которые проводятся до сегодняшнего дня.

Такие обстоятельства жизни Шуберта продолжались вплоть до самой его смерти.

Безденежье не позволило ему быть настойчивым в женитьбе – его любимая предпочла ему богатого кондитера.

Он сочиняет песенный цикл с «холодным» названием «Зимний путь» - в нём боль неоправдавшихся надежд и утраченных иллюзий.

Возникает много вопросов: как человек по всему своему складу сосредоточенный исключительно на себе, проводил так много времени на виду у шумного и тесного круга приятелей и при этом находил время на бесконечный поток шедевров?

Время летит быстро, наступает зрелость – плодовитость в сочинительстве уступает место серьёзности и сосредоточенности.

С возрастом друзья отошли в сторону, стали людьми семейными, с положением в обществе.

Они и не подозревали, что музыка их друга завоюет весь мир.

А Франц Петер беспокоился: «Что будет со мной? – придётся на старости ходить из двери в дверь и просить подаяние на хлеб».

От таких мыслей оседает полынная горечь на сердце, рождается тоска и смятение.

Он не предполагал, что старости у него не будет.

Но однажды он всё-таки узнал настоящий успех! – его друзья и почитатели организовали в Вене концерт из его произведений, который превзошёл все ожидания!

Наконец – то, впервые, состоялся его первый авторский концерт! – но… за 8 месяцев до кончины…, принесший ему самый крупный гонорар за всю его жизнь.

Казалось, начался новый, счастливый этап в жизни композитора, но болезнь укладывает его вскоре в постель.

Инфекция вела охоту за Францем в течение 6 последних лет его жизни.

Слабый иммунитет не смог противостоять болезням.

Душными и пыльными летними вечерами на квартире своего брата он писал свои последние произведения.

Болел он тяжело, говорил брату: «Человек и не подозревает, какой запас выносливости заключён в нём».

Но вот настаёт утро, когда он не может больше взять перо или карандаш.

Шуберта помещают в больницу, где 19 ноября он умирает – ему было неполных 32 года.

Что такое 32 года человеческой жизни? – ещё жить да жить, и творить, и работать.

Душа Шуберта ушла в вечность,

и унесла надежды, которым не суждено было сбыться,

и мечты, которым не пришлось осуществиться,

и радости, которых не удалось приручить.

Его душа ушла в вечность разочарованной.

Умер он истощённым, духовно и физически, измученным неудачами в жизни.

Говорят - это был брюшной тиф, на фоне сахарного диабета.

Похоронили его на кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Людвиг ван Бетховен.

Жили они в одно время, но они – композиторы разных поколений. И не были знакомы. Бетховен был глух и из-за своей глухоты вёл замкнутый образ жизни, общаться с ним было трудно.

А Шуберт был застенчив, он знал Бетховена в лицо, знал маршруты его прогулок, знал кафе и трактиры, где Бетховен обедал, посещал нотный магазин, своего рода венский музыкальный клуб, здесь исполнялись музыкальные новинки, велись споры и разговоры о литературе, музыке, театре.

Но в присутствии Бетховена Франц Шуберт не решался вступить в разговор.

Незадолго до смерти Бетховена его верный друг и секретарь показал произведения Шуберта. Дарование молодого композитора поразило Бетховена, и он воскликнул: «Поистине в этом Франце Шуберте живёт искра Божья, он ещё заставит говорить о себе весь мир».

На похоронах Бетховена Шуберт нёс факел.

Друзья поставили своему другу Францу памятник и хотели выбить на белом мраморе эпитафию, в которой бы говорилось о короткой, как вдох, и такой яркой, как молния, жизни.

Было несколько вариантов.

Например: «Путник! Ты слышал песни Шуберта?

Здесь лежит тот, кто их пел».

Или вот ещё – «Он заставил поэзию звучать,

А музыку разговаривать,

Не госпожой и не служанкой -

Родными сёстрами обнялись они

У могилы Шуберта».

Но остановились на другой эпитафии – щемящей и трогательной – «Музыка похоронила здесь своё богатое сокровище,

Но ещё более прекрасные надежды».

И только после смерти он открыл в полной мере все свои музыкальные произведения – но и оставил нам много загадок и возможных вариантов их отгадок.

Как и подобает истинному гению.

Архив Франца Петера Шуберта оказался огромным, разбросанным по разным рукам, и окончательное число написанного им приближается к более чем 1250 сочинений.

При жизни композитора свет увидела всего лишь одна десятая из его произведений, притом многое из опубликованного было типичной коммерческой музыкой того времени: вальсы и марши для фортепиано в две или четыре руки.

Некоторые произведения были найдены и исполнены только через 40 лет. И тогда о них, как о шедеврах, заговорил весь мир.

Вот видите – и ноты и музыка имеют свою судьбу.

А теперь подумайте -

что такое 32 года в жизни молодого человека? – это очень мало.

32 года – это буйный расцвет сил, человеческих и творческих.

Бетховен в этом возрасте ещё не создал свои великие симфонии.

Шекспир написал трагедию «Гамлет» только в 37 лет.

Сервантес, доживи он только до 32-летнего возраста, - не написал бы ещё свой знаменитый роман и мы бы с вами были лишены «Дон Кихота».

А Франц Петер Шуберт создал за свою короткую жизнь столько вдохновенных и прекрасных произведений, сколько в избытке хватило бы на несколько длинных человеческих жизней.

Мир до сих пор помнит его и сожалеет о столь короткой судьбе.

Через много десятилетий – современные почитатели таланта в честь Франца Петера Шуберта назовут кратер на Меркурии.

А теперь, после моего рассказа, мы послушаем несколько произведений Франца Петера Шуберта в исполнении воспитанниц нашего Пансиона.

Но вначале хочу представить вам наших юных певиц со всеми их почётными званиями:

Миронова Кристина – лауреат Всероссийского конкурса «Катюша», лауреат биеннале «Отечеству – с любовью».

Барсукова Татьяна – дипломант международного конкурса «Серебряная звезда».

Казакова Екатерина – дипломант международного конкурса «Серебряная звезда».

Егорова Дарья – она пока ещё только готовиться стать лауреатом, и мы присутствуем, может быть, при рождении новой звезочки.

И ещё хочу представить юную пианистку –

Кузьмина Александра – лауреат биеннале «Отечеству – с любовью».

Пожелаем нашим воспитанницам и всем педагогам, которые учат этих девочек дальнейших успехов и новых побед!

Сейчас они исполнят произведения Франца Петера Шуберта, но прежде я вам немного расскажу об этих произведениях.

Песня – одно из самых удивительных чудес, созданных Францем Шубертом.

Разве не чудо, что небольшая песня способна вызвать радость или грусть?

Все песни Ф.Шуберта проникнуты простыми и сильными чувствами, объединяющими людей в стремлении к добру, справедливости и красоте.

Франц Шуберт использовал для своей музыки стихи более 100 авторов: прежде всего - это Иоганн Гёте, Генрих Гейне, Фридрих Шиллера, Вильям Шекспир и другие поэты.

Песни разные по характеру, по настроению, они проникнуты искренней доверчивостью и необычайной чистотой чувств.

Представьте – 600 песен! – и в каждой частичка чистой и в чём-то абсолютно наивной души композитора.

«Розочка на поле» - написана в жанре народной песни, простая и бесхитростная, почти как детский рассказ.

Исполняет Егорова Дарья.

«Серенада» - прежде следует отметить, что серенада – это хвалебная приветственная музыка, которая, все думают, исполняется на открытом воздухе, по ночам, ближе к рассвету.

Но «sereno » - значит «ясно, весело», и не имеет к ночи никакого отношения.

Серенада означает лишь то, что это лёгкая для восприятия музыка, которая может исполняться в тихую, ясную погоду.

(Впрочем, игра на струнном инструменте и пение под дождём радости никому не доставит.)

Во всём мире считают, что это изысканное признание в любви.

Английский драматург Бернард Шоу написал рассказ, посвящённый серенаде, рекомендую прочитать.

Исполняет Миронова Кристина.

«Форель» - настоящий шедевр.

Для каждого поэта Франц Шуберт находил соответствующие поэзии музыкальные стилистические приёмы.

Любил образы природы – ручей, лес, цветы, поле.

Исполняет Барсукова Татьяна.

«Баркарола» - написана в стиле народной песни.

На итальянском языке «барка» - лодка

Это песня венецианских гондольеров.

Исполняет Егорова Дарья.

«Аве Мария» - песня-ария, песня-молитва.

Франц Шуберт писал для церкви всю жизнь.

Когда слушаешь её, испытываешь душевное очищение – вплоть до слёз.

В этой музыке присутствует тонкая и хрупкая романтическая душа композитора.

Исполняет Казакова Екатерина.

«Лендлер» - народный австрийский и немецкий танец, парный, круговой. Перевод с немецкого языка – сельский танец.

В Верхней Австрии есть местечко Ландль – название танца идёт от этой деревни.

Исполняют педагоги Киртаева Л.А., Перельман И.В.

«Скерцо» - перевод с итальянского языка – шутка.

Пьеса в быстром темпе, в ней обычно бывает смена музыкальных тем, слышен лёгкий смех и громкий хохот. Можно нарисовать картинку розыгрыша и веселья.

Исполняет Кузьмина Александра.

Наша встреча с творчеством Франца Петера Шуберта завершилась.

Но если вас заинтересовал мой рассказ, и вы хотели бы узнать о Франце Петере Шуберте больше и подробнее, то могу посоветовать прочитать книгу Бориса Кремнева «Франц Шуберт» - из серии книг «Жизнь замечательных людей» - год издания – 1964.

Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.

Детство

Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

Обучение

В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

Зрелые годы

Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

Только в одном 1815 году Франц сочинил:

  • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
  • 2 симфонии и 2 мессы;
  • 144 песни и 4 оперы.

Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

Музыка

Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.

В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

  • месса фа мажор;
  • опера «Увеселительный замок сатаны».

В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

Личная жизнь

Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

Последние годы

К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...